АДЕМАР ШАБАННСКИЙ
ИСТОРИЯ
ADEMARI HISTORIARUM LIBRI III
Книга III
61. В это время двое монахов святого Марциала из числа первых, весьма замечательные благочестием, славные святостью, блиставшие мудростью, [возвеличенные священством]*, которые превыше всех почитали друг друга, поддерживали весь монастырь, как два столпа, светились, словно два подсвечника, и сидели рядом за столом, а именно, Рожер, певчий [благородного происхождения, брат славного декана Адальберта]*, и библиотекарь Альдеберт 553, в день святой Пасхи оба увидели в видении, что Христос призывает их, и на той же неделе похвальным образом ушли из жизни 554, [поражённые кратким и суровым недугом]*. Третий монах замечательной святости, Фульхерий, а вскоре и аббат Гуго, твёрдый в любви к Богу, последовали за ними на небеса; последнего сменил Ульрих 555, мудрейший аббат, которого рукоположил епископ Иордан.
62. В те дни, в январе месяце 556, около шестого часа, произошло солнечное затмение продолжительностью в один час; луна же ещё чаще терпела тяготы, будучи то кровавой, то синеватой, то ущербной; на юге, в созвездии Льва, были видны две звезды, которые сражались между собой всю осень: крупная и более яркая – на востоке, меньшая – на западе. Меньшая, словно охваченная гневом и страхом, подлетела к большей, но та не позволила ей приблизиться к себе и, поразив снопом лучей, отбросила её далеко на запад. В последующее время скончался папа Бенедикт, и ему наследовал Иоанн 557. Окончил дни Василий, греческий император 558, и вместо него стал править его брат Константин 559. Ушёл из жизни и Хериберт, епископ Кёльна, славившийся после смерти чудесами. Также император Генрих умер бездетно 560 и, умирая, оставил святые имперские инсигнии своему родственнику Конраду Младшему 561. А тот, сам оказавшись при смерти спустя малое время, доверил скипетр, корону и святое копьё Коно, храбрейшему и мудрейшему князю, с тем условием, чтобы тот вернул их, если он останется жив, или сам владел империей, если ему суждено умереть. И по Божьей воле случилось, что он избежал болезни, но лишился императорской власти. Ибо Коно получил императорскую власть по внушению римского папы [Иоанна]* и всех епископов и вельмож королевства, так как проявил меру справедливости. Младший же 562, который предоставил ему случай править, начал действовать против него в ходе междоусобной распри, но Коно одержал верх 563. Именно это, по-видимому, и означало появление большой и малой звезды. Лангобарды же, радуясь кончине императора, разрушили императорский дворец, который был в Павии. Желая стряхнуть с себя иго императоров, многие знатнейшие среди них пришли в город Пуатье к Вильгельму, герцогу Аквитании, и хотели поставить его королём над собой. Но тот, благоразумно остерегаясь, вступил в земли лангобардов вместе с Вильгельмом, графом Ангулема, и долго держал совет с герцогами Италии; не найдя в них верности, он счёл ничтожными их похвалу и почести. На обратном пути ему сообщили, что умер виконт Гвидо. При посредничестве Вильгельма, графа Ангулема, он поставил Адемара 564 виконтом Лиможа вместо его умершего отца.
63. В это время Гервей, замечательный святостью казначей [церкви] святого Мартина Турского, умер во Христе 565 и был погребён в атрии средней базилики у подножия Распятия. Он построил в Туре часовню в честь Богородицы, где учредил общину святых дев, чтобы они служили Богу под главенством устава.
64. В это время Фулько, граф Анжуйский, который не мог открыто одолеть Герберта 566, графа Мэнского, [сына Гуго]*, коварно пригласил его в цитадель города Сента, словно собираясь уступить ему в лен этот город. И, в то время как тот был беспечен и не подозревал ничего дурного, он запер его в цитадели и захватил в результате гнусного предательства на второй день первой недели сорокадневного поста. А его жена в тот же день пыталась захватить при помощи хитрости жену Герберта, прежде чем та услышит о пленении мужа 567, но некто предупредил её, чтобы она проявила осторожность. Поэтому Фулько, боясь жены Герберта и князей, не осмелился его убить, но два года продержал в строжайшем заключении, и Господь вырвал из его рук невинного 568.
В это время умер славнейший Ричард, граф Руанский 569, и был погребён в монастыре Фекан, в базилике святой Троицы. Ему наследовал Ричард 570, его сын; спустя малое время он и сам умер от яда, и ему наследовал его брат Роберт 571.
65. В это время Вильгельм, граф Ангулемский, через Баварию держал путь к Гробу Господнему. Его сопровождали Одо Беррийский, сеньор Деоля, Ричард, аббат Верденский, Ричард, аббат святого Епархия в Ангулеме, его сеньор и его советник Геральд Фанезен, Амальфред, позднее ставший аббатом, и большая толпа благородных мужей. Стефан 572, король Венгрии, принял его со всеми почестями и одарил подарками. Он начал путь в первый день октября месяца 573, пришёл в святой город в первую неделю марта месяца 574 и вернулся домой в третью неделю июня месяца. Возвращаясь, он проходил через Лимож, где всё множество монахов святого Марциала, выйдя ему навстречу, встретили его с праздничной торжественностью. Когда же слух о его прибытии дошёл до Ангулема, все сеньоры, причём не только ангулемские, но также перигорские и сентонжские, люди всякого возраста и пола, вышли ему навстречу, исполненные радости, желая его видеть. Монашеский же клир святого Епархия, в белых одеждах и разных украшениях, с огромной толпой народа, клириков и каноников, радуясь, вышел ему навстречу на целую милю за пределы города, с похвалами и антифонами. И все возносили крики до небес: «Тебя, Бога, хвалим», и провожали его, как то было в обычае. Тогда же он избрал аббатом Амальфреда, монаха из базилики блаженного Епархия, который был вместе с ним. Ибо аббат Ричард умер в пути, а именно, в Селимбрии 575, греческом городе перед Константинополем, и был погребён там в канун Богоявления 576. Вышеназванного аббата рукоположил епископ Рао, и там присутствовали сам граф и аббат святого Марциала Ульрих, в окружении внушительной толпы монахов, а также соседние аббаты и множество знатных сеньоров.
66. В этом же году названный граф был поражён телесным недугом, [который довёл его] до смерти. И в этом году, [о чём больно говорить]*, город Сент был сожжён нечестивыми христианами вместе с самой базиликой святого Петра епископского престола, и это место долгое время оставалось лишённым почитания Бога. Вышеназванный граф, желая отомстить за это оскорбление, нанесённое Богу, начал постепенно терять телесные силы и приказал приготовить себе ради служения Богу дом в городе Ангулеме, возле церкви святого Андрея, в котором и слёг от болезни. Там его непрерывно навещали все сеньоры и знатные люди из разных земель. Поскольку некоторые говорили, что он заболел из-за колдовства, – ведь он обычно славился сильным и здоровым телом, а тогда тело его исхудало не так, как то бывает у стариков, и не так, как бывает у юношей, – то была обнаружена некая колдунья, которая навела на него порчу. Поскольку она не признавалась, доверились суду Божьему, чтобы правда, которая была неизвестна, открылась по результатам победы двух бойцов. Итак, по принесении присяги, в долгий и ожесточённый поединок между собой вступили Стефан, представитель графа, и Вильгельм, защитник колдуньи. Стефан оказался победителем без всякого урона для своего тела; у второго же была разбита голова, и он, покрытый кровью, стоял на ногах с третьего часа до девятого и, побежденный, был полуживым унесён на руках, и долгое время лежал в постели. Но и тогда колдунья не созналась, и была уличена по свидетельству трёх женщин, которые участвовали с ней в этом чародействе 577. Иероним [в «Толковании на книгу Даниила»]* рассказывает, что Антиох Епифан впал в безумие в результате колдовских чар и, подавленный некими заблуждениями, погиб от недуга. Ничего удивительного, если Бог позволяет, чтобы христиане заболевали телесно от колдовских чар, когда мы знаем, что и блаженный Иов был поражён дьяволом лютой проказой 578, и Павла удручал ангел сатаны 579; но не нужно бояться болезни, от которой погибнет тело, ибо поражение душ гораздо тяжелее поражения тел. Итак, граф пощадил колдунью и не позволил её пытать. Приняв от епископов и аббатов епитимью, граф Вильгельм, уладив все свои дела и поимённо распределив свои владения между сыновьями и своей женой, как ему казалось целесообразным, примирился [со всеми] и получил отпущение грехов, и в течение всего сорокадневного поста посещал мессы и богослужения, пока в первую великую неделю перед Пасхой его не укрепили святым елеем и не причастили, и тогда он, почтив и поцеловав древо креста, на руках у епископа Рао и священников отдал Богу душу 580; и кончина его, и память о нём достойны похвалы. Два дня клирики и монахи дежурили у его тела в кафедральной базилике апостола Петра. Весь город наполнился плачем. В святое Вербное Воскресенье тело его с цветами и вербами было доставлено в базилику блаженного Епархия и погребено там перед алтарём святого Дионисия. Хоронили его два епископа – Рао Ангулемский и Арнольд Перигорский. Его сын Альдуин приказал поставить у его изголовья свинцовую табличку, на которой написано следующее: «Здесь лежит любезный господин Вильгельм, граф Ангулема, который в том самом году, когда он пришёл из Иерусалима, умер в мире 6 апреля, в канун Вербного воскресенья, в 1028 год от воплощения, и весь его род лежит в монастыре святого Епархия» 581. Итак, после его погребения епископы с духовенством и народом перешли к воскресному крестному ходу, и [торжественно] провели установленное.
В Ангулемском княжестве Вильгельму наследовал его сын Альдуин, и славный знак радости обнаружился в начале его правления, когда народ перешёл от горя погребения к радости, идя навстречу господину с криками: «Осанна в вышних! Благословенно царство отца нашего Давида!» 582, и неся в руках пальмовые ветви победы, ветви спокойствия и цветы сладости. Вышеназванный Вильгельм пожертвовал святому Епархию за своё погребение разные и ценные подарки 583, много золота и серебра, уступил Васнак Боск, и передал два серебряных подсвечника стоимостью в 300 солидов, и передал один золотой крест с драгоценными камнями для крестного хода.
67. На следующий день после его погребения замок Блай был коварно отнят у графа Альдуина его братом Готфридом. Граф Альдуин тут же отправился туда с воинской силой, быстро взял этот замок и принял его сдачу; поставив там воинский гарнизон, он вернулся в Ангулем для празднования Пасхи. Когда он ушёл, его брат Готфрид в течение святейших дней – Страстной Пятницы, Положения во Гроб и Пасхи – выстроил напротив Блая ещё один, новый замок. Узнав об этом, Альдуин никоим образом не пренебрёг делом Божьим, но с великой славой и радостью отпраздновал святую Пасху 584. На третий день после праздника он, двинув отборное войско, ушёл, чтобы вступить в битву; ибо он слышал, что его брат хочет с ним сразиться и собирает войско. Итак, он [тут же]* осадил только что укреплённый замок и с храбрым сердцем ждал битвы. Но его брат не посмел вызвать его на бой, видя, что тот располагает сильным войском; и через десять дней, когда замок был осаждён и взят, он смиренно пришёл к нему, и граф Альдуин тут же его простил и заключил мир, и они стали друзьями. И тогда граф уступил своему брату Готфриду в лен три части Блая, а четвёртую оставил себе, и они примирились на подходящих условиях ввиду крепкой любви. [Тогда Готфрид передал в руки своему брату, графу Альдуину, собственного сына за те два замка, что находятся в Сентонже, а именно, Аршьяк 585 и Бутвиль 586, которые всегда принадлежали графу Ангулемскому]*.
68. В ту пору Ульрих, аббат святого Марциала, муж высочайшей нравственности, пришёл в Ангулем к графу Альдуину. И тот подарил тогда святому Марциалу церковь святой Марии, в области Бордо, с большим островом на Дордони, где она расположена; этот остров и церковь находятся более чем в одной миле от замка Фронсак 587, который был в личном владении вышеназванного графа вместе со всеми землями и крепостями в округе. Это владение он держал на основании наследственных прав своей благороднейшей супруги, графини Алозии 588.
По возвращении из Иерусалима его отец Вильгельм стал добрым примером для многих князей 589. Ибо Иземберт, епископ Пуатье, Иордан, епископ Лиможа, граф Фулько и множество сеньоров 590 тут же отправились в Иерусалим.
69. В эти дни герцог Вильгельм созвал собор епископов и аббатов в Сен-Шарру, чтобы искоренить ереси, которые распространяли повсюду манихеи. Там присутствовали все сеньоры Аквитании, которым он приказал заключить мир и почтить католическую церковь Божью. Когда же скончался Сегин, архиепископ Бордо, и после него был поставлен Аций, который спустя малое время также расстался с жизнью, герцог Аквитании Вильгельм и герцог Гаскони Санчо, созвав собрание в Блае, поставили архиепископом Готфрида 591, родом франка, мужа достойного нравами. Там же [в церкви святого Романа]* он был посвящён викарными епископами 592.
70. Также Санчо 593, король Наварры, взяв с собой басков, повёл войско на сарацин и, опустошив Испанию, вернулся с большой добычей и великой победой. Затем, в этом же году Альфонс 594, король Галисии, опустошал земли сарацин с величайшей враждебностью; когда некий испанский город 595, который он осаждал, почти уже сдался ему, а сам он, сложив оружие, удерживал христиан, неистовствующих снаружи, от битвы с врагами, то был ранен стрелой за пределами стен и убит противниками, которых собирался пощадить. Таким образом его войско не без великой скорби вернулось домой, оплакивая своего храбрейшего правителя.
Текст переведен по изданию: Ademari historiarum libri III. MGH, SS. Bd. IV. Hannover. 1841
© сетевая версия - Strori. 2013© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1841