Комментарии

1. Салису-ль-кутбин. Вероятно, это означает, что он — полюс, дополняющий два полюса и составляющий с ними Троицу. Но это может означать судью или арбитра между этими двумя полюсами либо то, что он заключал в себе все три вида полюсов, т.е. полюс кутбу-ль-миллат (религии), кут-бу-д-дуния (мира), кутбу-д-дин (веры). Руи Гонсалес де Клавихо говорит: “Герб Тимурбека был подобен трем кругам, нарисованным так: °о°, и это должно означать, что он — господин трех частей мира” [Клавихо Г. История Великого Тамерлана // Тамерлан. М., 1992. С. 301]. Он добавляет, что Тимур повелел, чтобы эта эмблема была изображена на его монетах и на всём, что у него было, он также приказал своим данникам использовать ее на своих монетах. Возможно, эпитет, использованный в тексте, является ссылкой на эту эмблему.

2. Тимур никогда не принимал титула более высокого, чем титул эмира (военачальника). Этим он подчеркивал, с одной стороны, свою фиктивную подчиненность ордынским ханам, с другой стороны, наследственное право его рода на титул главнокомандующего (монг. нуян (нойон) соответствовало тюрк. эмир), которым Чингиз-хан облек одного из предков Тимура, Карачар Нуяна (см. гл. 15). [Титул гурган (зять) Тимур принял после женитьбы на Сарай-Мульк-ханум, дочери хана Казана, Чингизида, в 1370 г.]

3. Приблизительно в 40 милях к северо-востоку от Самарканда. Он назывался Зеленым городом из-за зелени его садов (см.: Зафар-наме, I. 301). Бабур писал, что он расположен в пятом климате [см.: Бабур-наме, 49 а]. Обычно говорят, что он расположен в дне пути от Самарканда. [Шахрисабз — город в Кашкадарьинской области Узбекистана, примерно в 70 км к югу от Самарканда, был центром древнего оазиса Кеш — исторической области, располагавшейся в верхнем течении реки Кашкадарьи.]

4. В некоторых источниках, например, у Абд-ал-Хамида (Бадшах-наме, Bibliotheca Indica I. 43) — Туран. Кеш находится в месте, которое обычно зовется Трансоксиана, или Маварао-н-нахр (Мавераннахр).

5. Хафи-хан называет ее Нагина. [По “Зафар-наме” Йезди, мать Тимура звали Текина-хатун.]

6. Шараф-ад-дин Али-и Йезди (“Зафар-наме”). Абу-л Фазл уже осудил Шараф-ад-дина (см. конец гл. 1) за идентификацию семи звезд, которые появились из груди Качули, с этими семью потомками, находившимися между Качули и Тимуром. Абу-л Фазл считает, что неверно называть звездами людей, которые не правили, и полагает, что Тимур был первой из этих восьми звезд, а не последней. Но такая интерпретация тоже заслуживает возражения. Достоверно известно, что Акбар был в восьмом поколении от Тимура через третьего сына Тимура, Миран Шаха, но ни Миран, ни его сын Мухаммад мирза (который также не был старшим сыном) никогда не были правителями. Конечно, они никогда не были теми, кого Абу-л Фазл называет “украшающими мир монархами”, и не могут сравниваться, например, по царским качествам, степени власти и продолжительности господства с Шахрух мирзой (четвертым сыном Тимура) или по возвышенности интеллекта с его прославленным сыном Улугбеком. Действительно, из тех шести, кто находился между Тимуром и Акбаром, только трое были правителями: Абу Саид, Бабур и Хумаюн.

7. Это, видимо, ошибка. Тармаширин был убит в 1334 г. Согласно Шараф-ад-дину, большому авторитету, которого подобострастно копирует Масуди, Султан Казан был условным правителем, когда родился Тимур, и его правление продолжалось с 733 по 747 г.х. (1332—1346 гг.), но реальной властью обладал эмир Казаган [который не относился к роду Чингизидов].

8. [Абу Саид, сын Ульчжайту, ильхан, потомок Хулагу-хана, правил с 1316 по 1335 гг.]

9. В “Зафар-наме” (15) сообщается, что Тимур с 10-летнего возраста обучался охоте и военному искусству.

10. Очевидно, он умер в 761 или в начале 762 г.х., иначе соответствующий год цикла должен быть годом Вола. “Зафар-наме” также, хотя и не совсем ясно, говорит, что отец Тимура умер в 761 г.х. — это год, когда Туглак Тимур вторгся в Мавераннахр, и Хаджи Барлас, дядя Тимура, бежал в Хорасан.

11. Она умерла в 785 г.х. [1383 г.].

12. Согласно Абд-ал-Хамиду (Бадшах-наме, 43) — 35 лет и 17 дней.

13. Очевидно, в день его рождения.

14. Согласно Абд-ал-Хамиду — за 35 лет, 11 месяцев и 5 дней.

15. [В средневековье различались Ирак Араби (арабский) и Ирак Аджами (не-арабский). Диярбакр — современный город Диярбакыр, в юго-восточной части Турции.]

16. Букв, “для кого Спасение не было другом его счастливого дня”.

17. Муи-кашан — букв, “волосы тянущий”, но здесь, возможно, “тянущий себя за волосы”.

18. Это произошло 6 числа месяца зу-ль-каада (6 ноября 1387 г.). В то время как шли переговоры о сдаче города, жители поднялись против Тимура и убили много его воинов. Тимур сообщает: “И я победил город Испахан. И я доверял людям Испахана, и я отдал замок в их руки. И они восстали, и дарага, которых я поставил над ними, они также убили вместе с тремя сотнями солдат. И я также отдал приказ перебить людей Испахана”. [Уложение Тимура // Тамерлан. М., 1992. С. 178—179. Исфахан — город в центральной части Ирана, на реке Зайендеруд. В конце XVI—XVIII вв. столица государства Сефевидов.]

19. Эта династия, основанная в 718 г.х. (1318 г.), была известна под именем Ал-и-Музаффар и управляла Керманом [область на юго-востоке Ирана]. Была свергнута Тимуром в 795 г.х. (1393 г.).

20. [Тохтамыш — сын Туй Ходжи-оглана, эмира Белой Орды. Правил в Белой Орде с 1379 г., в Золотой — с 1380 г. Разгромлен Тимуром в 1395 г. Умер в 1406 г.]

21. Тохтамыш был обязан Тимуру своим царствованием. Он был потомком Чингиза через его сына Джучи.

22. Хас у хашак — сорняки и колючие кустарники.

23. [По Гияс-ад-дин Али, Мансур был убит в 795 г.х. (1393 г.) в битве около Шираза.]

24. Вероятно, имеется в виду взятие Рустамом известной Белой крепости (Калаи-Сафед). [Согласно Фирдоуси (см.: Шахнаме. Т. II, стихи 486—794) Белая крепость была взята Сухрабом].

25. Афрасиаб — владыка Турана [временно владевший престолом Ирана]. Впоследствии был убит Залем и его сыном Рустамом.

26. Аулия-и-давлат, но часто эта фраза является только почтительной формой упоминания правителя.

27. Это было первое взятие Багдада в сентябре 1393 г. Во второй раз он был взят 20 июня 1401 г.

28. По велению Тимура переправу устроили там, где Джалал-ад-дин Мангбарни переплыл реку. Мост был сооружен за два дня из лодок и плотов и едва ли может быть назван джаср-и-али.

29. [Поход в Индию продолжался год — с марта 1398 г. по март 1399 г.]

30. Видимо, это ссылка на жестокое уничтожение пленных в Алеппо после первого сражения близ Дамаска (см.: Зафар-наме, II. 314). Среди казненных были Шадун, губернатор Дамаска, и, очевидно, много правителей других сирийских городов, собравшихся в Алеппо по приказу правителя Египта. Ахмад Араб-шах сообщает, что ряд вождей Дамаска сдались Тимуру после того, как правитель Египта покинул город, и многие из них были впоследствии преданы смерти.

31. Я не уверен в том, что верно передал значение слов залль-и-кайд. Известен город Зиллах в Малой Азии, рядом с которым Цезарь одержал свою победу (“Veni, Vidi, Vici”), но я не нашел сведений о том, что сирийские эмиры были заключены там, или что Тимур бывал в тех местах. Возможно, залль — вариант написания слова зилль — тень.

32. По Ахмад Араб-шаху, в четверг, 27 числа месяца зу-ль-хиджжа (Тамуз).

33. Имеются в виду известия о победе, посланные в Персию, Татарию, и др. (см.: Зафар-наме, II. 447).

34. В тексте зир-и-даст-и-шахзада.

35. Это ошибка. Тимур пошел на Азербайджан до Ангорской битвы, и “восемнадцать месяцев” относятся, кажется, к интервалу между взятием Дамаска в январе 1401 г. и Ангорским сражением в июле 1402 г. Абу-л Фазл ничего не говорит о взятии Смирны, которое произошло после Ангорского сражения в 805 г.х. (декабре 1402 г.) и было одним из самых больших достижений Тимура. Весь рассказ Абу-л Фазла о Тимуре очень скуден и несет на себе следы поспешности.

36. Город в Мазандаране на Каспии. Он именуется по названию соседней горы, где добывается бирюза. Согласно другой версии, его название означает “Холм победы”. [Город в отрогах хребта Эльбрус, к востоку от Тегерана.]

37. Грандиозный пир, когда было отпраздновано шесть свадеб внуков Тимура. Это произошло в сентябре— октябре 1404 г. в Самарканде. [См.: Клавихо Г. История Великого Тамерлана // Тамерлан. М., 1992. С. 319—327.]

38. Город Утрар, 44°с.ш. 67°в.д., приблизительно в 300 милях к северо-востоку от Самарканда на правом берегу Сейхуна (Яксарта). Бабур [1 б] говорит, что он назывался также Янги. [Сейхун — средневековое название Сырдарьи. Утрар — средневековый Отрар, располагавшийся в 360 км к северу от Самарканда, близ впадения в Сырдарью реки Арысь (Южный Казахстан).]

39. В мемуарах Тимура и “Зафар-наме” — 777 г.х. См.: Зафар-наме, I. 271, где говорится, что 777 г.х. соответствует году Крокодила. Смерть наступила в начале 777 г.х. (июнь 1375 г.).

40. В “Зафар-наме” упомянут Сари Хисар, но не говорится, что Мухаммад Султан умер там, сообщается лишь (II. 492), что он умер в трех привалах от Кара Хисара (Черная крепость) при переносе его на походных носилках — очевидно, из Кара Хисара для перемены воздуха. “Зафар-наме” дает дату смерти 18 шаабана (11 марта 1403 г.) — примерно через две недели после смерти Баязида.

41. Пир Али был впоследствии предан смерти Шахрухом.

42. Или Харману. Это небольшая крепость в Курдистане. Принц был вызван из Персии Тимуром и находился в пути, чтобы присоединиться к нему в Диярбакре. Он был убит во время разведки стрелой, пущенной из крепости.

43. Сирия была завоевана после окончания индийской экспедиции.

44. В тексте сар-и-куч, но в “Зафар-наме” — куч. Сар-и-куч не встречается в словарях, и возможно, это написано ошибочно вместо сай-куч — сайгак, антилопа пустыни.

45. [Это произошло осенью 1396 г.]

46. Клавихо видел Миран Шаха в Султании и описывает его как человека в возрасте сорока лет, высокого, тучного и страдающего подагрой. Он рассказывает о его дурном поведении, а также о том, почему он был лишен власти своим отцом.

47. [Клавихо пишет о пленении Абу Бакра его братом Омаром после смерти Тимура и о заключении Абу Бакра в крепости Султании.]

48. Это сказано только ради благозвучной фразы фарзанд-и-давлат-пайванд. Фактически Султан Мухаммад никогда не правил. Можно предположить, что он умер прежде своего отца и деда, т.е. до 807 г.х., поскольку он не назван в “Зафар-наме” среди тридцати шести выживших сыновей и внуков Тимура. Клавихо также не упоминает о нем.

49. Возможно, это та женщина, которую Шараф-ад-дин, Клавихо и др. называют Ханзада и которая отправилась в Самарканд и сообщила о безумии своего мужа Тимуру. Клавихо говорит, что она была матерью Халила, и кажется вероятным, из-за их совместного проживания, что Халил и Султан Мухаммад были родными братьями. Клавихо (147) называет ее Ханзадой. Он говорит: “Она происходила из рода старых императоров, и по этой причине Тимурбек относился к ней с большим уважением”. Это указывает на то, что она и есть Михр Нуш, на чей высокий род ссылается Абу-л Фазл. Кия, видимо, тот самый Кият, которого Абу-л Фазл упомянул в рассказе об Ирганакуне, но я не знаю рода Фулад (Пулад). [Женой Миран Шаха была внучка хана Узбека, правителя Золотой Орды, из рода Джучи.]

50. Белая овца. Правильное написание, кажется, Ак-каян-лу [Ак Коюнлу]. Черная овца — Кара-каян-лу [Кара Коюнлу]. Узун Хасан, т.е. Хасан Длинный, был дедом по матери Шах Исмаил Сефеви, царя Персии.

51. В 861 г.х. (1457 г.) Абу Саид находился в плохом настроении из-за того, что потерпел неудачу при захвате цитадели Герата, а в это время некоторые склонные ко злу люди сказали ему, что Султан Ибрахим мирза (внук Байсункара и правнук Шахруха) направил посыльных к султанше Гаухар Шад и тайно общался с ней. Поэтому Абу Саид торопился предать ее смерти. Она была вдовой Шахруха, прадеда Ядгара, и жила в Герате, который был столицей владений ее мужа, где он и умер в 850 г.х. (1447 г.). Абу Саид вошел в город, но не сумел овладеть цитаделью.

52. Гаухар Шад (Драгоценный камень восхищения), видимо, была любимой женой Шахруха. Бабур рассказывает о посещении ее могилы [см.: Бабур-наме, 191 а]. Она была предана смерти 10 рамадана 861 г.х. (31 июля 1457 г.).

53. Список сыновей Абу Саида, составленный Абу-л Фазлом, не согласуется с Хонд-е Миром и неверен. Султан Махмуд был вторым, а Султан Мухаммад третьим сыном. Абу Саид оставил одиннадцать сыновей, и это значит, несмотря на утверждения Бабура, его отец был шестым, а не четвертым сыном, пятым являлся Улугбек. Одиннадцатым сыном был, очевидно, Султан Омар — не Омар Шейх. [Среди сыновей Абу Саида, упоминаемых Бабуром, отсутствуют Валад мирза и Шахрух мирза.]

54. [Дарагаз — долина реки Балх (Балхаб) в северной части Афганистана.]

55. Известный шестимесячный праздник в честь обрезания сыновей Абу Саида, отмечавшийся в Мерве в 1465 г.

56. Очевидно, Узканд в Восточной Фергане. [Город Узгенд (Узген) — древний город Ферганы. В X в. был столицей государства Караханидов. Ныне районный центр в Ошской области, Республика Киргизия.]

47. Омар Шейху было тогда только десять лет от роду. Многое здесь — из “Бабур-наме”.

58. [В “Бабур-наме” приводится полное имя – Худай Берди Тугчи Тимур Таш (см.: Бабур-наме, 6 б).]

59. Это описание поступков Юнус-хана едва ли справедливо. Омар Шейх, передав Юнусу свою столицу Ахси, затем пожалел об этом, развязал войну против него, но был побежден, пленен и своей жизнью обязан великодушию Юнуса (см.: Тарих-и-рашиди, 96). [Юнус-хан — дед Бабура по матери, хан мугулов, потомок Чагатая, умер в 892 г.х. (1487 г.).]

60. Всё это из Бабур-наме [5б —7б].

61. Эта история рассказана в Бабур-наме [7а – 7б]. Акцент, поставленный на этом простом акте честности Бабуром и Абу-л Фазлом, показывает его моральную значимость для того времени. Вероятно, честность Омар Шейха, проявленная в этом случае, вдохновила его сына Бабура на подобные действия по отношению к индийским торговцам в Калат-и-Гильзай [см.: Бабур-наме, 207 б].

62. [Ходжа Убайд Аллах Ахрар (умер в 895 г.х. (1498 г.) — представитель среднеазиатского дервишества, сыгравший значительную роль в жизни Самарканда во второй половине XV в.]

63. Современное название — Маргилан. [Древний город области Ферганы, расположен в предгорьях Алайского хребта, к северу от города Ферганы.]

64. Город севернее Кабула и к востоку от Балха. Иногда пишется Хундуз. [Кундуз — река в северо-восточном Афганистане, приток Амударьи, а также название орошаемого ею оазиса.]

65. [См.: Бабур-наме, 9а. Бабур называет молочного брата Мухаммад Кукельташ.]

66. Рассказ о семействе Омар Шейха, также как и о Фергане (Коканд), почти дословно взят из воспоминаний Бабура [см.: Бабур-наме, 8б—9б]. Абу-л Фазл опускает имя третьей дочери Омар Шейха, Шахр Бану бегим, которая, была родной сестрой Насир мирзы, сына наложницы по имени Уммед. Фактически Абу-л Фазл перепутал Михр Бану и Шахр Бану. Первая родилась на два года раньше Бабура, а Шахр Бану, неверно названная Абу-л Фазлом Михр Бану, — на восемь лет моложе Бабура. Бабур дает младшей дочери имя Рукия (Рукайя), а не Разия, как пишет Абу-л Фазл.

Жену, названную в тексте Ануш-ага, Бабур называет Улус-ага. Она была удалена из гарема через несколько месяцев после того, как родила дочь.