Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Г.-Ф. Миллер

Скифы. Сарматы. Аланы. Роксоланы

В 60-х гг. минувшего века, извлекая в государственном архиве древних актов в Москве документы по истории Осетии, в фонде «Портфели Миллера» я обнаружил рукопись Герарда-Фридриха Миллера «Народы в России, жившие в древние времена» и счел необходимым перепечатать из нее страницы, так или иначе относящиеся к истории осетинского народа. С моей точки зрения, они представляют определенный историографический интерес, тем более, что: а) сделанные извлечения своим содержанием принадлежат к XVIII веку — времени, когда происходил переход от исторического знания к исторической науке; б) соотнесение алан с осетинами, которое уже наблюдается в XVIII веке, — первым, пожалуй, начинал Г.-Ф. Миллер. Стоит отметить и другое. О скифах, сарматах и роксоланах писали также В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов — современники Миллера. По его мысли, «роксоланы», — предки осетин, — «народ, который не токмо жил в России, но от которого по большей части производится начало российского имени». Идея о том, что название «Русь» производно из осетинского языка, высказывалась и много позже, даже в XX веке. Происхождение названия «Русь» в устах Г.-Ф. Миллера, относившего его к роксоланам, тем еще привлекает внимание, что у Г.-З. Байера и А.-Л. Шлецера — соотечественников Миллера — оно связывалось с их норманской теорией. Публикуемый ниже текст — извлечения из сочинения Г.-Ф. Миллера «Народы в России, жившие в древние времена». Орфография, пунктуация и подчеркивание автором отдельных слов в тексте сохранены без изменений.

М. М. Блиев.


/л. 1/ I.

Скифы

Хотя и не невероятно, чтоб вначале под имянем скифов почитался некоторый одинакий и сильный, около Черного моря живший народ, котораго происхождение и первую историю в баснях запутанныя описал Геродот; однако ж не меньше верно, что следующии историописатели и географы под общим скифов имянем разумели множество и иных народов, зависящих частию от первых скифов, а больше еще по отдаленности разстояния своего живших без всякой зависимости, и не имевших с скифами никакого в языке сходства. Все обитатели Российскаго государства как в Европе, так и в Азии, и еще в великой части средней Азии, назывались скифами. От сего произошла разность европейских и азиатских скифов скифов по сю, и скифов по ту сторону горы Имауса. По сей то притчине имелось столь много особливых имян скифов, кои свойственно были имена особливых народов. Когда только слышали о каком либо еще не известном отдаленном народе, то называли оной скифами; как и ныне в тех же странах находится невероятное почти множество народов известных в России под именами остяков, самоедов и иных не имеющих с ними ни малейшего сродства. А примечается только между /л. 1 об./ ими сходство в некоторых наружных обстоятельствах. То же кажется бывало и в самыя древнейшия времена. Точная различность народов не состоит в нравах и обыкновениях ни в пище и промыслах, ниже в вере ибо все сие быть может общее разным народам, а напротив того разное между одинаким народом. Единственной необманчивой знак есть язык; где оной сходен тут никакая разность народов быть не может; где же язык различен, тут никакого общества народов доказать не можно. Язык доказывает нам происхождение народов. [59] Но настоящий словоиспытатель не довольствуется сходством одинаких слов, ибо в сем много быть может приключительнаго, равно как в сходстве особ, не имеющих между собою никакого сродства. По сей причине он не делает никаких заключении, пока не увидит, что оныя и историею подтверждаются. Новейшия писатели а паче между поляками и употребляли в латинском языке имя скифов, когда они о татарах говорили, чаятельно для избежания варварскаго слова не известнаго римским писателям. Татары же в Европе не прежде прославились как в 13 столетии после рождества Христова нападением своим на Россию и ужасными разорениями учиненными ими не только в сем государстве, но в Польше, в Силезии, и в Венгрии. Положим что они во время древных римлян жили в границах Скифии, но со всем тем /л. 2/ не одни бы они заслужили себе имя скифов. Скифскую историю превосходным образом изъяснил Байер в комменториях Санкт-Петербургской академии наук. А после его и другие. Далигл начало шведской своей истории произвел из скифской, сие могли бы сделать и иныя от скифов произшедшия народы, есть ли б они похотели столь далеко вныкнуть в древность, всего меньше осудить бы можно за то россиян, потому что великое множество скифских народов жили в границах России.

II.

Сарматы

Не можно не признаться в том, что был народ названный от греческих и латинских древних писателей сарматами, а земля их Сарматиею. Многия думают да оное и вероятно, что под сим имянем разумелись славяне пока еще сие последнее имя не знакомо было ибо то не прежде сделалось как в пятом столетии, но когда самыя сии писатели Сарматию разделяют на европейскую и азиатскую, когда они первую к западу ограничивают Вислою, а последнюю к востоку оставляют не ограниченную так что оная пропадает в азиатической Скифии, то и видно, что один народ не доволен для столь великой земли. Из сего следуют два положения: 1) что не все сарматы были славянскаго происхождения, 2) что Сарматия в себе содержала разныя народы, из коих многия знакомы были под именем скифов. А когда сие так, то не можно согласиться с теми, кои под имянем сарматов единственно разумеют поляков, включая всяких иных народов. Меньше же еще утвердить можно мнение новейшаго /л. 2 об./ российскаго писателя который почитая чухонцов под имянем сармат, думает, что первыя российския владельцы призванныя из народа варях в Новгород ко владению, пришли из Финляндии. В сем случае равно как и в иных употребляет он вместо чухонцов им сармат. Он часто, упоминая о чухонских словах, называет оныя сарматскими, но по истинному понятию, которое себе сделать должно о множестве народов живших в пространной Сарматии, не возможно, чтоб был когда либо, а еще меньше чтоб и по ныне еще остался, особливой сарматской язык. Впрочем и то ест не отрицательно, что в древныя времяна и чухонцы жили в Сарматии, да и весьма далеко в Литве и в Польше, а может быть и в России, даже до реки Оки. Кажется что славяне их оттуда прогнали, и притеснили их к нынешним их жилищам. На против того не находится, чтоб нынешная Финляндия была когда либо причтена к Сарматии. Протиженное имя Sauromatae вместо Sarmatae может быть вымышлено от баснотворцев. По крайней мере не видно каким бы образом в натуре было основательно обыкновенное произведение сего имени из греческого слова, ящеричные глаза.

/л. 6 об./ V.

Аланы

Из разных мест Прокопиева сочинения доказать можно что аланы были народ гофский. Сем не противуборствует то, что они имели особливое имя не означивающее гофскаго происхождения. По большой части думают, да и не без вероятности, что имя аланов родилось у греков, и что оное происходит от греческаго глагола значущаго странствовать или бродить. Итак [60] было бы сие перевод имяни немецких вандалов, о которых Прокопий показывает, что они жили у Меотическаго моря, но будучи притесняемы венграми, перешли в Германию, приняв на перед в свое общество гофских аланов. Равное толкование имян находится у скифских номадов, у гамаксбитов и у немецких свевов. Когда сие так то думать можно, что были два рода готфов, один живший в городах и в деревнях, о котором в прежней статье упомянуто, и другой переходящий с места на место, и живший под палатками, то в одной то в другой стране, сие есть аланы. Аммиан Марцеллин почитал аланов остатком массагетов. И в том нет /л. 7/ прекословия, когда по причине сходства гетскаго и гофскаго имяни массагеты почитаемы бывают предками гофов.

Аланов различали на европейских и азиатских. Одни жили, по объявлению Прокопия, между Черным и Каспийским морем от Кавказа даже до Каспийского прохода то есть до Гиляни; другия на восточной стороне реки Дона, отделяющей их от гофов. Еще иныи, которые были известнейшие, жили в средине России, где предлагали гору называемую Аланусом, или Алауносом. А иныи на последок жили у Днепра, Днестра, даже до самого устья Дуная, где они тем легче могли гофам и римлянам быть сообщниками. О сих последних упоминает Плиний, прежних же знаем мы через Аммиана Марцеллина. Мы не хочем задержаться при горе Аланусе, хотя Птоломей и означил длину и широту ее, простирающуюся до уезда города Алатыра, ибо верно таковой одинакой горы столь важной величины, не токмо в показанной стране, но и нигде в России не находится.

В первом столетии после рождества Христова при императоре Веспазиане кавкаские аланы ворвались в Медию и в Армению, а во втором веке во время владения Антония Благочестиваго, днепрския и днестрския аланы оказали себя при Дунае врагами римския империи. Сих последних аланов видим мы так же во время императора Марка Аврелия между протчими в Маркомонской /л. 7 об./ войне. Около 242-го года отличили они себя наипаче, победив в явном сражении при Филипполисе в Трации, императора Гордиана, воюющаго против персов. Сто лет после сего аланы пришли в упадок, они равным образом как и гофы гуннами побеждены, прогнаты, разсеяны да принуждены были соединиться с победителями своими противу приятелей и неприятелей. Сим образом аланы вместе с гуннами пошли в Польшу, в Венгрию и в Германию, тут нашли они пред собою сродственников в вандалах и в свевах, для коих кажется отставали они от гуннов. В 5-м столетии ворвались они с ними в Францию и в Гишпанию и король их Атакс над всею соединенною силою приобрел себе такое почтение, что сначала все его воле подвергалось, но скоро потом щастие переменилось. Гофы победили аланов, король их Атакс убит с большею частию народа, а прочие принуждены были, поддатися власти вандалов.

После сего история в западных землях ничего не имеет упомянуть об аланах, но в стране между Черным и Каспийским морем упоминается еще иногда об оных. Гербелот Ягиугский упоминает в арабском описании путешествия 9-го столетия что некоторый король аланов жил неподалеку от Дербента. Карпин и Рубруквис упоминает в 13 веке об аланах коих они нашли на пути /л. 8/ своем или о коих они слышали. Первый из сих писателей соединяет их с черкесами, и прозывает их ассами. Сие имя кажется имеет сходство с нынешними оссетами второй же описывает аланами народ названный от татар ациасами или акасами, кои исповедают христианский закон, говорят по-гречески, имеют греческих священников, и не бывают в законе раскольниками. Сей народ, живший от Волги к югу в великих горах, защищал вольность свою противу татар, тем наипаче, что они были искусные кузнецы и оружейники. И татары имели в службе своей аланов. М. Павел Венецианский свидетельствует что Кублай употреблял оных для завладении своих в Китае, с сим сходно объявление П. Гаубила в Могольской его истории, где он упоминает хотя не об аланах, но о некоторых чюжестранцах служивших в войне хану Гупилаю (Кублаю). Я думаю признавать здесь предков обитателей деревни Кубешага о коих находится примечания достойное описание во втором томе Собрания российских исторей. Итак они не были генуезския но греческия поселенцы, недобно чтоб они еще прежде раскола церкви оставили свое отечество, чем долее они в кавказских горах жили, тем лехче могли они забыть природной свой язык и закон и вместо онаго принять татарской. Когда Рюбрюквис говорит: что /л. 8 об./ Исидор именовал Аланиею землею команов коих немцы называли валанами, то разумеет он под имянем команов половцов живших в 11 и в 12 веках даже до пришествия татар в странах между Доном и Днепром. Сии то суть в коих одновремянныя немецкия историописатели упоминают под имянем валвов. Имя куманов кажется [61] взято от реки Кумы. Между Кумою и Кубанью в татарском произношении разность едва примечаема. Итак земля Кумания, когда кто ее так назовет, великое пространство иметь может, из сей же земли произошли мало по малу все народы учинившия в России и в соседственных государствах великия беды, хотя и всегда под собственным своим имянем. Знаем только о команах у Дуная и в Венгрии, и то суть половцы прогнанные в 13 столетии татарами. Более сего не требуется для опровержения мнения о таком народе, который собственным своим имянем назывался команами или куманами. Когда напоследок литовские историописатели, как Алб. Вьюк Коялович, постановляют аланов в Литве, и от оных происхождение своего народа производят; то противуборствует сему, что аланы были гофской или немецкой народ, а литовцы говорят языком совсем от немецкого отличным.

/л. 9/ VI.

Роксоланы

Народ, который не токмо жил в России, но от котораго по большей части производится начало российского имени, заслуживает чтоб об оном донести все что примечания достойнаго знаем. Первое известие о роксоланах находится у Страбона, который их поставляет в самых северных полях между Доном и Днепром, не зная живут ли за ними какия люди. Плиний упоминает об них купно с аланами, под скифскими народами. Птоломей означивает их пребывание около Меотическаго моря. Следовательно обитали они в тех же странах где и аланы, от коих они только отличались в имяни приложением слова рокс или рос. Об истории их находится следующее: еще до Рождества Христова имели они войну с понтийским королем Митрадотом великим, и прозваны тут мужественным народом. Во время императора Оттона, 68 лет после рождества Христова, ворвались они в Мезию, поразили две римские армии, но вскоре потом претерпели и сами поражени. Они имели короля, о котором упоминает Грутер в некоторой надписи того времени, и Спарциан объявляет что оный король получал от римлян пенсию. Когда сей король не был доволен, что сию пенсию у него уменьшили, то император Адриан пошел на него с войском и заключил с ним мир. В 116-м году явились роксоланы в Маркоманской войне, /л. 9 об./ а в 270-м году и они были в числе народов побежденных императором Аврелианом. Но как все сие доселе сказанное принадлежит только до роксоланов вышедших из России в Дацию или к Дунаю, то много еще оных осталось в России, зависимых от гофов, а в 371-м году оныя от нападения гуннов претерпели с протчими общую погибель. Иорнандес о сем приключении доносит следующия обстоятельства: роксоланы зделались гофам не верными. Германрик хотел содержать народ в своей должности строгостию, и велел лошадьми разодрать роксоланку имянем Сонилду, за то что муж ея перешел к гуннам. Чрез сие сонилдины братья Сарус и Аммиус будучи приведены в бешенство, ранили Германрика в бок, отчего он и вылечиться не мог, но скоро потом сам себе прекратил жизнь, в рукописной записке Иорнандеса хранящейся в Медиолане в библиотеке Амвросианской написано Rogsomanorum вместо Roxolanorum, хотя сие и кажется единственно опискою, однако ж изъясняет тогдашнее произношение Roxo через Rogso. Более сего нигде не находится известия о роксоланах ни в России, ниже при последующих походах народов, но спустя несколько столетий паки они являются при Балтийском море около Вислы. Они может быть там поселены королем Германриком, когда оный владение свое распространил и чрез Пруссию. Может быть при том, что они несколько времени провожали гуннов в их походах и после смерти Аттилы отстали от оных для /л. 10/ избежания военных безспокойствии, избрали сию отдаленную страну для пребывания своего. Что они действительно жили в Пруссии по берегам Балтийскаго моря в том имеем мы свидетельство географа Равенскаго, которое испытающий любитель истории не может не уважить, поелику оное одно и есть в коем продолжается память роксоланов. Статья о варягах представит об оных продолженное известие.

РГАДА, ф. 199, № 47, д. 3, лл. 1-2, 6 об.-10.

Текст воспроизведен по изданию: Г.-Ф. Миллер. Скифы. Сарматы. Аланы. Роксоланы // Историко-филологический архив, № 2. 2004

© текст - Блиев М. М. 2004
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Strori. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Историко-филологический архив. 2004