Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

БАВАРСКИЙ ГЕОГРАФ

DESCRIPTIO CIVITATUM ET REGIONUM AD SEPTENTRIONALEM PLAGAM DANUBII

"Баварский географ" был введен в научный оборот дю Буа, Ж. Потоцким и Н. М. Карамзиным (Du Buat. Histoire, [361], p. 145-149; Potocki J. Fragments, [494], p. 281-284; Карамзин H. M. История, [183], с. 279-280, прим. 44). Этому памятнику были посвящены специальные исследования, он широко использован в трудах по этнической истории и исторической географии Центральной и Восточной Европы (Lowmianski H. O pochodzeniu, [471], s. 9-15; Ногаk В., Travnicek D. Descriptio, [ 420], s. 4-10; Bulin H. Stare slovensko, [344], s. 405-433).

Рукопись этого сочинения, названного по предполагаемому месту написания "Баварским географом", относится к XI-XII векам (Keltsch V. Der bairische Geograph, [434], s. 506; Zakrzewski St. Opis grodow, [567], s. 9. Правда, В. Фрице предполагает, что рукопись принадлежит к середине X в., но он не привел никаких аргументов в пользу своей точки зрения (Fritze W. Datierung, [374], s. 326)). Она хранилась в монастыре св. Эммерама в [16] Регенсбурге, оттуда попала в собрание нюрнбергского гуманиста и библиофила Г. Шеделя, а затем - в государственную Баварскую библиотеку, где она находится до сих пор (Hormayer J. Aus einer Handschrift, [421], s. 281; Horak В., Travnicek D. Descriptio, [ 420], s. 58; Lowmianski H. O pochodzeniu, [471], s. 23).

Памятник является сложным по составу. Первая часть "Географа" от начала до племени "Merehani" представляет ссбой последовательное перечисление племен, соседящих с каролингской империей с востока. Вторая часть со слов "isti sunt qui iuxta istorum fines residant" и до конца, не является систематическим перечнем. Г. Ловмяньский пришел к следующему выводу. Первая часть была написана при дворе восточно-франкских королей и преследовала, вероятно, военно-политические цели, поскольку в ней, в основном, были указаны западнославянские племена, против которых была направлена завоевательная политика Людовика Немецкого. Вторая часть возникла, вероятно, в Регенсбурге в монастыре св. Эммерама на основе информации, полученной от купцов и миссионеров. Согласно этой гипотезе, в монастырь св. Эммерама попал список племен, который стал первой частью работы, а затем был там дополнен записями о племенах Центральной и Восточной Европы - т.е. второй частью (Lowmianski H. O pochodzeniu, [471], s. 18-30).

Форма написания названий племен в первой части "Географа" совпадает с такими же наименованиями во франкских анналах середины IX в. Сам памятник не мог возникнуть раньше 827-829 годов, когда была определена граница между болгарским и франкским государством. Г.Ловмяньский предлагает считать наиболее вероятной датой составления первой части "Географа" время после [17] заключения Верденского договора (843 г.), когда определились внешнеполитические интересы восточнофранкского государства. На это указывает и сходный список племен в Фульдских анналах (884 г.). Верхней хронологической границей может служить начало 70-х годов, время начавшегося расцвета Великоморавского государства (Lowmianski H. O pochodzeniu, [471], s. 31-55. А. Краличек также датировал памятник временем до 873 г. (Kralicak A. Der sogenante bairische Geograph, [442]. s. 216-235, 340-360). В. Фритце, основываясь на анализе политической истории IX в., принял как terminus post quem для написания "Географа" 844 г., верхнюю границу - до 862 г. (Fritze V. Datierung, [374], s. 341).

Подытоживая результаты предшественников, Г. Ловмяньский отметил, что во второй части "Географа" племена перечисляются не подряд, а группами: 1) наддунайская, 2) силезско-лужицкая, 3) балтийская, 4) висленско-каспийская (Lowmianski H. O pochodzeniu, [471], s. 24-25). Позднее из последней группы он выделил условно названную "черноморскую" группу (Lowmianski H. O identyfikacji nazw, [470], s. 341), как это сделал и Ст. Закшевский (Zakrzewski St. Opis grodow, [587], s. 59-62. Такого же мнения Б. Лорак и Д. Травничек (Horak В., Travnicek D. Descriptio, [ 420], s. 61). В нее входит упоминание о Руси. Порядок перечисления указанной группы племен определяется тремя названиями, которые можно идентифицировать с известными именами - это хазары, русы, венгры. Локализация их позволяет указать направление и местоположение названной группы: с востока на запад к северу от Каспийского и Черного морей.

Эту группу объединяет не только географическое положение, но и отношение к ней автора записи. Если во всех остальных случаях с названием народы указано число [18] городов (указанные цифры не когут быть проверены), то у племен этой группы города не упоминаются. Видимо, это объясняется тем, что указанные народы находились в стороне от путей купцов, от которых автор получал информацию. Отсюда и ограниченные его познания.

Серьезным недостатком историографии является стремление идентифицировать и локализовать племена, названные в "Географе", без учета структуры источника. Такой подход приводил не только к случайным аналогиям, но и к тому, что племена размещались по всей территории Восточной Европы в соответствии с установленными параллелями и список превращался в бессистемный перечень народов. После источниковедческого анализа, проделанного Г. Ловмяньским, такой подход к "Географу" стал невозможен. Сводка мнений об идентификации и локализации племен проделана Б. Хораком и Д. Травничеком (Horak В., Travnicek D. Descriptio, [420]).

Рукопись: описание в St. Zakrzewski Opis grodow, [587], s. 2-5.

Издания: J. Hormayer. 1) Aus einer Handschrift, [421], s. 282-283; 2) Herzog Leutpold, [422], s. 24; P. У. Safarik. Slowanske starozitnosti, [511], s. 980-981; K. Zeuss. Die Deutschen, [588], s. 600-601; MPH, I, s.11; V. Keltsch. Der bairische Geograph, [434], s. 506-507; St. Zakrzewski. Opis grodow, [587], s.4; H. Lowmianski. 0 pochodzeniu, [471], s. 16-17; B. Horak, D. Travnicek. Descriptio, [420], s. 2-3; В. Гюзелев. Баварският географ, [167], с. 292.

Французские переводы: Du Buat. Histoira, [361], p. 145-149; J. Potocki. Fragment, [498], p. 281-284.

Немецкий перевод: V. Keltsch. Der bairische Geograph, [434], s. 511-512.

Чешский перевод: В. Horak, D. Travnicek. Descriptio, [420], s. 3-4.

Болгарский перевод: В. Гюзелев. Баварският географ, [167], с. 292-293.

Публикуемое известие о Руси приведено по изданию: MPH, I. [19]


Перевод.

Казиры 1, 100 городов. Руссы 2. Форсдерен 3. Люди 4. Фрезяты 3. Серавицы 4. Луколане 5. Венгры 6.


Комментарии

1 Хазары - тюркское племя, по имени которого было названо государство на Нижней Волге со столицей Итиль (Dunlop D. M. The history, [363]; Артамонов М. И. История. [131]; Плетнева С. А. Хазары, [239]). Форма написания племенного названия хазар в "Географе" дана в том же виде, как и в "Повести временных лет" – "казаре", "козаре", а не в восточной – "хазар".

2 Русы - название народа, находились в IX в. в Среднем Поднепровье (наст. изд., с. 14 ). Форма написания "Ruzzi" встречается в хронике Адама Бременского (вторая половина XI в.) (На аналогию формы Ruzzi в этих памятниках указывал еще И. Ф. Хормайер (Hormayer J. F. Herzog Luitpold, [422], s. 25), но в источниках первой половины IX-X в., такой формы нет. Может быть эту форму записи (но не само упоминание о русах) следует отнести к XI или ХII векам, когда был написан дошедший до нас список?

Весьма важно сообщение о соседстве хазар и русов. Известно, что рядом со славянами на юго-востоке жили в IX в. аланы, данники хазар, но в "Географе" они не названы. Видимо, имя господствующего народа - хазар - перекрыло название данников алан. В "Повести временных лет" сообщается о столкновении хазар и полян, а также о первоначальной зависимости полян, северян и вятичей от хазар (Спицын А. А. Русская историческая география, [279], с. 19; Ляпушкин И. И. Памятники, [204], с. 137-146). Из этого же источника известно об освобождении полян и северян во второй половине IX в. от хазарской даннической зависимости (ПСРЛ, т. 1, стб. 19). Вятичи были освобождены только Святославом Игоревичем (в "Повести временных лет" под 964 - 965 гг.) (ПСРЛ, т. 1, стб. 21, 24).

Возможно, что русско-хазарское столкновение отражено в том, что хазары и Русь названы в "Географе" рядом (Рыбаков Б. А. 1) Русь и Хазария, [260]; 2) К вопросу о роли хазарского каганата, [259], с. 128-150; Артамонов М. И. История, [13], с. 38, 224-225, 302-306, 365-370, 386-399). Из указания на соседство русов и хазар можно сделать следующий вывод: ко времени написания "Географа" (начало 70-х годов IX в.) русы объединили под своей властью большие восточнославянские племена северян, вятичей, родимичей и скрыли их за своим именем.

3 К. Цейс предположил, что хотя в тексте "Forsderen" и "Liudi" разделены точкой, эти два слова должны относиться к одному понятию, так как племя "люди" не известно, и само по себе это славянское слово как пламенное название ничего не означает. "Forsderen Liudi", по мнению К. Цейса, относится к древлянам - лесным людям (Zeuss К. Die Deutschen, [588], s. 623. Такого же мнения Б. Хорак и Д. Травничек (Horak В., Travnicek D. Descriptio, [420], s. 44-45)). И. Лелевель и В. Калтш придерживались другого мнения. Они считали эти названия самостоятельными. Первый искал племена "Forsderen" и "Liudi" в славянских районах, близких к Германии (Lelewal J. Geographie, [461], p. 34). Второй считал, что антоним "Forsderen" означало население, расположившееся у днепровских порогов (Fors – герм. порог, водопад, -deren - от вестготского Therwingen - Тревинги). "Liudi" относилось к финнам ("Людин конец" в Новгороде) (Keltseh V. Der bairische Geograph, [ 434], s. 540- 541. Fors-deren предлагал читать еще П. Шафарик. Сканд. fors, означало, по его мнению, пороги на Волхове, Liudi - чудь (Safarik P. J. Slowanske starozitnosti, [511], s. 983). Неудачность таких объяснений очевидна. Исследователи недостаточно знали восточнославянский материал, а параллели, заимствованные из географического указателя к первым восьми томам "Полного собрания русских летописей", были только формальными аналогиями. Ст. Закшевский считал, что название "Forsderen Liudi" относится к голяди и локализуется в Новгородской Руси (St. Zakrzewski. Opis grodow, [587], s. 60). На наш взгляд, "Forsderen" и "Liudi" представляют собой различные племена не только по названию, но и по этнической принадлежности. На это указывает присутствие звука "ф" в слове "Forsderen", что свидетельствует о неславянском его происхождения, и явно славянское "Liudi".

В отношении племени "Fresiti" также нет единодушия. Ст. Закшевский видел в Fresiti варягов: Friazi = Wariazi (St. Zakrzewski. Opis grodow, [587], s. 61). Б. Хорак и Д. Травничек предполагают в них фризов и помещают их в Крыму, где находились по их мнению Forsderen Liudi - варяги (Horak В., Travnicek D. Descriptio, [420], s. 44-45) (с этим определением нельзя согласиться, поскольку авторы подкрепили его ссылками на упоминание Варанголимана в Крыму и на находку рунического камня на острове Березань, не указав на какую-либо связь между Forsderen Liudi и приведенными сведениями и не отметив их большой хронологической разрыв (Руническая камень, найденный на Березани, датируется XI-XII вв. (Браун Ф. Шведская руническая надпись, [141], с. 66-75). Варанголиман является поздним географическим названием; оно встречается на портоланах XIV-XV вв. и восходит, вероятно, к XIII в. (Шахматов А. А. Варанголимен, [297], с. 166-182)). Г. Ловмяньский справедливо указал, что о Fresiti ничего достоверного неизвестно (Lowmianski H. O identyfikacji nazw, [470], s. 18). Мы согласны с этим выводом. В топонимике Восточной Европы и письменных источниках не удается найти сходных названий. Можно только предположить, что "Liudi" относится к другой этнической группе, чем "Fresiti" и "Forsderen". На это указывает звук "ф" в названиях племен. Поскольку перечисление в рассматриваемой группе ведется с востока на запад, то "Forsderen", "Liudi" и "Fresiti" не находятся восточнее русов. К северу и западу от последних находятся славянские племен, следовательно, можно сделать вывод о расселении "Forsderen" и "Fresiti" южнее районов, заселенных славянами, причем вполне возможно, что между этими неславянскими родственными племенами жило неизвестное славянское племя "Liudi", или же так могла называться группа славянского населения в неславянском окружении.

4 Новейшие исследователи "Баварского географа" считают племя "serauici" загадочным. Основанием для этого послужила невозможность локализации и какой-либо идентификации, а также неудачный опыт предшественников. Достаточно указать что "serauici" отождествлялись с северянами (Zeuss K. Die Deutschen, [588], s. 623), зара (Lelewel J. Geographie, [461], p. 34), кривичами (Keltsch V. Der bairische Geograph, [434], s. 542), ижорой (St. Zakrzewski. Opis grodow, [587], s. 61). В. Хорак и Д. Травничек помещают "serauici" на Днепре южнее "Ruzzi".

В других письменных источниках это племя не встречается.

Пытаясь определить следы племенного названия "serauici" в топонимике, П. И. Шаферик указал на р. Жерава (или Жерева) на Волыни и на аналогичное название в новгородских землях (Safarik P. J. Slowanske starozitnosti, [511], s. 557). Гидроним Жерев (Жерева) встречается в районах близких к Днепру в бассейне Тетерева, справа от Припяти. По предположению О. Н. Трубачева, Жерев является производным от славянской основы Zer – "пожирать, жерло", с первоначальной семантикой, "устье" (Трубачев O. H. Название рек, [284], с. 253). Если название племени связано с этим гидронимом, то возможно, что "serauici" - славянское племя, находящееся к северо-западу от Среднего Поднепровья. Можно предположить также, что племенное название "Serauici" произошло от р. Серет (гидроним, веротяно, дославянского, фракийского происхождения) (Трубачев O. H. Название рек, [284], с. 219, 262). При этом следует иметь в виду написание в средневековой латыни - ci вместо - ti. Связь этнонимов и топонимов часто наблюдается в происхождении племенных названий. В русском летописании упоминается Серет, левый приток Днестра (ПСРЛ, т. 1, стб. 311, 340). Название этой реки сохранилось до сих пор (Маштаков П. Л. Список рек, [211], с. 21-22). Такое же название - Серет - у притока Дуная (Барсов Н. И. Очерки. [133], с. 22, 112, 115 и след.). Таким образом, "serauici" могли находиться в районах между Днестром и Дунаем. Однако, там, по другим источникам, находились уличи и тиверцы (Середонин С. М. Историческая география, [276], с. 124-132; Niderle L. Slovanske starozitnosti, [483], s. 157-162. Ср.: Рыбаков Б. A. Уличи, [261], с. 3-I7). Весьма возможно, что уличи и тиверцы - более поздние племенные названия, произошедшие от территорий, занимаемых ими, в то время как "serauici" было или более древним названием этих племен, или другим племенем. Название племени "serauici" остается загадочным, и его точная локализация не представляется возможной.

5. Племя "Lucolane" безусловно славянское, в топонимике Восточной Европы Луки, Лукин, Лукамль (Лукомль) - распространены довольно широко (Барсов H. П. Материалы. [132], с. 116-117). Эти названия встречается там, где имеется "лука" реки или моря. В. Келтш предложил определить географическое положение "луколан" в районе Великих Лук (Keltsch V. Der bairische Geograph, [434], s. 542) что вполне характерно для идентификаций по созвучию в предшествующей историографии. Исходя из критического анализа источника, наиболее убедительным представляется мнение тех исследователей, которые помещают луколан от Среднего Поднепровья до Черного моря. Вероятно, следует обратить особое внимание на гипотезу, согласно которой это племенное название Черноморского лукоморья - побережье Черного моря на запад от днепровского лимана (Барсов H. П. Очерки, [133], с. 275). Косвенно она подтверждается тем, что "Lucolane" названы в "Географе" рядом с "Serauici", местоположение последних мы попытались определить выше. Вероятно, "Lucolane" жили южнее своих соседей на берегу Черного моря в Лукоморье (Ср.: St. Zakrzewski. Opis grodow, [587], s. 62; Horak В., Travnicek D. Descriptio, [420], s. 46; Lowmianski H. O identyfikacji nazw, [470], s. 19).

6. Как отметил М. И. Артамонов, венгры в третьем десятилетии IX в. пересекли Днепр (Артамонов М. И. История. [131], с. 344), в 838-839 годах они вышли к Дунаю (Грот К. Я. Моравия, [165], с. 229-233), а в 862 г. напали на владения Людовика Немецкого (Annales Bertinianes, а. 862).

В связи с анализом указанной выше "черноморской" группы племен следует рассмотреть вопрос об идентификации славянского племени уличан с "Unlizi" "Баварского географа", поскольку в случае идентичности уличи должны быть упомянуты именно здесь. Это сообщение источника обычно привлекается при изучении истории Восточной Европы IX в.

В начале второй части "Географа" есть следующая запись: "Unlizi, populue multus civitates CCCXVIII" – "Уличи, многочисленный народ, 318 городов". Уже Н. М. Карамзин и П. Шафарик отождествляли "Unlizi" с уличами (Карамзин Н. М. История, [183], прим. 44; Safarik P. J. Slowanske starozitnosti, [511], s. 546-548). Затем такое отождествление стало традицией в этнографической и исторической литературе. Учитывая результаты источниковедческого анализа памятника, следует отметить, что "Unlizi" упомянуты вне указанной выше "причерноморской" группы. Автор рассматривал "Unlizi" вне ее, поэтому не приходится локализовать "Unlizi" на месте летописных уличей, а, следовательно, и отождествлять их.

Кроме того, очевидная разница между перечислением народов группы "Ruzzi ... Ungare" и развернутой (для "Географа") характеристикой "Unlizi", что свойственно перечислению племен, находящихся недалеко от Германии. Поэтому, по нашему мнению, более правы Б. Хорак и Д. Травничек, которые ищут "Unlizi" в верховьях Эльбы, чем те, кто отождествляет "Unlizi" с уличами (Horak В., Travnicek D. Descriptio, [420], s. 30 (см. там же обзор предшествующей литературы); Lowmianski H. O identyfikacji nazw, [470], s. 13-14).

При объяснении сходства племенных названий n Unii- и "уличей" следует обратить внимание на гипотезу О. Н. Трубачева, согласно которой др.-русск. *Углъ (*Oglъ), отразившееся в племенном названии "уличи", восходят не к названию изгиба Черного моря, а к названию углообразной территории между реками, к наименованию "Углом" местности, лежащей у стечения или слияния рек. Исходя из географического положения племени "Unlizi" в низовье Эльбы, можно допустить возможность возникновения самостоятельного западнославянского племенного названия, аналогичного восточнославянским "уличам" (О. Н. Трубачев считает возможным провести параллель в образовании аналогичных форм у германцев "англов" и славян "уличей") (Трубачев О. Н. О племенном названии, [285], с. 186-190).

(пер. М. Б. Свердлова)
Текст воспроизведен по изданию: Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Вып. I. Середина IX - первая половина XII в. М. Институт истории АН СССР. 1989

© текст - Свердлов М. Б. 1989
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Reindeer. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Институт истории АН СССР. 1989