Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АННАЛЫ КЛОНМАКНОЙЗА

АННАЛЫ ИРЛАНДИИ ОТ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО 1408 ГОДА

Предисловие автора

ДОСТОЙНОМУ И МНОГООБЕЩАЮЩЕМУ ЮНОМУ ДЖЕНТЛЬМЕНУ МИСТЕРУ ТЕРЕНСУ КОХЛАНУ ЕГО БРАТ КОНАЛЛ МАГЕОГАГАН ЖЕЛАЕТ ДОЛГОГО ЗДОРОВЬЯ И УСПЕХОВ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ

Среди всех достойных и запоминающихся деяний короля Бриана Боровы, прежнего правителя королевства, не последним по значению, даже после того как он скинул невыносимое иго и оковы, которыми эта земля была жестоко мучима и опустошаема датчанами и норманнами на протяжении 219 лет, пока они господствовали и собирали дань с местного населения, и хотя никто из них не назывался королём или монархом этой земли, всё же они имели такую власть, что делали всё, что хотели 31, и вели себя столь по-язычески жестоко, как по отношению к священникам, так и к мирянам, что разрушили здешние храмы, и полностью сравняли их с землёй, и сожгли все хранившиеся в них книги с хрониками и молитвами, чтобы не осталось памяти для потомков, а все знания были бы совершенно забыты, было то, что вышеназванный Бриан, увидев невежество, в которое погрузилось его королевство, после того как окончательно утвердил свою власть, вернул каждому его старинную вотчину, восстановил монастыри и храмы, повелел открыть в каждом приходе школу для обучения молодёжи, которая во время вышеназванной продолжительной войны выросла невежественной и поголовно неграмотной, созвал в Кашеле, что в Мунстере, всю знать королевства, как духовную, так и светскую, и повелел им составить книгу, содержащую сведения обо всех волнах заселения, обо всех событиях и септах, живших на этой земле, от появления первого человека, с момента её заселения и исследования от сотворения мира до настоящего времени, каковую книгу он повелел называть «Псалтырью Кашеля» 32, собственноручно подписал её вместе с правителями пяти провинций и всеми епископами и прелатами королевства и приказал несколько копий этой книги разослать по провинциям королевства, дав явное указание впредь не признавать никакие иные хроники, считать их фальшивыми, подлежащими уничтожению и забвению на веки вечные. С тех пор многие септы, обязанностью которых было ведение хроник и сохранение памяти о прошлых, настоящих и будущих делах в государстве, покинули королевство, поскольку сейчас они не могут извлекать выгоду и пользоваться уважением за свои труды, как прежде пользовались их предки, они забросили свои занятия и держат в небрежении свои книги, предпочитая учить детей английскому языку, а не своему родному, до такой степени, что позволяют переплётчикам вырывать листы из тех книг, о которых их предки тщательно заботились, и нарезать их на длинные полоски, чтобы использовать в качестве мерок, в результате чего последующие поколения впадают в полное неведение относительно того, что происходило прежде.

Ирландия в былые времена, в правление вышеупомянутого короля Бриана и до него, была надёжным оплотом для учёных мужей и школ, куда приходили учиться люди со всего христианского мира, и среди прочих народов, пришедших туда, ирландцы никому не уделяли столько внимания, никому не сделали так много, как англичанам и валлийцам, которым они отдали несколько колледжей, где можно было жить и учиться, в частности, англичанам был отдан колледж в Мейо, что в Коннахте, который в наши дни называется Мейо Английский, а валлийцам – колледж в Галлене, что в графстве Короля, который аналогично называется Галлен Валлийский, откуда два этих народа получили свою письменность, особенно англичане: сравни старосаксонскую письменность с ирландской, которая никогда не менялась, и ты почти не заметишь между ними разницы 33.

Как я понимаю, ты страстно желаешь узнать о таких вещах, и поэтому мною для тебя была переведена старая ирландская книга, которая так долго лежала закрытой и не использовалась, что я с трудом могу прочитать её, и остались места, которые я не могу прочесть, потому что они стали совершенно неразборчивы и утрачены; и если мой скромный труд доставит тебе удовольствие, я буду считать себя вознаграждённым, а мучения, которые я перенёс, – пошедшими на пользу ради чтения тобой, но не другими любознательными товарищами, которые будут скорее критиковать мой слог, чем наслаждаться историей, и за сим от всего сердца прошу у тебя прощения. Из Лейеванхана двадцатого апреля лета господня 1627.

Твой сильно любящий брат

КОНАЛЛ МАГЕОГЕГАН.

Вот имена некоторых авторов, которых я использовал при написании этой книги: cвятой Колумкилле 34, святой Бойхин 35, Каллах О`Мор, эсквайр 36, Беда Достопочтенный 37, Охад О`Фланаган, архидьякон Армы и Клонфахны 38, Гилларнев Мак-Конн-На-Мбохт, архипресвитер Клонвикноса 39, Келахар Мак-Конн, а также Горман 40, Евсевий 41, Марцеллин 42, Макойлин О`Малконри и Танаг О`Малконри, два профессиональных хрониста 43.

ПАМЯТКА 44

От Адама до Потопа – 1656 лет

От Потопа до Авраама – 292 года

От Авраама до исхода из Египта – 500 лет

От исхода из Египта до строительства Храма Соломонова – 480 лет

От строительства Храма до Вавилонского Пленения – 410 лет

От возвращения из Плена до Маккавея – 432 года

От Маккавея до Ирода – 134 года


Комментарии

31. На самом деле викинги никогда не имели полного контроля над Ирландией. Они захватили несколько участков на побережье острове и основали на них города, самым крупным из которых был Дублин. На остальную часть Ирландии викинги совершали набеги.

32. Несмотря на название, «Псалтырь Кашеля» не была действительно «Псалтырью», то есть книгой Библии, а представляла собой сборник генеалогических таблиц, списков королей, житий святых и других подобных материалов. Автором «Псалтыри Кашеля» некоторые исследователи считают епископа и короля Мунстера Кормака, сына Куленнана, жившего на век раньше Бриана Боровы. До настоящего времени «Псалтырь» не сохранилась (её следы теряются в середине XV века после рассеяния библиотеки графов Килдэра, в которой она хранилась), но о её содержании можно судить по скопированным фрагментам, хранящимся в Бодлианской библиотеке, и косвенным упоминаниям в других источниках.

33. Вероятно, речь идёт о так называемом «островном пошибе» - типе почерка, распространённом в VII – IX веках в Ирландии и занесённом в Британию ирландскими миссионерами.

34. От святого Колумкилле (Колумбы) сохранились лишь несколько стихотворений и пророчеств. Об исторических трудах за его авторством ничего не известно.

35. Святой Бойхин (Бохин, Байтен) (536-600) – помощник святого Колумбы, которого тот оставил после себя аббатом Айоны. Святой Бойхин написал «Житие святого Колумбы» и несколько пророчеств.

36. Кто этот Каллах О’Мор – не ясно. О нём не упоминают ни О’Рейли, ни О’Курри, но на него как на авторитета часто ссылается историк Джеффри Китинг.

37. Беда Достопочтенный (672/673 – 735) – английский богослов и историк, Учитель Церкви. Наиболее известный его труд – «Церковная история народа англов».

38. Некими работами О’Фланнагана пользовался Фланн из Монастербойса при написании трактата о языческих захоронениях Ирландии, но никакие из этих работ до нас непосредственно не дошли.

39. Здесь и далее в тексте анналов Магеогеган называет Клонмакнойз более «ирландским» названием Клонвикнос, хотя и оно не совсем точно (по-ирландски Клонмакнойз называется Клуан-Викь-Ношь). Почему для этого и других географических объектов при переводе сохранено «ирландское» наименование, употреблённое Магеогеганом – см. приложения «Индекс персоналий» и «Индекс географических объектов».

40. Горман – одно из ирландских семейств. Какого конкретно его представителя имеет в виду автор – не понятно.

41. Евсевий Кесарийский (260/265-339/340) – отец церковной истории, автор «Церковной истории» и «Хроники», содержащей хронологические таблицы от сотворения мира до 20-го года правления императора Константина Великого (326 г.)

42. Аммиан Марцеллин (330-395) – древнеримский историк, автор «Деяний», в которой, в частности, пишет о кельтах Галлии.

43. «Анналы О’Малконри» были одной из книг, использовавшихся при составлении «Анналов Четырёх Мастеров».

44. Библейская хронология приведена согласно Вульгате.

Текст переведен по изданию: The Annals of Clonmacnoise, being annals of Ireland from the earliest period to A. D. 1408. Dublin. 1896

© сетевая версия - Strori. 2021
© перевод с англ., комментарии - Устинов М. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001