Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИОАНН МАЛАЛА

ХРОНОГРАФИЯ

КНИГА XI

Время императора Траяна и Третьего Бедствия в Антиохии

(Антонины)

(33 гл.)

Траян (1-12)

1. [P. 269] После правления Нервы, божественный Траян царствовал в течение 19 лет и шесть месяцев. Он был высок, увядший в теле, с темной кожей, с тонкими чертами лица, короткими седыми волосами и глубоко посаженными глазами.

2. На второй год его царствования Иоанн Апостол и Богослов стал учить в Эфесе в качестве епископа и патриарха. После этого он исчез из поля зрения, и больше не видел никто, и никто не знает, и по сей день, что случилось с ним, как написали самый ученый Африкан и Ириней.

3. В том же году [P. 270] Меердот 326, царь царей персов, который был парфянского происхождения, и его брат Осдрой, царь армян, начали войну и подступили с большой силой, чтобы учинить войну римскому государству. В сопровождении своего сына Санатрука они захватили города и разграбили многие области.

Во время опустошения района Евфратесии он (Меердот) был сброшен с коня в момент езды. Он был тяжело ранен и умер естественной смертью. Тогда на пороге смерти он сделал своего сына Санатрука «Аршаком», то есть, императором, и поставил на свое место, ибо по-персидски «Torkim» означает императора 327. Санатрук, царь царей персов, продолжал опустошать римскую территорию. Когда Осдрой, царь армян и брат Меердота, узнал о смерти брата, он также немедленно послал своего сына Парфемаспата из Армении с большим войском, чтобы помочь своему двоюродному брату Санатруку, царю царей персов, против римлян. Когда божественный император Траян узнал об этом, он немедленно начал кампанию в 12-м году 328 своего царствования и отправился из Рима против них в месяце октябре-Гиперберетее. Когда они прибыли на место сбора, он выступил с большими силами солдат и сенаторов и отплыл на Восток. Среди сенаторов был Адриан, его родственник через брак его сестры. Он достиг Селевкии в Сирии в месяц Апеллей 329-декабрь на мощном корабле, прибыв из базы, под названием Битиллон, который был естественной [64] гаванью недалеко от Селевкии [P. 271] в Сирии. Персы захватили Антиохию Великую и заняли ее, на деле – не силой оружия, но мирным соглашением и договором, по которым они контролировали и охраняли ее для персидского царя царей Санатрука. Для антиохийских сановников были установлены согласованные с ними сроки для мира и сдачи через посольства персидского царя. Царь персов согласился и послал двух барзамантов (barzamanatai 330), чьи имена были Фортин и Гаргарис, с большой персидской силой в 3000 человек. Как только император Траян достиг города Селевкии в Сирии на быстром корабле, он тайно написал антиохийским сановникам и всем гражданам, объявив о своем прибытии и сказав: «Мы знаем, что ваш город имеет большое количество собственных мужчин, не считая солдат, размещенных там. Персидских врагов, которые находятся в вашем городе, очень мало по сравнению с вашим количеством. Итак, пусть каждый человек убьет персов, которые находятся в его собственном доме, воодушевившись сердцем от нашего прибытия, потому что мы пришли, чтобы отомстить за римское дело».

4. Услышав это, антиохийцы совершили ночью нападение на персов в их городе. Они бодрствовали и убили их всех. Захватив Фортина и Гаргариса 331, двух персидских полководцев, носивших титул барзамантов, они убили их тоже, и тащили их трупы по всему городу, скандируя о них: [P. 272] «Смотрите! Фортина и Гаргариса тащат вместе в честь победы владыки Траяна. Давай! Давай! Гаргарис, Фортин!» Те персы, которые смогли убежать в то время, как тащили этих полководцев, выскользнули из толпы и убежали. В ту ночь они устроили пожар и сожгли небольшой участок города в районе под названием Скепине. Услышав это, император Траян похвалил за храбрость граждан Антиохии. Флот экспедиции, прибыв из Селевкии, направился в священную рощу Дафне, чтобы помолиться и совершить жертвоприношения у храма Аполлона. И уже из Дафне Траян послал указы антиохийцам о том, чтобы трупы персов, которые были убиты, были убраны из города; они должны были быть свалены на некотором расстоянии от города и сожжены. Весь город должен был быть очищен, и там должны были разведены костры из лавровых ветвей в каждом квартале и на каждом перекрестке города, и много ладана надо было бросить в огонь из лавровых ветвей. Требовалось также бить в барабаны и через весь город прогнать злых духов из убитых персов, и всё это было сделано. Император Траян прибыл из Дафне и вошел в [65] Антиохию Сирийскую через так называемые Золотые ворота, то есть, Дафнейские ворота. Он нес корону из оливковых веток на голове. Это произошло в четверг 7 Абдинея-января, в четвертом часу дня. [P. 273] Он приказал бить в барабаны каждую ночь в течение 30 дней, а также распорядился, что это должно делаться каждый год в то же время, как память о разрушениях персов. Это записал Домнин летописец.

5. В то время как император Траян проводил время в Антиохии Сирийской, строя планы в связи с войной, Тибериан, губернатор провинции Первая Палестина, послал ему следующее сообщение: «Победному императору Цезарю, божественному Траяну. Я изнемог, наказывая и убивая галилеян, которые принадлежат к вере так называемых христиан, в соответствии с твоими указами, и они не останавливаются против оговора себя для того, чтобы быть преданными смерти. Таким образом, я очень много работал, советуя им, угрожая им, чтобы они не были настолько смелыми, предав себя мне, как приверженцы веры, упомянутой выше. Но они не стали сдаваться и подверглись преследованиям. Поэтому соизволь издать указом мне решение на этот счет Твоего триумфального Величества». Траян приказал ему прекратить убивать христиан. Точно такой же приказ он отдал губернаторам везде, чтобы на будущее убивать лишь тех, кто точно известны как христиане. И началась небольшая передышка для христиан.

6. Траян покинул Антиохию Великую и начал войну против персов. В этом деле он завоевал их полностью. Услышав, что произошла ссора между Санатруком, царем царей персов, и его двоюродным братом Парфемаспатом, [P. 274] император Траян направил послание Парфемаспату и предложил ему взятку, обещая передать ему державу персов, если он станет его союзником. Парфемаспат принял деньги и подошел к Траяну ночью. Приняв его и его войска на свою сторону, божественный Траян выступил против Санатрука, царя царей персов. Многие персы погибли, и он захватил Санатрука, царя царей персов, когда он бежал, и убил его. Траян сделал человека по имени Парфе-маспат, сын Осдроя, царем царей персов, в соответствии с соглашениями, и персы, которые выжили, пали ниц перед ним. Траян написал в сенат в Рим: «Эта страна настолько неизмеримо обширна и отделена от Рима таким неисчислимым расстоянием, что мы не можем управлять ею, но давайте предоставим им царя при условии римской власти». Сенат написал ему из Рима, чтобы он сделал все, что он хотел, лишь бы считался с интересами Римской империи. Парфемаспат воцарился над персами. Наиболее узнал об этом Арриан летописец, составивший сообщение о войне и победе самого божественного Траяна над персами; он исследовал это и записал все точно. [66]

7. Император также построил метрополию Амида и создал провинцию Месопотамию, отделив ее от Осроэны, и придал ей губернатора и статус метрополии. Он также [P. 275] создал еще один провинцию на берегу реки Дунай, который он назвал Dacia Ripensis (Дакия Прибрежная).

8. Во время правления божественного Траяна, Антиохия Великая близ Дафне претерпела свое третье бедствие, в воскресенье 13-го Апеллея 332-декабря 333, сразу после [утренних] петухов в год 164-й по антиохийской эре, через два года после прихода божественного императора Траяна на Восток. Уцелевшие антиохийцы, которые остались в живых, построили храм в Дафне, на которых они написали: «Те, кто спаслись, возвели этот храм Зевсу Спасителю».

В ту же ночь, что Антиохия Великая пострадала, город острова Родос, который был частью Шестиградья (Hexapolis), потерпел второе бедствие от гнева Божия.

9. Благочестивый Траян возвел здания в Антиохии Великой, начав с постройки так называемых Средних ворот рядом с храмом Ареса, где ручей Пармений течет вниз, очень близко к тому, что теперь называется Мацелл, он вырезал над ним статую волчицы, кормящей молоком Рома и Рема, так что следует признать, что это здание было римским. Он принес в жертву очень красивую девственницу – девушку из Антиохии по имени Каллиопа, во искупление и для очищения города, проведя для нее свадебную процессию. Он также восстановил сразу две великие колоннады, и построил много других сооружений в [P. 276] в городе Антиохии, в том числе, общественные бани и акведук, который отводил воду, изливая ее из источников Дафне в так называемые Агриай. Он назвал обе бани и акведук в честь себя. Также он завершил строительство театра Антиохии, которое оставалось неоконченным, и поместил в нем позолоченную бронзовую статую девушки, которую он принес в жертву. Статуя была помещена на четырех столбцах посередине нимфейона в проскении; она сидела над рекой Оронт, и венчала царей Селевка и Антиоха в облике Тихе города. Император Траян жил в городе, когда гнев Божий поразил его.

10. Святой Игнатий, епископ города Антиохии, был замучен во время визита Траяна, ибо он навлек на себя гнев императора, оскорбляя его.

В то время Траян также арестовал пять человек, женщин-христианок из Антиохии, и допрашивал их, говорил: «Какова ваша [67] надежда, что вы доводите себя до смерти?» В ответ они сказали: «Когда мы, убитые вами, воскреснем в теле, мы обратимся к вечной жизни». Он приказал сжечь их и смешал пепел от их костей с бронзой, а из этого металла он сделал сосуды с горячей водой в общественной бане, которую он построил. Когда баня вошла в обиход, у каждого, кто шел купаться туда, внезапно кружилась голова, и он падал, и тогда его выносили. Когда император Траян узнал об этом, он заменил эти бронзовые сосуды и сделал другие [P. 277] – чисто бронзовые, сказав: «Я был не прав 334, когда смешал пепел от их тел и загрязнил горячую воду». После того, как он сказал это, христиане стали резкими в нападках против эллинов. Он переплавил оригинальные бронзовые сосуды и сделал пять бронзовые статуй женщин, говоря: «Посмотрите, это я воскресил их по своему слову, а не их бог». Эти статуи стоят в той общественной бане до настоящего времени. Он также приказал развести пламя в печи и приказал любому христианину, который этого хотел, броситься в нее сознательно. Многие бросились и стали мучениками. Именно в это время были замучены св. Дрозина 335 и многие другие девы.

11. Он построил в Дафне храм Артемиды посередине рощи. Император также создал две провинции в западных областях на другой стороне реки Дунай. Он назвал их Первой и Второй Дакией.

12. Тогда он был внезапно поражен болезнью и умер в возрасте 66 лет.

Адриан (13-20)

13. После правления Траяна Элий Адриан воцарился в консульство 336 Апрониана и Нигера. Он правил в течение 22 лет и пяти месяцев. Он был среднего роста, крепкий, белокожий, с сединой в волосах, красивый, с густой бородой и серыми глазами, он был миролюбивым, красноречивым и набожным.

14. Он также построил в Антиохии Великой [P. 278] общественные бани и акведук своего имени. Он построил и «Театр 337 родников» в Дафне, а также отвел воды, которые текли из оврагов Агриай. Он соорудил русла и сделал их весьма прочными при больших затратах, чтобы они выдержали силу воды и передавали ее через акведук, проведенный им в город Антиохию ради изобилия города. Он также [68] построил храм Родников, из которого текли потоки воды в Дафне, и он поставил в храме нимф большую статую сидящего Зевса, держащего небесную сферу 338, в честь наяд; это было благодарственное приношение за завершение такой огромной задачи. Он заставил поток вод, что клокотал с весны под названием Сараманна, вытекать через канал и заливать русло, текущее весной в «Малый театр» ... Воды, выходящие из храма по пяти различным потокам, он назвал пентамодий, тетрамодий, тримодий, димодий и модий 339. Адриан праздновал фестиваль Источников на 23-й день месяца Дэсия-июня, и также там должны были состояться жертвоприношения. Он направляется в разрушенный весной Агриай, известный также как Паллас, и сооружает акведук для использования жителями священной [рощи] Дафне.

15. Перед тем, как Адриан воцарился, он находился с императором Траяном, потому что он был связан с ним через родственный брак, когда великий город Антиохия пострадал от гнева Божия. Он был тогда сенатором. Многие сенаторы из Рима [P. 279] находились в городе Антиохии, когда он приказал им 340 построить много жилых домов и терм в Антиохии.

16. Во время правления божественного Адриана, Кизик, который был крупнейшим городом провинции Геллеспонт, пострадал от землетрясения от гнева Божия в ночь на 10 ноября. Император оказал щедроты городу и восстановил его. Он предоставил деньги и чины уцелевшим гражданам. Адриан построил очень большой храм в Кизике, одно из чудес, и поставил там на крыше храма мраморную статую, очень большой бюст самого себя, на котором было написано «Божественного Адриана», который сохраняется и поныне.

17. Адриан, возмущенный евреями, приказал эллинам обосноваться в Иерусалиме и изменил название города на Элия 341. [69]

18. Во время своего правления Адриан также восстановил Колосса Родосского, который упал в результате землетрясения, гнева Божия, когда город острова Родос пострадал в прежние времена. Он лежал на земле в течение 312 лет 342, но ни одна из его частей не была потеряна. В процессе повторного возведения статуи, император (вновь) поставил ее 343 на своем месте, потратив три кентинария на машины, веревки и рабочих, как сообщает его надпись о времени и расходах, связанных с этим событием.

19. Во время правления Адриана, человек по имени Маркион распространял омерзительную манихейскую веру, говоря, что сотворение мира прошло через некое злое существо. Он совратил [P. 280] много эллинов, евреев и христиан и обратил их в свое учение, как написал ученый Климент.

20. Адриан построил город во Фракии, который он назвал Адрианополем. Им также был построен другой город, который он назвал Therai Hadrianou (Охотничьи угодья Адриана). Он построил город в Египте, который назвал Антиноэ. Адриан опух от водянки и умер в Байях 344 в возрасте 65 лет.

Антонин Пий (21-27)

21. После правления Адриана, Элий Антонин Пий благочестивый царствовал в течение 23 лет 345. Он был высокого роста, с хорошей фигурой, светлой кожей, с серыми волосами и бородой, хорошим носом, широким лицом, виноцветными глазами и румяными щеками, он всегда улыбался и был очень великодушен.

22. Он построил в Гелиополе в Финикии Ливанской большой храм Зевса, и это тоже было одним из чудес. Он также построил форум в Лаодикее Сирийской, великое чудо, и Антониниановы 346 общественные бани.

23. Он начал кампанию против египтян, которые восстали и убили августала Деинарха 347. После мести за него и победы он [70] отправился в Александрию Великую и построил ворота Солнца и Луны и ипподром.

24. Когда он приехал в Антиохию Великую, он предпринял там мощение улиц великих колоннад, которые были построены Тиберием, [P. 281] и всего города. Он покрыл расходы, щедро используя камень из Фиваиды из его собственных ресурсов, а оставшиеся тоже внес из своего кармана. Он увековечил эту щедрость на каменной стеле и поставил ее у ворот, известных как ворота Херувимов, ибо именно там он начал. Этот памятник сохранился и по сей день, как свидетельство его великой щедрости.

25. Он также построил бани в Кесарии Палестинской, в Никомедии Вифинской и в Эфесе в Азии. Эти общественные бани он назвал в честь самого себя.

26. Когда он вернулся в Рим, он построил там большой акведук. Он сжег казначейские документы, в которых сенат имел письменное свидетельство эпохи Гая Юлия Цезаря, и его указ, которым сенаторам не разрешалось завещать имущество своим семьям, если они не передавали половину своего состояния правящему в то время императору. Благочестивый Антонин сказал своим священным указом, что каждый человек должен обладать своим имуществом и распоряжаться им, как он хотел.

27. Когда Антонин был в Лории 348, он заболел и в течение нескольких дней умер в возрасте 77 лет 349.

Марк Аврелий (28-31)

28. После правления Антонина, его сын Марк Антонин, философ, царствовал в течение 18 лет и девяти месяцев. Он был небольшого роста, худощавый, со светлой кожей, имел короткие с сединой волосы, хорошие глаза, хорошую бороду, тонкие черты и длинный нос.

29. [P. 282] Император Марк обнародовал самый справедливый закон, по которому, в случае отсутствия завещания, отец должен был наследовать своим детям 350, и что четвертая часть имущества отца должна была быть уделена брошенным детям 351.

30. Во время своего правления он подчинил народ германцев. Не менее были прославлены во время его правления произведения великого Юлиана Халдея. [71]

31. Император Антонин благоволил к факции Зеленых.

Он направился на территорию Паннонии, где заболел и скончался.

Вер (32-33)

32. После правления Марка Антонина, его сын Антонин Вер царствовал в течение восьми лет 352. Он был хорошего роста, тучен, с кривым носом, имел хорошие глаза, темную кожу, короткие вьющиеся волосы, и бороду; он был великим бабником.

33. Он начал войну с одним из племен гуннов и, победив их, покорил многие другие племена без боя, потому что он был также щедрым. Он был убит во время процессии 353, в возрасте 39 лет.


Комментарии

326. Корректура Л. Диндорфа.

327. Текст нелогичен, попытки преодолеть эту нелогичность неубедительны.

328. Корректура «в 17-м», возможно, более правильна.

329. Корректура. В рукописи Ba: «Априллей».

330. Корректура Дж. Бьюри. В рукописи Ba: «barzamaratai».

331. Предлагалось исключить из текста эти два имени.

332. Корректура. В рукописи Ba: «Априллей».

333. 115 г.

334. Корректура Дж. Бьюри. В рукописи Ba: «прав».

335. JN добавляет: «его (т.е. Траяна) дочь Друзилла (Drusis) и Юлия, дочь патриция Филасанруна, подверглись мученичеству».

336. 117 г.

337. Храм.

338. Корректура. В рукописи Ba: «молодого орла» (πώλος вместо πόλος).

339. Этот отрывок возможно перевести так, как дает рукопись Ba: «и он пустил воды, выходящие из храма, по пяти различным потокам (которые он назвал пентамодий, тетрамодий, тримодий, димодий и модий), вливающимися в тот же самый весенний канал в «Малом театре». Авторы австралийского издания отвергли это чтение как по лингвистическим причинам (инфинитив в роли подлежащего не свойственен практике Малалы), и потому, что оно описывает сложный механизм регулирования в дочерней точке системы. После «Малого театра» постулируется лакуна.

340. Корректура Дж. Бьюри. В рукописи Bo: «приказал ему».

341. GM дает более полную версию, которая, возможно, извлечена из подлинного Малалы: «Когда евреи взбунтовались и решили восстановить храм в Иерусалиме, он очень разозлился на них. Между ними произошло сражение, и он в один день истребил 48000 из них. Он разрушил древние остатки города и храма и построил новый Иерусалим, который назвал Элией в свою честь. Он поставил свой образ в храме и приказал, что в городе должны поселиться эллины».

342. Предлагается корректура: «342».

343. Корректура Дж. Бьюри. В рукописи Bo нет слова «ее».

344. Корректура. В рукописи Ba: «Батах» (Batai).

345. Славянская версия: «13 лет».

346. Корректура Л. Диндорфа. В рукописи Ba: «Антониановы».

347. Предлагается замена на «эпарха» или «гиппарха» (т.е., губернатора).

348. Корректура. В рукописи Ba: «Дории».

349. Синкелл дает: «72».

350. Несколько менее приемлем перевод: «дети должны наследовать своему отцу».

351. Пасхальная хроника: «неблагодарным детям».

352. Славянская версия: «18». LM: «1».

353. Корректура. Рукопись Ba: «на Проконесе».

(пер. Н. Н. Болгова)
Текст воспроизведен по изданию: Иоанн Малала. Хронография. Книги VI-XII // Мир поздней античности. Документы и материалы, Вып. 7. Белгород. БелГУ. 2016

© текст - Болгов Н. Н. 2016
© сетевая версия - Strori. 2019
© OCR - Рогожин А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© БелГУ. 2016