Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АЛЬ-МУФАДДАЛ

ПРЯМОЙ ПУТЬ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕМЧУЖИНА

В ТОМ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОСЛЕ ЛЕТОПИСИ ИБН АМИДА

IX. Из сочинения Эльмуфаддаля.

Сочинение это, озаглавленное *** т. е. «Прямой путь и единственная жемчужина в том, что случилось после летописи Ибнамида» и составляющее продолжение известной летописи Эльмакина Ибнамида († в 672 г.), хранится в Парижской Национальной Библиотеке (anc. fonds № 619) и обнимает 658-741 годы гиджры (= 1259-1341 г.). Cм. Reinaud, Extraits pag. XXXII; De Slane, Recueil des histor. orient. des crois. I, p. LVII. Ни сама летопись, ни имя автора ее, Эльмуфаддаля, сына Абульфадаиля, в словаре Хаджи-Хальфы не упоминается. Сведения о Монголах почерпнуты отчасти из сочинений Абушаме, Ибншеддада и Ибнабдеззахыра, на которые автор местами прямо и ссылается. К сожалению, в рукописи находятся большие пробелы между 665-669 и 682-689 годами гиджры. Часть сообщаемого здесь текста сверена с Венскою рукописью Ибнельфората, воспроизводящею его почти дословно; оказавшиеся варианты обозначены в выносках буквами И.-Ф. Рассказ Эльмуфаддаля о посольстве, которое султан Бейбарс в 661 году отправил к царю Берке, переведен Катрмером в Hist, des sult. Maml. I, 1, стр. 213-216. *** [187]


|стр. 176| Шейх Шихабеддин Абушаме говорит в своей летописи в этом (т. е. 660-м) году, 27-го дзулькаада (= 13 окт. 1262 г.) прибыло в Дамаск из войска Татарского 200 конных и пеших, с женами и детьми, бежавших к мусульманами. Они рассказали, что войско Хулавуна разбито сыном дяди его, Берке, что полчища Хулавуна бежали и разбрелись в разные стороны, а эта толпа (в 200 человек) направилась в земли мусульманские. Мусульмане [188] обрадовались этому и устранилось от них все, на счет чего они сомневались и чего они опасались. Эти пришельцы сообщили |стр. 177| (следующее): великий царь Татарский, по имени Менгукан, умер и на место его вступил меньший брат его Арикбуга; старший же брат его, по имени Кубилайхан, отсутствовавший (в то время), обиделся и с войском своим двинулся на брата; Берке оказал помощь Арикбуге и они (сообща) поразили войско Кубилая. Когда это дошло до Хулавуна, то он огорчился этим и не признал султанства Арикбуги, собрал войско и выступил против Берке. Берке (в свой черед) двинулся против него и расположился на земле Грузинской. Хулавун же остановился на степи Сельмасской. Потом произошла между ними битва в окрестностях Ширвана. С обеих сторон было убито много людей. Поражение выпало на долю Хулавуна и меч работал в войске его 12 дней. Хулавун бежал в крепость Телу, которая находится среди озера Адзербейджанского, вошел в нее, отрезал доступ к ней и оставался в ней в роде заключенного. Говорит летописец (= автор), передавая то, что сообщает Иззеддин Ибншеддад в биографии Эльмелик-Эззахыра под этим годом и о причине раздора, возникшего между Татарами. «Рассказал мне», говорит он, «Алаэддин Ибнабдаллах Эльбагдади, один из сподвижников эмира Сейфеддина Балабана Эрруми Эддевадара, следующее: забрали меня Татары в плен из Багдада, когда Татары овладели им. Находился я с ними в постоянных сношениях и следил за делами их. Когда был 660-й год, то от Берке прибыли два посла, из которых один назывался Балагия, а другой Татарша, с посланием, содержавшим обычное и между прочим требование, чтобы дому Батыеву была уплачена причитающаяся ему, согласно принятому обычаю, часть из того, что собрано с завоеванных земель. Обычай же этот заключался в том, что все, добытое в землях, которыми они (Татары) овладевали и над которыми они властвовали от реки Джейхуна на Запад, собиралось и делилось на 5 частей; (из них) две части (отдавались) Великому кану, две части войску, а одна часть дому Батыеву. Когда Бату умер и на престол вступил Берке, то Хулавун удержал долю его. Тогда Берке послал к Хулавуну послов своих и отправил с ними [189] волшебников, (которые должны были) погубить волшебников Хулавуна. У Хулавуна был волшебник, по имени Якша. Они (послы) наделили его подарками, которые прислал ему Берке, и просили его содействовать им в достижении их цели. Он сошелся с ними. Хулавун приставши, к этим посланникам людей для прислуживания им и, в том числе, приставил волшебницу из Хатая, по имени Камша, для извещения его о действиях их (посланников). Узнав в чем дело, она уведомила его (Хулавуна) об этом. Он велел схватить их и засадить в крепость Телу, а потом, через 15 дней после взятия их, умертвил их, убив также волхва своего, который прозывался Якшей. Когда до Берке дошло (известие) об убиении послов и волшебников его, то в нем пробудилась вражда к Хулавуну, и он отправил послов своих к Эльмелик-Эззахыру |стр. 178|, чтобы побудить его к совокупному действию против дома Хулавуна». Об этом сказано будет в своем месте, если угодно будет Аллаху всевышнему.

В этом (661-м) году, 11-го реджеба (= 21 мая 1263 г.), прибыли морем в Александрию два посла от Берке: один по имени Джелаледдин, сын кадия Дауката, другой Иззеддин Эттуркмани. Содержание послания было (следующее): знай, что я друг правоверия, а что этот супостат, т. е. Хулавун, неверный; он уже злодейски избил мусульман и овладел их землями. Я рассудил, чтобы ты двинулся на него с твоей стороны, а я пойду на него с своей стороны. Мы нападем на него сразу и выгоним его из края. Я отдаю тебе (все) мусульманские земли, находящиеся в руках его. Поблагодарил его султан за это и отправил к нему великолепный подарок да посла, сейида почтенного, Имадеддина Абдеррахима Эльхашеми Эльаббаси и (вместе с ним) эмира Фариседдина Акуша Эльмасуди Эльасади, в сообществе послов Берке. В числе подарков находились звери, чуждые этому краю, как то: слон, жираф, обезьяны, дикие полосатые ослы (зебры?), верблюды и ослы Египетские; огромная кипа одежд и золотых украшений, шандалы серебряные, циновки Абаданские, (разная) утварь, Китайская посуда, одежды Александрийские, множество изделий фабрики золотого шитья, сладостей и белого сахару. Послание (султана) содержало заявление готовности (на предложение), да просьбу жить в мире [190] и оказать помощь против Хулавуна (У И.-Ф. вставлено за тем: «Рассказывает Иззеддин Ибншеддад, автор биографии Эльмелик-Эззахыра, относительно причины задержки послов Эльмелик-Эззахыра со стороны Ласкариса следующее». См. выше, стр. 178, прим. 1-е.). Прибыв в Константинополь, они (послы) не застали там владетеля его, василевса Кирмихаила, потому что он находился (в это время) на войне, (происходившей) между ним и франками. Когда до него дошло известие о прибытии их, то он потребовал их к себе. Они ехали к нему в течение 20 дней, по сплошной населенной местности и застали его в крепости Кесая (?). Он выехал к ним на встречу («И выказал им радость» (И.-Ф.)), оказал им |стр.179| почет и обещал им содействие в отправлении в земли (Кипчацкие). Застали они у него послов от Хулавуна и он (Михаил, медля отправкою послов Египетского султана) оправдывал перед ними замедление в отправлении их опасением, чтобы Хулавун не узнал об этом («Из опасения перед Хулавуном, что он узнает, что они прибыли по поводу его» (И.-Ф.)). За тем он приказал им возвратиться в Константинополь и оставаться там до тех пор, пока он вернется и отправить их («Это была уловка с его стороны» (И.-Ф.)). Не переставал он делать им проволочки до того, что они провели у него год и 3 месяца. Когда пребывание их (там) затянулось, то они послали сказать ему: «если тебе нельзя оказать содействие в отправке нашей, то отпусти нас обратно в Египет» («То да позволит нам возвратиться в землю нашу» (И.-Ф.)). Позволил он вернуться одному лишь шерифу, и опять стал оправдываться тем, что боится Хулавуна («Извинял он удерживание их от отправки (в Кипчак) тем, что земля его далека от стран, соседних с царством султана Рукнеддина, но близка к землям соседним с царством Хулаку, (который) услышав, что я позволил послам царя Египетского отправиться к царю Берке, заподозрит (в этом) нарушение мира между мною и им и поспешит ограбить соседние ему земли мои» (И.-Ф.)). Шериф вернулся, а Эльфарис («Фариседдин Акуш» (И.-Ф.)) промедлил (в Константинополе) два года, так что большая часть бывших с ним животных погибла («Погибла большая часть животных да невольников и быстро стало портиться остальное» (И.-Ф.)). Потом войско Берке двинулось на Константинополь и произвело [191] опустошения в окрестностях его. Находившийся в нем василевс бежал и отправил Эльфариса Эльмасуди («Эмира Фариседдина Акуша» (И.-Ф.)) предводителю войска Берке сказать ему, что (эта) страна в союзе с султаном Эльмелик-Эззахыром и в мире с ним, и что кан («Берке» (И.-Ф.)) в мире с тем, с кем у него (султана) мир, и в союзе с тем, с кем он в союзе. Тот (предводитель) потребовал собственноручной записи на это. Он (Эльфарис) написал ему собственноручное удостоверение в этом (равно как) и в том, что он остается (в Константинополе) по доброй воле своей и что ему не препятствуют отправиться к Берке. Тогда войско Берке ушло от Константинополя, взяв с собою султана Иззеддина, который содержался в плену в одной из крепостей Константинопольских и которого они (воины |стр. 180| Берке) извлекли из нее. Потом василевс отправил Эльфариса («Эмира Фариседдина « (И.-Ф.)) к Берке и послал с ним с своей стороны посла и грамоту, содержание которой (заключалось) в том, что он обязывается от себя в числе ежегодной подати вносить 300 атласных одежд с тем, чтобы он (Берке) был ему подпорою («Чтобы он был ему союзником и пособником» (И.-Ф.)) и не вторгался в его земли. За тем Эльфарис отправился к Берке. Когда он прибыл к нему, тот упрекнул его за проволочку, но он сказал: «владыка Константинопольский удерживал меня» («От движения (т. е. поездки)» (И.-?.)). Тогда он (Берке) показал ему собственноручную запись, написанную им предводителю войска его, и сказал: «я не наказываю тебя из уважения к Эльмелик-Эззахыру («Ему более чем кому-либо надлежит взыскать с тебя за твою ложь и за порчу того, что он послал с тобою» (И.-Ф.)). Потом султан Иззеддин написал султану Эльмелик-Эззахыру, уведомляя его обо всем этом и о том, какое нерадение выказал Эльфарис 6. Неджмеддин [192] Абдеззахыр (Читай: Мухьиэддин Ибнабдеззахыр.) говорить, что перед свиданием своим с царем Берке, послы Эльмеликъ-Эззахыра на пути своем пробыли у царя Ласкариса в городе Аине (Может быть Ание, см. выше, стр. 63.), потом ехали до Константинополя в течение 20 дней, оттуда (отправились) в Истамбул, а оттуда в Дакситу (Или Дафнисию. См. выше, стр. 63.), т. е. на берег Судакский («Со стороны Ласкариса; затем они переправились морем на другой берег. Переезд этот продолжается от 10 до 20 дней при попутном ветре. Потом они взобрались на гору, называемую Судак» (И.-Ф.)). Там встретил их правитель того края, по имени Таюк (Табук (И.-Ф.)), у которого были лошади юлак, т. е. почтовые. Имя этой земли Крым; обитают ее множество |стр. 181| Кипчаков, Русских и Аллан. От берега до этого места один день езды. Потом они ехали степью другой день и нашли другого начальника, по имени Тукбуга. Он начальствовал над десятком тысяч (воинов) и был правителем всего этого края. За тем они ехали от него 20 дней по равнине, заселенной шатрами, овцами и стадами, до реки Итиля. Это пресноводная река, шириною в Нил Египетский; по ней (плавают) суда русские и тут местопребывание царя Берке. На этот берег привозят съестные припасы из всех тех земель. Когда они приблизились (к орде), то их встретил визирь Шерефеддин Эльказвини, который разговаривал по-арабски и по-тюркски; он поместил их в прекрасном помещении и принес им угощение (состоявшее) из мяса, рыбы, молока и пр. Рано утром царь Берке, находившийся в близком (от них) помещении, пригласил послов к себе («Они явились к царю Берке и визирь Шерефеддин был к услугам их; они кланялись ему по (заведенному) обычаю». (И.-Ф.)). Их уже уведомили, что им следует делать при входе к нему, т. е. войти с левой стороны и, когда от них будет взята грамота, перейти на правую сторону, присесть на оба колена, никому не входить к нему в шатер с мечом, с ножом или с оружием, не прикасаться ногами к порогу шатра; когда кто снимет с себя свое оружие, то слагать его на [193] правую сторону, вынуть лук из сайдака, опустить тетиву, не оставлять в колчане стрел, не есть снега и не мыть платья в орде, а если (уже) случится мыть его, то делать это тайком. Потом (говорится), что они застали царя Берке в большом шатре, вмещавшем в себе 500 всадников («Вмещавшем 100 и (как некоторые) говорят 500 человек» (И.-Ф.)), покрытом белым войлоком, внутри обитом шелковыми материями и китайками (?) и украшенном жемчужинами и драгоценными камнями. Он (хан) сидел на престоле, свесив обе ноги на скамейку, на которой (лежала) подушка, так как хан страдал ломотою (в ногах). Сбоку у него сидела старшая жена его, по имени Тагтагайхатунь; кроме нее у него еще две жены: Джиджекхатунь и Кехархатунь. Сына у него нет. Назначенный |стр. 182| ему в наследники сын брата его называется Эмир Оглу (?), т. е. Эмир Малый; (настоящее же) имя его Темир (читай Менгутемир), сын Тогвана (читай: Тогана), сына Тушукана (вероятно Тукукана), сына Батукана. Царь Берке и Тушукан братья от (одного) отца и (одной) матери. В это время царю Берке было от роду 56 лет. Описание его: жидкая борода; большое лицо желтого цвета; волоса зачесаны за оба уха; в (одном) ухе золотое кольцо с ценным (осьмиугольным?) камнем; на нем (Берке) шелковый кафтан; на голове его колпак и («На чреслах его» (И.-Ф.)) золотой пояс с дорогими камнями на зеленой Булгарской коже; на обеих ногах башмаки из красной шагреневой кожи. Он не был опоясан мечем, но на кушаке его черные рога витые, усыпанные золотом. При нем в шатре его (сидело) 50 («50 или 60» (И.-Ф.)) эмиров на скамейках. Когда они (послы) вошли к нему и представили послание, то это чрезвычайно удивило его. Он взял грамоту и приказал визирю прочесть ее. Потом он велел им перейти с левой стороны [на правую И.-Ф.] и уставить их по бокам шатра, позади находившихся при нем эмиров, приказал подать им кумысу и после того вареного меду, а потом предложил им мясо и рыбу, и они поели. За тем он приказал поместить их у жены своей, Джиджекхатуни. Когда они утром встали, то хатунь угостила их в своем шатре. В конце дня они отправились в отведенные им помещения. Султан Берке стал их требовать [194] к себе в разные часы дня и расспрашивать их про слона и жирафа, спросил (также) про Нил, да про дождь в Египте, и сказал: «я слышал, что через Нил протянута кость человеческая, по которой люди переправляются (через реку)». Они ответили: «этого мы не видели и у нас нет этого». Пробыли они у него 26 дней. Он одарил их кое-чем по части золота, которым торгуют в землях Ласкариса; потом упомянутая жена его (султана) пожаловала им халаты. Он вручил им ответные грамоты и отправил их в путь; вместе с ними (поехали) послы (его): Арбука (?), Аритур (?) и Аримаш (?). Был у царя Берке человек факир из |стр. 183| жителей Фаюмских, по имени Шейх Ахмед Эльмысри, который пользовался у него большим почетом. У каждого из эмиров (находящихся) при нем (Берке), есть муэдзин и имам, да у каждой хатуни (также) есть муэдзин и имам. Для детей же у них есть училища, в которых они читают Коран. Послы были в отсутствии («Они вернулись и пробыли в земле Ласкариса» (И.-Ф.)) до 665 года .(= 2 окт. 1266 — 21 сент. 1267 г.), о чем будет сказано ниже, если это угодно Аллаху всевышнему.

В этом, т. е. 663-м году (= 24 окт. 1264 — 12 окт. 1265 г.) пришло к султану (Египетскому) известие, что войска Хулавуна собрались у сына его Абаги, что Хулавун умер 7-го ребиэльахыра (= 27 янв. 1265 года) от падучей болезни, которая приключалась ему ежедневно по два раза, что он скончался в городе Мераге и перенесен в крепость Телу, где и похоронен, что над ним построена часовня, и что Берке напал на Абагу и разбил его.

В 670-м году (= 9 авг. 1271 — 28 июля 1272 г.) прибыли к султану (Египетскому) в Дамаск послы дома Берке от Менгутемира, сына Тогана, сына Сартака, сына Бату, отправленные морем. Когда они выехали из владений Ласкариса, то их настиг корабль Марсельцев, захватил их (в плен) и привез их в Акку. Находившиеся в ней начальственные лица порицали их (за этот поступок) и сказали: «мы поклялись султану, что не будем удерживать ни одного из послов от отправления ко двору его». За тем они снарядили его (читай: их, т. е. послов задержанных) и [195] отправили в Дамаск, но Марсельцы не возвратили того, что они отняли у них, а были с ними подарки (для султана). Прибыв к султану, они (послы) уведомили его о том, что с ними было. Тогда он послал в Александрию и запретил находившимся там Марсельским купцам торговать и выезжать до тех пор, пока они не внесут вознаграждения за все, что захватили их земляки. Грамота, находившаяся в руках послов дома Берке, содержала запись (?) на все мусульманские владения, покоренные родом Хулавуна, и просьбу оказать им содействие и помочь им истребить род их (т. е. Хулавунидов).

В 698-м году, в месяце рамазане (2 июня — 1 июля 1299 г.), прибыли купцы из Судака и сообщили, что царь Ногай (По-видимому, Ногай тут смешан с Токтой, потому что под 700-м годом сказано: «Царем Кипчака и Судака до реки Итиля Тохтакан, сын брата царя Берке».), сидевший |стр. 184| на престоле царства Берке, в ребиэльэввеле этого года (= 7 дек. 1298 — 5 янв. 1299 г.) пришел в Судак с большим войском и приказал жителям Судака, чтобы все, которые были за него, вышли за город со своими людьми и со своим имуществом. Вышли все приверженцы его, а их было более 1/3 (населения). Потом он приказал войскам (своим) окружить его (город) и стал требовать к себе одного за другим, истязал его и отбирал все его имущество, а за тем убивал его, так что (наконец) умертвил всех, кто (оставался) в городе. После этого он поджег его (город) и уничтожил его дотла (собственно: оставил его разоренным, как будто его и не было). Причиною этому было то, что пошлины и другие доходы с Судака делились между четырьмя Татарскими царями; одним из них был этот Токтай, тот самый, который находился в дружбе с властителем Египта, посылал к нему послов и подарки. Говорили, что цари, которые были соправителями его, обижали наместников его при (дележе) приходившихся на его долю доходов. Это и побудило его к тому, что он сделал. Говорили Эльхадж Ибрахим, сын Мухаммеда Эльмасуди, купец, да Эльхадж Маанук Эльмардани, и Эшшемс Мухаммед Эссинджари, все они говорили в Каире, в 700-м году (= 16 сент. 1300 — 5 сент. 1301 г.), что между упомянутым выше [196] царем Ногаем, сыном брата Берке, избившем жителей Судака, как сказано было выше, и между царем Токтой произошло большое сражение, что он (Токта) одержал верх над ним (Ногаем) и стал властвовать над всем царством Кипчацким, что этому царю не более 30 лет от роду и что он уже заключить мир с царем Казаном, соседом его на границах Хорасана. Случилось (так), что в то время все цари мира были молодые люди, из которых ни одному не было более 30 лет; управление и царствование их начиналось с 694 года. Так владыке нашему, султану Эльмелик-Эннасыру, в то время было не более 20 лет. Говорили также прибывшие с Запада, что и их цари юноши. Впрочем Аллах лучше знает (это).

Наступил 704-й год (= 4 авг. 1304 — 23 июля 1305 г.); владыкою степей Кипчацких (был) царь Токтай, сын брата |стр. 185| султана Берке; он был мусульманин. В том же (т.е. 704-м) году прибыли (в Египет) послы царя Токты, сына брата царя Берке, властителя степей Кипчацких и пр.; вместе с ним (прибыли) большие подарки, рабы и рабыни. Приехали они морем в Александра. Содержание послания их (послов) было следующее: «мы уже послали к Харбенде потребовать от него Хорасан до границ Тавриза; намерение наше двинуться против него; соберите войска ваши и ступайте к нам. Соединимся мы и вы для изгнания его (Харбенды) из края. Те земли, в которые придут ваши всадники, будут ваши, а те земли, в которые прибудут наши всадники, будут наши». Говорит летописец: вследствие этого и Харбенда послал послов просить мира. Потом послы были снаряжены в путь и, по оказании им почета, отпущены обратно. В сообществе их султан отправил эмира Сейфеддина Балабана Эссархади послом от себя.

В 706-м году (= 13 июля 1306 — 2 июля 1307 г.) вернулись послы султана от царя Токты: эмир Сейфеддин Балабан Эссархади, Сейфеддин Балабан Эльхакими и Фахреддин Махмуд Эмирахор Сонкор Эльашкар. Вместе с ними приехал посол от Токты, по имени Намун. Ему был оказан чрезвычайный почет, и он был отпущен с ответною грамотою. Вместе с ним отправились Бедреддин Бекмыш Эльхазнадари и упомянутый выше Фахреддин. [197]

Наступил 707-й год (= 3 июля 1307 — 20 июня 1308 г.). Земли от Железных Ворот до степей Кипчацких и Судака да от Харезма до границ Константинополя находились в руках царя Токты, — имя его (собственно), Туктука, сын Менгутемира, сына Саинхана, сына Чингизхана — т. е. сына брата царя Берке.

Наступил 710-й год (= 31 мая 1310 -19 мая 1311 г.). Владетелем степей Кипчацких был царь Токта, т. е. Туктука, сын Менгутемира, сына Саинхана, сына Чингизхана. Границы царства его (простираются) в длину от моря Стамбульского до реки (Иртыша?) около 6 месяцев, а в ширину от Булгара до Железных Ворот около 4 месяцев (пути).

В 711-м году (= 20 мая 1311 —8 мая 1312 г.) возвратились послы султана Эльмелик-Эннасыра от царя Токты. Взяли их в плен Франки, их да послов Токты, всего до 60 человек, отправились с ними в страны прибрежные, и приехали с ними в Триполис Сирийский, выставили их на продажу и запросили непомерную цену, потребовав (за них) 60,000 динаров. Потом они отправились с ними в Аяс и предложили их |стр. 186| владетелю Сисскому за эту же цену, но он отказался от покупки их. За тем они отправились с ними на остров Мастики (= Хиос). Узнав об этом, султан приказал схватить франкских купцов, находившихся в городе Александрии и наложить запрещение на их имущество и поклялся, что не освободит их и не снимет запрещения с имущества их до тех пор, пока не явятся послы его. Тогда Сакран, Генуэзский купец, отправился на остров Мастики, высвободил их и отправил их в Египетские владения. Они прибыли (к Египетскому султану) 16-го ребиэльэввеля 712 года(= 22 июля 1312 г.).

В последних числах месяца рамазана 712г. (= янв. 1313 г.) на царский престол в стране степей Кипчацких и принадлежащих к ним земель, вступил царь Юзбекхан, сын Тогрулджи, сына Менгутемира. Стал он править после дяди своего Токты, сына Менгутемира. Говорят, что это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный. Он умертвил несколько эмиров и знатных лиц и убил множество бахшей (= лам) и волшебников. [198]

В 71З-м году, 26-го дзулхидджа (= 13 апр. 1314 г.), прибыли в страны Египетские послы царя Юзбекхана, вступившего на престол на место царя Токты. Было их (всего) около 174 человек. Им отвели помещение в Элькебше; вместе с ними поместились послы царя Ласкариса.

В 715-м году (= 7 апр. 1315 — 25 марта 1316 г.) султан пригласить к себе послов царя Юзбека, послов царя Ласкариса и послов владетеля Маридинского и выслушал, с чем они приехали к нему. Потом он снарядил их в путь и послал с ними множество подарков и гостинцев всякого рода. От себя он отправил морем в Кипчацкие земли эмира Алаэддина Айдогды Эльхарезми и Хусамеддина Хусейна, (сына) Сару.

В 717 -м году в конце шаабана (т.е. в начале ноября 1317г.) прибыл в город Александрию корабль из Дешт- Кипчацких степей, от царя Юзбекхана. В нем находились послы его и вместе с ними 200 невольниц, 300 невольников и др.

Наступил 720-й год (= 12 февр. 1320 -30 янв. 1321 г.). От Железных Ворот до Харезма и Судака и от Булгара до пределов Константинопольских (царил) султан Юзбекхан, |стр. 187| сын [Тогрулджи, сына Менгутемира, сына Тогана, сына] Батухана, (один) из потомков брата царя Берке. Во всех владениях его с амвонов молились за султана Эльмелик-Эннасыра, после молитвы за царя их (Татар).

В этом же (720-м) году, 25-го ребиэльэввеля (= 5 мая 1320 г.), прибыла в земли Египетские дочь брата султана Юзбекхана, властителя земель Берке, и вместе с нею до 1000 невольников и невольниц. Она поместилась в «Горном Замке» до тех пор, пока было изготовлено все, что ей нужно было для вступления в брак с нашим владыкой султаном Эльмелик-Эннасыром. Брачный договор заключен в месяце ребиэльахыре (= 11 мая—9 июня 1321 г.) на 30,000 динаров. Потом розданы были одежды кадиям и сановникам государства, и пожалованы им награды. Одежда, (пожалованная) кадию Керимеддину, состояла из двух ферязей; одна из них, верхняя, была из красного атласа, с золотым египетским шитьем. Он не соглашался надеть ее и сказал: «этого мне не дозволяет обычай». На это султан сказал [199] ему: «мы нашли ее самою прекрасною для тебя». Это было для него почетным выражением высокого положения его при султане.

В 7З2-м году, в месяце джумадиэльэввеле (в февр. 1322 г.), прибыли послы от султана Юзбекхана и с ними прекрасные, ценные подарки. Они сообщили о смерти шейха Нуреддина. Этот Нуреддин явился в земли Египетские в сообществе дочери брата султана Юзбекхана, на которой женился султан Эльмелик-Эннасыр в 720 году. Потом послы вернулись и с ними (отправился) посол от султана Эльмелик-Эннасыра.

В 737-м году (= 10 авг. 1336 — 29 июля 1337 г.) прибыли послы от султана Мухаммедшаха 7, владетеля Дели; за тем приехали послы царя Мухаммеда Ибнанбарджи 8, владетеля Ирака, правителем царства которого теперь Шейх Хасан; потом прибыли еще послы царя Юзбекхана с большою свитою.


Комментарии

6. «Что он заставил войско Берке отступить от Константинополя, внушив ему, что страна (эта) в союзе с Эльмелик-Эззахыром, тогда как он имел возможность взять с него (василевса), в виде вознаграждения за то, что заставил отступить его (войско Берке), стоимость того, что испортилось из подарков, так как он (Ласкарис) тогда был бы принужден (согласиться) на это. Когда Фариседдин вернулся в Египет и явился к султану, то он (султан) выбранил его за проступок его, схватил его и отобрал у него прибывшие с ним товары, стоимость которых составляла 40,000 динаров. Прибытие его (Фариседдина) было в джумадиэльахыре 665 года (= марте 1267 г.)» (И.-Ф.).

7. Это был Мухаммед, сын Туглука, царствовавший с 725 до 752 года гиджры (= 1324-1351 г.), присылавший послов в Египет уже в 730 году и изъявивший в 744 году готовность признать себя вассалом Египетского султана. См. Quatremere, Mem. sur les relations des princes mamlouks avec l'Inde, в его Mem. geogr. et histor. sur l'Egypte, II,pag. 284-295. Weil, Gesch. d. Chal. IV, 353, 460-461. Thomas, The chronicles of the Pathan Kings of Dehli, p. 256-257. Ibn Batoutah, III, 215-373.

8. Об этом Мухаммеде, сыне Юлкутлуга, сына Тимура (по другим: сын Таштемира, сына Исентемира), сына Анбарджи, сына Менгутемира, сына Хулаку, выступившем в 736 году претендентом на престол Ильханидов, при содействии джелаирского эмира, Шейха Хасана Великого, и убитом в сражении при Нахичевани, в 738 году, см. Fraehn, De Il-Chanorum seu Chulaguidarum numis в Mem. de l'Acad. Imp. des Sc. VIе serie, V. II, p. 534. D'Ohsson, Hist, des Mong, IV, 723. Price, Chronol. retrosp. II, 679-683. Hammer, Gesch. der Ilchane, II, 315-317. Weil, Gesch. der Chal. IV, 342, 343, 346. Aboulghazi, Hist, des Mong. p. 175 (где вместо Anbadji следует читать Anbardji).


Дополнения и поправки

К главе ІХ-й, стр. 176-177 (= перев. стр. 187-188). В подлинной летописи Абушаме (***), на которую ссылается Эльмуфаддаль, известие об окончательном столкновении между Берке и Хулавуном гласить так: *** (рукоп. Копенгаген, библ. № 81, Append. fol. 172, r.-v.), т. е. «Берке расположился на земле Грузинской, а Хулаву остановился на равнинах Сельмаса и Хоя. Человек, которому я верю, говорил мне со слов лица, к которому он питает доверие, что он встретился с слугою одного из эмиров, находившихся в плену у Татар, и что последний в присутствии Элашрефа, владетеля Химса, рассказывал, что он присутствовал при поражении Хулаву Берке (-ханом). Войско Берке, говорил он, успело уже разбить полчище Хулаву, которое последний послал (против него) с своим сыном, и сын его был убит. Тогда Хулаву собрал остальную часть своих ратей, которую он еще мог добыть, пошел на Берке и встретился с ним в окрестности Ширвана. С обеих сторон было убито много народа. Поражение выпало на долю войска Хулаву и меч продолжал действовать среди его несколько дней. Хулаву бежал и пр. —

Стр. 189 -191. Неудовольствие, вызванное в Египетском султане Калавуне задержанием в Константинополе послов, отправленных к царю Берке, побудило Византийского императора Михаила Палеолога загладить такое нарушение существовавшая договора присылкою ему в 680-м году нового клятвенного обязательства, подписанного императором в четверг, 8-го аяра 6789 года, соответствующего концу мухаррема 680 года (т. е. половине мая 1281 г.). Извлекаю из него только то, что относится до Золотой Орды. «Если, — гласит одно из условий — прибудут (к нам) купцы из земель Судацких и захотят ехать в земли его величества султана, то не будет им задержки в моем государстве, а в переезде их туда и в возвращении их оттуда, после стоянки для необходимого дела, (им) не будет ни препятствия, ни задержания, и если с этими купцами, которые (явятся) из земель султана, или с теми, которые (прибудут) от жителей Судака, приедут невольники я невольницы, то они будут отпускаемы с ними в земли его величества султана без задержания и препятствия, за исключением того, если это будут христиане, потому что закон наш и устав нашей религии не позволяют нам этого по отношению к христианам» ***.

Калавун со своей стороны, в договоре, подписанном им во вторник, в начале рамазана 680 года (т. е. в декабре 1281 г.), поставил условием «чтобы послы, отправляемые из моего царства султанского в степи Берке и сыновей его и во владения его, да в эти края (вообще) и на море Судацкое, да на прибрежья (собственно на сушу) его, были целы и невредимы, чтобы при проезде их через владения великого царя Кирмихаила им не было ни препятствия, ни задержки, от начала до конца царства, и чтобы они отсылались сухим путем или морем, сообразно тому, как это будет удобно по времени для царства султанского, целыми и невредимыми, без всякого препятствия, со всеми послами этих и других стран, которые будут ехать с ними, равно как со всеми невольниками и невольницами и проч., которые будут при них» ***.

Оба договора помещены in extenso в энциклопедии Элькалькашанди (рукоп. Бодл. Библ. № 390, том VII, fol. 113-114), который заимствовал их из *** Джелаледдина Мухаммеда, сына Эльмукаррема († в 711 г.), одного из секретарей султана Калавуна (*** (Это тот самый сборник, из которого Элькалькашанди заимствовал также договор Якова II Аррагонского с Эльмелик-Элашрефом Салахеддином Халилем (692= 1293 г.), изданный М. Амари в 1883 году, в 11-м томе Memorie della Accad. dei Lincei, Classe di scienze morali etc.)).

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001