Комментарии

526. "Озаряющий вселенную, утвердивший великолепный период правления, просвещенный и добродетельный, обладающий военными доблестями, священномудрый, человеколюбивый и сынопочтительный император".

527. Чжао Дунь (храмовое имя Гуан-цзун) — двенадцатый император династии Южная Сун; правил с 1189 по 1194 гг.

528. Здесь словом "визирь" переведен китайский термин "тайши" — "великий наставник" (см. прим. 66).

529. Синьчжоусовременный уезд Синьсянь в 60 км к северу от уезда Тайюань, в провинции Шаньси.

530. Дайфу"великий учитель", наставник государя; один из самых высших чинов при дворе.

531. Тисинсыуправление уполномоченного по судебным делам в провинции. В обязанности этого управления входил контроль за судебной деятельностью, а также поощрение развития земледелия. В 1199 г. было переименовано в Аньчасы.

532. Колено Билишэ-бова. Сведений найти не удалось.

533. Циньназвание династии, правившей в Китае с 221 по 207 гг. до н. э. Ин Чжэнправитель царства Цинь. К 221 г. он объединил под своей властью всю тогдашнюю территорию Китая и создал империю Цинь.

534. Чунь-ю (иногда, как в нашем тексте, с прибавлением китайской фамилии Ли) — шестой император тангутского государства Западное Ся; правил с 1139 по 1206 гг.

535. Чань-цзигадательные записи о событиях, которые должны произойти; тексты для гадания, имевшие очень широкое распространение и обычно воспроизводившиеся в календарях.

536. Здесь допущена существенная ошибка. Не могли раба сделать сразу чиновником пятой степени (сейчас вместо слова "степень" употребляется слово "ранг"). Чины пятого ранга занимали высокие посты: например, ланчжун (см. прим. 416). Цяньцзяну был назначен служителем в астрономическое бюро без присвоения какого-либо ранга. Астрономическое бюро иногда называлось "Бюро пяти чиновников" (по числу первоэлементов), что, по-видимому, и послужило причиной ошибки.

537. Обожествление небесных светил, сил и явлений природы относится к наиболее древним и примитивным верованиям, свойственным почти всем народам на ранней ступени их развития. Введение регулярных жертвоприношений может рассматриваться как попытка в законодательном порядке утвердить эти культы. При оценке данного акта необходимо вспомнить неоднократные и довольно резкие высказывания чжурчжэньских императоров, направленные против буддизма и даосизма. Данный приказ можно рассматривать как этап в борьбе с этими религиями.

538. Наньписяньуездный город, сохранивший свое название до наших дней. Он находится в 13 км к юго-западу от г. Тяньцзина, в провинции Хэбэй. Развалины старой крепости расположены в 4 км к северо-востоку от современного города.

539. Пу-мулу-цзы-у. Здесь ошибка. Надо: "Сделал сына Бочжулу по имени У (Юань?)..." Возможно, У был сыном Бочжулу Алуханя, упоминавшегося выше.

540. Младший сыцзянь (ю сыцзянь — правый сыцзянь) — младший политический советник (чин пятого ранга); старший и младший шии (левый и правый шии) — корректоры, просматривающие документы на предмет выявления пропусков (чины седьмого ранга). Все указанные здесь чины входили в состав учреждения, известного у чжурчжэней под названием Цзяньюаньбюро политической критики (палата увещеваний). В обязанности их входила подготовка и представление императору докладов об исправлении или отмене распоряжений и законов, приносящих вред или несправедливых.

541. Уезд Пинцзинь находился в чжуржэньской провинции Серверная Хэдун. Сейчас это район уезда Тайюаньсянь в провинции Шаньси (к югу от г. Тайюань).

542. "Походное правление". Сейчас этот термин обычно переводится так: "Подвижный великий императорский секретариат" или "Отделение секретариата". Китайский термин "син шэн" является сокращением от "син шаншушэн". Когда в какой-либо местности ощущалась необходимость в твердой и обладающей высокими полномочиями власти, то туда назначался высокий сановник (обычно в должности министра), а его аппарат получал название "походное (подвижное) правительство (секретариат)". Чжурчжэни впервые создали такие органы при императоре Чжан-цзуне: в 1194 г. — в г. Даминфу для строительства крупных ирригационных сооружений на Хуанхэ; в 1195 г. — на северо-западе для организации обороны против угрозы со стороны усиливающихся монгольских племен.

543. Таймяо — императорский храм предков.

544. "Пять непреложностей" в отношениях между людьми и "пять добродетелей"важнейшие этические нормы, известные в Китае с древнейших времен. Существуют легенды, изложенные в "Шу цзине", согласно которым "пять добродетелей" должен был распространить император Шунь. Древние философы Китая полагали, что гармония в обществе может быть достигнута только с помощью этих этических норм.

545. Уезд У'аньсянь сохранил свое название до наших дней. По современному административному делению, он находится в южной части провинции Хэбэй, в 25 км к юго-западу от г. Шахэ, на Пекин-Ханькоусской железной дороге.

546. Ван-чжо (кит. транскрипция; храмовое имя Синчжон) — король династии Коре; правил с 1198 по 1204 гг. Ван-ин (китайская транскрипция; храмовое имя Хыйчжон) — король династии Коре; правил с 1205 по 1211 гг.

547. "Три владыки, пять императоров и четыре князя". В многочисленных мифах и легендах приводятся разнообразные эпизоды из жизни и деятельности этих персонажей, называются различные имена в разном порядке и наборе. Так, в качестве "Трех владык" (Сань хуан) указываются: Тяньхуан — "Владыка Неба", Ди-хуан — "Владыка земли", Жэнь-хуан — "Владыка людей". В классической книге "Шу-цзин" приводится другая триада: Суй-жэнъ — первый человек, добывший огонь и научивший людей использовать его для приготовления пищи; Фу-си — научил ловить рыбу сетями, разводить домашних животных и т. п.; Шэнь-нун — научил людей обрабатывать почву и готовить лекарства. Пять императоров (у ди): Хуан-ди, Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь (по Сыма Цяню). Есть и другие варианты. О Хуан-ди сообщается, что он изобрел календарь и впервые применил шестидесятилетний цикл. Чжуань-сюй и Ку описываются как ничем не примечательные, слабые правители. О Яо и Шунь говорилось выше (см. прим. 367). Четыре князя (сы ван): Юй; Чэн-тан (см. прим. 466); Вэнь-ван — первый правитель династии Чжоу; У-ван — победитель иньцев. Под руководством Вэнь-вана значительно окрепло могущество Чжоу и были созданы условия для разгрома царства Инь. У-ван также широко известен и глубоко почитаем, как и его предшественник Вэнь-ван (см. прим. 397).

548. Тай-кантретий правитель мистической династии Ся (XXI-XVI вв. до н. э.). Династия Инь правила в XVIII-XII вв. до н. э. (старая традиционная датировка). Недавно было высказано предположение, что она существовала с 1600 по 1027 гг. до н. э., однако единодушия в этом вопросе среди ученых нет. Традиционно-условные даты правления князей, царей и императоров, упомянутых в тексте: Тай-цзя — 1637-1563 гг. до н. э., У-дин — 1324-1266 гг. до н. э. Правители царства Чжоу (1027-247 гг. до н. э.): Чэн-ван — 1034-1005 гг. до н. э. (см. прим. 326), Кан-ван — 1004-967 гг. до н. э., Сюань-ван — 827-782 гг. до н. э. (точные даты царствований). Династия Западная (Ранняя) Хань (206 г. до н. э. — 25 г.): Гао-цзу (основатель династии) — 206-202 гг. до н. э. (см. прим. 525); Вэнь-ди (четвертый император Тай-цзун) — 180-163 гг. до н. э.; Цзин-ди (пятый император Лю ци, сын Вэнь-ди) — 157-143 гг. до н. э.; У-ди (шестой император Ши-цзун) — 141-104 гг. до н. э.; Сюань-ди (восьмой император Чжун-цзун) — 74-49 гг. до н. э. Династия Восточная (Поздняя) Хань (25-220): Гуанъу-ди (первый император Ши-цзу) — 25-57 гг. (см. прим. 523); Мин-ди (второй император Сянь-цзун) — 57-75 гг.; Чжан-ди (третий император Су-цзун) — 75-88 гг. Династия Тан (618-907): Гао-цзу (основатель династии и первый император Ли Юань) — 618-626 гг.; Тай-цзун (второй император Ли Ши-мин) — 626-649 гг. Подбор правителей древности для почитания не случаен. Обращает на себя внимание то, что для династий Хань и Тан (а также, отчасти, и для легендарного периода) названы основатели и первые правители. Это не должно вызывать удивления, так как в Китае новая династия для укрепления своих позиций шла на некоторые (иногда очень существенные) уступки народу, вызывавшие подъем экономики, развитие науки и искусств. Это, в свою очередь, способствовало успехам во внешнеполитической деятельности данных императоров. Правления императоров протекали относительно спокойно: при них, как правило, не было крупных народных выступлений. В исторических хрониках, сочинениях древних китайских историографов, а также в преданиях они выглядят как мудрые правители, заботившиеся о государственных делах, стремившиеся избавить простой народ от бедствий.

549. Лайюаньчжэнь. Населенный пункт с таким названием был учрежден чжурчжэнями в провинции Восточная Хэбэй. Сейчас это район уезда Цзисянь в южной части провинции Хэбэй, недалеко от границы с провинцией Шаньдун.

550. О-Юэдва округа Очжоу и Юэчжоу, входившие в состав южно-сунского государства. Находились они на стыке современных провинций Хунань и Хубэй: Юэчжоу — в районе современного г. Юэян (на отечественных картах Аоян), на правом берегу р. Янцзы, недалеко от оз. Дунтинху; Очжоу — в провинции Хубэй, в районе современного г. Ухань.

551. Мусулун (в кит. тексте Мошулун) должен был находиться в том же районе, что и упоминающийся здесь пункт Синъюань, т.е. в юго-западном углу провинции Шэньси (см. прим. 316). Что касается названия Мусулун (Мошулун), то оно не китайское и не маньчжурское, а скорее тибетское. Упоминающийся ниже топоним Самугу также, возможно, тибетского происхождения.

552. Сихэчжоуэто район современного уезда Сихэсянь в юго-восточной части провинции Ганьсу, недалеко от границы с провинцией Шэньси.

553. Мубонебольшой укрепленный городок, основанный еще при династии Тан в северо-восточном углу современной провинции Ганьсу, в 25 км от уездного г. Хуаньсянь. Городок находится недалеко от монгольских степей и, возможно, был создан на базе монгольского племени, которое и дало ему имя.

554. Тунлинкомандир небольшой воинской части. Эта должность впервые появилась в государстве Южная Сун.

555. Здесь ошибка: округа Ян и Ди не существовали. При династии Северная Вэй был создан округ Янди, упраздненный при династии Суй. Чжурчжэни в этом районе создали свой округ, который назывался Цзюньчжоу (см. прим. 748). Управление округа находилось в уездном г. Янди.

556. Аналогичная ошибка допущена и здесь. При династии Хань был создан уезд Сянъи, просуществовавший до начала правления династии Мин в составе различных более крупных административных единиц. При чжурчжэнях в этом районе был создан округ Суйчжоу, управление которого находилось в уездном г. Сянъи. Развалины древнего городка Сянъи находятся примерно в одном километре к западу от современного уездного г. Суйсянь в провинции Хэнань, в 75 км к юго-востоку от г. Кайфын.

557. Шоучжоу и Цисянь находились в северной части провинции Аньхой (по современному административному делению). Округ Шоучжоу был создан чжурчжэнями. Его административный центр г. Шоучжоу располагался к северу от современного уездного г. Шоусянь, расположенного на правом (южном) берегу р. Хуайхэ. Следовательно, чжурчжэньский г. Шоучжоу должен был находиться к северу от р. Хуайхэ, примерно в 60 км от границы с провинцией Хэнань. Уездный город Цисянь находился примерно в 50 км к югу от стыка границ провинций Аньхой, Хэнань и Цзянсу, к югу от г. Сусянь, в районе небольшого городка Цисяньсян.

558. Жертвенник (алтарь) Шэ-цзи. Надо: "алтарь в честь Шэ и Цзи" — духов Земли и урожая. В примечании 450 упоминался культ Шэ (Шэ-цзи — в этом словосочетании пишется иероглиф "цзи", означающий "приносить жертву, культ"), т.е. культ Земли. Очень часто некоторые функций божества Шэ (охрана территории и урожая) передавались божеству Цзи (в этом случае пишется иероглиф, означающий "просо; божество урожая"). При таком разделении божество Шэ ведало только охраной территории, а божество Цзи только покровительствовало урожаю. В данном тексте как раз и упоминаются оба эти божества.

559. Тяньшаньуезд, созданный чжурчжэнями на территории, которая была заселена монгольскими племенами. Он находился в ведении чжурчжэньской Западной столицы и располагался на территории Внутренней Монголии, в 30-35 км к северу от г. Гуйсуй, где в настоящее время еще можно видеть сохранившиеся валы крепости.

560. Надо: "Цин и Сянь". Это два чжурчжэньских округа, входивших в состав чжурчжэньской провинции Восточная Хэбэй (юго-восточная часть современной провинции Хэбэй). Одноименные окружные города располагались сравнительно недалеко один от другого: 1) Цинчжоув районе современного уездного г. Цинсянь, на р. Вэйхэ, в 70 км к югу от г. Тяньцзинь. В названии этого уезда пишется иероглиф "цин", означающий "светлый, чистый" (ср. с другим округом Цинчжоу, упоминавшимся в прим. 272, название которого на русском языке звучит совершенно одинаково); 2) Сяньчжоу — район современного уездного г. Сяньсянь, находящегося в 70 км к юго-западу от г. Цинсянь, на р. Фуянхэ.

561. Тунцзюнь паньгуаньассистент (помощник) командующего региональными войсками обороны.

562. Чжэньшуйнебольшая река, берущая начало к югу от Чжэньчжоу. Относится к бассейну р. Хуайхэ.

563. Выражение "Амба цзянцзюнь" из маньчжурского текста соответствует "да цзянцзюнь "из китайского. Термин "цзянгрюнь "очень часто встречается в китайских исторических сочинениях, относящихся ко времени правления династий Тан и Сун. Его иногда очень трудно перевести с достаточной точностью. Обычно в отечественной и зарубежной научной литературе его значение передают словом "генерал", а иногда употребляют старинный термин "воевода". Что касается термина "амба цзянцзюнь" ("да цзянцзюнь"), то ему соответствует "высший генерал", "великий воевода" (на западе — "гранд женераль" и даже "генералиссимус").

564. Здесь неточность. Надо: "Шан Жун напал на уезд Дунхайсянь, уездный начальник..." Уездный город Дунхайсянь сохранил свое название до наших дней. Он находится в северной части провинции Цзянсу, недалеко от берега Желтого моря. На отечественных картах этот город именуется Синьхашянь. Управление округа Хайчжоу также находилось в уездном г. Дунхайсянь.

565. Пэйчжоуныне это уездный г. Пэйсянь в северной части провинции Цзянсу, около границы с провинцией Шаньдун, в 110 км к западу от округа Хайчжоу.

566. Фаншаньюаньназвание местности в провинции Шаньси. Она расположена почти на границе с провинцией Ганьсу, к северу от того места, где р. Вэйхэ пересекает эту границу.

567. Пишоу. Такого населенного пункта не было. Здесь ошибка, надо: "вышел в Инчжоу (см. прим. 728) и Шоучжоу (см. прим. 557)". Составители маньчжурского варианта неправильно прочли первый иероглиф, так как в этом тексте он написан неправильно. Его можно прочесть как "пинь" (но не "пи", как в маньчжурском тексте и переводе Г. М. Розова). В подстрочном примечании Г. М. Розов дал правильное чтение этого иероглифа — "ин" (такой топоним встречается часто), но допустил описку: фразу "Ин и Шоу" объединил дефисами в одно слово.

568. Гокоуустье р. Го; место впадения р. Гошуй (Гохэ) в р. Вэйшуй. Река Гохэ берет начало в провинции Хэнань, недалеко от г. Кайфын, затем пересекает провинцию Хэнань и впадает в р. Хуайшуй на территории провинции Аньхой.

569. Цинкоуназвание местности в западной части современной провинции Шаньдун, к югу от р. Хуанхэ, недалеко от границы с провинцией Хэнань.

570. Чэньцанрайон современного уезда Ханьчжун (Наньчжэн) в юго-западном углу провинции Шэньси, недалеко от границы с провинцией Сычуань.

571. Чэнцзиуезд, в котором, по преданию, родился легендарный император Фуси. Уезд находился в восточной части провинции Ганьсу, к северу от р. Вэйхэ, в районе современного уезда Тайань.

572. В китайском тексте нет этнонима "монголы", а стоит термин "фань" — "западные варвары", то есть тибетцы и родственные им племена. Кроме того, Ваньянь Ган служил в самой западной (юго-западной) провинции чжурчжэньского государства, которая называлась Линьтаолу (главный город Линьтаофу — современный уездный г. Линьтаосянь) — юго-западная часть восточной половины современной провинции Ганьсу. Этот район был издавна заселен тибетскими племенами.

573. Линьтаньуездный город, сохранивший свое название до наших дней. Он находится примерно в 70 км к юго-западу от Линьтаофу (см. прим. 572), почти на границе с провинцией Кукунор (Цинхай).

574. Дуцзунгуанькомандующий войсками провинции или округа. В данном случае Шимо Чжун-вэнь был командующим войсками провинции Линьтаофу.

575. Это дополнение сделано по китайскому тексту. Без него будет непонятной следующая фраза: "Выступив в одно и то же время девятью дорогами..."

576. Лайюаньнебольшой укрепленный пункт, находившийся в районе современного уезда Лунси в провинции Ганьсу.

577. Цзаоянэто небольшой современный уездный город, находящийся в северной части провинции Хубэй, недалеко от границы с провинцией Хэбэй, в 65 км к востоку от г. Сянъянь (Сянфань) (см. прим. 274).

578. Аньфэнцзюнь (воеводство Аньфэн) охватывало довольно значительные территории в современной провинции Аньхой, к югу от р. Хуайхэ. Командование его находилось в г. Шоучунь (см. прим. 293). Уездный город Хоцю сохранил свое название до наших дней и находится в этом же районе, в 50 км к западу от г. Шоучунь, недалеко от границы с провинцией Хэнань.

579. Гуанхуацзюнь (воеводство Гуанхуа) было создано при династии Сун в северной части современной провинции Хубэй. Командование воеводства находилось в г. Цяньдэ, к западу от современного г. Гуанхуа.

580. Луцзяннебольшой правый приток р. Янцзыцзян. Он берет начало в южной части провинции Аньхой и течет в северном направлении.

581. Цзян-хуайские войскавойска, расположенные между реками Янцзыцзян (Цзян) и Хуайхэ (Хуай).

582. Динюанъсяньсовременный уезд в провинции Аньхой.

583. Суйчжоуэто современный уездный г. Суйсянь, расположенный в северо-восточной части провинции Хубэй, недалеко от границы с провинцией Хэнань.

584. Чучжоуэто современный уездный г. Чусянь в провинции Аньхой, недалеко от границы с . провинцией Цзянсу, в 40 км к северо-западу от г. Нанкин.

585. Дэчжоу (в кит. тексте Дэань). Здесь ошибка. Округ и город Дэчжоу находились в провинции Шаньдук (см. прим. 459), а описываемые военные действия развертывались в провинциях Аньхой и Хубэй. Здесь также не может быть город Дэань, сохранивший свое название до наших дней и расположенный в провинции Цзянси, к юго-западу от г. Цзюцзян на берегу р. Янцзы. Чжурчжэни не могли проникнуть так далеко на юг и взять этот город. Кроме того, ниже в тексте упоминается крепость Сянъян (см. прим. 274), подвергшаяся нападению войск Ваньянь Куана. Уездные города Аньлу, Инчэн, Юньмэн, Сяогань и Ханьчуань сохранили свои названия до наших дней. Все они расположены в одном районе, в провинции Хубэй, на расстоянии 40-90 км к западу и северо-западу от г. Ухань. Уезд Цзиньшанъ сейчас называется Хуайюань и находится в северной части провинции Аньхой. Если предположить, что Ваньянь Куан находился в цзянсийском г. Дэань, то в данном тексте совершенно неуместно слово "разослал", т.к. он не мог в тех условиях руководить действиями войск, находившихся от него на расстоянии 650 км (Цзинъань) или даже 400 км (остальные 5 уездов). Это обстоятельство может быть дополнительным соображением для утверждения, что где-то в провинции Хубэй был еще один г. Дэань (Дэчжоу), не зарегистрированный в справочниках.

586. Яньчуаньэто небольшой укрепленный пункт (чжай — "лагерь, палисад"), существовавший при династии Сун. После того, как чжурчжэни захватили этот район, Яньчуань был превращен в торговый городок (чжэнь). Находился он в двух — трех километрах к юго-западу от современного уездного г. Чжансянь в провинции Ганьсу. Линьтань (см. прим. 573) находился примерно в 70 км к западу от г. Яньчуань.

587. Ючжоу. Здесь (как и в кит. тексте) ошибка. Надо: "Ючуань". Ючуаньнебольшой уездный город, созданный при династии Сун в 35 км к юго-западу от уезда Миньсянь, в южной части современной провинции Ганьсу. Что касается округа Ючжоу, то он находился в провинции Сычуань, т.е. далеко от театра военных действий. Этот вывод подтверждается также тем, что перечисленные ниже населенные пункты Личуань, Люйчуань, Данчан и Датань также были захвачены войсками Ваньянь Гана. Они также находились недалеко от уезда Миньсянь: Личуань — в 40 км к востоку, Люйчуань — в 60 км к востоку, Данчан — в 60 км к юго-востоку, а Датань — в 100 км к юго-востоку.

588. Ханьшаньэто довольно крупный современный уездный город в восточной части провинции Аньхой, примерно в 40 км к западу от того места, где границу провинции пересекает р. Янцзы. Крепость Мань в китайском тексте не упоминается.

589. Лайань и Цюаньцзяоуездные города, названия которых сохранились до наших дней. Они находятся в современной провинции Аньхой, почти на границе с провинцией Цзянсу (10-15 км). Продвигаясь дальше на восток, Хэшиле Цзы-жэнь вышел на берег р. Янцзы и занял Чжэньчжоу (ныне это г. Ичжэн), располагавшийся на территории современной провинции Цзянсу, в 35-40 км к северо-востоку от г. Нанкин, на левом берегу р. Янцзы. Сообщение об этом имеется ниже.

590. В южной части современной провинции Ганьсу, но несколько восточнее войск Ваньянь Гана, действовали войска Пучи Чжэня. Ими были заняты города: Тяньшуй, находящийся на р. Вэйхэ, в 110 км к западу от уездного г. Миньсянь и в 50 км к востоку от границы с провинцией Шаньси; окружной город Сихэ — в 60 км к югу от г. Тяньшуй. Сейчас оба эти пункта являются уездными городами и носят те же названия.

591. Ичэнсовременный уездный город в северной части провинции Хубэй, в 35 км к югу от г. Сянъянь (см. прим. 274). Развалины старого города, о котором идет речь в тексте, находятся немного южнее.

592. Фэнчжоусовременный уездный г. Фэнсянь. На отечественных картах иногда указывается уезд Цзюфэньсянь ("старый Фэнсянь"). Он находится в юго-западной части современной провинции Шэньси, и 60 км к юго-западу от г. Баоцзи и в 15 км от границы с провинцией Ганьсу.

593. Синчжоустарое название города, существовавшее при династии Тан. Сунцы переименовали его в Мяньчжоу. Сейчас это уездный г. Мяньсянь, находящийся в юго-западном углу провинции Шэньси, в 100 км от стыка границ провинций Сычуань и Ганьсу.

594. Шуназвание многих древних княжеств, в разное время существовавших на территории провинции Сычуань. Ныне это сокращенное литературное название провинции Сычуань.

595. Гучэнгород, название которого сохранилось до наших дней. Он расположен в северной части провинции Хубэй, в 60 км к северо-западу от г. Сянъянь (см. прим. 274).

596. Цзечжоусовременный уездный г. Уду. Он находится на юге провинции Ганьсу, к юго-западу от г. Сихэчжоу (см. прим. 590), в 50-70 км от границы с провинцией Сычуань.

597. Фэнсянфурайон современного уездного г. Фэнсян в средней части провинции Шэньси, в 130 км к западу от г. Сиань.

598. Чжао Ко (храмовое имя Нин-цзун) — тринадцатый император династии Южная Сун; правил с 1194 по 1224гг.

599. Сычжоуокруг, созданный при династии Тан в северо-восточном углу провинции Аньхой. При династии Южная Сун название округа не изменилось, но окружной центр (г. Сычжоу) был перемещен в другое место, на 0,5 км к северу от современного уездного г. Сючжи на реке Хуайхэ, недалеко от границы с провинцией Цзянсу.

600. "Места за великой рекой (Цзян)" — территория к северу от р. Янцзыцзян, в междуречье Хуайхэ и Янцзыцзян. Эта ориентировка сделана с точки зрения государства Южное Сун.

601. Цаньисоветник. Здесь, несомненно, речь идет о советнике императора по военным делам — цзюньши цаньи.

602. Хань То-чжоукрупный государственный деятель государства Южное Сун, занимавший очень высокие посты при императорском дворе. В 1203 г. он был назначен на пост тайши (см, прим. 66), а в 1205 г. стал государственным министром (канцлером). Под его руководством был составлен план военных действий против чжурчжэней. После многочисленных поражений Хань То-чжоу отправил послов к чжурчжэням с просьбой о заключении мира. Одним из основных условий чжурчжэней было требование выдать им зачинщиков войны. Первоначально китайцы пытались отделаться выдачей некоторых второстепенных деятелей, но в 1208 г. были вынуждены казнить Хань То-чжоу, а его голову отправить чжурчжэням.

603. "Два места реки Хуай" (Лян Хуай) — "места двух Хуай" (дословный перевод). Это одно из обычных для Китая сокращений, дословный перевод которых невозможен. Здесь надо перевести так: "места к северу и югу от реки Хуай". Под термином Лян Хуай подразумевается средняя часть современной провинции Цзянсу, к югу и северу от р. Хуайхэ.

604. "Шесть царств" (Лю чао) — шесть династий (царств), правивших на территории Южного Китая и последовательно сменявших одна другую: 1) У (222-280) — одно из трех царств эпохи Троецарствия (220-280); 2) Восточная Цзинь (317-420). В 265 г. началось объединение Китая под властью династии Цзинь, которое закончилось к 280 г. покорением царства У. В 317 г. Северный Китай был захвачен "варварами" тоба, а под властью династии Цзинь сохранился только юг страны (до 420 г.); 3) Сун (420-479); 4) Ци (479-502); 5) Лян (502-557) (см. прим. 441); 6) Чэнь (557-589). Таким образом, "Лю чао" ("Шесть царств") существовали в Южном Китае с эпохи Троецарствия и до начала нового объединения страны под властью династии Суй.

605. Здесь упоминается эпизод междуусобной борьбы в "смутный период", известный в литературе как "Эпоха пяти династий и десяти царств". За время с 907 по 960 гг. на севере Китая сменилось 5 династий. В это же время на юге существовало 10 царств. В действительности, самостоятельных владений было больше, еще больше существовало претендентов на захват власти в Поднебесной: то там, то здесь объявлялось о создании новых династий. Упомянутая в тексте династия Хоу Чжоу (Поздняя Чжоу) правила на севере Китая с 951 по 960 гг. Эра правления Сянь-дэ была установлена первым императором династии Поздняя Тан Го Вэем (Тай-цзу) в начале 954 г. и оставалась неизменной при его наследниках — Чай Жуне (Ши-цзун, 954-959) и Чай Цзун-сюне (Гун-ди, 959-960) — до самого конца династии. Это очень редкий случай в истории Китая. Царство Нанъ Тан (Южная Тан) владело частью территории Южного Китая и существовало с 937 по 975 гг.; Ли Цзи правил с 943 по 961 гг.

606. Упомянутые здесь четыре округа находились (по современному административному делению) в провинциях Хубэй и Аньхой, вдоль левого (северного) берега р. Янцзы: 1) Хуанчжоув провинции Хубэй, к востоку от г. Ухань; административный центр округа — г. Хуанган; 2) Цичжоувосточнее округа Хуанчжоу; центр — г. Цичунь; 3) Шучжоуеще восточнее; центр — г. Хуайнин (современный Аньцин -главный город провинции Аньхой); 4) Лучжоу (см. прим. 293) — к востоку от г. Шучжоу, в некотором отдалении от р. Янцзы. В подстрочном примечании Г. М. Розова употреблен топоним Хугуандревнее название района современных провинций Хубэй и Хунань. Позднее, при монгольской династии Юань, Хугуан включал и часть современной провинции Гуанси.

607. Здесь не губернии (провинции), а фу (см. прим. 13) — промежуточные административные единицы между провинциями (лу) и округами (чжоу). Тайюаньфусредняя часть современной провинции Шаньси. Хэцзяньфунаходилась в провинции Хэбэй (см. прим. 230). Что касается Суншань, то в справочной литературе по Северному Китаю такая административная единица или город не зарегистрирована. Возможно, это район г. Баодин, где имеется несколько гор с таким названием.

608. Округ Жучжоу уже встречался выше (см. прим. 271). Округ Сюйчжоу находился в провинции Хэнань, в районе современного уезда Сюйчан, расположенного в самом центре провинции. Название уезда Сянчэнсянь сохранилось до наших дней. Он находится в 40 км к юго-западу от г. Сюйчан. При династии Сун этот уезд входил в состав округа Жучжоу, а при чжурчжэнях — в состав округа Сюйчжоу.

609. Хулингуань, Из всех перечисленных пунктов, взятых чжурчжэньскими войсками в девятом и десятом месяцах, только застава Хулингуань может быть точно локализована. Она находилась в 75 км к северо-востоку от современного уездного г. Сюньян (провинция Шэньси), на границе с провинцией Хунань.