36. Донесение королю Карлу X из Москвы 15 ноября 1654 года.
[…]
В Архангельске чужеземные купцы в этом году имели чрезвычайно плохой сбыт, потому что кораблей и товаров было [239] чрезмерно и необычайно много, так что почти половина иностранных товаров и отчасти кораблей должны были возвратиться с немалым грузом, потому что русские постигли их намерения о всех товарах и поставили им на них (такую малую) цену, что им (иностранцам) мало будеть радости от прибыли.
Через Архангельск же пришел английский посланник, по имени М-r Вилльям Придакс (Willem Predziack). Говорят, что он имеет грамоту от Протектора Оливера к Их Цар. В-ству, в которой он (Оливер) снова предлагает союз и дружбу, которую раньше имели с Их Цар. В-ством английские короли, его предшественники, вследствие чего английская нация пред всеми другими была награждена предками Их Цар. В-ства особыми привилегиями; но теперь (говорится в грамоте) английская компания, которая торгует в Архангельске, его подданные - сказали ему (Оливеру), что происходит большая несправедливость вследствие отнятых у них до сих пор их привилегий, изгнания из домов и дворов и высылки их всех, но причины, отчего это случилось, он не знает; поэтому он хотел бы просить Их Цар. В-ство, чтобы снова допустить их торговать по прежним привилегиям, занять свои дома и дворы и опять позволить впредь безопасно и беспрепятственно останавливаться и ездить (повсюду) в стране; в противном же случае Их Цар. В-ство должны заплатить им за их дома и дворы, как и долги их должников, и всех отпустить из своей страны, а остальное должно быть предоставлено Богу. Похоже ли это и сходно ли с оригиналом, я увижу в свое время из копии, которая (мне) только обещана. Он прибыл из Архангельска в Вологду и там задержан. Когда и как скоро он прибудет к Их Цар. В-ству и какой будет иметь успех, покажет время. 4
[…]
Москва, 15 ноября 54 г.. Иоганн де Родес.
Комментарии
4. Уильям (или Гулиельм) Придакс (Wilhelm Prideaux), по русской транскрипции, прибыл в Москву 5 февраля 1655 г. от протектора Оливера Кромвеля с прошением возвратить англичанам их привилегии, но в этом ему было уклончиво отказано. Он был у государя на аудиенции 22 февраля и 11 марта, а уехал из Москвы 2 июля.