Комментарии

1 Вследствие алморавидского движения знакомство арабов с Суданом увеличилось, но и до него ал-Масуди и тем более ал-Бакри были осведомлены о нем гораздо больше, чем пишет автор.

2 380 г. хиджры — 990 г.

3 Автор имеет в виду проповедническую деятельность Алморавидов, которую начал Абдаллах ибн Йасин, но это не было еще началом обращения жителей Судана в ислам. Начало его относится еще к VIII в. и связано с деятельностью хариджитских-ябадитских купцов, проникавших в Судан с торговыми целями. В XI в. в деятельности Алморавидов нужно подчеркнуть некоторые моменты: основание на острове Сенегала рибата, который был религиозным центром и центром пропаганды. Второй момент — это военные походы в страны Судана. Они начались еще при жизни Абдаллаха ибн Йавина и были продолжены Абу Бакром ибн Омаром и его Алморавидами в период 1062 — 1087 гг., в ходе которых он, кажется, достиг государства Мали в верховьях Нигера. В 1087 г. при проходе через ущелье в Таганте (в 5 км к югу от Тиджикджи) Абу Бакр был убит стрелой. Это произошло в шабане 480 г. хиджры (в ноябре 1087 г.). По мнению А. Эполяра, именно эта дата — 480 г., но только в искаженном виде — 380 г. и помещена в труде Льва Африканского (Эполяр, с. 461).

4 В данном случае Лев Африканский повторяет ходячую в арабской литературе оценку народов Судана, оценку, которая часто не совпадала с фактами, сообщаемыми этими же самыми авторами. Подобный случай мы имеем и со Львом Африканским, который, помещая это утверждение, сам дает достаточно материала для его опровержения.

5 Свидетельство существования ранних форм брака во времена автора.

6 Нет других свидетельств существования огнепоклонничества в Судане.

7 Если это известие верно, то в Восточном Судане существовали черные христиане-монофизиты в области к востоку от оз. Чад.

8 Свидетельств о какой-либо деятельности Алморавидов в Судане после смерти Абу Бакра ибн Омара нет.

9 В действительности действия Алморавидов в Сахаре и их походы в Судан привели к разрушению Аудагеста, гибели государства Гана и нанесли тяжелый удар транссахарской торговле.

10 Автор имеет в виду пять главных групп берберских племен: зенага (санхаджа), .ламта, тарга, ванвига, бердева. Однако в действительности государства Судана не были созданы или организованы берберами или арабами, а возникли на местной суданской почве. В данном случае, как и в ряде других, проявляется тенденция суданских правителей и арабских авторов возводить свою родословную к известным историческим деятелям, арабам или берберам. Эта же тенденция наблюдается и у более южных народов тропической зоны, не у них родословные возводятся к представителям иных народов. Ливийское происхождение Сони Али — пример фикции подобного рода, ибо его отцом был сонгаи, а мать — мандинго. В то же время преемник его сына, основатель новой династии аския Абу Бакр Мухаммед имел какие-то слабые основания связывать себя с ливийцами, так как одной из его прародительниц была дочь Абу Бекра ибн Омара.

11 Аския Абу Бакр Мухаммед сверг сына Сени Али — сони Бакари Дао ши Баро, который правил в январе — апреле 1493 г. Традиция не подтверждает того, что Бакари Дао и его братья были преданы смерти аскией.

12 Аския Абу Бакр Мухаммед был не первым суданским государем, совершавшим паломничество в Мекку. Его паломничество хорошо известно благодаря сообщению в сочинении “Тарих ал-Фетташ”. Оно происходило в 1496 — 1497 гг.

13 Автор имеет в виду океан, омывающий Африку с юга.

14 Город Гао.

15 Очевидно, эти события должны были происходить в 1469 г., т. е. тогда, когда Томбукту был занят сонгайскими войсками. Впрочем, они не подтверждаются другими известиями.

16 По всей вероятности, сорго.

17 Слово “гвинея” (“гинеа”, “гинава”, “кинава”, “гнава”) — берберского происхождения и обозначает общину чернокожих суданцев; это название получило семантическое расширение и со временем стало обозначать просто страны Судана; на юге Марокко это слово обозначает самих чернокожих и их страну.

18 Автор считает Сенегал и Нигер одной рекой, впадающей в океан.

19 Очевидно, город Дженне.

20 Существует легенда, согласно которой Сони Али захватил Дженне только после долгой осады в результате возникшего в городе голода и женился на матери прежнего правителя Дженне.

21 Т. е. в Гао

22 Мали расположено главным образом на берегах самого Нигера, который здесь носит название Джолиба или Дьолиба

23 Т. е. с территорией Гао, где тогда находилось сонгайское государство.

24 В данном случае речь, вероятно, должна идти о городе Ниани, который находился на берегу реки Санкарани у ее слияния с Нигером; фактически город, конечно, выглядел как деревня.

25 Автор имеет в виду, что государством Мали управлял двоюродный брат алморавидского правителя Йусуфа ибн Ташфина — Абу Бакр ибн Омар. В действительности же последний, очевидно, постоянно жил в Мавританском Адраре, покидая его только во время военных походов. Согласно традиции он только выдал свою дочь замуж за государя Мандинго, сам же никогда этой страной не управлял.

26 Т. е. Аскии Хаджж Мухаммеда.

27 Здесь полное смешение времен. 610 г. хиджры соответствует 1213/1214 г., а Манса Сулейман правил более чем на сто лет позднее — в 1339 — 1359 гг.

28 Вероятно, автором этих построек был некий Исхак ас-Сахили ал-Гарнати которого Канкан Муса привел из Египта во время своего паломничества и проезда через Каир. Ему же приписывается постройка мечети в Гао. Мечеть, построенная по приказу Канкан Мусы, была впоследствии разрушена, а затем восстановлена кади Акилем ибн Махмудом. Дворец, который в хронике именовался Мадугу, в настоящее время не существует.

29 В Томбукту был не король, а только наместник (Томбукту-кой) сонгайского государя. При посещении города автором наместником был Омар ибн Мухаммед ан-Нади.

30 Т. е. около 440 кг. Это любимый рассказ арабских авторов, писавших об Африке. В XI в. о таком самородке сообщал ал-Бакри, говоря, что им владел правитель Ганы. В XII в. ал-Идриси сообщал, что к нему привязывали лошадь правителя и что он весил 30 ритлей. Наконец, в XIV в. Ибн Халдун сообщает, что такой самородок весом в 25 кинтаров (ок. 1270 кг) якобы был продан мандингским правителем Мари Джатой II (1359 — 1374) египетским купцам.

31 Идентификация этого растения не удается, так как сведений о нем недостаточно. Возможно, что ото какое-то растение, похожее на бамбук.

32 Это раковины видов Cypraea monetas и Сургаеа annulas, которые привозились с Мальдивских островов в Индийском океане.

33 Т. е. либо в конце 1512, либо в начале 1513 г.

34 В настоящее время сады существуют к западу от Томбукту. Они группируются вокруг источников воды.

35 В действительности распространение болезней, большее в Кабаре, чем в Томбукту, объясняется тем, что Томбукту расположен в более сухом месте, в то время как в Кабаре комары разносят малярию.

36 Т. е. город Гао и сонгайское государство, столицей которого был этот город.

37 В действительности 281 миля — 450 км.

38 Ткань венециано — это несомненно венецианское сукно. Монокино (в переводе А. Эполяра, на наш взгляд, дано более правильное написание — монаккино), — очевидно, ткань, производившаяся в Монакко. Название ткани минино (в переводе А. Эполяра название дано как минимо) идентифицировать не удалось.

39 Для изготовления сандалий в Судане использовалась кожа либо бычья, либо диких антилоп или жирафа и никогда не употреблялась верблюжья кожа, разве что очень редко рабами.

40 Речь идет о сандалиях, изготовлением которых славились ремесленники хауса. Город Мадава в Гобире до сих пор знаменит ими.

41 Таким образом высевается просо, которое затем орошается естественным образом во время разлива рек в сезон дождей и образования болот.

42 Речь идет об аскии, короле Гао, ал-Хаджже Мухаммеде I. По сообщению “Тарих ас-Судан”, он совершил военный поход в Кацину в 1513 г. и, вероятно, на пути, проходя через Гобир, подчинил его себе.

43 Это единственное упоминание арбалета для этой области. В настоящее время он там неизвестен, хотя лук широко распространен и у хауса, и у фульбе. Туареги же им никогда не пользовались. Правда, луком пользовались оседлые племена, населявшие Дамергу и подчиненные туарегам, которых последние использовали в своих войнах, откуда и возникло ошибочное мнение, что туареги Аира пользуются луком. Арбалет обычно бывал вооружением арабских войск. Возможно, что в Аир арбалет был принесен купцами из Туата, поселившимися в этой области. Точно известно, что он употреблялся в XVI в. в Марокко и оттуда определенно попал в Туат, где существует и сейчас в виде детской игрушки. Возможно, что речь идет о грабителях из народа даза или горан, родственных теда.

44 Как показало специальное исследование А. Лота, речь идет не о короле Томбукту, а об Аскийи ал-Хаджж Мухаммеде I, который совершил поход в Аир в 1500 г. и сделал своим данником султана Мухаммеда ибя Абд ар-Рахмана. Вскоре после путешествия Льва Африканского (в 1515 г.) Аскийа совершил еще один поход на Аир, где политическая обстановка уже изменилась. Мухаммед ибн Абд ар-Рахман был убит, и власть была присвоена братьями султана Мухаммедом ал-Адилем и Мухаммедом Хамадом (Эполяр, с. 474 — 475)

45 Аскийа ал-Хаджж Мухаммед I сонгайский.

46 В 160 км к северо-западу от Кано.

47 В действительности эти территории смежны.

48 Единственный горный район этой области — плато Баучп, достаточно высокое, где бывает относительно холодно. В Северной Нигерии, особенно в период харматтана. очень велики суточные колебания температуры. Они даже больше сезонных колебаний. Амплитуда суточных колебаний достигает от 40° и более днем до 10° и менее ночью. Однако Лев Африканский не говорит, что в описываемом им районе было холодно именно по ночам, а, напротив, говорит о зиме. Таким образом, речь идет о сезонной температуре. Из районов с особенно низкой сезонной температурой в период дождей выделяется плато Джос. Это совпадает с маршрутом автора.

49 Это указание в значительной степени противоречит тому, которое автор поместил в начале раздела о Вангаре. Если оно верно, то Вангара должна была находиться на севере стран хауса, примерно на параллели, проходящей через озеро Чад. по его центру. Это совсем иное положение страны, чем указано у нас в статье. Подтверждением этому второму предположению является существование там в районе Тессавы местности, которая называется Гангара.

50 В данном случае это государство Гаога.

51 Т. е. в калебасах.

52 100 либбр равны 34 кг.

53 Вероятно, автор имеет в виду Комадугу-Йобе, текущую к оз. Чад, которую путает с Нигером, так как в начале книги говорит, что Нигер вытекает из osepa.

54 В Борну в это время правил Идрис Катакармаби (1505 — 1526).

55 См. наст. издание, с. 302 и 312.

56 Десятая часть дохода — налог, установленный исламом, — ушр, таким образом, в его существовании можно усмотреть мусульманские претензии правителя Борну.

57 Обычай украшать золотом конскую сбрую все еще существует н пользуется любовью в странах хауса и в Борну. У султана Борну эти украшения, возможно, были действительно из золота. В настоящее же время их делают из меди и золотят,

58 Пустыня Сирта — это, конечно, Ливийская пустыня. Что же касается “излучины Нила”, то здесь следует вспомнить, что Лев Африканский часто ошибается в направлении частей света на 90°. Возможно, что такой же случай мы имеем и в данном примере. Если это так, то тогда с натяжкой можно считать, что это огромная излучина между Вади Хальфой и Хартумом.

59 Пределы государства Гаога слишком преувеличены.

60 Т. е. Муса, или Моисей.

61 Арабское имя Омар.

62 Не совсем ясен смысл выражения “дукаты этой страны”. Грамматически это должно относиться к стране Гаога. В то же время до сих пор о чеканке монет в странах Судана не было известно, даже в гораздо более развитом государстве Сонгаи, не то что в Гаога. Исследование же денежного обращения в северо-западном регионе Африки приводит к мысли, что в данном случае и вообще везде в рассказах о Судане под дукатом следует понимать весовую, а не монетную единицу. Эта единица, которая была введена вместе со многими другими элементами культуры в эпоху Алморавидов, равнялась 4.235 г., т. е. денежному весу динара, принятому у Алморавидов.

63 Вероятно, автор достаточно хорошо познакомился с цыганами в Европе и считает подходящим дать читателю представление об этом африканском народе путем такого сравнения. Очевидно, он имеет в виду фульбе.

64 Правитель сонгайского государства, правитель Борну, правитель Гаога и правитель Нубии.