Комментарии

394. ‘Абдаллах-хан II Шайбанид, сын Искандар-султана сына Джанибек-хана — хан Мавераннахра (правил 1583-1598).

Под Тураном, как неоднократно отмечалось, автор имеет в виду Маверан-нахр.

395. Перс., галча-за — гильзаи, самое крупное из афганских племен, основная масса которого проживает в районе между Газни и Кандахаром. Этот район, видимо, и имеется здесь в виду.

396. Речь идет о сложившейся в Иране ситуации после смерти шаха Султан-Мухаммада «Худабанде» (1577-1587). Как известно, в это время Восточная Грузия, Восточная Армения, Азербайджан и западные провинции Ирана были оккупированы турецкими войсками. Войска узбекского государства в Мавераннахре овладели Хорасаном с городами Мерв, Герат, Мешхед, Нишапур.

Внутри страны шла междоусобная война между феодалами, прежде всего главами племен устаджлу и шамлу, имели место народные восстания, см.: История Ирана, с. 265, 271.

397. Т.е. шаха ‘Аббаса I, которого Мухаммад-кули-бек увез в Персидский Ирак, см. примеч. 399.

398. Маручак (Маричак) — селение на правом берегу Мургаба в Афганистане, на границе с Туркменистаном, в 35,5 км к северо-западу от Бала Мургаба.

399. Имеются в виду широко известные события, связанные с междоусобной борьбой за власть между главой племени устаджлу Муршид-кули-ханом и главой племени шамлу ‘Али-кули-ханом, каждый из которых рассчитывал сделать юного ‘Аббас-мирзу орудием достижения своих целей. Как известно, верх в этой борьбе одержал Муршид-кули-хан. Его людям удалось похитить ‘Аббас-мирзу в решающем сражении между ними. Муршид-кули-хан привез ‘Аббаса в Мешхед, возвел на царство, а сам стал оплотом его власти.

События эти освещены во многих источниках, в том числе в «Шараф-наме-йи шахи» Хафиз-и Таныша, «Хуласат ат-таварих» Кази Ахмада Куми, «Шараф-наме» Бидлиси, «Та’рих-и ‘аламара» Искандера Мунши. Согласно источникам, ‘Али-кули-хан, правитель Герата и прежний опекун ‘Аббас-мирзы, не рассчитывая собственными силами удержать власть в Герате, обратился за помощью к кандахарским мирзам и к ‘Абдаллах-хану II (1557-1598). ‘Абдаллах-хан II к походу в Хорасан готовился давно. Еще в конце 993/1585 г. он отправил Амира Курайша послом к императору Индии Акбару, известил его о своем намерении напасть на Хорасан и просил воздержаться от предоставления помощи кызылбашам. Весной 995/1587 г. (согласно «Шараф-наме-йи шахи», 6 раби’ I/14 февраля 1587 г., по Искандеру Мунши — в начале 996/1588 г.) ‘Абдаллах-хан II во главе стотысячного войска выступил из Бухары в Насаф, 1 джумада II/9 мая 1587 г. переправился через Амударью, а 27 джумада II 995/4 июня 1587 г. (или, согласно «Шараф-наме-йи шахи», 1 раджаба/7 июня) авангард узбекского войска под командованием ‘Абд ал-Му’мин-хана был уже в пределах Герата. В последующие дни узбекское войско все ближе подходило к городу, пока 2 раджаба/8 июня 1587 г. не заняло все окрестности города, отрезав осажденных.

‘Али-кули-хан о случившемся поставил в известность шаха, который в то время находился в Мешхеде. Однако Муршид-кули-хан, новый опекун шаха, не счел целесообразным идти в Герат с находившимся при нем незначительным войском и вместе с шахом отбыл в Персидский Ирак, отправив ‘Али-кули-хану высочайший приказ, в котором обещал прислать помощь по прибытии победоносного войска в Иран. В раби’ I 996/феврале 1588 г. после 9-месячной осады Герата войсками ‘Абдаллах-хана II ‘Али-кули-хан через посредничество саййида Мира Асада Муртазави заявил узбекскому хану о своей готовности сдать город, ежели тот гарантирует ему и его людям жизнь и даст им возможность покинуть город. Однако ‘Абдаллах-хан предложения не принял и продолжал осаждать город. ‘Али-кули-хан в конце концов был вынужден оставить город и укрыться со своими военачальниками и воинами в цитадели Ихтийар ад-Дин. По словам Шараф-хана Бидлиси, осада города продолжалась 9 месяцев и 21 день, согласно Хафиз-и Танышу, который от начала и до конца осады находился при стремени хана, — 9 месяцев и 3 дня. В пятницу 18 раби’ II 996/17 марта 1588 г. (Бидлиси) или 3 раби’ II 996/2 марта 1588 г. (Хафиз-и Таныш) Герат был занят войсками ‘Абдаллах-хана II, а ‘Али-кули-хан убит: ‘Абдаллах-хан не сдержал своего обещания пощадить его жизнь, см.: Шараф-наме, 2, с. 255-259; Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 363, 364. Материалы Хафиз-и Таныша в «Шараф-наме-йи шахи» подробно рассмотрены и проанализированы в статье Султан-Хусайна Санандаджи (с. 270-274) и М.А. Салахетдиновой в четвертом томе издаваемого ею русского перевода этого памятника. О расхождениях в датировке и продолжительности осады Герата в источниках см.: Chesney, с. 54, 55; Burton, с. 119-123.

На шестой или седьмой день после захвата Герата ‘Абдаллах-хан II с основными силами своего кочевого ополчения выехал в сторону Мешхеда (взят им 30 зу-л-ка’да 997/30 сентября 1589 г.). В это же время часть войска ‘Абдаллах-хана под предводительством эмира Шахим-курчи предприняла попытку овладеть Систаном, см. об этом: Смирнова, 1983, с. 96-99, а также наше примеч. 403.

400. Кух-и Занджигар — гора близ старого города Герата с его северной стороны, см.: Хафиз-и Абру, с. 89.

401. Хийабан — название старого района под Гератом (упоминается в «Та’рих-и Байхаки» и в «Табакат ас-суфийа» Ходжи ‘Абдаллаха Ансари), к северу от города. На кладбище этого района сосредоточена большая часть мазаров (священных могил) великих людей Хорасана, см.: Хафиз-и Абру, с. 21, 80; Матини, 1982, с. 58-60.

Мазар Ходжи ‘Абдаллаха Ансари находится в селении Казургах, расположенном на склоне горы Занджиргах, к северу от старого Герата, см.: Хафиз-и Абру, с. 25, 89, 90.

402. Карнай — музыкальный инструмент, длинная труба.

403. Имеется в виду могущественный эмир ‘Абдаллах-хана II Шахим-бий аргун, снискавший себе славу своей отвагой и мужеством; он неоднократно упоминается в «Шараф-наме-йи шахи», (например, 1, с. 252, 253, 266, 295-298).

После захвата Герата войсками ‘Абдаллах-хана II Шахим-бий в 997 (1588) г. с частью войск предпринял попытку овладеть Систаном и с этой целью выступил через Кухистан в поход на Систан, о чем повествуется в «Ихйа ал-мулук». В «Та’рих-и ‘аламара-йи ‘Аббаси» в событиях 1007/1598 г. он назван правителем Мерва. Впоследствии из союзника Шахим-бий стал одним из врагов ‘Абдаллаха II, искал союза с его сыном, ‘Абд ал-Му’мином. Однако тот выдал его отцу, и он был казнен, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 552; Бартольд, 8, с. 195; Смирнова, 1983, с. 97-99.

404. О Табасине (Тебесин) см. примеч. 147.

405. Перс. Бийабан-и Гург — название части Великой соляной пустыни в Иране с западной стороны Систана.

406. Ср. несколькими строками выше — 12 тыс. конников.

407. См. наш перевод ранее (с. 145) и примеч. 327.

408. О Йакан-хане афшаре, правителе Фараха, уже говорилось (примеч. 358). О нем и его обращении за помощью к сефевидскому принцу Рустам-мирзе есть подробный рассказ у Искандара Мунши. В первые годы воцарения на престоле Ирана шаха ‘Аббаса I Хорасан и сопредельные районы страдали от постоянных набегов кочевых племен из Мавераннахра. Не были исключением и Систан, и близко расположенный к столичному городу Герату Фарах. Проживавшее в Фарахе племя афшар было бессильно воспрепятствовать кочевникам в захвате их области. Тогда правитель Фараха, Йакан-хан афшар, ради сохранения своих людей по совету и рекомендациям своих соплеменников отправил к Рустам-мирзе в Заминдавар гонца и просил его пожаловать в Фарах с войском. Рустам-мирза, осведомленный о царившем в Хорасане хаосе и о занятости шаха ‘Аббаса делами в Ираке, воспользовался случаем и без промедления выступил с войском в Фарах. Йакан-хан обрадовался прибытию Рустам-мирзы. Однако Рустам-мирза на следующий день после своего прибытия в Фарах схватил Йакан-хана и, обуреваемый жаждой завладеть его имуществом, два дня спустя казнил его. Подвергнув наказанию всю знать племени афшар, он забрал себе все, что нашел у них. Народ же ради устранения нападения кочевников не видел иного выхода, кроме повиновения Рустам-мирзе, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 482; ср. также: Хуласат ат-таварих, 2, с. 665, 755.

409. Так в тексте, ср. ранее: Сулайман-халифа туркман; о нем см. примеч. 391.

410. Сведения о Кучик-йуз-баши устаджлу в источниках найти не удалось. Кази Ахмад, сообщая о прибытии в Фарах Сулайман-халифы туркмана, пишет, что его сопровождали ряд его верных вождей (евнухов) и Алванд-кули-султан туркман, см.: Хуласат ат-таварих, 2, с. 887.

411. В «Хайр ал-байан» дана краткая справка о Мире Фазли Бами из калантаров и саййидов Бама: он был сведущ в математике и других науках, был поэтом. В тазкира также упоминается о его приезде в 995/1586 г. в Систан к Малику ‘Акибат-Махмуду с поручением Бигташ-хана, наместника Йазда и Кирмана. Именно в это время наш автор имел с ним встречу и беседу. В «Хайр ал-байан» (л. 268б-269а) приведены образцы его стихов.

412. Уже упоминавшийся Йа’куб-хан зу-л-кадар, родом из Заминдавара, в то время осуществлял наместничество в Ширазе.

413. По-видимому, имеется в виду Мир Фазлаллах Шахристани Исфахани из великих саййидов Шахристана под Исфаханом, который в правление шаха ‘Аббаса I некоторое время был вазиром Исфахана и главой дивана. Он по приказу шаха ‘Аббаса возглавил работы (на их начальном этапе) по отводу вод р. Куранг (Карун) в р. Зайанде-руд, см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 164; 3, с. 949, 1089.

414. Последователи имамов, имамиты (перс.-араб., мазхаб-и имамийа) — это умеренные шииты, признававшие двенадцать имамов и считавшие скрытым имамом (ал-Махди) имама Мухаммеда сына Хасана ал-’Аскари. Шиитов-имамитов именовали также исна ‘ашарийа («поклонники двенадцати имамов»), см.: Петрушевский, 1966, с. 250-259.

415. Тун — небольшой городок близ Каина, его называют также кухистанский Тун, см.: Таквим ал-булдан, с. 512; Бартольд, 7, с. 142.

416. В тексте: Сахра-йи Самули (***). Издатель текста предполагал в топониме ошибку переписчика: вместо Санчули (***) или Сангчули — по названию живущего в этих краях племени неясного происхождения, см.: Ихйа ал-мулук, с. 529; Tate, 3, с. 295.

417. Т.е. примерно через три месяца.

418. Мирза Зу-л-Факар-бек туркман сын Сухраб-бека вместе с Рустам-мирзой отбыл в Индию, где дослужился до чина хазар-у пансади (на деле командовал шестью сотнями всадников), ум. в 1040/1630-31 г., см.: Падшах-наме, 1, ч. 1, с. 185, 258; ч. 2, с. 306.

419. Неоднократно уже упоминавшийся мунши Малика Байазида Фарахи.

420. Намек на известную библейскую легенду, отраженную в Коране, согласно которой Йа’куб (Иаков) лишился любимого сына Иосифа, проданного братьями в Египет. Веря словам сыновей, он думал, что Иосиф растерзан зверем, см.: Библия. Бытие, с. 40-52.

421. Эта цифра названа для большего эффекта. В действительности же со дня смерти отца Малика Махмуди, Малика Гийас ад-Дина, к этому времени прошло девять лет.

422. Из последующего контекста следует, что Рустам-мирза вторгся в Систан 1 раджаба 998/6 мая 1590 г.

423. В печатном тексте: *** в дальнейшем: *** — Газбар. Имеется в виду селение в Систане, его упоминает Зарудный (с. 369).

424. О тутин (тростниковая лодка) см. примеч. 123.

425. Кал’а-йи кухна («Старая крепость») — название деревни вблизи Кал’а-йи нау («Новая крепость», ныне в провинции Нимруз), основание которой приписывается ‘Алам-хану, главе племени нахруи, мигрировавшему в Систан из Бампура (первоначально деревня носила название Бурдж-и Мир ‘Алам-хан), см.: Tate, с. 94.

426. Араб. Ка’им Махди — букв, «воскрешающий имам» — термин шиитской догматики. Для шиитов-имамитов им является Мухаммад б. ал-Хасан, «скрытый имам», см.: Шиитские секты, с. 104, примеч. 32.

427. Зангана и сийах-мансур — курдские племена.

428. О Сулайман-халифе туркмане см. примеч. 391.

429. Перс., акайан.

430. Ислам-бек шамлу — хорасанский эмир, вместе с Сулайман-халифой туркманом и другими эмирами уезжал на службу к Рустам-мирзе. В дальнейшем занимал должность йуз-баши, в 1005/1596-97 г. ездил с посланнической миссией в Герат к Кулбаба-кукелташу, в 1007/1598-99 г. побывал в Индии, см.: Та’рих-и ‘аламара, 2, с. 483, 488, 515, 529, 568.

431. О Мире Зийа’ ад-Дине Мухаммад-саййиде Табатабайи Зуварайи сведений в источниках найти не удалось.

432. Искандар Мунши также пишет о походе Рустам-мирзы в Систан, правда лишь в общих чертах. В частности, он отмечает, что правитель Систана Малик Махмуд, опасаясь прихода Рустам-мирзы в Систан, покинул свое местожительство в Рашкаке и уехал в крепость Чап-у-раст, собирая вокруг себя всех жителей страны Нимруз, способных воевать. Всего вокруг него собралось около 10 000 человек. В Чале он оставался семь месяцев. В результате сильной жары и скученности в войске вспыхнула холера. По этой причине большая часть людей покинула его лагерь и вернулась в родные места.

Рустам-мирза испытывал непреодолимое желание господствовать в Систане. Малик ‘Абдаллах Фарахи, состоявший в родстве с маликами Систана, взялся помочь Рустам-мирзе — обманом совратить часть родственников Малика Махмуда и заставить их примкнуть к мирзе. Этот план, как видно из нашего текста, удался как нельзя лучше. Прежде всего обманным обещаниям Рустам-мирзы поддался Малик Зариф сын малика Наср ад-Дина, дядя Малика Махмуда, который всегда «страдал от недостатка ума». Он предался Малику Махмуду, пригласив его под благовидным предлогом в крепость Кал’а-йи Джарунак, где проживал сам.

Малик Махмуд, чтобы доставить удовольствие племяннику, предложение принял и в сопровождении Малика ‘Али, Малика Махмуди и автора нашей хроники отправился в гости в Кал’а-йи Джарунак. Была весна, они бродили по парку. Внезапно по доносу Малика Зарифа и некоторых мулазимов Малика Махмуда прибыл с войсками, собранными из различных частей Хорасана, Рустам-мирза и спешился на расстоянии одного фарсаха от Кал’а-йи Джарунак.

Малик Зариф, увидев несметное войско Рустам-мирзы, раскаялся в своем предательстве и стал думать о защите своей крепости. Рустам-мирза обложил крепость со всех сторон. Малик Зариф и его братья обороняли крепость в течение 16 дней. Рустам-мирза направил в крепость послом Сулайман-халифу туркмана. Приехал также Малик ‘Абдаллах Фарахи. В конце концов им удалось обмануть Малика Зарифа, и тот вместе с братьями и отцом, не посоветовавшись с Маликом Махмудом, уехал к Рустам-мирзе. Малик Махмуд, увидев это, поручил оборону ворот крепости своим родственникам, а сам в сопровождении нашего автора, Малика Шах-Хусайна, отправился к Рустам-мирзе. Мирза для видимости оказал ему почет и уважение, чтобы завоевать его доверие, обошелся грубо с Маликом Зарифом и его братьями. В тот же день Рустам-мирза и его войско оседлали коней и вступили в крепость. Малик Махмуд принял «гостей» как хозяин и как слуга. По подстрекательству кызылбашей, состоявших в сговоре с Рустам-мирзой, тот на следующий день схватил Малика Махмуда, Малика Наср ад-Дина и его сыновей. Несколько дней спустя Малик Наср ад-Дин, Малик Зариф и его братья были казнены, а еще через месяц, как мы увидим далее, их участь разделил и Малик Махмуд. Эти события происходили в 998/1590 г. В конце рассказа Искандар Мунши добавляет: «Подробности упомянутых событий пишущий сии строки слышал от заслуживающих доверия рассказчиков — жителей той области. Ответственность на рассказчиках (или же — за верность не ручаюсь)», см.: Та’рих-и ‘аламара, 1, с. 483-487.

Рассказ Искандара Мунши в целом совпадает с известиями об этих событиях в нашей хронике, отдельные же детали, отсутствующие в «Ихйа ал-мулук», очень удачно дополняют их.

433. Намек на арабскую легенду, согласно которой магический перстень Сулаймана (библейского Соломона) был похищен у него злым духом Сакром. На 40-й день перстень, брошенный Сакром в море и проглоченный рыбой, был найден его владельцем при разделке пойманной рыбаком рыбы, см., например: ЕЭ, т. 12.

434. О Шеле Махмудабад см. примеч. 226. В благоприятные годы Шела дает проход воде в Гауд-и Зирих (провинция Нимруз, в 80 км к юго-западу от Чахар-бурджака), см.: Tate, 2, с. 109; Ball, с. 75, 111.

435. Перс., *** — название селения близ крепости Кал’а-йи Тагрун, идентифицировать не удалось.

436. Перс., дар анджа Мир Мухаммад-Салих ва Мир Хайдар манзил дашт. Издатель считает (по-видимому, принимая во внимание глагольную форму в ед.ч. прош. вр.), что между именами союз «ва» — лишний и что это одно лицо: Мир Мухаммад-Салих сын Мира Хайдара, см.: Ихйа ал-мулук, с. 530.

437. Джамшид — мифический царь из легендарной династии древнего Ирана Пишдадидов; его царствование считалось мифическим «золотым веком», см.: Бертельс, 1960, с. 362.

438. Имеется в виду Мухаммад.

439. Кал’а-йи Куч, очевидно, крепость в Систане, далее, однако, трансформируется в Кал’а-йи Хаш.

440. Перс., мирак.

441. Мазар Пир Давуди в Захидане сохранился по сей день, см.: Ихйа ал-мулук, с. 530, примеч. 1.

442. Насрабад/Нусратабад — это современный Забул (Заболь), город в Иране близ границы с Афганистаном.

Чунг-и Мурган — деревня в шахрестане Забул, в 13 км к северо-западу от Секухе и в 3 км от шоссейной дороги Захидан-Забул, см.: Географический словарь Ирана, 8, с. 116.

В «Географическом словаре Афганистана» (с. 156) тоже засвидетельствована местность Чинг-и Мурган (Чанг-и Мурган); она расположена в Фарахском уезде, в 49 км западнее Джувайна (?). Однако, как нам кажется, речь в данном контексте идет об иранском Чунг-и Мурган.

443. Ваджаб — мера длины, расстояние между растянутыми большим пальцем и мизинцем. Поскольку у разных людей это расстояние неодинаково, то ваджаб колебался от 10 до 15 см.

444. Маст — разновидность кислого молока.

445. Мийан-Дашт — название пустыни в Иране.

446. Тамуз — десятый месяц сирийского календаря, соответствующий июлю.

447. По-видимому, описка вместо Малик Мухаммад, см.: Ихйа ал-мулук, примеч. издателя к с. 530.

448. Йа’куб (библейский Иаков «Израиль») — сын Исаака и Ревекки, родоначальник-эпоним 12 колен еврейского народа. Под «внуками (араб., асбат) Йа’куба» имеются в виду потомки Иакова, сыны Израилевы. Автор, по-видимому, намекает на библейскую легенду об исходе евреев из Египта, когда они в течение 40 лет блуждали по пустыне, прежде чем вышли в землю обетованную, см.: Библия. Исход, 53-70.

449. Великий малик (малик-и му‘аззам) — титул правителя Систана Малика Джалал ад-Дин Махмуд-хана, который заступил на правление Систаном, как мы уже отмечали, 17 шавваля 998/19 августа 1590 г. после казни его отца Рустам-мирзой; автору «Ихйа ал-мулук» он доводился кузеном, см. текст и перевод «Ихйа ал-мулук». Его правление продолжалось до его смерти в 1041/1631 или в 1042/1632 г., см.: Зайл, с. 132, 133, 287.

500casino

500casino

500casinonews.com