ХРОНИКА ЛЮДОВИКА IV
СВЕТЛЕЙШЕГО ИМПЕРАТОРА
CHRONICA LUDOWICI INCLITI IMPERATORIS QUARTI
Предисловие
Настоящее произведение духовной историографиии принадлежит перу неизвестного баварского автора, отличающегося патриотическими настроениями. Оно представляет собой сочетание биографии и хроники, о чём свидетельствуют два равноправных заголовка, предваряющих изложение: Жизнь или Хроника императора Людовика IV, однако последний согласно рукописной традиции всё же более предпочтителен. Местом создания хроники нередко называют окрестности бывшего монастыря каноников св. Августина — Рансхофен, расположенный около города Браунау на Инне. Этому есть две причины: первая, потому что день смерти Людовика IV определён как день памяти Августина, обычно называемый Перенесение мощей св. Августина, а вторая, потому что о событиях на Инне и Зальцахе больше нигде не сообщается с такими подробностями, и наш текст является единственным источником, где описывается встреча Фридриха и Людовика в Рансхофене. Возможно также, что она возникла в Эттале 1. Некоторые фрагменты могли быть записаны на основе устных рассказов рыцарей Людовика, нашедших приют в этом монастыре, который позднее был присоединен к верхнебаварскому бенедиктинскому монастырю. Обстоятельства этой передачи, подробно описанные Г. Лейдингером 2, которые здесь рассматриваться не будут, скорее опровергают это предположение, чем дают что-то для решения этого вопроса.
По общему мнению, основанному на анализе особенностей текста, это произведение составлено из нескольких частей, причём первый отрывок можно отнести к 1341 году, так как составитель из этого года обращается к событиям 1314 года. По-видимому, большая часть текста была составлена до 1341 года. Для выяснения происхождения также интересна дата 1346 год, когда о короле Людовике и короле Иоанне Богемском уже говорится, как об умерших,— ещё одно указание на время написания заключительной части.
Составитель биографии поставил себе целью выделить всехристианнейшего короля Людовика IV из ряда наиболее удачных императоров и королей Священной Римской империи и всячески прославить его. Это произведение отличается от Фюрстенфельдской хроники о деяниях князей уже такими заметными особенностями, как односторонность и некритичность. Гораздо отчетливее чем в Фюрстенфельдской хронике о деяниях князей проявляется шаблон хвалебного изображения средневекового государя с превознесением политических и военных способностей, человеческих и христианских добродетелей правителя династии Виттельсбахов. Скорее всего это происходит из-за ненавистных нашему автору австрийцев, от которых он, по-видимому, многого натерпелся. Циничная ирония, которую он изливает на проигравших после описания битвы при Мюльдорфе, здесь совершенно неоправдана, но по крайней мере объяснима. Ненадёжность, вероломство, высокомерие, завышенная самооценка и множество других слабостей характера противопоставляются мягкости, смирению, благочестию, неторопливой осторожности, что является примером небогатой выразительности. К тому же главные события тогдашней истории в этом источнике или вообще не отражены, или о них сообщаются незначительные сведения, как например, о борьбе с курией или о столкновении с имперскими сословиями, которое достигло высшей точки при выборе короля Карла Люксембургского в противовес Людовику. Другие эпизоды тогдашней истории представляют собой скорее продукты фантазии, нежели отражение реальности, будь то обстоятельства возвышения Людовика и Фридриха, сообщения о сражениях при Гаммельсдорфе и Мюльдорфе, вступление победоносного Людовика с униженным Фридрихом в Регенсбург, или же описание торжественного въезда короля Людовика в Рим для коронации императорской короной. Причиной такого неудовлетворительного освещения событий, наряду с желанием прославления, является частое использование в тексте длинных предложений рифмованной прозы с целью выражения излишней патетики, которые едва ли можно воспроизвести в переводе. Тем не менее наша хроника имеет свои достоинства. Несмотря на то, что в её состав входят разные записи, она вполне самодостаточна и представляет собой свидетельство того, что для нашего писателя, как и для многих других средневековых историографов, первичным является не достоверное изображение будничной реальности того военного времени, а восторженное прославление государя, которого непременно надо вознести на самую вершину славы, сделав "господином мира", хотя бы за счёт соседних нелюбимых австрийцев. Но это не играет для нашего автора никакой роли, и если он придерживается всеобщей мечты об идеальном императоре, то такое изображение для него очевидно и не требует осмысления, а что-то иное не вписывается в его замысел.
(Из предисловия Христиана Ломера к немецкому переводу: Geschichte Ludwigs des Bayern. Bd. I. Stuttgart, 1987. S. 22–25)
Комментарии
1. Этталь — монастырь в Баварских Альпах в 10 км к северу от города Гармиш-Партенкирхен, основанный в 1330 г. императором Людовиком IV.
2. Leidinger Georg. Bayerische Chroniken des 14. Jahrhunderts, Monumenta Germaniae Historica, Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi. 1918.
Текст переведен по изданию: Chronik Kaisers Ludwigs IV // Geschichte Ludwigs des Bayern, Band I: Bayerisсhe Chroniken des 14. Jahrhunderts. Essen. Phaidon. 1987
© сетевая версия - Тhietmar. 2007© перевод с нем. - Кулаков А. 2007
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Phaidon. 1987