№ 11
1600 г. февраля 29. — Грамота на Тюмень воеводе князю Луке Щербатову о построении на Тюмени нового храма Рождества богородицы, с приложением росписи посланного «церковного строения».
От царя и великого князя Бориса Федоровича всея Русии в Сибирь, в Тюменской город, воеводе нашему князю Луке Осиповичу Щербатого да голове Федору Осиповичу Янову. В нынешнем во 108-м году декабря в 12 день писали есте к нам и прислали тюменского попа Саввы челобитную, а в челобитной его написано, что в Тюмени в городе наше богомолье начальной храм Рожества пречистые богородицы, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Федора Стратилата, и в тех де церквах никакого церковного строения нет; а которые де были иконы, и те обветшали; и храм Рожества пречистые богородицы мал, ставлен обыдень, и тут де служивым людем и крестьянам вместитися негде; а в остроге де храма нет; а он де на посаде нон один и маломощен, а другого де попа нет, и в том де ему и всем людям тягость великая; и нам бы велети устроити на Тюмени храм со всем церковным строением, и велети бы на Тюмень прислать другого попа. И мы ныне на Тюмени велели поставить храм новый во имя Рожества пречистой богородицы, а церковное строение в тот храм послано от нас с Москвы до Верхотурья с Дмитрием с Ростопчиным, да с сотником стрелецким с Богданом с Михайловым, а с Верхотурья голове Гаврилу Салманову велено то церковное строение отвезти на Тюмень с нашими хлебными запасы вместе; а что с ними послано церковного строения, и тому послана к вам роспись под сею нашей грамотой за приписью дьяка нашего Нечая Федорова. Да с ними же послан на Тюмень черный поп Быков да церковный дьячок Ефтифейко Фомин с женою, да с тем попом послано на Тюмень на освящение церкви антиминс да в Тоболеск на два престола два антиминсы. И как к вам ся наша грамота придет, а с Верхотурья голова Гаврило Салманов с тем церковным строением на Тюмень приедет, и вы б у него то церковное строение взяли по росписи все на лицо, а взяв у него церковное строение велели б есте на Тюмени на том же месте, где стоит ныне старый храм или где доведется поставити храм новый Рожество ж пречистые богородицы тюменскими служилыми людьми, детьми боярскими, и литвою, и атаманы, и казаки, и стрельцы и пашенными и всякими тюменскими жилецкими людьми, величиной, каков будет пригож, и церковное строение в нем поставили, и велели тот новый храм освящать, а освятя велели в нем петь. А в Тоболеск два антиминса послали б есте тотчас, с кем пригож. А попу Никону да дьячку Ефтифейку Фомину велели быть у которого храма пригоже; а нашего денежного жалованья руги попу Никону дано на Москве на нынешней 108-й год 10-ть рублев, а дьячку дано 4-ре рубля; а хлебного жалованья дали б есте на Тюмени попу Никону 7-мь четь муки ржаной, четверть круп, четверть толокна, а дьячку Ефтифейку Фомину дали б есте 5 четь муки, осьмину круп, осьмину толокна. А как храм со всем поставят и у которого храму черному попу Никону и дьячку велите быть, и вы б о том отписали к нам к Москве, а отписку велели отдати в Казанском и в Мещерском дворце дьяку нашему Нечаю Федорову. Писан на Москве лета 7108-го февраля в 29 день.
На обороте: Дьяк Нечай Федоров.
2. Роспись, что послано в Тюменской город церковного строения.
Образ местной Рожество пречистые богородицы на золоте. Двери царские [156] в столбцы и с сенью на празелени, а на них писаны святители. Пречистая запрестольная на празелени. Крест воздвизальный на золоте. Сосуды церковные: потир, и блюдца, и лжица деревянные, копейцо медяны, покровцы выбойчатые, на престол 9 аршин выбойки.
Да книг послано: евангелие напрестольное письменное, обложено выбойкою турскою, евангелисты выбиты медяны, псалтырь, апостол, служебник, треодь поеная, треодь цветная, октан на 8 гласов, чесовник с полуношницами, все печатные, минея общая письменная. Ризы поповские: стихарь, поручи, патрахиль, под нитяной, кадило медяное, колокола 2 пуда с четью с языки.
ААН, ф. 21, оп. 4, № 8, лл. 9-10 об., № 7. Напеч. в РИБ, II, стб. 74-76, № 48.