Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ФЮРСТЕНФЕЛЬДСКАЯ ХРОНИКА О ДЕЯНИЯХ КНЯЗЕЙ

MONACHI FUERSTENFELDENSIS CHRONICA DE GESTIS PRINCIPUM

Предисловие

Фюрстенфельдская хроника о деяниях князей составлена одним из монахов монастыря Фюрстенфельд - дочерней обители цистерцианского монастыря Альдерсбах, основанной Виттельсбахами. Фюрстенфельд расположен на дороге из Мюнхена в Аугсбург, а потому все описанные события непосредственно затронули его. Имя автора хроники нам неизвестно, многочисленные предположения относительно него почти не находят подтверждений, и сведения о его жизни можно реконструировать только из отрывочных сообщений. Родом он был из Баварии, по-видимому, из района Штраубингера. В молодости - был студентом в Праге, поэтому его изложение также имеет значение для истории Богемии до 1290 года. В следующем году он участвовал в траурной церемонии погребения в Фюрстенфельде герцога Людовика, сына Рудольфа I. Так же подробно, как и о происшествиях, случившихся в этом монастыре, он сообщает о событиях 1322 года, которые произошли одновременно с битвой при Мюльдорфе. Тогда автор хроники пытался защитить подворье монастыря в Пухе, когда отряды отступающих габсбургских войск под командованием Леопольда жгли, грабили и разоряли все земли на своём пути. Его схватили два оруженосца, а третий бил его копьём. Ко всем несчастиям той ночи он ещё дважды лишился своей одежды. Дальнейшие разбросанные сведения об истории монастыря указывают на то, что он пробыл монахом Фюрстенфельда большую часть своей жизни. Своё произведение он написал позднее, вероятно около 1330 года в монастыре Альдерсбах, где сохранилась единственная рукопись хроники, благодаря чему она дошла до нас. В результате этого многие даты наш летописец указывает ошибочно, однако он признаёт за собой этот недостаток, извиняется и честно советует обращаться к тем, кто разбирается в этом вопросе лучше него. Он также пишет, что не ставит себе цель дать точную датировку событий.

Хроника начинается с избрания королём Рудольфа Габсбургского (1273). По словам самого автора, которые он написал в начале хроники, он хочет только «описать светлейших королей, которые следуют друг за другом по времени правления, и вкратце отметить их деяния». При этом он опирается не только на собственную память, но и на хронику Мартина из Тропау и Альдерсбахские анналы, а кроме того, на свои собственные переживания и на те сведения, которые ему сообщали современники. То, что он не скупится на критику в адрес правящей элиты, видно из точной характеристики отдельных королей, а также из его разносторонней оценке братьев династии Виттельсбахов, Рудольфа и Людовика. Даже неоднозначная личность папы Бонифация VIII принимает отчётливые очертания. С одной стороны, автор хроники изображает его энергичным и сильным человеком, а с другой стороны - сомневается в его честности - он говорит здесь, как заинтересованное духовное лицо, - из-за большого ущерба, к которому привели его церковные преобразования. При этом автору удалось описать, как история целой империи повлияла на историю отдельной земли. Способности того или иного правителя автор оценивает с точки зрения монашеского образа жизни - иначе и не могло быть в источниках такого типа, - а также по тому, прочный ли в стране мир, способен ли герцог или король прекратить распри и войны, были ли при нём голод и эпидемии. Примеров подлинно средневекового мышления не так уж и много, и всё же наш летописец поднимается над шаблонным уровнем общих фраз тем, что изображает не только невзгоды своего монастыря, но и проявляет большой интерес к судьбе простого народа, с которым он тесно связан (вероятно своим происхождением). Лишения сельского населения обусловлены у него прежде всего неудачным управлением Богемией Оттокаром II, а также Адольфом Нассаусским и Альбрехтом Габсбургским. Тот факт, что это нельзя рассматривать как неприязнь автора к упомянутым небаварским княжеским домам, подтверждается признанием способностей Рудольфа Габсбургского, Венцеля II Богемского или Генриха Люксембургского. Тогда как прежние Габсбурги рассматривались в свете истории империи нейтрально, при характеристике герцогов-братьев Фридриха и Леопольда точка зрения меняется. Здесь наш патриотический летописец, которого непосредственно коснулись несчастия, конечно же поддерживает сторону тех, откуда происходит основатель его монастыря и властитель его страны. Однако, то же самое верно и по отношению к баварским герцогам Рудольфу и Людовику. Сначала Рудольф считается более благоразумным и более зрелым, так как стремится предотвратить раздел страны, а брат Людвиг - менее рассудительным, так как из-за своего страха быть обделённым, подвергает страну и её население чрезмерным опасностям. Но всё же, когда разразилось открытое противостояние с Фридрихом Габсбургским из-за короны, летописец изменяет своё мнение о Людовике. Теперь он ставит ему в вину - подтверждая историческими событиями, - нерешительность при организации генерального сражения и нежелание положить конец страданиям народа. А Рудольф, наряду со своей сдержанностью, наносит большой ущерб. На нём лежит ответственность за то, что победа при Гаммельсдорфе (1313) из-за его изворотливых ожиданий и снисхождения к австрийцу была использована не лучшим образом (однако, не упоминается причина такого поведения, состоящая в том, что Рудольф был кандидатом на трон). После избрания Людовика римским королём (1314), его победы при Мюльдорфе (1322) и, наконец, примирения с Фридрихом (1325), значимость Людовика IV в глазах нашего летописца по сравнению с Рудольфом Габсбургом постепенно возрастает, хотя баварцу всё ещё не достаёт решимости. Повествование об истории одной германской земли расширяется до истории целой империи, несмотря на то, что автор имел так же мало сведений о переговорах властителей, как и об истории империи. Из его кратких намёков невозможно понять, не мог он, или просто не хотел дать подробное изложение о разразившемся конфликте императора с Папой. Изложение заканчивается покаянием в Трауснице в 1325 году, а последнее событие, о котором упоминает автор хроники, - смерть герцога Леопольда Австрийского в 1326 году.

Христиан Ломер

Текст переведен по изданию: Die Fuerstenfelder Chronik von der Taten der Fuersten // Geschichte Ludwigs des Bayern, Band I: Bayerisсhe Chroniken des 14. Jahrhunderts. Essen. Phaidon. 1987

© сетевая версия - Тhietmar. 2008
© перевод с нем. - Кулаков А. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Phaidon. 1987