Комментарии

1. При составлении настоящей статьи автору ее оказали ценное содействие литературными указаниями и разнообразными справками акад. В.В. Бартольд, В.Ф. Минорский и С.П. Чистосердов, — приношу им и здесь глубокую свою благодарность. — Прочитано 22 ноября 1926 г. в заседании Русского Исторического Общества в Праге.

2. Huart, Cl. L’expedition des Russes de 943. Academie des Inscriptions et belles-lettres, Completes-rendus des seances de l’Annee 1921, Paris, 1921, 182 и след., — и отдельно, стр. 3 и след.

3. Так по русски его передает К. Иностранцев. Сасанидские этюды, Спб, 1909, стр. 22 и след.

4. См. Brockeilmann, C. Geschichte der arabischen Literatur, I, Weimr, 1897, стр. 342-3; Brockeilmann. Geschichte der arab. Literatur (= Die Literaturen des Ostens, VI, 2), Lpz. 1901, 164 стр; Huart, Cl. Litterature arabe, Paris, 1902, стр. 205.

5. У Margoliouth’a (см. ниже) — Ahmad b. Mohammed b. Yakub Abu ali Ustadh, VII, 84.

6. См. у F. Wuestenfeld’a, Geschichte der arabischen Aerzte und Naturforscher, Goettingen, 1840, стр. 64 (№ 126); как натуралист он только и назван у Baumgarten’a, Geschichte der Weltliteratur, I, — Die Literaturen Westasiens u. Nillader, Freiburg im Brisgau, 1897, стр. 374.

7. Биографические данные см. H. F. Amedroz, Note on the historian в издании L. Caetani, t. I; Cl. Huart, в Encyclopedie de l’Islam, s. v. t., II, 24 livraison, 1918; D.S. Margoliouth, в предисловии (стр. II и сл.) к VII тому оксфордского издания нашего автора.

8. См., напр. S. de Sacy, Memoire sur le Djavidan Khirid on livre de l’Eternelle Raison, — в IX-м томе Historie et Memories de l’Institut Royale de France, Academie des Inscriptions et belles-lettres, Paris, 1831, стр. 1-30 (в отделе Memories); R. Basset, Le Tableau de Cebes, version arabe d’Ibn Miscaoeih, Alger, 1898, стр. 7 и сл; de Boer, T. I. Geschichte der Philosophie im Islam. Stuttgart, 1901, стр. 116 и след; К. Иностранцев, Сассандиские этюды, СПб., 1909, стр. 22 и сл.; baron Carra de Vaux, Les penseurs de l’Islam, Paris, 1921, стр. 105 и след.

9. «Experientiae populorum et studia animorum» по Wustenfeld’у, op. cit., стр. 64; его же, Die Geschichtsschreiber der Araber und ihre Werke, Goettingen, 1882 (из 28 и 29 томов Abhandlungen d. Konigl. Gesellschaft der Wissenschatten zu Goettingen), стр. 59-60; «Book of the viceessitudes of Nations and the Recults of Efforts» — по Caetani, предисловие к его изданию, стр. XI, XIII; «the experiences of the nations» — в оксфордском издании 1920-21 гг.

10. См. Horovitz, Josef. Aus den Biblioteken von Kairo, Damaskus und Konstantinopel (Arabische Handschritten geschichtlichen Inhalts). Westasiatiche Studien, 1907. Berlin (= Mitteilungen d. Seminars fuer orientalischen Sprachen an der Kinigl. Fredrich-Wilhems-Universitaet, Jahrgang X), стр.5-6.

11. Насколько знаем — вышли три тома; заглавие издания — «The Tajarib al-Umam or History of Ibn-Miskawayh», Leyden-London, (в составе коллекции E. J. W. Gibb Memorial, vol. VII, I, 5, 6), t. I — 1909; t. V — 1913 (об этом томе см. статью H. F. Amedroz в журнале «Der Islam», Band V, Heft 4, Strassburg, 1914), t. VI — 1917, 8.

12. Заглавие его: «The concluding portion of the Experinces of the Nations by Miskawaihi» в издании «The Eclipse of the Abbasid Caliphate, original chronicles if the Fourth Islamic Century, edited, translated and edited be H. F. Amedroz and D. S. Margoliouth, Oxford, 1920-21; арабский текст Мискавейхи и его продолжателей в 1-3 томах, 4-6 томы — английский перевод (наш отрывок — в т. V, 1921, стр. 67-74), VII-ой том — указатель к арабскому тексту и небольшое введение.

13. Эта дата установлена по свидетельству Абульфараджа, Абульфеды, Якута и др. уже в работах S. De Sasy, De Jong’a, Wustenfeld’a и др.

14. История агван Моисея Каганкотоваци, писателя X века, перевод К. Потканьяна, СПб, 1861, стр. 275-6.

15. См. у Дорна. Каспий, СПб. 1875, стр. 496-7.

16. Так у В. В. Бартольда, Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира, Баку, 1925, стр. 40. Ссылки на Табита бен-Синана см. в оксфордском издании, указатель (VII т. стр. 133); ср. замечания Margoliouth’a, VII, стр. VI; о Табите см. Wustenfeld, Gesch., стр. 45 (№ 135); Brockelmann, Geschichte de arab. Litteratur, Weimar, I, 1897, 324.

17. Chronicon quod perfectissimum inscribitur, ed. Tornberg, Lugduni Batavorum, t. VIII, 1862, стр. 308-10.

18. См, Григорьев, Россия и Азия, сборник статей, СПб, 1876, стр. 29, Куник у Дорна, Каспий, 522.

19. Так и Huart, Comptes rendus, стр. 183; зависимость исторического труда Ибн-эль-Атира от Мискавейхи указывал уже давно барон В. Р. Розен, Император Василий Болгаробойца, СПб. 1883, стр. 133, 139, 149 и др.

20. Это утверждение неточно, город Берда’а лежал на притоке Куры Тертере недалеко от его впадения в Куру. См. у W. Barthold’a в статье Bardha'a в Encyclopedie de l’Islam, I, 672-3 или в нем. Encyclopaedie der Islam, B. I, Leyden-Leipzig, 1913, стр. 683.

21. Властители края из местной династии Музафиридов.

22. Дейлемиты — племя, обитавшее в горной части Гиляна Дейлеме, с 913 года частью мусульмане (Cl. Huart s.v. Dailem в Encyclopedie de l’Islam, I, 919, — нем I, 934.).

23. «Шахристан» и значит по персидски собственно город в отличие от крепости (арк, хасин) и от предместья (рибар, бирун). (Примечание В.Ф. Минорского)

24. Марага — известный город на ю.-в. Урмийского озера в двух днях пути к югу от Тавриза, впоследствии — столица монгольских атабеков. Название по арабски означает — «место, где катаются кони». До сих пор Марага славится своими фруктами. (Примечание В. Ф. Минорского). Margoliouth полагает, что город Марага назван в этом месте по ошибке писца — вместо Берда’а (V, 71, прим.).

25. См., например, у В. А. Пархоменко. Начало христианства Руси. Очерк из истории Руси IX-X вв. Полтава, 1913, стр. 116; его же, У истоков русской государственности, Ленинград, 1924, стр. 40, 66, 76.; раньше так высказывались Н. Ламбин, Н. Зойко (о походах Святславана Восток, Журнал Мин. Нар. Просвещения, 1907, XII, стр. 285), ср. Волжскую русь Д. Щеглова (Первые страницы русской истории, Ж. М. Н. Пр., 1876, V, стр. 67-8) и др.

26. См. у Гаркави, Сказания мусульманских писателей, СПб. 1876, стр. 130-133, 155-159; Дорн, Каспий, СПб, 1875, стр. 15-16 и др.; Григорьев. О древних походах русов на Восток (1835 г.) в сборнике «Россия и Азия», СПб. 1876, стр. 12 и след.; В. В. Бартольд, Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира, Баку, 1925, стр. 38-40.

27. См. у Гаркави, 49, ср. также, стр. 251, 254-5.

28. Ср. однако указание В. Бартольда, что Дербент не был подвергнут ни этому нашествию (913 г.), ни другим нашествиям русских на Каспийское море (ibid, стр. 39).

29. Григорьев, Россия и Азия, стр. 33-34; Грушевський, М. Iсторiя Украiни-Руси, I, Львiв, изд. 1913, стр. 443-5.

30. См. в издании Charmoy, F.-B. — Spitznagel L. Expedition d’Alexandre le Grand contre les Russes. Extrait de l’Alexandreide ou Iskender-Name de Nizamy, S.-Petersbourg, 1828, 1-2, или у F. Erdmaan’a, De Expeditione Russorum Berdaam versus auctore imprimis Nisamio, Casani, 1826-1832, 3 тома.

31. Так см. Niederle, L в заметке в «Slava», 1925, т. IV, кн. 2, стр. 383.

32. Ср. указания источников у L. Niederle, Zivot starych Slovanu, I, 2, Praha, 1911, стр. 194, — и III, 1, Praha, 1921, стр. 124-5.

33. См. у Niederle, Zivot starych Slovanu, III, 2, стр. 483-4, 135.

34. Так думает и А. Куник, у Дорна, Каспий, стр. 521; ср. Бруцкус, Письмо хазарского еврея от X века (Новые материалы по истории Южной России времен Игоря), Берлин, 1924, стр. 24.

35. Исключение — шах Кинтал в полных небылиц «Александриадах» Низами и др.; см. у Дорна, Каспий, 501, 517.

36. Ср. интересные замечания по поводу этой характеристики, имеющейся и Ибн-аль-Атира, — у Бартольда, Место прикаспийских областей и т.д., Баку, 1925, стр. 40, 43: «первый поход (913 г.) был безпорядочно-грабительский, в 943-4 г. русские тотчас после взятия города (Берда’а) старались восстановить в нем порядок и спокойную жизнь, что «свидетельствует об успехах русской культуры и государственности», — «для языческих войск, какими являлись русские, замечательное явление» — забота о порядке в завоеванном городе, чуждая и норманнам в их набегах в Западной Европе.

37. Об этом городе см. сводку W. Barthold’a в Encyclopedie de l’Islam, под словом Bardha’a и в его же книге «Место прикаспийских областей», стр. 34, 40, 44, 61, 142.

38. Так называется Берда’а Ибн Хаукаль, — см. Н. А. Караулов, Сведения арабских географов IX-X вв. по Р.Х. о Кавказе, Армении и Азербайджане в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», т. XXXVIII, Тифлис, 1908, стр. 86.

39. Аль-Мукадесси, см. Караулов, ibid., стр. 7.

40. Моисей Каганкатоваци, пер. Патканьяна, стр. 102, 104, 240 и др.

41. Моисей, стр. 275-6. Ср. Бартольд, «Место прикаспийских областей», стр. 40.

42. Бартольд, op. cit., 40.

43. Ср. Грушевський, Iсторiя Украiни-Руси, I, 1913, стр. 445 — более года; Бартольд, op. cit., 41.

44. Моисей, стр. 276.

45. Английский перевод Margoliouth’a, стр. 72; у Huarth’a, стр. 189; также и Ибн-эль-Атир, см. у Дорна, Каспий, 512 и сл.

46. Гаркави, Сказания, стр. 100-1.

47. Ибн-Фодлан у Гаркави, Сказания, стр. 93; подбор свидетельств см. у Niederle, L., Zivot starych Slovani, Praha, 1925, III, 2, стр. 377-8, 526-34, 535, 522 прим. 3, 693; см. также в статье Н. Т. Беляева «О булате и харалуге» в «Recueil d’etudes dediees a la memorie de N. P. Kondakov», Prague, 1926, стр. 156 и след.

48. «Continuation of the Experiences of the Nations by Abu-Shyjac Rudhrawari and Helal b. Muhassin» — в томе VI-м «The Eclipde of the Abbasid Caliphate», Oxford, 1921, стр. 118-19 (англ. текст). Отметтим, что Erdmann, F. в цитир. выше своем сочинении готов отнести к походу русов против Варды и рассказ о Берда’а 943 г., — Берда’а = Варда и т.д.

49. Бар. В. Р. Розен, Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского (прил к. XLIV тому Зап. Имп. Акад. Наук, № 1), СПб., 1883, стр. 23 и сл.

50. Такое сближение см. у Розена, op. cit., стр. 090, 134 и сл., 149. Нужно надеяться, что в новом издании Яхъи, подготовляемом проф. А.А. Васильевым, этот вопрос найдет себе полное объяснение.