15. Донесение королеве Христине из Москвы 24 декабря 1651 года.
Вашего Кор. В-ства всемилостивейшую грамоту от 24 октября вместе с письмом к Их Цар. В-ству я здесь всемилостивейше получил 15-го этого (месяца декабря) от гонца Андрея Фраса (Andres Fraas) и из нее подданнейше узнал милостивейшую волю и приказание Вашего Кор. В-ства, чему я во всем, насколько это мне возможно, подданнейше и смиреннейше буду следовать.
16-го (декабря) я был в "Посольском приказе" на конференции с господином канцлером Михаилом Юрьевичем и дал ему знать, что Ваше Кор. В-ство прислали сюда гонца (Post) (Фраса) с грамотой к Их Цар. В-ству, которую Ваше Кор. В-ство милостивейше приказали мне самому доставить Их Цар. В-ству, вследствие чего я дружелюбно потребовал получения аудиенции у Их Цар. В-ства, на что он и согласился, и я 17-го этого же месяца ее получил, так что грамота Вашего Кор. В-ства была мною предана с должным уважением в присутствии гонца (Einspenninger) (Фраса), которого я привел с собой наверх и после обычного церемониала я просил также о скором ответе, что мне и было обещано. 136 Если бы ответ так скоро последовал, как (русские) жаждали узнать содержание письма, то гонец мог бы скоро получить свой обратный отпуск, но я очень сомневаюсь в этом, тем более, что все то, что здесь с большим нетерпением жаждут узнать, потом медленно получает свое разрешение. [84]
Как я слышал после 3 королей (6 января) здесь должно быть созвано собрание из всех состояний (Standen) для обсуждения того и другого.
Все акты, которые при смоленской осаде зарегистрировали все их (русских) тогдашнее воружение, взяты к себе из канцелярии боярином (Григорием) Гавриловичем Пушкиным, 137 и он приказал их переписать и, говорят, очень старательно над ними работает. Что этим замышляют, я хотя в действительности не мог узнать, но время, может быть, скоро это откроет.
Большею частью все бояре приказали также свои уборы и знамена (Staat und wappenfahnen) обновить, что вместе с прочим почти похоже на то, когда хотят постепенно подготовиться к походу.
Упомянутый в моем предыдущем (письме) канцлер Патрикеев облегчен от своего ареста и освобожден.
(Далее следуют добрые пожелания королеве и подпись:) Иоганн де Родес.
Москва, 24 декабря 51 г.
Комментарии
136
. Русские думали, что грамота Фраса касалась известий о Тимошке и Костке, которых русские ожидали с большим нетерпением, почему и Родесу и Фрасу была так поспешно дана аудиенция: в действительности же королева в грамоте предлагала выслать на границы межевых судей в конце июня будущего 1652 года, а также полномочных комиссаров для расправных и обидных дел. Но русские вопрос об этом отложили до другого времени. Родес "подал" упомянутую грамоту 18 декабря, как видно из доклада по этому делу, а не 17 дек., как неверно пишет Родес (М. Гл. А. Ин. Д., шв. д., р. II, 1652 г. янв. - дек., № 4, см. "Написано в доклад", лист 37 с начала).137
. Окольничий боярин Гр. Г. Пушкин, оружейничий, заведывал в 1648 г. артиллерией и военными припасами; в 1650 г. был послом в Польшу; после взятия в 1654 г. у поляков Смоленска был смоленским воеводой.