Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:
Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь (открываются в новом окне)

ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ

КНИГА СТРАН

КИТАБ АЛ-БУЛДАН

/1/ Слово о Табаристане

Говорят, [жители] ал-Бабара 1, ат-Тайласана 2, ат-Талакана 3 и Хорасана 4 за исключением жителей Хорезма 5, из рода Ашбака ибн Ибрахима 6 , да будет над ним мир. [Жители] ал-Кубана 7, ал-Хазара 8 , аш-Шура 9 и ал-Иклиса 10 , [областей] Дайлама 11 — потомки Камашиджа сына Йафета сына Ноя, 12 да будет над ним мир. Горы их названы по их именам. Только [жители] ал-Айлама, 13 — племя Дайлама, и они потомки Басила ибн Дабба ибн Удда 14. [Жители] же Мукана 15 и его гор являются жителями Табаристана из рода Камашиджа сына Йафета сына Ноя, да будет над ним мир. /2/

Говорит: рассказала мне Абу Хамид Ахмад ибн Джафар ал-Мустамла 16 , которому рассказал Абдулла ибн Умар ибн Бишр ал-Балхи 17 , а [этому последнему] рассказал его отец. Он говорил: собралось в тюрьмах Хосрова, 18 много [42] народу, которых он не предполагал убивать. [Напротив], он посоветовался о них и было сказано: изгони их. Тогда сказал [Хосров]: найдите место, где я буду их держать в заключении. Они поискали, разведали страны и попали на гору Табаристана. Они сообщили об этом ему. Он (Хосров) отправил их на эту гору, бросил на произвол судьбы и закрыл за ними проход. В то время та гора была ненаселенной. Затем он оставил их на год, не опрашивая о них. Спустя год он отправил к ним того, кто осведомился бы о них. Он отправил к ним своего посланника, который поговорил с ними. Оказалось, что они живы, и он опросил их, что бы они пожелали. На горе был большой густой лес, и они сказали: табарха! табарха! т.е. мы хотим топоры, которыми срубим деревья и построим дома. Хосрову сообщили 19 об этом, и он приказал, чтобы им послали то, чего они требовали. Затем он дал им оторочку еще на год, потом послал к ним [человека] и тот опросил их об их положении. Увидели, что у них дома уже построены, и те сказали: занан! занан!, т.е. хотим женщин. Об этом сообщили [Хосрову]. [Хосров] привел женщин, находившихся в 20 его тюрьмах и отправил их к ним. Они размножились. Народ арабизировал это слово и стали говорить: Табаристан. Оно “табарзанан”, т.е. топор и женщины 21 . Город Табаристана Амул 22. Он является его самым большим городом. Затем [следует] Маматир 23. Между ним и Амулом шесть фарсахов. Затем [следует] Турунджа 24 . Он находится в шести фарсахах от Маматира. Затем [следует] Сарийа 25 , затем Тамиш 26 . Он находится в шестнадцати фарсахах от Сарийа. Это крайняя граница Табаристана со стороны Хорасана и Джурджана 27. Со стороны Дайлама в пяти фарсахах находится город, который зовут Натил 28 . Когда пройдешь Натил, [попадешь в] Шалус 29, который является границей ал-Джабала. Эти города равнины. Что касается городов гор, то среди них город, называемый ал-Калар 30. Он также является границей ал-Джабала 31. Затем следует маленький город по имени Сайдабаз 32. В нем [имеется] минбар. Затем [следует] ар-Рувийан 33. Он является самым большим городом ал-Джабала. Затем в ал-Джабале со стороны границ Хорасана находится город, называемый Тамар 34 , далее ал-Лариз 35 , аш-Ширриз 36 и Дихистан 37 . Когда пройдешь ал-Лариз, попадешь в горы Ван-дазхурмуза 38 . Когда же пройдешь эти горы, попадешь в горы Шарвина 39 . Это царство Ибн Карина 40. Затем Дайлам, затем Джилан 41 . Табаристан пребывал в руках потомков Аббаса 42, которые собирали харадж и управляли его областями до 248 г. 43 , после чего он вышел из повиновения и вступил в него (в Табаристан) [42] /2/ в том же году алави 44 . Говорит ал-Балазури 45 : областей Табаристана восемь. Область Сарийа. Там проживает амил 46 . Она стала местопребыванием амила во времена Та-хиридов 47 . До этого местопребыванием амила был Амул. Сделали его своим местопребыванием также ал-Хасан ибн Зайд 48 и Мухаммад ибн Зайд ал-Алави 49. Из рустаков Амула [следует отметить]: Урам Хаст ал-Ала 50 и Урам Хаст ал-Асфал 51 , ал-Михраван 52 , ал-Исбахбазан 53 , Намийа 54 и Тамиш 55 . Между Сарийа и Шаланба 56 по горной дороге тридцать фарсахов. Ее жители из Джурджана, частью же из Табаристана. Между Сарийа, Намийа и ал-Михраваном десять фарсахов. Между Сарийа и морем 57 три фарсаха. Между Амулом и Сарийа восемнадцать фарсахов. Между Амулом и Реем 58 двенадцать фарсахов. Между Амулом и Шалусом, который находится в стороне Джилана 59, двадцать фарсахов. Между ал-Джибалом и ар-Рувийаном двенадцать фарсахов. Из городов ар-Рувийана [следует назвать]: Шалус, ал-Лариз, аш-Ширриз и Вандашаврадж 60 . Затем Джилан. Длина Табаристана от Джурджана 61 до ар-Рувийана тридцать шесть фарсахов 62. Ширина его двадцать фарсахов 63 . Из этого в руках аш-Шкрй тридцать шесть фарсахов на четыре фарсаха в ширину 64. Остальное — это горы и склоны гор, в руках ал-Джаравайха. Его длина тридцать шесть фарсахов и ширина шестнадцать фарсахов. Эта ширина от гор до моря. Первый, кому были переданы эти склоны (гор), был Шарвин. До этого они были в руках войска, которое стояло на сторожевых постах, и других мусульман. Он отнял их у мусульман и поселились там предводители ал-Джаравайха и их потомство. Они (сторожевые посты) находились в их руках до тех пор, пока не пришел ал-Джарраши, и прогнал их оттуда. Он пожелал измерить [земли], выступил, расположился лагерем в молельне Амула и отправил землемера 65 . Они восстали против них и убили их предводителя, отправленного вместе с ним. Об этом же было написано ар-Рашиду 66 . Сам ар-Рашид стоял в Рее. Он призвал Вандазхурмуза 67 и Шарвина. Вандазхурмуз опустился со склон [гор] и [этим] он спас их (жителей) и свои земельные участки, которые находились на равнине. Он отправился к ар-Рашиду за пощадой. Тот сделал его исбахбазом 68 Хорасана и направил Абдуллу ибн Малика ал-Хузаи [против восставших] 69 . Тот захватил сторожевые посты и вернул их предводителям, владевшим ими. Когда стал править ал-Мамун 70 , он отобрал их у них [44] /4/ и вернул своим приверженцам. От начала Табаристана до границы Дайлама сторожевых постов 31. На каждом сторожевом посту от 200 до 2000 человек. Первый из городов Табаристана, примыкающий к Джурджану, Тамиш. Он находится на границе Джурджана. Там проложена большая дорога, и никто из жителей Табаристана не в состоянии выйти к Джурджану, если не по этой дороге, так как тут имеется стена из кирпича и гипса, протянутая от горы до самого моря. Построил ее Хосров Ануширван с тем, чтобы, воспрепятствовать нападению тюрков на Табаристан. В Тамише много жителей, соборная мечеть, минбар и каид 71, назначенный во главе 2000 человек. После него — на равнине город ал-Михраван. В нем также имеется минбар, мечеть и каид во главе 1000 человек. Далее большой город Сарийа. В нем имеется минбар и мечеть. Вне города у его ворот имеется тысяча джарибов земли 72 , принадлежащей Вандазхурмузу, которая была куплена у торговца шерстью во времена [.....] 73. Руководил ее куплей Джарир ибн Йазид, правитель Табаристана. Затем город Амул. В нем находится каид во главе 2000 воинов. Производят там табаристанские ковры. В нем много народу. Там также минбар и мечеть. После него следует Маматир. В нем минбар и мечеть. Между Маматиром и Амулом имеются рустаки, деревни и много обработанных полей. Предполагают, что ар-Рувийан не принадлежит Табаристану. Он является отдельной областью со своей главой и обширными земельными угодьями. Ее окружают большие горы, множество областей, текущие реки, благоустроенные сады и примыкающие к ним возделанные местности. В прошлом они относились к царству Дайлама. Завоевал ее Амр ибн ал-Ала 74, владелец замка в Рее. Там имеется город. Построен был для него минбар. Между горами ар-Рувийана и Дайламом имеются рустаки и селения. Каждое село выводит от 40 до 1000 воинов. В целом они выводят больше 50 000 воинов. Возложенный на них ар-Рашидом харадж составляет 450 000 дирхамов. В стране ар-Рувийан имеется город, который зовут Каджжа 75. В нем резиденция правителя. Горы ар-Рувийана примыкают к горам Рея и его землям. Выходят к ним с той [стороны], которая примыкает к Рею. Между городом Реем и Шалусом восемь фарсахов. На одной из границ Дайлама имеется пограничный город, который также зовут [45] /5/ Шалус 76 . В нем минбар и мечеть. Перед ним, напротив Каджжа, расположен город, который именуют ал-Кабира 77 . В нем также имеется минбар. От города Шалуса до вновь основанного в Дайламе города под именем ат-Талакан с мечетью и минбаром четырнадцать фарсахов. Склоны этой горы примыкают к морю. На них опекаемое население, которое искало защиты у Умара ибн-ал-Букаа. Среди него есть люди с религией. Построили они мечети и вступили в брак с ними жители Шалуса. Они сражались вместе с правителями Табаристана против Дайлама и указывали на его незащищенные места. Построен был этот город во времена ал-Мамуна и потрачен на него 1 млн. дирхамов. Его защита была поручена Убаде ибн Атрабу, и к нему был присоединен также отряд арабов. Они находятся там по сей день. О них говорят: они от Убада, народа Муса и аш-Ш'банйт. За ними находится народ Дайлама, который никогда не вымазывал повиновения. Его селения и горы примыкают к горам Армении 78 и Баб ал-Абваба 79. Затем следует деревня, в которой собираются правители. Отсюда совершаются воженные походы на Дайлам. Зовут ее Музяу 80. Там резиденция Бандасфаджана 81 , брата Вандазхурмуза. Когда ал-Мазйар ибн Карин 82 избавился от своего дяди и старейшин из рода Бандасфаджана и его знати, он не смог истребить рода Шарвина ибн Сухраба 83 из-за обилия его богатства и многочисленности людей и потому, что его резиденция находится в горах Табаристана, примыкающих к стране Кумис 84. Между горами Шарвина, Вандазхурмуза и Бандасфаджана дороги и неприступные теснины. По этим дорогам следуют торговые караваны в Табаристан. Ал-Мазйар проявлял к потомству Шарвина доброту, уважение и хитрость, из-за чего они отнеслись с симпатией к нему и доверием. Когда к нему приходил кто-нибудь из них, он поступал с ним добром, баловал его, вежливо обращался и одевал его. Затем он объявил поход на Дайлам и рассказывают, что он пребывал в их стране до тех пор, пока не покорил ее. Он построил мечети в его городах и воздвиг минбар в Фирриме 85 . Поэтому он пребывал там год или около того. Затем “и написал амилю Хорасана, прося, чтобы тот послал бы ему 2000 верблюдов для перевозки оружия и провианта для похода на Дайлам, и [ал-Мазйар] не сомневался в том, что тот согласится на это. Он написал также потомству Шарвина, прося его выступить вместе с ним. Приказал вынести минбар в Урам 86 , а народу собраться. [Народ] собрался и [46] явилось потомство Шарвина. К ним с хутбой обратился ал-факих. Когда тот закончил /6/ хутбу, [ал-Мазйар] приказал ему отправиться в Сарийа. Он велел также тем, кто прибыл из потомков Шарвина, и другим прийти на его угощение. Они явились обрадованные. Когда они пришли в его резиденцию и была подана пища, он приказал отобрать у них оружие. Затем заковал их в кандалы, всех перебил, отказался выступить против Дайлама и написал владетелю Джурджана, что он не нуждается в этом. Затем спустя два года он отправил каида с 20 000 воинов и дал им топоры, кирки и лопаты и велел ал-каиду, чтобы тот шел, пока не достигнет Дайлама. И когда он расположится лагерем в их стране, либо они выйдут к нему с повиновением и передадут ему своих заложников, либо он перебьет их и уничтожит их города. Ал-каид так и сделал и вел переговоры с ними так, как ему было приказано. Они проявили покорность и передали ему заложников. Были убиты те, кто замышлял изменить ему и кого он опасался сам. Затем он приказал этим опекаемым людям, чтобы из них выступило 10 000 человек, которые разрушили бы город ар-Рийаса 87. Они это сделали. Это спекаемое население [жило] в большом рустаке, называемом Музну 88. Этого места достиг Амр ибн ал-Ала. Отсюда совершали нашествие правители Табаристана на Дайлам и имели связь с Дайламом, Казвином 89 , Баб ал-Абвабом и страной Бабака 90. Эти опекаемые люди, если видели силу мусульман, были вместе с ними и принимали участие в походах вместе с ними. Если же они видели силу врага, были вместе с ним. После этого места находится гора, соседствующая с Казвином. Страна Бабака находится примерно в двадцати фарсахах 91 . Сюда достигали правители [Табаристана] при походах на Дайлам. Но того, что находилось за ним, они не достигали никогда и [только] осведомлялись о нем. В Дайламе после этих гор, которых достигали военные походы мусульман, находятся [также] горы, куда они вовсе не ступали и не достигали их. Эти горы примыкают к стране Бабака и к этой области. Табаристан был неприступным и укрепленным, каков он и есть. Персидские цари назначали его правителем человека, которого называли ал-исбахбазом. И если его назначали, то не смещали, пока тот не умирал. Когда же он умирал, на его место назначали его сына, если он у него был. Если же у него не было сына, направляли исбахбазом [47] другого. Их царствование продолжалось некоторое время. Когда возник ислам и были завоеваны /7/ города, сопредельные с Табаристаном, владетель Табаристана заключил мир за малую цену. Это от него было принято из-за трудности пути, суровости его гор, его горных дорог и недоступности его. Это продолжалось до тех шор, пока Усман ибн Аффан 92, да будет аллах доволен им, не назначил правителем Куфы Саида ибн ал-Аса ибн Умайа 93 в 29 году 94. Тогда написал ему и Абдулле ибн Амиру ибн Курайзу ибн Рабиа Ваджибу ибн Абд аш-Шамсу 95, являвшемуся в то время правителем Басры 96, марзубан Туса 97, звавший их обоих в Хорасан затем, чтобы сделать его владетелем страны в результате победы. Тогда они оба выступили вместе, желая покорить его. Опередил Ибн Амир, а Саид совершил нападение на Табаристан и вместе с ним в походе были, как говорят, ал-Хасан и ал-Хусайн 98, да будет аллах доволен ими. Говорят также, напротив, Саид совершил поход без какого-либо письма, полученного от кого-либо. Он отправился из Куфы 99 и завоевал Тамиш и деревню Намийа. Владетель Джурджана заключил мир на 200 000 полноценных дирхамов 100 и платил их мусульманам. Он завоевал из Табаристана также ар-Рувийан и Дунбаванд 101. Платили ему жители гор натурой. Затем правил Муавия 102 , да будет милость аллаха над ним. Правил Табаристаном Маскала ибн Хубайра 103, некто Бану Таглиб ибн Шайбан ибн Салаба ибн Укайа. Он направился туда и вместе с ним было 20 000 человек. Он вторгся в страну, убивая и захватывая пленных. Когда он преодолевал перевалы и горные проходы при своем движении с тем, чтобы выйти [из них], враг занял их против него и его войска и обрушил на них с гор большие камни. Тогда погибло большинство войска. Погиб также Маскала, и народ сочинил поговорку. Если рассказывают о чем-либо невыполнимом, говорят: этого не будет, пока не вернется Маскала из Табаристана. И после этого мусульмане совершали походы на эту пограничную область, но они остерегались углубиться в нее до тех пор, пока не стал править Хорасаном Йазид ибн ал-Мухаллаб 104 . Йазид направился в Табаристан, попросил у ал-исбахбаза Дайлама войско, ему помогли. Йазид воевал против нее некоторое время. Затем заключил с ней мир на 4 млн. 700 тыс. дирхамов мискалей в год и на 400 викров 105 шафрана и на то, что они будут отправлять ежегодно 400 человек, каждый из которых будет иметь при себе щит, серебряную [48] чашу и шелковую подушку. Говорит: Йазид завоевал также ар-Рувийан и Дунбаванд. Жители /8/ Табаристана этот сулх иногда платили, а иной раз воздерживались, воевали и мирились. В дни Марвана ибн Мухаммада 106 они изменили, расторгли (договор) и отказались от того, что они преподносили ему. Когда к власти пришли Аббасиды и они (табаристанцы) перебили мусульман при халифе ал-Мансуре 107, он отправил к ним Хазима ибн Хузайма ат-Тамими 108 и Равха ибн Хатима ал-Мухал-лаби 109. Вместе с ними был Марзук Абу ал-Хасиб. Он попросил их, поскольку их положение осложнилось и стало тяжелым, избить его, сбрить ему голову и бороду для того, чтобы поступить с хитростью с ал-исбахбазом. Они так и сделали, и он по сговору с ними сбежал к ал-исбахбазу и сказал ему, что эти люди схватили меня и пригрозили, когда я посоветовал им не идти на твою страну. Я известил их о ее труднодоступности и грубости ее дорог и горных проходов. Они сделали со мной то, что ты видишь. Если ты веришь в мой переход к тебе и предоставишь мне почетное место, которого я заслуживаю от тебя, я укажу на слабые стороны арабов и ты одолеешь их. Если же ты не примешь моего наставления и будешь подозревать меня, я уйду от тебя к другому повелителю. Ал-исбахбаз поверил ему, хорошо обошелся с ним, приблизил его, проявил к нему доверие и стал совещаться с ним. Он увидел, что он к нему искренен и испытывает сострадание. Когда [Марзук Абу ал-Хасиб] получил сведения о его делах и слабых сторонах, написал Хазиму и Равху то, что им необходимо было знать, и он изучил ворота крепости, так что он открыл их, ввел в нее (в крепость) мусульман и те овладели ею. Умар ибн ал-Ала Джаззар, 110 был из жителей Рея. Он собрал войско и сражался с Дайламом. Он много сделал и отправил его владетель Рея, к ал-Мансуру. Тот сделал его предводителем и возвел в ранг. Дела эти возвеличивали его до тех пор, пока правил Табаристаном. Пал он в бою при халифстве ал-Махди 111 . Завоевали Муса ибн Хафс ибн Амр ибн ал-Ала 112 и Мазйар ибн Карин горы Шарвина в Табаристане. Эти горы самые неприступные и тяжкие. Большинство из них с деревьями и зарослями. Они завоевали их в дни ал-Мамуна. Вместе с тем он назначил Мазйара правителем Табаристана, ар-Рувийана и Дунбаванда, назвал его Мухаммедом и присвоил ему степень ал-исбахбаза. Он пребывал их правителем до смерти ал-Мамуна. Халифом стал [49] ал-Мутасим 113 . Он признал и не сместил его. Он пребывал в повиновении некоторое время. Затем он поступил вероломно и ослушался. Это /9/ произошло спустя шесть лет после того, как ал-Мутасим стал халифом 114. Тогда написал ал-Мутасим Абдулле ибн Тахиру 115, своему правителю в Хорасане, Рее, Кумисе и Джурджане, приказывая ему выступить войной [против Мазйара ибн Карина]. Тогда отправил [Абдулла ибн Тахир] против него (Мазйара) Абдуллу Али ал-Хасана ибн ал-Хусайна с хорасанцами. А ал-Мутасим отправил Мухаммада ибн Ибрахима ибн Мусаба с войском из столицы. И когда к нему (Абдулле ибн Тахиру) прибыли войска, он выступил [на соединение] с ал-Хасаном ибн ал-Хусайном. Когда объединились войска в его (Мазйара) стране, то они сразились с ним, и был он захвачен в плен без каких-либо условий и отвезен, 116 в Самарру 117 в 225 году 118 . Били его кнутом перед ал-Мутасимом до тех пор, пока тот не умер. Он был распят в Самарре в 226 году вместе с Бабаком на дороге, которая находится у местопребывания шурты 119. Табаристан был завоеван и правил им Абдулла ибн Тахир, а после него Тахир ибн Абдулла 120. До этого, в дни ал-Мансуpa и после, владетель Табаристана, когда заметил слабость правителя Хорасана, перестал повиноваться ему и платить сулх, который был возложен на наго. Когда ал-Мансур убил Абу Муслима 121 и совершил эти дела, испугался его исбахбаз Табаристана 122 , написал ему о повиновении и отправил своего посла с подарками. Ал-Мансур принял это от него, признал его посла и ласково обошелся с ним. Проживая в столице, он писал своему хозяину нужные ему сведения. И ал-исбахбазом отправлялись подарки и гостинцы в [дни] ан-навруза и ал-махраджана 123. Дни ал-Мансура оказались долгими для ал-исбахбаза. Тогда он написал своему послу вернуться к нему, и он прекратил посылать ему подарки. Когда против ал-Мансура выступил Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Джаббар, он послал против него Абу Авна ал-каида 124 . Вместе с ним был Абу ал-Хасиб 125. Когда он победил Абд ал-Джаббара и взял в плен, написал ал-Мансур Абу ал-Хасибу о том, чтобы он правил Кумисом, Джурджаном и Табаристаном и приказал ему, чтобы он вступил бы по дороге из Джурджана. Он написал также Абу Авну, чтобы он отправился в Табаристан и вступил в него по дороге из Кумиса. Ал-исбахбаз был в городе по имени ал-Исбахбазан 126. Между ним и морем менее двух миль. Его достигло [50] известие о войске, бежал в горы к месту, которое называют ат-Так 127 . Это место в древние времена было /10/ сокровищницей персидских царей 128. Первым, кто сделал его сокровищницей, был Мануджихр. Он пробил в одном месте в труднопроходимой горе дорогу, которую с трудом может пройти только пеший. Эта брешь подобна маленькой двери. Когда ее преодолевает человек, он передвигается в ней [на расстоянии] одной мили при страшной темноте, затем выходит к широкому месту, подобному городу и окруженному горами со всех сторон. Даже на самую маленькую вершину этих гор невозможно взобраться. Если же взойти на нее, нельзя будет спуститься. На этой обширной площади пещеры и гроты, ни один из них не связан друг с другом. В ее центре находится родник с обильной водой, вытекающей из одной скалы и уходящей в другую скалу. Между ними примерно десять локтей. После этого никто не знает место этой воды. Во времена персидских царей охраняли эту брешь два человека. У них была лестница из веревки, которая опускалась, когда один из них хотел опуститься надолго. У них было все необходимое на много лет. Эта брешь и эта сокровищница, как было сказано, просуществовали до тех пор, пока не стали властвовать арабы. Они попытались взобраться туда, но это было невозможно. Они не смогли сделать это до тех пор, пока не стал править Табаристаном ал-Мазйар. Он отправился к этому месту и пребывал там столько времени, пока не взошел туда человек из его приверженцев. Когда он перешел туда, была спущена веревка и подняты люди, среди них ал-Мазйар с тем, чтобы ознакомиться с богатством, оружием и кладом, которые были в этих гротах и пещерах. Все эти ценности он вверил своим верным людям и удалился. Это место находилось в его руках до тех пор, пока он не был пленен и не спустились уполномоченные им люди или не умерли. Дорога к нему до сих пор прервана. Рассказывает Сулайман ибн Абдулла, что на краю этого [места] имеется свод, подобный лавочке, и что, если к нему подойдет человек, то она пачкает его пылью или всякой грязью, поднятой во время большого облака [пыли]. И дождь льется над ним до тех пор, пока он не умоет и не очистит его и не снимет грязи с него. Это известно в этой стране и ни один человек из жителей этого края не спорит относительно истинности этого [явления]. И на нем не остается ничего от грязи ни летом и ни зимой. /11/

Говорит, и когда сбежал ал-исбахбаз к ат-Таку, отправил Абу ал-Хасиб вслед предводителей и войско. Когда же я уведомил их, он перешел в Дайлам. Прожил год после поражения. Затем умер. Абу ал-Хасиб остановился в этой стране и установил ее жителям харадж и джизью. Своей резиденцией он сделал Сарийа. Там он построил соборную мечеть. Сделал в ней минбар. То же самое он сделал в Амуле. Его правление длилось два года и шесть месяцев 129 . Затем правил Абу ал-Аббас ат-Туси два года. Затем — Абу Хузайма два года. Затем — Равх ибн Хатим 130 два года и шесть месяцев. Затем — Халид ибн Бармак 131 пять лет. Затем Амр ибн ал-Ала 132 четыре года. Затем Сайд ибн Даладж два года. Затем Амр ибн ал-Ала два года 133 . Затем Хамим ибн Синан три года. Затем Йазид ибн Йазид год и четыре месяца. Затем Сайд ал-Джарраши шесть месяцев. Затем Мукатил ибн Салих один год. Затем Салм ибн Нафи шесть месяцев. Затем Джарир ибн Синан четыре года и четыре месяца. Затем Сулайман ибн Давуд четыре месяца. Затем Хани ибн Хани два года. Затем Хамид ибн Кахтаба год и шесть месяцев. Затем Мукатил ибн Салих также вторично шесть месяцев. Затем Ибрахим ибн Усман шесть месяцев. Затем Саид ибн Салм 134 шесть месяцев. Затем ал-Джунаид ибн Даладж шесть месяцев. Затем Хаммад ибн Абд ал-Азиз шесть месяцев. Затем ал-Мусанна ибн ал-Хаджжадж ибн Абд ал-Малик ибн ал-Бака (?) шесть месяцев. Затем Йахья ибн Муаз 135 девять месяцев. Затем Муса ибн Йахья девять месяцев. Затем Абдулла ибн Хазим 136 год и шесть месяцев. Затем Сайд ал-Джавхари один год. Затем Михравайх два года. Затем Абдулла ибн ал-Хузами три — четыре года. Затем Абдулла ибн Малик четыре года. Затем Муса ибн Джафар два года. Затем Абдулла ибн Мухаммад три года и три месяца. Затем Абдулла ибн Хурдазбих год и шесть месяцев. Затем Абдулла ибн Саид два года. Затем Абдулла ибн Аби Сад один год. Затем Мухаммад ибн Ахихи один год. Затем Муса ибн Хафс 137 четыре года. Затем Мухаммад ибн Муса 138 два года. Затем Тахир ибн ал-Хусайн 139. Затем Абдулла ибн Тахир 140 . Затем Тахир ибн Абдулла 141. /12/ Затем Мухаммад ибн Тахир 142. Его приемником был Сулайман ибн Абдулла ибн Тахир 143. Выступил против него ал-Хасан ибн Заид ал-Алави ал-Хусна 144 в 249 году 145 . Он [52] отстранил его и владел им до тех пор, пока не умер. Его место занял его брат Мухаммад ибн Зайд 146. Рассказывает Абу Йазид ибн Аби Аттаб. Он говорит: находясь в городе Рее в 248 году 147 я видел сон. Я провел ночь в размышлении о различии между убийцами с мечом и властелинами. Некто из нас сказал: эмир правоверных, 148 да будет аллах доволен им, сказал: благоденствие бывает мечом, благоденствие бывает в мече, благоденствие бывает вместе с мечом. Слушавший ответил ему: религия также три меча. Аллах, могучий и великий, приказал своему пророку, да благословит его аллах и приветствует, чтобы он основал религию мечом. Затем мы разошлись. Когда же наступила ночь, и я лег спать, увидел во сне некто говорил стих 149 :

Это Ибн Зайд пришел к нам задыхающимся
от гнева предводителем с тем, чтобы
Установить мечом религию слабых колонн,
Восстает на Востоке меч пророка послушного,
единственного, вечного, по истечении шабана месяца,
И завоевывает он равнину и горы смело, со стойкостью,
от Калара до Джурджана,
Также Амул, затем Шалус и др. до
ал-Джазаира, Рувийана и ал-Балада
Завладевает он страной с ее грубым населением,
Не появится в небе [подобная] звезда во веки веков.

Он говорит: и прибыли Мухаммад ибн Рустам ал-Калари и Мухаммад ибн Шахриар ар-Рувийани в Рей в 250 году 150 . Они считали нужным прибегнуть к мечу и разыскивали там человека алави, которого сделали бы шейхом и поставили бы его в Табаристане с тем, чтобы отразить им произвол Сулаймана ибн Абдуллы. И они разыскивали и искали до тех пор, пока их выбор не пал на ал-Хасана ибн Зайда ал-Хусна, да благословит его аллах. Они присягнули ему в месяце рамадане этого же года, вышли в понедельник седьмого числа месяца рамадан 250 года в направлении Табаристана, и была вознесена хутба на имя ал-Хасана ибн Зайда в Каларе и ар-Рувийане, в день прекращения поста. Затем, спустя некоторое время, он изгнал Сулаймана ибн Абдуллу /13/ из страны из-за мерзости его образа жизни. Путанным стало дело рода Тахиридов в Хорасане, и ал-Хасан ибн Зайд заболел. Когда он скончался, после него дело перешло к его брату Мухаммаду ибн Зайду. Он пребывал там до тех [53] пор, пока не наступил 84 год 151. Ал-Мутадид 152 написал Амру ибн ал-Лайсу ас-Саффару 153, приказывая ему отправиться в Хорасан с поиском Рафи ибн Харсама, о котором он получил весть, что тот склонился к Мухаммаду ибн Зайду, с тем чтобы он был схвачен. Он отправился в Хорасан, встретил Рафи ибн Харсама, напал на него, победил, взял его [в плен] вблизи от Хорезма, убил и голову его отвез в Мадинат ал-Салам 154 , и Хорасан был обещан ас-Саффару. В 285 году 155 написал ал-Мутадид ас-Саффару, приказывая ему отыскать Исмаила ибн Ажмада 156, и в письме говорил, что я назначил тебя правителем его области. Он написал Исмаилу то же самое. Каждый из них отправился к своему хозяину. Они встретились в районе Наса 157 и Абиварда 158 . У них было убито много народу, и каждый из них удалился в свою страну, так что, когда наступил 287 год 159 , отправился Исмаил ибн Ахмад к ас-Саффару, переправился через реку, стремясь к нему. Ас-Саффар в количестве 100 тысяч человек стоял в городе Балхе 160 . Исмаил подошел к воротам города и осадил его. Когда же [ас-Саффара] утомила осада и стали терпеть недостаток в провианте и фураже он и его сторонники, он выступил против него. Когда они встретились, поражение потерпели всадники ас-Саффара. Ас-Саффар и его знатные приближенные были взяты в плен, отвезены в город Самарканд 161 и там заточены в тюрьму. Это известие достигло Мухаммада ибн Зайда, находясь в Табаристане. Он пожелал отправиться в Джурджан, поехал туда и там остановился. Исмаил отправил против него человека из своих знатных по имени Мухаммад ибн Харун 162 . [Мухаммад ибн Зайд] оказал ему сопротивление у ворот города Джурджана, но ему было нанесено поражение, убито народу из его приближенных, а [сам] Мухаммад ибн Зайд был найден убитым. Был пленен его сын Зайд 163 ; и его приближенные, едва только прибыли в Табаристан, не извлекли урока из поражения. Когда они там собрались, посовещались и пришли к мнению о том, чтобы дело передать ал-Махди ибн Зайду ибн Мухаммаду 164 , который в то время был ребенком, несовершеннолетним. /14/

Они дали знать о том, что совершат это в пятницу и призвали народ собраться для присяги. Среди вельмож был человек, известный под именем аз-Заррад. Он договорился с ними объединиться против него (ал-Махди) мужественно. Они приблизились к дверям мечети, аз-Заррад развернул [54] черные знамена 165, учинил среди приближенных Мухаммеда ибн Зайда резню и перебил людей. Хутба была вознесена с минбаров Табаристана на имя ал-Мутадида биллаха 166. Это было в зу ал-када 287 года 167. От начала их правления и до того, как они были изгнаны, прошло 27 лет. Говорят, из диковин Табаристана — маленькое черное блестящее существо, появляющееся только в дни [созревания] винограда. Оно бывает на его гроздьях. Размером оно в длину меньше мизинца. Сверху на теле тонкая нить. На нем белые линии. Называют его люди тысяченожкой. У него тонкие короткие ножки, растущие на животе рядами. И когда оно задвигается, то похоже на волны. Рассказывают женщины, что тот, кто выпьет нечто от него (винограда), лишится [способности] зачатия. В Табаристане имеется также животное величиной в лису. У него волосы, подобные волосам каменной куницы. Крылья у него плотно прилегают подобно крыльям летучей мыши. У него имеются клыки и его пищей являются плоды различных деревьев. Летает как птица. Говорит, сообщил мне Сулайман ибн Йахья ибн Салама, что он видел лису, привезенную из Хорасана ал-Мутаваккилю 168. У нее крылья, с помощью которых она летает. Говорит также Али ибн Разин 169, писарь ал-Мазйара: в Табаристане имеется птица, которую называют кункур 170 . Появляется в дни весны. Когда она появляется, следуют за ней одного рода воробьи, покрытые разноцветными перьями. Каждый из них прислуживает ей один определенный день. Все приносят ей пищу и кормят ее. К концу дня воробей нападает на нее и съедает. Когда наступит утро и она прокричит, приходит к ней другой из этих воробьев и он находится с ней, как мы уже рассказали. Когда же наступит вечер, он съедает ее. Так продолжается в течение весны. Когда же проходит весна, она и все разновидности ее исчезают, так же как [исчезает] и этот вид воробьев. Мы не видим ни одной из них до наступления этой поры (весны). Эта птица размером горлицы. Ее хвост подобен хвосту попугая. Ее клюв изогнутый. Делают это также и совы в совершенстве. Они цепляются за ветвь дерева. Затем издают /15/ голос, знакомый воробьям. Врожденное свойство этих воробьев неприязнь к совам. Когда они услышат этот крик, слетаются и не покидают сов; и всякий раз при возможности [сова] нападает и хватает их. [Воробьи] не перестают витать над ней до тех пор, пока не схватит [сова] тех, которых она хочет. Когда же удовлетворится, улетает. Он [55] говорит: отправил ал-Мансур Халида ибн Бармака в Табаристан на войну с ал-исбахбазом и ад-масмуганом 171 . В те дни, когда сбежали хосровиды 172 из Ирака в Мерв 173, и был убит Йаздиджард 174, они оставили в горах Табаристана свои ценности и сокровища из-за непреодолимости их и труднопроходимости их дороги. И они превратили их (горы) в крепости. Когда Халид ибн Бармак достиг горы и овладел ее крепостями, нашел в них драгоценные камни, короны, пояса, увенчанные жемчугом мечи, яхонт и изумруд, не имеющий цены. От этого жители страны получили много вещей. Из-за важности этого Халид возвеличился в их душах, так как он сделал это огромное открытие, стали изображать его на своих щитах и рисовать на манджанике 175, которым он их забросал. Что касается ал-исбахбаза, когда продлилась осада против него, принял яд, дали выпить его всему его гарему, и он и они умерли. Что касается ал-масмугана, он вышел вместе со своими женщинами и всем гаремом к Халиду, сел и посадил их вокруг него на землю. Халид проявил сочувствие к нему и посадил его на ковер. Он отослал его, весь его гарем и дочерей к ал-Мансуру. У него было несколько дочерей. Их мать была дочерью ал-исбахбаза. Одна из них перешла к Исмаилу ибн Али, другая — к ал-Махди 176, третья — к ал-Аббасу ибн Мухаммаду. Она родила ему Ибрахима ибн ал-Аббаса. Мать Ибрахима ибн ал-Махди 177 была Шикла. Она и родила ему Ибрахима. Йасар находился перед Халидом, когда тот был в Табаристане, а после него — ал-Вайма 178. Это он построил ал-Мансура 179 и устроил там базар и соборную мечеть.

(пер. О. В. Цкитишвили)
Текст воспроизведен по изданию: Ас-Савад и Табаристан по машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани. Тб. Мецниереба. 1977

© текст - Цкитишвили О. В. 1977
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Карпов А. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Мецниереба. 1977