Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИОАНН МАЛАЛА

ХРОНОГРАФИЯ

КНИГА III

Времена, когда Авраам узнаёт Бога

(14 глав)

1. [P. 57] Когда Авраам приобрел знания о Боге, он понял, что статуи, которые делал его отец Фарра, были [изображениями] людей, которые умерли, и что они не должны почитаться, как боги на небесах, так как они стали землей и пылью. Таким образом, он осудил своего отца, Фарру, говоря, "Почему ты ввел людей в заблуждение с целью получения выгоды? Конечно, нет Бога, кроме одного в небесах, который создал весь этот видимый мир?" Таким образом, он взял все статуи и разбил их. Тогда Авраам оставил своего отца и пошел в Месопотамию, как рассказал узнавший о том летописец Евсевий Памфил.

2. Во времена Авраама, жил Мелхиседек, богобоязненный человек и язычник; он происходил из семьи Сида (Sidos), сына Египта, царя земли Ливии, от которого египтяне взяли свое имя. [P. 58] Сид покинул Египет и вторгся в землю людей, известных как ханаанеи, то есть, в страну, ныне известную как Палестина. Он подчинил ее и жил там, и построил город, который он назвал Сидон в честь самого себя; сейчас на территории Финикии. Теперь Мелхи, отец Седека, происходивший из семьи Сида, став жрецом и царем, получил новое имя Мелхиседек, как упоминалось выше. Так что он был жрецом и царем ханаанцев. Он построил на горе Сионе город, который он назвал Салем, что означает город мира. Мелхиседек царствовал в этом городе 113 лет, и он умер, как справедливый и целомудренный человек, как установил Иосиф в своей «Археологии». Иоанн и Кирилл, святейшие епископы, упомянули те же факты.

3. Таким образом, от потопа до Авраама было 893 лет, а от сооружения Вавилонской башни 523 лет.

После этого знание о Боге 145 было получено Авраамом и Исааком, сыном его, и Иаковом, его внуком, и семенем их, и из них возникли евреи, которые со времени Авраама получили знак своего племени через обрезание.

Таким образом, от Адама до Авраама прошло 3745 лет 146.

4. Аврааму было 100 лет, когда он стал отцом Исаака, [P. 59], который стал отцом Иакова, известного как Израиль. Евреи взяли свое имя от Иуды, четвертого сына Иакова, который имел двенадцать [77] сыновей. Колено Иудино правило евреями, и управляло ими, и от этого они получили свое название.

5. В то время появился из племени Иафета человек по имени Гесиод. Он изобрел алфавит эллинский, и, когда он установил его, он был первым, кто объяснил это эллинам.

6. Во времена Авраама, Энделех (Endelechos) из колена Сима, сына Ноя, царствовал над ассирийцами 147. Он был первым, кто царствовал над ними после исчезновения семьи Персея. Владычество еще раз вернулось к ассирийцам.

Первый царь из племени Хама, сына Ноя, Фараон, также известный как Нарахон, царствовал над египтянами. Ученейший Манефон написал о древних империях египтян, которые предшествовали ему, как уже упоминалось выше, в то время как Феофил, ученейший летописец, написал о более поздних империях египтян, я имею в виду от года Нарахона.

Во времена Авраама, Нарахон из колена Сима царствовал над ассирийцами. Петефрес (Petephres), главный повар царя Фараона, купил Иосифа, сын Иакова, из сарацин. Братья Иосифа продали его сарацинам, так как они ревновали к нему, потому что он был любим своим отцом. [P. 60] Иосиф был красив на вид. Иосиф объяснил сон царю Фараону, который тот видел о голоде, который должен был длиться в Египте и всех странах в течение семи лет.

Царь был поражен толкованием Иосифа и освободил его. Он присвоил ему высокое звание и дал в жены дочь главного жреца Гелиополя в Египте. Фараон также повелел Иосифу управлять всем Египтом в течение семи лет и иметь полномочия действовать, как он хотел. Иосиф построил житницы и поместил в них множество зерна в течение семи лет, и он сам регулировал везде покупку и продажу товаров, действуя, как он хотел. Когда голод распространился по всему миру, его братья пришли в Египет из земли Ханаан, чтобы купить хлеба. Иосиф узнал их и приказал их арестовать. Он заверил их, что он был их братом, и он заставил их уйти и вернуть ему его младшего брата Вениамина, и отца своего Иакова, и всю его семью. Его братья ушли, и к нему привели их отца, и его брата Вениамина, и всю свою семью, группу из 75 мужчин и женщин. Иосиф держал их там, и они жили в Египте на протяжении многих лет. Там произошли от этих евреев огромное количество людей, которые жили в Египте до времени Моисея, которому было заповедано Богом, чтобы вывести [P. 61] [78] народ евреев из земли Египетской – так как все эти факты были зафиксированы точно в еврейских писаниях.

7. Во времена царей, упомянутых выше, появился в земле Карии философ из племени гигантов, от колена Иафета, по имени Эндимион. Он совершал тайные молитвы Луне с целью спросить, может ли он узнать божественное имя от нее во сне. В то время как он молился, он пошел спать и услышал божественное имя во сне, но не проснулся. Его мощи существуют до сегодняшнего дня в Карии, как живой труп, и каждый год они открывают его могилу там и видят его мощи, дрожащий труп, как они говорят. Ученейший Авлей (Auleas) написал об этом, от которого происходит, как говорят, рассказ о человеке, написавшем, что луна влюбилась в Эндимиона.

8. Таким образом, от Авраама до исхода сынов Израилевых из Египта с Моисеем было пять поколений, 443 лет. От потопа до рождения Моисея было 1484 лет. От Адама до рождения Моисея было 4036 лет. Моисей жил 120 лет. После Моисея, Иисуса, сына Нуна 148, и Финея был устроен Израиль. Таким образом, от Адама до смерти Моисея и Аарона было 4156 лет.

9. Во время Иисуса Навина, сына Навина, человек из потомков Иафета [P. 62], по имени Огиг 149, коренной житель страны, царствовал над землей Аттики в течение 32 лет. В его царствование произошло большое наводнение, и Огиг, и все земли были уничтожены, как это было с каждой живой душой на этой земле Аттики, но только там. С этого времени та земля оставалась бесплодной и необитаемой на протяжении 270 лет 150, как сказано в трудах Африкана.

10. В последующие дни, в которых исход сынов Израилевых с Моисеем из Египта должен был произойти, человек по имени Аид, урожденный житель этого места, царствовал над земле молоссов. Он женился на женщине по имени Мелиндия и имел прекрасную дочь от нее, которую он называл Персефона. На своем родном языке молоссы называют прекрасных женщин «девочками» (korai). Пирифой, один из советников царя Аида и богатый молодой человек, казалось, влюбился в Персефону. С согласия девушки, он планировал умыкнуть ее ночью. Когда ее отец, царь Аид, обнаружил это, он разозлился и решил принять ответные меры против Пирифоя незаметным образом, чтобы он мог делать вид, что ничего не знает. Аид имел огромную злую собаку, которую он назвал Трицербер (Tri Kerberos), потому что он имел [79] размер головы и тела трех собак. Он закрыл собаку снаружи, где жила девушка. Девушка не знала об этом после смерти ее матери. Когда Пирифой появился в ночное время и пришел унести ее, собака напала и убила его. Услышав шум, Персефона [P. 63] вышла, и собака тоже убила ее. И вот, как говорят, рассказывается история о Персефоне, что ее увез Плутон. Это написано ученейшим Палефатом.

11. Во времена Моисея, Эрехтей царствовал над ассирийцами, в то время как Петиссоний, Фараон, над которым смеялись, царствовал над египтянами. Петиссоний имел при своем дворе сильных магов, Ианния и Иамврия. Во время его правления племя евреев в Египте увеличилось от семьи Иакова, который пришел в Египет, чтобы присоединиться к своему сыну Иосифу, до времени своего вождя Моисея и его брата Аарона. Моисей женился на египтянке, дочери Иофора, который был главным жрецом эллинов и человеком, прославленным царем Фараоном и египтянами. Моисей сам был сведущ во всей мудрости египетской.

Египтяне начали бояться евреев, которых стало (слишком) много. Они сделали доклад Фараону о них, и царь Фараон приказал заставить евреев делать работу для египтян, и класть кирпичи в принудительном порядке. Любой египтянин, который хотел построить дом или стену в поле, должен был заставить евреев сделать эту работу и делать кирпичи, и так все евреи были заняты, сетуя на свой тяжелый труд. Моисею и его брату Аарону стало известно о причитаниях сынов Израилевых, и они молились Богу. Господь Бог повелел Моисею подойти к Фараону, царю Египта, и сказать ему: «Освободи народ Израиля [P. 64], так чтобы он мог поклоняться мне». Моисей взял своего брата Аарона и подошел к Фараону Петиссонию, царю Египта; Моисей имел свободу доступа (к нему), из-за своего тестя Иофора, который был жрецом эллинов, и потому что он был вождем евреев. Моисей сообщил Фараону приказ Бога, «Который сотворил небо, землю, море и все, что в них, приказ, который ты должен выполнить, чтобы освободить мой народ, чтобы он смог поклониться Ему». Когда Фараон услышал это, он сказал Моисею: «Если ты говоришь правду, что Бог ваш приказал вам сказать эти вещи мне, то смотри – есть египтяне со мной, которые творят чудеса. Если ты их превозможешь, молясь своему Богу, то я дам вам то, что ты просишь, как Он приказал».

12. Фараон поставил Ианния и Иамврия напротив Моисея и Аарона, и сел, как и его вельможи. Тогда Ианний и Иамврий, используя свое колдовство, обратили свой жезл в змею, которая атаковала Моисея. Моисей молился, и он тоже швырнул на землю жезл, который он держал. Его стержень также превратился в чрезвычайно большую [80] змею, которая поглотила змея, которого сделали Ианний и Иамврий. Моисей выиграл, и царь, и весь его двор были поражены. Точно так же Ианний и Иамврий сделали реку из чистейшей воды, которая превратилась в кровь в присутствии царя и всего его двора. Моисей помолился, и потоки реки снова стали из чистой воды, так как они были раньше. Они вступали и в другие соревнования друг против друга, и Моисей разбил их. [P. 65] Таким образом, он сказал Фараону: «Вот, ты видел силу Бога Израиля. Отпусти нас, чтобы мы могли поклониться ему».

Хотя Фараон заключил соглашение с Моисеем, он продолжал задерживать (его). Моисей помолился Богу, чтобы он наслал чуму на Фараона и египтян, так что их царь будет вынужден освободить народ Израиля. Бог Израилев ниспослал семикратный гнев 151, и так царь просил Моисея и сказал ему: «Моли Бога твоего за эту землю, чтобы освободиться от этих великих бед. Так как Господь Бог твой жив, я не оторву от Него ваш народ Израиля, чтобы вы могли поклониться ему». Это записано в Писании на древнееврейском языке. Когда Моисей услышал слова царя, он пошел, чтобы помолиться Богу Израиля и сказал евреям: «Царь освободил вас всех, чтобы уйти и поклоняться Богу».

13. Царь Фараон Петиссоний немедленно направился к знаменитому оракулу в Мемфисе. После того, как он принес жертву, он вопросил Пифию, сказав: «Объясни мне, кто этот, что является первым среди вас, и великий Бог Израилев?» Ему был дан ответ 152, что сойдет 153 с великих небес небесный, вечный и нетленный огонь, который превосходит пламя, при котором все дрожит – небо, земля и море, и даже глубокие адские жилища демонов содрогнутся в страхе. Это Бог, сам себе отец, [P. 66] сирота, отцовский сын, трижды благословенный. Мы принадлежим к небольшой части ангелов. Теперь ты узнал об этом, и иди тихонько».

14. Когда царь Фараон услышал эти слова от оракула, он приказал, чтобы слова, данные ему в пророчестве, были выгравированы на каменной плите. Они выгравированы и по сегодняшний день на каменной плите в храме Мемфиса, откуда течет река Нил. Когда царь Фараон вернулся от оракула, он немедленно отпустил народ Израиля свободно, включая Моисея и Аарона. Таким образом, весь еврейский народ вышел из Египта. Они взяли украшения и огромное количество серебра, как если бы это была ссуда от египетских женщин и мужчин. [81] После того, как они ушли, Фараон, царь Египта, покаялся, когда он узнал, что они взяли у них украшения, серебро и деньги, и скрылись. Он преследовал их с колесницами его, и всеми его вооруженными силами, и догнал их на берегу моря. Израильтяне повернулись и, увидев царя Фараона и войско его, прошли за ними и морем перед ними, взывая к Богу с могучим криком.

Моисей, который вел народ, ударил воды моря жезлом. Образовалась суша, и они перешли (через море). Моисей остался в тылу позади всех своих людей и, повернувшись назад, он ударил сушу еще раз жезлом, и она стала бушующим морем. [P. 67] Фараон Петиссоний, царь Египта, и колесницы его, и все его силы были затоплены морем. Океанские волны накрыли его и всех, кто был с ним. Так Господь спас народ евреев вместе с Моисеем и Аароном, когда они шли через волны по морю, как будто на суше. Они бежали из Египта с 630000 154 человек, как сам Моисей записал в своей ученейшей летописи.


Комментарии

145. Корректура.

146. Славянская версия: «3445 лет». Рукопись А: «3423 года». Рукопись Ba: «200743 года».

147. Славянская версия: «колена Хама, царствовал над ассирийцами».

148. Т.е. Навина.

149. Корректура Диндорфа. Рукопись Ba: «Гигог (Gygoges)». Кедрин: «Гиг». Славянская версия: «Гегиг (Goigiges)».

150. Рукопись JA: «206 лет». Славянская версия: «260 лет». Кедрин: «200 лет».

151. Кедрин: «Десятикратный гнев».

152. Корректура. Рукопись Ba: «Ответ... «Он».

153. Кедрин: «сошедший».

154. Славянская версия: «600900».

(пер. Н. Н. Болгова)
Текст воспроизведен по изданию: Иоанн Малала. Хронография. Книги I-VI // Мир поздней античности. Документы и материалы, Вып. 6. Белгород. БелГУ. 2016

© текст - Болгов Н. Н. 2016
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Рогожин А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© БелГУ. 2016