Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АЛАМ АД-ДИН АЛЬ-БИРЗАЛИ

ЛЕТОПИСЬ АЛЬ-БИРЗАЛИ

VIII. Из летописи Шейха Эльбирзали.

*** т. е. «Летопись Эльбирзали», составляющая одно из дополнений к обширной Дамасской летописи Ибнасакира, простирается до 738 года гиджры (Hadji Khalfa, II, стр. 118, 130, и III, стр. 347). Автор ее, Аламеддин Абумухаммед Элькасим, Эддимешки, Эльишбили, Эльбирзали, род. в Севилье, путешествовавший по Востоку и долгое время состоявший преподавателем при разных Дамасских школах, умер в 739 году, 75-ти лет от роду. См. Oriental. II, стр. 371. Weil, Gesch. der Chal. IV, стр. IX-XI. Defremery в Journ. Asiat. 1846, nov.-dec., pag. 544-547. Wuestenfeld, Die Gesch. d. Arab. p. 168-169. Нижеследующие отрывки извлечены из рукописи в 2 томах, обнимающей 709-718 г. гиджры и принадлежащей Лейденской Библиотеке. См. Catal. cod. orient. Bibl. Acad. Lugd.-Batav. Vol.VI, pag. 233-234, № 2848 = Cod. 1700a -1700b. В Берлинской корол. Библ. находится небольшая рукопись Эльбирзали в 135 листов in 12°, озаглавленная следующим образом: *** и обнимающая 601-736 годы гиджры. Краткие сведения о Золотой Орде, которые я нашел в ней под 620-м годом (о войне Татар с Кипчаками и Русскими), под 621-м (о возвращении Татар из Кипчака), под 660-м (о несогласии, возникшем между Берке и Хулаку), под 661-м (о победе, одержанной Берке над Хулаку) и под 665-м (о смерти Берке), не представляют никаких новых данных. *** [174]


В 712 году (= 9 мая 1312 — 27 апр. 1313 г.) умер царь Дешт-Кипчака и прилегающих к нему, входящих в его состав, государств, известный под именем Токтатая; говорят, что настоящее имя его Токтакай и говорят, что он умер в месяце ребиэльэввеле в столице своего государства, прожив около 30 лет. Царем |стр. 173| он пробыл 23 года, потому что вступил на престол государства 7 лет от роду. Он был неверным (державшимся) религии поклонения идолам, любил Уйгуров, т. е. лам и волшебников, и оказывал им большой почет. Он был правосуден и расположен к людям добра всякого вероисповедания, но более других уважал мусульман. Любил он мудрецов и врачей и делал им большие подарки. Войск у него было много. Говорят, что произошла война между ним и врагами его, из числа восставших против него, что он из ратей своих отрядил из каждого десятка по одному (человеку) и что число снаряженных достигло 250,000 всадников. Был у него сын, красивее которого (никто) не видал; он был привержен к исламу, любил слушать чтение Корана великого, хотя и не понимал его, и предполагал, когда сделается царем (этой) страны, не оставить в царстве своем никакой другой религии, кроме мусульманской. Но он умер (уже) при жизни отца, оставив сына. Когда он умер, то отец его (Токтай) назначил наследником (престола) сына упомянутого сына своего, однако же, ему не привелось повелевать, так как после него (Токтая) царством овладел сын брата его, Узбекхан. Это был также юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец. Он умертвил нескольких эмиров и вельмож, умертвил большое количество Уйгуров, т. е. лам и волшебников, и провозгласил исповедание ислама. На престол царский он вступил [175] в конце рамазана этого, т. е. 712 года (= янв. 1313 г.). Государство это известно под именем царства Берке, сына дяди Хулаку. Смерть его (Берке) последовала в 665 году; между ним и Токтатаем царствовали три царя, как то: Менгутемир, Тудаменгу и Тулабуга. Знаменитый шейх Алаэддин Энноман Эльхарезми ханефит, во время пребывания своего в Дамаске, рассказывал, что длина этого государства простирается на 8, а ширина на 6 месяцев пути. Аллаху (это) лучше известно!

Прибыл также (в Дамаск в 718 году) шейх Алаэддин Энноман Эльхарезми, сын Даулетшаха, сына Али; он остался (там) несколько дней и (за тем) отправился ко двору султанскому в Каир. Отсюда он ходил в Мекку, пробыл в Каире 1 1/2 года и (потом) возвратился к своему господину, царю Узбекхану. Это был человек замечательный; он выехал из своего края 21 года, объехал (разные) страны, сходился с знаменитостями, изучал логику, диалектику и медицину и вернулся с свою землю в 701 году (= 6 сент. 1301 — 25 авг. 1302 г.). Здесь он сдружился с царем ее Меликтемиром, служил у него врачом и сделался старшим врачом больницы в Харезме. Потом он (Меликтемир) послал его к царю Токте, Берковичу, царю Дешт-Кипчацкой земли, у |стр. 174| которого он имел большой успех. Когда этот царь умер, то после него воцарился Узбекхан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивою внешностью и фигурою. Он послал с упомянутым Алаэддином Энноманом сумму денег, чтобы одарить некоторые обители в Иерусалиме и уделить часть (денег) на богомольцев, живущих в двух священных городах (Мекке и Медине). Энноман родился в половине рамазана 657 года (= нач. сент. 1259 г.).

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001