№ 110
1613 г. октября... — Грамота на Верхотурье боярину и воеводе Степану Годунову о платеже сылвинскими и иренскими татарами и остяками ясака и десятой пошлины попрежнему на Верхотурье.
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, боярину и воеводе нашему Степану Степановичу Годунову. Били нам челом из Сибири Верхотурского города казаки: Ромашко Голенищев, Русинко Берсенев, Афонька Елтышов, Ивашко Сафонов в товарищев своих место 50-ть человек казаков и стрельцов: прежде сево сбирали они на нас с Сылвы и с Ирени наш ясак и с торговых людей десятую пошлину с хмеля и с меду и с воску со всяких товаров на Верхотурье, а ныне де научили пермичи бити челом нам татар и остяков, чтоб тем пермичам имать наш ясак и десятая пошлина на нас в Пермь Великую; и возят де те пермичи на Сылву и на Ирень заповедные товары: доспехи и сабля и топоры и ножи, и торгуют с татары и с остяки; а те де татаровя и остяки тем заповедным товаром торгуют с нагайскими людьми, а та де десятая пошлина: мед, хмель шел на наш кабак, а воск шел к божью милосердию, а ныне де меду и хмелю на нашем кабаке и у божья милосердия воску не стало, посылаешь купити меду и хмелю на кабатские расходы в Пермь Великую; да они ж де преж сего имали с пермич с их товаров пошлину денежную, и тое де пошлины денежные збиралось рублев по 10-ти и по 15-ти и по 20-ти на год, а ныне тое денежные пошлины пермичи не сбирают, наровят друг другу; потому что они сами торгуют [229], а только сбирают мед в хмель и воск, и мед у них и по ся места стоит в нашей казне. И будет так, как нам Верхотурского города Ромашко Голенищев с товарищи бил челом, и как к тебе ся наша грамота придет, и ты б, выбрав из стрельцов и из казаков добрых людей, сколько человек пригож, и привел их к крестному целованью и велел наш ясак и десятую пошлину с Сылвы и с Ирени собирати на нас на Верхотурье; да что нашего ясаку, соболей и куниц и всякие мягкие рухляди, и десятинные, пошлины с меду и хмеля соберут, и то все велети писати в книгу, да тое меховое рухлядь присылал бы еси к нам к Москве, а мед и хмель держал на кабацкий расход, а воск держал в нашей казне; да что мяхкие рухляди, и меду, и хмелю и воску в сборе будет, и ты б о том отписал к нам к Москве и велел отписку отдати в Казанском дворце дьяком нашим: думному Алексею Шапилову да Петру Микулину да Афанасию Овдокимову. Писан на Москве лета 7122-го октября в ... день.
На обороте: Дьяк Афанасий Овдокимов.
ААН, ф. 21, оп. 4, № 2, л. 113 и 113 об., № 96.