Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История народов Туркменистана конца XV — первой половины XVI в. фактически не была еще предметом специального монографического исследования. Одна из причин слабой разработанности проблем этого важного исторического периода — недостаток исторических материалов. Несмотря на наличие таких сравнительно давно опубликованных источников, как «Хабиб-ус-сияр», «Ахсан-ат-таварих», «Тарих-и алам ара-и Аббаси», все еще ощущается недостаток фактических данных, особенно по этнической истории и социально-экономическим отношениям. Поэтому важное значение имеет введение в научный оборот новых, причем разнохарактерных источников, в которых нашла бы отражение история рассматриваемого периода — период окончательного сформирования туркменской народности. С этой точки зрения трудно переоценить значение опубликованного в 1971 г. в Тегеране анонимного источника на персидском языке под названием «Алам ара-и Сефеви». Относительно происхождения и датировки этого сочинения в зарубежном источниковедении были высказаны различные мнения. Проведенный в настоящей монографии историко-текстологический анализ дает основание [132] высказать определенное мнение по данному вопросу. Сопоставляя текст «Алам ара-и Сефеви» с «Тарих-и шах Исмаил» — сочинением по истории шаха Исмаила I, рукопись которого хранится в Британском музее, можно прийти к выводу об аутентичности основной части исторических сведений, приведенных в обоях источниках. Судя по всему, в основе «Алам ара-и Сефеви» лежит текст, который был написан не в XVII в., как это считают Я. Шокри и М. Сахеб, а в XVI в., но, возможно, в дальнейшем, то есть в XVII в. текст этого сочинения был отредактирован и дополнен неизвестным автором.

Следует отметить, что «Алам ара-и Сефеви» — довольно своеобразный источник, автор которого стремился придать изложению подлинных фактов некую историко-художественную форму. Добиваясь живости и яркости повествования, он очень часто использует прямую речь, вводит монологи и диалоги для действующих исторических личностей, причем в них вплетаются интересные историко-бытовые детали, которые отражают реалия той эпохи. Вместе с тем автор, будучи «правоверным» шиитом, фанатически преданным Сефевидам, всячески старается унизить и очернить их противников. Однако, несмотря на подобную тенденциозность, характерную для всей феодальной историографии, в целом исследуемое сочинение имеет важное историческое значение.

Анализируя данные «Алам ара-и Сефеви», можно сделать заключение о том, что этот анонимный труд — ценный источник по истории Туркменистана и туркменского народа конца XV — первой половины XVI в. В нем содержатся интересные сведения о расселении туркменских племен, их участии в войнах между государствами Сефевидов и Шейбанидов, о восстаниях туркмен против феодального гнета и произвола и т. д. Некоторые фактические данные о. туркменах уникальны и не встречаются в других средневековых источниках. Особую значимость имеют сведения об освободительной борьбе туркменских племен против кизылбашских феодальных правителей в начале XVI в. Приводимые исторические факты позволяют говорить о тяжелом положении туркмен, оказавшихся между двумя враждовавшими государствами — Сефевидов и Шейбанидов. Раздробленные на многочисленные племена, туркмены не имели своей государственности. Они нередко восставали против угнетателей, но их [133] восстания носили стихийный, неорганизованный характер. В условиях господства патриархально-феодальных отношений этими восстаниями руководила аристократия туркменских племен и, пользуясь темнотой народа, использовала эти выступления в собственных целях,

Данные «Алам ара-и Сефеви» говорят о том, что в рассматриваемую пору туркменские племена были разобщены и находились под властью различных соседних феодальных государств. В силу исторических условий туркменские племена не могли объединиться и выступить сообща против угнетателей. Кроме того, в большинстве случаев ханы и беки туркмен шли на компромисс с предводителями кизылбашей и шахскими властями, от которых получали титулы, звания, подарки, земли и пастбища. Политика «разделяй и властвуй», проводившаяся не только Сефевидами, но шейбанндскнми и другими феодалами, пагубно отражалась на судьбах туркменских народных масс.

«Алам ара-и Сефеви» содержит важные сведения не только по политической истории, приводятся и некоторые данные о социально-экономическом и общественно-политическом строе туркмен в конце XV — первой половине XVI в. Данные исследуемого источника позволяют судить о патриархально-феодальных чертах общественного строя туркмен.

Данные исследуемого источника позволяют также судить о городах, состоянии торговли, ремесленных и других изделиях. Однако развитие городской жизни в этот период сильно тормозилось беспрерывными феодальными междоусобицами и войнами. Особенно тяжелое последствие имели многолетние шейбанидо-сефевидские войны, в результате которых почти перестали функционировать торговые пути, проходившие через Туркменистан и соединявшие Среднюю Азию со странами Ближнего Востока, Центральной и Передней Азией.

Анализ материалов, имеющихся в «Алам ара-и Сефеви», и их сопоставление с данными других исторических источников содействует воссозданию истории одного из слабо изученных периодов средневекового Туркменистана. Материалы источника представляют определенную ценность и для изучения сопредельного Ирана, а также других областей Средней Азии и Казахстана в конце XV — первой половине XVI в.

Текст воспроизведен по изданиям: Туркменистан и туркмены в конце XV — первой половине XVI в. По данным «Алам ара-и Сефеви». Ашхабад. Ылым. 1981

© текст - Экаев О. 1981
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Halgar Fenrirrson. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ылым. 1981