ЛЕТОПИСНЫЙ СБОРНИК,
ИМЕНУЕМЫЙ ТВЕРСКОЮ ЛЕТОПИСЬЮ
В год 6793 (1285) 1.
Заложена церковь каменная Святого Спаса в Твери 2
благоверным великим князем Михаилом Ярославичем
3,
и матерью его благоверной великой княгиней
Оксиньею 4,
вдовой Ярослава Ярославича 5, и епископом
Симеоном Тверским 6.
В год 6794 (1286).
В год 6795 (1287).
В год 6796 (1288). Не захотел Михаил Тверской поклониться великому князю Дмитрию 7 и начал собирать войско. Услышав об этом, великий князь созвал ближних своих Андрея Александровича 8, и Даниила 9, и Дмитрия Борисовича 10, и всех, кто под его началом, и пришел с ними к Тверской земле. И подошли к Кашину 11, и обступили город, и стояли девять дней. А из Кснятина 12 всех прогнали, и оттуда захотели пойти к Твери. Великий же князь Михаиле выехал против них, и заключили мир с великим князем Дмитрием, и разошлись.
В год 6797 (1289). Преставился епископ Симеон Тверской, и был положен в церкви Святого Спаса в Твери, февраля во второй день.
В год 6798 (1290). Закончена была церковь Святого Спаса в Твери благоверным великим князем Михаилом Ярославичем и матерью его благоверной великой княгиней, вдовой Ярослава Ярославича.
В тот же год родился у князя Дмитрия сын Иоанн 13.
В тот же год поставлен был епископ Андрей 14 в Тверь. И освящена была церковь Святого Спаса в Твери епископом Андреем в день собора Архистратига Михаила 15.
В год 6799 (1291).
В год 6800 (1292). Женился князь Иоанн, сын великого князя Дмитрия, на дочери Дмитрия Борисовича 16.
В тот же год заложил владыка Климент 17 в Новгороде церковь святого Николы на Липне 18.
В год 6801 (1293). Пришел князь Андрей из Орды, с Дюденевой ратью 19, на великого князя [65] Дмитрия; и взяли 14 городов, и много зла было на Руси.
В год 6802 (1294). Преставился великий князь Дмитрий Александрович, и стал после него князем великим брат его Андрей.
Той же осенью женился князь великий Михайло Ярославич Тверской на дочери Дмитрия Борисовича 20, и венчан был в церкви Святого Спаса владыкою Андреем в Твери.
В год 6803 (1295).
В год 6804 (1296). Погорел град Тверь.
В год 6805 (1297). Срублен был город на Волге, по пути к Зубцову 21, на речке Старице 22.
В год 6806 (1298). Родился у князя великого Михаила сын Дмитрий 23.
В год 6807 (1299). Максим митрополит 24 уехал из Киева, не в силах терпеть татарского насилия, и пошел в Суздальскую землю, и поселился во Владимире; а епископа Симеона 25 причислил к Ростовской епископии.
В год 6808 (1300).
В год 6809 (1301).
В год 6810 (1302).
В год 6811 (1303).
В год 6812 (1304).
В год 6813 (1305).
В год 6814 (1306). Преставился великий князь Андрей Александрович.
В тот же год пошел князь великий Михаиле Ярославич Тверской в Орду 26.
В тот же год родился у князя великого Михаила сын Константин 27.
В год 6815 (1307), к зиме князь великий Михаил пришел из Орды, и сел во Владимире на великое княжение 28, и приходил ратью к Москве 29.
Той же зимой преставился Максим митрополит.
В год 6816 (1308), к зиме князь великий Михайло приходил ратью к Москве и заключил мир.
В год 6817 (1309).
В год 6818 (1310). Сел князь великий Михайло в Новгороде Великом на столе великого княжения 30.
В год 6819 (1311), марта в двадцатый день, в Твери Петр митрополит 31 поставил епископом Харлампия 32, а на другое утро поставил епископом Прохора 33 в Ростов.
В год 6820 (1312).
В год 6821 (1313). Преставилась великая княгиня, вдова Ярослава Оксинья, в пострижении Мария.
В тот же год река Волхов три дня шла назад 34.
В год 6822 (1314). Преставился князь Василий Александрович Брянский 35.
В тот же год пришли новгородцы ратью к Твери 36, и пожгли села за Волгою, и позвали к себе на стол великого княжения Юрия Даниловича 37; Юрий же, посадив у них князем брата своего Афанасия 38, сам пошел в Москву.
В год 6823 (1315). Пришел князь великий Михаиле из Орды, а с ним много татар. И пошел к Торжку 39 с татарами и с князьями суздальскими. И бились с новгородцами у Торжка месяца февраля в пятый день. И победил великий князь Михаиле, и убили новгородцев более тысячи, и сожгли пригород. А некоторые новгородцы, выйдя из города, побежали в Новгород. И велел великий князь Михаиле ловить их. И взяли Афанасия Даниловича, и князя Федора Ржевского 40, и бояр их, и тех, кто был нужен князю. Некоторых, разоружив, посадили. Кремль же их князь велел разнести.
В год 6824 (1316), марта в девятнадцатый день, загорелся кремль 41 в Твери, и множеством людей был погашен. В тот же месяц, двадцать восьмого числа, преподобный епископ Андрей Тверской, оставив свою епископию, ушел в монастырь.
В тот же год великий князь Михайло, взяв многих воинов, пошел к Новгороду. Недобрые же проводники завели в лихие места, и вернулся князь великий, и много вреда было войску его 42. [67]
В тот же год приехат владыка Давид 43 в Тверь просить новгородцев на выкуп. И договорились с великим князем Михаилом Ярославичем о пяти тысячах рублей.
В ту же зиму причислен был Варсонофий 44 к епископии Тверской.
В год 6825 (1317). Пришел князь Юрий из Орды, приведя с собой посла сильного, по имени Кавгадый 45. И встретил их князь великий у Костромы, а с ним все князья суздальские, и стояли у Волги долгое время 46. И после переговоров с Кавгадыем уступил князь великий Михайло великое княжение князю Юрию и вернулся в отчину свою, в Тверь, и заложил большой кремль 47.
В ту же осень знамение было на небесах, сентября в семнадцатый день, круг над городом Тверью, низко опустившись на севере, и от него три луча — два на восток, а третий на запад.
В ту же зиму князь Юрий с Кавгадыем и со всеми князьями суздальскими пришли от Костромы к Ростову, от Ростова к Переяславлю и сделали много зла христианам. Потом пошли из Переяславля в Дмитров, а из Дмитрова в Клин 48.
В то же время пришли новгородцы в Торжок против великого князя Михаила, в помощь князю Юрию. И стояли в Торжке шесть недель, ссылаясь с князем Юрием и ожидая срока, чтобы пойти князю Юрию от Волока 49, а новгородцам от Торжка. Между тем, выходя из Торжка, начали новгородцы грабить по границе. Великий же князь Михайло, не дожидаясь срока, пошел против них, и была немалая схватка, и убили двести новгородцев. И начали они присылать к великому князю Михаилу с челобитьем и, заключив мир, пошли в Новгород.
Князь же Юрий с татарами и со всем суздальским войском начал разорять тверские волости, пожег села и хлебные поля, а людей в плен повел. И подошел к городу на пятнадцать верст, и стоял на том месте пять недель. Всего же мучили людей в Тверской вотчине три месяца; и ездили послы от Кавгадыя к великому князю Михаилу, но все с коварством, и не было между ними мира.
И пошел Кавгадый к Волге, и Юрий князь, и все князья суздальские, и стали на переезде у Волги 50. Великий же князь Михайло, соединив тверичей и кашинцев, пошел против Юрия. Юрий же ополчился навстречу, и сошлись, и была сеча великая 51. И помог Бог великому князю Михаилу Ярославичу, и много противников побили. Князей же многих руками поймали и привели в Тверь, также и княгиню Юриеву Кончаку 52. Юрий же князь бежал в Новгород Великий с малой дружиной. Кавгадый же велел дружине своей повергнуть боевые знамена, а сам с досадой пошел в свой стан. Было же это декабря в двадцать второй день.
На другое утро великий князь виделся с Кавгадыем и заключил мир. И взял его в Тверь со своею дружиною и, почтив его, отпустил.
В ту же зиму пришел князь Юрий с новгородцами к Броду. И вышел против него великий князь Михайло, и заключили мир 53.
В ту же зиму великий князь Михайло послал сына своего Константина в Орду 54.
В год 6826 (1318). Послал великий князь Михайло Олексу Марковича 55 в Москву с посольством любви, и убил его Юрий князь.
В тот же год пошел в Орду князь Юрий Данилович с Кавгадыем.
В ту же осень загорелся город Тверь, и был угашен множеством людей, и погорела большая часть города, а церквей сгорело шесть.
Придя в Орду, князь Юрий, а с ним зачинатель всего зла, беззаконный и проклятый Кавгадый, наставляемые диаволом, начали клеветать на великого князя Михаила беззаконному царю [69] Озбяку 56, говоря: "Князь Михаиле, собрав по городам многие дани, хочет идти в Немецкую землю 57, а к тебе ему не бывать". Царь же разгневался и велел сына его, князя Константина, голодом морить; и закрыли его в одном жилище. После же этого некоторые сказали царю: "Если убьешь его, отцу не бывать к тебе". И велел его отпустить.
На исходе того же года пришел в Орду благоверный великий князь Михаиле, у моря Сурожского 58, где впадает в него река Дон; было же это сентября в шестой день. И по обычаю одарил князей и царицу, после же самого царя.
Когда же блаженный Михаил пробыл в Орде один месяц, сказал царь чиновникам своим: "Что мне говорили до приезда князя Михаила? Судите его с князем Юрием". Они же, судивши, не сказали правды царю; но оболгали Михаила виной перед беззаконным царем Озбяком.
На следующую неделю поставили его на суде связанным. И судивши его, так сказали царю:
"Достоин Михаил смерти".
На другое утро, в субботу, возложили соху из тяжелого дерева на шею святого Михаила.
Когда пошел двадцать шестой день, как он был в такой неволе и безмерном мучении, за рекой Тереком, под великими горами Ясскими и Черкасскими, у города Тетякова, на реке Севенце 59, рано в среду встал блаженный Михаил и велел начать иерею заутреню и часы. Сам же прилежно слушал с плачем и горькими вздохами. И велел начать правило к святому причащению, и пел сам по книгам, с умилением молясь. И окончив, сел, и сказал сидевшим у него сыну его Константину и всем, кто обычно был с ним: "Дайте мне Псалтирь, тоскует душа моя". И открыв, нашел псалом: "Услышь, Боже, молитву мою"; и прочел до конца. В тот час приняли намерение убить его, и вот один из его слуг вбежал в вежу и сказал: "Господин, Кавгадый и Юрий идут из Орды прямо к твоей веже". Блаженный же сказал, зная, зачем идут: "На мое убиение", — и быстро отослал сына своего к царице 60.
Кавгадый же и Юрий слезли с коней у торга, близ вежи 61. Убийцы блаженного, как лютые звери и немилостивые кровопийцы, внезапно вбежали в вежу; он же стоял в недоумении. И схватили его за соху, и ударили его сильно; и бросили на вежу, и проломилась стена вежи. Он же опять встал. Многие же, схватив, уронили его на землю, и били его ногами. И вот один из беззаконных, по имени Романец 62, извлек большой нож и ударил в сердце блаженного, в правую сторону 63, и, вращая ножом, поразил благородное сердце его.
И так предал в руки Божий дух свой блаженный и христолюбивый князь великий Михаиле Ярославич, приняв насильственную смерть за христиан и за отчину свою, ноября в двадцать второй день, в шесть часов дня 64. Князь же Юрий отправил на Русь благородное и святое тело блаженного Михаила. И, привезя в Москву, положили его в церкви Святого Спаса 65.
В год 6827 (1319). Пришел князь Юрий из Орды, и с ним Константин Михайлович, и бояре отца его.
В тот же год приехали в Тверь епископ Прохор Ростовский и Ярослав Стародубский 66, зовя князя Александра 67 для согласия к князю Юрию. По крестному целованию 68 их, князь Александр приехал во Владимир на Петров день 69, и заключил согласие с князем Юрием. Благородное же и святое тело князя Михаила, отца своего, взяв в Москве, привез в Тверь сентября в шестой день. Тогда же вышел весь город для встречи его, епископ Варсонофий с игуменами, и со священниками, и с дьяконами, с кадилами и со свечами, и монахи многие; княгиня его Анна с сыновьями своими, с Дмитрием, и Александром, и Василием 70. Бояре же и все люди сильно плакали и рыдали. И взяли тело блаженного [71] страстотерпца, и принесли в город, и пели над ним пение надгробное, и положили его в церкви Святого Спаса рядом с отцом его.
Этот блаженный христолюбивый князь великий Михаиле Ярославич, внук великого князя Ярослава Всеволодовича 71, был телом очень большой и крепкий, весьма сановит и разумен более многих, взором и грозен, и преудивителен больше всякого человека; страшен врагам; во многих случаях показал мужество свое и добрый нрав, всегда Божией помощью одолевал противников, так что слава о нем прошла и в дальние страны. Так Бог прославил Своего угодника. Был же блаженный с детства боголюбив, смирен, с радостью слушал всегда божественные книги, любил правду, воздавал честь епископам и священникам, более же любил монахов, подавая необходимое им; сам же воздерживался от порока пьянства, за что и любим был матерью своей, преподобной Оксиньсй, ибо слушал во всем матери своей. Имея же в сердце стремление к Богу, часто вспоминал подвиги и страдания святых мучеников, которые пострадали ради Христовой веры, желая сам испить этой чаши, чему и сподобил его Бог, одного за многих христиан принять блаженную смерть. Хотя и не из-за веры убит был блаженный, как святые мученики, но по заповеди Спасителя, который сказал в Евангелии: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" 72. Эту заповедь Божию христолюбивый князь смертью своей исполнил, идя на смерть за порученных ему Богом людей и с радостью пришел, как верный раб, к своему Владыке 73.
В ту же зиму женился князь Александр Михайлович 74.
В год 6828 (1320). Женился князь Константин Михайлович на дочери великого князя Юрия Софье 75, венчан был в Костроме, в церкви святого Федора.
В ту же зиму за князя Дмитрия Михайловича привели княжну Марию 76 из Литвы, Гедиминову 77 дочь.
В год 6829 (1321). Весной приезжал в Кашин татарин Гачна 78 с должником жидовином 79 и много тягости учинил Кашину.
В тот же год было затмение солнца.
В ту же осень князь Юрий со всем низовским 80 и суздальским войском собрался в Переяславле и хотел идти к Кашину. Михайловичи 81 же, князь Дмитрий с братьями, с тверским и кашинским войском, вышли против него к Волге. И заключил между ними мир владыка Андрей 82, и разошлись.
В ту же зиму князь Юрий, взяв у Михайловичей серебро по мирному договору, не пошел навстречу цареву послу, а вступил с серебром в Новгород Великий.
В ту же зиму родился у князя Александра сын Лев 83.
В год 6830 (1322). Ходил князь Юрий с новгородцами к Выборгу 84.
В тот же год князь Дмитрий Михайлович пришел в Орду. А на Русь вышел сильный посол от царя, по имени Ахмыл 85, за Юрием князем, а с ним князь Иван Данилович 86. И по низовским городам много зла сделали христианам. А князь Юрий от Выборга пошел в низовскис земли, и был в Урдоме 87, и напал на него князь Александр Михайлович, бояр его взял, а сам Юрий укрылся в Пскове.
В ту же осень сел князь Дмитрий Михаилевич на великое княжение 88.
В год 6831 (1323). Князь Юрий с новгородцами поставил город Орешек 89.
В тот же год заложена была церковь каменная святого Федора в Твери 90.
В тот же год преставился Андрей, епископ тверской, в своем монастыре Святой Богородицы на Шоше 91, и положен был в церкви Введения 92, у собора Святого Спаса. [73]
В год 6832 (1324). Взяли новгородцы Устюг 93. Тогда же побили новгородцы Литву у Великих Лук 94 и отняли бывших в плену.
В год 6833 (1325). Закончена была церковь святого Федора.
В ту же зиму князь Юрий убит был в Орде 95.
В год 6834 (1326), сентября в пятнадцатый день, убили в Орде князя великого Дмитрия Михайловича Тверского и князя Александра Новосильского 96 в один день, на одном месте, на реке, называемой Кондракли 97.
В тот же год заложили в Москве церковь Успения Святой Богородицы 98.
В тот же год князю Александру Михайловичу дано великое княжение. И пришел из Орды, и сел на великокняжеском престоле. После этого, вскоре, за умножение грехов наших Бог попустил диаволу вложить злое в сердца безбожных татар и сказать беззаконному царю: "Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не будешь иметь власти над ними". Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал 99, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: "Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу". И велел ему царь так и сделать.
Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть 100. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени.
И было так, что в пятнадцатый день августа 101, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко 102, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: "О, мужи тверские! Не выдайте!" И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших коней на поле, которые схватили лучших жеребцов и ускакали в Москву, а затем в Орду, и там рассказали о кончине Шевкала 103.
В ту же зиму преставился Петр митрополит и убит был Шевкал.
В год 6835 (1327). Узнав об этом, беззаконный царь зимой послал войско на Русскую землю, воеводу Федорчука 104 и пять темников. И множество людей погубили, иных в плен повели, а Тверь и все города огнем пожгли.
Великий же князь Александр Михайлович, не вытерпев гонения безбожных, оставил княжение Русское и все отечество свое, и пошел в Псков с княгинею и с детьми своими, и был в Пскове 105.
В тот же год июля в четвертый день, в день памяти святого отца Андрея Критского 106, родился у князя Ивана Даниловича сын, и назван был князь Андрей 107.
В тот же год была освящена церковь каменная в Москве, во имя Успения Святой Богородицы; и освящал ее великим освящением священный епископ ростовский Прохор, августа в четырнадцатый день.
В тот же год убили князя Ивана Ярославича Рязанского 108; великий же Спас милостивый [75] человеколюбивый Бог Своею милостью защитил благоверного великого князя Ивана Даниловича, его город Москву и всю его отчину от иноплеменников, поганых татар. Князь Константин, после нашествия, с братом князем Василием, с матерью и с боярами приехали в Тверь, устав от печали, и помолились Святому Спасу и всем церквам, желая, чтобы опять была в них молитва, а кто избавился от безбожных татар, те бы опять были у себя дома, и ободрили их всех с любовью.
В год 6836 (1328). Сам князь Константин с князем Иваном Даниловичем пошли вместе в Орду.
В тот же год было землетрясение в Новгороде Великом.
В тот же год сел Иван Данилович на великом княжении всей Руси, и была тишина великая на 40 лет, и перестали поганые разорять Русскую землю и убивать христиан; и отдохнули и успокоились христиане от великого томления, и от многих опасностей, и от насилия татарского, и была с того времени тишина великая на всей земле.
В год 6837 (1329). Божиим милосердием вышел из Орды князь Константин в свою отчину, в Тверь, и начал княжить тогда тихо и мирно; и бояре, и слуги в Твери, и люди, пережившие безбожных татар, укрепились с ним; а церкви сожженные опять ставили на своих местах, и молитва в них утверждалась.
В тот же год князь великий Иван Данилович пошел ратью ко Пскову на князя Александра Михайловича 109 и повернул назад в Опоках 110.
В год 6838 (1330). Женился князь Василий Михайлович в Брянске 111.
В тот же год поставили в город Тверь епископа Федора 112.
В год 6839 (1331). Преставился князь Александр Суздальский 113.
В тот же год князь Константин Тверской пошел в Орду.
В год 6840 (1332). Князь Константин пришел из Орды.
В тот же год был недород великий в земле Русской, дороговизна, голод и скудость всякого жития. Эту дороговизну некоторые называют "рослою рожью".
В год 6841 (1333).
В год 6842 (1334).
В год 6843 (1335).
В год 6844 (1336). Приезжал князь Александр из Пскова в Тверь; взяв сына своего князя Федора 114, опять поехал в Псков. И вскоре подумал в сердце своем: "Если приму смерть здесь, многие скажут, что убежал с княжения и смерть принял, а дети мои лишены будут своего княжения великого; лучите умереть Бога ради, чем мучаясь жить". И послал бояр своих к митрополиту Феогносту 115, для благословения и прося его молитвы, и получил благословение и молитву от него и от всех святителей, и взял бояр своих и слуг.
В год 6845 (1337). Князь Александр пошел в Орду из Пскова и, обошедши всю землю Русскую, пришел к беззаконному царю Озбяку и сказал ему:
"Господин царь, если сотворил тебе зло, за все готов ответить перед тобой"...
(Пропуск в рукописи) 116
...царь так ответил: "Все сделаю, как хочешь, и, взяв сына своего Федора, пойдешь на Русь". Благоверный же и христолюбивый великий князь Александр Михайлович, веря и не веря безбожному их обману, и будучи в смятении ума, размышлял в сердце своем: "Если пойду, жизни лишусь, если не пойду, много зла будет христианам". И оставив свои мысли, пошел в Орду, утешаясь Словом Божиим. Епископ же, и игумен со священниками, и княгиня его с детьми своими 117 проводили его на другую сторону устья Кашинки 118 до церкви Святого Спаса 119. И [77] отслужив службу у Святого Спаса, сотворив молитву за князя и его спутников, отпустили его с плачем и стенанием, и вскоре умолкли от печали. Когда же князь Александр поднялся на судно, начался сильный ветер, так что гребли, а судно назад шло.
И так с трудом плыли по земле Русской.
Брат же его князь Василий с боярами и слугами проводили его до Святославова поля 120. А брат его князь Константин лежал в тяжелой болезни. И плакался о нем великий князь Александр, говоря:
"Это наставник отчине нашей, он укрепил нас на этот поход".
И придя в Орду, великий князь Александр по обычаю тешил царя и его приближенных, найдя сына своего князя Федора в добром здравии. И пробыв месяц в Орде, слышал от беззаконных татар много коварства. Одни говорили: "Княжение великое даст тебе царь", а другие говорили: "Убиту тебе быть". Он же, укрепляясь силой свыше, во всякое время призывал чистым сердцем Господа и всякий час говорил: "Господи Иисусе Христе, сподоби меня принять горькую эту смерть за род христианский".
И когда наступил день памяти великого и славного мученика Дмитрия 121, пришел вестник об убиении его, говоря: "В ближайшие три дня злой смертью жизни лишишься". Князь же великий Александр, выслушав эти слова, спрятал их в сердце своем и не сказал никому, только вздыхал из глубины сердца.
На следующий день после праздника Христова мученика Дмитрия велел петь вечерню и, так воздав хвалу Богу, лег спать. Был же сон его в великой тоске и печали. Когда же прошла ночь и наступил день памяти святых мучеников Терентия и Неонилы и святой мученицы Параскевы 122, велел петь заутреню и прилежно слушал Давидовы псалмы:
"Господи, умножились притесняющие меня, многие говорят о душе моей"... 123 . Слыша это, испустил слезы из глаз своих и сказал: "Давид, царствуя, сколько мучений принял, как же я не хочу пострадать?"
По окончании заутрени сел он на коня и начал ездить, чтобы перенять весть о смерти своей, а одного из слуг послал к царице. И переняв весть, приехал в стан князь великий Александр. А слуга его от царицы с вестью пришел, чтобы оставили мы, братия, своего господина князя Александра и сына его, князя Федора 124.
Князь же Александр, возведя очи свои, велел петь предсмертные молитвы. Когда же закончили петь, посмотрел и увидел черкеса, идущего прямо к его веже, и с ним татар, и выскочил против него. Они же, немилостивые, схватили его, уронили на землю и, сорвав с него одежду, поставили перед Товлубием 125 нагого и связанного. Тот же, беззаконный, стоя верхом на коне в окружении множества татар, испустил, окаянный, крик: "Убейте!" Они же схватили князя Александра и сына его князя Федора, без милости изранили их и, повергнув на землю, отсекли головы им 126.
И так скончались, приняв такую кончину за род христианский.
Бояре же и слуги его разбежались, а другие, взяв тела убиенных, повезли их на Русь.
Когда же привезли их во Владимир, встретил их Феогност митрополит с игуменами и со священниками, и пели пение надгробное, и проводили его. Братья же его князь Константин и князь Василий, епископ Федор Тверской и Гавриил, епископ ростовский 127, собрались и пели над ними надгробное пение в церкви Святого Спаса в Переяславле, и проводили его.
И привезли их в Тверь, и встретили их горожане у церкви святого Архангела Михаила, и на руках несли в город к собору Святого Спаса. Мать же его, и братья, и княгиня его с детьми своими, и все [79] горожане плакали горько. Епископ же с игуменами и священниками пели над убиенными и гробу предали...
(Пропуск в рукописи).
...а князя Семена и братьев его 128 с любовью отпустили на Русь; в ту же осень пришли, пожалованные Богом и царем.
После Александра брат его, Константин, воспринял княжение Тверское. После Константина Василий, брат его, воспринял всю область Тверскую.
В ту же зиму, ноября в двадцать пятый день, в день памяти святого священномученика Климента 129, задумали рубить град Москву и кончили той же зимой, к весне, в Великий пост 130.
В ту же зиму вышел из Орды сильный посол, по имени Товлубий, которого царь послал ратью к городу Смоленску, а с ним князь Иван Коротопол Рязанский 131. И пришли в Переяславль Рязанский 132, а князь Александр Пронский 133 пошел в Орду с данью к царю, и, встретив, Коротопол поймал и ограбил его, а самого привел в Переяславль Рязанский. И тут убит был князь Александр Михайлович Пронский своим братом.
И оттуда шли к Смоленску ратью. А князь великий Иван Данилович тоже послал свою рать с Товлубием к Смоленску, по цареву повелению: князя Константина Суздальского, князя Константина Ростовского, князя Ивана Ярославича Юрьевского, князя Ивана Дрютского, Федора Фоминского, а с ними воевод Александра Ивановича и Федора Иакинфовича 134. И стояла рать у Смоленска недолго, и разошлась, а города не взяла.
В тот же год князь Иван Данилович пошел в Орду, а с ним сыновья его, князь Семен 135 и князь Иван 136, а князя Андрея 137, сына своего, послал в Новгород Великий.
В тот же год пришел из Орды князь Иван на свою отчину, будучи пожалован Богом и царем. Также пойми в Орду князь Василий Давыдович Ярославский 138 и князь Роман Белозерский 139.
В ту же зиму убит был князь козельский Андрей Мстиславич 140 своим племянником Пантелеевым сыном окаянным Василием 141, июля в двадцать третий день.
В год 6848 (1340).
В год 6849 (1341). Преставился князь великий Иван Данилович.
В тот же год вышел из Орды князь Семен на великое княжение.
В ту же зиму убили Глеба Святославича 142 проклятые брянцы.
В год 6850 (1342).
В год 6851 (1343).
В год 6852 (1344).
В год 6853 (1345).
В год 6854 (1346).
В год 6855 (1347).
В год 6856 (1348).
В год 6857 (1349).
В год 6858 (1350).
В год 6859 (1351).
В год 6860 (1352).
В год 6861 (1353). Преставился князь Семен Иванович.
В тот же год преставился Феогност митрополит.
В тот же год преставился князь Андрей Иванович.
В тот же год сел на великом княжении князь великий Иван Иванович.
В год 6862 (1354). Поставлен был Алексий митрополит 143.
В год 6863 (1355). Преставился князь Константин Суздальский.
В год 6864 (1356).
Ходил в Орду Алексий митрополит.
В год 6865 (1357). Как это бывает, за премногую его премудрость и речь разумную и со всеми благоприветливую, более же всего за молебное слово к Богу и житие великое, повсюду о [81] нем большая слава прошла, не только в своих странах христианских, но и в дальних безбожных среди татар, где не знают Христа, и там Христов служитель Алексий хвалим бывал; среди них имя святого Алексия, как нечто священное, прославляется. Эта и иная чудная слава дошла и до самого нечестивого царя Амурата 144, у которого была жена, которая три года не видела 145. Слыша царь Амурат о святом Алексии и о том, сколько Бог делает ради него, принял веру, надеясь, что услышит его Бог молящегося, и посылает царь Амурат к великому князю Дмитрию Ивановичу 146, умоляя его послать человека Божия Алексия, который помолил бы Бога о царице, чтобы она прозрела. "Ибо слышал, — говорит, — что у тебя есть священник, который если что просит у Бога, Бог его слушает; отпусти его ко мне; если исцелит царицу мою, мир имеешь со мною; если не отпустишь, то землю твою пленю".
И как это бывает, великий князь Дмитрий Иванович говорит об этом человеку Божию, архиепископу и умоляет его не медлить, но идти к царю. Святой же Алексий, услышав об этом и поняв тяжесть предстоящего, сказал: "Это прошение и дело выше моей веры; но однако верую, что если кому слепому от рождения даровано Богом прозрение и если кто с верою просит, не отвергнет его Бог". И так пошел в церковь со всем причтом церковным и начал петь молебен.
Когда же он совершал молебное пение, тогда тотчас у чудотворной раки святого чудотворца Петра свеча сама собой загорелась, всем зрячим такое чудо бывает. Митрополит же Алексий, увидев это и приняв, как некое известие, освятил воду и приготовил все прочее, что надо было в дорогу, и отправился со священниками и клириками, как и подобает святителю.
Когда же он шел в Орду, вскоре царица увидела во сне этого блаженного митрополита Алексия, пришедшего в одежде архиерейской, видела также и священников, одетых согласно своему сану.
И каким видела во сне блаженного, сделала по этому образу ризы святительские, и всем прочим священникам. После этого у царя услышали о приходе святого, и тотчас царь встречает его с великою честью и подношением даров. И довелось видеть сказанное: лев и ягненок вместе пребывают. И как только архиепископ совершил молебное пение, имея с собой свечу из того воска, которая сама от себя зажглась, и зажжена была эта свеча, и покропил царицу священною водою, — о великое чудо, Христе Царю! — в тот же час прозрела царица. Царь же с вельможами видели это, и удивились все, и воздали святому хвалу и великую честь; и одарив многими дарами митрополита и всех священников, отпустил их царь с миром 147.
Когда же он возвратился в свой город, великий князь Дмитрий Иванович встретил его со всеми боярами и с народом, с великою радостью и честью, принося хвалу Богу, даровавшему благодать творить великие чудеса и быть славну перед Богом.
После этого, по откровению Божию, святой митрополит Алексий задумал воздвигнуть церковь во имя Архистратига Михаила и чуда его 148 и придел во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы и честного Ее Благовещения, и тут себе гроб заложил своими руками в приделе Благовещения на правой стороне. Церковь воздвиг каменную святого Архистратига Михаила и честного его чуда, в которой был и придел Честного Благовещения, и всяческими красотами ее, иконами, и книгами, и иной утварью украсил, также [83] и трапезную каменную поставил. Многое и иное достойное памяти сделано святым, сколько же написано здесь, довольно для свидетельства, да известно будет истинное. Если бы митрополит не был угодник Божий, то не удостоверил бы Бог варвару татарину такую веру иметь, и не говорил бы угодник, что Бог послушает его и может слепым прозрение дать, опять же не дерзнул бы он выше меры просить, если бы не имел упования на Него, ибо вспоминал слова евангельские: "Если сколько просите во имя Мое, дастся вам"; а также: "Просите и обретете"; и еще: "Да радость ваша исполнена будет" 149.
По слову этому человек Божий митрополит Алексий, видя себя от старости изнемогающего и к концу уже приближающегося, призывает святого Сергия 150. Когда же тот пришел и беседовал с ним, велит митрополит Алексий вынести крест с парамантом 151, украшенный золотом и бисером, и дарит святому. Тот же с смирением поклонился, сказав: "Прости меня, владыко, от юности моей не носил золота, в старости же тем более хочу в нищете пребывать". Архиепископ же говорит ему: "Знаю, чадо, что это твое правило, но сотвори послушание и прими от меня данное тебе благословение". И так возложил на святого крест своими руками, как некое обручение.
После же всех, хотевших с ним говорить, сказал святому: "Знай, преподобный, зачем призвал тебя и что хочу сделать". Святой отвечал: "Как могу знать?" Митрополит же говорит ему: "Вот, я содержал, Богу вручивши, Русскую митрополию, как Бога любящую; ныне же вижу себя к концу приближающимся, только не знаю дня скончания моего, хочу же при своей жизни найти мужа, могущего после меня пасти стадо Христово; обо всех думал и тебя одного избрал, как достойного исполнять слово истинное; знаю, как все тебя требуют, поэтому прежде саном епископства будешь почтен; после же моего преставления и мой престол восприемлешь".
И многое иное говорил ему, хотя его этими словами к своей воле привести. Святой же Сергий, услыша, какую великую суету вменяют ему, отвечал архиерею: "Прости меня, владыко, выше силы моей то, о чем говоришь; кто я, грешный и худший из всех людей? Умоляю, владыко мой, ни мне, ни кому иному обо мне такого не говори, потому что никто этого во мне не может изобрести".
Блаженный митрополит Алексий, видя его непреклонного, не стал больше говорить об этом, боясь, как бы святой, опечалившись, не ушел во внутреннюю пустынь и не пришлось такого светильника лишиться; утешил его словами духовными и так отпустил его в свой монастырь с миром. В то, что так бывает, это читающие верим, так как Господь наш Иисус Христос славящих его прославляет не только в жизни, но после смерти Небесное Царство дарует. Вскоре после того святой отец наш Алексий, который хорошо паству свою пас и на жизненном поприще наставлял, действовал по апостольским правилам, многие чудеса во славу Божию сотворил, в старости был добр и благоугоден, вскоре он, совершив Божественную литургию и причастившись Святых и Пречистых Тайн, простившись с князем и народом и дав последнее целование, переходит в век нескончаемый, куда все святые отходят; [85] было же преставление его февраля в двенадцатый день 152.
Услышав же о святом его преставлении, собрались отовсюду князья, и бояре, и вельможи, и епископы, и иноки из многих стран. И погребли его в им же созданной церкви Архистратига Михаила, в приделе Благовещения Владычицы нашей Богородицы, где и доныне честные и целебные его мощи с верою приходящим исцеление приносят, и не раз или два, но несчетное множество, то явно, то тайно, однако всегда Богу ведомо.
И был святой в том гробе 60 лет. Во время же благочестивого и христолюбивого самодержца великого князя Василия Васильевича 153 и при святейшем митрополите киевском и всея Руси Фотии 154, когда захотел Бог еще больше Своего угодника прославить, чтобы светильнику не под землею быть, но для всех видимым, случилось по произволению Божию, что церковь обвалилась во время Божественной литургии, в то время, когда священник был в алтаре, однако благодатью Христовой все оказались сохранены невредимыми. И очистив место той церкви, захотели воздвигнуть новую церковь, и начали копать ров в основании, и тут тотчас нашли тело блаженного Алексия целое и невредимое, и ризы его не истлели за много лет.
И когда услышали об этом святом обретении, собралось и князей, и вельмож, и простого народа множество, и великую хвалу с пением псалмов и молитв воздали Богу, так прославляющему святых своих. И так была воздвигнута церковь весьма прекрасная, с Божией помощью, и тело святого в раке положено в приделе Благовещения Владычицы нашей Богородицы, на правой стороне, где святые его мощи находятся видимыми и до сего дня, обильно всем исцеление подавая. Перенесение же его мощей было мая в двадцатый день. Да не умолчано будет истинное, но да будет сказано, да будет известно праведное, так как Бог не только в жизни прославляющих Его прославляет, но и после их смерти являет многоразличные чудеса, о них же сказано лишь малое из многого.
В год 6866 (1358).
В год 6867 (1359). Преставился князь великий Иван Иванович.
В год 6868 (1360). Дано княжение великое князю Дмитрию Суздальскому 155, и этому же князю отчина его, от царя Хидыря 156.
В ту же зиму, февраля в третий день, в час ночи, было знамение на небе: облако как будто в крови, и свет как будто заря.
В год 6869 (1361). Убили царя Хидыря. Тогда же ограбили князей ростовских в Орде и отпустили их нагих.
В год 6870 (1362). Ходили московские князья Ивановичи 157, князь Дмитрий Андреевич 158 да князь Владимир 159 на галицкого князя Дмитрия 160; и прогнали его, и княгиню в плен взяли.
В ту же зиму князь Дмитрий Иванович согнал с Переяславля князя Дмитрия Суздальского, а сам сел на великое княжение 161.
В ту же зиму случилась вражда между ростовскими князьями Константином 162 и Андреем 163.
В год 6871 (1363). Князь Дмитрий Иванович ходил ратью на Суздаль 164.
В тот же год приехал в Ростов князь Андрей 165, намереваясь...
(Пропуск л рукописи).
... своего наместника посадили с князем Еремеем 166.
В тот же год (6876/1368. — В. И.) великий князь Дмитрий собрал многих воинов и послал [87] рать на великого князя Михаила Александровича Тверского 167. Князь же великий Михаиле побежал в Литву к великому князю Ольгерду, зятю своему 168, и жаловался, прося помочь, чтобы отомстить вскоре. Литовский же великий князь Ольгерд в ту же осень, собрав воинов многих, пошел ратью к Москве на великого князя Дмитрия; а с ним брат его Кейстут 169 и сын Кейстута Витовт 170, тогда еще юный, и сыновья Ольгердовы все 171, и все князья литовские.
Великий князь Михаиле Александрович Тверской пришел к границе с Москвой. Услышав, что приближается Ольгерд, великий князь Дмитрий разослал грамоты по городам и велел вскоре многим войскам быть у него. И мало успели собрать войск, потому что спешили. И послал великий князь Дмитрий заставу против Ольгерда — Дмитрия Никитина 172, а с ним сторожевой полк, да от князя Владимира Андреевича Иакинфа Шубина 173, а с ними рать московскую, коломенскую и дмитровскую.
Ольгерд же, войдя в пределы московские, начал разорять пограничные места, а на встрече убил князя Семена Стародубского Крапиву 174; а после этого в Оболенске 175 убил князя Константина Юрьевича Оболенского 176, и дошел до Тростны 177, и тут разбил сторожевой полк великого князя московского, заставу московскую — и князей, и воевод, и бояр всех побил. И оттуда скоро пришел к Москве, и стал около города с большим войском, и стоял три дня и три ночи, и много зла сделал, и отошел восвояси, учинив лихо за лихо.
В ту же зиму москвичи опять уступили Городок 178 и весь удел князя Семена 179 князю великому Михаилу Александровичу.
В год 6877 (1369).
В год 6878 (1370). Многие ночи было знамение на небесах — небо как будто в крови и столпы по небу, показывающие местонахождение войск. Ибо на ту зиму, ноября в шестой день, пришел Ольгерд, литовский князь, к Волоку и от Волока к Москве, на Николин день 180, и заключил мир.
В ту же зиму в Новгороде Нижнем 181 выпало много снега, и упало с горы за церковью Святого Благовещения, и засыпало дворы с людьми.
В год 6879 (1371), апреля в десятый день от царя Мамая 182 пришел из Орды князь великий Михаиле Александрович Тверской с ярлыком на великое княжение, а посол с ним Сарыхожа 183; и пошли из Твери мимо Кашина, вдоль Волги. Князь же великий Дмитрий Московский по всем городам велел боярам и народу целовать крест, что не передадутся князю Михаилу и не пустят его в свои земли на княжение великое; а сам с братом своим Владимиром стал ратью в Переяславле. Посол же царя посылал к Дмитрию звать во Владимир к ярлыку (к посажению Михаила на престол великого княжения. — В. И.), а князь Дмитрий отвечал: "К ярлыку не поеду, на великое же княжение не пущу, а тебе послу цареву почесть". И прислал звать посла, и посол, дав ярлык князю великому Михаилу, поехал от Мологи 184 на Москву. А князь великий Михаиле, воюя, пошел назад на Бежецкий Верх 185 и пришел в Тверь мая в двадцать третий день. И послал сына своего князя Ивана 186 в Орду; а татарин, многое получив, пошел в Орду из Москвы. И затем князь великий Дмитрий пошел в Орду, и дал много серебра за великое княжение. Окаянные же измаильтяне, за беззаконие наше, ввергли меч в Русскую землю, и оказали почесть князю Дмитрию, дав ему княжение великое, а князю великому Михаилу сказали: "Давали тебе княжение великое, и рать тебе давали, а ты не захотел и говорил, что сядешь своею силою; садись же, с кем тебе нравится".
В тот же год, на исходе осени, пришел князь [89] великий Дмитрий из Орды с многими должниками; и послал рать на Бежецкий Верх убить наместника князя Михайлова Никифора Лыча 187, а волости тверские грабить, и оттого стало больше раздора.
На зиму пошел князь великий Дмитрий на Олега Рязанского 188 и выгнал его из Рязани, а посадил на Рязань Владимира Пронского 189.
В ту же зиму женился Владимир Андреевич на дочери Ольгерда Елене 190.
Князь же великий Михайло послал князя Дмитрия Еремеева 191 племянника, и тот взял ему Кесь 192, и поймал воевод, детей Ивана Шонурова, Андрея и Давида 193, а также воеводу Бориса 194 и привел в Тверь к великому князю. Князь же Михайло Васильевич Кашинский 195 послал в Москву и заключил мир, а бояре из Кашина, приехав к великому князю Михаилу Александровичу, сложили крестное целование.
В год 6880 (1372), в Фомину неделю 196, князь великий Михайло взял Дмитров; посады и села пожгли, а людей в плен повели. Кейстут же и князь Андрей Полоцкий 197 ходили к Переяславлю, посады и села пожгли, и людей много убили, а некоторых в плен повели. И соединившись вместе с князем Михаилом, пошли к Кашину, и взяли откуп с Кашина, а князя великого Михаила Васильевича приневолили в свое подчинение. Князь же Олег сел на Рязанском княжении, а зятя своего, князя Владимира, схватил и привел к себе. Князь Кейстут пошел от Кашина мимо Торжка, и много учинил зла. Князь Андрей Полоцкий да Друцкий Дмитрий 198, идя мимо Твери, много зла сделали.
В тот же год, в начале Петрова поста 199, приехали новгородцы в Торжок, и соединились с новоторжцами, и крест целовали, и сговорились на злой умысел: наместника великого князя Михаила выслали, тверичей же ловили и били, а торговых людей пограбили. Князь же великий Михайло укрепился силою крестною и пошел ратью к Торжку, мая в тридцать первый день, в день памяти святого мученика Еремея 200. Стал в понедельник у Торжка утром и начал со смирением посылать к новгородцам и новоторжцам: "Кто моих тверичей бил и грабил, тех мне выдайте, а наместника моего опять посадите, и никакого зла не причиню вашей земле". И ждал, чтобы они покорились, до полудня, а враг диавол наполнил их злобою.
Новгородцы, похваляясь силой, ответили великому князю с высокомерием, сами же, вооружившись на брань, вышли против князя Михаила. Князь же великий Михайло, помолясь Великому Спасу и Пречистой Его Матери, сошелся с ними и в первой же схватке победил их, с помощью великого Архистратига Михаила. И убили Александра Абакумова 201 с соратниками. Новгородцы же побежали к Новгороду, а другие в город. Многих бежавших искололи, а некоторых бояр новгородских и новоторжских поймали и привели в плен. И зажгли с поля посады у города, и ударил на город сильный ветер с огнем, и пошел огонь по всему городу. И погорел вскоре весь город, и церкви каменные, и бесчисленное множество народа погибло, некоторые же, бежа от огня, в реке утонули.
В один час видели, как весь город превратился в пепел, и развеял его ветер, и не было ничего, кроме костей мертвых. Все это наводит Бог за грехи наши, ибо сказал: "Обратитесь ко мне, обращусь и Я к вам; отступите от злоб ваших и примите благое" 202. Разумейте, братия, силу Божию. Какой город был неприступней и сильней Иерусалима? 203 Имел большие четыре стены каменных, и один воин выходил из него на 100 врагов и без раны возвращался. Однажды же Тит 204 обступил город, и вышли семь богатырей, [91] прорубили семь улиц до самого Тита, и возвратились невредимыми.
А на другой год взял Тит Иерусалим, и увел в плен всех жителей, и стоял город пуст 60 лет. Разумейте, братия, что если хочешь мужества и победы, то уповай на Бога; а человеческая помощь ничто есть, как и случилось с новгородцами за высокоумие. Князь же возвратился в Тверь с победою.
В тот же год, июля в двенадцатый день, князь великий Михаиле пошел из Твери ратью и соединился с Ольгердом под Любутском 205. А из Москвы пришел против них князь великий Дмитрий, и приготовился к бою, но нельзя было схватиться между собою, ибо между ними был большой овраг; и оказался овраг тот во спасение 206. И заключив мир, пошли восвояси, и князь Михаил тоже пошел с миром.
Князь Дмитрий, послав в Орду, выменял князя Ивана Михайловича, сына Михаила Александровича 207, и привел его в Москву в начале Филиппова поста 208, и начали его держать в истоме.
Той же зимой, в Рождество Христово, прислав весть об этом из Кашина с матерью, князь Михайло Васильевич крестное целование сложил, и поехал в Москву, а оттуда в Орду.
В ту же зиму преставился Еремей, тверской князь.
В тот же год преставился владыка Василий Тверской 209.
В год 6881 (1373). Шла Волхов река вспять пять дней в Новгороде.
В тот же год, апреля в двадцатый день, на Святую неделю, новгородцы Ус, Яков, Глазач 210 выкопались из погреба и убежали из Твери.
В тот же год князь Михаиле Васильевич пришел из Орды в Кашин.
В тот же год великий князь Михаиле около града Твери вал копал и ров копал от Волги до Тьмаки 211, людьми из тверских волостей и новоторжских губ, и вал засыпали от Волги.
В ту же зиму преставился князь Михайло Васильевич; а сын его князь Василий 212, по совету бабки своей княгини Елены, бил челом князю великому Михаилу.
В ту же зиму заключил мир князь великий Михаил с князем великим Дмитрием, и отпустили из Москвы сына его князя Ивана с любовью, а великий князь Михаил свел своих наместников с занятых волостей великого княжения, и была радость великая всем христианам.
В год 6882 (1374). Алексий митрополит поставил в Твери епископа Евфимия 213.
В тот же год кашинский князь Васько убежал в Москву.
В год 6883 (1375). Из Москвы приехали к великому князю Михаилу Иван Васильевич 214 да Некомат 215 на христианскую погибель 216, и на Федоровой неделе 217 послал их в Орду; а сам князь великий Михайло поехал на середокрестной неделе 218 в Литву и, побыв малое время, приехал в Тверь.
В тот же год в июле пришел из Орды Некомат в Тверь, а посол с ним от Мамая Аджихоза 219, и ярлык принес на великое княжение 220. И князь великий Михайло, нимало не ждя, в тот же день послал к великому князю Дмитрию и крестное целование сложил, а наместников послал в Торжок и на Углич Поле 221 ратью.
В тот же год было затмение солнца. А князь великий Дмитрий, собравшись со всеми князьями русскими, пошел к Твери; августа в первый день Микулин 222 взял; в пятый день порану стал у города Твери, и посады, и церкви пожег. Августа в восьмой день, в среду, приступил со всею силою к городу, и туры 223 прикатили, и примет 224 метали, и стрельницу 225 зажгли на Тьмацком мосту 226, и в скорби был весь город. И прибежали люди в собор Спаса, со слезами воззвав к Богу; и помиловал Бог, послал свою помощь, москвичей от города отбил. Князь великий Михайло у Волжских ворот 227 москвичей бил, и туры посекли и пожгли, и вечером москвичи от города отступили. И потом стали вокруг всего города и за Волгою, а на Волге мост успели сделать. Силы [93] же москвичей начали прибывать, ибо пришли новгородцы и смоляне. И видя то, князь великий Михайло начал просить мира, и взял верх князь великий Дмитрий, и помирил их владыка Евфимий. И много зла учинилось в земле Тверской, и была немалая скорбь, какой не бывало в прежние годы, мор на людей и на скот. Князь же Михайло ждал помощи от литовцев и от татар; ждал помощи, а получилось много вреда. Это все было за грехи наши.
И пошел от города Твери князь великий Дмитрий сентября в третий день. А были с великим князем Дмитрием князья русские со своими войсками: князь Владимир Андреевич, князь Дмитрий Константинович Суздальский, князь Борис Константинович 228, князь Андрей Федорович Ростовский, князь Дмитрий Новгородский 229, князь Семен Дмитриевич 230, князь Иван Васильевич Смоленский 231, князь Василий Васильевич Ярославский 232, князь Роман Васильевич 233, князь Федор Можайский 234, и все князья русские, и новгородское войско. И обступили весь город, и под городом, на Тьмаке, убили Семена Ивановича Добрынского 235, и много других людей побили из нового городка Даниловского 236.
В ту же осень женился князь Иван Михайлович, привели за него Кейстутову дочь Микловсу; и крестил ее владыка Евфимий в Воздвижение 237, и дали ей имя Мария 238.
В то же время новгородец Прокофий 239, собрав около себя людей с полторы тысячи, и идя в семидесяти ушкуях 240, взял Кострому. Наместник тогда в Костроме был Плещеев 241; увидя новгородцев, Плещеев убежал; тогда новгородцы сколько могли взяли, а лишнее бросали в воду, а иное огнем пожгли, а множество людей в плен взяли. И идя вниз по Волге, ограбили Нижний Новгород, а город сожгли; и ограбили много людей, и в плен повели. И пошли в Каму реку, и трудно было грести, и пошли на судах, и придя в Болгары 242, продали всех пленников, а сами пошли к Сараю 243, грабя христианских купцов, а басурман убивая. И дошли до устья Волги, до Астрахани, и там победил их коварством князь Астраханский, по имени Салчей 244, побратавшись с Прокофьевою дружиною и позвав их на пир, и так все безжалостно были убиты, а бесчисленное их богатство взяли.
В год 6884 (1376). Пришел из Царьграда на Русь Киприан митрополит 245, поставленный патриархом Филофеем 246. Князь великий Дмитрий не принял его, сказав: "Есть у нас митрополит Алексий", и Киприан поехал в Киев.
В год 6885 (1377). Умер князь великий Ольгерд Гедиминович. Было у Гедимина семь сыновей: Наримонт, Ольгерд, Евнут, Кейстут, Кориад, Люборт, Монтивид. Ольгерд же превосходил всех братьев разумом и мужеством, ибо вина и меда не пил. Имел двенадцать сыновей, пять сыновей от первой жены, а от тверянки Ульяны семь; были же имена сыновей Ольгердовых: Андрей, Дмитрий, Константин, Владимир, Федор, а от Ульяны: Корибут, Скригайло, Ягайло, Свидригайло, Коригайло, Лугвень и Вигонт. Выбрал он из детей своих Ягайла и ему поручил великое княжение. Ягайло же женился в Ляхской земле 247, взяв за себя сироту, не имеющую отца и матери; благодаря ей ему досталось королевство.
В тот же год ходил московский князь за реку Пьяну 248.
Князь Дмитрий Суздальский послал сына своего князя Ивана 249 да князя Семена Михайловича 250, да с ними войско большое. И сказали им, [93] что царевич Арапша 251 на Волчьей воде 252. Они же, перейдя Пьяну, оплошали. Доспехи свои возили в телегах, а копья в войсках были не насажены, а обоз от пеших отстал, ибо было им жарко, и где найдут мед, пьют допьяна, а иные охотятся, поистине за Пьяною пьяны. И привела на них мордва Мамаевы орды татар, и ударили на них, и убили князя Семена Михайловича, а князь Иван Дмитриевич утонул; одних убили, а других потопили 253. Те же татары изгнали жителей Нижнего Новгорода, а князь Дмитрий Константинович отступил, ибо не с кем ему было защищаться, и пошел к Суздалю. Пришли татары на Пьяну августа во второй день, а в Нижний Новгород августа в пятый; город весь пожгли, и церквей сгорело 32, и многое множество взяли людей и в плен повели.
В ту же зиму, февраля в двенадцатый день, преставился Алексий митрополит, и положен был в Москве, в церкви Архистратига Михаила, которую сам построил.
Причтенный к святым отцам митрополит Алексий был родом из славных и известных бояр черниговских; отец его, по имени Федор, со своей женою Мариею и со всем своим домом переселился в славный и знаменитый город Москву; великое же княжение владимирское держал тогда великий князь Михаил Ярославич Тверской. Когда родился святой отрок, дали ему имя в святом крещении Алевферий, при великом князе Иване Даниловиче; второй сын был Феофан, третий сын Матвей, четвертый сын Константин, пятый сын Александр Плещей. Феофановы сыновья Стефан да Данило; Стефанов сын Юрий, а Данилов сын Константин; а Константинов сын Игнатий; а Матвеевы сыновья Елизар да Иван; а Елизариев сын Петр; а Петров сын Анания, что был конюшим у великой княгини, и умер; Александров сын Плещеев Данило, а Данилов сын Борис, а Борисов сын Михаиле Плещеев.
Федор Бяконт 234 был у великого князя Ивана Даниловича в боярах, а сын Федоров Феофан был в боярах у великого князя Ивана Ивановича и у великого князя Дмитрия Ивановича. Данило Феофанович был в боярах у великого князя Дмитрия Ивановича и у великого князя Василия Дмитриевича 255, и был с ним в Орде, и многую истому принял в чужих странах, служа великому князю Василию Дмитриевичу; преставился в монахах, в схиме, положен был в церкви Михаила Архистратига, близ дяди своего митрополита Алексия, чудотворца, и приходил князь великий Василий Дмитриевич на погребение его, прослезился над ним, вспоминая службу его себе.
После преставления митрополита Алексия взошел на его место некий архимандрит, по имени Михаил, называемый Митяй 256, и сделал страшное и необычное, облекшись в митрополичий сан и возложив на себя митрополичью печать. Прежде князь великий Дмитрий просил об этом митрополита, и не благословил его митрополит; ибо был Митяй молод и осуждаем всеми. Однажды Митяй сказал князю великому: "Нашел в Номоканоне 257, который есть правила апостолов и святых отцов: как должно пяти или шести епископам, собравшись, поставить епископа; ныне вели твоей властью, пусть сойдутся епископы и меня епископом поставят". Князь великий скоро послал за епископами и сошлись, ни один не смея возразить ему; только Дионисий Суздальский 258 сказал великому князю: "Нельзя этому быть; если бы нужда, то надлежало бы сделать так; но можно поехать в Царырад" 259. Митяй же почувствовал себя осрамленным, а некоторые из молодых подстрекнули Митяя на Дионисия, и Митяй сказал Дионисию: "Не надобно ли тебе, епископе, прежде прийти ко мне и благословение [97] взять? И ныне пренебрегаешь". Дионисий же сказал: "Тебе подобает прийти ко мне благословение принять; ибо я епископ, а ты пришлец". Митяй же сказал: "Потерпи, приду из Царьграда, сейчас не мщу тебе; скрижали твои своими руками спорю, и попом не будешь". С тех пор начал Дионисий думать о Царьграде, а Митяй сказал об этом князю великому, и князь великий велел Дионисия удерживать силой; видя же себя удерживаема, привел Дионисий игумена Сергия 260, и князь великий устыдился поручника его, и отпустил Дионисия с тем, чтобы он не ходил в Царьград. Дионисий же, не подождав и неделю, пошел по Волге к Сараю, а святого старца выдал.
В год 6886 (1378). Убит был Кейстут Ольгердовым сыном 261.
В тот же год бился князь великий с татарами на реке Воже 262. Послал на него Мамай Бегича 263; а с великим князем были Андрей Полоцкий и князь Данило Пронский 264. И ударили с одной стороны Полоцкий, а с другой Данило, а князь великий в лоб; и наступил вечер, когда побежали татары, нельзя было гнаться за ними, а наутро была мгла. Князь великий перед обедом пошел за ними, и нашел вежи и дворы их брошенными, а в них товара без числа. Успели только взять жен и детей своих и побежали к Орде. Было это побоище августа в одиннадцатый день; убиты были тогда Дмитрий Монастырев да Назар Курсаков 265.
В год 6887 (1379). Митяй пошел в Царьград и дерзнул сказать великому князю: "Дай мне хартию ненаписанную, со своею печатью, на запас; если мне будет надобно, напишу на ней". И дал князь великий не одну хартию; и проводил его из Москвы с множеством князей и бояр. И пришел Митяй в землю Татарскую, и велел его взять Мамай и, недолго подержав, отпустил. И прошли до моря Кафинского 266.
И были уже у Царьграда, так что можно было видеть город, и остановился корабль, мимо же него шли многие корабли. И неожиданно умер Митяй, и люди на корабле не знали, что делать, так как были при нем 267; и положили Митяя в лодку, и привезли в Галату 268, и погребли его. И были в великом раздумьи, и выбрали Пимена 269, ибо посланные давно думали о Пимене; иные же хотели архимандрита Ивана Петровского 270 из Москвы, и его заковали. Пимен же, заглянув в казну, нашел ненаписанную хартию с печатью великого князя и написал на ней от великого князя Дмитрия Русского к царю 271 и к патриарху 272: "Избрали на Русь старшим сего Пимена, и лучше его никого не нашли". И сказали послам царь и патриарх: "Есть митрополит Руси Киприан, поставленный патриархом Филофеем". Послы же начали обещать денег, занимая у итальянцев и у магометан по грамотам великого князя, которые он дал без слов, с печатью; и взято было много долгу. И поставил Нил патриарх Пимена митрополитом Руси.
В тот же год на Кучкове поле 273 потешали в Москве Ивана Васильевича 274.
В год 6888 (1380). А это писание Софония Рязанца 270, брянского боярина, в похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу. "Ведомо ли вам, русским государям, что царь Мамай пришел из Заволжья, стал на реке Воронеже, а всем своим улусам не велел хлеба пахать; известно мне, что хочет идти на Русь, и вы бы, государи, послали пообыскать, тут ли он стоит, где о том мне поведали" 276. (В рукописи за этим было написано, но потом зачеркнуто киноварью следующее: "То всем известное место между Доном и Днепром, на поле Куликове, на реке Непрядве; а положили головы свои за землю Русскую и за веру христианскую; а мы пойдем в свою вотчину, в землю Залесскую, к славному городу Москве, и сядем на своем великом княжении; чести себе добыли и славного имени. Конец". — Ред.) 277
В год 6889 (1381). Пришел в Москву Киприан митрополит 278. [99]
В год 6890 (1382). Позолотил князь великий Михаил верх у Святого Спаса в Твери 279.
В ту же осень, перед началом Филиппова поста, пришел Пимен митрополит из Царьграда, князь же великий не принял его и клобук белый с головы снял; и разослал товарищей его, и послали его в Галич 280, и был там год, и потом был в Чухломе 281, и из Чухломы привели его в Тверь.
В ту же зиму появлялось знамение на востоке, как столп огненный, звезда в виде копья, предвещая горькое Тохтамышево пришествие 282 на Русскую землю.
В год 6890 (1382). Родился у великого князя Дмитрия сын Андрей 283.
В тот же год пошел царь Тохтамыш на великого князя Дмитрия 284, а Олег Рязанский указал ему броды на Оке. Услышав об этом, князь великий бежал в Кострому 285, а царь сперва Серпухов 286 сжег и пошел к Москве. Парод собрался на вече, митрополита и великую княгиню ограбили и едва из города отпустили 287. И приехал в Москву князь Остей Литовский 288, внук Ольгердов, укрепил людей и закрылся в городе. А на третий день пришла с поля рать татарская, и стали близ города, на расстоянии двух выстрелов из лука, и спросили: "Есть ли Дмитрий в городе? ", и из города ответили: "Нет". И начали пьяницы насмехаться, показывая им срам свой, ибо думали, что в городе столько войска; татары же на город саблями махали. В тот день к вечеру татарские полки отступили и, идя дальше, взяли Владимир и Суздаль, а другие Переяславль. Августа в двадцатый день царь пришел к Москве с бесчисленными воинами, и видевшие из города сильно испугались; и скоро татары снова пошли к городу, и стали пускать стрелы, так что от них было не видать города; а другие по лестницам полезли на стену; и лили на них воду, кипятя ее в котлах на стене, и вечером татары от города отступили.
Царь же стоял три дня, а на четвертый день обманул Остея; утром приехали татары к стене, а с ними два князя Нижнего Новгорода, Василий да Семен, дети Дмитрия Константиновича 289. Татары же сказали: "Пришел царь наказать своего холопа Дмитрия, но он ныне убежал, и царь вас извещает: "Я пришел не потерять свой улус, но сохранить, отворите город, хочу вас пожаловать"; а князья говорили: "Целуем вам крест, царь хочет жаловать". Князь Остей вышел из города со многими дарами, а священники с крестами; и в тот же час у города убили Остея, а честные иконы были на землю брошены с ободранными ризами. И татары, начав сечь, пошли в город, а другие по лестницам на стены; горожане же сами город зажгли, и был сильный ветер, и были на город огонь и меч; и был взят город августа в двадцать шестой день, в восьмом часу вечера. Это все случилось за грехи наши; и было вскоре все прах, а людей в плен повели, как скот.
И хотели татары идти к Твери, и послал князь великий Михайло Гурленя 290; они же, поймав его, били. И поставили Гурленя перед царем, и велел царь найти обидчиков, и отпустил его с милостью к великому князю Михаилу, с ярлыком. И пошел царь от Москвы, а князь великий Дмитрий поехал в Москву и, видя ее погибель, начал сильно плакать и горько стенать 291. А Киприан митрополит приехал в Тверь из Новгорода Великого, и оттуда в Москву 292.
В ту же осень князь великий Михаил Тверской пошел в Орду, сентября в пятый день, а с ним сын его князь Александр 293.
В ту же осень не захотел князь великий Дмитрий Киприана митрополита, и Киприан поехал в Киев; а Пимена с почестями привели из Твери в Москву, и был митрополитом всея Руси 294.
В год 6891 (1383). Князь великий Дмитрий послал сына своего Василия 295 в Орду. [101]
В ту же осень было знамение, сентября в двадцать третий день: тьма была грозная в час дня, пошла, как туча, с западной стороны очень быстро, и помрачила свет до трех часов; птицы летящие падали на землю, и не догадывались люди, что это, потому что облака были желтые и едва видимые. Эти же знамения недоброе предвещают, как при нашествии Антиоха 296 на Иерусалим, когда являлись на небе люди вооруженные и колесницы (над другими же странами тогда облака проходили). Бывало много таких знамений и над Киевом.
В год 6892 (1384).
В год 6893 (1385). Князь великий Михаиле женил сына своего князя Бориса 297 на дочери Святослава Смоленского 298, а князя Василия 299 на дочери князя Владимира Киевского 300, и венчал их в Твери, в соборе Святого Спаса.
В год 6894 (1386), марта в двадцать второй день, Святослав, великий князь смоленский, пошел с большим войском и пришел ко Мстиславлю 301, разоряя землю Литовскую; и мучали смоляне людей различными казнями, некоторых ловили и, в избах заперев, зажигали, у других заклинивали в клетях руки и стены зажигали, младенцев на колья сажали, зверообразно мучали бесчеловечно 302. По приходе Святослава, апреля в восемнадцатый день, на Страстной неделе, мстиславцы закрылись в городе; назавтра же, утром, появилась у города рать литовская, князь великий Скригайло, с другим полком Корибут, а с третьим полком подошедшие скоро Лугвений и Витовт. И произошло у смолян смятение, и начали браниться, что оплошали. И сошлись у города войска; горожане же со стен смотрели на убиваемых. Убит был тут князь великий Святослав, сыновей же его, Глеба 303 и Юрия 304, поймали; и побежали многие, а иные утонули в реке Вихре 305, а князь великий Скригайло и Витовт посадили своим наместником князя Юрия Святославича и откуп взяли со Смоленска.
В ту же осень пришел из Орды князь Александр Михайлович с послом 306.
В ту же зиму, около Крещения 307, князь великий Дмитрий ратью ходил к Новгороду 308; за пятнадцать верст от города, вооружившись, вышли к нему новгородцы, и дали откуп великому князю 8000 рублей, и тут мир заключили.
В ту же осень князь великий Василий Дмитриевич убежал из Орды 309; обойдя многие земли, от Ягайла пришел в Москву; а с ним из Киева приехал митрополит Киприан, и не принял его князь великий.
В ту же зиму князь великий Михаиле не захотел Евфимия владыки 310, который и ушел в монастырь святого Николы над Ручьем 311.
В год 6896 (1388). Пришел Пимен митрополит из Царьграда в Москву.
В тот же год родился у князя великого сын Константин 312.
В год 6897 (1389). Преставился в Кашине князь Александр Михайлович Ордынец.
В тот же год от немцев принесли пушки 313.
В тот же год пошел в Царьград Киприан из Киева, а Пимен из Москвы.
В ту же весну, мая в двадцать пятый день, преставился князь великий Дмитрий Иванович, прожив от роду 40 лет; а сына своего Василия благословил на свой стол. Незадолго до этого убежал князь Владимир Андреевич от великого князя в Торжок, а на Крещение мир заключили 314.
В ту же зиму, на Рождество Христово, пришел на всю Русскую землю Киприан митрополит; и встретил его князь великий Василий Дмитриевич с матерью и со всеми князьями на Кестьме 315, и радовались ему; а Пимен в Царьграде преставился.
В год 6898 (1390). Позвал князь великий [103] Михаиле Киприана митрополита; приехал в Тверь после Петрова дня, а с ним два митрополита, которые пришли из Царьграда, Матвей Адрианопольский 316 и Никандр Ганский 317, а также Митрофан, владыка Смоленский 318, и Стефан, владыка Пермский 319. И встретил митрополита внук князя великого, князь Александр 320, за 30 верст от города; а на другой день встретил его князя великого сын Иван 321 за 20 верст от города; а после вечерни, в день субботний, встретил сам князь великий на Починке 322, со многими князьями и множеством бояр; митрополит далеко встретил его от шатра великого князя, и долго беседовали о пользе душевной. На другое утро, в день воскресный, июля в третий день, встретили митрополита на реке Перемере 323, и пошли к городу, и встретили их с крестами перед Владимирскими воротами 324, у церкви святого Георгия 325. Митрополит же оделся в святительскую одежду и начал петь молебен Спасителю и Пречистой Матери Божией. И пошли в собор Спаса, и литургию служили в Святом Спасе; после же литургии обедали у великого князя, и пировали, и многие дарили митрополиту подарки. И так три дня пировали и дарили подарки.
На четвертый день пришли к великому князю архимандриты, игумены и весь чин священнический с жалобой на Евфимия епископа; он же послал их к митрополиту, чтобы судить по правилам святых отцов. И извергли епископа Евфимия из сана; и дал митрополит епископом городу Твери Арсения, своего протодьякона 326.
В ту же осень пристроили крепость в Городке на Волге 327, и ров вскопали, а в Твери закончили ворота у церкви святого Василия 328. В ту же осень Витовт из немецких земель приходил к Вильне 329, и не взяв город, прочь отошел; от пушек много народу полегло.
В ту же зиму женился князь великий Василий, взяв добрую дочь Витовта, Софию 330; добрый нрав имела от отца, была не блудный мед.
(пер. В. И. Исакова)
Текст воспроизведен по изданию: Тверские летописи. Древнерусские тексты и переводы. Тверь. Тверское книжно-журнальное издательство. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© OCR - Halgar Fenrrirsson. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Тверское областное книжно-журнальное издательство. 1999