Комментарии

1 Аверьянов, с. 3.

2 Список арделанских хроник насчитывает значительно большее количество сочинений, которые находятся в частных собраниях. Диссертация, защищенная в 1988 г. в Сорбонском университете Парижа уроженцем Арделанского Курдистана 'Абдаллахом Мардухом, вводит в научный оборот имена арделанских историков Исма'ила ибн Мулла Мухаммада Хусейна Ардалани, 'Абдулкадира ибн Рустама ал-Бабани, Мирза Шукруллаха Санандаджи и других, рукописи сочинений которых остаются в частных собраниях. См.: Abdollah Mardukh, с. 26, 34, 45, 52—54.

3 Стори, т. 1, с. 465.

4 Хроника Хусрава ибн Мухаммада Бани Ардалана датируется 1249-1250/1833-35 гг., сочинения Мах Шараф-ханум Курдистани и 'Али Акбар-Хана Садик ал-Мулка написаны: первое — в 1847 г. и второе — в 1891-1893 гг.

5 Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 99.

6 Browne, 103—104.

7 Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 34—41.

8 См.: Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 9—14.

9 Стори, т. 2, с. 1102—1106.

10 Кар-наме-йи эанан-и машхур-и Иран, с. 95.

11 Там же, с. 96.

12 Диван-и Мах Шараф-ханум Курдистани, с. 2—4, 105, 106.

13 Та'рих-и Ардалан, с. “джим”.

14 Там же, с. “те”.

15 Там же, с. 126—130, 134—135.

16 Хроника Мах Шараф-ханум Курдистани использована автором этих строк при подготовке издания труда Хусрава ибн Мухаммада. См.: Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 16, 20, 22, 26, 43, 44, 46, 47, 59; Васильева. Жизнь и творчество Мах Шараф-ханум Курдистани; она же, О жизни Мах Шараф-ханум Курдистани “Мастуре”. Весьма плодотворно использовано сочинение Мах Шараф-ханум в диссертации 'Абдаллаха Мардуха. См.: Abdollah Mardukh, с. 38 и сл.

17 Поэтическому творчеству Мастуре посвящено сообщение Ж. С. Мусаэлян “Курдская поэтесса Махшараф-ханум Курдистани „Мастуре"”.

18 Ее называют также Мах Шараф-ханум Санандаджи или Мастуре-йи Курдистани. На страницах хроники автор называет себя только своим литературным псевдонимом.

19 Маруф Хазнадар, издатель дивана стихов курдского поэта первой половины XIX в. Нали. датирует рождение Мастуре 1805 г. См.: Диван-и Нали, с. 361.

20 Longrigg, с. 6.

21 См.: Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 84—90.

22 Та'рих-и гитигуша-йи Зандийа, с. 282—288.

23 Malcolm. Histoire de la Perse, t. 3, с 302; Kinneir, с 143.

24 Та'рих-и Ардалан, с. 108.

25 Там же, с. 111.

26 Там же, с. 114, 121, 126.

27 Там же, с. 142.

28 Там же, с. 157.

29 Мухаммад-ака был отцом Мирза 'Абдаллаха Санандаджи Раунака (1218/1803-04—1281/1864-65), написавшего дополнение к Та'рих-и Ардалан, и дедом Мирза 'Али Акбар-хана Садик ал-Мулка, автора Хадике-йи Насирийе. См.: Стори, т. 2, с. 1102—1103.

30 Перс, “смотритель”, “надзиратель”. По словам Йахйи Ма'рифата, Мухаммад-ака занимал должность “смотрителя кладовых Курдистана” (назир-и сундук-хане-йи Курдистан). См.: Диван-и Мах Шараф-ханум.-Курдистани, с. 4.

31 Войском Хусрав-хана после победы над Исма'ил-ханом Зандом.

32 Та'рих-и Ардалан, с. 140.

33 Там же, с. 144.

34 Там же, с. 153.

35 Маджма' ал-фусаха', т. 2, с. 98.

36 Та'рих-и Ардалан, с. 157.

37 Там же, с. 160.

38 Там же, с. 162.

39 Там же, с. 164—165.

40 Там же, с. 165—166.

41 Там же, с. 176.

42 Там же, с. 178.

43 Там же, с. 2.

44 Там же, с. 2, 89, 112.

45 Там же, с. 162.

46 Там же, с. 176.

47 Там же, с. 178.

48 Там же, с. 176.

49 О том, что при своих талантах Мастуре обладала прекрасной внешностью, упоминается в Маджма' ал-фусаха', т. 2, с. 456.

50 См.: Та'рих-и Ардалан, с. 2.

51 Никитин, с. 168, 170.

52 Та'рих-и Ардалан, с. 2.

53 Там же, с. 28.

54 Там же, с. 2—3.

55 Там же, с. 3.

56 Это не позволяет согласиться с припиской, сделанной рукой В. Ф. Минорского на с. 97 оттиска статьи В. П. Никитина “Les valis d'Ardelan” из фонда В. Ф. Минорского библиотеки ИВ АН СССР (Ленинград): “Очевидно, Хосров и бросил Мах Шереф для Валийе”. Во-первых, допущена хронологическая неточность, Хусрав-хан женился на Мастуре через шесть лет после брака с Хусн Джихан. Во-вторых, мнение, что при повторной женитьбе князю приходилось кого-либо из прежних жен “бросать”, вызвано перенесением европейских норм быта и морали на мусульманскую среду.

57 Та'рих-и Ардалан, с. 167.

58 Хроника Хусрава ибн Мухаммада, л. 1076.

59 Та'рих-и Ардалан, с. 153.

60 Карнаме-йи занан-и машхур-и Иран, с. 115.

61 Та'рих-и Ардалан, с. 180.

62 Там же.

63 В Занан-и суханвар (с. 175-176) стихотворение приводится под названием “Зависть розового сада”.

64 Диван-и Мах Шараф-ханум Курдистани, с. 9—10.

65 Там же, с. 9.

66 Там же, с. 13.

67 Так называют тех, кто умер до 40 лет. См.: Abdollah Mardukh, с. 33.

68 Та'рих-и Ардалан, с. 180.

69 Там же, с. 187.

70 Мастуре его называет то грузином (Хусрав-ханом Гурджи), то армянином (Хусрав-ханом Армани), по-видимому, считая эти два этнонима синонимичными.

71 Бамдад, т. 1, с. 479—480. Мастуре не датирует этих событий. Год ареста Риза-Кули-хана помогает восстановить указание Махди Бамдадана то, что назначение Хусрав-хана правителем Курдистана имело место в 1263/1847 г. Сведения Е. И. Чирикова, что “Валийе-ханум упрятала Риза-Кули-хана в тегеранскую тюрьму в 1265/1848-49 г.” (Чириков, с. 298—299, 328), представляются неточными.

72 Та'рих-и Ардалан, с. 187.

73 Там же, с. 209.

74 См. там же, с. 205.

75 Там же, с. “джим” (Диван-и Мах Шараф-ханум Курдистана, с. 55).

76 Там же, с. 209.

77 Там же.

78 Там же.

79 Там же, с. 210.

80 Там же.

81 Там же, с. 211. Риза-Кули-хан Хидайат и, по-видимому, следом за ним Иахйя Ма'рифат неверно датируют смерть Мастуре 1263 г. х. См.: Маджма' ал-фусаха', т. 2, с. 456; Диван-и Мах Шараф-ханум Курдистани, с. 4.

82 Диван-и Нали, с. 361.

83 Та'рих-и Ардалан, с. “те”.

84 Литературный псевдоним поэта.

85 Маджма' ал-фусаха', т. 2, с. 71—72.

86 Там же, т. 2, с. 62.

87 Там же.

88 Там же, с. 246

89 Там же, с. 98.

90 Маруф Хазнадар, с. 36, 38, 39.

91 Диван-и Нали, с. 162—167.

92 Хадике-йи Насирийе, л. 299.

93 Та'рих-и Ардалан, с. “се”.

94 Там же, с. “джим”.

95 Minorsky. The tribes of Western Iran, c. 79.

96 Диван-и Max Шараф-ханум Курдистани, с. 3 (Маруф Хазнадар, с. 35, 89).

97 Там же, с. 3.

98 Там же.

99 Там же.

100 Там же, с. 105.

101 Карнаме-йи занан-и машхур-и Иран, с. 115.

102 Та'рих-и Ардалан, с. “алиф”.

103 Хадике-йи Насирийе, л. 299.

104 См. выше.

105 Диван-и Мах Шараф-ханум Курдистани, с. 55.

106 Там же, с. 5.

107 Lescot, с. 283.

108 Minorsky, с. 255.

109 Та'рих-и Ардалан, с. 6.

110 Там же, с. “джим”.

111 Там же, с. 3.

112 На с. 2 хроники они оба названы покойными.

113 Та'рих-и Ардалан, с. 3.

114 Издатели биобиблиографического труда Ч. А. Стори приняли эту дату за время написания всего сочинения (см.: Стори, т. 2, с. 1102), хотя страницей ниже упоминается, что описание событий в хронике доведена до смещения Риза-Кули-хана в 1263/1847 г.

115 Та'рих-и Ардалан, с. 39.

116 Там же, с. 184.

117 Там же, с. 211.

118 Забит — перс, “староста, управляющий”.

119 Та'рих-и Ардалан, с. 72; Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 29.

120 Та'рих-и Ардалан, с. 2—3.

121 Там же, с. 5.

122 См. там же, с. 6, 16, 34, 42, 52, 66, 76, 82, 89, 100, 101, 108, 117.

123 Там же, с. 101, 17, 14.

124 Зубдат ат-таварих-и Санандаджи, л. 1856.

125 Хроника Хусрава ибн Мухаммада, с. 100.

126 Та'рих-и Ардалан, с. 6—7.

127 Относительно времени прихода Бабанов к власти в Шахризуре мнения исследователей не совпадают.

128 Хроника Хусрава ибн Мухаммеда, л. 416—42а, 466.

129 Та'рих-и Ардалан, с. 89. См. также с. 66, 76, 101.

130 Там же, с. 89.

131 Зубдат ат-таварих-и Санандаджи, л. 1936.

132 См.: Хроника Хусрава ибн Мухаммада, л. 28а—29а; Та'рих-и Ардалан, с. 41—42; Хадике-йи Насирийе, л. 108—109.

133 Та'рих-и Ардалан, с. 20.

134 Там же, с. 21.

135 Там же, с. 31—32.

136 Там же, с. 31.

137 Там же, с. 39—40.

138 Там же, с. 47—48.

139 Там же, с. 28.

140 Rozenthal, с. 57.

141 Та'рих-и Ардалан, с. 79, с. 161.

142 В персидской исторической литературе XIX в. господствовали каноны историографии средневековья, следование и подражание образцам мастеров XV—XVII вв., стилю их литературного этикета.

143 Та'рих-и Ардалан, с. 1, 8—11, 14, 15 и сл.

144 Там же, с. 104—105, 112, 130, 131, 135—136, 143, 165, 180—181.

145 Тазкире-йи Хадике-йи Аманаллахи. Та'алиф-и Мирза' Абдаллах-и Санандаджи. Табриз, азармах, 1344. Мирза Абдаллах Санандаджи был известен под литературным псевдонимом Раунак Курдистани. См.: Мадж-ma' ал-фусаха', т. 2, с. 150.

146 Та'рих-и Ардалан, с. 219, 221.