Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЛЕТОПИСЬ ТОГО, КТО ПИШЕТ

ТАРИХ-И РАКИМИ

Известное персидское сочинение начала ХVIII в. «Тарих-и Ракими» (Летопись того, кто пишет) представляет собой сборник хронограмм на различные события, связанные с жизнью и деятельностью великих: людей (правителей, поэтов, шейхов и др.). В основном оно включает хронограммы от рождения Тимура (1336) до 1055/1645—46 г.

Это сочинение привлекло внимание ряда востоковедов. Последнее по времени исследование, посвященное данному сочинению, принадлежит А.А. Семенову и изложено в его статье «К вопросу, кто был автором ***». 1 В статье сделан вывод о том, что «Тарих-и Ракими” является лишь сокращенной редакцией не дошедшего до на более полного сочинения ХVII в. (включавшего хронограммы на события от 150/767 по 1091/1680 г.), принадлежавшего Шараф ад-дин А‘ламу ибн Нур ад-дину мулла Фархаду.

«Тарих-и Ракими» издано 2 и имеет многочисленные списки. 3 В 25 списках (из числа просмотренных нами) в связи с хронограммой на событие 885/1480—81 г. содержится небольшой рассказ о том, как в селении Хайран-хваджа Балхской области была «обнаружена» могила IV халифа ‘Али при Тимуриде султан Хусейне. 4

Только в двух списках «Тарих-и Ракими»представленных рукописями Института востоковедения D 710 (лл. 24б – 273а) 5 и С 1683, [223] содержится целая серия рассказов о смерти IV халифа ‘Али, о том, как очутилась его могила в районе Балха и как ее «отыскали» во время правления сельджукского султана Санджара в 530/1135 – 36 г. и во время Тимурида султана Хусейна; приводится также касыда, в которой рассказывается об «открытии» могилы ‘Али в дни правления названных султанов. 6 После касыды повествуется о том, как в 1116/1704 – 05 г. на собрании почтенных старцев Балха возник спор по поводу точного расстояния от Балха до мазара халифа ‘Али.

После этого рассказа в списках D 710 и С 1683 имеется исключительно интересный текст о реке Балхабе, о каналах, проведенных из нее, и о селениях, орошаемых этими каналами. Учитывая большую важность этого текста для исторической топонимики Балхской области, мы даем перевод этого текста по рукописи D 710. При передаче названий мы пользуемся транскрипцией, принятой иранистами для персидских классических текстов.


ПЕРЕВОД

/126а/ В книге «Маджма ал-Гара’иб» рассказывается, что Аб-и Балх идет от пределов, где луга, к Бал-Абу. Миновав те [луга], она проходит к Андар-Абу, Хулачу, Пандж-Абу и к ущелью Джиз. Когда она выходит из ущелья, она направляется к Балхскому вилайету с юга на север. Эта вода по приятности и нежности по сравнению с другими водами бесподобна и исключительна.

Когда упомянутая река выходит из названного ущелья, там она разделяется на 18 разветвлений, которые в том месте называются Хижда-Нахр (букв.: Восемнадцать каналов), хотя число [каналов] немного больше этого. Однако те восемнадцать [каналов] старые, а те, что сверх того [числа], те – новые.

Итак, та живительная река разветвляется на 18 каналов следующим образом. Шесть каналов: 1) Нахр-и Шахи, 2) Куддар, 3) Сиахджирд, 4) Балх, 5) Дастджирд, 6) Чинтал – отделяются [от реки] выше моста Имам Бакри, известного под названием мост Илчи-Хваджа. И еще четыре канала: |196б| 1) Нахр-и Муштак, 2) Нахр-и Исфахан, 3) Нахр-и Абдаллах, 4) Бахшвар. Запруда этих четырех [каналов] находится ниже упомянутого моста [Илчи-Хваджа]. Еще три канала: Нахр-и Аргандаб, Нахр-и Файз-Абад, Али-Абад. Запруда этих трех каналов ниже запруды упомянутых четырех каналов и выше Банд-и Сухта (букв.: Сожженная плотина).

Остальные пять каналов следующие: Нахр-и Адина-Масждид, Нахр-и Карача, Буралик, Кут, Шайх-Шарик. Запруда всех их в одном месте, называемом Сар-и Панджа (букв.: Голова пяти). Та вода, что остается [после распределения] по этим пяти каналам, идет в район Акча. [224]

Затем, да не останется скрытым, что четыре канала из тех шести каналов, [расположенных] выше моста [Илчи-хваджа], а именно: Нахр-и Шахи, Куддар, Сиахджирд и Балх, и еще один канал из тех четырех каналов, запруда которых находится ниже моста [Илчи-хваджа], и носит название Нахр-и Муштак, эти пять каналов проходят и по восточной стороне этого города [Балха]. Остальные каналы проходят по западной стороне этого города.

Между каналами Нахр-и Шахи, Куддар, Сиахджирд имеется еще один маленький канал, называемый Нахр-и Кизил-Рабат, который протекает в том же направлении, [что] и четыре канала.

Да не останется скрытым для лучезарных мыслей сеятелей полей Балхского вилайета, хлебов на эти нивы, что те 18 каналов распределяются между многими деревнями и селениями.

Итак, Нахр-и Шахи распределяется между десятью деревнями. Названия их следующие: 1) Астанай-и Мукаддаса, 2) Алтимур-Даулат-Абад, 3) Биш-Йагач, 4) ‘Абдаллах вакф, 5) Баба Шаху, 6) Хан-Абад-и Баба Шаху, 7) |127а| деревня Чугзак, 8) деревня Чукур, 9) деревня Арбаб, 10) деревня Нау-Абад-и Джавум-аталик.

Куддар снабжает 18 деревень. Названия их следующие: 1) Рабат, 2) Баба-кухна, 3) Тугай-Буга, 4) деревня Хушхал-Абад, 5) деревня Дади, б) деревня Тахта-Пул, 7) Чихил-Гази, 8) Дилхак, 9) Таш-Тимур-Саки, 10) деревня Мири, 11) деревня Джанджакту, 12) Лангар-Хана, 13) деревня Карамлик, 14) деревня Дикаш, 15) ‘Абд ал-Халил, 16) Таш-Тимур-вакф-и шахи, 17) Кил-Тимур, 18) Фулади.

Джуй-и Кизил-Рабат распределяется между тремя селениями: 1) деревня Нау-Бахар, 2) Кизил-Рабат, 3) деревня Уйгур.

Нахр-и Сиахжирд распределяется между 17 селениями. Названия их следующие: деревня Тухта, 2) Хассапаз, 3) Маши, 4) Нигарин, 5) Замикан, 6) селение Кази, 7) селение Иват, 8) селение Аргун, 9) селение Кампирак, 10) Амраган, 11) селение Савар, 12) селение Гулхар,

13) Мухаммед-Абад, 14) селение Шахарак, 15) Исфахан, 16) селение Ник-бий, 17) Сиахджирд.

Нахр-и Балх снабжает 21 селение. Названия их следующие: деревня Шади Навала, 2) селение Кал‘а, 3) Самаркандийан, 4) Хисарак, 5) селение Рази, 6) Хваджа Нух-Джунбадан, 7) Вафа-Малик, 8) Палас-Пуш, 9) Кушкак, 10) Сарай-и зард, 11) Хваджа Шухада, 12) Хваджа Санглис, 13) Кушк-и Агай-и Руми, 14) Кафир-шайх, 15) Уч-Буга, 16) Базарча, 17) селение Биби, 18) Тургумчи, 19) селение Джунбазак, 20) деревня Баха ад-дин, 21) |127б| селение Анбух.

Нахр-и Муштак распределяется между 5 селениями: 1) деревня Кази-Дунбак, 2) селение Лули, 3) Сарай-и Султан, 4) селение Нау Хаджи Ку, 5) деревня Му’мин-Абад. Однако близко к этому каналу таких земель много.

Нахр-Исфахан распределяется между 10 селениями: 1) деревня Хваджа Канбар, 2) селение Тухтамыш, 3) Хваджа Рушнай-и, 4) Йака-Тут, 5) селение Абу-л-Хайр, 6) Бар-Мазид Хайдари, 7) Урташах, 8) Шах-и Могулан, 9) деревня Хайр-Абад, 10) деревня Суюнч-Абад. [225]

Нахр-и ‘Абдаллах распределяется между 26 деревнями: 1) Пача-Лангари, 2) деревня Ну‘мани, 3) Тимур-Сарай, 4) Джар-Каппа, 5) Каду-Хана, 6) Чарбаг-и Гулшан, 7) Асйай-и Ригак, 8) Джуй-и Харам, 9) Машак, 10) деревня Чикил, 11) селение Вали, 12) деревня Саййидан, 13) деревня Майдан, 14) селение Дихшатан, 15) Сурх Джунбаз, 16) Шингил-Абад, 17) Дахр-Абад, 18) Нахчир-Абад, 19) Хашим-Абад, 20) деревня Калта, 21) селение Джурджан, которое в настоящее время называется Гурган, 22) Гуджла, 23) деревня Рагджад, 24) Задийан, 25) селение Чахар-Джунбаз, 26) Вазир-Абад.

Нахр-и Бахшвар снабжает 10 селений: 1) Шайх Хасан, 2) Карлук, 3) Шихаб, 4) Йахдан, 5) Тилла‘акк, 6) Каршик, 7) Сар-и дих-и даулат-Абад, 8) Даулат-А6ад, 9) Бахшвар, 10) селение Рахим-кули- карлук.

Нахр-и Аргандаб распределяется между 16 селениями: 1) Бука, 2) Дурдж, 3) Шайх Таш-Тимур, 4) Муса-Тархан, известный как Мустархан, 5) Садр-Абад, 6) Кишлак, 7) Шахрисабзи, _8) Хиййатан, 9) Тук-Буга, 10) Халай-и Бачаган, 11) Асп-Таба, 12) Урус, 13) Фахр-Абад, 14) Суюндж-хваджа, 15) Джуки-могул |128а| камчичи, 16) Субхан-Абад.

Нахр-и Адйна-Масджид распределяется между 13 селениями: 1) Кара-кисак, 2) Кистимчи, 3) Йул-Буга, 4) Кушчи, 5) Курачи, 6) Баурчи, 7) Хаджи Малик, 8) Алинчи, 9) Адина-Масджид, 10) Чирагчи, 11) Мандар, 12) Сандучи, 13) Мурурдан.

Нахр-и Карача снабжает 8 деревень: 1) деревня Айман-‘Али, 2) селение Шах-Муким, 3) Карача, 4) селение Рафи‘ ад-дин хваджа, 5) деревня Хаджй ‘Али, 6) Мар-Шикаран, 7) Вайрана, 8) Мир-Абад.

Нахр-и Буралйк распределяется, между 5 селениями; 1) Джуй-и ‘Арабан, 2) Сал-Бурун, 3) Хваджа Рушнай-и, 4) Чирик-Сарай, 5) Буралик.

Нахр-и Кут распределяется между 17 деревнями: 1) Сурийан, 2) Ак-типа, 3) Казан-Тимур, 4) деревня Йасавари, 5) Кабат-Сарай, 6) Атага, 7) Йилман, 3) Шади-Йузи, 9) Чуба-Йузи, 10) Йанги Ариг, 11) Минглик, 12) Кучкарчи, 13) Йузлук, 14) Дадирак, 15) Кушкак, 16) Кипчак, 17) Илчигдай.

Нахр-Шайх-Шарик снабжает 10 селений: 1) Шайх-Шарик, 2) Хан-Абад, 3) Кишлак-и Хваджа-Гаиб, 4) селение ‘Ашикан, 5) селение Дираз, 6)Ахтачи, 7) Таглик-типа, 8) деревня Хтай, 9) Рахат-Абад, 10) селение Ас и Бахту-шах.

Нахр-и Файз-Абад распределяется между 13 деревнями: 1) Файз-Абад, 2) Йандарак, 3) Кишлак-и Михтар Сугра, |128б| 4) Чахар-Баг, 5) Дарвиш-Абад, 6) ‘Абдаллах-Абад, 7) Сансиз, 8) Шайх-Абад, 9) Аламан-Абад, 10) Нусрат-Абад, 11) Танбал-Абад, 12) Фатх-Абад, 13) Кархчитипа.

Нахр-и ‘Али-Абад снабжает 8 селений: 1) ‘Али-Абад, 2) Айнак, 3) Шубукант, 4) Шиша-Хана, 5) Кирджак, 6) Нур-Абад, 7) Тура Джибачи, 3) деревня Сагзи.

Нахр-и Дастджирд распределяется между 10 селениями: 1) Хайдар-Бузуги, 2) Кушчи, 3) Дарвиш-Хваджа, 4) селение Баба-‘Алам, 5) [226] деревня Йак-Ланга, 6) селение Саййадан, 7) Деревня Наукар, 8) деревня Кирмани, 9) деревня Наккаш, 10) Хваджа Ахангарн.

Нахр-и Чимтал снабжает 12 селений: 1) Мушк-типа, 2) Баба Кузам, 3) Хуш-Катти, 4) Шах-Фулад, 5) Физдин могул, 6) деревня Ашраф, 7) Кабул-Канти, 8) деревня Кус-Хусни, 9) Нимданаги 10) Чимтал-Гулба, 11) Пушт-Джуй, 12) Чимтал-Сафли, 13) селение Рабат.

Это было описание деревень, [орошаемых] 18 каналами, которые проходят и протекают по Балхскому вилайету, а Аллах знает лучше!

Да не останутся скрытыми для собирателей колосьев на прекрасных нивах зерна прелестных тонких мыслей о том, что в районе Акча пользуются водой 27 селений: 1) селение ‘Аббас, 2) селение Арал, 3) Кафшгаран, 3) Сугра, 5) селение Чахар-Баг, 6) Барнат, 7) селение Кази 8) Хаджи-Хваджа, 9) Рахим-Саййад, 10) Хулм-Саййад, 11) Ширак, 12) Кул-Набат, 13) Ханаках, 14) Чингиз, 15) селение Мачучук, 16) селение Йакланга, 17) Какдан, 18) Тибиш-Ари‘ (?), 19) Нау-Абад, 20) селение Нау, 21) другое селение Нау-Абад, 22) Сиксан-Курка, 22) Сйксан каппа, 24) Мурдийан, 25) Ширак, 26) Султан-Ариги, 27) Саййад.


Возникает вопрос: какого происхождения рассказы, связанные с упоминанием имени ‘Али, и приведенный перечень населенных пунктов Балхской области; входили ли они в состав «Тарих-и Ракими» или непосредственного источника этого сочинения – произведения, принадлежащего Шараф ад-дин А‘ламу ибн Нур ад-дин Фархаду, или же они добавлены: в «Тарих-и Ракими» позже?

В том виде, в каком представлены эти рассказы в списках ИНА (D 710 и С 1683) – вместе с рассказом, относящимся к 1116/1705 – 06 г., они не могли войти ни в сочинение Шараф ад-дин Ал‘ама (поскольку в его сочинении последняя хронограмма была посвящена вступлению на престол Джанида Субхан-Кули-хана – 1092/1681), ни в «Тарих-и Ракими» датой завершения которого считается 1113/1701 – 02 г. и что подтверждается данными очень многих списков этого сочинения.

Кроме того, эти рассказы занимают слишком большое место объему, и наличие их в составе «Тарих-и Ракими» нарушило бы общую конструкцию сочинения, состоящего из коротких рассказов, сопровождающих хронограммы. Следовательно, приходится думать, что собрание рассказов, связанных с упоминанием ‘Али, вместе с перечнем географических названий Балхской области были вставлены в «Тарих-и Ракими» позже. Однако это вовсе не дает основания считать, что отдельные из этих рассказов, в том числе и сведения о населенных пунктах Балхской области, не могли быть в сочинении Шараф ад-дин Ал‘ама.

Для истории, истории земледелия и топонимики Балхской области интересно определить хотя бы приблизительно время, к которому относятся сведения, имеющиеся в «Тарих-и Ракими» о каналах и селения орошаемых этими каналами.

Как мы видим, рассказ о каналах Балхской области начинается описания Аб-и Бал со ссылкой на «Маджма‘ ал-Гара’иб». Это [227] известное космографическое и географическое сочинение конца ХVI в., принадлежащее перу Султан-Мухаммеда ибн Дарвиш-Муаммед ал-Балхи. Существуют две редакции этого сочинения: первая редакция закончена в 70-х годах Х в. х. (70-е годы ХVI в.), вторая редакция закончена не ранее 984/1576 – 77 г. 7 В списках второй редакции «Маджма‘ ал-Гара’иб» имеющихся в ИВ АН СССР, дано такое же описание Аб-и Балх, какое мы имеем в «Тарих-и Ракими». 8 Однако той системы каналов, которую мы имеем в «Тарих-и Ракими», нет ни в одном списке «Маджма‘ ал-Гара’иб», хранящемся в ИВ АН СССР.

Перечень каналов Балхской области с указанием населенных пунктов при этих каналах дан в сочинении Хафиз-и Абру (написанному около 1420 г.). Хафиз-и Абру приводит название 22 каналов, причем первые 12 каналов перечислены вместе с селениями, орошаемыми этими каналами. Число селений при каждом канале не указывается. Часто приводится не название селения, а лишь само слово «карйа» (селение). Остальные 10 каналов перечислены один за другим без указания селений при каждом канале, лишь после последнего канала – Кут – дается большой список селений, и неясно, относятся ли эти селения ко всем 10 каналам или только к последнему каналу Кут. 9

Как видно из сказанного, данные о каналах и селениях Балхской области у Хафиз-и Абру приведены в такой форме, что не позволяют установить точные соответствия их с данными, имеющимися в «Тарих-и Ракими».

Сравнивая сведения Хафиз-и Абру со сведениями, приведенными в «Тарих-и Ракими», в пределах возможных, мы видим следующее:

1. 9 каналов носят одно и то же название у Хафиз-и Абру и в «Тарих-и Ракими»: Балх, Аргандаб, Адина-Масджид, Шайх-Шарик, Дастджирд, Кизил-Рабат, ‘Али-Абад, Куддар, Кут.

2. Встречаются случаи, когда одни и те же селения у названных источников отнесены к разным каналам. Так, например, селения Ас и ‘Ашикан, согласно Хафиз-и Абру, пользуются водой из канала Адина-Масджид, по «Тарих-и Ракими» -- из канала Шайх-Шарик.

З. Ряд селений, орошаемых, по данным Хафиз-и Абру, одним каналом, в «Тарих-и Ракими» представлены как селения, орошаемые двумя каналами. Например, по Хафиз-и Абру, селения Шингил-А6ад, Лули, Вазйр-А6ад, Нахчир-Абад снабжаются водой из канала ***; по данным «Тарих-и Ракими», селения Шингил-Абад, Нахчир-Абад и Вазир-Абад пользуются водой из канала ‘Абдаллах, а селение Лули — из канала Муштак.

4. Имеются случаи, когда при одних и тех же каналах дано примерно одинаковое число селений, носящих совершенно разные названия [228] в двух интересующих нас источниках. Примером могут служить названия селений, снабжаемых водой из канала Дастджирд; Хафиз-и Абру указывает названия 9 селений, в «Тарих-и Ракими» приведены названия 11 селений, и все они разные.

Из сказанного ясно, что данные о каналах и населенных пунктах Балхской области, сообщаемые Хафиз-и Абру, сильно отличаются от данных, приведенных в «Тарих-и Ракими».

Сведения, имеющиеся по данной теме в «Тарих-и Ракими», более поздние, чем сведения Хафиз-и Абру. Свидетельством тому может служить упоминание в «Тарих-и Ракими» канала Файз-Абад. Этот канал был проведен в конце ХV в. на месте давно разрушенного древнего канала Марукаш, 10 естественно, что он не мог быть упомянут у Хафиз-и Абру. Следовательно, данные, сообщаемые в «Тарих-и Ракими» по интересующей нас теме, не могут быть датированы ранее конца ХV в.

В рукописи Института востоковедения D 710 имеется текст, подтверждающий вакуфные права мутаваллия мазара IV халифа ‘Али (в Балхской области) на земли, являющиеся вакфом этого мазара. Текст датирован 1079/1668—69 г., согласно ему, подтверждение вакуфных прав принадлежит Джаниду Субхан-Кули-хану, бывшему тогда правителем Балха. Здесь указаны названия некоторых местностей, являющихся вакфом упомянутого мазара. Интересно отметить, что в тексте встречаются такие названия, которых нет в «Тарих-и Ракими»: например, Тилакар при канале Дастджирд, Узалик при канале Файз-Абад. Основываясь на этом, мы можем считать, что сведения о населенных пунктах Балхской области, имеющиеся в «Тарих-и Ракими», относятся ко времени ранее 70-х годов ХVII в.

Итак, сведения об оросительных каналах и селениях, пользующихся водой из этих каналов, имеющиеся в двух названных выше списках «Тарих-и Ракими», относятся ко времени между концом ХV и 70-ми годами ХVII в.


Комментарии

1. Сб. ,,В.В. Бартольду”, Ташкент, 1927, стр. 48—56; здесь же указаны работы предшествующих авторов, исследовавших «Тарих-и Ракими».

2. Там же, стр. 48.

3. Нами просмотрены 11 списков сочинения (входящих в так называемую «Новую серию» рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина) и все 18 списков ИВ АН СССР. О последних см.: О.Ф. Акимушкин, В.В. Кушев, Н.Д. Миклухо-Маклай, А.М. Мугинов, М.А. Салахетдинова. Персидские и таджикские рукописи Института народов Азии АН СССР (краткий алфавитный каталог), ч. 1. М., 1964, 523 – 539 (в дальнейшем — Каталог). Здесь представлено лишь 17 списков: один список — D710 (лл. 24б – 27За) — случайно пропущен.

4. Этот рассказ в более полном виде дан у Мирхонда: *** С. 171 – 172.

5. См.: Каталог, № 537.

6. В рукописи ИВ АН СССР В 2984 (лл. 178б—179а) эта касыда приписывается великому поэту ‘Абд ар-Рахману Джами (1414 – 1482). См.: Каталог, № 2910.

7. См.: Н.Д. Миклухо-Маклай. Описание таджикских и персидских рукописей Института востоковедения, вып. I, М.-Л., 1955, стр. 62 – 63; вып. II, М.-Л., 1961, стр. 165 – 166.

8. Например, в рукописи ИНА В 2419 (по каталогу Н.Д. Миклухо-Маклая, вып. I, № 57) на л. 43б Аб-и Балх описан почти в тех же выражениях.

9. См. рукопись ГПБ, лл. 1б1б – 162б.

10. См.: Н. Махмудов. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в ХIV—ХV вв. Душанбе, 1966, стр. 52—53.

(пер. М. А. Салахетдиновой)
Текст воспроизведен по изданию: К исторической топонимике Балхской области // Палестинский сборник (21) 84. Л. Наука. 1970

© текст - Салахетдинова М. А. 1970
© сетевая версия - Тhietmar. 2007
© OCR - Куликова К. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Палестинский сборник. 1970