Комментарии

1 Бэкон не только выдвигает понятие географической широты и долготы. Он одним из первых создал карту с использованием градусной сетки.

2 Закон Магомета — Ислам.

3 Философ Этик — Этик Истрийский [Aethicus (Ethicus) Istricus], живший в III в. н.э., автор географического сочинения "Космография". Этот труд, широко известный в эпоху средневековья, Бэкон привлекает неоднократно для подтверждения высказываемых им положений.

4 Этик повествует о неправедном народе, ведущем свое начало от Гога и Магога, с которым приходилось сталкиваться самому Александру Македонскому. "Этот народ, — пророчествует Этик, — во времена Антихриста произведет великое разрушение и назовет его богом [среди] богов" (Die Kosmographie, S. 19). Локализация запертого "за Каспийскими воротами" народа у Этика неясна. Влияние Этика заметно на локализации Каспийского моря на средневековых английских картах, особенно на Херефордской и Эбсторфской картах мира, где оно является заливом Северного Ледовитого океана (Anderson A.R. Alexander's Gate, Gog and Magog, and the Inclosed Nations. Cambridge, Mass., 1932, p. 51-53, 88). Об этом и других заимствованиях Бэкона из "Космографии" Этика см.: Heck Е. Roger Bacon. Ein mittelalterlicher Versuch einer historischen und systematischen Religionswissenschaft. Bonn, 1957, S. 162 — 163.

5 Город, в котором жил языческий народ, описываемый Этиком, назывался Тараконта, что, вероятно, давало повод для новых этимологических истолкований этнонима "татары".

6 Братья-минориты - францисканцы. Это первое упоминание Бэконом миссии, в которой принимали участие Иоанн де Плано-Карпи-ни (ок. 1182-1248/52) и Гильом де Рубрук ( ок. 1215/20-ок.1270).

7 Людовик IX Святой (1226—1270) — французский король из династии Капетингов.

8 Гай Секунд Плиний Старший (27—79) — римский ученый и писатель, автор "Естественной истории в 37 книгах".

9 Капелла Марциан — древнеримский писатель V в., автор энциклопедического сочинения в 9 книгах "Бракосочетание Филологии и Меркурия", включающего грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку.

10 Аас — "ясы" русских летописей, предки современных осетин. О них см. комм. 98.

11 Брат Вильгельм - Гильом де Рубрук, фламандский путешественник, монах-францисканец, совершивший в 1253—1255 гг. путешествие в Золотую Орду, о котором рассказывает его книга "Путешествие в восточные страны".

12 Принимая участие в Шестом крестовом походе, французский король Людовик IX потерпел поражение от "неверных сарацин". Одной из возможностей дальнейшего ведения войны было бы привлечение монголо-татар для участия в ней в качестве союзников. С целью выполнить эту дипломатическую миссию и был отправлен Гильом де Рубрук.

13 Ворота, воздвигнутые Александром, - Каспийские ворота, называемые также Железными и отождествляемые обычно с проходом Дербент. Гильом де Рубрук писал о Железных воротах, "которые соорудил Александр для преграждения варварским племенам входа в Персию", и сообщал: "...я проезжал через них при возвращении..." (Карпини — Рубрук, с. 89).

14 Плиний Младший - должно быть, Плиний Старший (см. комм. 8), "Естественная история" которого содержит целый свод географических знаний античного мира.

15 Птолемей (***, Ptolemaeus) Клавдий (II в. н.э.) — знаменитый древнегреческий ученый.

16 Основное сочинение Птолемея по астрономии "Великое математическое построение астрономии в XIII книгах" еще в древности стали называть "Мэгистэ" (греч. *** от *** - "величайший"), откуда произошло арабизированное название "Альмагест".

17 Вышеупомянутый брат — Гильом де Рубрук.

18 Эту книгу — "Путешествие в восточные страны".

19 В сказании о гипербореях, живущих на крайнем севере, возможно, сохранились отголоски того времени, когда эти места были совсем неизвестны европейцам. Из авторов, на которых ссылается Бэкон, гипербореев, или грифеев (Griphas gentes), описывает Этик Истрийский, говоря, что "они живут в Гиперборейских горах" (Die Kosmographie, S. 18). Сведения о "блаженнейшем народе" гипербореев, который доживает до глубокой старости, основаны на материале книги IV "Естественной истории" Плиния (Die geographischen Buecher, S.73).

20 Аристотель (384—322 до н. э.) — великий древнегреческий философ.

21 Этилия - Волга.

22 См. комм. 38.

23 Один из наиболее часто цитируемых в средневековой "географической литературе фрагментов, входящих в сочинения Плиния Старшего, Солина и Исидора Севильского (см. комм. 3 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей").

24 В изложении этого Бэкон следует за Плинием Старшим. Кроме упоминаемых Бэконом названий Кавказа, Плиний приводит и такие, как Гемод (Hemodus), Паропанис (Paropanisus), Цирций (Circius), Камбады (Cambades), Париады (Pariades), Хоатры (Choatras), Ореги (Oreges), Ороанды (Oroandes), Нифаты (Niphates) (Die geographische Buecher, S. 111).

25 Павел Орозий (конец IV— начало V в.) — римский историк, автор "Истории против язычников". Кроме Кавказа и Тавра, Орозий приводит названия: Акроцеравны (monies Acrocerauni), Ариобарзанские горы (mons Ariobarzanes), Мемармалы (mons Memarmali), Оскобарские горы (mons Oscobares) и др. (Paulus Orosius, p. 8).

26 Плиний пишет, что это море имеет многие названия, а "известнейшие два — Каспийское и Гирканское" (Die geographische Buecher, S. 134-135).

27 Ibid., S. 136.

28 Ibidem.

29 Скифское море (или Скифский океан) — Северный Ледовитый океан.

30 См. комм. 27.

31 См. комм. 13.

32 У Плиния читаем: "...ворота Кавказские многими называются Каспийскими, [но это] большая ошибка" (Die geographische Buecher, S.133).

33 См. комм. 26.

34 Каспии — племена иберийско-кавказской группы.

35 Гирканы — племена, жившие в древнеиранской области, расположенной у южной части Каспийского моря.

36 В сфере географических представлений почти всей античности и средневековья Каспийское море считалось частью омывающего землю Океана. У Плиния читаем: "Ведь и вытекает оно из Скифского окена..." (Die geographische Buecher, S. 134). Орозий писал: "Каспийское море берет начало у океана в северных пределах..." (Paulus Orosius, p. 9). Заливом Океана предстает Каспийское море на всех европейских картах раннего средневековья. Так изображено оно на Англосаксонской карте мира (Х в.) (Tooley R.V. Maps and Map-Makers. London, 1949, p.48) и на Херефордской карте мира, создание которой относят к 1300 г. (Стопе G.R. The Hereford World-Map. London, 1950, p. 6).

37 Исидор Севильский (ок. 560—636) — испанский церковный деятель и ученый. Большую известность в средневековье получило его сочинение "Этимологии" ("Etymologiarum sive originum libri XX").

38 Констатация того факта, что Каспийское море образуется от слияния рек, а не является частью Океана, имеет для Бэкона принципиальное значение, так как подтверждает его положение о том, что только опыт может служить источником истинного познания.

39 Имеются в виду "История монголов" Иоанна де Плано-Карпини и "Путешествие в восточные страны" Гильома де Рубрука.

40 В "Путешествии в восточные страны" Гильома де Рубрука говорится: "Море это можно обогнуть в 4 месяца, и неправильно говорит Исидор, что это — залив, выходящий из океана, ибо он нигде не прикасается к океану, но отовсюду окружен землей" (Карпини-Рубрук, с. 95-96).

41 Пролив святого Георгия — пролив Дарданеллы. А.В.Соловьев полагал, что название пролива святого Георгия равно относилось к Геллеспонту, Мраморному морю и Боспору (Soloviev A.V. Маrе Russiae. - Die Welt der Slaven, Wiesbaden, 1959. Jg. IV, H.1, S.9).

42 Большое море - одно из названий Средиземного моря в латинской античной географии (Burr V. Nostrum Mare. Ursprung und Geschichte der Namen des Mittelmeeres und seiner Teilmeere in Alter-tum. — In: Wurzburger Studien zur Altertumswissenschaft, 4 Hf. Stuttgart, 1932, S. 117). См. комм. 9 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

43 Понтийское море — Черное море.

44 См. комм. 3.

45 См. комм. 11.

46 Данные из книги Гильома де Рубрука (Карпини-Рубрук, с.65-66). Указанную длину моря (1400 миль) А.И. Малеин считал преувеличенной, так как длина Черного моря измеряется в 1160 км (там же, с. 191).

47 Синополь - Синоп.

48 Солдайя - современный город Судак. Русские источники называют его Сурож, византийские - Сугдея, восточные - Судак (Суудаг, Сурдак). Солдайя - западноевропейский вариант этого названия (Секиринский С. Очерки истории Сурожа IX—XV вв. Симферополь, 1955; Секиринский С.А. и др. Судакская крепость. Симферополь, 1971).

49 Кассария (Цессария) — Хазария. Вероятно, с XIII в. так (по имени хазар) назывался Крым (Карпини-Рубрук, с. 191). Описание Кассарии основано на "Путешествии" Рубрука (Карпини-Рубрук, с. 66).

50 Керсона - Херсонес Таврический, возникший как греческое поселение не ранее V в. н.э. (Кулаковский Ю.А. Прошлое Тавриды. Киев, 1906, с. 23). От этого общепринятого утверждения отличается точка зрения американского историка К. Досона, полагающего, что это Севастополь (Dawson С. The Mongol Mission (XIII-XIV centuries). London-New York, 1955, p. 90).

51 По преданию, открытие мощей святого Климента принадлежит Константину (Кириллу) Философу, и оно датируется 862 г. Оно описано в так называемой "Итальянской легенде" и в "Слове о перенесении мощей св. Климента" (Погодин М. Кирилло-Мефодиевский сборник. М., 1865, с. 327-340). Раскопки, произведенные в 1845 г. на искусственном острове близ Херсонеса, подтвердили существование на нем храма (Бертъе-Делагард А.Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса. — В кн.: Материалы по археологии России, № 12, СПб., 1893, с. 58-62).

52 Об этом сообщает Гильом де Рубрук (Карпини - Рубрук, с. 68). На территории Тавриды существовала готская митрополия. Митрополичьей кафедрой была столица Готии, Дорос, а готскому митрополиту было подчинено семь епископств. Четыре из них носили названия по именам городов; Хвала, Ретег, Таматарха и Астиль, а три по народностям: Хоциры, Оногуры, Гунны (Куликовский Ю.А. Указ, соч., с. 69). В XIV в. за генуэзцами, по договору с Ордой, была закреплена территория "Готии с ее селениями" (там же, с. 105). К XV—XVI вв. относятся сообщения о существовании готского языка (там же, с. 120).

53 Танаис - Дон.

54 Матрика. А.Л. Малеин полагал, что это - Тмутаракань русских летописей, крупный торговый город. Такого же мнения придерживался Ю.А. Кулаковский (Кулаковский Ю. А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899, с.57). Так же считает К. Досон (Dawson С. Op. cit., p.90). Некоторые исследователи отождествляют его с Керчью (Расовский Д. А. Половцы, III. Пределы "поля половецкого". - Seminarium Kondakovianum, Praha, 1937, t. IX, с. 163). О географическом положении Матрики сообщает Гильом де Рубрук (Карпини - Рубрук, с. 66). Он называет этот город также Маритандис.

55 Озеро Меотида — Азовское море. В данном месте излагаются сведения из "Путешествия" Гильома де Рубрука (там же, с. 87).

56 См. комм. 11 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

57 См. там же.

58 Издатель "Великого сочинения" Бэкона Д. Бриджиз замечает в связи с этим, что расстояние от Орлеана до Парижа составляет 70 миль (ок.113 км) и, следовательно, расстояние от Дона до Дуная равняется, по Бэкону, не менее чем 4000 милям (ок. 6440 км), что вчетверо больше действительного расстояния между Будапештом и восточной излучиной Дона (The Opus Majus, vol.1, p. 358). По другим сведениям, расстояние от Орлеана до Парижа — более 75 миль (Dawson С. Op. cit., p. 132).

59 Куманы — самое распространенное в латинской средневековой традиции название половцев (Расовский Д.А. Указ. соч.,1. Происхождение половцев. - Seminarium Kondakovianum, Praha, 1935, t.VII, с. 252).

60 Каптаки - кипчаки. Мусульманское название половцев.

61 В летописи под 1223 г. говорится: "и мы слышахомъ, яко многы страны поплениша; - Ясы, Обезы, Касогы и Половець безбожнихъ множство избиша, а инехь загнаша..." (ПСРЛр.т.1, вып. 2. Л., 1927, стб.446).

62 Сведения о бегстве куманов в Венгрию содержатся в венгерских нарративных источниках (Rogerii Carmen Miserabile).

63 Тевтонцы — немцы.

64 Гильом де Рубрук описывает степь, в которой "прежде пасли свои стада Команы, именуемые Капчат; Немцы же называют их Валанами, а область Валанией. Исидор же называет страну от реки Танаида до Меотидских болот и Данубия Аланией..." (Карпини — Рубрук, с. 85). Немецкие хроники называют половцев вальвами (Valvi, Valva) (ГЛ, с. 562).

65 Левковия — Литва. См. также комм. 47 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

66 Алеманния в источниках XIII в. нередко выступает синонимом к топониму Германия.

67 Дация - Дания.

68 Восточное море — Балтийское море.

69 Ливония. См. комм. 48 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

70 Курения — земля куршей в Латвии.

71 Семи-Галлия. См. комм. 106 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

72 Западная Албания — Западная Алания.

73 Балхия — Влахия.

74 Булгария — Болгария.

75 Константинополь. По-видимому, здесь Бэкон распространяет название Константинополь на Византию в целом.

76 См. комм. 19. Этик Истрийский пишет о гипербореях как о "народе глупейшем", относящемся словно "к роду крокодилов и скорпионов" (Die Kosmographie, S. 17—18). Их земля, продолжал он, "не родит никаких полезных плодов", зато в ней "обилие диких животных и скота"; богата она и драгоценными камнями, и железом, а местами — золотом (ibid., S. 18). Возможно, слух о сказочных богатствах неведомой северной страны вызвал к жизни предание, сохранившееся в Начальной летописи. В нем говорится, что есть люди, которые "ходили за Югру и за Самоядь, яко видивше сами на полунощныхъ странахъ, спаде туча, и в той тучи спаде веверица млада, акы топерво рожена, и възрастъши, и расходится по земли, и пакы бываеть другая туча, и спадають оленци мали в неи и възрастають и расходятся по земли" (ПВЛ, ч. 1, с. 197).

77 Гиперборейские горы. См. комм. 38 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей". Другая форма топонима (Риф-фенг) отмечена в IX в. См. комм. 3 к "Орозию короля Альфреда".

78 Плиний пишет о земле гипербореев, что это "край, освещаемый солнцем, с благоприятным климатом (felici temperie), которого не достигают никакие вредные ветра". Людям этого племени "неведомы распри и никакие болезни" (Die geographische Buecher, S.73).

79 Курлянды (другая форма - куроны) - курши. См. комм. 87 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

80 Ливоны - ливы. См. комм. 50 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

81 Эстоны — эсты. См. комм. 85 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей", а также комм. 64 к "Орозию короля Альфреда".

82 Семигаллы — земгалы (земигола), древнее латышское племя. Жили в средней части Латвии, в долине реки Лиелупе и по ее притокам. Об этимологии этнонима см. комм. 109 к сочинению Бартоломея Английского "О свойствах вещей".

83 Левковы - литовцы.

84 Гильом де Рубрук пишет: "Язык Русских, Поляков, Чехов (Воеmorum) и Славян один и тот же с языком Вандалов, отряд которых всех вместе был с Гуннами, а теперь по большей части с Татарами..." (Карпини-Рубрук, с. 101).

85 Секана - Сена (там же, с. 87). А.И. Малеин замечает, что "casalе" именовались местности, примыкавшие к замку или городу; это могли быть как отдельные дворы, так и целые деревни (там же, с. 194).

86 Верхняя Албания - Верхняя Алания.

87 Гильом де Рубрук замечает: "Эта река (Этилия.— В.М.) превосходит своею величиною все, какие я видел..." (там же, с. 88). Далее он пишет: "...мы добрались до Этилии, весьма большой реки. Она вчетверо больше, чем весьма глубокая Сена". Этилия "летом увеличивается, как Египетский Нил" (там же, с.95).

88 Обобщение сведений Гильома де Рубрука (там же, с. 85, 88, 95).

89 Плиний пишет: "Некоторые сообщали, что между Понтийским и Каспийским морем не более 375 тысяч шагов" (Die geographische Buecher, S. 134).

90 Об этом пишет Гильом де Рубрук (Карпини-Рубрук, с. 69, 96).

91 У Плиния этот народ называется аримфеями (Arimphaei); они "ни в чем не отличаются от племени гиперборейского" (Die geographische Buecher, S. 134).

92 Здесь Бэкон излагает сведения, переданные Гильомом де Рубруком (Карпини-Рубрук, с. 88).

93 Моксель — мокша, одна из этнических групп, входящих в состав мордвы.

94 Под 1239 г. в летописи говорится: "того же лета... взяша Татарове Мордовьскую землю" (ПСРЛ, т.1, вып. 2, стб. 470).

95 Народ мердуим отождествлялся А.И. Малеиным с мордвой. Этимологически название "мордва" возводилось Д.В. Бубрихом к мордовскому "мурьдь" (мирьде), означавшему "муж" (Бубрих Д.В. Можно ли отождествлять мордву с андрофагами Геродота? — Записки Мордовского научно-исследовательского института социаль-ной культуры, Саранск, 1941, № 3, с. 31), и было понятием, объединяющим как мокшу, так и эрзю. Однако сообщение Рубрука дает основание предполагать, что этноним "мордва" относится в основном к эрзянскому населению (Смирнов А.П. Этногенез мордовского народа по данным археологии I—XV вв. н.э. - В кн.: Этногенез мордовского народа. Ред. Б.А.Рыбаков. Саранск, 1965, с. 27). См. также комм. 9 к "Анналам Уэйверлейского монастыря".

96 В XII в., пишет А.П.Смирнов, "под именем мокши и эрзи надо понимать или союзы племен, или народности с некоторыми отличиями в языке и культуре" (там же, с. 26), т.е. и в верованиях. Вероятно, такое положение сохраняется и в XIII в.

97 Тефелис - Тифлий (Тбилиси).

98 Аланы и аасы. — племена сарматского происхождения, предки современных осетин. Древнейшие сведения об аланах см.: Кулаковский Ю.А. Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899. Одно из первых упоминаний аланов (ясов) на Руси содержится в летописи под 965 г., где говорится, что Святослав "ясы победи и касогы" (ПВЛ, ч. I, с. 47). Гильом де Рубрук рассказывал: "Накануне Пятидесятницы пришли к нам некие Аланы, которые именуются там Аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно Грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц" (Карпини - Рубрук, с. 83). И далее: "К югу от нас были величайшие горы, на которых живут по бокам, в направлении к пустыне, Черкисы (Cherkis) и Аланы, или Аас, которые исповедают христианскую веру и все еще борются против Татар" (там же, с. 88—89). "Аланы, т.е. предки нынешних осетин, — пишет Ю.А. Кулаковский, — были в Х веке христианским народом" (Кулаковский Ю.А. Христианство у Алан. - ВВ, СПб., 1898, № 1, с. 1). Утверждая это, исследователь ссылается на сочинение Константина Багрянородного (De ceremoniis aulae Byzantinae) и на переписку патриарха Николая Мистика. Наибольшее число сведений об этом относится к XIII в.: венгерский доминиканец Юлиан (1235 г.), "Аланское послание" епископа Федора (1240 г.) и, наконец, Рубрук (там же, с. 9-10). Ю.А. Кулаковский утверждает, что христианство было господствующей религией у аланов с начала X в. до второй половины XV в. (там же, с. 10).

99 Лелги - лесги (лезгины), одна из народностей Северного Кавказа. У Гильома де Рубрука читаем: "За ними (аланами. - В.М.) вблизи моря или озера Этилии находятся некие Саррацины, именуемые Лесгами, которые равным образом не подчинены Татарам" (Карпини-Рубрук, с.89).

100 См. комм. 32.

101 0б этом пишет Плиний Старший (Die geographische Buecher, S.134).

102 Ibid., S.135.

103 B сообщении этого Бэкон основывается на "Путешествии" Гильома де Рубрука. См. комм. 40.

104 У Гильома де Рубрука читаем: "Брат Андрей [Андре из Лонжюмо (см. комм. 131 к "Великой хронике" Матфея Парижского) -В.М.] лично обогнул две стороны его, именно южную и восточную, я же другие две, именно северную при путешествии от Батыя к Мангу-хану и равным образом при возвращении, западную же - при возвращении от Батыя в Сирию" (Карпини - Рубрук, с. 95).

105 Там же. Понятие "solitudo" относится не только к собственно пустыне, но и к пустым, безлесным пространствам, а также к малонаселенным областям.

106 Мнение о Каспийском море как о части окружающего землю Океана господствовало в античной и средневековой географии.

107 Карпини - Рубрук,с.95.

108 Вслед за Рубруком Бэкон использует сведения из сочинения Исидора Севильского "Этимологии" (там же, с. 96).

109 В 1307 г, армянский царевич Гайтон, пораженный протяженностью "Комании", назвал ее "одним из величайших государств, существовавших на земле"; и это свидетельство Д.А. Расовский считал наиболее правильным среди дошедших до нашего времени (Расовский Д.А. Указ, соч., III, с. 72).

110 Гильом де Рубрук пишет: "Ибо те Булгары, которые живут за Дунаем вблизи Константинополя, вышли из упомянутой Великой Булгарии" (Карпини-Рубрук, с. 101).

111 См. комм. 75.

112 Склавония - топоним, обычно относящийся к южнославянским странам.

113 Карпини - Рубрук, с. 96. Волжские булгары были культурно связаны с Хорезмом и Средней Азией. Отсюда пришел в Поволжье ислам. О распространении ислама среди булгар до прибытия к ним Ибн Фадлана, т.е. до 992 г., говорит Ибн Русте, сведения которого о Восточной Европе относятся к началу X в. (Якубовский А.Ю. К вопросу об исторической географии Итиля и Болгар. - СА, М., 1948, т. Х, с. 269-270). "Принятие ислама булгарами, - пишет А.П.Смирнов. - имело для их государства большое значение, так как приобщило значительный круг населения к мусульманской культуре, являвшейся в то время передовой культурой Востока. Вместе с тем эта религия, как более отвечавшая новому социальному строю, феодальным отношениям, должна была сыграть некоторую прогрессивную роль в тех условиях" (Смирнов А.П. Волжские булгары». М., 1951, с. 40).

114 Паскатир _ Башкирия, отождествляемая в средневековье с Великой Венгрией. Гильом де Рубрук пишет о Паскатире, "то есть великой Венгрии", которая, наряду с некоторыми другими странами, покорена татарами (Карпини - Рубрук, с. 76). Основания для такого отождествления имеются в средневековой арабской географической литературе. Авторы этих сочинений нередко называли венгров башкирами. Так, из-за соотносимости этнонимов "башкир" и "мадьяр" возникло понятие "terra Bascart, id est Magna Hungaria", что на самом деле не означало тождества прародины венгров и Башкирии (Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974, с. 408-409).

115 Isidorus, col. 334.

116 Балхи - влахи. Гильом де Рубрук писал, что Валахия - "земля, принадлежащая Ассану" (Карпини - Рубрук,с. 67).

117 Война с Антиохией - июнь 1098 г. (Первый крестовый поход).

118 Каракатай - Каракитай.

119 Карпини - Рубрук, с. 93. Коир-хам, пишет А.И. Малеин, - "это есть титул Gur Khan ("Всеобщий хан"), принятый в 1125 г., ... основателем китайской империи в средней Азии Ye-lu Ta-shih" (там же, с. 194).

120 Там же, с. 93. Легенда о пресвитере Иоанне возникла в Европе в XII в. во время крестовых походов. Крестоносцы с воодушевлением подхватили слух об их азиатском единоверце, всегда готовом прийти на помощь в борьбе против мусульман (Cordier H. Le christianisme en Chine et en Asle sous les Mongols. - T'oung Pao, Leide, 1917, vol. XVIII, p.52). Легенда о пресвитере Иоанне содержится в сочинениях многих писателей средневековья: у Оттона Фрейзингенского, Жака де Витри, Винцента из Бовэ, Марко Поло и др. (Zarncke F. Der Prester Johannes. — Abhandlungen der philologisch-historischen Classe der Koeniglichen Sachsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Leipzig, 1879, Bd.VII, H.8, S.826 -1028; 1883, Bd.VIII, H.I, S. 1-183). Возникновение сказания о пресвитере Иоанне связано с распространением на Востоке христианского вероучения в его несторианской разновидности (Бартольд В. О христианстве в Туркестане. - Сочинения, т.II/2. М., 1964, с. 292-293; Oppert G. Der Presbyter Johannes in Sage und Geschichte. Ein Beitrag zur Voelker und Kirchenhistorie und zur Heldendichtung des Mittelalters. Berlin, 1864, S. 14; Baring-Gold S. Curious Myths of the Middle Ages. London, 1892, p. 48-49; Slessarev V. Prester John. The letter and the legend. Minneapolis, 1959; Rachewiltz 1. de. Papal Envoys to the Great Khans. Stanford, 1971; idem. Prester John and Europe's Discovery of Asia. Canberra, 1972). Среди многих научных теорий, касающихся происхождения легенды о пресвитере Иоанне, три получили наибольшую известность. Так называемая азиатская теория провозглашает пресвитером Иоанном монгольского завоевателя Е-лю Та-ши, основателя империи каракитаев в Средней Азии (Г.Опперт, Ф.Царнке, Р.Хенниг). "Африканская" гипотеза принадлежит румынскому историку К.Маринеску (C.Marinescu), который считал пресвитера Иоанна монархом Эфиопии, страны, чье обращение в христианство началось в IV в. и которая позднее, в результате арабского завоевания Египта и Судана, была отрезана от связей с Европой. "Аллегорическая" теория является созданием Л.Ольшки (L.Olschki). Он полагает, что пресвитер Иоанн не имеет исторического прототипа. Послание, приписываемое ему, следует рассматривать как своего рода "утопию", написанную каким-то священнослужителем католической церкви. История этого вопроса подробно рассматривается в работе Ч. Ноуэлла (Nowell C.E. The Historical Prester John. - Speculum, Cambridge, Mass., 1953, vol.28, p. 435-445).

121 Каракарум - Каракорум.

122 Карпини-Рубрук, с. 93.

123 Там же, с. 146.

124 Там же, с. 94. Моалы — монголы.

125 Там же.

126 Там же.

127 Там же, с. 135. Об обращении мехов повествуют и некоторые другие источники. К X в. относится свидетельство Ибн Русте о Волжской Булгарии: "Главное же их имущество - куницы. У них нет денег. Право же, дирхемы у них - куницы, причем одна куница обращается среди них [по цене] в два с половиной дирхема". В персидских пересказах XII и XVI вв. сохранилось аналогичное сообщение Ибн Фадлана о руссах (Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда Ибн Фадлана. Чебоксары, 1954, с. 46). В XII в. об этом писали Низами и Ахмед Тусский. В 1412-1414 годах о меховых деньгах как о частях шкурок писал Жильбер де Ланнуа, а в XVI в. — Сигизмунд Герберштейн. Советские нумизматы пришли к выводу об обращении в XII— XIV вв. товаро-денег (Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956, с. 43-44). И.Г.Спасским прослежена история развития "теории кожаных денег" и подчеркнута необоснованность утверждения о всеобщем обращении кожаных денег в Древней Руси (Спасский И. Г. Русская монетная система, Л., 1962, с. 28-31).

128 Карпини-Рубрук, с. 111.

129 Там же, с. 112.

130 Описание обряда причастия у несториан дается по Рубруку (там же, с. 142).

131 Там же, с. 107.

132 Ингеры - уйгуры. Гильом де Рубрук писал об уйгурах, "которые являются как бы сектой, отделенной от других" (там же, с. 106). И далее: "Упомянутые югуры, которые перемешаны с христианами и Саррацинами, как я думаю, путем частых рассуждений пришли к тому, что веруют только в единого Бога" (там же, с. 109). Религией уйгуров было манихейство.

133 Там же, с. 107, 109.

134 Там же, с. 155, 157.

135 Албумазар(ум.886) - Абу Ма'шар ал-Балхи, арабский ученый, известный в средневековье своими трудами по астрологии.

136 Иероним (ок. 345-420) — церковный писатель.

137 Карпини-Рубрук, с. 162, 163.

138 См. комм. 39.

139 Этик излагает подобные же сведения об измаильтянах (Die Kosmographie, S. 18).

141 Працены — один из этнонимов, обозначающих пруссов. Почти теми же словами повествует об их обычаях Петр из Дусбурга (XIV в.) (Chronicon terrae Prussiae von Peter von Dusburg. Hrsg. von M.Toeppen. - SRP, Bd. I, Leipzig, 1861, p. 54).

142 Карпини-Рубрук, с. 131-133. Обряды, описываемые Рубруком и Бэконом (последние два из цитируемых фрагментов), свидетельствуют о развитом шаманизме у татар. Этому вопросу была посвящена обстоятельная статья Н.И. Веселовского "О религии татар по русским летописям" (ЖМНП, 1916, №7, отд. 2, с. 81-101). "Примитивный шаманизм монголов, - пишет К. Досон, - был не в состоянии создать ничего похожего на духовное единство..." (Dawson С. Op. cit., p. XXIII). "Христианство у монголов в XIII в. так и не стало всеобщей религией" (Altunian G. Die Mongolen und ihre Eroberungen in kaukasischen und kleinasiatischen Landern im XIII. Jahrhundert. Berlin, 1911, S.68).-