СЕБЕОС

ИСТОРИЯ ИМПЕРАТОРА ИРАКЛИЯ

Глава II.

Восстание парфян, происшедшее в это время 1

"... В одиннадцатом году царя Антиоха парфяне восстали и освободились из-под власти македонян, и воцарился Аршак Великий, сын царя т’етальского 2 в Бахл-Шахастане 3, в стране К’ушанов 4, которому покорились все народы Востока и Севера...

Вот парфянские властители, которые царствовали после Аршака, их отца, в Бахл-Шахастане, в стране К’ушанов. Говорят, что у Аршака, царя парфянского, было четыре сына: первого, говорят, он воцарил в стране Т’еталов, второго над киликийцами, третьего над парфянами и четвертого над Армянской землей".


Глава III

О происхождении рода Мамиконян 5

"...О Мамиконянах, про народы, бедствия... ибо они [Мамиконяны] не есть потомки родоначальника Араменака, а пришли они из Тченастана в годы Артавана, парфянского царя, и Хосрова Великого, царя армян, как я услышал от знатного мужа, который пришел послом от царя тченов к царю Хосрову. Я его [47] спросил при царском дворе: "Есть в Армянской земле знатный род, про который говорят, что он вышел из вашей страны". И он сказал мне: "И в нашей стране народные певцы говорят в своих песнях, что были два храбрых и знатных мужа, по имени Мамик и Конак, родные братья, сыновья нахарара Карнама, который был вторым лицом в царстве Тченастана. После того как он умер, его жену их царь взял себе в жены. От нее родился сын, который после смерти отца наследовал ему и воссел на отцовский престол. А те двое, его братья по матери, а не по отцу, восстали и откололись от него и, привлекши на свою сторону часть нахараров и войска, заключили союз. И задумали они злую мысль: убить своего брата, Тченбакура, царя страны, и овладеть его царством. И вот Мамик и Конак собирают против него в одном месте свое войско, и войско страны распадается на две части. Узнав об этом, Тченбакур собирает войско в своей стране и идет на них войной. Происходит сражение; [царские войска] предают мечу и истребляют войско мятежников. Мамик и Конак обращаются в бегство и отправляются к Аршакунийскому царю, который имел пребывание в Бахл-Шахастане, в стране К’ушанов. И был мир между этими двумя государствами.

Тогда Тченбакур с настоятельной просьбой обращается к царю парфян, чтоб он их уничтожил, "в противном случае, говорит, будет нарушен мир, существующий между нами". Но этот пожалел так мужей и не выдал их в его руки, а написал, ему дружественное письмо: "Да останется мир между нами незыблемым; я поклялся им, что они не умрут, и потому я приказал отвести их в сторону заката солнца, на край земли, где солнце заходит" 6.

Тогда парфянский царь приказывает своим войскам отвести их с большой осторожностью, вместе с их женами и домочадцами, в Армянскую страну, к своему родственнику, Аршакунийскому царю Армении. Там они сильно размножились в образовали великий род от Мамикона и Конака. От них происходит тот спарапет".


Глава VII.

Восстание Вагана против Пероза.

Смерть Пероза и воцарение Ковала... 7

"Пероз же, царь персидский, хотя и намеревался собрать новое войско против Армянской земли, но не имел досуга, ибо вести о неприятелях со стороны к’ушанов его угнетали: сам царь к’ушанов с большим войском шел на него. Он тоже собрал свое войско, двинулся навстречу ему с большой поспешностью. "Пойду, говорит, сперва разобью его, а затем на досуге вернусь в Армению, и мой меч без пощады уничтожит мужчин и женщин".

Он поспешно пошел на Восток против врага, произошла страшная битва. [К’ушаны] разбили и уничтожили многочисленное персидское войско, так что никто не мог уцелеть и бежать. В битве пал сам царь Пероз со своими семью сыновьями.

Тогда над Персидской землей воцарился его сын Кават" 8.


Глава VIII.

Воцарение Ормизда.

Разгром к’ушанов Вахрамом... 9

"После смерти Хосрова, сына Кавата, воцарился его сын Ормизд над землей персов. Его мать, жена Хосрова, была дочерью Хак’ана, великого царя т’еталийцев, по вмени Кайэн. Он со стороны отца был знатен, но более знатен и звероподобен со стороны матери.

Ибо он истребил всех нахараров, все древние коренные роды земли Персидской. Он убил также великого военачальника, парфянина и пахлава из рода убийцы Анака, которого кормильцы спасли от мстителей армянского царя Хосрова и, устроив его побег, доставили его в царский двор, в Персию. И царь исполнил в отношении к нему все, что обе шал его отцу Анаку, т. е. [58] возвратил ему истый парфянский пахлав, возвеличил его короной и сделал его вторым по себе в своем царстве.

У этого военачальника было два сына, один назывался Вндой, другой Встам. [Ормизд] связал Вндоя и заключил в Грваядакан, а Встам спасся бегством, и немало войн возбудил он тогда вокруг себя.

В это время князем (главным начальником) восточных областей Персидской земли был некто Вахрам Михревандак, который храбро разбил войско т’еталийцев, силой завоевал Пахл и всю страну к’ушанов, до другой стороны великой реки под названием Вехрот 10, до места под названием Казбион. Он прошел дальше копья храброго Спандиата 11, про которого варвары говорят, что он, достигнув войной этого места, воткнул свое копье в землю. Этот Вахрам в то время вел войну с великим царем маскутов, жившим в стране по ту сторону великой реки, разбил его многочисленное войско, самого царя убил в битве, захватил и похитил всю казну того царства" 12.


Глава XX.

Убийство Вндоя 13, бегство и восстание Встама и его уход в страну Парфян 14

"В это время царь Хосров задумал отомстить за смерть своего отца тем нахарарам, которые убили его. Он решил сперва наказать своих дядей по матери. Приказывает схватить и убить Вндоя, о котором я выше говорил. Встам же, его брат, в это время находился не при дворе. Хотя царь звал его к себе обманом и с большим увещанием, думая, что он не знает о смерти брата, но тот, узнав откуда-то об этом, не поддался его [59] обману, но восстал против него, убежал в укрепленную страну гелумов 15 и все их войско собрал и подчинил себе. Затем он стал совершать набеги в сторону Рея 16 и разорил много местностей персидского царства.

Тогда царь Хосров ваял свое войско в пошел на него; с ним было и войско императора. И сразились они в стране Рея.

В этой битве немало подвигов совершила армянская дружина, что привело царя в удивление.

Мятежник, не будучи в состоянии противостоять, удалился и укрепился в нагорной части. Таким образом, никто из ник не сумел одолеть другого, каждый из них вернулся на свое место. Встам вернулся в укрепленную страну гелумов, потом оттуда направился в сторону парфян, в исконную землю своего владения 17, с намерением подчинить себе войско той страны и вернуться назад [вместе с войском]".


Глава XXIII.

Поход Встама в Ассирию против Хосрова; его смерть на дороге коварством Париока, царя к’ушанов... 18

"В то время Встам подчинил себе обоих царей к’ушанов, Шога и Париока, и, собрав все войска стран Востока, двинулся на Ассирию с большим войском и грозной силой с намерением убить Хосрова и завладеть его царством. Его войско находилось поодаль от него с правой и левой стороны, а царь к’ушанов Париок находился в тылу в подмогу ему. Он в это время возымел коварную мысль. С несколькими всадниками он выехал вперед и, сойдя с коня, пал ниц перед ним и облобызал землю семь раз. Подъехав к нему, Встам приказал ему сесть снова на коня. А он устроил ему засаду на дороге. Париок сказал ему: "Прикажи твоим людям отойти, ибо имею говорить с царем по секрету". Не зная о задуманном коварстве, он приказал людям удалиться, [60] и когда они оба ехали по дороге и беседовали, вдруг выскочили засевшие в засаде и поразили Встама на смерть".


Глава XXVI.

Смбат снова вызывается к царскому двору, получает высокий нахарарский титул, называемый Хосров-Шум. Его посылают против к’ушанов... 19

"Когда прошла зима и наступило весеннее время, пришли вестовые с царской грамотой и с большими почестями пригласили Смбата к царскому двору. Он пошел, представился царю в так называемом Великом Дастакерте 20 и, войдя в залу, сел на подушки и ковры.

Тогда царь пожаловал ему нахарарское звание, которое называлось Хосров-Шум 21, чудно его нарядил в висонную, златотканую шашку и накидку, возвеличил его чрезвычайными почестями, головной повязкой, унизанной каменьями, ожерельем в серебряным седалищем; предоставил ему малый торг и подати страны. Дал ему также 4-гласные трубы и охрану для его двора из царской свиты. Снарядил грозное войско в его распоряжение и отправил на Восток в землю кушанов и приказал ему назначить там марзпаном кого сам пожелает.

Выступив оттуда, он прибыл в ближайшую страну, в Комш, которою управлял раньше, и призвал к себе из Вркана исконное свое соплеменное войско и направился прямо да Восток.

Вот те армянские князья — нахарары, которые были с ним со своими полками и знаменами: Вараз-Шапух Арпруни, Саргис Таеци, Артавазд и Встам и Амаяк Апахуни, Мануэл, владетель Апахунийцев, Врам, владетель Гог’тийцев, Саргис Димак’сян, Саргис Трпатуни в другие из нахараров, а также его войско из 2-х тысяч всадников из [родной] страны. Он заметил, что к’ушаны набегом разбрелись по лицу всей земли. Когда же они получила известие о его приходе, соединились и ушли. Он пустился вслед за ними в скоро их настиг. Те же, увидя, что он их настиг, выстроились против него и грянули войной друг на друга. Войско к’ушанов понесло поражение от войска Хосров-Шума и обратилось в бегство; многие из них были убиты и многие спаслись бегством. Он, вернувшись оттуда, расположил войско в Апр-Шахре, в области Тос, а сам остановился в местечке Хрохт с тремястами человек.

Между тем к’ушанские пари попросили себе помощь от великого Хак’ана 22, даря Севера. И пришло им на помощь войско [61] в количестве 30 бюров (300 тысяч); оно перешло реку под названием Вехрот, которая берет начало в Туркестане, из страны Евилата...

Тогда Смбат собирает свое войско и снова снаряжает его, набирает еще другое многочисленное войско в идет походом на народ к’ушанов и на царя ефталитов; тот со своей стороны выступает против него с большим приготовлением. Пришли на место боя и выстроились друг против друга. Царь к’ушанов посылает к Смбату посланца и говорит: "Какая польза многолюдной толпой вступать в бой и истреблять наши войска? Или в чем проявится моя или твоя храбрость? Давай, будем биться мы вдвоем; я выйду тебе соперником с моей стороны, а ты с твоей, и ты сегодня же узнаешь мою храбрость". Он ударил себя в грудь и сказал: "Я готов умереть".

Они с той и с другой сторон стремительно напали друг на друга и перед рядами обоих войск стали бороться друг с другом; ни один из них не мог скоро одолеть другого, ибо оба были люди-исполины и крепко вооружены. Но наконец, как бы с помощью свыше, Смбату удалось копьем разодрать крепкую бахлскую плетеную кольчугу царя к’ушанов, и он сильным ударом повалил его на землю. Войско, когда увидело своего царя убитым, пришло в ужас и обратилось в бегство. [Войско Смбата] пустилось за ним и набегом дошло до Бахла Шахастана К’ушанской земли, разгромило всю отрешу..." 23


Глава XLVI.

Война исмаильтян 1 с персами.

Смерть Иазкерта « прекращение династии Сасанидов... 2

"В 20-м году Иазкерта 3, персидского царя, в 11-м — императора Костаса, прозванного Константином по имени своего отца, и в 19-м году власти исмаильтян войско исмаильтян, находившееся в стране Персидской и в Хужастане, направилось на Восток, в страны под названием Пахлав, т. е. страну парфян, персидского царя Иазкерта. Иазкерт бежал от них, но не мог спастись, ибо они пустились вслед за ним и настигли его близ границ к’ушанов и истребили все его войско. Он сам убежал к войскам т’еталийцев, которые из тех стран пришли к нему на помощь. А упомянутый мною выше князь мидян отправился на Восток к своему царю, но затем, восстав, укрепился в одном месте, выпросил клятву у исмаильтян и пошел в пустыню на службу исмаильтянам. Т’еталийские же войска схватили и убили Иазкерта, который процарствовал 20 лет. И прекратилось царство Персидское и династия Сасана, царство которых продолжалось 542 года".


Комментарии

1. История епископа Себеоса. Ер., 1939, с. 15, 17.

2. Теталия — название земель, находившихся под властью индийских Аршакидов. Те талия включала Бактрию, страны, прилежащие к Инду, а также земли саков и аланов, т. е. территорию от Кандагарских гор до устья р. Инд (см.: История Армении Моисея Хоренского, примечания, с. 224).

3. Бахл-Шахастан — "Бахл-Столичный". Это был главный торговый центр Бактрии, являвшийся важным перевалочным пунктом для караванов, ходивших в Китай и в Индию. Армянские древние историки называли этот город Бахл-Аравотин — "Бахл-Утренний" (от "аравот" — "утро"), т. е. "восточный". В настоящее время от этого города остались лишь развалины. Недалеко от них находится современный Балх.

4. О племенном объединении Юэ-джи, или кушанов, обитавших на территории Средней Азии с конца II в. до н. э., китайская хроника "Хоу Хань-шу" говорит следующее: "По прошествии с небольшим ста лет гуйшуанский князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей и объявил себя государем под названием гуйшуанского. Он начал воевать с Аньси (Парфия), покорил Гаофу, уничтожил Пуду и Гибинь и овладел землями их. Киоцзюкю жил более 80 лет" (цит. по.: Н. Я. Бичурин (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Ч. II. М.-Л., 1950, с. 227).

Советский ученый, специалист по кушанской проблеме Е. В. Зеймаль, пришел к выводу, что датой возникновения Кушанского царства следует считать 25 г. н. э. (см.: Е. В. Зеймаль. Кушанская хронология. М., 1968, с. 7). Следует отметить, что материалов по истории Кушанского царства чрезвычайно мало, поэтому ни количество государей, ни последовательность их правления не могут быть точно установлены.

Армянские источники свидетельствуют о наличии не только иранских и армянских Аршакидов, но также кушанских в массагетских (см.: История Армении Моисея Хоренского, примечания, с. 239). О массагетских Аршакидах см. также: С. Т. Еремян, Страна "Махелония" надписи Кааба-и-Зардушт. — "Вестник древней истории". 1967, № 4, с. 47-58).

5. История епископа Себеоса, с. 19-20.

6. Сведения о неармянском происхождении рода Мамиконян имеются и в "Истории Тарона", сочинении VIII в. Армянская историография признает авторами этого произведения Зеноба Глака и Свана Мамиконяна. По-видимому, под этими именами скрывается одно и то же лицо, которое первую часть своей "Истории" приписало Зенобу Глаку (IV в.), а вторую — епископу Овану Мамиконяну (VIII в.). Это сборник народных сказаний, являющийся компиляцией из разных источников. Основная цель произведения — восхваление нахарарского рода Мамиконян. Особый интерес представляет легенда о Гисане и Деметре, которые, будучи выходцами из Индии, обосновались в Армении, но не забывали "веру отцов" и, как повествует сказание, дали начало роду Мамиконян. Происхождение этого рода, по Мовсесу Хоренаци, Фавстосу Бузанду и Себеосу, — китайское, но, согласно "Истории Тарона", — индийское. Термины "Китай" и "Индия" в данном случае, на наш взгляд, не следует понимать буквально: как символ далеких восточных стран это могли быть и государства, существовавшие на территории Средней Азии, например Кушанская империя.

По свидетельству автора "Истории Тарона", жители области Тарон, являвшейся наследственной вотчиной рода Мамиконян, после насильственного крещения "не были тверды в христианской вере. Однако, не решаясь открыто исповедовать веру отцов, они прибегали к такой хитрости: оставляли на головах своих детей косы, чтобы при взгляде на них вспомнить прежнюю свою скверну" ***, 1941, с. 110 (Овен Мамиконян. История Тарона. Критический текст и предисл. Аш. Абрамяна. Ер., 1941). Это сочинение было исследовано Г. Халатьянцем в его работе "Зеноб Глак" (Вена, 1893, на арм. яз.).

7. История епископа Себеоса, с. 28.

8. Преемником Пероза был не Кавад, а Вагарш, или Белаш (486-490). Кавад, как удостоверяют армянские историки, был их братом.

9. История епископа Себеоса, с. 33.

10. Вехрот ("Славная река") — Амударья.

11. Спандиат — легендарный персидский герой. Копье Спандиата — каменный столп, обозначавший границу между эфталитами и персами.

12. Этот отрывок содержит сведения о деятельности иранского полководца Бахрама Чубина, поднявшего восстание против сасанидского царя Хормизда IV (578-590) и его сына царя Хосрова II Апарвиза (590-628). Бахрам Чубин во главе многочисленного войска занял столицу Сасанидов Ктесифон. После кратковременного правления Вахрам Чубин под натиском вернувшегося в 591 г. с помощью византийских войск в Иран Хосрова II бежал в Балх, а затем к тюркскому кагану, где был убит.

13. Сасанидский царь Хормизд IV был женат на дочери великого спарапета парфянского происхождения, который имел двух сыновей — Вндоя и Встама. Таким образом, братья были дядями Хосрова II Апарвиза. Они подняли против него восстание.

14. История епископа Себеоса, с. 53.

15. Должно быть "делумов", т. е. страна дейлемцев (северо-западная часть Ирана), *** вместо ***.

16. Рей — древний город, упоминается еще в Бехистунской надписи (VI в. до н. э.). В XIII в. был разрушен монголами. Его развалины находятся в 8 км от Тегерана.

17. Бактрию.

18. История епископа Себеоса, с. 55.

19. История епископа Себеоса, с. 58-59, 60.

20. Царская резиденция.

21. Хосров-Шум — "радость Хосрова" (перс.). По рассказу Себеоса, это очень почетный титул (см.: История епископа Себеоса, с. 162, примеч. 111).

22. Хакан (каган) — правитель тюрок, царский титул. Впервые встречается в орхонских памятниках. Этот титул носили и монгольские правители.

23. Себеос был не только современником, но и очевидцем описываемых им событий. В этом отрывке следует обратить внимание на то обстоятельство, что автор, рассказывая о первом походе Смбата, говорит о земле кушан, о войске кушан и кубанских царях. Во время же второго похода Смбат направляется "на народ кушанов и на царя эфталитов". К. В. Тревер на основании сообщений Себеоса приходит к следующему заключению: названия "кушанская страна", "кубанское царство", "кубанский царь" сохранялись не только в V в., в период владычества эфталитов (см.: Егишэ. О Вардене и войне армянской. Глава вторая.), но и во времена Себеоса, т. е. в VII в. Представляет интерес также указание на "крепкую бахлскую плетеную кольчугу царя кушанов", которая заставляет вспомнить согдийских всадников (на Мугском щите и в росписях Пенджикента), одетых, в отличие от тохаров, в пластинчатые панцири (см. К. В. Тревер. Кушаны, хиониты в эфталиты по армянским источникам IV-VII вв., с. 143).

24. Арабов.

25. История епископа Себеоса, с. 116.

26. Иазкерт — сасанидский царь Йездегирд III (632-651).

Текст воспроизведен по изданию: Армянские источники о Средней Азии V-VII вв. М. Наука 1979

© текст - Тер-Мкртичян Л. Х. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1979