ИОГАНН ДАВИД ВУНДЕРЕР
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДАНИИ, РОССИИ И
ШВЕЦИИ
С 1589 ПО 1590 ГОДЫ
… Наконец мы приблизились на 4 мили к Плескову, где великий князь Московский был в это время со своим двором. Мы остановились у нашего литовского покровителя. На следующий день он повел нас в крепость, в зал, украшенный тиснеными обоями, где происходят народные собрания (Видимо, речь идет о собраниях городской администрации. Здесь и далее примечания и комментарии Е. Морозкиной.). В зале стоял королевский трон из слоновой кости; над ним чистым золотом были выгравированы следующие строки: “Русских царь и господин по праву отцовской крови; титулы власти я ни у кого не купил ни (какой) мольбой, ни за плату; и я не подчиняюсь ничьим законам, но, веря в единого Бога, презираю почести, выпрошенные другими”.
На укреплениях мы увидели много коротких [34] железных пушек, направленных в три стороны вместе с другим старым метательным снарядом и оружием, которое они употребляют против татар. Перед замком стоит высокий камень с медным изображением Ивана Васильевича в память его царствования, ниже помещены эти строки: “Медный этот камень, и медная (жестокая) смерть и медный тот, кто читает эти слова сухими глазами. В году 1491-м” (Судя по дате, этот памятник был поставлен не Ивану Васильевичу Грозному, (1530-1584 гг.) и не его дедушке - Ивану Васильевичу III, правившему с 1462 по 1505 год. Наверное, это было изображение Ивана Младого, сына Ивана III, его наследника и соправителя, умершего в 1490 году (то есть не Ивана Васильевича, а Ивана Ивановича) 1. В 1491 году один Иван Васильевич еще не родился, второй - не умирал. Можно себе представить горе самодержца, потерявшего сына, если он велел расставлять такие камни по русским городам.).
Вслед за тем, в разных местах города мы увидели много обелисков; они были трех- и четырехугольными от 10 до 20 футов высоты (От трех - до шести [35] метров.) и довольно широкими, с выгравированными надписями, сделанными московскими буквами из свинца и меди; три из них наш патрон перевел:
“Я, Скомай, сражаясь за родину, убил в рукопашном бою 32 человека, и наконец убитый в схватке с Ролуоном Шведским, здесь покоюсь”.
Также: “Укротитель своевольных и защитник угнетенных, обремененный ранами и старостью, опоясанный мечом, я здесь погребен – Шитак”.
Также: “В то время, как другие искали славы военными подвигами, я, Палицкий, ревностно устремляясь к делу мира, заслужил бессмертную славу”.
Далее мы увидели место, где тиран Иван Васильевич бросал пленных хищникам, где они боролись за жизнь, и площадь, где вышеназванный тиран в 1579 году велел казнить несколько своих христианских подданных.
Затем нас свели в большой каменный дом, расположенный недалеко от замка (Т. е. Кремля.), где иностранные купцы ведут свою коммерцию, показывают товары, покупают и продают, и, согласно обычаю, обменивают. Затем в другой дом, где содержатся под землей несколько белых медведей, белые волки и зубры, которые предназначаются для боя (Вспоминается, что Иван III подарил псковским послам “верблуда”. Можно себе представить, как вели его из Москвы во Псков!). [36]
Перед городом мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч (Эти идолы, почитаемые во Пскове в конце XVI века, очень интересны. Крест изображению могли придать со временем - для приличия или безопасности 2, а “Корса” или “Корс”, безусловно, отождествим с языческим богом солнца Хорсом, упоминаемым в “Слове о полку Игореве”, где князь Всеслав Полоцкий “Великому Хръсови влъком путь перерыскаше”. Подобно богу солнца Аполлону, он попирает, то есть побеждает, олицетворение тьмы - змея, да еще держит в руке огненный луч. Языческие обычаи были крепки во Пскове. В 1411 году “псковичи сожгоша 12 женок вещих”, а в 1505 году игумен Елеазарова монастыря Панфил жаловался на языческие игрища в ночь под Ивана Купала; но еще в XX веке христианские обряды на Псковщине смешивались с языческими, и мне самой довелось [37] видеть стоящий в поле каменный крест, одетый в женское платье.). Недалеко отсюда был лагерь короля Стефана Батория.
Этот город Плесков, который московиты называют Псков, как некоторые говорят, по величине равен Риму, также почти могуч и населен, расположен треугольником у озера и является единственным во всей Московии городом, так укрепленным стенами. Он разделен на четыре части, каждая из которых окружена мощными стенами и башнями. В нем много иностранных купцов и ремесленников, каждый цех ремесленников живет отдельно, особенно те, которые для своего ремесла пользуются огнем...
В середине города течет Пскова, рядом с ней Великая, которые через Чудское озеро впадают у Нарвы в Финское море, между ними и расположен Псков. Через реки сооружено много мостов. В этих водах ловится много ценных рыб, как то: белуга... стерлядь... осетр, белорыбица... Если бы не было трудностей между Нарвой и Ивангородом со Шведами, то можно было бы приходить сюда с большими грузовыми кораблями и он мог бы быть назван морским портом...
Во Пскове же рядом две крепости... В одной из них мы видели княжеский дворец, который чрезвычайно красив и привлекателен. Покои в нем были украшены красным бархатом. В другой крепости находится совет и войско. Там мы видели оружие, короткие железные пушки без [38] украшений. Домов во Пскове общим числом 41568 3; как и во всем Московском государстве, они большей частью деревянные, окружены заборами, изгородями, деревьями и полями...
Все обитатели носят длинные цветные платья, без складок, с белыми шапками и красными сапогами до колен, под пятой - маленькие круглые железки. И все подчинены королю или великому князю Московскому, которого они называют царем... Теперешний великий князь называется Федор или Теодорус, младший сын тирана Ивана Грозного, который шесть лет перед этим в 1584 году плачевно умер. Великого князя мы видели перед дворцом. Выйдя из храма, он садился в коляску. Его одежда была роскошна. На нем была длинная мантия до пят... У шеи - широкое оплечье из красного бархата, вышитое золотом и другими драгоценностями, которое они называют бармами. На голове - белая, заостренная, очень высокая шапка из ценных мехов, украшенная драгоценными камнями и золотом. На ногах - красные бархатные сапоги, вышитые золотом. Он был сопровождаем многими телохранителями, гайдуками и статными людьми. Коляска была покрыта красным бархатом, с [39] золочеными изображениями. У каждого колеса стоял знатный московит в красной одежде. В коляску было запряжено цугом пять турецких лошадей с золотыми пряжками на красной бархатной упряжи...
Комментарий
1. Иван Васильевич Грозный жил с 1530 по 1584 год. Вундерер был во Пскове в 1590 году, следовательно, на памятнике вместо 1491 не мог стоять 1591 год. Ошибка не в дате, а в имени: правление Грозного было столь памятно, что все ему и приписывали.
2. В виде креста у идолов изображали орудия высекания огня. Герберштейн называет одного из киевских идолов “Усладом”. Комментатор Герберштейна, видимо ошибочно, трактует это имя как “Ус злат”, считая, что это был идол Перуна.
3. Сигизмунд Герберштейн дает почти то же число домов для Москвы в начале XVI века, а именно более 41500 (Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 132). По Псковской летописи в Старом Застенье в 1510 году было 6500 дворов.
(пер. С. А. Цвылева и З. Н. Морозкиной)
Текст воспроизведен по изданию: Щит и зодчий (Путеводитель по древнему Пскову). Псков. Отчина. 1994
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Abakanovich. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отчина. 1994