Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КЛОД ГЮГО

ЗАПИСКИ ОБ ИНДИИ

NOTTES SUR L'INDE. D'APRES UN VOYAGE FAIT PENDANT LES ANNEES 1769, 1770, 1771, ET 1772. PAR M. HUGO CAPITAINE DE DRAGON.

ANNEE MDCCLXXV

ГЛАВА Х

О прежних владениях Компании на территории Али Раджи

Основное поселение в этих владениях называлось Ниллессера. Кавайе, Белипатан, Раметели и Монтдели зависели от Ниллессеры. Все это раньше принадлежало французской Индийской компании по праву завоевания после войны с канаратцами и последовавшего за ней договора.

Ниллессера окружена стенами и несколькими башнями с облицовкой в некоторых местах. Когда она принадлежала нам, там стоял гарнизон из 250 сипаев и 30 белых, с 18 — 20 пушками. Все это было под командованием одного советника-лейтенанта, который теперь капитан порта в Маэ (в настоящее время (1775) он глава фактории в Каликуте), и нескольких младших офицеров, хотя это местечко и совсем небольшое.

В Раметели, Монтдели и Кавайе тоже был гарнизон. Однако форт Монтелайе, находящийся между Кавайе и Ниллессерой, был занят многочисленным гарнизоном противника. А когда были заключены соглашения, г-н Луэ и Совет Маэ совершенно упустили из виду, что противник сможет стеснять нас и мешать созданию новых владений, тем более что наиры благодаря своему положению в Кананоре господствовали над всеми сухопутными дорогами. Но гордость за то, что французский флаг проникает все дальше, а быть может, и то, что губернатор Маэ г-н Луэ, как и другие его собратья, вел войну от своего имени, побудили его заверить Компанию, будто бы эти владения принесут барыши... Легко убеждать в чем-то своих доверителей, если они находятся за 6 тысяч лье!

В этой местности предполагалось посадить сто тысяч кокосовых пальм, и, кроме того, она должна была поставлять в Маэ съестные припасы. Г-н Луэ, так же [112] как и Совет Маэ, утверждал, что одна кокосовая пальма принесет не меньше одной золотой пагоды в год дохода, а, следовательно, со ста тысяч таких деревьев можно будет ежегодно выручать по 920 тысяч ливров, не считая других продуктов и внутренней торговли. Имея перед собой такую перспективу, купцы повели войну с большим воодушевлением, но неумело. (Правда, для победы над индийцами большого умения не нужно, достаточно огнестрельного оружия и активных действий.) Война длилась два года, а затем был подписан мир на приведенных выше условиях. На это потребовалось больше миллиона. И вот кокосовые пальмы были посажены.

Через несколько месяцев темной ночью наиры вместе с канаратцами проникли сюда и расправились как с пальмами, так и с белыми. Белые, которым так же плохо платили, как и сипаям, быстро отступили, бросив всю артиллерию.

Вот так обернулись эти события. Неспособность, лихоимство и по меньшей мере корыстолюбие почти всегда лежали в основе поступков тех лиц, которым Компания доверяла вести ее дела. Следует ли удивляться, что эти дела шли плохо, если ее служащие так наживались?

Во время последней войны г-н Луэ сдал Маэ англичанам, дав один-единственный пушечный выстрел в честь нашего флага. А между тем на крепостных стенах у него было свыше 130 стволов. Но он не сведущ в том, как защищать укрепления и, тем более, как командовать солдатами.

А надо было открыть сильный ружейный огонь прежде, чем сдать Маэ врагу. Для этого нужен был только сообразительный и храбрый начальник и такие же затраты, какие делаются в настоящее время.

Все перечисленные выше места теперь находятся под властью маппелы Али, которому передал их Айдер-Али-Кам.

Али принял титул раджи и избрал своей резиденцией Кананор, столицу империи Коластри. Айдер-Али-Кам сверг в 1767 г. императора Шерикеля и сделал Али Раджу правителем захваченных земель. Владения Али Раджи простираются от Осдронга до реки Дермапатан, что на границе Телличерри. Он является также сувереном Телличерри. [113]

Али Раджа — мусульманин из секты Али. Большая часть его подданных, как и он сам, маппелы. Много там и наиров. Любит он их не больше, чем они его. Все маппелы вооружены, но не знают дисциплины. По первому же приказу он может собрать 7 — 8 тысяч человек, вооруженных ружьями.

У голландцев в Кананоре был форт, считавшийся лучшим на Малабарском побережье. Когда Айдер-Али-Кам завоевал Малабар, голландцы продали свой форт Али Радже за 480 тысяч ливров и ушли из Кананора.

Этот маппела, которого ни один правитель Индии, кроме Айдер-Али-Кама, не признаёт королем, был, как и все из его касты, купцом. Он скопил большие богатства, да к тому же его предки оставили ему весьма значительную сумму и передали власть над одним из Мальдивских островов. (Он воюет на этом острове с жителями, не желающими признавать его за владыку и платить ему дань.)

После того как Айдер-Али-Кам наложил на англичан контрибуцию за вторжение в его страну, воспользовавшись тем, что маратты отвлекли в это время его внимание стычками в горах, этот человек, которого знали только как маппелу Али, предложил Набабу завоевать Малабар. Его целью было не только отомстить Саморину и Шерикелю, но и осуществить свои честолюбивые замыслы. Он был уверен, что Набаб удовлетворит его желания.

Поскольку Айдер-Али-Кам вместе со своей победоносной армией, нанесшей поражение англичанам, был неподалеку, в Коемонтуре 1, ему надо было лишь спуститься в Малабар и захватить его. Через шесть недель военных действий все наиры от Каликута до Осдронга (за исключением короля Котиала, который благодаря местоположению своей страны смог избежать ига Набаба) подпали под его власть, а все правители, бежавшие при приближении армии Набаба, лишились своих владений. Айдер-Али-Кам передал власть своим ставленникам, в частности маппелу Али, ставшему наследником империи Коластри, во главе которой раньше был Шерикель, спасшийся у англичан в Телличерри.

Через некоторое время после этого переворота англичане предприняли попытку отобрать у Али все земли, завоеванные Айдер-Али-Камом, и возвратить трон [114] Шерикелю. Однако Али, который всего полгода назад был простым купцом, проявил себя героем, и англичане всюду потерпели поражение. Покрыв себя позором, они были вынуждены запереться в Телличерри, так и не сумев вернуть престол своему ставленнику.

Г-н Пико повел переговоры с Набабом и добился восстановления короля Картената, который тоже спасся бегством при приближении армии Айдера.

Кроме сухопутных сил у Али Раджи был еще небольшой флот, с помощью которого он тщетно стремился подавить восстание на Мальдивах. Флот этот состоит из 14 судов, вооруженных 60 пушками.

Эти суда ведут торговлю с Мокой, Маскатом и с восточным побережьем.

Али Раджа сам строит свои суда, и в его владениях есть необходимый для этого лес. Это умный, трудолюбивый, деятельный и очень честолюбивый человек. Он сам помогает во всех работах, заставляя и других делать многое. В июле 1771 г. я увидел его в Кананоре на верфи, где он наблюдал за строительством трех новых кораблей. Он сказал мне тогда, что так же любит французов, как ненавидит англичан. Али знает несколько языков, понимает по-английски и немного по-французски.

Его доходы совершенно не соответствуют тем расходам, которые требуются для проведения в жизнь намеченных планов. Он влез в долги в счет доходов на четыре года вперед, и, не будучи пророком, я не сомневаюсь, что он станет тираном для своих подданных на суше, флотом же воспользуется для пиратских действий. Али уже причинил немало горя некоторым членам своей касты, вовсе ему не подчиненным. В конце 1771 г. он женился на одной из своих племянниц и пригласил на свадьбу всех наиболее видных маппелов. В Кананоре было более 20 тысяч вооруженных солдат. Празднества длились неделю, и в течение всего этого времени всех кормили. Сухопутная и морская артиллерия, насчитывавшая более 120 пушек, трижды в день давала салют, После этого люди, от которых он не собирался ничего, получить, были отпущены, от других же он потребовал разные суммы денег. Наш купец в Маэ дал ему 7 тысяч рупий. Полагают, что собранная Али Раджой таким образом дань принесла ему целый лакк рупий. [115]

Во время празднества в Маэ и Телличерри удвоили стражу и патрули ходили круглые сутки. Это было необходимо из-за того, что маппелы справедливо заслужили репутацию поджигателей и убийц. Никому из них не разрешалось оставаться в колонии после захода солнца. Одержимые из этой касты часто обрекают себя на смерть во имя любви к своим вождям или другу и ради них идут на любую опасность. Например, здесь видели, как один человек со сломанной рукой заколол кинжалом того, кого поклялся убить. В Маэ так погибло несколько человек, прибывших сюда для убийства своих же после войны, которую г-н Луэ вел с канаратцами. Такие люди встречались в Маэ и в 1774 г. Их можно было узнать по блуждающему взгляду, кинжалу, который они носят без ножен, и по напоминающей саван одежде, накинутой на плечи.

Каста рашпутов 2, обитающих в Декане, отличается еще большей одержимостью. Известны примеры, когда рашпуты на сабле давали клятву не уступать какую-либо местность или форт, и никогда не случалось, чтобы давшего такую клятву брали в плен живым.

Насколько я знаю касту маппела, думаю, что Али Раджа неверно поступил с точки зрения политики, понудив некоторых видных лиц участвовать в его расходах. Те, кто заплатил затребованный взнос, сами дали бы ему вдвое больше, если бы вопрос стоял о его возвышении или о поддержании его нового высокого титула. Всем им льстило бы, что человек их касты стал королем. Ведь этот народ вечно скитался и был, как евреи, рассеян отдельными семьями.

С тех пор как Набаб сделал Али королем, все маппелы от мыса Коморин до Карвара объединились вокруг него. Даже будучи подданными королей Траванкора, Саморина и других правителей-наипов, маппелы все равно считают Али своим королем. Если бы не подобный тиранический поступок, он мог бы вершить великие дела с помощью силы и денег всех маппелов (ненавидимых другими кастами и, в свою очередь, ненавидящих их). Прибавлю, что в случае смерти Айдер-Али-Кама Али смог бы овладеть побережьем Канары и Малабара.

Али Радже нет еще сорока лет. Айдер-Али-Каму шестьдесят. Естественно, Али должен пережить Набаба. [116]

Если он будет поступать мудро, после смерти Айдера он сможет забрать часть его государства, воспользовавшись первым же переворотом.

На побережье находится 40 тысяч маппелов, вооруженных европейскими ружьями. Если иметь деньги, можно легко набрать и сипаев. К тому же есть и военачальники, которые предают своих господ и, покидая их, уводят с собой часть армии.

Али Раджа сделал ошибку, взяв деньги с именитых особ своей касты, ибо все они — маленькие правители страны, в которой обитают. Это вызвало у них недовольство. Я знаю, что они скорее согласятся жить в республике, чем под властью человека, который, становясь могущественнее, будет еще больше их притеснять. Имею основание полагать, что маппелы согласны с тем, что Али занимает сейчас такое положение, но, если он захочет еще дальше распространить свою власть, они исподтишка будут препятствовать этому. Уверен также, что в случае смерти Набаба англичане будут искать способ, чтобы рассчитаться с его союзником Али Раджой и отобрать снова Манголор; наиры же, очень недовольные маппелами, устроят страшную резню. Таких событий следует ожидать, в особенности если маппелов поддержит кто-нибудь из европейцев, что легко может произойти. Ведь в этом незащищенном краю маппелы очень опасны, и они захватили всю внутреннюю торговлю на Малабарском побережье.

Пока Али Раджа остается союзником Айдер-Али-Кама, на этом побережье англичане ничего не могут предпринять. Сверх того, они еще ежедневно создают себе новых врагов. Англичанам нужна целая армия. Форт Кананор можно взять только посредством регулярной осады. Для его обстрела потребуется эскадра. В форте же 50 пушек, мортиры, 800 солдат и необходимое продовольствие и снаряжение. Он отвлечет половину всех военных сил, имеющихся у англичан в этой части Индии, и не думаю, чтобы они были настолько неопытными, чтобы так ослабить себя: ведь они боятся Айдер-Али-Кама, который разбил их, европейцев, без всякой помощи. И это после того, как французские начальники допустили, чтобы англичане одержали над ними победу.

Состав военных во французской Компании таков, что офицер, который командовал фортом Сен-Жорж в Маэ, [117] продал из него пушки. В военной экспедиции офицеры должны подчиняться служащим Компании. Поэтому нечего особенно удивляться тому, что наши враги одерживают над нами победы. Я могу привести много фактов. Однако и без того вся Европа знает, что мы потеряли Индию, несмотря на благоприятные обстоятельства, на дружбу со стороны индийцев и доблесть, которую проявили бывшие там несколько честных людей.


Комментарии

1 Правильно: Коямпуттур (в написании европейцев — Коимбатор) — стратегически важный город, расположенный между двумя горными перевалами на дороге, ведущей из Майсура к Малабарскому побережью.

2 Правильно: раджпуты — военная каста в Северной Индии. Некоторые группы в Южной Индии также причисляли себя к раджпутам. Раджпуты в XVIII в. считались хорошими и верными воинами.

(пер. К. А. Антоновой)
Текст воспроизведен по изданиям: Клод Гюго. Записки об Индии. М. Наука. 1977

© текст - Антонова К. А. 1977
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - svan. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука 1977