Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АРСЕНИЙ ЕЛАССОНСКИЙ

МЕМУАРЫ ИЗ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Месяца апреля в 13 [день] успение блаженнейшего отца нашего Арсения, архиепископа суздальского, прежде бывшего елассонского из второй Фессалийской епархии

Почтенное дитя второй Фессалии, Питомицею его была великая Россия, Тринадцатого [апреля] Арсений Богу душу предал.

Сей блаженный архиепископ происходил из второй Фессалийской епархии, во времена агарянского владычества, из деревни, называемой Каллорьяна, близ города Трикки, сын священника Феодора и Хрисафы, которая в божественной и ангельской схиме была названа Христиною монахинею [и которая приходилась] родною сестрою блаженного ларисского митрополита Неофита, ктитора большого монастыря великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, находящегося вблизи Великих Врат, в народе называемого Дусиком. У него было четыре брата по плоти: Иоасаф, епископ стагонский, Марк, епископ Димитриады, Афанасий иеромонах и Панагиот.

После смерти отца его Феодора взял его в свою епископию брат его Иоасаф, епископ стагонский, мальчиком, [и] обучил его начальной грамоте. После начального обучения он отдал его учителю, премудрому мужу, по имени монаху Матфею, обучающему в Трикке многих учеников наукам — грамматике, пиитике и риторике, по повелению и на иждивение преосвященнеишего митрополита ларисского Иеремии. Итак, когда он там обучался, то был пострижен в монахи неким богоносным духовным отцом по имени Арсением, который, по причине его благочестивой жизни и славы, сделался митрополитом Древних Патр. Сей же, по имени Апостолий, был назван монахом Арсением и чрез несколько дней митрополитом ларисским кир Иеремиею был рукоположен в иеродиакона. Итак, когда он обучался там наукам, по прошествии некоторого времени названный митрополит Иеремия, приглашенный архиереями и клириками и знатью Константинополя, был возведен на великий и высочайший патриарший трон Константинополя. Все провозгласили его святейшим архиепископом Константинополя и вселенским патриархом. Дидаскал монах Матфей, таким образом, отправился с ним, а [206] ученики все рассеялись по своим монастырям, потому что большею частию были иеромонахи и монахи. Сей же Арсений удалился к брату своему Иоасафу, епископу стагонскому. Проживши там достаточное время, брат его скончался, и он направился в монастырь великого Бога и Спасителя Нашего Иисуса Христа в Дусик, в котором и был рукоположен во священника братом своим, епископом Фанаря, Митрофаном. А оттуда, чрез несколько дней вызванный патриаршим письмом, он отправился в Константинополь к патриарху кир Иеремии. Благословившись у него, он получил повеление быть патриаршим очередным священником великой церкви Всеблаженной в патриархии. Итак, поживши там хорошо немного времени, патриарх рукоположил его, по избранию и свидетельству архиереев, в епископа елассонского и димоникского. А пробыв там немного времени, он, по приказанию архиереев, [снова] явился в Константинополь, когда возведен был в патриархи Феолипт, митрополит филиппопольский, потому что патриарх Иеремия султаном Амуратом был изгнан в ссылку на остров Родос, будучи обвинен беззаконными людьми и клеветниками в том, что он крестил турецких мужчин и женщин и отправил их в другие царства — в Россию, в Польшу и во Францию.

Итак, когда утвердился в патриархии патриарх господин Феолипт, то в то время находился в Константинополе апокрисиарий царя великой России (по имени Борис). С ним в великую Россию, к великому царю самодержцу Феодору Ивановичу всея России, ради молитвы и благословения, патриарх отправил со святыми мощами и другими честными дарами архиепископа Арсения. И когда они явились туда, то благочестивейший царь Феодор Иванович принял его милостиво. И, вручивши сему благочестивейшему царю патриаршее письмо и дары, он благословил [его], произнес от лица патриарха молитву и приветствие. Царь, исполненный великой радости, оказал ему и его свите, в течение одного месяца, благосклонность и отпустил его идти в Константинополь, вручивши ему для передачи святейшему патриарху кир Феолипту много денег и много других даров. И, направляясь в Константинополь, на пути они прибыли в город Львов, польское укрепление. И там все львовские христиане усердно упросили его остаться там для благословения и руководства их, так как тамошние жители были большею частию латиняне. Он же, неохотно склонившись на мольбы их, прежде всего отослав царскую милостыню и подарки патриарху Феолипту, пробыл там два года.

Патриарх кир Иеремия, освобожденный из ссылки и получивший позволение от константинопольского султана Амурата отправиться к царю великой России и будучи по пути в городе Львове и встретившись с архиеписком Арсением, [вместе] отправились в [207] великую Россию к благочестивейшему самодержцу, царю Феодору Ивановичу. Царь же и все тамошние архиереи и бояре, принявшие великолепно вселенского патриарха и пришедших с ним, усиленно просили патриарха Иеремию остаться там патриархом, но он не пожелал, потому что было невозможно, но собственному их митрополиту московскому по имени Иову, всесильною властию и благодатию Пресвятого Духа, повелел быть патриархом владимирским, московским и всея России, давши ему святое целование и назвавши его братом, сослужителем и святейшим. И по достаточном времени патриарх кир Иеремия был отпущен обратно в Константинополь на его высочайший трон со множеством даров и денег. Царь и святейший патриарх Иов, удержавшие жить в Москве архиепископа Арсения, весьма полюбившие его и [сделавшие] архиепископом соборной Архангельской церкви, в которой находятся гробы благочестивейших царей и великих князей, вблизи царских палат, и соборно царь с святейшим патриархом и архиереями наименовали его, по благословении его патриархом кир Иовом, архиепископом архангельским. Царь ему и находящимся при нем подарил на пропитание деревни. И после многих лет была дана ему другая архиерейская кафедра — суздальская и тарусская.

Сей [Арсений] создал много церквей в Москве и ее окрестностях. В Москве он построил церковь святых великих мучеников Феодора Стратилата и [Феодора] Тирона. Потом к северу, по дороге, ведущей в Тверь и Великий Новгород, с оснований земли он воздвиг великую церковь Вседержителя Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и два придела при ней, с правой и левой сторон, иже во святых отца нашего Николая чудотворца и святых великих мучеников Романа и Давида, украсивши ее с приделами и папертями внутри и вне, покрывши ее с приделами белою жестью, оградил ее превосходною оградою, выстроил высокую колокольню, покрыл ее жестью и в ограде вырыл колодезь. И внутри Москвы на восток, в месте, называемом заставою, на пути, ведущем в Рязань, воздвиг с оснований земли церковь Рождества Пресвятой Богородицы, украсивши ее внутри и вне с папертями, и покрыл железом купол ее. И по ту сторону реки Москвы, вблизи большого моста, на юг, против царских палат, [на расстоянии] как бы трех выстрелов из лука, воздвиг с оснований земли большую церковь святого славного великомученика Георгия Победоносца, украсивши ее внутри и вне, покрывши ее и колокольню ее железом. И в своем доме, находящемся вблизи дворца, устроил церковь святого великомученика Димитрия мироточивого, украсивши ее и паперть ее внутри и вне, покрывши всю белою жестью. И на север, далеко от Москвы, миль 120, в деревне, называемой Завидово, воздвиг с оснований земли большую церковь Успения Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии и два [208] придела, с правой и левой сторон ее, во имя собора величайших чиноначальников Михаила и Гавриила и всех небесных сил бесплотных и великого пророка Илии, украсивши ее и приделы ее внутри и вне и паперти ее кругом, и купола ее покрыл белою жестью. И вблизи этой деревни Завидово, в местечке, называемом Спасское, воздвиг церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Выстроил и другую церковь во имя Архангелов далеко от Москвы, миль 115, в деревне, называемой Никитское, обнес ее оградою кругом и насадил около нее различные деревья. И близ Москвы, на расстоянии около 15 стадий, воздвиг церковь Всех Святых, и украсил ее внутри и вне, обнес ее оградою кругом, и насадил около нее различные деревья, и вблизи ее устроил пруд, и вырыл вблизи колодезь, против двери ее. Все это он сделал явно, тайная же сердца его ведает Господь. И на восток [от] Москвы, около одной мили, по ту сторону реки Яузы, в великом монастыре Нерукотворенного образа Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, называемого Андрониковским, с великим искусством он выстроил церковь во имя чуда архистратига Михаила в Хонех, превосходно отделал и восстановил большую трапезу, бывшую ветхою и темною, и притвор этой трапезы устроил вне, на мраморных колоннах, и кругом много окон, и прекрасно покрыл ее, и кругом и вверху расписал живописью, и лестницу, бывшую ветхою и разрушенною, прекрасно устроил, и колокольню, бывшую прежде деревянною от средины до верха, он выстроил каменную и сделал более высокою, и покрыл белою жестью, и поставил вверху ее честный и животворящий крест.

И в Твери на архиепископии соборную церковь во имя Преображения великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, древнюю и пришедшую в упадок, и разрушенную, и опустелую, остававшуюся к тому же без пения и богослужения 25 лет, он устроил и возобновил, и покрыл ее и четыре ее предела — во имя Введения Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии, и святых и преславных апостолов Петра и Павла и прочих [апостолов], и святого славного великомученника Димитрия мироточивого, и святого князя Михаила Ярославича чудотворца, и кругом паперти с приделами покрыл и украсил, и увеличил значительно с прежним; и восстановил и освятил сию соборную церковь великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и приделы ее, и назначил к ней протопопа и священников, и протодиакона, и иеродиакона, клириков, и певцов, и чтецов, чтобы петь и священнодействовать в ней и в приделах каждый день немолчно и непрерывно. И после возобновления этой соборной церкви и приделов ее он прожил там на архиепископии немного времени: сначала два года и десять месяцев, а вторично около двух месяцев. [209]

И, по царскому указу благочестивейшего царя и великого князя Михаила Феодоровича, он отправился в великую Москву к благочестивейшему царю и великому князю Михаилу Феодоровичу, и дана была ему архиепископия суздальская и тарусская с правом жительства вблизи дворца, в монастыре святых Богоявлений великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, в подворье великой лавры святой животворящей и нераздельной Троицы, названной [лаврою] преподобного отца нашего Сергия, великого чудотворца и игумена святой великой лавры. Итак, проживши там, в монастыре святых Богоявлений, немалое количество лет, он был в чести у царя Михаила и у преславнейшей его святой матери, госпожи Марфы монахини.

Итак, когда он жил там, то управлял своею паствою немалое количество лет в страхе Божием и в великом и боголюбезном благочестии. Проживши всего лет своей [жизни] семьдесят шесть и три месяца, велением Божиим, преставился из здешней жизни; оставивши тленная, он удалился в нетленная. Таким-то образом он прожил и действовал на виду [у всех], безвестная же и тайная сердца его ведает Господь, испытующий сердца и утробы людей: Ему слава во веки веков. Аминь.

Черновые заметки архиепископа Арсения, находящиеся на выходных местах Триоди митрополита Фотия (1410—1431) из Московского Синодального собрания

7096 (1588). В царствование благочестивейшего великого царя Феодора Ивановича всея великия России и боговенчанной его великой царицы Ирины был поставлен в Москве первым патриархом великой России святейший патриарх Иов, бывший в ней прежде митрополитом. Он воспринял эту высочайшую благодать патриаршества от иже во святых константинопольского патриарха Иеремии, по избранию и испытанию архиереев, находящихся в великой России, при [соучастии] с ними высокопреосвященнейшего митрополита монемвасийского кир Иерофея и смиренного архиепископа елассонского и димоникского Арсения, в [лето] от сотворения мира 7096, от Рождества же Христова 1588. Во время собора и торжественной литургии во всечестном и именитом храме Пречистой Богородицы, находящимся вблизи дворца, каковой [храм] почтили и назвали пат-риархиею, в 26 день января месяца, в который и состоялось возведение кир Иова в патриархи и литургия, в сослужении всех архиереев и архимандритов и игуменов великой России, с святейшим константинопольским патриархом кир Иеремиею, в присутствии и благочестивейшего царя Феодора Ивановича всея великия России [210] с его вельможами и боярами. Когда же окончили литургию, то все прославили Бога, принесли приветствие — многолетие царю, поблагодарили патриарха, пропели новому патриарху “На многа лета, владыко” — и, отправившись за царскую богатую трапезу, все преисполнились различных благ и, прославивши Бога и помноголетствовавши царя, удалились домой

Смиренный архиепископ елассонский и димоникский Арсений. В лето 7100, в мае месяце, 26 числа, индиктиона у благочестивейшего нашего великого царя Феодора Ивановича всея великия России и прочее [родилась] царевна Феодосия, и была великая радость он освободил узников, возвратил находящихся в ссылке и, проще сказать, всех алчущих накормил, нуждающихся обогатил.

Когда сделался патриархом кир Иов, первый занявший патриаршество великой России от иже во святых патриарха константинопольского Иеремии, пришедшего ради посещения и благословения великого царя Феодора Ивановича всея великия России, в лето 7096, месяца января в 26 день…