37. Донесение королю Карлу X из Москвы 30 января 1655 года.5
[…]
Под предлогом мора все проезжие остаются еще запертыми, так что нельзя направиться ни назад ни вперед. Из-за этого [240] торговля пала и остановилась, и до сих пор не позволяют ни купцам ни товарам отправляться в Новгород. Как долго может продлиться такое положение, покажет время. 6
Посланник английского протектора все еще находится в Вологде. Как скоро он прибудет к Их Цар. В-ству, и что он будет у них делать, откроет время. Некоторые того мнения, что если он долго будет (в Вологде) задержан, то он может быть легко возвращен назад без расспросов (об его поручении), потому что его просьба и содержание его кредитива почти ясны.
[…]
Москва, 30 января 55 г.. Иоганн де Родес.
Комментарии
5. М. Гл. Арх. Ин. Д., шв. д., р. II, 1655 янв.-дек., № 2: бытность в Москве Родеса, поданные ии от шведской королевы Христины грамоты и отпуски на них по день смерти Родеса. Христина, отрекшись от престола, написала об этом грамоту Алексею Михайловичу еще в июне 1654 г., но только 10 (дата не ясна) февраля 1655 г. Родес подал царю эту грамоту.
В 1655 г. выехал к Родесу в Россию брат его Исак де Родес, а к доктору Аптекарской палаты Артману Граману его племянник Мих. Граман, но их более 3 недель задержали в Новгороде и только по челобитию Родеса и доктора 22 февраля 163 г. велели их пропустить в Москву.
6. Жестокая чума появилась в Москве летом 1654 г. и только в октябре стала стихать; в некоторых городах умерло много народа; правительство принимало строгия меры локализации.