ФАВСТОС БУЗАНД

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

Глава XXXVII 2

"В это время 1 возвратились из персидского плена два брата из рода Мамиконян, которых увел в плен царь Шапух 3; имя одного было Манвел, другого — Комс. Ибо в это время персидский царь из рода Сасанидов вел войну с великим царем кушанов, из рода Аршакуни, который сидел в городе Балле. И когда персидские войска пошли войной на кушанов, тогда персидский царь послал со своим войском и тех мужей, которых привел как пленников из Армении. С ними пошел и Манвел вместе со своем братом Комсом. И когда во время сражения войска обеих сторон столкнулись друг с другом, персидское войско потерпело поражение от войска кушанов и обратилось в бегство, получив жестокие удары. Настигнув войско персов, [кушаны] никого из них не оставили в живых, даже хотя бы одного, который мог бы весть принести. Однако Манвел, сын Арташена, из рода Мамиконян, совместно со своим братом Комсом, совершив многочисленные подвиги храбрости в том же сражении, спасли свою жизнь. И из всего персидского войска только эти двое дошли по персидского царя целыми и невредимыми, совершив много подвигов". [49]


Комментарии

1. После завоевания Кушанского государства кочевыми народами на территории Средней Азии образовалось государство эфталитов (примерно в середине V в.). Часть Средней Азии в середине IV в. оказалась под властью кидаритов, а затем хионитов. Среди специалистов, изучающих этот период истории Средней Азии, не установилось единой точки зрения по вопросу об этнической принадлежности этих племен.

Проблема происхождения хионитов и эфталитов подробно освещается в монографии Б. Г. Гафурова "Таджики" (М., 1972, с. 203-210).

По вопросу о происхождении эфталитов имеются различные точки зрения. Так, французский востоковед Вивьен де Сен-Мартен отождествлял с эфталитами, т. е. белыми гуннами, племена, известные по китайским источникам под названием Юэ-джи. Эту же мысль проводил в своем исследовании В. В. Григорьев (см.: В. В. Григорьев. Греко-бактрийское царство. — "Журнал Министерства народного просвещения". 1867, ч. 136). В "Истории таджикского народа" приведены мнения ученых по вопросу о происхождении и этнической принадлежности эфталитов. Так, И. Маркварт видит в эфталитах древних монголов. Японский исследователь К. Еноки считает, что эфталиты ведут свое происхождение из Бадахшана. Французский востоковед Р. Гиршман отождествляет эфталитов с хионитами и считает их ираноязычными племенами (см.: История таджикского народа. Т. I. М., 1963, с. 416). Название "эфталиты" появляется у древних армянских авторов со второй половины V в., в форме "хептал" (см.: Лазар Парпеци). Наряду с этим в источниках встречается и другое этническое обозначение — "хоны" (армянские источники) и "хиониты" (римские источники). Первое упоминание о хионитах мы находим у Аммиака Марцеллина, который пишет, что персидский царь Шапур II (309-379) во время войны с римлянами заключил "союзный договор с хионитами и гелянами, племенами, отличавшимися особенной воинственностью". При описании осады города Амиды (Диярбакыр в Турции) Аммиан Марцеллин рассказывает о мужественной борьбе против римлян воинов-хионитов во главе с царем Грумбатом и о смерти на поле брани его юного сына (см.: Аммиан Марцеллин. История. Вып. 1. Киев, 1906, с. 248).

2. История Армении Фавстоса Бузанда. Венеция, 1933, с. 242 (на арм. яз.). Перевод наш.

3. Сасанидский царь Шапур II дважды воевал с "кушанами" — В конце 60-х и в начале 70-х годов IV в. Под "кушанами", на наш взгляд, следует подразумевать хионитов, так как к тому времени территория Средней Азии находилась под их властью.

(пер. Л. Х. Тер-Мкртичяна)
Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М. Наука 1979

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979