МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ
ИСТОРИЯ АБУ-Л-ХАЙР ХАНА
ТАРИХ-И АБУ-Л-ХАЙР-ХАНИ
"История Абу-л-Хайр-хана". Автор - Мас'уд бен Ксман Кухистани (***). Известия об авторе ограничиваются тем, что он сообщил о себе в своем труде. Он был секретарем Суйунч-ходжа-хана, сына Абу-л-Хайр-хана; после смерти Суйунч-ходжа-хана находился при третьем сыне Кучкунчи-хана, также сына Абу-л-Хайр-хана, Абд ал-Латиф-хане (1540-1551 гг.). 1 Год смерти его неизвестен. "По крайней мере в то время, когда был переписан один из наиболее ранних списков его труда, датируемый 10 декабря 1590 г., его уже в живых не было, о чем свидетельствуют следующие слова переписчика: "Мас'уд ибн Усман Кухистани... покинул этот непрочный мир". 2
Свое сочинение он написал при жизни Абд-ал-Латифхана, о чем свидетельствуют "прижизненные" благопожелания которые прилагает он в своем труде к имени этого хана [136] *** «Абу-л-гази Абд ал-Латиф-бахадур-хан — да продлит Аллах всевышний жизнь его» 3). Поскольку Мас'уд бен Усман Кухистани рассказывает о восшествии Абд ал-Латиф-хана на престол Самарканда 4, то, следовательно, сочинение и было написано в промежутке между 1540 и 1551 гг. В. В. Бартольд полагает, что «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» было написано около 950 г. х., т. е. около 1543/ 1544 г. н. э. 5
Сочинение написано на довольно сложном, витиеватом и вычурном, среднеазиатском фарси (на таджикском литературном языке). Повествование украшено многочисленными стихотворными вставками, цитатами из Корана, изобилует сложными стилистическими фигурами.
«Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» было написано по поручению Абд ал-Латиф-хана 6; по содержанию оно представляет собой всемирную историю. В большей части сочинение компилятивно, оригинальные известия содержатся в заключительной части, повествующей об основателе «государства кочевых узбеков» Абу-л-Хайр-хане. Для написания основных разделов своего труда Мас'уд бен Усман Кухистани использовал сочинения многих хорошо известных авторов, таких, как Джувайни, Джузджани, Бенакети, Шараф ад-Дин Али Йазди и др. Кроме того, он, возможно, пользовался не дошедшими до нашего времени государственными документами 7. Заключительная часть, по мнению В. В. Бартольда, написана на основании «Матла' ас-са'дайн» Абд ар-Раззака Самарканди, а также по рассказам очевидцев и участников событий, прежде всего на основании сообщений сына Абу-л-Хайр-хана Суйунч-ходжа-хана 8.
По нашему мнению, Мас'уд бен Усман Кухистани широко использовал «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме». Некоторые главы заключения «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» представляют собой развернутое [137] изложение соответствующих параграфов «Таварих...». Значение последнего источника как сырой заготовки для написания сочинений шайбанидского цикла показано нами во вводной статье к сборнику. В. В. Бартольд еще в начале нынешнего столетия говорил о «зависящих от этого источника сочинениях» 9.
Развертывание глав заключительной части, являющейся биографией Абу-л-Хайр-хана, произведено Мас'уд бен Усманом Кухистани за счет введения в текст сочинения значительного количества стихотворных вставок, широкого использования велеречивой стилистики фарси, в конечном счете — посредством «разбавления водой» сухого и лаконичного языка «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме». Одним из приемов распространения текста явилось у автора многократное повторение списка основных сподвижников Абу-л-Хайр-хана. Список этот весьма длинен, в него введены многие имена эмиров, беков, биев, которые отсутствуют в таких сочинениях, как «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме», «Шайбани-наме», «Футухат-и хани» и др. При именах сподвижников Абу-л-Хайр-хана употребляется терминология, указывающая на социальное и служебное положение этих лиц: тархан, диван, ходжа, бек, бий. Ознакомление с этой терминологией в значительной мере будет полезно для изучения социальных категорий и административного устройства государственных образований в казахской степи не только времени Абу-л-Хайр-хана, но и последующего периода, когда возникают собственно казахские ханства, так как, по-видимому, с большой долей уверенности можно утверждать, что больших изменений в соответствующих сферах в связи с образованием ханств Гирея и Джанибека, Бурундука и Касима не произошло. Списки имен сподвижников Абу-л-Хайр-хана имеют особо важное значение по той причине, что к их именам, как правило, прилагаются названия племен, из которых эти лица произошли. Сопоставительное изучение списков даст не только возможность в значительной мере установить родоплеменной состав узбеков Восточного Дашт-и Кипчака, но и выявить различные этнонимы, использовавшиеся для наименования одного и того же племени, так как есть основания утверждать, что в разных источниках, а иногда и у одного и того же автора, одно племя может обозначаться несколькими названиями.
В биографии Абу-л-Хайр-хана, которая состоит из введения, двенадцати глав и заключения, имеется и оригинальный материал. Многие исследователи считают «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» основным источником по истории узбеков Восточного Дашт-и Кипчака XV в. Хотя в этом источнике, если «выжать из него воду», конкретно [138] исторического материала не так уж много, но значение его трудно переоценить, так как он в значительной мере уникален.
В сочинении подробно рассказывается о предыстории воцарения Абу-л-Хайр-хана в Восточном Дашт-и Кипчаке, о разгроме мятежными эмирами его предшественника Джумадук (Йумадук)-хана, о восшествии на трон Абу-л-Хайр-хана. В тексте приводятся отдельные даты по хиджре и двенадцатилетнему животному циклу, а также иногда указывается, в каком возрасте Абу-л-Хайр-хан совершил то или иное действие. Поскольку в источнике зарегистрировано соответствие его возраста определенному году хиджры, то и выяснение всех остальных дат, фиксированных посредством указания возраста Абу-л-Хайр-хана, не представляет трудности. В. В. Бартольд высказал недоверие к хронологии истории Восточного Дашт-и Кипчака в том ее виде, в каком она зафиксирована в «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани». Он исходил из того, что двенадцатилетний животный цикл един на всем пространстве расселения тюрко-монгольских народов и не нарушался с течением времени; поэтому отвергал многие даты по хиджре как в сочинении Мас'уд бен Усмана Кухистани, так и во многих других сочинениях и документах. Между тем он был неправ. (См. об этом нашу статью в настоящем сборнике о «Та'рих-и амнийа»). В «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» рассказывается о вступлении Абу-л-Хайр-хана в г. Тура (***). В научной литературе возникла даже дискуссия относительно идентификации этого топонима: г. Тура ли это, или г. Тара. Сопоставление текста труда Мас'уд бен Усмана Кухистани с другими сочинениями шайбанидского цикла показывает, что речь идет ни о том, ни о другом городе, а о г. Чимги-Тура (***) или Чинги-Тура (***), т. е. о г. Тюмени. В «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» приведены пространные рассказы о войнах Абу-л-Хайр-хана с Махмуд-ходжа-ханом, с братьями Ахмад-ханом и Махмуд-ханом, с Мустафа-ханом. Эти рассказы свидетельствуют о политической раздробленности казахских степей во второй четверти XV в. Указание на места сражений позволяет уточнить нахождение отдельных улусов на территории Казахстана XV столетия. В согласии с другими источниками, «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» говорит о восшествии Абу-л-Хайр-хана на трон Саина, т. е. на трон Бату-хана. Последнее указание очень важно, так как оно говорит об утверждении этого шайбанида, пусть даже кратковременном и, по-видимому, номинальном, на престоле Золотой орды. Значительное место в его биографии занимают рассказы о его взаимоотношениях со Средней Азией и тимуридами. Повествования о завоеваниях Хорезма и городов по Сыр-Дарье имеют целью не только показать реальные достижения его завоевательной политики, но и доказать права шайбанидов на эти территории. Так, утверждается, что только чума [139] заставила Абу-л-Хайр-хана удалиться из Хорезма, но не какие-либо другие причины. Если бы не чума, то шайбаниды владели бы Хорезмом. Тимуридские «казаки» — Султан Хусайн-мирза, Мухаммад Джуки-мирза и другие — находили у Абу-л-Хайр-хана приют в степях, он выступал арбитром в их междоусобицах, бросал на чашу весов в определенные моменты силу своей армии. Между строк сквозит мысль, что Абу-л-Хайр-хан возвысился над тимуридами, стал их патроном, а тимуриды, собственно, превратились в его вассалов. Эта великодержавная точка зрения, настойчиво проводимая как в «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани», так и в других сочинениях шайбанидского круга, имеет целью не только доказательство давности притязаний шайбанидов на владения тимуридов, но и легитимности их воцарения в Мавераннахре. Сочинение [140] Мас'уд бен Усмана Кухистани проникнуто ярко выраженной политической тенденцией и идеологической целеустремленностью, что должно обязательно учитываться исследователем.
Списки «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» довольно многочисленны. Они имеются в рукописном отделе ЛО ИНА АН СССР 10, в восточном отделе библиотеки ЛГУ 11, в ИВ АН УзССР 12, в Британском музее в Лондоне 13.
Из восточных историков «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» было широко использовано, например, автором «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» Махмудом бен Вали.
Из исследователей наших дней данные биографии Абу-л-Хайр-хана использовали в своих работах В. В. Бартольд, П. П. Иванов 14, С. К. Ибрагимов 15, Б. А. Ахмедов, А. А. Семенов 16, Н. Д. Миклухо-Маклай 17 и др. Перевод С. К. Ибрагимова из «Та'рих-и Абу-л-Хайр-хани» уже публиковался 18. В настоящем сборнике его перевод публикуется в новой редакции.
Комментарии
1. См., Б. А. Ахмедов. Государство кочевых узбеков, стр. 27.
2. Там же.
3. *** Рукопись ИВ АН УзССР, № 5392, стр. 82.4
. Там же.5
. W. Barthold. Aba'-l-Khair. EJ, vol. I, p. 96; В. В. Бартольд. Абул-хайр. Соч., т. II, ч. 2, стр. 490.6
. Б. А. Ахмедов. Указ. соч., стр. 27.7
. Там же.8
. W. Barthold. Abu'-l-Khair, p. 96; В. В. Бартольд. Указ. соч., стр. 490.См.: *** Рукопись № 5392, стр. 24: ***
«От упокоившегося в раю хана Суйунч-ходжа-хана я, сочинитель этого писания, слыхал, как они говорили: «Мой отец после взятия Хорезма приказал, чтобы сокровищницу... открыли».
9. Ibidem; Там же.
10. ПТР, I, стр. 87, номера описаний 485-487.
11. А. Т. Тагирджанов. Описание таджикских и персидских рукописей восточного отдела библиотеки ЛГУ. Т. I, Изд-во ЛГУ, 1962, стр. 69-70, номер описания 38.
12. СВР, т. I, стр. 64, номер описания 147; СВР, т. V, стр. 36-41, номер описания 3505.
13. Сh. Rieu. Catalogue of persian manuscripts in the British Museum. Vol. I. London, 1879, pp. 102-104.
14
. П. П. Иванов. Очерки по истории Средней Азии (XVI — середина XIX в.). М., 1958, стр. 227.15
. С. К. Ибрагимов. Сочинение Мас'уда бен Османи Кухистани «Тарихи Абулхайр-хани».16
. А. А. Семенов. К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана. Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. Вып. I. Сталинабад, 1954, стр. 22.17
. Н. Д. Миклухо-Маклай. Некоторые персидские и таджикские исторические, биографические и географические рукописи Института востоковедения Академии наук СССР, УЗ ИВ АН СССР. М.-Л., 1958, стр. 238-239.18
. С. К. Ибрагимов. Указ. соч.Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969
© текст - Ибрагимов С. К. 1969© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - samin. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1969