Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУ-ЛЬ-АББАС АЛЬ-МАКРИЗИ

ТОРНАЯ ДОРОГА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ЦАРСКИХ ДИНАСТИЙ

АС-СУЛУК ЛИ МА'РИФАТ ДУВАЛ АЛ-МУЛУК

XXI. Из сочинений Эльмакризи.

Абулаббас Ахмед Такиэддин Эльмакризи, род. в 766 г. (= 28 сент. 1364 — 17 сент. 1365 г.) и ум. в 845 г. (= 22 мая 1441 — 11 мая 1442 г.), автор длинного ряда разных исторических трудов, перечень которых можно найти в соч. Вюстенфельда, Die Geschichtschr. der Araber, стр.209— 213, и у Катрмера, в предисловии к 1-му тому его Hist, des sult, mamlouks, где помещена также биография этого писателя. См. еще S. de Sacy, direst, arabe, 2-е изд. т. I, стр. 112-125, Hamaker, Spec. catal. cod. or. p. 207-238, Weil, Gesch. der Chal. IV, p. XV—XVI, Reinaud, Extr. p. XXXIV-XXXV, и M. G. de Slane, Historiens des crois. I, pag. LVIII. Упомянутое выше сочинение Катрмера содержит снабженный многочисленными примечаниями перевод части той летописи Эльмакризи, которая озаглавлена *** (Hadji-Khalfa, III, pag. 613-615), т. е. «Книга путей для познания династий царских», и из которой мною извлечены нижеследующие отрывки. Летопись эта посвящена истории Египта от 567 до 844 года гиджры (= 4 сент. 1171 — 21 мая 1441 г.); перевод Катрмера обнимает только 648—708 годы (= 1250-1309). Известные доселе рукописи ее перечислены в упомянутом выше соч. Вюстенфельда. Текст сообщаемых мною отрывков взят из рукописей Бодлеянской (№ 751 и 724) и Парижской Национ. Библ. (anc. Fonds № 672 и 673); варианты из последних обозначены в выносках буквою П. Под 720-м годом помещен мною еще перевод отрывка из другого, напечатанного в 1270 г. (= 1853-1854) в Булаке, историческо-топографического сочинения Эльмакризи, которое известно под названием *** (Hadji-Khalfa, VI, стр. 232-233), т. е. «Поучение и соображение по части указания округов и памятников (Египта)»; рукописи этого сочинения перечислены в книге Перцша: Die arab. Handschr. zu Gotha, III, p. 278-279, № 1675. *** [428]


В 652 году (= 21 февр. 1254 — 9 февр. 1255 г.) умер царь Татарский Сартакхан, (сын Душихана), сына Чингизхана; царствование его продолжалось год и несколько месяцев. После него вступил Беркехан, сын Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана. |стр. 414| Он принял ислам, установил в своем царстве обряды мусульманские, устроил училища и оказывал почет правоведам. Жена его, Джиджекхатунь (также) приняла ислам и устроила себе мечеть из шатра, Это (было сделано) под руководством шейха Неджмеддина Кубра (См Quatrcmere, Ilist. des sult. maml. I, 1. p. 56-57.).

В 659 году (= 6 дек. 1260 — 25 нояб. 1261 г.) султан (Египетский) написал царю Берке, подстрекая его к войне с [429] Хулаку и возбуждая в нем желание к ней. Причиною этого были постоянно получавшиеся известия о том, что Берке принял ислам (См. там же, стр. 170.).

В 660 году (= 26 нояб. 1261 — 14 нояб. 1262 г.) из Дамаска и других мест выступили разведчики и захватили множество Татар, намеревавшихся двинуться в Египет, чтобы найти себе (там) убежище. (Дело в том, что) царь Берке посылал их на помощь к Хулаку, но, когда между ними (т. е. между Берке и Хулаку) произошел раздор, написал им, призывая их к себе, и приказал им, в случае если они не в состоянии добраться до него, отправиться к войскам Египетским. Причиною вражды Берке с Хулаку было то, что в сражении, которое произошло между ними, был убит сын Хулаку, и было разбито войско его. Они (воины Хулаку) разбрелись по (разным) землям, а Хулаку ушел в крепость посреди моря Адзербейджанского, и был там (как бы) осажден (Срав. стр. 188. ). Узнав об этом, султан (Египетский) обрадовался ему, да и народ обрадовался, что Хулаку был отвлечен от похода на Сирийские земли. Он (султан) написал наместникам (своим) оказать почет прибывшим Татарам и снабдить их (всем) необходимым по части фуража, баранов и пр. Им были посланы одежды, (разные) подарки, сахар и т. п. Они (Татары) отправились в Каир; 26-го дзульхиддже (= 11 нояб. 1262 г.) султан выехал им на встречу, и никто не упустил случая лично взглянуть на них. Он (султан) встретил их, поместил их в домах, построенных для них в Эльлуке, вне Каира, устроил им там большое угощение, послал им (почетные) халаты, лошадей и денег, и сделал старейшин их эмирами. Остальные из них поступили в число «бахриев». Было их (всех) 200 всадников с своими семьями. Положение их было прекрасно, и они обратились в мусульманство. Он (султан) написал к царю Берке письмо и отправил его с законоведом Медждеддином и эмиром Сейфеддином Кашурбеком (Там же, стр. 179-181.).

В четверг 8 мухаррема 661 года (= 22 нояб. 1262 г.) Эльмелик-Эззахыр устроил общее сборище, в котором собрался народ и присутствовали Татары, прибывшие из Ирака, да послы, [430] отправлявшиеся к царю Берке. Явился (также) эмир Абулаббас Ахмед, сын Абубекра, сына Алия, сына Абубекра, сына Ахмеда, сына Эльмустаршидбилляха, Элаббаси, приехавший верхом в |стр. 419| большой дворец в «Горный Замок» и севший обок с султаном. Народу была прочтена родословная его, составленная главою кадиев Таджеддином Абдельвахабом, сыном Бинтелаазз, и ему (халифу) был дан титул Эльхакимбиамриллах, повелитель правоверных... По окончании присяги (новому халифу), султан стал беседовать с ним о посылке послов к царю Берке и народ разошелся. В пятницу, на другой день, (опять) собрался народ, и явились упомянутые послы; выступил халиф Эльхакимбиамриллях — на нем была черная одежда — и взошел на амвон для произнесения пятничной проповеди (Там же, стр. 188.)... Снарядились в путь законовед Медждеддин и эмир Сейфеддин Кашурбек; с ними он (султан) написал (к царю Берке) письмо, в котором (сообщалось) положение ислама, избрание халифа, расположение к царю Берке, подстрекание его к священной войне, описание мусульманских войск, многочисленности их, количества составляющих их народностей и находящихся в них наездников, Тюркменов, (Арабских) племен и Курдов, (перечисление), кто с ними в ладу, кто присылает им подарки, и кто с ними заключил перемирие, (уверение) что все они им послушны и подвластны, возбуждение его (Берке) против Хулаку, (объяснение) легкости этого дела, восстановление против него (Хулаку) и порицание действий его. Вместе с ними (послам) он отправил также список с родословной халифа (восходящей) до пророка Аллахова — да будут над ним мир и благодать! Она (родословная) была позолочена, и в нее был вписан акт с его документами. Собрались эмиры, начальники отдельных частей и др.; письмо (к Берке) было прочитано перед ними и передано послам. Вместе с ними (послами) он отправил двух человек из Татар, подданных царя Берке, чтобы они указывали им пути. Они уехали на галерах и с ними послана провизия на (несколько) месяцев. Прибыли они к Ласкарису, который [431] явился к услугам их. Случилось (в это время) прибытие к нему посольства от царя Берке и он отправил их в сообществе его. Законовед Медждеддин вернулся вследствие постигшей его болезни; с ним было письмо Ласкариса о том, что эмир Сейфеддин и товарищи его отправились (к Берке)... (Там же, стр. 186-188.).

В 661 году (= 16 нояб. 1262 — 3 нояб. 1263 г.) прибыли (в Египет) послы царя Берке, прося помощи против Хулаку. Это были эмир Джелаледдин, сын Элькадия, и шейх Нуреддин Али со свитою. Они сообщили о принятии им (Берке) ислама и об обращении в мусульманство народа его. При них было послание, помеченное 1-м реджебом 661 года (= 11 мая 1263 г.). Прибыл также посол Ласкариса. Он (султан) оказал послам почет, устроив им угощение на землях Эльлука, и раздав им подарки, во вторник и в субботу, при игре в Майдане. В пятницу, 28 (См. выше стр. 58.) шаабана. (= 7 июля 1263 г.) халиф Эльхакимбиамриллях сказал проповедь в присутствии послов царя Берке, молился в проповеди |стр. 420| за султана (Египетского) и за царя Берке, читал с народом молитву соборную, совещался с султаном и с послами о делах мусульманских... Во вторую ночь он (султан) пригласил послов царя Берке в Горный Замок, и халиф облачил их (в парадные одежды), поручив исполнение (этой) обязанности атабеку. Им были пожалованы одежды, какие приличествуют подобным им (лицам). Султан изготовил драгоценный подарок для царя Берке, написал на письмо его ответ на 70 листах багдадских половинного формата, рукою Мухьиэддина, сына Абдеззахыра, который прочел его султану в присутствии эмиров. Подарок был поручен эмиру Фариседдину Акушу Эльмасуди и шерифу Имадеддину Эльхашеми. Они отправились на военной галере, в которой находились разные копейщики, лучники да метатели нефти, и которая была нагружена провизией на целый год. Уехали они 17-го рамазана (См. выше стр. 62.). Отправились гонцы в Мекку и Медину (с приказанием), чтобы (там) молились за царя Берке, и чтобы была совершена процессия за него. Он (султан) приказал хатыбам молиться за него (Берке) с амвонов в [432] Мекке, Медине, Иерусалиме, Мысре и Каире вслед за молитвою за султана Эльмелик-Эззахыра (Там же, стр. 211-213.).

7-го дзулькаада 661 года (= 12 сент. 1263 г.) прибыл гонец из Эльбиры и Халеба (с известием), что толпа искавших убежища (состоявшая из) свыше 1300 монгольских всадников и «бехадырей» направляется (в Египет) к высочайшему двору. Султан приказал оказать им хороший прием... 6-го дзульхидджа 661 года (= 11 окт. 1263 г.) прибыли (к Каиру) Татары, искавшие убежища, и старейшины их: Керемун, Амтагия, Нукия, Джарак, Каян, Насагыя, Тайшур, Бенту, Субхи, Джуджулан, Уджкурка, Адкерек, Кирай, Сулагия, Мункаддем и Дараган. Султан выехал к ним на встречу. При виде его, они слезли с своих коней и поцеловали землю, он же (султан) оставался верхом, обласкал их и вернулся в замок. 8 числа (= 13 окт. 1263 г.) он пожаловал им халаты и (затем) отправился на могилу (Хусамеддина) сына Беркехана (Этого эмира Беркехана, сын которого, Хусамеддин, умер 5 дзульхидджа 661 года (см. Quatremere, Hist, des sult. maml. I, 1, p. 222), не следует смешивать с Золотоордынским ханом Берке, у которого не было сыновей.). Потом прибыли письма о приближении другого отряда (Татар). Он (султан) позаботился и о них и выехал к ним верхом на встречу. Затем прибыл третий отряд (Татар) и он (султан) обошелся с ними точно также. Старейшин их он сделал эмирами и предложил им (принять) ислам. Они сделались мусульманами, и все подверглись обрезанию (Там же, стр. 221-222.).

В джумадиэльэввеле 662 года (= марте 1264 г.) отправились гонцы к царю Берке, да приняло при содействии султана ислам множество народу из прибывших Татар, из Франков, искавших убежища и пленников из Нубии, ушедших от царя ее (Там же, стр. 235.).

|стр. 421| В 662 году (= 1264) прибыло известие, что послов (отправленных из Египта) к царю Берке с подарками, Ласкарис так долго удержал от отъезда к нему, что большая часть того, что с ними было, погибло. Султан позвал к себе патриархов и епископов (греческих) и спросил их, что (заслуживает человек) нарушивший клятву и то, в чем подписался Ласкарис. Они ответили, что он заслуживает отлучения от церкви своей. Тогда [433] султан взял с них подписки в этом и, подав им письменный договор Ласкариса, сказал: «он позволил себе задержать моих послов и склонился на сторону Хулаку». Затем он отправил к нему монаха, греческого философа, и вместе с ним священника да епископа, для отлучения его (Ласкариса) от церкви. Он написал ему письмо, в котором порицал его, написал также письмо царю Берке и послал его к эмиру Фариседдину Акушу Эльмасуди, отправленному с подарками к царю Берке. Когда они (вновь посланные) прибыли к Ласкарису, то он тотчас же отпустил их (прежних послов) и они отправились к царю Берке (См. там же, стр. 240 и 242 и Quatremere, Mem. sur l’Egypte, II, p. 225, где также помещена эта статья.).

В дзулькааде 662 года (= 25 авг. — 24 сент. 1264 г.) султан пригласил к себе послов царя Берке и они воочию увидели многочисленность войск его (султана), изящество нарядов их, заботливость (о них) султана, красоту наездников и поразившую ум их прелесть коней. Они поместились рядом с султаном, следя за движениями войск и меткостью стрельбы их. Это продолжалось несколько дней (См. Quatremere, Hist. des sult. maml. I, 1, p. 244.).

В рамазане 663 года (= 17 июня — 17 июля 1265 г.) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие, отправился послом к царю Берке; при нем были три описания процессий, совершенных в честь его (Берке) в Мекке — они были исполнены на позолоченных листах — несколько воды Земземской, масла бальзамова и др. (Quatremere, Hist. des sult. maml. I, 2, стр. 19.)… В том же году, 9 ребиэльэввеля (= 30 дек. 1264 г.), погиб от падучей болезни кан Хулаку, сын Тулухана, сына Чингизхана, поблизости от округа Мераги, 62 лет; царствование его продолжалось 10 лет. После него вступил сын его Абага, который снарядил войско для войны с царем Беркеханом, но потерпел постыдное поражение (Там же, стр. 22.).

В 665 году (= 1266?67) Менгутемир, сын Тогана, сына Батухана, сына Душихана, сына Чингизхана, вступил на престол царства Кипчацкого, в городе Сарае, на место царя Беркехана, сына Саинхана, (сына Душихана), сына Чингизхана, после смерти его (Беркехана). (Этот) Беркехан уже склонился к вере [434] мусульманской; он величайший из царей Татарских; столица царства его город Сарай (Там же, стр. 45.).

|стр. 422| В сафаре 666 года (= 22 окт. — 20 нояб. 1267 года) он (султан Египетский) написал Менгутемиру, заступившему место царя Берке, соболезнование (о смерти Берке) и подстрекание против сына Хулаку (Там же, стр. 48.).

В том же или в 668 году (См. примеч. на стр. 422.) Менгутемир, сын Тогана, царь Татарский в Северных странах, вознегодовал на Ласкариса, царя Константинопольского, и послал Татар совершить набег на его земли. Они увели с собою Иззеддина Кейкобада, сына Кейхосроя, который, как мы сказали выше (См. выше стр.103. 154.), был заключен в крепость, и привели его с семейством его к Менгутемиру, принявшему его с почетом и женившему его. Он (Иззеддин) остался у него до самой смерти своей в 677 году; сын его, Масуд, отправился и завладел землями Румскими (Quatremere, Hist. des sult. maml. I, 2, стр. 57-58.).

В мухарреме 669 года (= 20 авг. — 19 сент. 1270 г.) прибыло письмо Ису Ногая, родственника царя Берке, государя Татарского, и старшего предводителя войск его. Он извещал в нем, что вступил в религию мусульманскую. Ему ответили с благодарностью и с восхвалением его (Там же, стр. 83.).

В 671 году (= 1273) он (султан) снарядил в путь послов царя Менгутемира, послов царя Ласкариса и послов Исмаилитов. Они уехали в месяце шабане (= 21 февр. — 22 марта 1273 г. (Там же, стр. 111.).

1-го реджеба 674 года (= 21 дек. 1275 г.) султан (Бейбарс) отправился из Дамаска в Египет и вступил в Горный Замок 18-го (= 8 янв. 1276 г.). Поднесены были (ему) подарки Йеменские, в том числе носорог, слон и дикий полосатый осел. Послан был ему (царю Йеменскому) с послами его подарок. Отправлен был (также) подарок царю Менгутемиру с эмиром Иззеддином Айбеком Эльфахри. Отпустил он (султан) послов царя Ласкариса, послов Альфонса и послов Генуэзских (Там же, стр. 127.).

В ребиэльэввеле 679 года (= июле 1280 г.) Шемседдин [435] Сонкор Эльгутми и Тюрк Сейфеддин Балабан, окольничий |стр. 423| отправились морем из Каира к дарю Менгутемиру; с ними было письмо султана (Египетского) к царю Гаяседдину (См. Quatremere, Hist. des sult. maml. II. 1, p. 23. Срав. стр. 361, пр. 2.).

В рамазане 681 года (= 3 дек. 1282 — 2 янв. 1283 г.) прибыли эмир Шемседдин Сонкор Эльгутми и товарищи его, ездившие к Берке послами (Там же, стр. 53.).

В рамазане 682 года (= 23 нояб. — 23 дек. 1283 г.) прибыли послы царя Кипчацкого Менгутемира (Читай: Туданменгу. См. стр. 68. 105. 122. 165. 362.), сына Тогана, сына Бату, сына Души, сына Чингизхана, с письмом, писанным по-монгольски и содержавшим (известие), что он принял ислам и желает, чтобы ему дано было одно из прозвищ, которые даются мусульманам, и чтобы ему было послано знамя халифское да знамя султанское, для сражения под ними с врагами религии. Послы были отправлены в Мекку и, возвратившись (оттуда), уехали в свои земли (Там же, стр. 64.).

В 686 году (= 1287-1288) султан отправил к Берке (чит. Берковичам) дорогой подарок и более 2000 динаров, предназначавшихся для постройки мечети в Крыме, на которой должны были быть начертаны титулы султана; он послал (также) своего каменотеса, для иссечения их (титулов) и для расписания их красками. В этом же году Туданменгу, сын Тогана, сына Бату, сына Души, сына Чингизхана, отказался от царства Татарского в Северных странах, обнаружил отречение от мира и привязанность к благочестивцам и посоветовал избрать царем сына брата его, Тулабугу, сына Менгутемира, сына Тогана. Они (подданные его) и сделали его царем взамен Тудана (Там же, стр. 91.).

В 690 году (= 1211) умер убитым Тулабуга, сын Менгутемира, сына Тогана; убил его Ногай, сын Могола, сына Татара, сына Души, сына Чингизхана. После него вступил на царство Токтога, сын Менгутемира, сына Тогана, брат Тулабуги. При нем Ногай пристроил братьев Токтоги, т. е. Бурлюка, Сарайбугу и Тудана (Там же, стр. 140.).

В джумадиэльэввеле 697 года(= 14 февр. — 16 марта 1298г.) прибыл гонец из Халеба (с известием), что между Токтаем и [436] людьми Ногая произошел разрыв, что (в сражении, произошедшем между ними, убито множество Монголов, и что поражение потерпел царь Токтай (Quatremere, Hist. des sult. maml. II, 2, p. 60.).

В реджебе 698 года (= 4 апр. — 4 мая 1299 г.) пришло из Халеба известие о войне между Ногаем и Токтаем и что (в битве, произошедшей) между ними убито из Монголов много народа (Там же, стр. 128.).

|стр. 424| В 702 году (1302-3) пришло известие о засухе в землях Токтая, которая продолжалась 3 года и за которой последовал падеж лошадей и овец, дошедший до того, что у них (жителей) нечего было более есть и они продавали детей и родичей своих купцам, которые повезли их в Египет и др. места (Там же, стр. 214.).

В ребиэльэввеле 704 года (= октябре 1304 г.) прибыли послы царя Токтая, государя Сарайского и степи Кипчацкой; они поместились в башнях Элькебша, и им назначено было суточное продовольствие. Затем они поднесли свои подарки и письмо своего царя, содержавшее известие о том, что он собирается идти войною на Газана и чтобы он (султан Египетский) оказал ему содействие. Было отвечено, что с Газаном дело их уладил Аллах и что брат его (Газана), Харбенда, уже просит о мире. Послан быль ему (Токте) подарок, с которым выехал из Александрии, вместе с послами эмир Сейфеддин Балабан Эссархади. Поехали они морем (Там же, стр. 244.).

В сафаре 706 года (= 12 авг. — 10 сент. 1306 г.) прибыли послы, ездившие к царю Токте, государю стран Северных, т. е. эмир Балабан Эссархади и товарищи его. Вместе с ними (приехал) Намун, посол царя Токты, с драгоценным подарком и с письмом, содержавшим (просьбу), чтобы войско Египетское двинулось к Евфрату, дабы пойти вместе с ними (Татарами) овладеть землями Газана, причем за каждым из обоих (т. е. за Токтой и султаном Египетским) останутся те земли, которыми кто овладеет. Послу был оказан почет, для него (Токты) были изготовлены подарки и ему отвечено, что, так как с Харбендой уже заключен мир, то неудобно нарушать его, (но) что если случится что-нибудь [437] другое, то будет поступлено сообразно с ним (случившимся). Отправлены были к нему эмир Бедреддин Бекмыш Эззахыри, эмирахор Фахреддин Аяз Эшшемси и Сонкор Элашкар, один из предводителей гвардии (Там же, стр. 266-267.).

В 714 году (= 1314-15) прибыли (в Египет) из владений Токты Зейнеддин Караджа Эльхазнадари и Тюрк окольничий и сообщили о смерти его, т. е. царя Татарского в Северных странах, Токты, сына Менгутемира, сына Тогана, сына Бату, (сына Душихана), сына Чингизхана; он пробыл на царстве 23 года и умер 30 лет от роду. Поклонялся он идолам, согласно религии бахшей (= ламайской). После него царствовал Узбекхан, сын Тогрулджи, сына Менгутемира, сына Тогана,

В джумадиэлахыре 715 года (= сент. 1315 г.) прибыли Тюрк эмир Сейфеддин Балабан окольничий и Зейнеддин Караджа Эльхазнадари из владений Токты; вместе с ними (приехали) послы царя Узбека, вступившего (на престол) после Токты. Они сообщили |стр. 425| о принятии им ислама; с ними был подарок (от него). Султан оказал послам почет, написал ответ, отправил их и послал с ними эмира Алаэддина Айдогди Эльхарезми с подарком.

В 716 году (= 1316-17) прибыли послы Узбека, послы царя Грузинского и послы Тогая, родственника Узбека, с подарками. Им ответили и послали подарки. В этом году собралось (в Египте) восемь послов, а именно: послы Джубана, Абусаида, Узбека, Тогая, государя Барселонского, государя Стамбульского, государя Нубийского и царя Грузинского. Все они выразили покорность. Подобного этому (прежде еще ни разу) не случалось при Тюркской державе. Самое большое, что собиралось в правлении Эззахыра, было 5 послов.

В рамазане 717 года (= 7 нояб. — 7 дек. 1317 г.) прибыли из владений Узбека эмир Алаэддин Айдогди Эльхарезми, Хусейн, сын Сару, и патриарх Мелькитский; вместе с ними (приехали) послы царя Узбека: Шерик, Багартай, Куртука и Омар Элькрыми, да послы Ласкариса, царя Константинопольского: служитель его, старейшина дома его, Михаил Катиманус (См. выше стр. 325.) и Теодорос. [438] При них были подарки. Подарок Узбека (составляли) три сокола, шесть невольников, кольчуга, стальной шлем и меч. Оказав им почет, их отправили восвояси вместе с эмиром Сейфеддином Утуджи и эмиром Сейфеддином Байрамкоджей, да с подарком ценою в 10,000 динаров.

В 720 году (= 1320) прибыла ее высочество хатунь Тулунбай, называемая также Дулунба и Тулубия, дочь Тогаджи, сына Хинду, сына Бертеку (?), сына Душихана, сына Чингизхана. Причиною этого было то, что султан посылал уже (прежде) к Узбеку сватать одну из княжон Чингизханова рода, но он (Узбек) поставил такие непомерные требования по части приданого, продолжительности времени и многочисленности условий, что он (султан) отказался от сватовства. Затем он (султан) послал ему (Узбеку) подарок, как сказано было выше. Назначив (султану) упомянутую (княжну), Узбек позвал к себе купцов, взял у них в займы 30,000 динаров — в торговле их каждый динар соответствует 6 дирхемам — и снарядил ее в путь в сопровождении нескольких эмиров, 150 мужчин, 60 девушек, да кадия Сарайского, и с драгоценным подарком. Они приехали морем в Александрию в двадцатых числах ребиэльэввеля (= в начале июня 1320 г.). Навстречу ей выехал на шлюпках эмир Акбуга Аддельвахид, с несколькими |стр. 426| эмирами. Выехал также Керимеддии Старший с арабскими конями, верблюдами и мулами. В Майдане был разбить шатер шелковый, атласный. На шлюпках ее повезли к берегу Каира; (оттуда) она поехала на арбе в Майдан; перед арбою шли хаджибы. В шатре она пробыла три дня, потом в исходе субботней ночи ее отвезли в Замок на арбе, на которой был устроен намет (?), т. е. нечто вроде купола, подбитого парчою. К услугам ее (хатуни) находились наместник (султана) эмир Аргун, кравчий эмир Бектимур и кади Керимеддии Старший... [В понедельник, 2-го ребиэлахыра (= 12 мая 1320 г.) султан собрал послов. Явился старший из них Баянджар, пораженный болезнью, так что не мог ни стоять ни ходить и его только носили; вместе с ним вошли Айтоглы, Токбога, Мангуш, Тарджи, Османходжа, имам кана, шейх Бурханеддин, да послы Ласкариса. Он (султан) усадил Баянджара и взял от него письмо Узбека. Он [439] (посол) приветствовал (султана) и сказал: брат твой Узбек, к которому ты посылал просить девушку из семьи канской, не послал такой, потому что она не понравилась бы тебе; мы послали тебе (одну) из знатного рода. Если она люба тебе, то возьми ее, потому что (другой) лучше ее нет. Если же она не понравится тебе, то поступи согласно с изречением Аллаха всевышнего (гласящим): «Аллах повелевает вам возвращать вверенное (вам) тем, кому оно принадлежит» (Коран, сур. IV, стр. 61.). Султан ответил: мы не желаем красоты, а хотим только знатности происхождения и близкого родства с братом моим, да будем мы и он единым существом. Бурханеддин передал ему (султану) еще словесное поручение. Главный кади, Бедреддин Мухаммед, сын Джемаи, составил (брачный) договор на 30,000 динаров, из которых 20,000 внесены тотчас, а 10,000 отсрочены; султан принял сам его (этот договор). Тайный секретарь Алаэддин Али Ибнеласир собственноручно написал договор, форма которого была такая: после «басмалы» следовало: ...владыка наш султан именитый, царь великий Эннасыр назначил в приданое хатуни славной, дочери брата моего, султана Узбекхана, Тулунбии, дочери Тогаджи, (сына Хинду), сына Бекра, сына Душихана, сына Чингизхана и т. д.» Тогда же он роздал 500 (почетных) халатов и был это день торжественный. В туже ночь он вступил в брак с нею, но она не понравилась ему и на другой день рано он приказал Керимеддииу Акраму Младшему отъезд в Саид и отсылку провизий в Кос, снабдил послов подарками и милостями и отправил их обратно, а сам поехал в Саид] 22. [440]

|стр. 427| В самом начале ребиэлахыра 722 года (= 20-30 апреля 1322 г.) прибыли эмир Сейфеддин Токсоба Эззахыри и, вместе [441] с ним, послы царя Узбека с письмом его. Они представились (султану), но султан не оказал им (никакого) внимания, вследствие множества жалоб Токсобы на перемену к нему Узбека и на пренебрежение его (Узбека) к нему. Послы отосланы назад с ответом.

29-го шевваля 728 года (= 6 сент. 1328 г.) заключен брачный договор хатуни Тулунбии — прибывшей из владений Узбековых — с эмиром силахдаром Сейфеддином Менглибугой, после того как с нею развелся султан и прошел срок ее (установленный для вступления в новый брак). Он женился на ней 8-го дзулькаада (= 14 сент. 1328. г.).

1-го мухаррема 739 года (= 20 июл. 1338 г.) прибыли послы царя Узбека с подарком и с письмом, в котором он просил о породнении с султаном. Он (султан) изготовил для него (Узбека) подарки, оказал почет послам его и они возвратились (Срав. выше стр. 262-263.).

В 742 году (= 1341-42) умер хан Узбек, сын Тогрулджи, сына Менгутемира, сына Тогана, сына Бату, сына Душихана, сына Чингизхана, царь Татарский в Северном государстве, после 28-ми-летнего управления им. После него вступил Джанибекхан. Он (Узбек) уже принял ислам и его мусульманство было искреннее.

В шаабане 758 года (= 20 июл.-18 авг. 1357 г.) прибыли послы султана Джанибека, сына Узбека, и навстречу им выехало с большим парадом войско из эмиров, мамлюков, воевод и гвардейских солдат. Они (послы) представились султану и поднесли ему подарки, которые были с ними и заключались в невольниках, собольих мехах и хищных птицах. Был написан ответ им, и они вернулись.

11-го дзульхидджа 786 года (= 24 янв. 1385 г.) прибыли послы хана Токтамыша, сына Узбека, правившего землями Дештскими. Выехали (к ним на встречу) наместник эмир Судун да девадар эмир Юнус, и поместили их в Большом Майдане, на Ниле. Затем они прибыли на аудиенцию во дворец в понедельник, 18-го числа (= 30 янв. 1885 г.). При них были подарки их, как то: семь соколов из хищных птиц, семь тюков [442] (разных) материй, и несколько невольников. Когда было прочтено письмо их, то оказалось, что они послы правящего землями Крымскими. Определено было содержание их и каждый день (им) отпускались 500 фунтов мяса, корова и лошадь для заклания, и свыше 1000 дирхемов. Из Майдана они были переведены в одно место в Замке, а 21-го числа (= 2 февр. 1385 г.) награждены (почетными) халатами и отпущены обратно.

|стр. 428| В мухарреме 787 года (= 12 февр. -14 март. 1385 г.) прибыли послы хана Токтамышхана, сына Узбека, и на встречу им выехали эмиры и гвардейские полки. Они представились султану и поднесли (ему) свои подарки.

В субботу, 2-го дзульхидджа 797 года (= 18 сент. 1395 г.), прибыл эмир Тулумен Алишах, ездивший к Токтамышхану, (и сообщил), что после того, как он согласился с ним (Токтамышем) воевать против Тимура, Тимур выступил в поход против него (Токтамыша), что последний пошел на него и бился с ним 3 дня, но был разбит Тимуром и ушел в землю Русских. Тогда Тулумен выехал из Сарая в Крым и отправился в Кафу, правитель которой захватил его, чтобы этим снискать расположение Тимура (и держал его у себя), пока не взял с него 50,000 дирхемов. Тимур же занял Крым и Кафу и разорил ее.

В шеввале 819 года (= 22 нояб. — 21 дек. 1416 г.) прибыла хатунь, жена эмира Идики, государя Дештского. Она хотела из Дамаска совершить хадж (т. е. отправиться в Мекку). В свите ее находилось 300 всадников (По Готской рукописи: всадник Сулейман.).

В 833 и предшествующем ему годах (= 1428-1430 г.) в землях Сарайских и Дештских и в степях Кипчацких были сильная засуха и чрезвычайно большая моровая язва, от которой погибло множество, народа, так что уцелели из них (Татар) со стадами только немногие роды (Эта моровая язва из Дешт-Кипчака занесена была в Египет и свирепствовала там сначала в 833 году, а потом возобновилась, хотя и в меньшей мере, в 841 году. См. Kremer, Ueber die grossen Seuchen, p. 73 и 76, где почтенный автор под именем Дешта ошибочно предполагает название «небольшого городка между Ирбилем и Тавризом».).


Комментарии

22. Заключ. в [] добавлено по Париж. рукописи (см. стр. 426). Во 2-м томе Булакского издания историко-топографического сочинения Эльмакризи (стр. 66-67), упомянутого мною на стр. 417, заключается следующая заметка, дополняющая отчасти сказанное выше.

«Дом Тулубаи» (в Каире). Этот дом находится по соседству от «Бани Эласера», в начале площади Эльджевание, на которую выходит улица Эррешиди. Построил его эмир Шемседдин Сонкор Эласер, визирь. Потом он был известен под именем дома госпожи Тулубаи Эннасыри, жены Эльмелик-Эннасыра. Тулунбай, называемая также Дулубия и Тулубия, была дочь Тугаджи, сына Хинду, сына Бекра, сына Душихана, сына Чингизхана, княжна высочайшая, хатунь. Султан Эльмелик-Эннасыр Мухаммед, сын Калавуна, уже в 716 (= 1316-17) году отправил эмира Айдогди Эльхарезми к царю Татарскому Узбеку сватать девушку из рода Чингизханова. Узбек собрал темников (своих), всего 70 эмиров, и посол обратился к ним с речью об этом (деле), но они уклонились от него. Затем они собрались вторично, после того как до них дошли подарки их (привезенные послом). Тогда они стали сговорчивы и сказали, что это может быть сделано не иначе, как через 4 года; (из них) год (нужен на) приветствия, год на сватовство, год на пересылку подарков и год на заключение брака. Они заявили непомерные требования относительно приданого и султан отступился от сватовства. Потом отправился (в Орду) Сейфеддин Тухы (чит. Утуджи) с подарками и с почетным халатом для Узбека, который, одев его, сказал Утуджи: «я уже приготовил для брата моего Эльмелик-Эннасыра то, о чем он просил, и назначил ему девушку из рода Чингизханова из дома царя Батухана (в тексте ***). Утуджи ответил: «Султан прислал меня не для этого». Но Узбек сказал: «я посылаю ее от себя» и приказал Утуджи внести приданое ее. Тот стал извиняться, что у него нет денег. Тогда он (Узбек) сказал: «мы займем у купцов». Он (посол) занял 20,000 динаров и внес их. Затем он (Узбек) сказал: «необходимо устроить пир, на который соберутся хатуни». Занял он (посол) еще денег, около 7,000 динаров и устроил пир. Хатунь Тулунбай была снаряжена в путь и вместе с нею (отправлено) несколько послов, как то: Баянджар, (один) из старейшин монгольских, Тукбуга, Мангуш, Тарджи, Осман, Бектимур, Куртуба, шейх Бурханеддин, имам царя Узбека, и кади Сарайский (в тексте ***). Они уехали в осеннее время, вышли в море, но не застали попутного ветра и простояли 5 месяцев на румском берегу в гавани Ибнментеши (в тексте ***); он (Ибнментеша) и Ласкарис, царь Константинопольский, явились к услугам их, и Ласкарис израсходовал на них 60,000 динаров. В Александрию они прибыли в месяце ребиэльэввеле 720 года (= 11 апр. — 11 мая 1320 г.). Когда хатунь сошла с корабля, ее поместили в золотой шатер на повозке, которую мамлюки повезли во дворец султана в Александрию. Султан выслал к услугам ее несколько хаджибов и 18 харемных девушек. Она села в шлюпку и прибыла в Замок в понедельник, 25-го числа упомянутого ребиэльэввеля (= 5 мая 1320 г.). В «Башнях», в Мейдане, для нее устроена была палатка из Мааденского атласа и им поданы были кушанья. В четверг, 22-го числа, султан пригласил к себе послов Узбека, Прибыли (также) послы царя Грузинского и послы Ласкариса со своими приношениями. Потом оп послал в Майдан наместника своего, эмира Сейфеддина Аргуна, кравчего, эмира Бектимура, и смотрителя за собственностью (султана), кадия Керимеддина; они шли до Замка в свите хатуни, которая была в (полном) блеске. В понедельник 6-го ребиэлахыра (= 16 мая 1320 г.) заключен брачный договор на 30,000 динаров, из которых 20,000 уплачено вперед. Заключили главный договор Бедреддин Мухаммед, сын Джемаи, и со стороны султана наместник Аргун. Затем он (султан) вступил в брак с нею, а послов отпустил, наделив их милостями, сверх ожидания их, и (отправив) с ними великолепные подарки. Они уехали в шаабане (= 6 сент. — 5 окт. 1320 г.). Остался (только) кади Сарайский, пока съездил в Мекку, и вернулся в 721 году (= 1321 г.). Она (Тулунбай) умерла 14-го ребиэлахыра 765 года (= 20 янв. 1364 г.) и похоронена в своей часовне за воротами Эльбаркие, по соседству от часовни госпожи Тогай, матери Анука».

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001