АЛКУИН ЙОРКСКИЙ

«ОРЕЛ ПАРЯЩИЙ»:

АРНОН ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ, ДРУГ АЛКУИНА

Статья посвящена дружбе двух выдающихся деятелей эпохи Каролингов — Алкуина и Арнона, архиепископа Зальцбургского. Жизнь Арнона, его отношения с Алкуином, миссионерские труды, повседневные заботы, богословские и литературные интересы сохранены в письмах Алкуина к нему. Письма часто были родом записных книжек для Алкуина, они давали ему мысли и образы для стихов.

Алкуин высоко ценил дружбу и друзей. Люди, которые были ему дороги, составляли для него особый мир, который он творил сам, давая своим друзьям новые имена. Жил ли он при дворе Карла Великого, сопровождал ли короля в путешествиях по его владениям или безвыездно находился в монастыре св. Мартина в Туре, он помнил своих друзей и поддерживал с ними переписку.

Арнон, настоятель монастыря Сент-Аманд, впоследствии ставший архиепископом Зальцбургским (ок. 740-821), был среди тех, чью дружбу Алкуин особенно ценил. Алкуин приехал во Франкию в 782 г., возглавил придворную школу и играл важную роль в деятельности ученого сообщества, известного как «Академия». Членом «Академии» был и Арнон 1, живший тогда при дворе Карла. Алкуина и Арнона рано стали связывать ученые интересы. [180] Так, по просьбе Арнона Алкуин составил толкования на некоторые псалмы, посвятив трактат другу, вдохновившему его на этот труд 2. В 785 г. Арнон по настоянию короля получает сан епископа Зальцбургского 3 и уезжает к месту служения, однако за три года дружба Алкуина и Арнона окрепла настолько, что ей не были страшны разлука и расстояния.

Арнон был весьма хорошо образованным человеком, любителем изящной словесности, имевшим большую по тем временам личную библиотеку — 150 томов 4. Сохранением значительной части эпистолярного наследия Алкуина мы обязаны именно Арнону, собравшему письма своего друга в единой рукописи ок. 799 г. 5

Письма Алкуина к Арнону отличаются богатством художественных средств, главным из которых является метафора. Алкуин дал своему другу прозвище «Aquila» — «Орел», которое является переводом германского имени «Amo» на латынь, и это прозвище обыгрывается в контекстных метафорах. Так, в 796 г. Алкуин просит Арнона: «...быстро снова пришли мне письмо, чтобы я знал, что собирается делать Орел со своими птичками» 6, где «птичками» называются спутники Арнона по путешествию в Рим. Обращение одного из писем (март 799 г.) таково: «Орла, чрез Альпы летящего, чрез поля проносящегося, чрез города продвигающегося приветствует смиренный земнородный» 7. В письме, датированном 800 г., Алкуин выражает надежду, что его друг навестит его в монастыре св. Мартина в Туре: «О, если бы прилетел Орел среди прочих собраний святых птиц к [местам] рыбной ловли на реке Лигере (Луара)» 8. Некоторые части посланий к Арнону написаны ритмической прозой, например, начало одного из посланий, датированных 800 г.: «Я был обрадован [181] сладчайшим чтением Вашего писания и приятнейшим рассказом посланника Вашего благоденствия, словно бы среди жара лихорадки повеяло некой прохладой, и словно бы жгучим пламенем обожженный я был оживлен росой Вашего приветствия; весь укрепленный надеждой, восстану, слушая то, чего всегда желал, читая на письме то, чего всегда жаждал, [а именно:] приветствие апостолической воли и неизменность святого вероисповедания от того, кого, как полагаю, все Церкви Христовы называют исповедником Христовым и почитают как справедливого [мужа]; чьего присутствия я желал в сей жизни бы более всех других мужей, если бы здравие моего немощного тела мне позволило бы это сделать» 9. Иногда использование гомеотелевтона и аллитерации сближает прозаический текст со стихами: «Ты же со своими всегда следуй святому учению и кафолическую веру усердно проповедуй, чтобы ты удостоился иметь вечную милость с многообразием плода [трудов своих]» 10.

Одной из главных тем писем к Арнону является тема дружбы. Желание увидеть друга, побеседовать с ним высказывается Алкуином почти в каждом послании. Так, в 799 г. Алкуин писал: «Чаще писал бы я к тебе, если бы молва рассказала мне, где могла бы найти тебя моя грамотка. Однако в сердце моем память об имени твоем записана стилем любви, не пером, которое погибнет; по причине сохраняющейся привязанности я часто повторяю от глубочайшего сердечного чувства: “Когда же настанет тот день, когда позволено мне будет обнять моего Орла, и в нежных объятиях сжать шею досточтимого отца!”» 11. Встречи друзей редки, поэтому, по мнению Алкуина, так важен обмен письмами: «Бог дал отсутствующим в утешение то, что они могут беседовать при помощи грамот и подавать необходимое сердцу друг друга: когда дух, окруженный тяжкой темницей плоти, не может использовать быстроту своей природы, братская [182] любовь взаимно направляет себе писания в качестве ее отражения» (800 г.) 12.

Переписка Алкуина и Арнона действительно «подавала необходимое сердцу друг друга». Алкуин интересовался всеми событиями в жизни своего друга, ободрял его и поддерживал. Когда в 796 г. была одержана победа над аварами в Венгрии, Арнону пришлось взять на себя труд проповеди христианства на новозавоеванных землях. В нескольких письмах Алкуин говорит о миссионерстве Арнона, называя это служение «делом святого Павла» 13, ибо св. ап. Павел проповедовал среди язычников. Он призывает своего друга «сделаться истинным последователем апостольского призвания» 14, напоминая ему эпизод встречи Христа с двумя братьями-рыбаками, будущими апостолами Петром и Андреем: «Ты, весьма неутомимый исполнитель Божественного труда, потрудись следовать им [апостолам. — М. Н.] всем напряжением ума, поскольку Сам Христос чрез тебя с кормы твоего корабля изволит проповедовать народам, и да будет Он Милосердным Кормчим кораблика, с которого Он тебе повелел сети апостолической проповеди распустить в море глубочайшего язычества; пока не услышишь, что Он предписывает тебе и твоим спутникам по состраданию Своей великой любви: “Принесите рыбы, которую вы теперь поймали» (Ин 21:10)”» 15. В то же время Алкуину и самому требовалась поддержка и утешение, но другого рода. В 796 году умер архиепископ Йоркский Эанбальд, или, как его называет Алкуин в своем письме, Арканбальд 16, друг юности Алкуина и его соученик по Йоркской школе. Алкуин просит Арнона молиться о душе того, «кто был мне отец и брат, и вернейший друг, и соученик у моего наставаника. Вот, я один остался из той школы» 17. Поддержка Арнона много значила для Алкуина: «но не буду один, если ты будешь мне верным другом» 18. [183]

Известно, что Арнон исполнял дипломатические поручения, даже ездил в Рим 19, по поручению Карла сопровождая папу Льва III. Сложная обстановка в Риме побудила Алкуина обратиться к другу: «Знаю..., что много есть соперников этого же вышеназванного апостолического господина, ищущих сместить его по коварному наущению» 20, но «это совершенно нельзя делать» 21. Свое мнение Алкуин подкрепляет ссылкой на каноны Церкви и увещает Арнона, как духовный отец: «Ты же, сын любезнейший, сын обетов моих, трудись для блага главы твоего, для того, чтобы высший пастырь остался невредим, чтобы Святой Престол сохранил свое достоинство, а кафолическая вера свою целостность, чтобы пастырь пастырей не подвергся волчьим укусам» 22.

Споры с еретиками, в частности, с Феликсом Ургельским, волновавшие Франкскую Церковь, также нашли отражение в письмах Алкуина Арнону. Еще в 793 г. Алкуин дискутировал с Феликсом по поводу его адопционистских взглядов 23, но тот не признал своих заблуждений, и в 800 г. в присутствии самого Карла с Феликсом беседуют вновь: «У нас состоялся великий спор между еретиком Феликсом и святыми Отцами в присутствии господина короля, но он [Феликс], в течение долгого времени укрепившийся [в своих заблуждениях], не соглашался ни с чьим мнением..., считая себя мудрее всех в том, в чем был всех глупее» 24. Далее Алкуин рассказывает, что исследование взглядов Феликса и надзор за ним поручили Лейдраду, епископу Лионскому, а затем Рикульфу, архиепископу Майнцскому, которых и Алкуин, и Арнон близко знали.

В письмах есть упоминания и о заботах, свойственных повседневности, частной жизни человека. Так, например, в 797 г. Алкуин пишет Арнону о своем духовном сыне, родственнике [184] Арнона, о котором Арнон своих письмах выражался «сурово» 25. Алкуин же, напротив, утешает друга, говоря, что «не станет наш труд тщетным, и не погибнет душа, за которую не усомнился умереть Христос» 26. Судя по словам Алкуина, юный родственник Арнона тосковал по дому и оттого плохо учился: «Он ничего не может достигнуть у меня, пребывая в духе печали» 27. Алкуин советует Арнону не полагаться на «слова завистников» 28, но самому побеседовать с мальчиком, понаблюдать за ним и понять, чем бы тому хотелось заниматься в жизни: «Мне представляется одно из двух решений: или вследствие нашей дружбы ты препоручишь его господину королю, или держишь у себя, пока не узнаешь из его образа жизни, какая от него будет польза» 29. Вероятно, Арнон последовал этому мудрому совету и смог понять, каковы способности его родственника, потому что в следующем, 798 г. мальчик снова оказывается у Алкуина: «Что касается мальчика, который живет в нашем доме, мы дадим ему образование, словно сыну, и, если будет воля Божия, сделаем из него мужа совершенного» 30, пишет Алкуин к Арнону.

Одно из недатированных писем Алкуина к Арнону содержит рассуждения о терминологии, употребляемой в богословских дискуссиях 31, однако Алкуин ценил своего друга не только как ученого собеседника-богослова, с которым можно было бы обсудить вопросы веры. В одном из писем (март 799 г.) он сообщает Арнону, что послал ему «пасхальные песни» 32. В другом недатированном письме Алкуин сообщает о книге, отправленной Арнону со своим учеником Фридугизом, время от времени выполнявшим обязанности почтальона между двумя друзьями. Алкуин перечисляет [185] произведения, входящие в книгу, например, «малую Псалтирь, которая называется Псалтирь пресвитера Беды, которую тот собрал из сладостных стихов во славу Божию» 33, или «превосходнейший гимн, написанный элегическим метром, о некой королеве Эдильтриде» 34, судя по имени, англосаксонке, и просит напомнить о книге Фридугизу, «чтобы он, по причине других занятий, не забыл отдать ее тебе» 35. Друзья обменивались не только книгами, но и другими подарками. Так, Алкуин послал Арнону «два небольших кубка», которые тот бы «по временам имел перед глазами на столе» 36, а сам обещал пользоваться во время совершения мессы облачением, которое прислал ему Арнон 37.

И в первых письмах, и в последних Алкуин просит, чтобы его друг поминал его в своих молитвах: «Очень прошу, поминайте в Ваших молитвах мое имя» (790 г.) 38. Будучи настоятелем монастыря св. Мартина в Туре, Алкуин благодарит Арнона за духовную и молитвенную поддержку: «я постоянно подкрепляем твоими святейшими советами и молитвами» (801 г.) 39. Однако и Арнон просил советов и наставлений у своего друга, и по отношению к нему Алкуин выступает как духовный наставник и мудрый советчик, несмотря на то, что, согласно церковной иерархии, архиепископ Арнон стоял неизмеримо выше диакона Алкуина. Подобные отношения могли сложиться между двумя друзьями еще в то время, когда они оба жили при дворе Карла Великого, когда Алкуин возглавлял придворную школу и, кроме того, был признанным и уважаемым советником короля. Например, в письме за 797 г. он пишет: «Пусть суетность века сего, любезности льстецов, блеск тщеславия, страх пред сильными мира, угрозы жестоких людей не заставят сердце твое пасть; но [186] “построй дом свой на Камне” (Мат. 7:24), где никакие бури не смогут тебя опрокинуть. Стой же неустрашимо, презирая языки чернящих тебя и не обращая внимания на уста восхваляющих; и всех, кого сможешь, с помощью Божественной благодати увлеки с собой в это состояние жизни молитвами, увещаниями, примерами, чтобы, стяжав многообразный плод многообразного труда, ты оказался достоин награды в очах Божиих» 40. Наставления Алкуина, содержащиеся в письмах, перекликаются с его же стихотворным посланием к Арнону. Это неудивительно: жанр парафраза был довольно распространен в раннесредневековой Англии, и письма часто служили Алкуину чем-то вроде записных книжек, в которых накапливались мысли и образы для будущих стихов.

Последнее датированное письмо Алкуина к Арнону относится к 803 г. В нем Алкуин говорит о своей болезни: «частое нездоровье понуждает меня напоминать друзьям о помощи [их] святых молитв» 41. Чувствуя приближение смерти, он преподает своему другу последнее наставление: «доколе есть время (Гал. 6:10), неси труд Божий, чтобы в Великий [Судный] день Господа нашего снискать вместе со святыми вечную награду за свои труды» 42.

Алкуин умер в 804 г., его «верный друг» 43 и «любезнейший сын» 44 Арнон пережил его на семнадцать лет (умер в 821 г.). «Орел парящий» продолжал оставаться доверенным лицом Карла Великого и был вызван подписать завещание императора, находился до самой своей кончины в теплых отношениях с сыном Карла, Людовиком Благочестивым, но обстоятельства его дальнейшего полета нам неизвестны. Сохранив эпистолярное наследие Алкуина, он и сам спас от забвения подробности своей жизни только в письмах друга.


Комментарии

1. Ненарокова М. Р. Европейская школьная культура VIII-IХ веков // Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IХ века. М., 2006. С. 31.

2. Brunholzl F. Histoire de la literature Latine du Moyen Age. T. 1. Vol. 2. Tumhaut, Brepols, 1991. P. 36.

3. Brunholzl F. Op. cit. P. 122.

4. Ненарокова М. Р. Указ. соч. С. 31.

5. Brunholzl F. Op. cit. P. 271.

6. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL) // On CD-Rom. Chadwick-Healy, 1993-1995. Vol. 100:91.

7. Ibid. Vol. 100:300.

8. Ibid. Vol. 100:317.

9. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:324-325.

10. Ibid. Vol. 100:191.

11. Ibid. Vol. 100:309.

12. Ibid. Vol. 100:315.

13. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:235.

14. Ibid. Vol. 100:93.

15. Ibidem.

16. Ibid. Vol. 100:92.

17. Ibidem.

18. Ibidem.

19. Ненарокова М. Р. Указ. соч. С. 31.

20. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:325.

21. Ibidem.

22. Ibid. Vol. 100:326.

23. Brunholzl F. Op. cit. P. 38-39.

24. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:326.

25. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:239.

26. Ibidem.

27. Ibidem.

28. Ibidem.

29. Ibidem.

30. Ibid. Vol. 100:286.

31. Ibid. Vol. 100:417-419.

32. Ibid. Vol. 100:300.

33. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100:407.

34. Ibidem.

35. Ibidem.

36. Ibidem.

37. Ibidem.

38. Ibid. Vol. 100:141.

39. Ibid. Vol. 100:387.

40. Migne J.-P. Patrologiae Latinae Cursus Completus (PL). Vol. 100: 241.

41. Ibid. Vol. 100: 407.

42. Ibidem.

43. Ibid. Vol. 100: 316.

44. Ibid. Vol. 100: 316.

Текст воспроизведен по изданию: "Орел парящий": Арнон Зальцбургский, друг Алкуина // CURSOR MUNDI: человек Античности, Средневековья и Возрождения, Вып. V. Иваново. ИвГУ. 2013

© текст - Ненарокова М. Р. 2013
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© OCR - Николаева Е. В. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Cursor mundi. 2013