Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ

ОПИСАНИЕ АФРИКИ

И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ЕСТЬ

DESCRITTIONE DELL'AFRICA ET DELIE COSE NOTABILI CHE IVI SONO, PER GIOVAN LIONI AFRICANO

ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ ЕГО ВРЕМЯ, ЕГО ЖИЗНЬ, ЕГО ТРУД

В 1550 г. в Венеции под редакцией Джованни Баттиста Рамузио была издана книга “О плаваниях и путешествиях”, в которой было напечатано сочинение Джованни Леоне Африкано — в русской литературе его принято называть Лев Африканский — “Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть”. 1 Значение этого сочинения — и практическое, и для развития географической науки в Европе, и как явления беллетристики — было исключительно велико. Об интересе, который вызвало это сочинение, можно судить хотя бы по тому, что за период с 1550 г. по 1613 г. оно переиздавалось еще пять раз, также в Венеции, и очень скоро было переведено на другие европейские языки.

Каковы были причины этого успеха? Почему в европейских странах был такой интерес к странам Африки? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо более широко осветить всю эпоху в целом.

Время, когда жил автор этого сочинения, когда он его писал и когда оно издавалось, т. е. конец XV и XVI в., изобиловало событиями, которые представляют собой важные вехи в истории всего человечества. В истории народов Европы это был переходный период, когда продолжали господствовать феодальные отношения, но вместе с ними и внутри них во все убыстряющемся темпе рос новый производственный уклад — капиталистический. Первые зачатки капиталистического производства появились в XIV—XV вв., но зарождение капиталистического уклада в недрах феодальной формации, а с ним “начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию”. 2 Крупные монархии, возникшие в Европе, [376] породили новые возможности развития капиталистического производства и усиления капиталистических отношений. Первоначальное накопление, рост капиталистического производства и, следовательно, увеличение количества товаров, производимых специально для продажи, рост местных и сложение национальных рынков привели к тому, что товарно-денежные отношения в XV в. проникли во все поры феодального общества. Денежная форма ренты, присущая периоду разложения феодализма, стала господствующей в большинстве стран Западной Европы. Однако природные условия Европы, в основном благоприятные для развития капитализма, были неблагоприятными в одном смысле: в Европе не было золота. Отсутствие природных месторождений золота, которое при товарном производстве должно было выполнять роль всеобщего эквивалента, и недостаток золота привозного значительно повышали цены на него и препятствовали капиталистическому развитию. В процессе обращения товаров и накопления капиталов недостаток золота сдерживал быстроту, удобство обращения и возможности капитализации. Кроме того, с развитием товарно-денежных отношений увеличилось и стремление к роскоши и накоплению сокровищ в среде высших классов европейского общества. 3 В таких условиях страсть к обогащению, всеобщая жажда денег, 4 охватили в Европе и дворян, и горожан, и духовенство, и королей: “До какой степени в конце XV века деньги уже подточили и разъели изнутри феодальную систему, ясно видно по той жажде золота, которая в эту эпоху овладела Западной Европой. Золото искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем Дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег”. 5 Огромный прилив драгоценных металлов в Европу, возможности более легкой, чем прежде, их добычи и обилие их источников со временем привели к обесценению и золота и серебра, а это в свою очередь еще более усилило потребность в них. Революция цен требовала все новых и новых поступлений. Поиски золота привлекают внимание к странам Азии и Африки, фантастические рассказы о богатствах которых ходили в Европе. Это обстоятельство вызывает подъем в изучении географии, который сопутствует возникновению новых форм идеологии. Новые буржуазные отношения требовали нового познания мира и, в частности, в области географии. Здесь нельзя не повторить характеристики этого периода, данной Ф. Энгельсом: “Рамки старого orbis terrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной . .. промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские [377] народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености”. 6

Средствами быстрого получения золота были прямой грабеж, неэквивалентный обмен товаров и эксплуатация населения вновь открытых земель. Первыми, кто обогатился таким способом, были португальские и испанские феодалы, купцы, авантюристы: “Открытие Америки было вызвано жаждой золота, которая еще до этого гнала португальцев в Африку ... потому что столь сильно развивавшаяся в XIV и XV вв. европейская промышленность и соответствовавшая ей торговля, требовали больше средств обмена...”. 7 Одним из источников золота была Африка и, в частности, африканские страны Средиземноморья. Между странами южных и северных берегов Средиземного моря издавна существовала широкая и исключительно выгодная торговля. Начало этой торговли, имевшей первоначально форму товарного обмена, относится к временам самой глубокой древности. В широком масштабе она засвидетельствована в VI в. до н. э. К этому времени в результате развития местных промыслов, таких, например, как солеварение в устье Тибра, добыча морских раковин для изготовления пурпура в Таренте, рыбный промысел во многих местах, обработка железа и изготовление железных орудий в Карфагене и т. п., сначала между народами внутри Италии и Северной Африки, а затем и между двумя регионами установились морские торговые связи. В этой торговле действовали три главных агента: карфагенские купцы и их союзники этруски и купцы греческих колоний в Италии и на островах, в Риме торговля находилась в руках плебеев и чужестранцев. Главными были карфагеняне. С юга они принимали поток товаров, шедших из более южных районов Африки; на Средиземном море они выступали как посредники и перевозчики товаров между самыми разными странами, привозя янтарь из стран Балтики, олово из Британии, золото и слоновую кость из Африки, рабов из многих мест. В Италию в этот период поступают из Карфагена металлические изделия, керамика, продукты сельского хозяйства, золото, слоновая кость и, вероятно, рабы. С усилением римского могущества со сцены сходят купцы греческих колоний, а роли двух других агентов меняются, меняется и характер торговых отношений между Римом и Карфагеном. После второй Пунической войны (218—201 гг. до н. э.) Рим, располагавший значительными материальными возможностями в результате победоносных походов, превращается главным [378] образом в покупателя. Нужда в ремесленных изделиях удовлетворяется в Риме его собственными силами, поэтому меняется характер ввоза. Из разных мест, и особенно с острова Делоса, в Рим ввозились рабы, и это была главная и самая важная статья импорта. Следующее место занимал ввоз хлеба из Нумидии, оливкового масла и вина из Карфагена, затем шли предметы роскоши, поставлявшиеся главным образом из Греции и с эллинистического Востока.

После разрушения Карфагена устанавливается более или менее постоянный характер отношений между Римом и Северной Африкой. Североафриканские провинции продолжают снабжать Италию хлебом и оливковым маслом. Значительное место в экспорте занимают дикие звери, рабы, золото и слоновая кость. Металлические изделия и керамика привозятся из Италии и даже Галлии в Северную Африку. 8

И во времена Карфагена, и в римскую эпоху торговля на южном отрезке ее пути, проходившем через Сахару, велась через посредничество африканского народа гарамантов, который держал в своих руках монополию связей с народами Судана и не допускал купцов с севера в глубь Сахары далее города Гарама. Именно отсюда вывозились черные рабы( золото, слоновая кость, пряности, страусовые перья, живые звери, дерево благородных пород, меха, кожи и т. д. Передвижение и перевозка товаров осуществлялись на колесницах и повозках, запряженных лошадьми, а затем, с II—IV в. — на верблюдах. Предметы вывоза из Судана оставались традиционными почти всегда, предметы же ввоза, очевидно, кроме соли, были различными. С течением времени менялись виды ремесленных изделий, менялось число их и т. п. 9

В большем или меньшем размере в зависимости от более или менее спокойной эпохи эта торговля продолжалась и в последующие века вплоть до арабского завоевания. После появления арабов в Северной Африке и в I столетии после арабского завоевания торговля через Средиземное море резко сокращается, хотя и не исчезает полностью. Понятно, что масштаб торговли зависел от характера политических отношений между государствами на разных берегах Средиземного моря, от этого же зависела и возможность осведомления о странах Африки и их товарах. Возможность эта особенно возрастает с XI—XII вв., что подтверждается значительным увеличением в это время и позднее материалов арабских источников, сообщающих о Сахаре и Судане. В период же до XI в. отношения между Африкой и Европой носят главным образом военный характер. Назовем отдельные моменты, связанные с успехами и поражениями обеих сторон. В этот период наблюдалось явное превосходство мусульман на море, позволявшее им производить опустошения на северных берегах Средиземного моря. Мелкие государства на юге Италии, которые к тому же находились [379] в постоянных раздорах, не могли противостоять силам мусульман. Успехи последних достигают такой степени, что аглабидским корсарам удалось в 846 г. разграбить Рим, в 848 г. — захватить город Бари, в 856 г. — Таренто. До 871 г. эти города служили им военно-морскими базами для нападения на остальную Италию. Важной базой был также город Гарильяно. Набеги на итальянские города совершались часто и сопровождались разрушениями и опустошениями. Города Песто, Бояно, Изерния были разрушены полностью. Вторая половина IX в. была временем наибольших военных успехов арабов в Италии. В период с 827 по 902 г. им удалось захватить острова Сицилию, Мальту, Сардинию, а также оспаривать у христиан Корсику. В 903 г. они захватили Балеарские острова. Однако в 80-е годы IX в. арабов начали теснить византийские армии, и последний город в континентальной Италии, который находился под властью арабов, — Гарильяно — был ими потерян в 915 г. Тем не менее набеги на итальянские города продолжались. В 20-е годы X в. были разгромлены города Ориа и Таренто; в 934—935 гг. — Генуя, в 1004 и 1011 гг. — Пиза. 10 Все побережье христианских стран Средиземного моря находилось под постоянной угрозой нападения мусульманских корсаров. В восточной части Средиземного моря происходили столкновения мусульманского и византийского флотов. Лишь в XI в. могущество мусульманских государств на Средиземном море начинает клониться к упадку. В Восточном Средиземноморье внешне обстановка оставалась прежней, но торговлю с Востоком захватывает в свои руки Венеция. В западной же части военные действия приносят христианам некоторый успех: территориальные приобретения, сделанные мусульманами в прошлые столетия, переходят в руки христиан. Так, в 1015 г. генуэзцы и пизанцы изгоняют арабов из Сардинии. Норманны в период 1061—1092 гг. захватывают Сицилию и в 1092 г. — Мальту. Военные действия переносятся на африканскую территорию. В 1034 г. город Аннаба в Ифрикии был разграблен генуэзцами и пизанцами. В 1087 г. им же удалось на короткое время захватить Махдию и Тунис. В этот период вновь начинает возрастать объем торговых сношений между странами Северной Африки и Европой, особенно между государствами Италии и Тунисом. В Тунисе в столице государства и в других городах появляются колонии европейских купцов.

В XII в. эти процессы продолжаются и усиливаются. На короткое время генуэзцы в 1113 г. захватывают Балеарские острова.

В Испании набирает силу реконкиста. Пиренейские королевства Кастилия и Арагон увеличивают свои территории за счет мусульманских владений. Одним из крупных успехов христиан было отвоевание в 1147 г. Лиссабона. На недолгое время они овладевают также городами на побережье Северной Африки. В течение 12 лет, с 1146 по 1158 г., норманны [380] удерживали Триполи; с 1148 по 1160 г. — Махдию в Тунисе; с 1148 по 1156 г. — Сфакс; в 1148 г. они владели Сусом.

Вновь оживляются старые центры торговли. В средней части североафриканского побережья такими центрами были Тунис и Аннаба. Их посещали купцы с Сицилии и из Пизы. В западной части побережья главным центром была Сеута. В нее постоянно заходили корабли марсельцев, генуэзцев, пизанцев, каталонцев.

В Италии центром, который достиг особого развития в X в. и был связан торговлей с Сицилией, Испанией, Египтом, Тунисом, странами восточного побережья Средиземного моря, был Амальфи. В XI в. ему пришлось уступить свое значение Венеции и Пизе.

Значительное расширение торговли, проникновение европейцев, главным образом итальянцев, в страны Востока и организация там торговых колоний имели место и в связи с крестовыми походами.

В XIII в. в Испании после битвы при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. мусульманские владения на Пиренейском полуострове сократились до пределов государства Гранады. Отвоевание христианскими государствами Европы владений у мусульман продолжалось. На недолгое время — с 1229 по 1233 г. — Балеарские острова попали под власть королевства Арагон. В 1260 г. кастильский король Альфонс X совершил набег на Сале. В этом же году Людовик Святой предпринял крестовый поход против Туниса. В 1270 г. нападению христианской экспедиции подвергся Лараш. В 1279 г. Педро III, арагонский король, совершил нападение на Сеуту. В 1292 г. в руки христиан перешел город Тарифа. Военные действия в течение XIII в. привели к тому, что в распоряжении христиан оказались многие важные порты. Так, в 1238 г. была отвоевана Валенсия, 1248 г. — Севилья, в 1262 г. важный порт на Атлантическом побережье Пиренейского полуострова — Кадикс, в 1266 г. — Мурсия. Экономические связи отвоеванных христианских городов и территорий Африки продолжают сохраняться.

В 1309 г. христиане овладели Гибралтаром, который они удерживали до 1311 г., однако затем их продвижение в общем было приостановлено. Причиной этого был разгром христианского флота в районе Гибралтара в 1340 г. Лишь в 1399 г. кастильский король Генрих III смог совершить карательную экспедицию против Тетуана, представлявшего собой настоящее пиратское гнездо.

В XIV в. торговля стран Средиземноморья достигла большого размаха. В связи с ростом суконной промышленности в Италии важное место в экспорте стран Северной Африки занимает шерсть, особенно один из лучших ее сортов — гарбо. В XV в. христиане добились новых успехов. Португалия приступила к созданию своей колониальной империи и начала захваты на берегах африканского материка. В самом начале века, в 1415 г. португальцам удалось захватить Сеуту, которую они оставили в 1437 г., а затем через несколько лет захватили вновь. В 1458 г. они взяли Ал-Ксар-ас-Сагир, в 1469 г. овладели городом Анфа, в 1471 г. — [381] городами Танжер и Арзила, в 1488 г. — городом Масса. В 1497 г. была захвачена Мелилья.

В это время Кастилия, затем Кастилия и Арагон совместно продолжали реконкисту, которая в 1492 г. закончилась их победой и уничтожением последнего на полуострове мусульманского королевства Гранады. Большие изменения в XV в. происходят и в восточной части Средиземноморья. Там появилась новая грозная сила в лице турок-османов, самым значительным успехом которых было взятие в 1453г.Константинополя.Во второй половине XV в. власть их распространилась на страны Ближнего Востока. Эти события тяжелейшим образом сказались на восточной торговле Европы, находившейся главным образом в руках венецианцев и генуэзцев.

В XVI в. Португалия продолжала свои захваты на Атлантическом побережье Африки. В 1505 г. был взят Агадир (Санта-Крус-де-Агер), в 1508 г. — Сафи, в 1513 г. — Аземмур, в 1514 г. — Мазаган. К 1520 г. португальцы практически владели всеми важными пунктами побережья Марокко и иногда даже совершали рейды в глубь страны, как, например, в 1515 г., когда они вместе с союзными арабами дошли от Сафи до самого Марракеша и напали на город.

Сферой захватов Испании в XVI в. стало Средиземноморское побережье Северной Африки. В 1497 г. была захвачена Мелилья. Затем в 1505 г. испанцы завоевывают Мерс-ал-Кебир, в 1508 г. — Пеньон-до-Велес, в 1509 г. — Оран, в 1510 г. — города Бужи и Триполи. В 1511 г. города Тенес, Деллис, Шершель, Мостаганем выразили повиновение испанцам и согласились платить им дань.

Однако продвижение испанцев вскоре было остановлено. В начале XVI в. войска турок-османов вступают в Африку. В 1514 г. османский султан Селим вошел в Каир и подчинил себе всю страну. Вскоре ему подчинилась Ливия, а затем в 1518 г. — Алжир.

Восточная торговля в это время вступает в новую фазу. Как известно, одним из главных предметов торговли, особенно в том ее потоке, который шел через страны Северной Африки, было золото. Золото поступало в Северную Африку из областей Буре и Галам, расположенных между рекой Фалеме и верхним течением Нигера. Оно доставлялось сухопутным путем по транссахарским маршрутам в портовые города Северной Африки, а оттуда отправлялось дальше на север, в страны Европы. Для христианской Европы значение торговли, которую она вела с мусульманскими государствами на побережье Северной Африки, всегда было понятным и ясным. В то же время в Европе мало осознавали степень зависимости этой торговли от караванной торговли с народами западного Судана.

О странах, из которых поступало золото, христианам становилось известно постепенно благодаря мусульманам и евреям, населявшим территории, отвоеванные у мусульман. Кое-что становилось известным также от моряков, посещавших портовые города Магриба. Эти знания просачивались в Европу уже в XII в., и в XIII в. европейцы знали о золотоносных странах в регионах Африки, расположенных южнее Сахары.

[382] В XV в. благодаря сообщениям Мальфанте и Альвизе да Ка'да Мосто становится известно, откуда золото поступает в страны Магриба. Европейцы узнали, что его добывают в королевстве Мали и затем доставляют в Томбукту, а оттуда через Туат, Вадан везут в Магриб и что прежде его возили через Гану и Сиджилмасу.

Другим важным товаром восточной торговли европейских стран были пряности. Так же как и торговля золотом, торговля пряностями существовала уже много столетий. Ее пути проходили по европейским странам Восточного Средиземноморья и прилегающим странам Ближнего Востока и Африки. Источником пряностей были главным образом Китай, Индия,, Малайя, Молуккские острова. Оттуда морем и сушей они доставлялись в страны Ближнего Востока, где в главных торговых центрах — Алеппо, Константинополе, Бейруте, но в основном в Александрии они перепродавались и следовали дальше в Европу. Торговля пряностями велась главным образом венецианцами и генуэзцами и была источником огромных доходов и одновременно жестокой конкуренции и соперничества. После окончания крестовых походов ее потоки стали проходить через Египет: через Каир и Александрию.

В XIII в. после захвата Багдада монголами в Ирак на берега Персидского залива проникли генуэзцы. Благодаря этим контактам европейцам стало известно, что пряности привозят из стран бассейна Индийского океана. Возникновение на территории стран Ближнего Востока Османской империи в XV в. преградило путь восточной торговле. Пряности стали поступать по единственному пути через Александрию, что в конечном счете стало началом обеднения и разорения итальянских торговых городов, и в первую очередь Венеции.

В Европе еще в XIII в. начинаются поиски путей в золотоносные районы Африки и в страны Индийского океана. В XV в. эти поиски достигли своей наивысшей точки и привели к наиболее значительным географическим открытиям: открытию пути в Индию и открытию Америки. Они сопровождались территориальными захватами и созданием колониальных империй. В силу того что сухопутные пути были заняты мусульманскими государствами, а также в соответствии с господствовавшими географическими воззрениями той эпохи эти поиски представляли собой прежде всего поиски морских путей.

Особенно важным было освоение морского района Атлантического океана в пределах четырехугольника: Лиссабон, Гибралтарский пролив, западное побережье Африки, Канарские острова, Азорские острова. В связи с тем что господствующие у атлантического побережья Западной Африки течения и ветры в условиях плавания на веслах или под парусами позволяют совершать движение только в южном направлении, но не в северном, долгое время оставалась нерешенной проблема возвращения. Она была разрешена лишь к 1434 г., когда стало известно, что обратный путь лежит через открытые районы океана, вдали от берегов материка. После этого открытия продвижение португальцев на юг сравнительно быстро привело к достижению южной оконечности африканского [383] континента и к открытию пути в Индию. 11 Открытие этого пути и создание колониальной империи на берегах Индийского океана отвлекли португальцев от отыскания путей в районы южнее Сахары, тем более что они получили доступ к африканскому золоту через устье Гамбии, открытое в 1455 г., и особенно через форт Мина, куда португальцы добрались в 1470 г. и где нашли в изобилии продававшееся золото.

Испанцы одновременно с военными действиями в Магрибе также предпринимали поиски морских путей в Индию, но в отличие от португальцев они искали их не на юге, а на западе, что привело их к открытию Нового Света в западном полушарии. Перспективы в Америке и встреча с силами Османской империи в Алжире заставили их отказаться от своих предприятий в Африке.

Все эти события изменили обстановку в Восточном Средиземноморье. Нарушение в результате османского завоевания торговли пряностями и открытие морского пути в Индию и Западную Африку в районе Гвинейского залива (что позволяло как доставлять пряности из Индии непосредственно в Европу, так и вывозить некоторые их виды с африканского побережья) поставили в трудное положение венецианских и генуэзских купцов, которые не могли конкурировать с португальцами. По-видимому, это обстоятельство способствовало сохранению в Венеции и вообще в Италии живого интереса к Африке и к ее внутренним областям, где было золото. Интерес был тем более оправдан, что, несмотря на успехи португальцев и испанцев, африканский материк, казалось бы, столь близкий к Старому Свету, практически оставался совершенно неизвестным. Непосредственная практическая деятельность познакомила португальцев и испанцев лишь с отдельными пунктами африканских берегов, где они создавали свои укрепленные базы, фактории, крепости (fronteiras — у португальцев — и presidios — у испанцев). Весь гинтерланд оставался полностью неизвестным, и недостаток знания в этом направлении удовлетворялся не столько новыми, приобретенными в процессе военных действий и открытий сведениями, сколько сведениями из сочинений греческих и римских авторов, известия которых либо полностью устарели, либо носили совершенно фантастический характер. Поэтому европейские морские державы тщательно собирали всякого рода информацию относительно африканского континента, его золота и путей к нему. Так, известно, что главный инициатор португальских плаваний и открытий инфант Энрико Мореплаватель собирал всякого рода сведения о неизвестных землях и проходах к ним и особенно бывал рад захвату пленников, так как они могли послужить источником сведений и быть переводчиками. Христианские пираты в водах Средиземного моря также стремились получить сведения о внутренних районах Африки через пленных мусульман. В 1519 г. итальянский корсар Пьетро Бовадилья около острова Джерба захватил мусульманский корабль, на котором ехал, возвращаясь из [384] Константинополя, автор книги “Описание Африки”. При нем были записи, и на их основании, а также по памяти спустя несколько лет им была написана и сама эта книга. Она была значительным шагом на пути познания африканских стран, и в частности Судана. Книга была напечатана в Венеции, в городе, который был наиболее заинтересован в отыскании новых торговых связей, так как для Венеции в условиях замкнутого морского бассейна Восточного Средиземноморья и при невозможности конкуренции с пиренейскими державами поиск таких связей был жизненной необходимостью. Следует напомнить, что в XIV—XV вв. Венеция достигла апогея своего торгового развития и по сути дела была неоспоримым центром торговой жизни всего европейского мира, “все биения пульса которого” передавались и ощущались на самой отдаленной периферии. “Владычество над морями было обеспечено поражением Генуи и постепенным, но непрерывным падением этого города, вытесняемого чуть ли не изо всех портов Востока. Венеция обладала 350 военными судами разных наименований и 600—700 кораблями коммерческого флота; лиц, занятых мореплаванием, насчитывалось в ней от 30 до 40 тысяч человек”. 12 Венецианцы посещали порты и торговые центры Средиземноморской Африки и Азии и всюду создавали общие склады, фактории, конторы. Они вместе с генуэзцами снабжали Европу восточными товарами: пряностями из Индии (шедшими через Аравию), редкими по качеству шелковыми материями из Индии и Китая, перьями тропических птиц из Африки, сахарным песком из Сирии и Малой Азии. 13

Территория Венецианской республики в то время не ограничивалась городом Венецией, а распространялась на часть Ломбардии, Далмацию, Албанию, часть Морей и Македонии, а также и на Архипелаг. Республика переживала в это время последние дни своего расцвета. Столица республики Венеция была одним из крупных центров науки и искусства Италии, прославившим себя, помимо прочего, своей знаменитой школой живописи. Богатства Венеции и бегство в ее пределы многих представителей греческой науки и культуры с территории разрушенной турками-османами Византии после 1453 г. превратили ее в такой центр. Таким образом, интерес к книге “Описание Африки” совсем не был интересом заштатной провинции к чудесам далеких и неизвестных стран. Это был интерес одной из крупных держав Восточного Средиземноморья, которая стремилась к расширению своей территории и своей торговой деятельности. Кроме того, существовала еще одна причина, способствовавшая тому, что интерес к этому труду проявился в наибольшей мере именно в Венеции. Этой причиной было политическое положение внутри Италии. События конца XV—начала XVI в. в истории Италии носят название эпохи итальянских войн. На протяжении нескольких десятилетий территория Италии была ареной военных действий, в которых принимали участие не только армии нескольких итальянских государств, но и войска Испании, [385] Франции и немецких государств. Борьба проходила в несколько этапов. Несколько раз возникали военные союзы разного состава. Во всех этих событиях участвовала Венеция, которой удалось не допустить чужеземные войска — немецкие, французские, испанские — на свою территорию и избежать, таким образом, разорения, которое постигло Италию в первой половине XVI в. Разорение Венеции наступило позже — во второй половине XVI в. и было следствием процесса, начавшегося с конца XV в., суть которого состояла в следующем: “Главный нерв торговой жизни . отошел от Венеции... С каждым годом роковые последствия открытия Колумба и Васка да Гамы сказывались ощутительнее, закрывались фабрики и мастерские, продавались корабли, пустовали верфи... Венецианское правительство всеми силами старалось поддержать быстро и невозвратимо исчезавшее величие своего города”. 14 Государственные деятели Венеции обладали достаточной мудростью, чтобы оценить значение попавшего к ним в руки труда. Джованни Баттиста Рамузио, который осуществил издание, был одним из культурных людей своего времени, в прошлом занимал должность секретаря Совета десяти, в то время важнейшего политического органа республики. Настоятельность поисков Венеции и состояние знаний европейцев об Африке очень ярко характеризует содержание изданной им книги “О плаваниях и путешествиях”. В этой книге наряду со сведениями европейских мореплавателей и путешественников нового времени, таких как Альвизе да Ка'да Мосто, Америго Веспуччи, Лодовико ди Вартема, Эдуарде Барбоса и других, помещены “Известия о плаваниях карфагенского капитана Ганнона”, относимые к VI в. до н. э., “Сообщение о плавании Неарха, капитана Александра Великого”, описание плавания из Красного моря в Восточную Индию Арриана, в котором нужно видеть известное произведение “Перипл Эритрейского моря”. Однако главным по объему и по значению было произведение Льва Африканского, посвященное Африке. Сам издатель книги Рамузио, подчеркивая значение “Описания Африки”, говорил, что в его трудах его поддерживала мысль о том “удовольствии, которое должны будут испытать все интересующиеся географией, и прежде всего той частью Африки, которую описал Иоанн Лев. Как известно, в наше время нет никого другого, кто сообщал бы о ней по крайней мере так подробно и так достоверно”. Все же прежние сведения об Африке в сравнении со сведениями этого труда он называет “краткими, неполными и не столь значительными” (11). 15

Кем же был человек, создавший это произведение, и в каких условиях протекали его жизнь и деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо остановиться на биографии автора и на некоторых фактах истории Северной Африки соответствующего времени. Настоящее имя автора “Описания Африки” — ал-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан аз-Заййати ал-Фаси. В плену в Италии он был крещен и получил имя [386] Джованни Леоне и прозвище Африкано, т. е. африканец. Оба его имени — имена папы Льва X Джованни Медичи: Лев — папское и Джованни — личное, которое было переделано впоследствии в Иоанна. В русской литературе он был назван Львом Африканским. Лев Африканский был человеком необычайной судьбы. Биография его во многом неясна. Основным ее источником являются его собственные сочинения, и в первую очередь его главный труд “Описание Африки”, но они не дают ясной картины его жизни. Точная дата его рождения неизвестна и может быть лишь с большей или меньшей вероятностью рассчитана на основании сведений из его книги. Пожалуй, наиболее точным указанием на нее является место в главе, посвященной городу Сафи, в разделе об области Дуккала, где говорится: “Когда город был взят, мне было около двенадцати лет. Около четырнадцати лет спустя я имел возможность от имени короля Феса и шерифа, государя Суса и Хаха, говорить с тем же самым правителем округа. Этот губернатор привел против короля Марракеша 500 португальских всадников и более 12 тысяч арабских всадников. Он собирал все доходы с этой страны в пользу короля Португалии. Было это в 920 году” (89). Простой расчет дает нам несколько дат. Годом взятия Сафи и временем, когда Льву Африканскому было около двенадцати лет, будет 906 год. Разница этих цифр дает год рождения автора, а именно 894 г.; 894 г. хиджры соответствует времени с 5 декабря 1488 г. по 24 ноября 1489 г. Если же учесть, что лишь 26 дней 1488 г. входили в 894 г. хиджры, то с известной долей вероятности рождение Льва Африканского может быть отнесено к 1489 г. Эта дата подтверждается и другими указаниями. Так, в посвящении книги “О плаваниях и путешествиях” крупному ученому того времени Иеронимо Фракасторо издатель Рамузио говорит, что Лев Африканский родился в Гранаде и после отвоевания королевства Гранады войсками католических величеств Фердинанда и Изабеллы бежал вместе с родственниками в Берберию. Из этого следует, что Лев Африканский родился до 1492 г. — года взятия Гранады, что удачным образом согласуется с рассчитанной датой 1489 г.

Однако в действительности все сложнее, так как из португальских материалов известна точная дата взятия Сафи: 7 августа 1507, что соответствует 913 г. хиджры. Если Льву Африканскому было в это время 12 лет, то годом его рождения нужно признать 901 г. хиджры, который соответствует периоду с 21 сентября 1495 до 8 сентября 1496 г. Это дата, которую принял за год рождения Л. Массиньон. 16 Нам она кажется слишком поздней и противоречащей указанию Рамузио на то. что Лев Африканский родился до захвата христианами Гранады. Предположение, что Льву Африканскому в 920/1514 г. было 14 лет и что, следовательно, годом его рождения был 906/1500 г., кажется неосновательным: Л. Массиньон считает, что в этом случае Льву Африканскому было слишком мало лет (12—13) для выполнения дипломатической миссии в Сиджилмасе, [387] порученной ему в 918/1512—1513 г. Соглашаясь с этим соображением Л. Массиньона. мы полагаем, что для подобного предположения вообще нет места, так как текст первого издания Рамузио и перевод Эполяра не дают для него оснований. Кроме того, оно опять-таки противоречит указанию Рамузио о том, что он родился до 1492 г.

Правда, против даты 1489 г. говорит неопределенный характер выражения Льва Африканского: “около двенадцати лет”, “около четырнадцати лет”. Кроме того, возможность некоторой порчи текста именно в этом месте не исключается. Это видно из сопоставления текста, изданного Рамузио в 1550 г., и перевода Алексиса Эполяра, 17 сделанного им с учетом рукописи этого сочинения, хранящейся в Национальной библиотеке в Риме. Сопоставление показывает наличие двух разночтений на пространстве в несколько строчек. 18 Кроме того, приведенная выше цитата из “Описания Африки” имеет и в более поздних изданиях другой вариант чтения, согласно которому в 920 г. хиджры Льву было 14 лет.

Тем не менее мы принимаем за приблизительную дату рождения Льва Африканского 1489 г. как наиболее подходящую и к имеющимся косвенным указаниям, и к реальной обстановке и условиям, в которых протекала его жизнь. К этому же времени, а именно до 1492 г., относил рождение Льва Африканского академик И. Ю. Крачковский, хотя он и никак не аргументировал своего мнения.

К периоду между 1489 и 1495 гг. относит дату рождения Льва Африканского и автор последнего по времени перевода его произведения на французский язык А. Эполяр, пытаясь таким образом примирить оба предположения. В пользу отнесения рождения Льва Африканского к более раннему времени высказывался и крупнейший французский африканист Раймон Мони. Он рассматривал события 914 и 915 гг., в которых участвовал Лев Африканский (о них пойдет речь далее), и пришел к выводу, что в них не мог принимать участие мальчик 13 или 14 лет, и, следовательно, дату его рождения, считает Р. Мони, нужно перенести на более раннее время — на 899—900 гг. хиджры, или 1493—1494 гг. 19 Р. Мони склоняется к тому, что Лев Африканский родился в 90-е годы XV в. Его аргументы таковы. Неизвестно время переезда семьи Льва Африканского из Гранады в Фес. В Испании политика терпимости в отношении иноверцев в 1499—1500 гг. сменилась политикой насильного обращения, что, по мнению Р. Мони, могло стать причиной переезда. Однако это мнение также не учитывает указания Рамузио о рождении Льва Африканского до 1492 г.

Таким образом, если принять за время рождения Льва Африканского 1489 г., то вся его связанная с Северной Африкой сознательная жизнь [388] до 926/1519 г., когда он попал в плен, составляет всего около 20 лет. Практически она совпала со временем правления ваттасидского султана Мухаммеда Португальца. В жизни Марокко — страны, ставшей для маленького андалузца новой родиной, — эти 20 лет были годами достаточно бурных событий. Незадолго до этого — в 1465 г. прекратила свое уже формальное существование правившая в течение почти 230 лет Маринидская династия. Обстановка в стране была сложной. Мы видели, что конец XV—начало XVI в. ознаменовался быстрыми захватами португальцами территорий на атлантическом побережье Марокко. В то же время Марокко переживало глубокий внутренний кризис, подготовленный всем предыдущим ходом развития страны при правлении султанов Маринидской династии. Хотя характер процессов социально-экономического развития Марокко в указанный период полностью еще не раскрыт, все же в целом ясно, что это развитие должно быть квалифицировано как феодальное, сопровождавшееся сохранением родоплеменных пережитков, особенно в среде сельского оседлого земледельческого населения и кочевников. Эксплуатации подвергалось в первую очередь земледельческое население, которое было основным податным сословием, главным образом с помощью налогово-податной системы. Собирались поземельный налог харадж, налог с имущества зекат, судебные подати, “незаконные” налоги, т. е. те, которые не были предусмотрены мусульманскими законами в начальный период ислама. Кроме того, собирался доход с земельных владений в пользу держателей имения. Эксплуатация усугублялась тем, что кроме зеката все налоги отдавались на откуп. 20 Страна была раздроблена на несколько провинций. Во главе их стояли либо родственники султана, либо люди, располагавшие военной силой, с которыми султан не мог не считаться и которым был вынужден давать подобные назначения. Такими людьми были главным образом вожди берберских и арабских племен. Высшие чиновники гражданской администрации (махзена) получали подарки, земельные пожалования, оклады.

Настроения протеста, возникавшие в крестьянской среде, находили свое выражение в распространении суфизма, в появлении ересей, в росте популярности марабутов, а затем шерифов с их организациями в виде завий. Завия первоначально представляла собой обитель, чаще всего напоминающую монастырь. В завии обычно находились мечеть, могила святого марабута, по имени которого завия называлась, учебные и жилые помещения. В завии жили законоучитель-марабут и его ученики. Со временем с ростом популярности некоторые завии стали центрами крупных религиозных братств, представлявших значительную политическую силу.

Положение усугублялось еще одним фактором — наличием в стране арабских кочевых племен. В XI в. в Северную Африку проникают крупные объединения арабских племен бану хилал, бану сулейм, бану макил. Это проникновение обычно называют хилалидским нашествием. О его [389] значении можно судить по такому факту: только после прихода этих племен население Северной Африки было арабизировано и окончательно исламизировано. Кочевые арабы, придя в Северную Африку, вступили в долгий и упорный конфликт с населением ее культурных, земледельческих районов. Вооруженные и по сути дела представлявшие хорошо организованное и очень мобильное войско, арабы двигались из Аравии через Египет все дальше и дальше на запад. Сдерживать их могла только военная сила, которой североафриканские государства располагали не всегда. Уже в первые годы после своего прихода арабы разрушили государство зиридов в Тунисе. 21 Политические соображения заставляли прибегать к военным услугам арабских племен. В оплату за услуги эти племена получали право на доходы с некоторых областей и провинций. Их приглашали принимать участие в подавлении мятежей и восстаний, в междоусобных войнах, что каждый раз давало им власть над каким-то новым населением, позволяло двигаться все дальше на запад. В XV—XVI вв. их уже можно было найти повсюду в Северной Африке — от Ливии до Марокко. Их военная и политическая роль была велика. В XIV в. маринидский султан Марокко Абу-л-Хасан (1331—1348), который завоевал и подчинил себе все территории от Марокко до Туниса включительно, потерял все и должен был, потерпев поражение, вернуться в Марокко, из-за того что он вступил в конфликт с коалицией арабских племен на юге Туниса. После этого поражения вся только что созданная Абу-л-Ха-саном империя мгновенно распалась. Такое же поражение в 1357 г. потерпел его сын, маринидский султан Абу Инан, также подчинивший себе все территории от Атлантического океана до Туниса, когда он запретил арабскому племени дававида взимать подати с оседлого населения.

Самые большие города Марокко, и особенно Фес, давали пример очень широкого разделения труда, развития ремесленного производства, торговли и городской культуры, сложившейся главным образом под влиянием андалузского образца. В некоторых случаях в этих городах можно даже увидеть элементы начал капиталистического производства, которые, однако, не могли развиваться, так как в Марокко для этого отсутствовали общие условия. На протяжении конца XIV и в XV в. страна все больше и больше раздроблялась. Центральная власть была ослаблена и не могла обеспечить безопасность существования и развития производства и торговли. Политические силы в лице арабов и религиозных братств еще больше осложняли обстановку. Развитие городов было оторвано от развития всей страны. А в это же время побережье Атлантического океана и Средиземного моря в ужасе ожидало нападений португальцев и испанцев. Такова была обстановка к концу правления Маринидов, когда к власти пришел первый султан новой Ваттасидской династии Мухаммед аш-Шейх (1472—1504). Ему потребовалось шесть лет для того, чтобы приобрести фактическую власть, хотя он мог контролировать лишь небольшую часть [390] страны. Ему подчинялись Фес с округой и атлантические равнины от р. Умм ар-Рабия до Танжера. Города Тетуан, Шешаван, Бадис, Тазута стали центрами небольших независимых княжеств. В городе Дебду продолжали независимо править Мариниды. Мухаммеду аш-Шейху не подчинялся Средний Атлас, и полностью отделились оазисы. Местный вождь осуществлял управление на северных склонах Большого Атласа. В Марракеше власть принадлежала эмирам племени хинтата. В Сусе же правили саадитские шерифы.

При втором ваттасидском султане, которого звали Абу Абдаллах Мухаммед ибн Мухаммед аш-Шейх ас-Сайд ал-Камил, по прозвищу ал-Бур-тукали (1504—1524), т. е. Португалец, за то, что провел детские и юношеские годы в Португалии в качестве заложника, положение не улучшилось. При нем продолжали существовать все самостоятельные княжества. Кроме того, под властью португальцев и местного вождя Йахии ибн Тафуфта, ставшего вассалом короля Португалии, находилась область вокруг города Сафи. Португальцам подчинялся также Аземмур. У подножия гор в области Тадла города были автономны и платили дань арабам. Арабы были хозяевами равнин в оазисах, в областях Сус (до того как там появились саадиты) и Хауз. Жители же гор были полностью вне доступности центральной власти. Существовали и более мелкие независимые владения. Мухаммед Португалец не мог справиться ни с противостоявшими ему центробежными стремлениями отделившихся владений, ни с арабами, ни с марабутами на севере, ни с шерифами на юге. В связи с этим в исконно земледельческих областях, в долинах рек и на равнинах распространяется кочевой образ жизни. Жизнь городов и деревень приходит в упадок. Часть их пустеет из страха перед христианами, часть разрушается внутренними войнами и репрессиями, еще одна часть разоряется кочевниками, которые занимают пустующие земли. Были почти полностью разрушены поселения в провинциях Хауз и в Тадле. Захват кочевниками земель, которые прежде засевались, война, отсутствие безопасности, сокращение торговли внутри страны, тяжелое налоговое обложение областей, подчиненных центральной власти, некоторое сокращение внешней торговли (лишь Сале и Бадис поддерживали связи с остальным Средиземноморьем) — таковы главные характерные черты Марокко начала XVI в. Ваттасиды, и Мухаммед Португалец в частности, не могли справиться с анархией, не могли ни обуздать арабов, ни дать отпор португальцам и испанцам. Если Алморавиды опирались на племена санхаджа, Алмохиды — на масмуда, Мариниды — на зената, то Ваттасиды вообще не имели такого привилегированного слоя, который служил бы им опорой, разве что им могло быть сравнительно немногочисленное арабское племя хлот. В целом же они опирались только на область Феса. Однако ее малые размеры, экономические трудности, разоренность населения, узость социальной базы делали их бессильными перед стоявшими задачами, чем обусловливалась и их непринципиальная, половинчатая п соглашательская политика.

В таком же упадке находились и государства остальной Северной Африки — государство Абдалваддидов на территории современного [391] Алжира со столицей в Тлемсене и государство Хафсидов в Тунисе, где после кратковременного подъема при Абу Амре Османе (1435—1488) также наступил хаос. После него с 1488 но 1494 г. на престоле побывало три властителя. Сменивший их четвертый не мог справиться с трудным положением, в котором находилась страна. Абдалваддидское и Хафсидское государства распались на множество княжеств, территорий автономных племен или племенных федераций, свободных портовых городов и земель находившихся под властью и влиянием марабутов. В Тунисе практически вся страна принадлежала арабам. Взять столицу им не удавалось, но морские порты и города области Билад ал-Джерид выплачивали им дань. Последние хафсидские султаны не отваживались выезжать из столицы даже в ближайшие пригороды и находили утешение в искусствах и покровительстве ученым. Контроля со стороны кочевников избежал лишь остров Джерба, зато он был подвержен нападениям христиан с моря.

С неменьшим трудом удерживались у власти в Тлемсене последние Абдалваддиды. Они потеряли власть над средним Магрибом, и им подчинялись лишь территории нынешнего западного Алжира. Независимые государства возникли в Константине, арабское племя дававида укрепилось в степных областях Заба и Ходны, независимое государство возникло в области оазисов с центром в Туггурте. Самостоятельные владения существовали в горах Кабилии и Варсениса. Самостоятельными также сделались оазисы области Фигиг.

На побережье Средиземного моря многие портовые города превратились в пиратские базы. Особенно много среди пиратов было выходцев из Испании, вынужденных бежать оттуда вследствие торжества реконкисты. Наиболее крупными центрами пиратства были города Оран, Мере ал-Кебир, Алжир, Джиджелли, Бужи, Аннаба, Бизерта, Тунис.

Сложные отношения центральной власти с формально подчиненными ей, но фактически полунезависимыми и просто независимыми областями периферии, отношения с другими государствами и с кочевыми арабами, военные столкновения с ними и с португальцами на побережье, необходимость постоянного и ловкого маневрирования — вот та обстановка, в которой проходила жизнь и деятельность Мухаммеда Португальца н которая определили жизнь и деятельность Льва Африканского. Однако обратимся к его биографии.

Как было показано, Лев Африканский родился, по-видимому, в 1489 г. в Гранаде и после 1492 г. вместе с родственниками оказался в Марокко. В имени его отца Мухаммед ал-Ваззан прозвище ал-Ваззан (по-арабски эта часть имени называется лакаб) означает “человек, который занимается взвешиванием” и указывает, вероятно, на занятие отца, а может быть, и других членов семьи, которые были городскими чиновниками, заведовавшими общественными весами. Имя относительное аз-Заййати, которое обычно показывает, из какого города или страны, или племени, или иной этнической либо профессиональной группы происходит человек, [392] в данном случае, вероятно, связывает Льва Африканского с племенем скорее всего берберским. В литературе упоминаний племени с таким именем не встречается, но встречаются упоминания людей, носивших такое же имя относительное. Этими людьми были литературный комментатор ал-Хусейн аз-Заййати и имам Сиди ал-Хасан аз-Заййати, жившие в XVI и XVII вв. и упоминаемые в сочинении “Нузхат ал-Хади”. 22 Второе имя относительное, ал-Фаси, указывает на связь Льва Африканского с городом Фесом.

Сам Лев Африканский называл себя также Йуханной Асадом ал-Гарнати, как это можно видеть в автографе рукописи составленного им арабско-еврейско-латинского словаря, хранящегося в библиотеке Эскуриала. Имя это представляет собой перевод на арабский язык имени, полученного при крещении — Иоанн Лев, а нисба ал-Гарнати указывает на место рождения — город Гранаду. Эта нисба ал-Гарнати была причиной недоразумения, в настоящее время, впрочем, окончательно разрешенного, которое заключалось в том, что Йуханна ибн Асад был спутан с автором XII в. Абу Хамидом ал-Андалуси ал-Гарнати.

Семья Льва Африканского, по-видимому, обладала достаточно высоким культурным уровнем. В пользу такого предположения говорит вероятное происхождение его из чиновничьих кругов. Следует отметить, что достаточно высокий культурный уровень отличал большинство мусульманских эмигрантов из Испании. Мусульманская Испания — ал-Андалус — в течение всего периода средних веков была главным культурным центром западного мусульманского и не только мусульманского Средиземноморья. Не только двор кордовских халифов, но и дворы мелких, так называемых “удельных королей” (мулук ат-таваиф) были центрами, куда стекались ученые и поэты. Привлеченные богатствами страны, ее мягким климатом, ее монархами, которые не желали отставать в роскоши и покровительстве талантам от таких центров мусульманского мира, какими были Каир, Дамаск, Багдад, они стремились в Испанию, и многие оставались там навсегда. Не случайно Марокко оказалось обязанным испанским переселенцам появлением некоторых ремесел и даже созданием городов. Таким образом, в Испании все время существовали традиции высокой культуры. Если учесть все это, то предположение о достаточно высоком уровне образованности и культуры в семье Льва Африканского приобретает известную обоснованность, и это дает основание для предположения об уровне культуры и образованности самого Льва Африканского. После переезда в Марокко семья поселилась в Фесе. Отец Льва Африканского в годы, совпавшие со временем его детства, занимался тем, что брал внаем землю в окрестностях Феса, в частности вблизи от замка Уббад. [393]

Кроме отца Лев Африканский из своих родственников сообщает о дяде. Сведения о нем позволяют полагать, что он был в числе лиц, имевших доступ к султану Феса (им был тогда Мухаммед Португалец) и исполнявших его поручения. По поручению этого султана он совершил поездку к королю Томбукту, которым тогда был аския Мухаммед Туре (1493— 1528), и взял с собою в путешествие своего племянника; Лев Африканский называет своего дядю ученым. По-видимому, он обладал юридическим образованием и был факихом, т. е. законоведом. Он называет его также красноречивым оратором и поэтом. Впрочем, это не было каким-то исключительным явлением, так как каждый образованный мусульманин, говоривший по-арабски, должен был уметь писать стихи. В этом смысле поэтом был также и сам Лев Африканский. Были у него и другие родственники, и достаточно многочисленные, как это в обычае в мусульманских семьях. Это видно из их упоминания в рассказе, в котором он сообщает, как чуть не погиб в снежную бурю вместе с караваном. Но подробно он не говорит больше ни о ком и упоминает только одного родственника, жившего в городе Новая Джумуа, т. е. Джумуа ал-Джадид, недалеко от Марракеша, который прежде жил в Фесе, занимался алхимией, из-за чего задолжал большие деньги и переехал жить в этот город. Со временем он выдвинулся и стал секретарем тамошнего синьора.

Сведения о жизни и деятельности самого Льва Африканского, содержащиеся в его труде, весьма невелики и не дают возможности воссоздать его биографию в достаточно полном виде. Эти сведения представляют собой краткие упоминания отдельных фактов его жизни, которые вспоминались ему при написании труда и которые он иногда сопровождает указанием дат, нередко неверных. Не всегда безусловно ясна и последовательность фактов жизни Льва Африканского. Время происшествия многих событий приходится устанавливать на основании расчетов и сопоставлений. Это касается в особенности вопроса о времени его путешествий, которых он совершил несколько. Вопрос этот с достаточной полнотой был изучен Р. Мони, и мы следуем здесь общей схеме биографии Льва Африканского, предложенной в его работе. 23

В детские годы Лев Африканский вместе с отцом неоднократно совершал паломничество к могиле местного святого Мулаи Бу Азза в небольшой городок Тагия, невдалеке от Феса, а также провел четыре лета в замке Уббад, где, как было сказано, его отец брал внаем землю. В Фесе он обучался в медресе Абу Инана Маринида, одном из наиболее крупных учебных заведений страны, в котором обычно учились студенты-чужестранцы. После окончания обучения в медресе Лев Африканский в течение двух лет был секретарем городской больницы для умалишенных в Фесе. По-видимому, в какое-то время после этого он ездил с отцом в горах Рифа, в частности к горцам бени жанфен, где у отца было несколько, как он пишет, имений [394] По-видимому, после этого он вместе со своим дядей совершил путешествие в Судан. По словам самого Льва Африканского, ему было тогда 16 (или 17) лет, т. е. путешествие должно было быть совершено в 1505 или в 1506 г. Путешествие проходило поспешно, так как дядя ехал в Судан с каким-то дипломатическим поручением. Он сам говорит об этом, сообщая об отказе дяди посетить одного берберского вождя в Атласе, который прислал ему приглашение, однако дядя извинился и ответил, что послу короля невозможно посещать синьоров, живущих в стороне от его пути, и таким образом задерживать выполнение поручений короля (100). Если вспомнить дату вступления на престол Мухаммеда Португальца — 1504 или 1505 г., — то не исключается возможность, что путешествие было каким-то образом связано со вступлением на престол нового султана. Оно должно было проходить зимой, в сезон, в который обычно ездили в Судан и наиболее удобный для прохода через Сахару. Маршрут также проходил по обычному пути следования караванов. Ехали из Феса через Драа, Тегаззу, Бир Унан, Араван в Томбукту. Целью путешествия была встреча с султаном Сонгаи Аскией ал-Хаджж Мухаммедом Туре. По этой же самой причине ко второму путешествию Льва Африканского нужно отнести и его заезды в Тегаззу (300), где он был в течение трех дней, и в Араван, откуда он ездил в гости к одному вождю племени зенага, что также потребовало 4—5 дней. Возможно (так же считает и Р. Мони), что дядя Льва Африканского хотел вернуться в Марокко в тот же самый зимний сезон и дать отчет о своей миссии султану. Таким образом, и после выполнения дипломатического поручения в Томбукту вряд ли у путешественников оставалось время для поездок по стране. Поэтому посещение таких стран, как Дженне и Мали, вряд ли имело место во время первого путешествия. Р. Мони обосновывает невозможность посещения этих стран Львом Африканским также тем соображением,, что вряд ли посол в государство Сонгаи мог быть одновременно послан в государство Мали, находившееся во враждебных отношениях с Сонгаи. Военный поход Сонгаи в Мали имел место в 1500—1501 гг. Однако он совершенно справедливо допускает, что Лев Африканский мог самостоятельно совершить небольшую поездку на судах по Нигеру во время своего пребывания в Томбукту, так же как по пути через Сахару он заезжал в гости из Аравана. Однако неточности его известий о Нигере, Мали и Дженне наводят на мысль, что, может быть, он туда вообще не ездил. Так, он, например, пишет: “Посередине земли черных протекает река под названием Нигер, начинающаяся из пустыни, которая называется Cao. Она выходит из очень большого озера на востоке и течет на запад, пока не впадает в море-океан” (16). Невозможно было ошибиться в направлении течения реки в том случае, если он добирался до Мали и Дженне. Тем не менее далее он пишет: “Согласно утверждениям наших космографов, Нигер является ответвлением Нила, которое теряется под землей и выходит здесь, образуя это озеро. Некоторые же говорят, что эта река имеет исток на западе, в неких горах, течет на восток и превращается в озеро. Это неверно, потому что мы плавали из королевства Томбутто, [395] двигаясь с восточной стороны по течению реки до королевства Гинеа или королевства Мали. Оба они по отношению к Томбутто находятся на западе” (16)

Разлив вод Нигера Лев Африканский откосит к тому же времени в которое бывает разлив Нила: “Нигер разливается в то же самое время что и Нил, т. е. разлив начинается 15 июня, длится 40 дней и столько ж времени вода убывает” (48). Утверждение о связи Нила с Нигером представляет собой тезис, давно существовавший в арабской географической литературе и не соответствующий действительности. Что же касается истинного времени разлива Нигера в районе Томбукту, т. е. там, где Лев Африканский мог видеть эту реку, то он длится примерно с середины декабря до середины февраля. Если вспомнить о том, что путешествие его проходило в зимний сезон, то, вероятно, Лев был свидетелем разлива Нигера.

В то же время Лев Африканский правильно относит начало сезона дождей в Томбукту к концу июля.

Сопоставление всех этих сведений не дает возможности определенно решить вопрос, совершил ли Лев Африканский путешествие вверх по Нигеру до Дженне и если совершил, то в первое или во второе посещение им Судана. Такое же мнение было высказано и Р. Мони, который примирял утверждение Льва Африканского о его поездке в Дженне и Мали с сообщаемыми им неверными сведениями. Р. Мони полагал, что, совершив небольшое путешествие по Нигеру, Лев Африканский счел себя вправе говорить о посещении Дженне и Мали, сведения же об этих странах получил от купцов в Кабара. В городе Кабара он определенно побывал и там же мог видеть местные суда — пироги, сделанные из половины древесного ствола.

Обратное путешествие в Марокко, очевидно, проходило по тому же самому пути, так как он был самым коротким.

По нашему мнению, после этого путешествия Лев Африканский совершил путешествие на Ближний Восток. Р. Мони относил его к более раннему времени — перед путешествием в Судан. Он основывался при этом на двух аргументах: принятой им дате рождения Льва Африканского и известии о его нахождении в Марокко после приезда из Судана. Приняв за дату рождения 1493 или 1494 г., Мони относит первое путешествие в Судан примерно к 1510 г., так как оно было совершено Львом Африканским в 16 или 17 лет. В то же время в 917/1511 г. Лев Африканский присутствовал при нападении войск Мухаммеда Португальца на Танжер занятый португальскими войсками. 24 Таким образом, для других событий в этом промежутке времени места не остается.

Согласно нашей точке зрения, при принятой дате рождения Льва Африканского 1489 г. и времени путешествия в Судан 1505 или 1506 г. путешествие на Ближний Восток могло состояться между 1505—1506 гг и следующим известным нам и датированным событием: нахождением [396] Льва Африканского в Фесе во время захвата испанцами города Бадис 23 июля 1508 г. В это время ему было самое большее 19 лет, и на путешествие в столь дальние края приходится несколько лет. В то же время до путешествия в Судан Лев Африканский должен был уже совершить поездки с отцом в Риф и проработать два года в больнице, что должно дать никак не меньше четырнадцати лет (когда он закончил медресе Абу Инана). Если же считать, что обучение в медресе происходило в течение семи лет (именно на такой период ученики медресе освобождались от расходов на одежду), то начало обучения должно было относиться к шести-семилетнему возрасту. Таким образом, для путешествия на Ближний Восток, которое требовало многих месяцев, до возвращения из первого путешествия в Судан просто не было времени. В соответствии со сказанным мы относим его путешествие на Ближний Восток к 1506— 1508 гг.

Об этом путешествии Льва Африканского известно только то, что он совершил его в юности, и в книге есть упоминания отдельных мест, которые он посетил. Если во время первого путешествия в Судан Лев Африканский, вероятно, не вел никаких записей, то на Ближнем Востоке такие записи, по-видимому, делались. Это можно усмотреть из высказанного им намерения написать книгу, в которой описывались бы страны Азии: “Если бог дарует мне жизни, мне хотелось бы описать части Азии насколько я их видел, такие как Пустынная Аравия, Счастливая Аравия, Аравия Каменистая, а также вторую часть Египта, которая находится в Азии, Вавилонию, часть Персии, Армению, часть Татарии, которую я проехал и видел в ранней моей юности; а затем описать то мое последнее путешествие, которое я совершил из Феса в Константинополь, из Константинополя в Египет и после из Египта в Италию, где я видел множестве островов” (348). Книга эта, по-видимому, никогда не была написана. Молчание же автора о странах Азии, вероятно, также объясняется тем, что он собирал материал для книги отдельно, не включая его в “Описание Африки”.

Несмотря на указания самого Льва Африканского, что большую часть перечисленных им стран он посетил во время своего первого путешествия, в действительности это не так. Р. Мони показывает это при рассмотрении его второго путешествия, о чем будет речь далее. Отправляясь впервые на Восток, он скорее всего выехал через Бадис. Намек на это можно увидеть в известии Льва Африканского о том, что из Бадиса на восток более или менее регулярно ходят венецианские галеры, которые перевозят товары и “мавров из этого порта в Тунис, а иногда в Венецию или же до Александрии и Бейрута” (195). Вероятно, Лев Африканский доехал сначала до Александрии и, побывав в Египте, направился в Бейрут, из Бейрута — в Багдад, который он называет Вавилоном. Из Багдада через западную часть Ирана он направился в Иранский Азербайджан, который называет Татарией, где посетил Тавриз. Оттуда через Армению он едет в Константинополь. Из Константинополя он вернулся обратно в Марокко, а 23 июля 1508 г. был в Фесе. По всей вероятности, [397] путешествие совершалось не в одиночку, но, кто были попутчики Льва Африканского — неизвестно.

Следующая известная дата жизни Льва Африканского — 914 г. хиджры. В этом году он участвовал в военных действиях против занятого португальцами города Арзилы. Это нападение на Арзилу имело место 19 октября 1508 г. Сообщает об этом он сам.

В 915 г. хиджры, т. е. в 1509—1510 гг., также по упоминанию Льва Африканского, он находился в небольшом городке Шелла, вблизи от Рабата. Шелла была известна тем, что в тамошнем храме находятся мавзолеи маринидских султанов. Здесь он списывал эпитафии с гробниц, подарив затем составленную из них книгу брату султана (119, 166).

Затем в том же 915 г. — Льву Африканскому в это время 20 или 21 год — он направляется из Феса в провинцию Тадла вместе с капитаном и войсками султана. Здесь он участвует сначала в осаде города Тефза, затем в хитро задуманном и тонко осуществленном вымогательстве денег у жителей города.

Следующая упоминаемая Львом дата — 917 г. (1511 г.). В этом году, как уже было сказано, имели место военные действия против Танжера, в которых участвовал Лев. В этом же 917 г. он был в горах Магран, которые, по-видимому, должны соответствовать восточной части горного района Джебель-Саго. Он оказался там, возвращаясь из области Драа в Фес. Лев не говорит о целях своей поездки, но вряд ли мы ошибемся, предположив, что это было какое-то поручение. Л. Массиньон в соответствии со своей схемой биографии Льва Африканского полагает, что этот переезд был последним этапом пути из Судана в Марокко после первого путешествия туда. 25

Текст воспроизведен по изданию: Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л. Наука. 1983

© текст - Матвеев В. В. 1983
© OCR - Ксаверов С. 2004
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1983