Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

31. Донесение королеве Христине из Москвы 28 марта 1653 г.

Старый генерал Лесли, теперь называемый Авраам Ильич, сказал мне, что Их Цар. В-ство выдали ему приказ осмотреть запас его пороха, и он (Лесли) потом нашел большое его количество, но он большею частью мокрый, а такой порох совершенно непригоден в войне для пушек и мушкетов, вследствие чего теперь на всех пороховых мельницах усиленно работают, а так как они не могут так скоро приготовить необходимого количества, то один голландский купец, по имени Андрей Денис Виниус (Andreas Denijs [138] Wijnius), который у Их Цар. В-ства, как "холоп" (cholop) и хитрец, вечно заключает договоры со своими (голландцами), был отправлен в Германию и Голландию. Между прочими своими поручениями он должен купить хорошее количество пороха, фитилей и других необходимых принадлежностей к войне, а также навербовать и принять хорошее число иностранных офицеров; его также уполномочили продать находящийся в Вологде хлеб, который, говорят, составляет 10.000 ластов, и бочки поташа, которого 2 - 3.000 (бочек), 210 а чтобы он, если нельзя будет надеяться ничего с пользой продать, все-таки мог выполнить свою остальную комиссию, ему был выдан кредитив в 10.000 рублей получить их посредством векселя, и, кроме того, он заключил вексель на 25.000 рублей, чтобы он мог по своем прибытии тотчас пользоваться ценностями (деньгами). Так как военный народ (Kriegsvolck) на войне, по их мнению, не может быть совсем без табака, который не мало лет тому назад был весьма строго запрещен по всей России к употреблению, так что тех, которые его употребляли, били кнутом, то упомянутый Денис получил также комиссию купить большое его количество, но никто по всему государству не должен им торговать, но он будет распределен среди (военного) народа (войск). При такой мере часто упоминаемый Андрей Денис уверял, что посредством этого способа государственные доходы с табака, которые ежегодно простираются свыше 400.000 рублей, должны увеличиться за год свыше, чем на 100.000 рублей, за что он (Виниус) у Их Цар. В-ства в большой милости.

[…]

Кроме того, говорят, что пришел в Новгород несомненный приказ, чтобы в это лето снова исправить Тесовский 211 (Tessausche) мост, [139] которым одно время нельзя было до сих пор пользоваться. С каким намерением и почему это от них самих исходит, так как ведь часто великие господа послы от Вашего Кор. В-ства здесь, в Москве, и в Стокгольме у русских послов беспрестранно хлопотали о исправлении этого моста, я хотя не могу подлинно знать, но думаю, что это было совершено и достигнуто великими господами и "гостями", которые ведут особенно большую торговлю грубыми товарами, как-то, поташем, чтобы они могли доставлять с небольшим трудом и расходами на реку Лугу свои товары водой до Нарвы, так как они, может быть, вследствие английской и голландской войны заметили, что после этого в Архангельск стало приходить мало кораблей. Но, может быть, они под этим предлогом исправляют мост, чтобы они могли тем удобнее им пользоваться, когда произойдут какие-нибудь враждебные действия с одной или другой стороны (между Россией и Швецией).

Вашего Кор. В-ства милостивейшие письма к Их Цар. В-ству, одно о Левине Нумерсе, а другое о 1.000 ластов хлеба, которые в прошлом году были куплены для компании, и касающееся отдачи кредитива, милостивейше выданного Вашим Кор. В-ством сказанной русской компании, - я вместе с Петром Терье вручил 26-го марта в руки Их Цар. В-ства. 212

[…]

Относительно первого, о Левине Нуммерсе, я еще не получил никакого ответа, на другое же, о кредитиве, я, после выдачи точного счета, получил оригинал и переслал (его) названной русской компании.

Москва, 28 марта 53 г.. Иоганн де Родес.


Комментарии

210. Относительно поташа мы узнаем из книг поташной отдачи (Чт. М. О. И. и Др., 1913 г., II, Смесь, сообщ. А.Ф.Изюмова, 15, 24), что результатом поездки Виниуса была продажа в сентябре этого же 1653 г. (161 г.) двум иностранцам 520 бочек поташа: "Лета 162-го (1-15 сентября) … колмогорской таможенной голова Иван Мелцов с товарыщи у Архангелсково города на ярманке отдавали государев поташ, что привезен в прошлом в 161 году (сент. 1652 г. - сент. 53 г.), которой продали за морем в Аглинской и в Галанской землях на сукна московские иноземцы гость Ондрей Виниюс да Иван Марсов торговым иноземцом Аглинские земли Ондрею Иванову сыну Твинтиману да Галанские земли Ортемью Ортемьеву в вес на городские таможенные терези"; "а за отдачею государева поташу привозу прошлого 161 года осталось у Архангельскова города 32 бочки". Итак, в 1653 г. было привезено в Архангельск всего 552 бочки казенного поташа. ІІоташ ценился дорого, так как требовался за границу в большом количестве для производства сукна, стекла, мыла и пр., а потому казна интересовалась этим промыслом, и только в 1773 г. он окончательно перестал быть казенным (П.Симсон, "Поташное дело в Московском государстве на пороге ХVIII в.", Ж. М. Н. Пр., 1913 г., май).

211. Тесово упоминается в начале XVII в. как село. Это был погост новгородской губернии и уезда, к с.-з. от Новгорода, в прежней вотской пятине. Тут находилось также Тесовское озеро, соединяющееся с речкой Оредежей притоком Луги: на берегу озера и лежал Тесовский Климоновский погост. Теперь у озера, около р. Оредежи, лежит Ям Тесово. Луга была травянистой и грязной, но, приняв в себя большую реку Оредежи, становилась чистой, более ровной и довольно широкой рекой.

212. 22 марта (а не 26) 1653 г. велено быть Родесу у государя на дворе с королевской грамотой, и 22-го же марта он подал царю эту грамоту (М. Гл. Арх. Ин. Д., шв. д., р. II. 1653 г., № 3, см.: программа приема - "Было по тому" - и перевод с данной грамоты).