Комментарии

1. Восточные авторы ХV-ХVI вв. называли «узбеками» те тюрко-монгольские племена, которые кочевали «к северу от Сыр-Дарьи или к северу, к северо-западу и северо-востоку от владений тимуридов на необозримых степных пространствах, составляющих территорию Джучиева улуса». Эта территория и включала в себя понятие узбекский улус (см. А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии. Труды Института истории, археологии и этнографии. Т. XII, вып. 1, 1954, стр. 20.

2. О завоеваниях Шейбани-ханом империи тимуридов см. специальные работы: А. А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов. Его же. Первые шейбаниды и борьба за Мавераннахр. Указ. сборник «Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии», вып. I.

3. Более подробно по этому вопросу с характеристикой каждого из сочинений см. работы: А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана, стр. 21-22; Р. Г. Мукминова. О некоторых источниках по истории Узбекистана начала XVII в. Труды института востоковедения АНУзССР. Вып. III. Ташкент, 1951; С. К. Ибрагимов. Некоторые источники по истории Казахстана XV-XVI вв. «Вестник АН КазССР», 1956, № 9.

4. См. о нем: В. В. Бартольд. Абулхаир-хан в the Enciklopaedia of Islam, vol I Leiden, 1913, стр. 95-96. Его же. Улугбек и его время. Птр. 1918; стр. 90; А. А. Семенов. Указ. соч., стр. 24. Howorth, History of the Mongols from the 9 th to the 19 th country Part. II. Div II. London, 1880.

5. А. Самойлович. Шейбани-наме, персидский unicum библиотеки хивинских ханов. ЗВО, т. XIX. СПб., 1910, стр. 1065; А. А. Семенов. Указ. соч., стр. 22; Р. Г. Мукминова. Указ. соч., стр. 120; С. К. Ибрагимов. Указ. соч., стр. 54; Собрание восточных рукописей АН УзССР. T. I. Ташкент, стр. 61-62.

6. Там же.

7. В исторической литературе сочинение Бенаи было использовано в статьях А. А. Семенова, вошедших в сборник «Материалы по истории таджиков и узбеков в Средней Азии». Труды ИИАЭ АН Тадж. ССР. T. XII, вып. 1, 1954.

8. «Михман-намей Бухара» Рузбехана. Ркп ИВ АН УзССР, № 1414, по фотокопии ИВ АН СССР, В 197, стр. 976—98а.

9. Ркп. ИВ АН УзССР № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, № 357, стр. 5.

10. Ркп. ИВ АН УзССР, № 962, лл. 108-113.

11. С. К. Ибрагимов. Некоторые данные к истории казахов XV-XVI вв. «Известия АН КазССР», сер. ист., эконом., философ, и права. 1956, вып. 8, стр. 111.

12. Histoire des Mongols et des Tatares par Aboul-Ghazi Behadur-khan. Publice, traduite et annote par le Baron Desmaisons, t. 1 texte, Spt. 6, 1871, стр. 190.

13. Ркп. ИВ АН УзССР, № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, № 937, стр. 9-10.

14. С. К. Ибрагимов. Указ. соч., стр. 109.

15. О Джамадук-хане известно только то, что он был одним из крупных ханов, власть которого распространялась на район северо-западного Казахстана; умер он в 1427—28 гг. в сражении с мятежными эмирами. Его власть унаследовал вышеупомянутый Абулханр. (См. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, лл. 215а-219а А. А. Семенов. Указ. соч.; стр. 24).

16. Борак, внук золотоордынского хана Урус-хана, один из главных претендентов на роль верховного хана узбекского улуса и золотоордынского престола, отец Джанибека и Гирея; умер в 1427-28 гг. (См. В. Г. Тизенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т. 2. М.-Л., 1940, стр. 196-197, 212; В. В. Бартольд. Улугбек и его время, стр. 75; В. В. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950, стр. 410; Ноworth History of the Mongols... Part. 2. Div 2, cтp. 627; Div. 1, стр. 274.

17. Бурундук, внук Борака, сын Гирея. Годы ханствования — 1480-1511,

18. Ркп. ИВ АН УзССР, № 844, по фотокопии ИИАЭ АН КазССР, стр. 5.

19. Там же, стр. 14.

20. Там же. Характерно, что та же участь постигла и одного из первых казахских ханов — Тагира. По словам автора «Тарихи Рашиды» Мухаммед-Хайдара», «в это время (1525-26 гг.) суровый и жестокий нрав его (Тагир-хана) сделался еще хуже и стал еще более отделять от него сердца простолюдинов и султанов. Был у него брат по имени Абул-Касим-султан. Народ считал его главной причиной жестокостей, которые творил Тагир. Абул-Касима умертвили. Затем все разом покинули Тагира». (См. В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касымовских царях и царевичах. Ч. II, ЗВО, т. IX. СПб., 1864, стр. 201).

21. Судя по словам Ма'суда, и в избрании Абулхаира ханом решающую роль сыграли не чингизиды, а представители крупных родов в лице биев, багадуров, тарханов и старейшин. В частности, Ма'суд особо подчеркивает Алаш-багадура и Сарыг-Шиман-бия мангыта. (См. «Тарихи Абулхаир-хани» Ма’суда. Ркп, ИВ АН СССР, С. 478).

Автор «Бахр-ал-Асрара» Махмуд бен Вали, описывая церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в., указывает, что старейшины таких крупных родов, как дурмен, кушчи и найман, занимали место по левую сторону от хана (левая сторона была почетнее, чем правая) после представителей потомков Алия (зять Мухаммеда), выше аталиков (высший придворный чин) и огланов, т. е. царевичей. (См. В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, т. 34, 1900, стр. 301).

22. Ркп. ИВ. АН УзССР, № 844, по фотокопии..., стр. 18.

23. Там же, стр. 5.

24. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, л. 231.

25. Там же, л. 218а.

26. В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, т. 34, 1909, стр. 302-304.

27. Мухаммед Юсуф-Мунши. Муким-ханская история. Пер. с таджикского. Предисловие, примечание и указатели проф. А. А. Семенова. Ташкент, 1956.

28. Мир Мухаммед Амин-и Бухари. Убайдулла-наме. Перевод с таджикского с примечаниями чл.-корр. АН УзССР проф. А. А. Семенова. Ташкент, 1957.

29. Historie des Mongols et des Tatares par Aboul-Chazi Behadur-khan…….

30. В. В. Радлов. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии/Иркутск, 1929; А. П. Хорохшин. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края... СПб., 1876; Н. В. Xаныков. Описание Бухарского ханства. СПб., 1843; В. В. Радлов. Средняя Зеравшанская долина. ЗРГО по отд. этнографии, т. 6, 1880; И. И. Зарубин. Население Самаркандской области, его численность, этнографический состав и территориальное распределение, 1926; П. П. Иванов. Восстание Китай-кыпчаков в Бухарском ханстве. М.-Л., 1937; А. Д. Гребенкин. Узбеки. Русский Туркестан. Вып. 2. М., 1872; Материалы по районированию Средней Азии. Ташкент, ч. I, II и др., 1926.

31. Н. Аристов. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казахов Большой Орды и кара-киргизов на основании родословных сказаний и сведений о существовании родовых делений и родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований. «Живая старина», 1898, вып. III-IV. СПб. Его же. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Там же; Я. Р. Винников. Родоплеменной состав и расселение киргизов на территории южной Киргизии. Труды Кирг. арх. экспедиции. Т. I, 1956; В. Г. Мошкова. Некоторые общие элементы в родоплеменном составе узбеков, каракалпаков и туркмен. Труды Ин-та ист. и археол. АН УзССР. Т. II. Ташкент, 1950; П. П. Иванов. Очерк истории каракалпаков. Материалы по истории каракалпаков. Труды ИВ АН СССР. Т. III; Примечания к показаниям поручика Гладышева. Перевод с татарского письма толмача Мухаммеда Нурина. Там ж е. Г. А. Жданко. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.—Л., 1950; Г. И. Карпов. Родовые тамги туркмен. «Известия Туркменского филиала АН СССР», 1945, № 3-4 и т. д.

32. Эмир — повелитель, правитель, благородный.

33. Это и дальнейшее употребление термина «казах» в «Шейбани-наме» Бенаи является дополнительным доказательством того, что и в XVI в. он имел двоякий смысл, как название народности, занимавшей обширные степные территории, и как слово скиталец, человек, отделившийся от своего рода и племени, в том числе представитель правящей верхушки, потерпевший неудачу в борьбе за верховную власть, но не отказавшийся от своих прав. В этом смысле и употребляет термин «казах» Бенаи по отношению к Шейбани-хану, пытавшемуся вернуть наследство своего деда Абулхаира.

34. Термин «бек» или «бий» как в описываемое время, так и в XVI в. относился к кочевой феодальной знати в противоположность более позднему понятию термина «бий» у казахов как лица, наделенного юридическими функциями судьи. В этом отношении весьма примечательно сообщение «Бахр ал-Асрар». сочинения, написанного в середине XVII в. Махмудом бен Вали. По его словам, кочевые узбеки по обычному праву всех «высокопоставленных эмиров и людей, пользующихся доверием и свободных от беспокойства», называют биями. (См В. В. Бартольд. Церемониал при дворе узбекских ханов в XVII в. ЗРГО по отд. этнографии, 1909, т. 34, стр. 304).

35. Багадур — удалец, храбрец.

36. Иль — в смысле племя, род.

37. Даруга – правитель.

38. Написание имени стерлось.

39. Также невозможно установить.

40. Абулхаир-хан, см. стр. 2, прим. 2.

41. Шахи-бехт — царственное счастье.

42. Карачи — верный слуга, приверженец, подданный, подвластный. Л. Будагов в своем словаре пишет по этому поводу следующее: «Звание Карачи, в Крыму, по праву принадлежало бекам главнейших дворянских родов... Этим именем назывались также все лица, близкие к хану... (Л. Будагов. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. И. СПб., 1868, стр. 45). В последнем значении и употребляет термин «Карачи» Бенаи. Лицами, близкими к хану, могли быть представители главных родов, вследствие своего могущества и многочисленности имевшие большое, порою решающее, влияние в политической жизни. Судя по данным «Тарихи Абулхаир-хани» Ма’суда, наиболее сильным и многочисленным родом в узбекском улусе в 30-60-х годах XV в. были найманы, кушчи, дурмены, а также мангыты. Причем, по данным Бенаи, в 70-80-х гг. большое влияние на политическую жизнь узбекского улуса оказывали также мангыты. По словам уже упоминавшегося нами Махмуда бен Вали, и в XVI-XVII вв. дурмены, кушчи и найманы продолжали играть ведущую роль в политической жизни созданного узбекскими кочевыми племенами в Средней Азии государства. (В. В. Бартольд. Указ. соч., стр. 301). У казахов род найман -считается одним из главных родов Среднего жуза.

43. Сын Абулхаир-хана.

44. Ходжа-Мухаммед-хан, крупный властитель узбекского улуса, которого Абдарраззак Самарканди называет одним из «выдающихся государей своего времени», потерпел поражение от Абулхаира на берегу Тобола и убит по его приказу. Сын его, Сейдак-Айбек, один из крупных степных феодалов-чингизидов, в 1481 г. в союзе с упоминаемыми Бенаи мангытскими эмирами Муса-беком и Иамгурчи-беком разбил последнего золотоордынского хана Ахмеда. (Г. В. Т изенгаузен. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. T. II. М.-Л., 1941, стр. 256; Карамзин. История государства Российского. Т. 6. Примечание 240; Б. Д. Греков, В. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950, стр. 428; А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана; Он же, Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов, стр. 24 41; Ркп. ИВ АН СССР, С. 478, л. 316 б).

45. О Бораке см. прим. 16 на стр. 194, Его сыновья, Джанибек и Гирей, по словам автора «Тарихи Рашиди» Мухаммед-Хайдара, из-за притеснения Абулхаира вынуждены были в 1451 г. откочевать в Семиречье. В исторической литературе этому факту придают исключительное значение. Однако исследователи при изучении истории образования Казахского ханства не учитывают того, что историограф Абулхаир-хана Ма'суд при довольно подробном описании событий, связанных с его именем, ни разу не говорит о Джанибеке и Гирее, как о противниках Абулхаира и об их откочевке. Иными словами, до 60-х годов XV в. они не играли какой-либо значительной роли в борьбе степных феодалов-кочевников за верховную власть над племенами, населявшими территорию Казахстана. Не сыграла существенной роли и сама откочевка. И только после смерти Абулхаир-хана в 1468 г. в результате междоусобных войн кочевники начали массами перекочевывать в район Семиречья и, когда за их счет число приверженцев увеличилось до двухсот тысяч, значительно возросла и их политическая роль. Джанибек умер в 1480 г., а год смерти Гирея неизвестен. (См, В. В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касимовских царях и царевичах. ЗВО, 1867, т. IX, ч. II. СПб. Ркп. ИВ АН СССР, С. 478; Howorth History of the Mongoles..; Part. II, Div. I, стр. 274-275; Div. II, стр. 627 и послед. История КазССР, т. I, Алма-Ата, 1956, стр. 137-141.

46. Гаппас, Муса и Иамгурчи — крупные мангытские (ногайские) эмиры, считавшиеся потомками знаменитого золотоордынского временщика Едигея. Гаппас, Иамгурчи, по данным русских источников, сообщаемых Карамзиным, вместе с Сейдак-Айбеком разбили золотоордынского хана Ахмеда. Муса, очевидно, тот самый мангытский эмир, который впоследствии был одним из первых союзников Шейбани-хана в его борьбе с Гиреем и его сыном Бурундуком.

47. По мнению А. А. Семенова, Ахмед-хан — один из степных ханов, кочевья которого располагались в низовьях Аму-Дарьи. (См. А. А. Семенов. Шейбани-хан и завоевание им империи тимуридов, стр. 42).

48. Тимур-Кутлуг-хан, внук золотоордынского правителя Урус-хана, захватил в 1397 г. власть в Золотой Орде, умер в 1400 г. Касым, судя по хронологическим таблицам Лен-Пуля, не сын, а внук его, астраханский хан, годы правления которого неизвестны. (Стенли Лен-Пуль. Мусульманские династии. Пер. и ред. В. В. Бартольда. СПб., 1899, стр. III; Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский. Золотая Орда и ее падение, стр. 386, 391).

49. Здесь надо понимать бывшие владения Абулхаира, т. е. узбекский улус.

50. См. стр. 7.

51. Суюнич-ходжа, сын Абулхаир-хана, впоследствии был владетелем Ташкента, в начале 1511 г. он был избран ханом, через год он отказался от ханского звания, сохранив за собой Ташкент, где и умер в 1525 г.

52. Абу Саид-Мирза, правнук Тимура, с 1451 по 1469 г. правил Мавераннахром. Султан-Ахмед правил Мавераннахром с 1469 по 1494 г. Туркестан со всеми присырдарьинскими городами входил в его владения. (В. В. Бартольд. Улугбек и его время, стр. 128-145).

53. Здесь автор, очевидно, имеет в виду родственную связь тимуридов с дедом Шейбани-хана Абулхаир-ханом, женой которого была дочь Улугбека Улуг-Бегим, а также помощь, оказанную им Абу Саид-Мирзе в 1451 г. при захвате власти в Мавераннахре. Ркп. ИВ АН СССР, С 478, лл. 232б-237а.

54. Имена эти встречаются в числе приближенных деда Шейбани-хана Абулхаир-хана.

55. Т. е. в ставке.

56. См. прим. 45 на стр. 200.

57. Мотивы, очевидно, те же, какими руководствовался правитель Туркестана Мухаммед-Мазид-тархан.

58. См. прим. 46 на стр. 201.

59. Сын Джанибека ханствовал в 1511-1518 гг. (1523 г.).

60. Книга об Александре Македонском.

61. Автор XV в. Под румийским языком имеется в виду турецко-османский.