ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

И ИЗВЕСТИЯ О УЧЕНЫХ ДЕЛАХ.

Октябрь, 1763 года.

В САНКТПЕТЕРБУРГЕ

при Императорской Академии Наук

=================================================================

КРАТКОЙ ПЕРЕЧЕНЬ СИБИРСКОЙ ИСТОРИИ.

В прошедшем месяце на странице 267 обещали мы, объявить о содержании печатанного на Немецком языке продолжения Сибирской Истории, по коему ныне исполняем.

Шестая книга, или глава, начинается разными приключениями прежде построенных Сибирских городов, яко Тюмени, Турчнсха, Верхотурья, Пелыма, Тобольскка, Березова и Мангазеи.

В Тюмени построен в 1595 году вновь город, причем изъяснено, что в прежние времена были послужные деньги и послужные списки. Жившие тогда в Тюменском уезде Башкирцы оттуда бежали. Другие Татара назывались Кинарцами, и имели укрепленное место, Кинарской городок называемое, при реке Туре. В 1596 году учинен поход из Тюмени против Уфинских Башкирцев, потому что беглые из под Тюмени с ними соединились. Учрежден торг с Бухарцами, отчего многие из сего народа в [355] Сибирских городах поселились. В 1600, 1601 и 1610 годах построены в Тюмени новые церкви. Ямская слобода при Тюмени началась 1601 году. Моровое поветрие лишало в 1603 и 1605 годах Тюменских жителей почти всех лошадей. Преображенской мужеской монастырь при Тюмени, что ныне Троицкой, построен в 1616 году.

В Туринск переведены крестьяне и стрельцы из Пелыма, причем упоминается о жителях города Пелыма, что они по большой части переведены туда из Углича, по убивственному делу Царевича Димитрия Ивановича. Тогда же построен и Покровской монастырь при Туринске и Николаевской при Верьхотурье, а именно: в 1604 году.

Город Верьхотурье знатно распространился, и построены там новые церкви в и 1606 и 1607 годах. С 1606 по 1616 год был спор между Верьхотурьем и городом Чердыном о Вишерских Вогуличах и Сылвинских Татарах, куда им платить подать; указом решено, что в Чердын. Город Кунгур тогда еще не был построен. В Верьхотурском уезде построены в 1613 году Тагильская слобода и Мугайской погост, а в 1619 году Невиянская слобода. Частые пожары городу Верьхотурью весьма опасны. Начали в 1600 году заводить в Верьхотурском уезде при реке Сосве, где ныне Кошайской погост, соляную варницу, но [356] за негодностию россола работа в 1605 году оставлена. Потом еще дважды чинены были на том же месте такие же опыты; но также без успеха.

Пелымским пахотным Татарам и ясашным Вогуличам облегчены в 1596 и 1608 годах подати, да к ним же позволено возить железные товары, что до того запрещено было. Описывается множество ясаку, которой тогда сбирался в Пелыме. Там были два брата Романовы от Царя Бориса Годунова в заточении. Табаринская слобода построена в 1520 году.

О Тобольске нет Архивных писем оного времени, чего ради приведены только имена тамошних главных Воевод, или по нынешнему званию Губернаторов, из Сибирских летописей. Первоначальная церковь в Тобольске есть Троицкая. В 1601 году построена там церковь во имя Вознесения Христова, что есть нынешняя соборная Успенская. В 1602 году Никольская. Указами того ж времени запрещено служивым людям торговать мяхкою рухлядью, ясашных велено оберегать от обиде при сборе ясака, и Козакам выдать полное хлебное жалованье. Тобольск, Верхотурье и Березов получили в 1607 году канцелярские печати.

Алачевые Князья крестились в 1599 и 1603 годах в Христианскую веру, что [357] подало им причину строить в их жилище церковь, при коей потом построен Кодский монастырь. Для тогдашних дорог с реки Оби на реку Вым были в Березовском уезде Киртасская и Собская заставы, которые после того оставлены. Изъясняется имя Обдор и Обдорского Носового городка, что было тогда Остяцкое место, где ясак с Остяков и с Самояди сбирали, и ныне сбирают. В 1607 году была жалоба на Пустозерцов, что приходят в Березовской уезд торговать с Остяками, что запрещено, и Роговой городок, на реке Усе, Пустозерцами без указу построенной, пуст оставлен. В Березове построена в 1605 году церковь Вознесения Христова, при коей после того учредили монастырь; но ныне там монастыря нет, в кельях жили иногда знатные особы, которые туды в ссылку посланы. Муалымской Остяцкой городок был в 1610 году при реке Оби, на устье Иртыша, откуда ясак платили в Березов.

После 1603 году построена в Мангазее первая церковь. Запрещено, чтоб приезжающие из России торговые люди Мангазейского уезду в волостях с Самоядью не торговали, но торговали бы в городе Мангазее, где велено построить гостиной двор. В 1607 году простирался Мангазейской уезд уже до реки Енисея и вверх по [358] Нижней Тунгуске. Инбацкое ясацкое зимовье уже было во оное время. Для Симских и Касовских Остяков был спор между жителями города Мангазеи и Кецкого острогу, кому с них ясяк сбирать, что продолжалось с 1610 до 1617 году, а наконец дело решено строением города Енисейска, которому оные Остяки подсудны стали. Ясашной сбор с реки Нижней Тунгуски описан с 1607 до 1620 год, устье реки Енисея проведано в 1610 году, и в 1614 стали со тамошней Самояди первой ясак сбирать. Знаменование имени Пясида изъясняется. В 1619 году было в тамошней стране Самоядское место, Орлов городок называемое. Туруханское зимовье началось в 1609 году, упоминается о старании Англичан и Голландцев для сыскания морского пути по Ледовитому морю. Описано, каким путем ездили от города Архангельского в Мангазею, которая езда оставлена в 1620 году.

После сего следуют происшествия с сыновьями бывшего Сибирского Хана Кучума, которые Царевичами именовались, и жили во степи между реками Иртышем, Ишимом и Тоболем, чиня на Российские селения частые набеги. В 1600 году упоминаются их четыре, Алей, Канай, Азим и Кубей Мурат, которые жительствовали на Ишиме. Указано было, учредить на них [359] поход из Тобольска и Тюмени; но Алей обещался с братиями вступить в подданство, послал Кубей Мурата в Тобольск, которого оттуда в Москву отправили. Другой Кучумов сын, Ишим, поддался в Царское покровительство в Уфе, и оттуда также в Москву был отправлен. Алей принял в 1601 году Ханское именование, неизвестно потому ли, что Кучум тогда только скончался, или что известие о его кончине не прежде как тогда до сыновей доходило. Жители Бухарского города Шаврана убили Кучума, призвав его к себе на княжение. Потом призывали к себе Каная; но сей опасаясь отцовской судьбины, к ним не поехал. Не понравилось Алею, что братья его в Москву были отправлены. Он требовал, чтоб их назад к нему отпустили; и когда сие не делалось, то он и отказался от подданства.

Тогда жили Нагайские Татар около реки Яика, под двумя Князьями, Урусом и Казием, в несогласии. Урусовы дети приближаясь к реке Исети, едва не приклонили к себе всех Татар Тюменских и Туринскик. С Урусом сообщился и Царевич Алей. Канай с Азимом жили особо, и много знатных держались больше Канаевой стороне, потому что Канаева мать была Княжеского роду, а [360] Алеева мать, подлого. В 1603 году послал Царь Борис несколько Кучумовых жен и одного сына его Канчувара, [из тех, которые взяты были в полон в 1598 году] возвратно в Сибирь, а Ишим Царевич отпущен был несколько после; но все сие не помогло к восстановлению общего покоя, к тому ж появились во оной стране в 1606 году Калмыки, и умножали худо укрепленных Российских селений опасность. Кинарской городок ограбили Азим, Ишим и Кончувар. Канай с Нагайцами набегала на Тобольские волости. А Алей старался пользу получить от вспоможения Калмык. Против всех походы учинены из Тобольска в 1607 году, в коих мать, жена и два сына Алеевы, две жены Азимовы и одна их сестра взяты в полон, которых в 1608 году в Москву отправили. Еще два Царевича упоминаются в 1607 году, Чувак и Алтанай, из коих последней приехал тогда в Тюмень, и в Москву же был отправлен. В 1608 году претерпел Тюменский уезд нападение от Нагайцев, за что посыланною за неприятелем в погоню партиею довольно им отмстили.

Между тем появились и равные в Сибирских народах возмущения; но все без действия. В 1604 году Верьхотурские и Пелымские Вогуличи сговорились разорить [361] Соляную варницу при реке Сосве. В 1606 году восстали Кондинские Вогуличи против Алачевых Князей, от коих терпели великие обиды. В 1607 году состоял город Березов в опасности от всеобщего бунта тамошних и других Остяков и Вогуличь и от Самояди, угрожающих оному конечным разорением. А еще далее распространился бунт в 1609 году, потому что к оному кроме Остяков и Вогуличь, приобщились и все Тобольские, Тюменские и Туринские Татара, надеясь от Калмык вспоможения. Несколько беглых Татар Тарского уезда ушли в 1610 году к Калмыкам, коих привели под город Тару войною. Напротив того учинен на Калмык поход в 1611 году, общею из Тобольска, Тюмени и Тары силою.

С того времени принуждены были с соляных озере, находящихся в степи около рек Иртыша и Тобола, за противностью от Калмык, брать соль вооруженною рукою. Ямышевское соляное озеро найдено в 1613 году.

Худое умышление Вишерских, Верьхотурских и Пелымских Вогуличь на город Пелым, в 1612 году, осталось таково ж щетным, как и прежние. В 1613 году учинены из Тюмени и Тары на Калмык два похода, которые имели то действие, что Калмыки уклонились на посольские с Россиею переговоры, и многие Тайши [362] присягали России в подданство. Между сими был в 1616 году и Батир Контайша, прародитель Дзонгарских, или Зенгорских владельцев, и Урлук Тайша, от которого произошли владельцы Вольских Калмык Торготского поколения. В том же 1616 году найдены так называемые Семь палат при реке Иртыше, в близости коих жил тогда Ишим Царевич с Калмыками, и обещался вступить в Российское подданство; чего однако не сделалось. НЕкоторые называли его Ханом, потому что брат его старшей Алей тогда скончался, а Ишим был преемником претендентства на Сибирские земли и народы, кои прежде сего под владением отца их Кучюма состояли.

В Тюмень привели знатного пленники учителя Калмыцкого закона, за которого Калмыки давали было пятьдесят лошадей выкупу: но в надеянии, чтоб чрез то склонить Калмык на российскую сторону, его не отпустили. В 1616 году было смертоубивство над проежжими от Сургуцких Остяков, а в 1618 году предприят был поход из Тобольска против Калмык и Царевича Ишима, где взято много добычи, а между прочим 75 верблюдов, которых послали в Москву.

В седьмой книге предлагаются проведывания и завоевания по реке Енисее, [363] строения острогов и городов Маковского, Енисейска, Мелеского и Красноярска, и приключения с Киргисцами.

В 1607 году проведали Кецкие Козаки при помощи тамошних Остяков реку Енисей, и живущих по ней Тунгусов. В тома месте, где после построен город Енисейск, жили тогда Остяки, которые в малых ручных печах железо плавили, и для того кузнецами прозваны были. С сих брали ясак; а в 1708 году ходили в верх по Енисее и объясачили Качинских Татар и Аринцов. Один из тамошних Князьков назывался Тюлка, отчего произошло имя Тюлкины землицы, под коим верхние места реки Енисея даже до построения города Красноярска разумели. По 1619 год брали ясак с реки Енисея в Кетской Острог, но весьма не исправно. Тунгусы противились Россиянам наибольше, и нападали на Остяков, кои к ясашному платежу склонными себя объявили, чего ради и не однократно смиряли их войною. Тюлкину землицу отвращали от подданства иногда Киргисцы, иногда Буряты, или Брацкие, воровскими своими набегами.

Положили намерение строить на реке Енисее острог, которой был началом города Енисейска, а при оном случае построен и Маковской острог, потому что посланные для оного дела там зимовали. Маковской [364] построен в 1618, а Енисейск в 1619 году, Петр Албычев и Черкас Рукин были предводители в сем походе. Сперва посылали из Тобольска в Енисейск в управители из тамошних детей боярских. А в 1623 году приехал туда из Москвы первой Воевода Яков Игнатьев сын Хрипунов. Описывается, как из году в год ясашной сбор умножался, и как простиралось Российское владение в верх по Верхней и по Подкаменной Тунгускам. Соболи были тогда в таком множестве, что Тунгусы употребляли их на обыкновенное платье и подклеивали их под лыжи.

В 1621 году построен при реке Чулыме, для обороны тамошних Татар от Киргисцев, Мелеской острог. Буряты с реки Уды, продолжали свои наезды до реки Енисея, к коим послали нарочных из Енисейска, как для увещевания, чтоб перестала Российских подданных обеспокоивать, так и для проведывания всяких обстоятельств их земли и народу.

При Воеводе Хрипунове был дворянин Андрей Дубенской, определенной к дальным посылкам для приведения народов в подданство. Сей послан был в 1624 году в верх по Енисее в Тулкину землицу для высматривания тамошних мест, где бы наиспособнее построить новой острог. Сочинив чертеж и описание, поехал он в Москву. [365] По сему последовало строение города Красноярска, им же Дубенским в 1627 и 1628 годах произведенное, причем не было без урону, потому что Качинцы и Аринцы, возмущенны будучи от Киргисцевл, стали противиться и нападать на новую селидьбу. Учиненной на сих противников и их потакальщиков поход смирял их, и землю на время успокоил. Внесено рассуждение, были лм оные народы прежде в подданстве Калмык и Мунгалов, чему доказывается противное.

После сего происходило еще в том же 1628 году из Красноярска от Воеводы Дубенского отправление в верх по реке Кану на судах, для приведения Котовцев, многолюдного тогда народу, в послушание, и для строения среди их жилищ ясашного зимовья, или острожка. Сие было начало Канского острогу, многим после переменам подверженного места, которые пространно описываются.

Камашинцы, живущие на Канских вершинах и на реке Мане, известны стали в 1629 году, о коих приводится сие обстоятельство, что они с Самоядью одной породы, чего бы никто не догадался, есть ли бы сходство языков того не доказывало. Тубинцы и Моторцы, состоявшие прежде в ведомстве города Томска, за отдалением приписаны были к городу [366] Красноярску, но вскоре взбунтовали они по примеру Киргисцев, с коими часто и за одно стояли, также и Котовцев от послушания отвращали. Отправили против Котовцев и Тубинского Князька, их возмутившего, воинские люди, как из Красноярска, так и из Енисейска. А хотя я счастие послужило Россиянам, так что бунтовщиков вновь покорили, и привели Тубинских пленников с собою в Красноярск: но сие привлекло новую войну самому городу Красноярску, потому что Киргисцы думали отмстить россиянам за обиду, по их мнению учиненную Тубинцам. Город Красноярск был в 1630 году несколько времени от них в осаде, Качинские и Аринские жилища были разграблены, и все лошади без остатку отогнаны.

О Киргисцах, кои о Киргис-Кайсаках Оренбургской губернии по их жилищам довольно различаются, упомянуто уже в первой части Сибирской истории, что они сперва платили ясак в Кецкой острог, потом в 1609 году отложились, а в 1616 году приняты опять в подданство городу Томску. Здесь объявлено, что после того с ними происходило. В 1620 году поддались они Мунгальскому Алтину Хану, надеясь от него против Россиян защищения. Между тем находился еще их Князец Кора в Томске в аманатах, коего они [367] свободить думали угрожением, и для того чинили в 1622 и в 1624 годах на Кузнецкой и Томской уезды многолюдные, но бесплодные для них нападения. Строение города Красноярска привело их сперва в сумнительство. Они начали туды в 1629 году ясак платить, и чинили предложения, опасность их довольно свидетельствующая; также и в 1630 году по присылке из Томска туды ясак отдали. Но к тому приводить их не могли, чтоб они сами приехали во оные городы, для учинения присяги, опасаясь что оставят их там в аманатах. Учиненным в 1630 году от них нападением на Красноярской уезд, о коем выше упомянуто, пресеклось сие согласие. Старались смирить их за то войною, и посланная из Красноярска партия разорила один их княжеской улус; но в 1634 году пришли они опять под Красноярск, и в таком многолюдстве, что город, к коему они четыре дни сильно приступали, находился в великой опасности. От сего, и от воспоследовавшегося в том же году осенью другого Киргиского набега, лишились Красноярцы и всего их скота и жжатного хлеба; равномерно и городе Кузнецк претерпел в 1633 году подобной от Киргисцев убыток. Большая часть прочих до того в верности состоявших народов, видя сие Киргисцев превозможение, стали [368] следовать их примеру. Из Красноярска ходили в поход на Кизыльских Татар Томского уезда, за то что они Аринцев разграбили, и чинили Киргисцам против Красноярска вспоможении. Около того же времени Мунгальской Хан Алтин, чрез посланные к нему посольства, к тому приведен был, что поддался Российской империи в вечное подданство, и чинил на то присягу. Чего ради предлагали ему, чтоб помогал приводить паки Киргисцев в послушание, и унимать их от всяких неприятельских действий; на что Хан и согласился, и послал для того одного своего Ламу к Киргисцам. Но договор не состоялся. Послан из Томска в 1635 году Московской дворянин Андрей Прозоровской в поход на Киргисцев; а в самое то время чинили они набеги под Красноярск и Кузнецк убивая и ограбливая жителей в деревнях без остатка; отчего Красноярцы, лишившись опять всех своих лошадей и скота, не задолго пред тем вновь припасенных, пришли в крайнее отчаяние.

Продолжение сообщено будет впредь.

Текст воспроизведен по изданию: Краткий перечень сибирской истории // Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах, Октябрь 1763 года. СПб. Императорская академия наук. 1763

© текст - Миллер Г. Ф. 1763
© сетевая версия - Тhietmar. 2022
© OCR - Иванов А. 2022
© ИАН. 1763