№ 7
1598 г. не позднее января 7. — Челобитная пелымских ясачных вогулов царю Федору Ивановичу об уменьшении ясака, об освобождении пелымского князя Таутея и внука его Учота и о разрешении покупать у русских топоры, ножи и пешни.
Царю государю и великому князю Федору Ивановичу всея Русии бьют челом и плачутся из Сибири пелымские ясашные вагуличи Комло Чандин во всех своих вогулич место. Положили, государь, на нас твои государевы прежние воеводы Василей Толстой да Богдан Полев твой государев ясак велик не в меру. А нынешние, государь, воеводы по тем же книгам на нас емлют твой государев ясак. Милосердый государь царь, пощади нас сирот своих, вели на нас свой государев ясак положить по мере, как нам возможно тебе государю служить и твой государев ясак вперед платить. Да нам же, государь, не велят твои государевы воеводы торговым людям топоров, и вожей, и пешей продавать, а нам, государь, без топоров, и без ножей и без пешей прожить невозможно, нагим и босым и голодным быти, и твоего государева ясаку добывати нечем. Да взяли, государь, у нас пелымского князя сына Таутея да внука его Учота, и тот Таутей и Учот сидят в твоей царской опале на Москве в тюрьме. Милосердый государь, пощади нас сирот своих, вели того Таутея и Учота из тюрьмы выпустить, нам на поруку дать, и вели им быти на своих на старых юртах, чтобы тот Таутей и Учот тебе государю служили и твой государев ясак с нами вместе платили тебе государю, а мы государь того Таутея и Учота ручаем всею Пелымской землею. И вели, государь, нам торговым людям топоры и ножи и пешни продавать. И пожалуй нас сирот своих, вели нас в своем государевом ясаку полегчати и вели на нас положите по мере, как бы нам можно было твой государев ясак вперед платить. Царь государь, смилуйся.
ГАФКЭ, портфели Миллера, № 478, 1, грам. № 78. Два сстава. Список в ААН, ф. 21, оп. 4, № 16, л. 304-304 об, № 11. Напеч. в РИБ, 11, стб. 144-145, № 64, I.