Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

СТАРШАЯ ЛИВОНСКАЯ РИФМОВАННАЯ ХРОНИКА

AELTERE LIVLAENDISCHE REIMCHRONIK

[Вступление]

           Господь создал землю и небо,
           А прежде ничего не было.
           Затем это пространство заполнил
           Всем тем, что мы там видим и помним.
   0005 По Его воле звезды на небе сияют,
           Солнце и луна восходят и исчезают.
           Создал Он птиц, летающих в небесах,
           Рыбу в море и в реках, зверей в лесах.
           Каждая тварь отличалась от других,
   0010 Не похожа была на всех остальных.
           Великие чудеса творились меж племен
           Языческих и иудейских с древних времен.
           И обо всем, что в те времена творилось,
           Во многих старинных книгах говорилось.
   0015 Но человеческих слов не подобрать,
           Чтобы этими словами описать
           Сотворение Господом человека –
           Величайшее чудо до скончания века.
           Благословение, Богом данное,
   0020 Дано было потомкам Адамовым.
           Всех, кто доживет до Страшного Суда,
           И всех, кто жил после Адама, когда
           Бог однажды вместе соберет.
           В этот день нынешний мир умрет
   0025 И возродится для жизни вечной,
           Не столь, как земная, быстротечной.
           Если бы кто-то был мудр, как Соломон,
           И славил Бога звонким голосом он,
           Если бы все существа земли
   0030 Язык человечий обрели,
           Ему бы вторили камни, песок,
           Земля и небо, и этот лесок.
           Если бы даже луговая трава
           Своими устами не раз и не два
   0035 Бога восхвалять не переставала –
           Этого все равно было бы мало.
           Господь христианство нам даровал
           И этим от страха смерти спасал.
           Так утешил людей во времена тревожные,
   0040 Что они теперь зовут себя детьми Божьими.
           Поэтому сердца христианской любви желать
           Должны, а уста постоянно Его восхвалять.
           Если будем имя Божье чтить
           И не будем суетно грешить,
   0045 То Господа мы этим порадуем
           И вечную жизнь получим в награду.

           А теперь отвечу вам на вопрос,
           Как Господь христианство в мир принес.
           Человеческий облик принял он,
   0050 Потом был мученически казнен.
           А на третий день воскрес для нас,
           Множество душ от гибели спас
           И вместе с ними вознесся на небеса,
           Где признан сыном Небесного Отца.
   0055 Затем Святого Духа на землю послал,
           Чтобы тот Веру в людские сердца вселял,
           Потому что мест на земле было много,
           Не тронутых верой в Истинного Бога.
           Он послал туда апостолов своих,
   0060 Его благодать пребывала на них.
           И дал им власть чудеса творить,
           Чтобы в своей правоте убедить.
           Всюду, куда они приходили,
           Они Христовой вере учили.
   0065 Даже те, кто им противостоять пытался,
           По воле Божьей в конце концов сломался,
           Апостолы великие чудеса являли
           И самых неверующих переубеждали. [10]
           Многие язычники, злые, будто бесенята,
   0070 Встретив апостола, стали кроткими, как ягнята.
           Их боги были побеждены
           И всяческой власти лишены.
           Дьявольские идолы наземь упали
           И больше их никогда не поднимали.
   0075 И вот так в языческих странах
           Люди стали христианами.
           До самой смерти они Бога прославляли
           И вере Христа никогда не изменяли.
           Апостолов христиане уважали
   0080 И даже праздники в их честь называли.
           Сами они, в святые труды погружены,
           Были за это достойно вознаграждены.

           Всех их Господь от страданий освободил
           И вечной жизнью на небесах наградил.
   0085 Уже достаточно о том писали,
           Какие беды они испытали
           И как сам Господь их отблагодарил.
           Я тоже про это много говорил
           И больше ничего не скажу,
   0090 Но с удовольствием расскажу,
           Как христианская вера в те земли пришла,
           Куда нога апостолов еще не дошла.
           Даже после того, как Господь к себе сам
           Забрал своих апостолов на небеса,
   0095 И с тех пор прошло уже много лет,
           Апостольского учения свет
           Пережил свою эпоху надолго.
           И в наше время правителей много
           Сами решили крещение принять
   0100 И других заставили так поступать.
           И множество душ они этим спасли
           В различных концах необъятной земли.
           Промышление Божье исполнялось:
           Христианство, как море, разливалось,
   0105 Истины светом весь мир осветило,
           Согрело сердца и нравы смягчило.
           Люди поняли, что надо жить
           Жизнью праведной и не грешить.
           Кто по Святому Писанию будет жить,
   0110 Достоин благословение получить
           От Бога, в Царство Небесное попасть,
           К источнику вечных радостей припасть.

           Итак, рассказал я о Сыне Божием
           И Девы Марии, ибо не можем мы
   0115 Не восхвалять Нашу Госпожу.
           А сейчас я вам всем расскажу,
           Как божественный свет христианства
           Осветил сумеречные пространства
           В отдаленных уголках нашей земли,
   0120 Где многие спасение обрели.
           Теперь я о том поведу речь свою,
           Как христианство пришло в Ливонию 1,
           И как туда попали наши деды и отцы.
           Об этом рассказывали многие мудрецы,
   0125 Их рассказы я вам и излагаю,
           И, во имя Господа, начинаю.

[Первое появление немцев в Ливонии. 1180 год]

В этом месте Рифмованная хроника рассказывает о событиях столетней давности, и все же этот рассказ – одна из самых ранних историй о купеческом корабле, бурей занесенном в устье Даугавы. Сам сюжет, много раз повторявшийся в позднейших хрониках, не имеет параллелей в хронике Генриха Латвийского и позаимствован не оттуда. Примерная датировка этого события сделана на основании расчетов С. А. Аннинского, который прибытие Мейнхарда относил к 1184 г. 4

           Однажды купцы, богатые, смелые
           И в торговом деле весьма умелые,
           Решили, что стоит за морем поторговать,
   0130 В далеких землях выгоды поискать.
           Господь помог им в следующем:
           Свел их с человеком сведущим,
           Про чужие земли знал он много,
           Согласился показать дорогу.
   0135 И на кораблях в погожие дни
           В Балтийское море 2 вышли они,
           Оставив семьи на берегу.
           Что я еще вам сказать могу? 3
           Там, где река Двина протекала,
   0140 что в русских землях берет начало,
           Нечестивые язычники жили.
           Они храбрыми воинами были [11]
           И ливами 5 себя называли.
           Рядом с ними селы 6 проживали,
   0145 Тоже в язычестве весьма упорные.
           А их земли и сердца непокорные
           Другой народ от Руси отделял,
           Чьи души плуг Божий еще не вспахал 7.
           Известно, что немцам трудиться
   0150 Не пришлось, чтобы появиться
           В земле, где язычники обитали.
           Под штормовой ветер они попали
           На корабле. Такая буря была,
           Что к этим язычникам их занесла.
   0155 И когда они так к берегу прижались,
           Что прямо у устья Двины оказались,
           Разве им приходилось выбирать?
           Пришлось с опаской в реку заплывать.
           И когда появился корабль на ней,
   0160 На берег слетелся целый рой людей.
           С моря и с суши немцев окружили
           Здешние язычники и со злыми
           Намерениями к ним приближались,
           На имущество и жизнь покушались.
   0165 Пограбить было праздником для них.
           Но христиане при виде лихих
           Язычников не испугались
           И мужественно защищались.
           Они и стрелы, и камни метали 8,
   0170 Сами на язычников нападали,
           Начали, приближаясь, наступать.
           И язычники стали понимать,
           Что напрасен будет для них этот бой,
           Не захватить им пришельцев всей толпой.
   0175 А стрелы очень густо летали
           И во многих из них попадали.
           И тогда они мир заключить решили,
           Клятву своими головами скрепили 9.
           И когда это было сделано,
   0180 Христиане радостно и смело
           Сошли на берег безопасно торговать.
           И за новым товаром решили послать
           Для язычников, о которых говорили.
           А те товары, которые у них были,
   0185 Они там продали очень хорошо,
           И даже лучше, чем где-либо еще,
           Чему были чрезвычайно рады,
           Приняв это за божью награду.
           Отныне они в мире жить стали
   0190 И снова и снова приезжали.
           Если кто-то хотел к ним присоединиться,
           Торговлей с язычниками обогатиться
           И отправиться в путь на свой риск и страх
           Искать своей выгоды в дальних краях,
   0195 Это только приветствовалось другими купцами.
           Они все больше сближались с туземными друзьями,
           Медовуху и сладкое вино им наливали 10,
           Радовались, видя, как товары прибывали.
           Мир между ними был не просто заключен,
   0200 Но и взаимными клятвами подтвержден.

[Строительство фактории в Икскюле и прибытие Мейнхарда. 1185–1187 годы]

           Потом немцы домой к себе уехали,
           На следующий год опять приехали,
           И вот так в Ливонию зачастили.
           Местные жители рады им были.
   0205 Когда они снова видели этих людей,
           То встречали их, как самых дорогих гостей.
           Наши же подолгу там торговали,
           Покупки и продажи совершали.
           И когда торговля стала налаживаться,
   0210 Вот тогда они надумали отважиться
           Продвинуться в глубь еще на шесть миль 11,
           Где тоже народ языческий жил,
           С которым они торговались,
           И подолгу там оставались.
   0215 Жилье для себя соорудили,
           Это местные власти разрешили.
           В скором времени поднялось на вершине горы
           Величавое здание на берегу Двины,
           Своей мощью оно замок напоминало.
   0220 И с тех самых пор жизнь налаживаться стала:
           Гости там оставались проживать
           И могли еще долго торговать.
           Немцы Икскюлем называют эту факторию,
           До сих продолжающую свою историю 12. [12]
   0225 А когда это жилище сооружали,
           То язычники не думали, не гадали,
           Что неожиданное что-то случится,
           Ведь всё это только потом прояснится.

           Рассказывают, что на этот брег
   0230 Прибыл с немцами один человек.
           Проповедовать и петь хорошо умел 13,
           Поскольку он сан священнический имел.
           Мейнхардом звался этот господин,
           В Ливонию он приехал один.
   0235 Добродетель и мудрость в нем сочетались,
           Поэтому все сердца к нему склонялись.
           Каждый, кому он проповедовал,
           Потом охотно за ним следовал.
           Советом и мудрыми словами,
   0240 А главное, добрыми делами
           Он местным жителям очень помогал,
           И этим их к христианству приобщал,
           Чтобы и они христиан сердцем полюбили.
           Хотя многие о немцах дурно говорили.
   0245 Они очень хотели, чтобы немцев изгнали,
           Чтобы уехали и больше не приезжали.
           Врагов христианства бесила она,
           Эта крепкая каменная стена
           С проемами, что высоко вздымались.
   0250 А еще они очень опасались,
           Что новая вера ширится и растет
           И однажды сильный удар им нанесет.
           Ибо христиан уже много стало,
           И сила их на глазах прирастала.
   0255 Из Германии пришельцы, которых не звали,
           Почти ежедневно в Ливонию прибывали,
           Чтобы вместе с прочими здесь торговаться
           И надолго или насовсем оставаться.

[Распространение христианства в Ливонии. Каупо]

Одно из примечательнейших событий истории христианства в Прибалтике автор излагает без особого пафоса, с очаровательной простотой и непосредственностью. Весь этот рассказ почти не противоречит соответствующему рассказу Генриха Латвийского, если не считать двух весьма существенных различий. У Генриха Латвийского Каупо 14 сопровождал в Рим Теодорих, аббат монастыря Дюнамюнде. Называется и конкретное время этого события: 1203 год, то есть уже при третьем епископе Альберте. Рифмованная хроника и крещение, и путешествие Каупо связывает с Мейнхардом, первым ливонским епископом, отодвигая их на полтора десятка лет назад. И хотя проще всего предположить, что наш автор просто напутал, его версию о Мейнхарде сразу отбрасывать не стоит. Ведь именно Мейнхард впервые осуществил крещение ливонских язычников, а при Альберте крещеных было уже так много, что в Риме этим вряд ли можно было сильно удивить. Напомним, что Колумб привез в Европу индейцев уже во время первого путешествия. Основываясь на известиях Рифмованной хроники, отдельные латышские историки считали, что Каупо был крещен еще в 1191 г. и получил имя Иаков (Svabes). Но эта версия другими источниками не подтверждается

           Язычник богатый, деятельный
   0260 И в то же время добродетельный,
           По соседству с нашими жил
           И с немцами дружбу водил.
           Много языческой родни он имел
           И с каждым днем все более богател.
   0265 Господь наш к нему Дух Святой ниспослал
           И силой своей благодати внушал,
           Чтобы он до Христовой веры возвысился,
           От грехов своих языческих очистился.
           Этот человек себя Каупо называл.
   0270 Из турайдцев 15 он первым крещение принял,
           А затем крестилось много его друзей.
           Спасены были души всех этих людей.
           И из других земель язычники наконец
           Потянулись к Мейнхарду, будто стадо овец.
   0275 Пришли сюда, чтобы в крещении спастись
           И чтобы царство небесное обрести.
           То, что с Каупо тогда произошло,
           Христианам очень по сердцу пришлось.
           А язычники косые взгляды бросали,
  0280 Эту дружбу совершенно не одобряли.
           Слух о том, что Каупо со своими крестился,
           Скоро по всей Ливонии прокатился.
           Всюду, где про это узнавали,
           Сильно волноваться начинали.
  0285 Литовцы и русские начали к бою [13]
           Немедля готовиться всею толпою.
           Летты, эсты и эзельцы 16 тоже это
           Не собирались оставлять без ответа.
           Вот так христианство к ним пришло
   0290 В Ливонию и здесь расцвело,
           Все шире распространяясь по свету.
           И я говорю, что истина это.
           Случалось, хороших людей убивали
           За это, и много злых дел совершали
   0295 Открыто и тайно; но не удавалось
           Сломить христиан, так что все продолжалось.
           Поэтому восславим истинного Бога,
           Ибо язычников, мужчин и женщин, много
           Крестилось в Ливонии и по всему свету,
   0300 И они все охотнее делали это.
           Но многие противились истины свету,
           Как я вам чуть позже расскажу об этом
           И о тех, кто выступал против Бога, скажу.
           Но пока обо всем по порядку расскажу.

  0305 Вскоре священник Мейнхард, добрый пастырь,
           Договорился со своею паствой,
           Что они поедут за синее море.
           Ибо все они хотели, чтобы вскоре
           Своего епископа рукоположили
   0310 Для Ливонии. К тому же они решили,
           Что новокрещенный Каупо вместе
           С Мейнхардом едет в Рим, чтобы на месте
           Разобраться во всем. А также немало
           С ними купцов в Германию 17 отплывало.
   0315 Их вели Божья воля и счастливый случай,
           И к месту они прибыли благополучно.
           Там о себе через слуг доложили
           Папе, и вскоре им приняты были 18.
           Когда они с папой встретились счастливо,
   0320 Тот их обо всем расспрашивал пытливо,
           Зная, что местные жители ему не солгут.
           «Многочисленные язычники у нас живут,
           Христиан они всячески притесняют,
           А Господа нашего знать не желают.
   0325 О них наша речь сейчас и пойдет.
           Литовцы 19 зовется первый народ.
           Это язычники высокомерные,
           Ужасно злобные и очень скверные.
           Их атакующие христиан полки
   0330 Часто бывают чрезвычайно велики.
           Следующие язычники, если забыли,
           Вторыми считаются по порядку и силе.
           Это земгалы 20. Они опустошают
           Земли тех, кого слабей себя считают.
   0035 Всех там безжалостно грабят и бьют.
           Рядом с земгалами селы живут.
           Селы 21 фальшивым богам поклоняются,
           Чем все их достоинства затемняются.
           Полно у них идолов на каждом углу,
   0340 Язычники эти привычны ко злу.
           Селы на суше с леттами 22 граничат.
           У леттов есть очень странный обычай:
           Нередко все вместе живут они сами,
           Но их хозяйства разделены лесами
   0345 И разбросаны по разным местам.
           Женщины очень красивые там,
           И своими нарядами впечатляют 23.
           Летты и верховой ездой удивляют:
           С высокой посадкой 24, на старомодный манер.
   0350 В бою же они любому покажут пример.
           Курляндией называется
           Земля, что вдоль моря тянется
           Миль примерно на пятьдесят 25.
           Христианин не будет рад
   0355 Оказаться вдруг на этих берегах:
           Курши 26 даже соседям внушают страх.
           Злобные язычники эзельцы 27 от куршей
           Отделяются водной гладью, а не сушей.
           Морем их земля со всех сторон окружена,
   0360 Самая сильная армия им не страшна.
           А летом они выходят в море,
           В тех землях считаясь, всем на горе,
           Грозою и ужасом сопредельных стран.
           Они грабят язычников и христиан,
   0365 Не щадя ни их жизней, ни имущества.
           Их корабли – основа их могущества 28.
           Эсты 29 тоже язычниками являются,
           И хотя по языку не различаются
           Эстов племена, но число их велико,
   0370 Ибо земли их раскинулись широко. [14]
           Я просто не берусь описать
           И не стану вам перечислять
           Названия всех их провинций и областей,
           Где живет множество рослых и дюжих мужей.
   0375 Ливы 30 в большинстве язычники еще,
           Но к христианству стремятся горячо.
           Вот и Каупо воле Божьей внял
           И всем сердцем христианство принял.
           Господь Бог над ним воссиял
   0380 И счастье ему даровал.
           Крепки его корни в Ливонии от века,
           Большая родня у этого человека.
           Многие из них тоже к нам приходят,
           Крестятся и спасение находят».

   0385 Папа выслушал и попросил,
           чтобы Мейнхард ему разъяснил,
           Как на самом деле все это произошло,
           Что на Каупо просветление снизошло,
           Что он крещение от Мейнхарда принял,
   0390 Усердным слугою Господа Бога стал,
           И папа своими глазами смог увидать,
           Как тьму побеждают свет и Божья благодать.
           Не пришлось обращаться к его товарищам,
           Ибо сам Мейнхард был человеком знающим.
   0395 По порядку рассказал, как дело было
           И что по воле Божьей происходило.
           Он свою мудрость и искусство показал,
           Когда толково и понятно рассказал,
           Как Бог послал его многие души спасти:
   0400 Христианскую веру в Ливонию нести.
           И как он исполнял эту миссию,
           Что выше уже было описано.
           Ныне же там другие иноверцы
           С великой силой и с жестоким сердцем
   0405 Не раз уже смуты поднимали.

           «Я развею все ваши печали.
           Все, что вы ждете от меня, дано
           Будет вам мною и пожаловано».
           Так вот папа им ласково говорил,
   0410 Чем очень обрадовал и ободрил
           Мейнхарда, его спутников довольных
           И смиренных пилигримов достойных.
           Счастливые, они сразу же попросили,
           Чтобы им епископа рукоположили.
   0415 И как только папа услышал об этом,
           Обрадовался, не стал медлить с ответом,
           А тепло и ласково отвечал:
           «Очень рад я тому, что услыхал.
           Мейнхард, мой добрый и возлюбленный сын,
   0420 Среди прочих такой ты, пожалуй, один.
           И пусть будет объявлено, что, достойных любя,
           Я в тех землях епископом назначаю тебя.
           В этом звании уполномочен
           Ты всех пилигримов, кто захочет
   0425 Ехать в Ливонию, там принимать,
           Всеми силами дух их укреплять.
           И Мейнхард был с должной церемонией
           Для своей милой паствы в Ливонии,
           Чтобы было кому там призреть их,
   0430 В году тысяча сто сорок третьем 31
           Рукоположен в епископы,
           Как это было описано.
           Каупо большего в жизни испытать не довелось
           Счастья, чем когда ему увидеться с папой пришлось,
   0435 Который его обнял 32, благословил,
           Молитвы за него к Богу возносил.

           А господин Мейнхард вернулся домой 33,
           В его сердце царили мир и покой.
           И в конце концов епископ поехал счастливо
   0440 В Ливонию, где его ждали нетерпеливо 34.
           Когда по Ливонии слух прокатился,
           Что епископ жив и здоров возвратился,
           Ливы Иисуса Христа прославляли.
           Которого любили и почитали,
   0445 Как и мать Его добрую, всемогущую [15]
           Деву Марию, свет и мир нам несущую.
           Этой земле она помогла немало,
           Как позднее каждому понятно стало,
           Ибо в Ливонию крестоносцы стекались,
   0450 Которые ее рыцарями считались 35.
           Из любви к Нашей Даме на бой они шли
           Завершить покорение этой земли.
           А епископ в Ливонии жил,
           Господу он прилежно служил,
   0455 И Спаситель благожелательно взирал,
           Как он свою паству оберегал.
           Я сейчас расскажу вам, как это было.

[Смерть Мейнхарда. 1196 год]

Эта часть Рифмованной хроники – настоящий панегирик Мейнхарду, который изображается любимцем местного населения. Между тем в описании Генриха Латвийского туземцы частенько ведут себя непорядочно по отношению к епископу, а то и откровенно издеваются над ним 36. Здесь налицо мифологизация местной старины, с чем мы еще не раз столкнёмся

           Когда время голодное наступило,
           О пастве заботясь с усердием,
   0460 Преисполненный милосердия,
           Он все свои продукты бедным раздал,
           Сам вместе с ними голодал и страдал.
           Чтобы мог свести с концами концы,
           Посылали Мейнхарду хлеб купцы,
   0465 Однако его было очень мало
           И, конечно, этого не хватало.
           И тогда чудеса там великие случились:
           Когда они в кладовых как следует порылись,
           То увидели, что те запасов полны 37.
   0470 Это Бог явил милость пастырю страны,
           Поскольку Господь всегда воздает
           Всем тем, кто другим себя отдает.
           Епископ призвал бедняков, помолился
           И божьими щедротами поделился.
   00475 Господь его за это вознаградит,
           Так и Святое Писание гласит.
           В Евангелии Христос и сам
           Так обращается к богачам:
           «Бедняки рядом с вами будут всегда,
   0480 А я буду рядом отнюдь не всегда» 38.
           Со всеми людьми Мейнард мирно жил
           И с очень многими крепко дружил,
           Кротко терпел нужду и непогоду,
           И так продолжалось двадцать три года 39.
   0485 Когда его честная жизнь подошла к концу,
           Он бестрепетно ушел к небесному отцу,
           Ибо к смерти своей он всегда был готов
           И дела его были весомее слов.
           Христиане оплакивали их отца и брата,
   0490 Для них это была невосполнимая утрата.

[О втором ливонском епископе Бертольде. 1196–1198 год]

           А потом послали гонцов за море,
           Ибо хотели в этом своем горе
           Бременского епископа 40 смиренно просить,
           Чтобы не вздумал их своей милости лишить,
   0495 Нового епископа для них подобрал,
           В Ливонию его поскорее прислал,
           А они ему будут рады всегда.
           Отважного брата Бертольда тогда
           Из монастыря сюда отрядили
   0500 И этим достойно нас наградили.
           Как истинный пастырь и храбрый боец
           Пошел он на смерть за своих овец.

           Случилось так, что в его времена
           Была у нас с литовцами война 41.
   0505 Рядом с ними русские находились 42;
           Христианам там трудно приходилось.
           У Кокнесе на поле большом
           И враг, и друг свой конец нашел.
           Три сотни христиан там пали 43,
   0510 Язычники друг на друге лежали
           На этом смертельном поле,
           Красном от пролитой крови.
           Каупо там смертельно ранен был,
           Но все же еще немного пожил.
   0515 С трудом он до дома добрался,
           Где в мучениях и скончался 44.
           В бою он четыре раны получил
           И по этому поводу говорил;
           «У Господа нашего пять ран было,
   0520 А вот мне их немного не хватило,
           И этим я очень удручен 45».
           С тем и умер, но был спасен.

           Епископ Бертольд без лишних слов
           Начал Ригу возводить с основ 46.
   0525 Намерен был долго он там оставаться.
           Средства же на стройку должны собираться
           С леттов и ливов – в счет того налога,
           Который идет на церковь для Бога.
           Бертольд проделал всю эту работу.
   0530 Люди любили его за заботу, [16]
           За его обходительную манеру
           И великую христианскую веру.
           Был он и славен, и знаменит,
           А слава всегда врагов плодит.
   0535 Отряды эстонцев 47 шли к Риге на бой –
           Взглянуть, что за шустрый епископ такой.
           А епископ перед крестоносцами выступал
           И вот как своих последователей поучал:
           «Это кровь Господа Христа
   0540 Ради нас капает с креста.
           Вы его солдаты и пришли для войны,
           А эти язычники не так уж сильны.
           Перед тем как верхом на конях помчимся в бой,
           Надо как следует выровнять боевой строй 48.
   0545 Бог всемогущий с небес нам кивает,
           Друзей своих он не оставляет
           И никогда не покинет вас.
           А если наступит смертный час,
           То вам в наследство Господь наш дает
   0550 Высокую жизнь небесных высот.
           К райским радостям полетит, спеша,
           Отринув лишнее, ваша душа.
           И сам я пойду с вами вперед,
           Каким бы ни был битвы исход».

  0555 В его словах радость и утешение нашли
           Люди; вооружились и вперед пошли.
           На эстонцев стремительно напали
           Сразу же, как только их увидали.
           Тогда они были побойчее, чем сейчас,
   0560 Но время бежит и учит каждого из нас.
           Мы уже много раз убеждались,
           Как трудно бывает побеждать их.
           Но пока мы друг в друге не нуждались,
           С ними редко виделись и встречались.
   0565 Теперь же они во множестве пришли.
           Епископ, как истинный лорд 49 той земли,
           Рыцарское облачение надев,
           На коне, был во главе своих людей 50.
           Сошлись они, битва была велика,
   0570 Судьба христиан оказалась горька:
           Одиннадцать сотен там пали 51,
           Другие, кто смог, убежали.
           Увы! Я не все вам еще сказал:
           Епископ Бертольд средь мертвых лежал.
   0575 Одиннадцать лет 52 он правил, потом
           Навеки уснул вечным мертвым сном.
           Хотя эсты битву не прекращали,
           Шестьсот человек их замертво пали 53
           В этом ожесточенном бою,
   0580 В горе оставив родню свою.
           Друзья и домашние траур надевают,
           Жены по погибшим жалобно рыдают.
           Христиане в великой скорби были,
           А потом собрались и решили
   0585 Снова в Бремен своих людей послать
           И у архиепископа узнать,
           Как по церковным правилам им поступить.
           А также намерены были попросить,
           Чтобы им нового епископа поставили
   0590 И без духовного пастыря не оставили.

[Третий ливонский епископ Альберт и основание ордена Меченосцев. 1199–1204 годы]

           Святой муж, которому Альберт 54 было имя,
           Поехал в Рим с предложениями своими.
           Папа 55 его тут же принял, обласкал
           И в Ливонию епископом послал 56.
   0595 «Да будет у тебя власть! – папа провозгласил,
           Если там не обойтись без войны, – говорил,
           Создавай там духовное братство с основ
           Наподобие ордена храмовников.
           Люди их божьими рыцарями называют,
   0600 Такие воины лишними не бывают.
           В этом деле – трудном, хлопотливом –
           Будет правильным и справедливым
           Треть всего, что сможете завоевать 57,
           Братьям на веки вечные передать.
   0605 Папский престол они будут защищать,
           И ныне, и в будущем насмерть стоять».
           Господин Альберт домой возвратился
           И к друзьям и знакомым обратился,
           Обещая, что если они с ним пойдут
   0610 В Ливонию, то не только души спасут,
           Но к тому же достойно и по праву
           Обретут там и богатство, и славу. [17]
           Многие из слушавших решили рискнуть
           И вскоре отправились в заманчивый путь.
   0615 Приезжие расселялись там все шире,
           Их лены были выгодны и обширны.
           И так преуспели они за несколько лет,
           Что до сих пор их наследники не знают бед.
           Епископ людям передал,
   0620 Что ему папа наказал,
           И что часть земель по праву
           Получит братство во славу
           Христа. Это понравилось
           Мужам, которые славились
   0625 Мужеством, что было у них в крови,
           И избытком той великой любви,
           Которая, скажу без лукавства,
           И есть истинный столп христианства.
           Братья магистра себе избрали 58,
   0630 Которого Винно называли 59,
           Он верой и правдой служил.
           В его время построен был
           Замок Сегевольд, что около Гауи реки,
           Которым гордились молодые и старики.
   0635 Винно усердно и быстро крепости строил.
           Сильный замок Венден 60 ему дешево стоил:
           Строить его летты помогали,
           Средства на постройку собирали.
           Этот опыт без внимания не остался,
   0640 Вскоре и в Ашерадене замок поднялся 61.

[Падение Кокнесе и Ерсики. 1208–1209 годы]

           Благочестиво взявшись за святое дело,
           Он эту землю обустраивал умело.
           Но то, что братьями создавалось,
           Враждебностью русских разрушалось.
   0645 До того, как братья пришли сюда смело,
           Почти все земли леттов, ливов и селов
           Русские в своих руках держали,
           Но братья оттуда их изгнали.
           Русские к себе домой убежали
   0650 И больше тех людей не притесняли.
           Винно Кокенхузен у них отбил 62,
           Где много смелых мужей перебил,
           Включая самого их короля 63.
           Русской кровью полита та земля.
   0655 Он его решительно отбросил назад,
           Жестоким стыдом и позором истерзал,
           Ибо с горькими воплями тот бежал
           От некой жены, пред которой дрожал 64.
           Так эти храбрые мужи воевали.
   0660 Одного из них Хартмутом называли,
           Он в Ашерадене пфлегером 65 был,
           Из лучших мужей отряд сколотил,
           И так прошелся по этой земле,
           Что вдовы и сироты ему вслед
   0665 Долго причитали и вопили.
           Вверх по Двине они поспешили,
           Где много непроходимых потоков встречали,
           Которые большие трудности создавали.

           В конце концов они к Герцике подошли 66,
   0670 Куда спозаранку на рассвете пришли.
           Замок они быстро захватили,
           А немногих смельчаков разбили
           Так, что те кричали и вопили
           И множество спящих разбудили,
   0675 Когда по головам их колотили.
           Рыцарский подвиг они совершили.
           Шестьсот русских христиане убили 67,
           Их женщин и детей в плен захватили,
           Много другой добычи набрали,
   0680 Сами при этом не пострадали.
           Братья возрадовались своим успехам
           И решили, что домой пора им ехать.
           Храбро сражались они везде:
           Как на суше, так и на воде.
   0685 Хорошо христианству они послужили,
           Похвалу, честь и славу себе заслужили.

[Убийство Винно, первого магистра ордена Меченосцев. 1209 год]

           Добрый магистр Винно, имея
           Наилучшие намерения,
           Направил в Венденский замок брата,
   0690 Который был родом из Сосата 68,
           В сердце его темный огонь пылал.
           Магистр по доброте своей желал,
           Чтобы он детям леттов помог. [18]
           Но от того отступился Бог.
   0695 Ничего он не сумел, не добился
           И совсем для той земли не годился.
           Магистр его от работы отстранил,
           Но его скверный нрав недооценил,
           Не ждал, что сможет такое учинить.
   0700 Злодей же задумал магистра убить.

           Однажды он Винно к себе позвал
           Так, чтоб об этом никто не узнал,
           Ибо коварный замыслил он план.
           Вместе с магистром пришел капеллан,
   0705 А злодей так хитро подкрался,
           Что незамеченным остался,
           И зарубил обоих без сожаления.
           Чудовищным было это преступление,
           Но не осталось без наказания.
   0710 Сразу схватили, связали его
           И осудили на колесование 69.
           Одобряли такое наказание
           И кнехты, и рыцари. Иного
           Не заслужил он после такого 70.
   0715 Все для предателя смерти хотели
           И ни капельки его не жалели.
           Не было тогда у братьев ни церквей
           В Ливонии, ни своих монастырей.
           Винить в этом братьев, конечно, нельзя,
   0720 Ведь то была новая для них земля.
           Этих братьев меченосцами прозвали 71,
           Они пол-Ливонии завоевали.
           Но пришлось на этом трудном пути
           Большое горе им перенести:
   0725 Любимого магистра они потеряли,
           Которого и вождем, и другом считали.

[Фолквин, второй и последний магистр ордена Меченосцев. 1209 год]

           Восемнадцать лет Винно орденом управлял 72,
           Справедливости и чести пример подавал,
           Для братьев служил образцом,
   0730 Был для них братом и отцом.
           Как Божьи законы нас учили,
           Усопшего в землю положили.
           Все, что для мертвого сделать можно,
           Было исполнено так, как должно.
   0735 И каждый, кто любил магистра и чтил,
           За душу его молитвы возносил.
           Радовалась и пела его душа,
           На небо от нас уходя не спеша.

           Эта новость быстро распространилась по свету,
   0740 И мудрейшие братья собрались для совета.
           Посовещавшись, они сказали хором:
           «Нет времени на долгие разговоры,
           Вождя себе будем выбирать,
           А Господь нам будет помогать.
   0745 Но не будем напрасно грешить,
           В срочном деле не будем спешить,
           И все что должно – пусть произойдет».
           Решили, что брат Фолквин 73 подойдет,
           Его магистром ордена и избрали,
   0750 Этим горе братьев немного уняли.
           Людей он любил, люди это знали,
           Той же любовью ему отвечали.
           Слово Фолквина было прочнее, чем гранит,
           Можно было верить всему, что он говорит.
   0755 Он не прислушивался к фальшивым советам,
           Не слушал клеветников, не верил наветам.
           Пообещав, он не шел на попятный,
           Его обещания были святы.

[Крестоносцы вторгаются в Эстонию. 1210–1212 годы]

Хронология немецкого вторжения в Эстонию основывается прежде всего на известиях Генриха Латвийского. Однако там немало неясных мест, и многие вопросы до сих пор остаются спорными. Автор Рифмованной хроники свои сведения в данном случае получал из вторых и из третьих рук. Неудивительно, что здесь он нередко путается во времени, то забегая вперед, то возвращаясь назад

           Когда эстонцы об этом узнали,
   0760 Они людей к Фолквину послали
           Просить, чтобы он мир им даровал.
           Магистр в этом эстам не отказал.
           Но языческим остался их народ.
           Братья вскоре пошли на них в поход 74.
   0765 Они напали на землю Уганди 75,
           Потом захватили замок Вильянди 76. [19]
           И тем, что они это совершили,
           Вероломных эстонцев огорчили.
           А других братьев к Дерпту послали 77,
   0770 Эсты, увидев их, убежали.
           Когда братья под Оденпе появились 78,
           Эстонцы окончательно обозлились,
           Охотно последовали злым советам,
           Совершая преступления при этом.
   0775 Они там всех братьев прикончили
           И на этом с миром покончили 79.
           Двух пленных братьев в крепости Феллин 80 держали,
           Расскажу, как они с голоду не пропали.
           Когда они лили слезы печали,
   0780 Им вдруг помогли и их поддержали.
           Добрая язычница их спасла,
           Она хорошей женщиной была
           И отважной, действуя к тому же
           С согласия и с помощью мужа.
   0785 И в любое время приходила.
           Охрана же пленных не кормила,
           Ибо в эстах ненависть к немцам пылала.
           Женщина же, полная злобы, кричала:
           «Почему вы оставили немцев в живых?
   0790 Я собственными руками прикончу их!»,
           И стала камнями в них швырять.
           И никто не мог подозревать,
           Что вместо камней она еду им бросала
           И этим их от голодной смерти спасала.
   0795 Позднее ее вознаградили:
           От всех податей освободили.
           Ее звали Эмме, а мужа – Вилем 81,
           Потом у них не было больше проблем:
           В награду за все, что пережили,
   0800 Они счастливо в достатке жили.
           Тех, кто несчастных узников кормил,
           Господь своей дланью благословил.

[Альберт вербует крестоносцев в Германии. 1210–1219 годы]

Епископ Альберт ездил в Германию для набора крестоносцев фактически ежегодно, поэтому описанное здесь можно отнести буквально к любому году его правления. Датирующих признаков в данном случае три: дело происходило уже при Фолквине, в это время началось и еще не окончилось антинемецкое восстание в Эстонии, в числе крестоносцев был саксонский герцог Альбрехт. Следует учитывать и возможные хронологические скачки, которыми на этом отрезке времени автор очень грешит. В итоге мы оказываемся в промежутке между 1210 и 1219 гг.

           Когда магистр о восстании узнал,
           Опечалился очень и смутен стал.
   0805 И все христиане вместе с ним
           Не рады были бедам таким:
           Почти каждый плакал и Богу молился.
           Епископ же более всех огорчился.
           Право же, Альберт был человек столь достойный,
   0810 С открытой душой, откровенный, спокойный,
           Что мог бы и в Риме епископом быть
           И даже папскую тиару носить.
           Человеком слова он был, говорят,
           Никогда ничего не обещал зря,
   0815 Как поступают обманщики от века.
           Епископ же был честнейшим человеком.
           Самого себя, свою жизнь и имущество
           Отдавал он делу Христова могущества.
           Братьям, которые собрались вокруг него,
   0820 Альберт сказал: «Во славу Бога единого
           Вы пришли сюда свои грехи искупить,
           И поэтому нас теперь не разлучить.
           Ведь я всегда буду крепко стоять
           За эту землю и ей помогать
   0825 Своим советом как в счастье, так и в горе.
           Но сейчас я должен поехать за море
           И крестоносцев в Ливонию призвать
           Больше, чем прежде удавалось собрать,
           Чтобы они смогли нашу землю защитить.
   0830 Да поможет Господь мне это осуществить!».
           Фолквин епископа поблагодарил,
           От имени братьев ему говорил:
           «Вы так хорошо к нам всегда относились,
           С братьями ордена последним делились,
   0835 И столько доброго сделали для нас,
           Что более чем когда-либо сейчас
           Вы можете положиться на нашу дружбу [20]
           И рассчитывать на нашу верную службу».

           И Альберт в путь стопы свои направил.
   0840 Землю, народ и родичей оставил
           На попечение магистра, а сам
           Отважно доверился морским волнам.
           Немало бездонных пучин в пути
           Пришлось пересечь ему и пройти,
   0845 Пока не добрался до места назначения,
           Бережно хранимый господним провидением.
           Он в саксонскую землю пришел
           И хороших людей там нашел:
           Гостеприимны и церкви верны
   0850 Богачи и бедняки той страны.
           Он пожаловался им на то зло,
           Которое в Ливонию пришло.
           О том, как язычники гневом кипят,
           С христианами расправиться хотят.
   0855 «На несчастья Ливонии гляньте,
           Христиане, и духом воспряньте!
           К вам громко взывают раны Христа
           И кровь, что за вас была пролита.
           А вам не годится без дела сидеть,
   0860 Христу послужить должны захотеть.
           И тот, кто за раны Христовы отмщенье
           Воздаст, получит всех грехов отпущенье.
           Так что скорее отправляйтесь в путь-дорогу –
           Великую услугу окажете Богу».
   0865 Речь епископа тронула очень многих,
           Пробудив отвагу даже у убогих,
           И решили они язычникам мстить.
           Епископу удалось уговорить
           Самого герцога 82, чтобы тот поддержал
   0870 Святое дело и в их землю приезжал.
           В конце концов герцог крест принять решил
           И в Германии об этом объявил.
           Когда же другие рыцари услыхали
           Об этом, то такую радость испытали
   0875 От того, что могут крест принять,
           Что готовы были танцевать.
           Они поклялись в Ливонии остаться 83
           И там с язычниками храбро сражаться.
           Все пилигримы без суетных слов
   0880 Желали очиститься от грехов
           И в крестовом походе душу спасти.
           Им предстояло в Эстонию идти.

           А Фолквин не стал топтаться на месте
           И вторгся в Вик с крестоносцами вместе 84,
   0885 Испытывая жестокие невзгоды
           Время от времени по ходу похода.
           А когда он добрался до места,
           Взял заложников из местных эстов.
           Те заложников дали, не препирались,
   0890 Лишь бы немцы поскорее убирались.
           Сделав дело лучше, чем кто-либо другой,
           Счастлив очень, Фолквин возвратился домой.
           Когда эсты об этом услыхали,
           Вместе они собрались и сказали:
   0895 «Горе нам! Крестоносцы хотят
           Наши земли отнять все подряд
           С помощью верных им ливов и леттов.
           Неужели мы позволим им это?
           Для того, чтобы свою землю спасти,
   0900 В военный поход нам придется пойти.
           Нужно, чтобы мы такое войско собрали,
           Какого в Эстонии еще не видали,
           Чтобы немцы к себе за море убрались
           И никогда уже к нам не возвращались.
   0905 Нас притеснять они отныне не будут.
           А их союзников, которые всюду
           Эстов убивали, леттов и ливов,
           Мы разобьем в сражении счастливом,
           А их женщин и детей уведем с собой,
   0910 Ибо все они служат немцам всей душой».
           И стали оружие и снаряжение
           Поспешно готовить к большому сражению.

(пер. А. С. Игнатьева)
Текст воспроизведен по изданию: Рифмованные хроники Ливонии. М. "SPSL"–"Русская панорама". 2023

© текст - Игнатьев А. С. 2023
© сетевая версия - Strori. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© "SPSL"–"Русская панорама". 2023