СВЕДЕНИЯ О ХАЛИФЕ АЛ-МАНСУРЕ В РУКОПИСИ СОЧИНЕНИЯ «МУХТАСАР АД-ДУВАЛ» БАР ГЕБРЕЯ
В собрании Института восточных рукописей РАН в Санкт Петербурге хранится арабская рукопись № С-703. Это сочинение «Мухтасар ад-дувал» («Компендий (истории) государств»), автором которого является сириец христианин историк филолог и богослов Йуханна Григурийус Абу-л-Фарадж Ибн ал-'Ибри) Бархебреус ал-Малати (1226–1286), известный также как Бар Хебрайа, Бар Гебрей или Barhebraueus 1. В манускрипте содержится весьма информативный отрывок, посвященный правлению одного из наиболее известных и сыгравших большую роль в истории Аббасидского государства правителей халифа ал-Мансура (754–775). В данном списке рукописи имя автора отсутствует 2. Дата переписки – 26 августа 1605 г. (13 раби' второго 1014 г.х.). Текст написан в стиле неровного насха (заголовки – крупного сулса) на европейской бумаге с филигранью в виде якоря в овале с использованием черных чернил; красными чернилами выделены некоторые заголовки, обрамление текста и знаки разделяющие предложения 3. Список содержит 115 листов 4.
Данное сочинение представляет собой краткое изложение мировой истории – библейские сюжеты, историю Древнего Ирана, Греции, Римской империи, Византии, Арабского халифата до монгольского нашествия включительно. Арабской истории посвящена большая часть книги. «Мухтасар ад-дувал» делится на десять частей (по названию страны – даула), которые в свою очередь делятся на главы (фасл).
Глава «Абу Джа'фар ал-Мансур» относительно большая по сравнению с главами, посвященными другим халифам, она занимает два листа рукописи. Приводимый ниже перевод отрывка содержит как общеизвестные факты о времени правления халифа ал-Мансура, так и некоторые интересные для историков детали, которые помогут в создании более полного представления о халифате Аббасидов.
Абу Джа'фар ал-Мансур – 'Абд Аллах ибн Мухаммад ал-Имам ибн 'Али ибн 'Абд Аллах ибн ал-'Аббас, которому присягнули в 139 году. В том же году был убит Абу Муслим ал-Хурасани, убил его ал-Мансур из-за того, что когда они оба вместе совершали паломничество во время правления ас-Саффаха, Абу Муслим [по пути] одевал бедуинов и приводил в порядок колодцы и дороги, что принесло ему славу; за это Абу Джа'фар возненавидел его. Когда люди покидали место паломничества, Абу Муслим двигался впереди Абу Джа'фара и в пути его настигла новость о кончине ас-Саффаха; он написал Абу Джа'фару о его брате, и не радовался он тому, что тот станет халифом; и не стал его догонять и не вернулся. Абу Джа'фар ал-Мансур устрашился его, обдумал все и замыслил козни; и не мог спать, пока не схватит его. Абу Муслим спросил совета у своих сотоварищей о том, вернуться ли ему к ал-Мансуру. Сказал [один из них]: «Я не считаю, что ты должен идти; я считаю, что ты должен стремиться в Хорасан, потому что не настигает ал-Мансура дремота с тех пор, как сказали ему как принимается мнение из-за утоления жажды, и ты ушел также». Когда Абу Муслим прибыл к ал-Мансуру, он приказал встретить его с высочайшим почетом и уважением; затем он пришел к ал-Мансуру и поцеловал его руку; приказал он ему удалиться и освежить свою душу этим вечером и пойти в баню, и тот удалился. На следующий день ал-Мансур снарядил четырех своих стражников, поставил их в засаду за балдахином и сказал им: «Если я хлопну рукой, то делайте свое дело». [Потом он] послал за Абу Муслимом, [5] приглашая к себе, и пришел он к ал-Маисуру, предстал перед ним и упрекал он его, напоминая о его ошибках. Вот некоторое из того, что он ему поставил [в упрек]. «Разве ты не первый писал мне, и ты пришел ко мне и сказал: «Где стражники, пришло ко мне письмо, прочитай его; потом ты сообщаешь о нем Малику ибн ал-Хайсаму, он читает его, и вы оба насмехаетесь». Начал Абу Муслим оправдываться перед ним и целовал землю у его ног. Ал-Мансур сказал: «Да убьет меня Аллах, если я тебя не убью!» и хлопнул [рукой]. Вышли стражники и ударили его своими мечами, и кричал он и молил о пощаде, говоря: «Оставь меня в живых против своих врагов, о, повелитель правоверных!» Ответил ему ал-Мансур: «Кто же из врагов больший враг для меня, чем ты?» <…>
В 140 году ал Мансур отправил 'Абд ал-Ваххаба, сына его брата Ибн Хаймара ибн Мухаммада имама, с 70 тысячами воинов в Малтийу, они прибыли туда и восстановили там все, что разрушили византийцы, это заняло у них шесть месяцев. Поселил там ал-Мансур более четырех тысяч воинов с оружием и боеприпасами и построил крепость Фалаузийа. В том же году выступили равандийа, один из народов Хорасана, против ал Мансура в городе ал-Хашимийа. Они говорили о переселении душ и утверждали, что их господь, который их кормит и поит, – это ал-Мансур и начали совершать обход вокруг его дворца, говоря, что это дворец нашего господа. Ал-Мансур не одобрил подобное, вышел к ним пешком, словно не было во дворце ни одного верхового животного и отвел их на рынок, где они все собрались. Там на равандийа напали и всех убили, а было их шестьсот человек.
В 144 году ал-Мансур схватил двенадцать потомков ал-Хасана ибн 'Али (мир ему) и отправил их из Медины в Куфу, где их заперли в маленьком доме, <…> где они все умерли. Затем выступил [против ал-Мансура] Мухаммад ибн 'Абд Аллах ибн ал-Хасан ибн ал-Хусайн ибн 'Али ибн Абу Талиб (мир ему) в Медине и собрал народ, который провозгласил его махди. Выступил также его брат Ибн Хаймар в Басре с тридцатью тысячами [воинов], оба они сражались, но проиграли.
В 145 году ал-Мансур начал строительство города Багдада, причиной этого было то, что он уже построил ал-Хашимийу в окрестностях Куфы. Из-за того, что в ней (в ал-Хашимийе – В. К.) восстали против него равандийа, он возненавидел ее жителей, а также из-за ее близкого расположения к Куфе. Он не доверял ее жителям, [боялся] за себя (а они уже начали сеять раздор в его войске) и ушел оттуда в поисках места где сможет поселиться вместе с его войском. Сказали ему знающие люди: «Ты знаешь, о эмир верующих, что [это место] должно быть на пересечении [путей] и между реками так. чтобы твой враг не смог добраться до тебя по самому высокому мосту. Ты перегородишь [этот мост], и они не приблизятся к тебе. Ты [будешь находиться] посередине между Басрой, Куфой, Васитом, Мосулом, Савадом, Тигром и Евфратом. Это [положение в качестве] связующего звена [будет] подобно рвам вокруг твоего города. Продукты для тебя в него будут поставляться по суше и по морю. И охватило ал-Мансура желание поселиться в таком месте. Когда он решил строить Багдад, то приказал разобрать ал-Мада'ин и дворец Хосрова, отправил куски от Белого дворца в Багдад и осмотрел их; а количество, необходимое ему, превышало стоимость железа, и он отказался от обломков. Вечером он заложил Круглый город, некоторые люди в нем располагались ближе к государю, чем другие. Он возвел два ряда стен, построил в центре [города] себе дворец, рядом с ним построил соборную мечеть, в которой неправильная кибла, поэтому молящийся должен поворачиваться в сторону ворот Басры. Рынки города поразили посланника правителя Византии, он провел всю весну, обходя город. И сказал [ал-Мансур]: «Что ты думаешь [о городе]?». Тот ответил: «Я видел прекрасные здания, однако также я видел твоих врагов рядом с тобой, то есть чернь». Когда посланник уехал [ал-Мансур] приказал удалить [чернь] в район ал-Карх, а также [6] приказал, чтобы в каждом районе его города бакалейщики продавали овощи и уксус согласно потребностям.
В 150 году умер Абу Ханифа ан-Ну'ман ибн Сабит, имам.
В 158 году ал-Мансур отправился из Багдада в хадж и остановился во дворце 'Абдавайх, во время его нахождения там исчезла звезда в лучах зари, и остался след от нее до восхода Солнца; позвал он ал-Махди своего сына, а он его сопровождал, чтобы тот вверил и завещал ему имущество и власть. Он (ал-Мансур. – В. К.) сказал ему: «Я вверяю тебе людей твоего дома, чтобы разносились вести об их благородстве. Поистине твое могущество – их могущество. Помни о них. Делай то, что я говорю. Заботься о своих мавали, делай им добро, не жалей для них ничего, осыпай их деньгами, чтобы обрести силу. Делай то, что я говорю. Следи за этим городом, ты должен построить его восточную часть, не откладывай ее строительство. Делай то, что я говорю. Живи со своими женами. Делай то, что я говорю. Это мое завещание тебе. Аллах мой – заместитель для тебя». [После этого ал-Мансур] попрощался с ним, и каждый из них присоединился к своим спутникам. Затем он отправился в Куфу, и каждый раз, проходя мимо ее домов, усиливалась его боль о тех, кто умер там. Когда он дошел до Би'р маймуна, на рассвете в зу-л-хиджжу 158 года умер. Отнесли его в Мекку и вырыли для него сто могил, чтобы запутать людей, и похоронили его в другой могиле с непокрытой головой, что было символом ихрама. Было ему тогда 63 года. Срок его правления в халифате составил 22 года. По поводу его внешности и характера говорят, что он был смуглым, стройным, с редкой бородой, а по нраву был лучшим из людей; выходил к людям, имея много терпения. Его детской забавой было то, что он надевал свою [парадную] одежду и выходил [в таком виде на улицу], и от этого трепетали перед ним высокие чином, не говоря уже о низких. Не было в его доме никаких игр забав или развлечений. Сказал Хамад ат-Турки: «Я стоял около ал-Мансура, когда он услышал какой-то шум и сказал мне; «Иди и посмотри, что это». Я пошел и вдруг [увидел], что его слуга, вокруг которого сидят невольницы, играет для них на лютне, и они смеются. Я сообщил об этом ему. Он сказал: «А что такое лютня?» Я описал ему ее. Он сказал: «Ты не знаешь, что такое лютня». Я сказал: «Я ее видел в Хорасане». После этого он встал и пошел к ним, когда [невольницы] увидели его, испугались. Он подозвал слугу и так ударил его по голове той лютней, что она сломалась, а затем он выгнал его и продал. Когда дошло до него известие о смене моды и удлинении колпаков, под которыми прятали локоны, то он приказал сосчитать дома жителей Куфы, а доля каждого дома была пять дирхемов; когда он узнал их количество, то одарил их сорока дирхемами.
[Новая] глава. В разгар строительства Багдада ал-Мансура поразила желудочная болезнь, которая долго продолжалась. Каждый раз, когда лекари [пытались] его лечить, болезнь только обострялась. Ему сообщили, что лучший лекарь – это Хурхис (Георгий. – В. К.) ибн Лахтишу' ал-Джундишапури, и он поспешил позвать его. Отослал его (лекаря. – В. К.) наместник Джундишапура, который ненавидел его, и он уехал. Он вверил своему сыну Лахтишу' больницу и взял себе в спутники своего ученика 'Ису ибн Сахля. По его прибытии в Багдад ал-Мансур приказал ему явиться. Когда тот пришел на аудиенцию, он обратился к нему по-персидски и по-арабски. Ал Мансур был поражен красотой его речи и внешнего вида, приказал ему сесть, расспросил его о разных вещах, на что тот ответил со спокойствием, и рассказал халиф ему о своей болезни. Сказал ему Хурхис: «Истинно, я вылечу тебя, если пожелает Аллах и поможет». И тут же ал-Мансур одарил его почетной одеждой, отправил жить в ал-Раби', а это было самое красивое место в его доме; и приказал оказывать ему такие почести, какие подобают благороднейшим из знатнейших. Хурхис усердствовал в лечении пока [халиф] не выздоровел, что вызвало его огромную радость. Сказал ему как-то [ал-Мансур]: «Кто тебе здесь прислуживает?». Тот ответил: [7] «Мои ученики». Сказал ему халиф: «Я слышал, что у тебя нет жены». [Лекарь] сказал: «Моя жена старая и слабосильная, не может даже подняться с места», затем удалился с аудиенции и вышел вон. Ал-Мансур приказал своему слуге Салиму привести [лекарю] трех византийских невольниц и [дать] три тысячи динаров. Когда пришел Хурхис в свое жилище увидел своего ученика 'Ису ибн Сахля, и узнал все, что касается невольниц. Затем сказал обращаясь к 'Исе: «О, ученик дьявола! Зачем эти [невольницы] пришли в мой дом? Ты хотел, чтобы мне стало плохо? Верни их хозяевам!» Пошел он ('Иса. – В. К.) во дворец халифа и вернул их слуге. Когда весть об этом дошла до ал-Мансура, он приказал [лекарю] прийти. [Халиф] сказал ему: «Почему ты вернул невольниц?». Тот ответил: «Не разрешает нам христианский образ жизни брать в жены больше одной женщины, пока [христианин] жив, не женится ни на ком другом». Халифу понравились его слова и еще больше увеличилось его уважение к нему из-за его добродетели. В 152 году заболел Хурхис тяжелой болезнью. Когда усилилась его болезнь, ал-Мансур приказал доставить его во дворец и вышел встречать его пешком, спросил о его состоянии, и тот сказал: «О, эмир верующих, позволь мне вернуться в мою страну, чтобы повидаться с семьей и сыном, и если я умру, чтобы меня похоронили рядом с моим отцом». [Халиф так и] сделал и сказал ему: «О мудрец, да сохранит тебя Аллах и дарует тебе рай». Сказал в ответ на это Хурхис: «Я был бы доволен, если бы оказался рядом с моим отцом, неважно в раю или в аду». Засмеялся ал-Мансур от его слов и потом сказал: «Поистине, с тех пор, как я тебя встретил, я получил спасение от моих хронических болезней». Сказал Хурхис: «Я оставляю своим наследником для тебя о эмир верующих своего ученика 'Ису, он очень искусный [лекарь]». [Халиф] приказал [дать] Хурхису десять тысяч динаров, позволил ему уехать и отправил вместе с ним слугу и сказал ему: «Если он умрет в пути, доставь его в его дом, чтобы его там похоронили, как он пожелал». И они вдвоем отправились в его страну. Затем ал-Мансур приказал явиться 'Исе ибн Сахлю. Когда тот предстал перед ним, он спросил его о некоторых вещах и понял, что он искусен и взял его [себе] лекарем. Ал-Мансур также сделал его своим советником в вопросах, касающихся митрополитов и епископов, их тайных заговоров, невзгод и случаев вымогательства взяток. Когда ал-Мансур отправился в одну из своих поездок и приблизился к Нисибину, ['Иса] сообщил одному митрополиту, грозя ему и запугивая, что откажет ему в том, что он выпрашивал из церковной утвари. А 'Иса уже до этого ходатайствовал, чтобы дали ему ценных дорогостоящих предметов церковной утвари; и [написал] в своем письме к этому митрополиту: «Разве ты не знаешь, что халиф в моих руках, если я захочу, то вызову у него болезнь, и если захочу, излечу его?». Когда митрополит получил это письмо, то замыслил хитрость и обратился к своему товарищу, объяснил ему суть дела и дал ему прочитать письмо. После этого его товарищ отправил это письмо халифу и осведомил его об истинном положении дел. После этого ал-Мансур приказал взять все, чем владел 'Иса-лекарь, наказать его и отправить в ссылку. Так и было сделано. А ссылка – самое отвратительное из изгнаний, и это результат злодеяний.
Ал-Мансура сопровождал Бухт перс-звездочет, и был он достойным, искусным и знатоком небесных светил и планет, их соединений и свойств. Когда он стал не способен сопровождать халифа, ал-Мансур сказал ему: «Приведи своего сына чтобы, он занял твое место». И тот привел своего сына Абу Сахля. Рассказывал Абу Сахл: «Когда мы вошли к ал-Мансуру, и я предстал перед ним, мне было сказано представиться перед эмиром верующих. Я сказал: «Мое имя Хуршазмах Тимазмах Маназа Рахсар Ванхишаз». И сказал мне ал-Мансур: «Чтобы запомнить твое имя, потребуется вся память». Я сказал: «Да». Ал-Мансур улыбнулся. Затем он сказал: «Твой отец ничего мне не оставил, кроме как выбрать одно из двух решений, либо сократить твое имя до одного, которое я смог запомнить – Тимаз, или придумать [8] тебе кунью (прозвище. – В. К.), которая бы стала для тебя вместо имени, и эта кунья – Абу Сахл». Абу Сахл сказал: «Мне нравится эта кунья». Так за ним закрепилась кунья, а имя его не звучало 5.
Комментарии
1. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. М.-Л., 1957. Т. IV. С. 826.
2. Михайлова А. И. Каталог арабских рукописей Института народов Азии АН СССР. М, 1965. Вып. 3. С. 54–55.
3. Там же.
4. Арабские рукописи Института востоковедения. Краткий каталог. М., 1986. Ч. 1. С. 423.
5. Абу ал-Фарадж Йуханна Баркиригурийус ибн Харун ал-Мутатаббиб ал-Мулати ан-Насрани. Мухтасар ад-дувал. Арабская рукопись № С-703 из коллекции Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. Л. 52-54
(пер. В. И. Кунковой)
Текст воспроизведен по изданию: Сведения о
халифе ал-Мансуре в рукописи сочинения
"Мухтасар ад-дувал" Бар Гебрея // Восточный
сборник, № 27. 2013
© текст - Кункова В. И. 2013
© сетевая версия - Strori. 2023
© OCR - Флоровский Н. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Восточный сборник. 2013