Комментарии

1. В настоящее время эти документы хранятся в Матенадаране — хранилище древних рукописей при Совете Министров Армянской ССР. (Фонд — персидские, арабские документы, список 29, папки 1 ш — q, 2ш — 2 р, 3, 4).

2. “Джамбр” — “от искаженного французского слова chambre по аналогии с папским архивом Camera apostolica римской курии” (А. Р. Иоаннисян, Иосиф Эмин, Ереван, 1945, стр. 171, прим, 2).

3. ***

4. ***, 1873

5. ***, 1896, *** 436 — 438 (далее — Аракел Даврижеци, История).

6. Там же, стр. 289.

7. Аракел Даврижеци, История, стр. 290.

8. Там же, стр. 183.

9. А. Р. Иоаннисян, Иосиф Эмин, стр. 171.

10. Списки “престольных” сборов, сборов, поступающих в пользу патриархов, монастырских и епархиальных начальников и т. д., см.: ***, 1894, *** 825 — 826 (далее — “Архив армянской истории”).

11. Закария Акулисский, Дневник, Ереван, 1939, стр. 74.

12. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 66.

13. Там же, стр. 102.

14. С. Погосян, Церковное землевладение в Ереванском ханстве в XVIIXVIII вв. и Эчмиадзин как крупный помещик, “Ереванский государственный университет. Научные труды”, т. XIII, 1940 (далее — С. Погосян, Церковное землевладение...).

15. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 218.

16. Там же, стр. 116: ***

17. Там же, стр. 116: ***

18. Матенадаран, Архив католикосов, папка 1, док. №40. — Этот документ написан в 1140 (1691) г.; его подписали и скрепили своими печатями более 60 представителей населения Карабаха.

19. Матенадаран, Архив католикосов, папка 240, док. № 1.

20. Эти события в “Джамбре” описаны до 1765 г. Подробности этих раздоров и их последствия см. в “Памятной книге” Симеона Ереванци (“Архив армянской истории”, т. III, VIII, XI).

21. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 414.

22. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 417 — 418: ***. Это замечание Симеона Ереванци важно тем, что оно содержит весьма интересный этнографический материал, относящийся к агванам и афганцам (знак креста на тесте и др.). Кроме того, в этом ответе установлены этнические границы между агванами-удынами (утийцами) и армянским населением в Карабахе, Гяндже и т. д.

23. Оха (турец.) — около 1,2 кг.

24. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 452.

25. Там же.

26. Там же, стр. 577.

27. Матенадаран, Архив католикосов, папка 4, док. № 11, 13, 14а, 24.

28. Ахтарма (от тюрк. агтармак, арамак — искать) — отступник, В XVII в. ахтарма армяне называли тех, кто, отказавшись от армянского вероисповедания, принимал католичество. Это было презрительное название. Этим же словом называли людей, занимавшихся колдовством, и т. д. (см. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 828, прим. 23).

29 “Архив армянской истории”, т. VIII, стр. 69.

30. Там же, стр. 151, 445 — 446.

31. “Архив армянской истории”, т. III, стр. 745

32. Там же, стр. 384, 394.

33. И. П. Петрушевский, Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв., Л., 1949, стр. 80 (далее — И. П. Петрушевский, Очерки,..).

34. И. П. Петрушевский, Очерки..., стр. 228.

35. Там же.

36. *** А. Папазян, Аграрные отношения в Ереванском ханстве в XVII веке, рукопись кандидатской диссертации (А. Папазян, Аграрные отношения...).

37. Слово “хайреник” происходит от “хайр” (отец) и означает имущество, полученное от отца, наследство. Этимологически этот термин аналогичен русскому “вотчина”. Собственник хайреника назывался “хайренатером” — от слов “хайреник” и “тер” (владелец). Термину “хайренатер” соответствуют полуармянские формы “мулькатер”, “млка-тер”. В XIII — XVIII вв. в армянской среде в значении “хайреник” и “хайренатер” стали употребляться термины “мульк” и мулькдар”.

Об основных формах землевладения в Армении в XVI — XVIII вв. см.: И. П. Петрушевский, Очерки...; ***, (А. Есаян, Поземельная собственность в бывшем Ереванском ханстве, “Ереванский государственный университет. Научные труды”, т. XXIII, 1946). — Термины “хайреник”, “хайренатер”, “мульк” и “мулькдар” были также предметом специального исследования в книге П. Т. Арутюняна, Освободительное движение армянского народа в первой четверти XVIII века (М., 1954).

38. ***, 1913, *** 58, 59, 74 (далее — “Вимакан Тарегир”).

39. ***, 1910, *** 229, 230, 247 — 251, 271, 272 (далее — Степанос Орбелян, История области Сисакан).

40. Н. Адонц, Армения в эпохи Юстиниана, СПб., 1906; Я. Манандян, феодализм в древней Армении, Ереван, 1934.

41. ***, 1939, *** 185, 186 (X. Самвелян, История древнего армянского права).

42. Там же, стр. 187, 188.

43. Степанос Орбелян, История области Сисакан, стр. 395; см. также стр. 360, 392.

44 . Там же, стр. 397.

45. Там же, стр. 374.

46. Б. Н. Заходер, рассматривая земельные отношения в период монгольских завоеваний, замечает, что “при монголах в истории ближневосточного феодализма мы можем отметить явление возвращения от наследственного держания обратно к временному держанию, при усилении центральной власти” (Б. Н. Заходер, Средиземноморье и Передняя Азия с XI по XVIII век, М., 1940, стр. 39). В этой связи следует отметить, что после распада государства монгольских ильханов, в период междоусобных войн туркменских племен и, в частности, при Сефевидах можно наблюдать переход к наследственному держанию земель. В XV — XVII вв. этот процесс играл немаловажную роль в усилении потомков уничтоженных армянских феодалов.

47. Об этом имеется богатый фактический материал в документах, опубликованных Ереванским Матенадараном. См.: ***, 1941 — “Купчие и разные другие архивные документы по хозяйственным сделкам” (далее — “Купчие...”).

48. “Купчие...”, стр. 85 — 86.

49. “Вимакан Тарегир”, стр. 45, 58 — 74 и др.; см. также: Степанос Орбелян, История области Сисакан, стр. 209, 215, 494 и др.

50. Степанос Орбелян, История области Сисакан, стр. 197.

51. Там же, стр. 79, 80, 197; см. также: Закария Акулисский, Дневник, стр. 86.

52. Степанос Орбелян, История области Сисакан, стр. 319.

53. Там же, стр. 195, 196.

54. Там же, стр. 326.

55. Там же, стр. 357; см. также: ***, 1898, *** 186 (Г. Алишан, Сюник, или Сисакан).

56. ***, 1898, *** 89 ([А. Топчян], Список рукописей, собранных Дадян-Хачик-вардапетом); см. также: *** 1842, *** 201 (далее — С. Джалалян, Путешествие по Великой Армении).

57. Степанос Орбелян, История области Сисакан, стр. 404.

58. Там же, стр. 327; см. также: ***1895, *** 177, 184 (М. Бархударян, Арцах); С. Джалалян, Путешествие по Великой Армении, стр. 203.

59. И. П. Петрушевский. Очерки..., стр. 228. — О различных терминологических значениях слова “мульк” см. там же, стр. 229 — 232.

60. Здесь явная неточность: если в Хзнавузе Кара-хан сначала имел 1 данг мулька и этот данг перешел по наследству к его дочери Урихан, то другая дочь — Зейнаб-Султан не могла получить в том же Хзнавузе еще 1/2 данга. Об этом А. Папазян ничего не пишет, и непонятно — ошибка это или опечатка.

61. Матенадаран, рук. № 3031, стр. 268: ***

62. И. П. Петрушевский, Очерки..., стр. 242.

63. Сомар — мера веса около 3 пудов, а также площадь, на засев которой идет около трех пудов зерна (пшеницы).

64. Симеон Ереванци пишет, что раньше этот сад назывался “Шахи- кули”, но так как это название ясно указывало на принадлежность сада персидским шахским чиновникам, то патриархи Эчмиадзина решили называть его “Вери-айги”.

65. “Купчие...", док. № 72, стр. 91.

66. ***, 1893 (Самуэл Анеци, История).

67. Аракел Даврижеци, История, стр. 96 — 97.

68. “Купчие...”, стр. 45 — 46.

69. Калантар — начальник города, назначенный правительством.

70. “Купчие...”, стр. 79.

71. “Пордз” (“***”), Тифлис, 1880, № 5, стр. 157.

72. “Архив армянской истории", т. VIII, стр. 118.

73. А. Папазян, Аграрные отношения..., стр. 342 — 343; также стр. 415 — 417 (армянский перевод и фотокопии документа).