Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

ПАВЕЛ ЙОВИЙ

ОПИСАНИЕ МУЖЕЙ, ПРОСЛАВЛЕННЫХ УЧЕНОСТЬЮ

ГАЛЕОТТО МАРЦИО

О гуманисте Галеотто Марцио (1427 г. — ок. 1497 г.) в нашей науке известно немного. Родом из Нарни (Умбрия), он получил образование в знаменитой феррарской школе Гуарино да Верона. Преподавал в 50-е годы в Падуанском университете и в Болонском, где читал риторику, в 1463-1465 гг. и в 14731477 гг. Но он отличался от других гуманистов, занимавшихся в основном гуманитарными науками, тесно связанных с университетскими кафедрами, дворами правителей, занятых государственной службой. Галеотто же интересовался естествознанием, астрономией и астрологией, а также магией; после Феррары он изучал медицину в Падуе. Вместе с другими учеными (Джироламо Манфреди, Пьетробоно Авогаро, Кола Монтано и Филиппо Бероальдо) Галеотто Марцио участвовал в издании «Космографии» Птолемея, вышедшей в 1476 г.

Живой и деятельный, он не сидел на месте. Побывал в разных европейских странах — Франции, Германии, Испании и прежде всего в Венгрии, поскольку учился в Ферраре вместе с венгром Яном Паннонием, который стал ему другом. Из книг Марцио наиболее известны трактаты: «О человеке» (De homine, Венеция, 1472 г.), «О смешанной науке» (De doctrina promiscua, Флоренция, 1548 г.), «О неизвестном большинству» (De incognitis vulgo) 1. Часто бывая в Венгрии, он написал в 1485 г. «Книгу о [165] благородных, мудрых и остроумных высказываниях и деяниях короля Матяша для его сына герцога Яноша» (De egregie, sapienter, iocose dictis ac factis regis Mathiae ad ducem Iohannem eius filium liber).

В трактатах Марцио античные, раннехристианские и средневековые авторы (ученые, поэты, философы), на которых он часто ссылается, соседствуют с астрологическими идеями и прогнозами, с медицинскими знаниями и советами.

В 1477 г. Марцио был обвинен в ереси инквизицией в Венеции за несовместимость ряда положений его трактата «О неизвестном большинству» с христианской верой. Но благодаря помощи своих заступников ему удалось избежать страшного наказания: костра (см. ниже).

В западной науке о Галеотто Марцио существуют разные мнения. Одни говорят о нем как о «путаном и противоречивом гуманисте», с одной стороны, восхваляющем знание как вершину всякого блаженства, с другой, провозглашающем магию священством 2. Отмечается несомненная смелость Марцио в его рискованном решении теологических вопросов и в указании им на ошибки авторитетных мыслителей древности и средневековья, но более заметным аспектом его работ, подчеркивают ученые, остается вера в магию, в духов и в астрологию. Некоторые исследователи видят в нем неустойчивый гуманизм, но, находя в его работах натуралистический рационализм, считают возможным говорить о влиянии Марцио на Коперника. Марцио называют и предшественником Просвещения 3. Говорят и о специфике его гуманизма, о «гуманистической ереси» Галеотто, поставившей его вне основной линии развития гуманизма того времени, чему способствовали тематика его работ и способы решения поставленных в них задач, пренебрежение греческой [166] культурой, интерес к медицине, к арабской и средневековой культуре; во всем этом видят скрытые позитивные ферменты, которые со временем проявят себя 4. В трактате Марцио «О неизвестном» находят христологическую ересь 5. Марцио связывают и с либертинизмом XVI в. 6 Обращают внимание в его трактате «О неизвестном» на тему антиподов, не знающих христианского учения, которая становится все более актуальной в преддверии открытия Нового света 7.

Об интересе к Марцио в последние десятилетия свидетельствует посвященный гуманисту сборник материалов конференции в Нарни, где рассматриваются самые разные аспекты его творчества и жизни 8. Его творчеству посвятила свою работу Г. Миджано 9, которая является сейчас наиболее серьезным исследователем гуманизма Галеотто Марцио.

Приводимое ниже краткое жизнеописание Галеотто Марцио взято из работы Павла Йовия «Описание мужей, прославленных ученостью». Павел Йовий (1483-1552 гг.) — итальянский [167] гуманист и историк. Изучал философию в Падуанском университете у Помпонацци, в Павии — медицину. Но в дальнейшем занимался историческими проблемами. Сделал церковную карьеру. Получил от папского престола каноникат в Комо и епископство в Ночере (близ Салерно). Как историк интересовался отдаленными и не вполне еще известными странами и народами. Написал трактат о Московии: «Книга о посольстве Василия Великого, князя московского к папе Клименту VII» (Рим, 1525 г.). Писал о делах турецких (1531 г.), об эфиопах (1540 г.). Из его работ главная — «XLV книг истории своего времени», где рассматриваются исторические события с начала Итальянских войн (1494 г.) до 1549 г. Широко известны его элогии, посвященные выдающимся людям его времени — гуманистам, ученым, писателям, мужам, прославившимся воинской доблестью. Йовий собирал их портреты в своем музее, и надписи под портретами (краткие истории жизни) послужили основой для сборников элогий — «Описание мужей, прославленных ученостью» (Венеция, 1546 г.) и «Описание мужей, прославленных воинской доблестью» (Флоренция, 1551 г.).

Фигура Галеотто Марцио, несомненно, привлекала Йовия. Его роднили с Марцио интерес к философии, медицине, космографии, к жизни отдаленных народов, путешествия. И потому несмотря на осуждение Марцио инквизицией, Йовий включил гуманиста — «еретика», сохранившего копию работы, подлежащей уничтожению, и привезшей ее в Венгрию королю Матяшу, гуманиста-маргинала, стоявшего, по мнению некоторых исследователей, вне основной линии развития гуманизма, в свои элогии. Он нашел ему место среди самых известных ученых людей того времени. Ведь в книге Йовия находятся краткие жизнеописания крупнейших гуманистов и ученых эпохи Возрождения — Л. Бруни, Л. Валлы, М. Веджо, Б. Платины, Помпония Лета, М. Фичино, Л. Б. Альберти, Пико делла Мирандола, П. Помпонацци, И. Региомонтана, Н. Коперника, Н. Маккиавелли и многих других. Конечно, это не полные и обстоятельные биографии этих людей, но в кратких описаниях Йовия содержатся указания на важные события в их жизни и творчестве, а также на некоторые характерные особенности их личностей. И как таковые эти [168] краткие характеристики выдающихся людей той эпохи, несомненно, заслуживают внимания историков.

Помещенный ниже словесный портрет Галеотто Марцио дан в русском переводе по изданию: Pauli Iovii Novocomensis episcopi Nucerini Elogia virorum literis illustrium. Petri Pemae Typographi. Basilae, 1577. P. 90.

Н. В. Ревякина


Нарния 10 произвела на свет Галеотто Марцио, постигшего могучим умом все науки. Он, наставник Матяша Корвина, короля Паннонии 11, и магистр посланий 12, и воин в лагерях 13, и храбрейший борец на палестре со многими наградами 14, действовал [169] столь успешно, что становился другом и товарищем во все времена. Написал книгу о человеке 15, замечательную различной ученостью скорее, чем красноречием, на которую немного спустя напал Георгий Мерула 16, тщательнейший из грамматиков. Но [170] Галеотто пылко защитил себя 17, так что смог в защиту прежней книги высказаться гораздо обстоятельнее с многообразием учености. Написал также, и притом со злополучным наказанием, нечто по священной и моральной философии 18. Ведь за то чтение, когда, как он говорил, всем людям, честно и чисто живущим как бы по справедливому закону природы, уготовано вечное наслаждение небесным сиянием, он был обвинен монахами и осужден 19. Но его быстро избавил от опасности, однако [171] не без тяжкого унижения, папа Сикст, который был его слушателем, имея (в то время) меньшее звание (то есть не был еще папой. — Н. Р.) 20. В самом деле, на венецианской площади он был приведен к двум колонам у Трибунала, чтобы, вымолив прощение, признаться, что писал ложь. Но случилось, что этот приговор опрокинул возникший в толпе смех, вызванный внезапно соленой и едкой остротой. Ведь когда случайно венецианец знатного происхождения ближайший в толпе, тощий и длинный, известный позором (своей) распутной жены, назвал в насмешку выставленного на позор жирной свиньей, (тот) тотчас с улыбкой (ответил): «предпочитаю, говорит, быть жирной свиньей, чем тощим козлом» 21. Ведь у Галеотто был до того раздувшийся живот, что когда он ехал в повозке, то под безмерным весом тучного тела даже громадная телега расседалась. И умер он лишь стариком у горы Аппиана около Атесте, от удушья 22.


Комментарии

1. Указаны типографские издания первых двух трактатов «О человеке» и «О смешанной науке». Что же касается трактата «О неизвестном большинству», написанном до 1477 г., то он существует в рукописях (туринской и парижской — обе XV в., и двух венских — XV и XVI вв.). Хотя в связи с инквизиционным процессом Марцио было приказано уничтожить текст рукописи, но, видимо, еще заранее им была сделана копия с манускрипта, он привез ее в Венгрию к королю Матяшу, которому он посвятил трактат. В 1948 г. части этого трактата издал М. Фрецца (Marzio G. De incognitis vulgo / A cura di M. Frezza. Napoli, 1948).

2. Raimondi E. Codra e l’umanesimo a Bologna. Bologna, 1987. P. 50-55.

3. Ibid. P. 50. n. 24.

4. Manlio Pastore Stocchi. Profilo di Galeotto Marzio umanista eretico // Galeotto Marzio e l`umanesimo italiano ed europeo. Narni, 1983. P. 15-50, 227-229.

5. Ibid. P. 50.

6. Briggs E. R. Galeotto Marzio da Narni // Aspects du libertinisme au XVI-e siecle. Paris, 1974.

7. Marenbon John. Pagans and Philosophers: The Problem of Paganism from Augustine to Leibniz. Princeton University Press, 2015. P. 284285.

8. Galeotto Marzio e l’umanesimo italiano ed europeo. Atti del III Convegno di studio. Narni 8-11 novembre 1975. Centro studi storici. Narni, 1983. В сборнике рассматриваются гуманистические и еретические взгляды Марцио, его познания в медицине, античные источники его философских трактатов, трактат «О человеке» и «Опровержение» взглядов Мерулы, Матяш Корвин и Галеотто Марцио, Марцио как автор и герой фацетий, работа «О благородных, мудрых и остроумных высказываниях и деяниях короля Матяша...», Нарни и фамилия Марцио, Марцио в Монтаньяне, неизвестный портрет Марцио.

9. Miggiano G. Galeotto Marzio da Narni. Profilo biobibliografico. II // Il Bibliotecario. N. 33/34-luglio-dicembre. 1992. Первая часть статьи Г. Миджано о Марцио, к сожалению, для меня не доступная, как и окончание статьи, помещена в предыдущем номере журнала Il Bibliotecario (№ 32, 1992. Р. 89-94).

10. Нарния — г. Нарни в Умбрии.

11. Матяш I Корвин — венгерский король (1458-1490 гг.). Вряд ли Марцио был его наставником. Но он был в Венгрии четыре раза (в 1460 г., в 1465-1471 гг., 1478-1479 гг., в 1480-е гг.). Вошел в придворную среду гуманистов. Привлекал короля своими разнообразными знаниями, жизнелюбием и остроумием. Будучи в Венгрии, подружился с Яном Витезом старшим, архиепископом Эстергомским, примасом Венгрии.

12. Не ясно, что хочет сказать Йовий этим выражением «магистр посланий». В Венгрии никаких официальных должностей при дворе Матяша он не имел (см. Tibor Klaniczay. Matthia Corvino e Galeotto Marzio // Galeotto Marzio e l’umanesimo italiano ed europeo. Narni, 1983. P. 69-75). Так что речь не идет о должности Марцио как секретаря у короля Матяша. Возможно, имеется в виду его преподавательская деятельность как магистра в Падуе и Болонье?

13. Прежде чем поступить в школу Гуарино да Верона, Галеотто служил в войсках Сфорца наемником.

14. Рассказы о «палестре» и атлетизме Марцио проистекают из особенностей его физического строения, он был дородным и сильным человеком. Так, король Матяш в период военной компании в Богемии, из-за тучной фигуры Марцио, приказал везти его вслед за ним самим «в очень крепкой повозке»; известна дружеская борьба между Марцио и Яном Паннонием, в которой победил Марцио, или борьба между ним и молодым солдатом Алезусом (см. Gyenis V. Galeotto auteur de Faceties // Galeotto Marzio e l’umanesimo italiano ed europeo. Narni, 1983. P. 84). Марцио был человеком темпераментным, способным наложить руку и на человека церкви. Существуют документы, свидетельствующие об этом. В одном Галеотто дается прощение от римского епископа и снимается отлучение после того как серьезно избитый Марцио пресвитер, полностью поправившийся от нанесенных ударов и ран, выздоровел. И второй документ относится к Венгрии — монах-доминиканец Пьетро Нигро жалуется на насилие со стороны Марцио и его сообщников, насильственно и кощунственно развязавших руки. См. Miggiano G. Galeotto Marzio da Narni... P. 143.

15. Книга «О человеке» писалась в Венгрии и была посвящена архиепископу Эстергомскому Яну Витезу старшему (ум. в 1472 г.), с которым Марцио подружился, будучи в Венгрии. Он не снял своего посвящения даже после заговора против короля Матяша в 1471 г., в котором участвовали его друзья Ян Панноний и Ян Витез. Первое издание книги без типографских обозначений было в Венеции (1472 г.), второе в Болонье (ок. 1475 г.), затем в Милане (1490 г.), Турине (1527 г.), Базеле (1517 г.), Оппенхайме (1610 г.). Работа Марцио отличается от других гуманистических работ, написанных о человеке. В ней нет возвышения человека, показа его отличий от всего сотворенного, что дает человеку превосходство и власть в мире. Основываясь на разных источниках — научных и литературных, античных и раннехристианских, автор дает описание органов человеческого тела, начиная с головы (1 книга), и описание мозга (2 книга), при этом подчеркивая связь психической деятельности с физическим состоянием мозга (мне приходилось писать об этом, работая с оппенхаймским изданием трактата-конволюта, в котором, кроме трактата Марцио De homine libri duo, напечатаны и другие сочинения, в частности Георгия Мерулы (см. Ревякина Н. В. Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново, 2000. С. 195-199).

16. Мерула Джорджо (1434-1494 гг.) — итальянский гуманист. Учился в Милане в школе Франческо Филельфо. После 1450 г. по 1454 г. слушал лекции Галеотто Марцио в Падуе. Занимался преподаванием, комментированием классиков, издательской деятельностью, поиском древних рукописей. Мерула упрекает Марцио за то, что тот начинает свой труд с описания членов человеческого тела, в то время как должен был бы сказать, откуда произошел человек, как зачат и т.п., т.е. он требует более широкого подхода к телесной структуре человека, а не просто анатомического его описания. Упрекает и в недостаточном подкреплении своих суждений источниками, делает ряд замечаний филологического характера.

17. В ответ на критику Мерулы Марцио написал «Опровержение» (Refutatio). Исследователи обращают внимание на слова Марцио в этой работе: «исследовать и узнать, наконец, тайны природы, а также причины (основания) вещей, ибо в этом более всего и состоит, по свидетельству поэта, счастье. Вергилий: «Счастлив, кто мог познать причины вещей». «Мы писали книгу “О человеке” не с уверенностью, что хотим превзойти Гиппократа, Галена, Павла Кассия Феликса, Корнелия Цельса и многих медиков, замечательных умом, искусством, опытом, но чтобы принести что-то новое. В книге же нашей много нового, более ясного и логичного, что легко поймет, кто прочитает» (Zoltan Nagy. Il “De homine” e la “Refutatio” // Galeotto Marzio e l’umanesimo italiano ed europeo. Narni. 1983. P. 152).

18. Йовий говорит о трактате «О неизвестном большинству». В нем наряду с философско-теологическими темами, темами по астрологии, космографии и географии Марцио ставит целый ряд вопросов, которые вступают в противоречие с христианскими воззрениями. Он развивает мысль о том, что люди любой веры, хорошо и правильно живущие и соблюдающие предписания того, кого они считают богом, достигают блаженства. Эти идеи и ряд других привели к его преследованию как еретика инквизицией, которая увидела в них и прежде всего в идее спасения иноверцев отрицание необходимости прихода Христа во плоти, его смерти и страданий и уничтожение основ христианской веры. Йовий по-своему трактует положение Марцио о спасении, неточно передает его взгляды, говоря о роли в спасении соблюдения людьми справедливого закона природы и опуская мысль о соблюдении ими божественных предписаний. Источники у Йовия могли быть разные, в том числе и Марино Санудо (см. ниже). Типографского издания трактата Марцио не было, и вряд ли Йовий добрался до рукописей. Любопытно, что при издании трактата Марцио «О смешанной науке» в 1548 г. во Флоренции в самом начале трактата было помещено жизнеописание Марцио из работы Йовия.

19. Марцио просидел в венецианской тюрьме несколько месяцев, и ему грозило страшное наказание: костер.

20. Сикст IV (Франческо делла Ровере) — римский папа (1471-1484 гг.). Он родился в 1414 г., вступил во францисканский орден, который направил его изучать юриспруденцию в Падую и Болонью. С 1464 г. он генерал ордена и с 1467 г. — кардинал. Марцио читал лекции в Падуе в начале 50-х гг., риторику в Болонском университете с 1463 по 1465 г. и позже с 1473 по 1477 г. (Raimondi Ezio. Codro e l’Umanesimo a Bologna. Bologna, 1987. Р. 51). Не исключено, что в Падуе или в первый период его работы в Болонье его слушателем мог быть Франческо делла Ровере. Из людей, которые помогли Марцио избежать страшного наказания, называют еще Лоренцо Медичи, Яна Витеза младшего, который был в это время при папской курии, венгерского короля Матяша I.

21. Вполне возможно, что описание этого эпизода Йовий взял из «Жизни венецианских дожей» венецианского хрониста Марино Санудо (1466-1536 гг.), который работал над этой книгой до 1530 г. А «Описание мужей, прославленных ученостью» Йовия вышло в 1546 г.

22. О смерти Марцио Йовий пишет: «задушенный жиром» (arvina suffocatus). Существует несколько версий смерти Марцио. Йовий говорит о том, что он умер у горы Аппиана около Атесте, т.е. на родине в Умбрии. По другой версии, он умер во Франции в Лионе: приветствуя короля, который прибыл в город, он, желая одним движением спешиться с лошади, потерял равновесие, упал на землю и ударился головой о камень, который разбил ему голову, что и привело его к немедленной смерти. Еще одна версия — богемская похожа на лионскую: но в ней ноги Марцио оказались защемленными железными стременами (см. Vilmos Gyenis. Op. cit. P. 84-85).

(пер. Н. В. Ревякиной)
Текст воспроизведен по изданию: Павел Йовий. Описание мужей, прославленных ученостью. Галеотто Марцио // CURSOR MUNDI: человек Античности, Средневековья и Возрождения, Вып. X. Иваново. ИвГУ. 2018

© текст - Ревякина Н. В. 2018
© сетевая версия - Strori. 2022
© OCR - Николаева Е. В. 2022
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Cursor mundi. 2018

500casino

500casino

500casinonews.com