Комментарии
1. Так этот географический пункт согласовывается М. де Гуэ (BGA, V, с. 302).
2. Согласно сведениям Йакута ал-Хамави, ат-Тайласан (арабизированная форма персидского Талишан) широкая область со множеством городов и жителей в стране Дайлама и ал-Хазара. Завоевал ее ал-Валид ибн Укба в 35/655—656 г. (Йакут, III, с. 571).
3. По данным Йакута, ат-Талакан со множеством деревень расположен между Казвином и Абхаром (Йакут, III, с. 492).
4. Хорасан был для халифата основной экономической областью, его житницей. Значительную роль играл он также в политической жизни государства. Достаточно сказать, что одним из важных условий успеха Аббасидов в борьбе за политическую власть явилась именно поддержка Хорасаном новой династии (более подробные историко-географические сведения о Хорасане см. Йакут, II, с. 409—415).
5. См. Йакут, II, с. 480—486.
6. Ашбак ибн Ибрахим ал-Халил — так это имя собственное полностью дано у Йакута ал-Хамави (Йакут, III, с. 502). Имя Ашбак же дано и у Ибн ал-Факиха ал-Хамадани в краткой редакция его труда (BGA, V, с. 302).
Ибрахим ал-Халил известный библейский персонаж.
7. Согласно сведению Йакута, ал-Кубана было два: один из них был расположен в районе Мерва, а другой — в Исфагане (Йакут, IV, с. 316).
8. См. Йакут, II, с. 436—440.
9. Название не идентифицировано.
10. Местность нами не установлена.
11. См. Йакут, II, с. 712.
12. Имя Йафета сына Ноя хорошо известно. Он был одним из сыновей Ноя, разделившего мир между своими тремя сыновьями — Самом, Хамом и Йафетом. Камашидж, следовательно, приходится Ною внуком.
13. Ал-Айлам (***) — так это название географического пункта дано у Йакута (Йакут, III, с. 502).
14. Личность нами не установлена.
15. Жители Мукана и Джилана — жители Табаристана, потомки Камашиджа сына Йафета сына Ноя, об этом говорит также Йакут (Йакут ал-Хамави, IV, с. 686).
16. Личность нами не установлена.
17. Эта личность также не установлена нами.
18. Имеется в виду один из выдающихся представителей Сасанидской династии Ирана Хосров Ануширван (531—579 гг.), с именем которого связано проведение в жизнь ряда реформ, способствовавших укреплению централизованной государственной власти и улучшению экономического положения государства.
19. У Йакута и в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани вместо глагола “ахаза” стоит глагол “ахбара” в страдательном залоге (Йакут, III, с. 503; BGA, V, с. 302). Следуя за ними и издателями текстов Ф. Вюстенфельдом и М. де Гуэ мы также употребляемый в тексте Ибн ал-Факиха ал-Хамадани глагол “ахаза” заменили глаголом “ахбара” в том же залоге, как более соответствующим содержанию текста.
20. Здесь в тексте явно недостает частицы “фй” (ср. BGA, V, с. 302; Йакут, III, с. 503).
21. Насколько нам кажется, вся эта история с Хосровом Ануширваном и теми, которые якобы были сосланы Сасанидским царем в неприступные горы Табаристана, понадобилась арабским авторам для того, чтобы найти этимологию названию “Табаристан”. Эта этимология не соответствует действительности. В специальной литературе она квалифицируется как народная.
22. Амул, согласно сведению Йакута, является главным городом Табаристана (Йакут, I, с. 68).
23. Маматир, согласно Йакуту (у него первый гласный “а” долгий), расположен вблизи от Амула (Йакут, IV, с. 398).
24. В тексте переписчиком допущена явная ошибка и поэтому не поддается чтению. Название этого населенного пункта восстановлено по изданию М. де Гуэ (BGA, V, с. 302).
Турунджа, по данным Йакута, находилась между Амулом и Сарийа. Оттуда был происхождением Мухаммад ибн Ибрахим ат-Турунджи (Йакут, I, с. 845).
25. О Сарийа Йакут ал-Хамави, ссылаясь на ал-Балазури, также сообщает, что в этом городе находилась резиденция амила во времена Тахиридов. Своим местопребыванием сделали его также ал-Хасан ибн Зайд и Мухаммад ибн Зайд ал-Алави (Йакут, III, с. 10).
26. Тамиш, у Йакута Тамис, с вариантом — Тамиса (Йакут, Ш, с. 547—548).
27. О Джурджане у Йакута имеется довольно-таки богатый материал (Йакут, II, с. 48—54).
28. Название города Натил Йакут дает с “та” — марбута. Но он там же замечает, что это название произносят и без нее (Йакут, IV, с. 726).
29. См. Йакут, III, с. 237.
Приписанное на полях текста предложение требует вставки именно после названия города Шалус и указания на его местонахождение (ср. BGA, V, с. 303).
30. По данным Йакута, город ал-Калар был расположен в горах Табаристана (Йакут, IV, с. 296). В связи с этим городом им также приводится тот же материал и стих, которые имеются в тексте Ибн ал-Факиха ал-Хамадани.
31. Согласно сведению Йакута, имя “ал-Джабал” имя собирательное для областей, называемых “ал-Джибал”. Народ в наши дни называет его Ираком (Йакут, II, с. 22). Это последнее название территории, расположенной между Исфаганом, Занджаном, Хамаданом, Динаваром, Кармисином и Реем. Йакут считает персидским по происхождению и отмечает, что название “Ирак” ошибочно и не знает причину его возникновения.
32. Йакут также сообщает, что Сайдабаз является городом в горах Табаристана, следующим за Каларом. В нем был расположен минбар (Йакут, III, с. 93).
33. Йакут ал-Хамави передает, что Рувийан был в его время самым большим городом в горах Табаристана. Говорят, продолжает арабский автор, что Амул самый большой город на равнине Табаристана, а Рувийан самый большой город в горах (Йакут, II, с. 873—874).
34. Слишком уж скуп на сведения об этом городе Йакут ал-Хамави. Его сведение состоит буквально из одного предложения: “Тамар город в горах Табаристана со стороны Хорасана” (Йакут, I, с. 873).
35. Лариз (без определенного артикля), по сообщению Йакута, был деревней области Амул в Табаристане. Называли его крепостью Лариз. Между ним и Амулом два дня пути (Йакут, IV, с. 341).
В написании данного населенного пункта переписчиком допущена явная ошибка.
36. Ширриз (без определенного артикля), по данным Йакута, гора, расположенная в Дайламе (Йакут, III, с. 275).
37. Дихистан, как передает Йакут, известная страна, расположенная на краю Мазандарана (т.е. Табаристана), вблизи от Хорезма и Джурджана. Благоустроил ее Абдулла ибн Тахир во время царствования ал-Махди. Однако это наверно, говорит арабский географ, так как Абдуллы ибн Тахира во времена халифа ил-Махди не было (Йакут, II. с. 633).
38. Вандазхурмуз имя одного из персидских царей, сообщает Йакут ал-Хамави. Одновременно Вандазхурмуз область в горах Табаристана, напротив Хорасана, по соседству с горами Шарвина. Затем у Йакута следует рассказ о том, что Вандазхурмуз был именем одного человека, который во времена Харуна ар-Рашида восстал в этих горах.
Тогда Харун ар-Рашид сам явился в Рей и послал к нему человека с требованием явиться к нему. Вандазхурмуз прибыл к халифу с повинной и т.д. (Йакут, IV, с. 941).
Вандазхурмуз был представителем младшей линии династии Каринидов. В данном случае Йакут, возможно, допуская анахронизм, имеет в виду то время, когда Вандазхурмуз в союзе с масмуганом Мийан-ду-рудом Валашом и исбахбазом Шарвином выступил против халифа ал-Махди (158/775— 169/785 гг.), а не против халифа Харуна ар-Рашида (170/786—193/309 гг.).
39. Горы Шарвина, как передает Йакут, расположены на краю Табаристана. Сопредельные Дайламу и Джилану области, самые сильные и неприступные, являются подчиненными Ибн Карину (Йакут, III, с. 283—284).
40. Ал-Мазйар ибн Карин был последним представителем династии Каринидов в Табаристане, возглавлявшем борьбу против халифа ал-Мутасима.
Основателем этой династии был Карин ибн Сухра, которого правителем Табаристана назначил Хосров Ануширван (531—579 гг.).
По арабским источникам больше всех известна личность ал-Мазйара ибн Карина и его борьба против центральной государственной власти халифата. Ибн ал-Факих ал-Хамадани в своей работе основное внимание уделяет именно этой борьбе табаристанских правителей против халифата, хотя материал, касающийся данного вопроса, в работе расположен далеко не в хронологической последовательности.
41. Джилан, по данным Йакута ал-Хамави, имя множества областей, расположенных за Табаристаном. В Джилане нет больших городов, отмечает арабский автор. Там имеются только селения, расположенные в горных ущельях (Йакут, II, с. 179).
42. Потомки Аббаса — династия Аббасидов, пришедшая к власти в 132/749 г., в результате умело использованного ею недовольства населения восточных областей империи и просуществовавшая вплоть до монгольского нашествия. В 656/1258 г. монголы разорили Багдад и Аббасидская династия окончательно пала и прекратила свое существование.
43. 248 г. хидж. соответствует 862—863 г. европейского летосчисления.
44. Алави, т.е. последователь халифа Али ибн Абу Талиба, последнего представителя из четырех так называемых правоверных халифов. Алиды или шийты образовали, как известно, одно из мощных религиозных направлений в исламе, именуемых шийа, шийты, т.е. последователи халифа Али, считавшие его единственным законным преемником пророка Мухаммеда.
45. Ал-Балазури, Ахмад ибн Йахья ибн Джабир ибн Давуд, знаменитый арабский историк IX в. О его жизни известно очень мало. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Свое прозвище “ал-Балазури” он получил якобы от ядовитого растения, которого он принял. Оставил два известных исторических сочинения.
46. Амилем арабские источники называют, но не всегда, правителей областей халифата.
47. Тахириды (о пяти представителях этой династии говорится ниже), пользовавшиеся фактической самостоятельностью, правили Хорасаном в 205/821—259/873 гг. Основатель этой династии Тахир ибн ал-Хусайн выдвинулся при ал-Мамуне во время гражданской войны., вспыхнувшей между братьями халифом ал-Амином и претендентом на халифский трон ал-Мамуном. В этой войне Тахир ибн ал-Хусайн командовал армией ал-Мамуна. Эта война, как известно, окончилась поражением халифа ал-Амина и победой претендента.
48. Ал-Хасан ибн Зайд ал-Алави и его брат Мухаммад ибн Зайд ал-Алави упоминаются также ниже в тексте (см. прим. 144, 146).
49. О Мухаммеде ибн Зайде ал-Алави и его брате ал-Хасане ибн Зайде ал-Алави только что было упомянуто выше.
50. См. Йакут, I, с. 212.
В изданной краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани встречается и такое написание: Урам Хаваст ал-Ала (BGA, V, с. 303).
51. Об Урам Хаст ал-Асфале у Йакута говорится на той же странице, где дан материал об Урам Хаст ал-Ала (см. прим. 50).
В изданной краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани написание данного населенного пункта дано точно так же, как и написание Урам Хаст ал-Ала (см. прим. 50).
52. Ал-Михраван — равнинная область Табаристана, передает Йакут ал-Хамави. Там имеется город с минбаром. Имени города Йакут не называет. Там же находился каид во главе 1000 человек (Йакут, IV, с. 699).
53. Исбахбазан, передает Йакут ал-Хамави, на персидском языке означает царя Табаристана точно так же, как царя персов называли хосровом, царя тюрков — хаканом и царя румийцев (т.е. византийцев) цезарем (кесарем). Исбахбазан город в Дайламе, в котором жил владетель данной страны. Между этим городом и Каспийским морем две мили пути (Йакут, I, с. 298).
54. См. Йакут, IV, с. 733.
55. См. прим. 26.
56. Йакут допускает и такое написание населенного пункта Шаланба, хотя он замечает, что писать Шаламба правильнее (Йакут, III, с. 312).
По определению Йакута, Шаламба расположена в области Дунбаванда, вблизи от Вайма, и она является самой плодородной в этих областях (Йакут, III, с. 311— 312).
В издании Ф. Вюстенфельда в главе о Табаристане вместо “Шаланба—Шаламба” ошибочно даны согласные “слйнт” (Йакут, III, с. 504).
57. “Ал-Бахр” в переводе “море”. Имеется в виду, очевидно, Каспийское море, которое по арабским источникам имеет достаточно-таки много названий — море Табаристана, море Джурджана, море хазар и т.д.
58. См. Йакут, П. с. 892—901.
59. У Йакута вместо Джилана написан ал-Джибал (Йакут, III, с. 504). Джилан дан также в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (BGA, V, с. 303).
60. Дополнительными сведениями о местности мы не располагаем.
61. В краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани и у Йакута вместо Джилана написан Джурджан (BQA, V, стр. 304; Йакут, III, с. 504).
62. Фарсах равен 6 км, т.е. длина Табаристана составляет 216 км.
63. Ширина Табаристана равна, по данным Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, 120 км.
64. Так это предложение дано у Йакута, если только правильно сделан перевод. Не ясно нам слово аш-Шкрй, быть может, имя собственное. У Йакута слова “снтх” и “внам”, вовсе опущены, а М. де Гуэ, очевидно, вместо этих слов и следующих далее предложений проставил точки (Йакут, III, с. 504; BGA, V. с. 304).
65. Очевидно, в тексте речь идет об измерении земельных участков с целью возложения на них налогов.
66. Речь идет, как считают специалисты, о не по заслугам знаменитом халифе Харуне ар-Рашиде (170/786—193/809 гг.), одном из представителей Аббасидской династии. Деятельность Харуна ар-Рашида в первую очередь примечательна тем, что он безжалостно истребил Бармакидов, испугавшись роста влияния и чрезмерного усиления власти этого персидского рода.
67. См. прим. 38.
68. На шестой странице текста речь идет о должности исбахбаза и о том, что эта должность была наследственной (см. также прим. 53).
69. Очевидно, имеется в виду тот самый арабский военачальник Абдулла ибн Малик ал-Хузаи, которого халиф Харун ар-Рашид назначил командующим войсками, отправленными для подавления очередного восстания хуррамитов в Азербайджане в 192/807—808 г. В то время эта военная экспедиция Абдуллы ибн Малика во главе 10 тысяч всадников увенчалась успехом. Согласно сведению летописца, Абдулла ибн Малик “захватил много пленных и доставил их к Харуну в Кармасин. Харун приказал часть пленных истребить, а остальных продать (ат-Табари, III, с. 732).
70. Выше было отмечено (см. прим. 47) о том, что ал-Мамун силой, с помощью оружия захватил трон халифа в результате поражения в междоусобной войне своего брата ал-Амина (193/809—198/813 гг.). Ничем другим жизнь ал-Мамуна не примечательна, разве только тем, что при нем началось мощное восстание в Азербайджане под предводительством Бабака, с которым ал-Мамун так и не смог справиться.
71. Слово или термин “ал-каид” в арабском имеет много значений. Поэтому в каждом конкретном случае к пониманию данного слова надо подходить конкретно. Нам представляется, что иной раз “ал-каид” употребляется в арабских источниках и как титул, возможно, присуждавшийся центральной государственной властью.72. По данным В. Хинца, один джариб был равен в халифате 1592 кв. м (В. Хинц, Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему, М., 1970, с. 73).
73. Слово не читается.
74. Амр ибн ал-Ала, владелец замка в Рее, упоминается также ниже в тексте, среди правителей Табаристана (см. прим. 133).
75. Йакутом город Каджжа отождествляется с городом Каларом (Йакут, IV, с. 240).
Каджжа — так дано написание названия этого города как у Йакута, так и в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (Йакут, там же; BGA, V, с. 305).
76. К сожалению, об этом втором городе Шалусе, расположенном у границы, как это можно понять по тексту Машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, у Йакута ничего не говорится. Не упомянут он также в издании М. де Гуэ.
77. То же самое сказано и у Йакута в главе о городе Шалусе. В частности, то что ал-Кабира расположен напротив города Шалуса, но не того города Шалуса, который, по данным Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, был расположен на одном из пограничных участков Дайлама у границы с врагом (Йакут, III, с. 237). Специальной главы, посвященной городу ал-Кабира, у Йакута нет.
78. Следует полагать, что в данном случае Армения упоминается в географическом смысле, а не в этнополитическом понимании (в целом же об Армении см. Йакут, I, с. 219—222).
79. Баб ал-Абваб (Дербенд) на берегу Каспийского моря был самой северной точкой халифата, куда распространялась его власть (Йакут, I, с. 437—442).
80. Йакут также говорит, что Музну был не деревней, а поселением (баладат) в пределах Дайлама, пограничным пунктом мусульман, в котором жил Бандар Сафджан, брат Бандар Хурмуза (Йакут, IV, с. 521).
81. В предыдущем примечании уже говорилось об этой личности, а в примеч. 38 о брате Бандасфаджана Вандазхурмузе.
82. См. прим. 40.
83. Род Шарвина ибн Сухраба (в издании М. де Гуэ — Шарвин ибн Шахрйар, BGA, V, с. 305) ал-Мазйар ибн Карин считал не без основания одним из претендентов на должность исбахбаза Табаристана, если имеется в виду потомство того Шарвина, который правил Табаристаном в последней трети VIII в. (см. прим. 38).
84. По определению Йакута ал-Хамави, Кумис, являющийся дополнением к горам Табаристана, “большая широкая область со многими городами, селами и посевными землями. Его главный город Дамиган” (Йакут, IV, с. 203).
85. Об этом населенном пункте см. G. le Strange, с. 372—373.
86. В тексте, к сожалению, не указывается какой из Урамов имеется в виду — Верхний или Нижний (см. выше прим. 50 и 51).
87. Местонахождение города нами не установлено.
88. Очевидно “баладат” Йакута, “карийа” и “рустак” Ибн ал-Факиха ал-Хамадани употребляются для обозначения одного и того же поселения (см. прим. 80).
89. См. Йакут, IV, с. 8S—91.
90. Богатый материал и подробный анализ восстания Бабака в Азербайджане даны в монографии З.М. Буниятова “Азербайджан в VII—IX вв.”, Баку, 1965. Последняя глава данной работы целиком посвящена восстанию хуррамитов. Ареалом социального движения хуррамитов был, как известно, Азербайджан, а его центром была крепость Базз. В указанной книге дана локализация этого центра восстания, отличная от точек зрения предшествующих З. М. Буниятову почти всех ученых. “...Как Базз, так и сама “страна Бабака” Баззайн находились именно северо-западнее Ардабиля. Э. Райт полагает, что Базз “должен быть близ нового моста и маленького города, называемого Пул-и Худаферин, в 90 милях [145 километров] северо-западнее Ардабиля”.
Таким образом, мы не одиноки в своих суждениях относительно локализации города-крепости Базз. С этим вариантом согласен В.Ф. Минорский, который пишет, что Базз был в горной местности Караджадаг”, — отмечает З.М. Буниятов (с. 243).
91. Т.е. в 120 км. Быть может, это сведение Ибн ал-Факиха ал-Хамадани вызовет интерес специалистов, занятых исследованием вопросов о восстании хуррамитов.
92. Усман ибн Аффан, третий так называемый правоверный халиф (25/644—35/655 г.), принадлежавший к богатому мекканскому роду Бану Умайа.
93. Имеется в виду назначенный халифом Усманом ибн Аффаном правителем Куфы в 29/649—650 г. молодой Саид ибн ал-Ас ибн Саид ибн ал-Ас ибн Умайа ибн Абд Шамс ибн Абд Манаф ибн Кусай. Точная дата смерти его неизвестна. Он должен был умереть, по данным арабских авторов, в 53/672—673 г., в 57/676—677 г., в 58/677—678 г. или же в 59/678—679 г.
94. 29 г. хидж. соответствует 649—650 г. европейского летосчисления.
95. Абдулла ибн Амир ибн Курайз ибн Рабиа Ваджиб ибн Абд аш-Шамс, правитель Басры, как передает также Ибн ал-Факих ал-Хамадани, родился в Мекке в 4/626 г. Он принадлежал к племени Курайшитов и был двоюродным братом халифа Усмана ибн Аффана. Известен как завоеватель большей части Ирана. Скончался в Мекке в 69/679 г.
96. См. Йакут, I, с. 636—653.
97. Очевидно, под марзубаном Туса имеется в виду правитель данного города. Маловероятно, чтобы здесь стояло имя собственное. Город Тус известен и тем, что в нем скончался халиф Харун ар-Рашид в 193/809 г. (см. прим. 66).
98. Имеются в виду сыновья четвертого и последнего так называемого правоверного халифа Али ибн Абу Талиба и Фатимы и внуки пророка Мухаммада ал-Хасан ибн Али ибн Абу Талиб и ал-Хусайн ибн Али ибн Абу Талиб.
Ал-Хасан родился в 3/624—625 г. Имеется несколько дат относительно его смерти 48/668—669 г., 49/669—670 г., 50/670 г., 58/677— 678 г., 59/678—679 г.
По воззрениям шиитов ал-Хасан считается вторым имамом.
Ал-Хусайн родился в Медине в начале шабана месяца 4 г. хидж. (январь 626 г.).
Имя ал-Хусайна известно вследствие его трагической гибели в Кербеле 10 мухаррама 61 г. (октябрь 680 г.). В связи с этим этот город и поныне считается для шийтов-мусульман святым местом паломничества.
99. См. Йакут, IV, с. 322—327.
100. Дирхам серебряная денежная единица, равная по В. Хинцу 2,9645 г (В. Хинц, Мусульманские меры и веса..., с. 12).
101. См. Йакут, II, с. 606—610.
102. Имеется в виду первый омайадский халиф Муавйа ибн Абу Суфйан, родившийся в Мекке и скончавшийся в Дамаске в возрасте 60 лет в раджабе месяце 60 г. хидж. (апрель 680 г.).
С именем Муавйи, бывшим правителем Сирии и будущим основателем Омайадской династии халифата, связан ряд исторических событий и, первым долгом, то, что в истории арабского государства он первым сделал должность халифа, т.е. заместителя пророка Мухаммеда, наследственной.
103. Арабский военачальник Маскала ибн Хубайра был на службе у халифа Муавйи I ибн Абу Суфйана. Гибель предводительствуемого Маскалой ибн Хубайрой войска и его самого описана арабскими авторами не случайно. По всей видимости, настолько сильной должна была быть катастрофа арабских войск в горах Табаристана, что арабские авторы даже не подумали о том, чтобы хотя бы в какой-то мере смягчить значение этого события, оставившего на современников, очевидно, довольно-таки гнетущее впечатление. Об этом нами было сказано так же выше (см. введение).
104. Как указывает также Ибн ал-Факих ал-Хамадани, Йазид ибн ал-Мухаллаб ибн Аби Суфра ал-Азди был правителем Хорасана. Родился в 53/672—673 г.
105. Викр, т.е. харвар, согласно данным В. Хинца, в государстве Буидов равнялся 100 кг (В. Хинц, Мусульманские меры и веса..., с. 42).
106. Имеется в виду Марван ибн Мухаммад, Марван II, последний омайадский халиф (127/744—132/750 гг.), бежавший в Северную Африку, после ряда скитаний сумевший найти там приют и основавший династию Омайадов в Северной Африке.
Эта личность хорошо известна и по грузинским источникам. В 30-х гг. VIII в. Марван ибн Мухаммад, в бытность свою правителем Армении и Азербайджана, совершил опустошительный военный поход на Грузию. За свою безжалостность, суровость и черствость грузинский народ прозвал арабского военачальника “кру” (“глухой”).
107. Ал-Мансур, Абу Джафар Абдулла ибн Мухаммад, второй аббасидский халиф (136/754—158/775 гг.), фактический основатель династии Аббасидов, положивший начало городу Багдаду, будущему политическому и культурному центру арабской империи.
108. Арабский военачальник, который был фактически руководителем вооруженных сил, отправленных халифом ал-Мансуром против восставшего наместника Хорасана Абд ал-Джаббара ибн Абд ар-Рахмана. Формально во главе войск халифом был поставлен наследник престола Мухаммад ал-Махди.
Теперь, как показывает текст Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, того же Хазима ибн Хузайму ат-Тамими вместе с другими военачальниками отправил ал-Мансур в Табаристан, население которого вознамерилось отказаться от возложенных на него обязанностей.
109. Следует думать, что халиф ал-Мансур хорошо понимал тяжесть подчинения халифату горного Табаристана. Отсюда и те предпринятые халифом чрезвычайные меры, которые выразились в том, что во главе арабских экспедиционных войск, отправленных в Табаристан, ал-Мансур назначил двух фактических руководителей Хазима ибн Хузайму и Равха ибн Хатима ал-Мухаллаби (см. прим. 108).
110. При перечислении Ибн ал-Факихом ал-Хамадани правителей Табаристана Умар ибн ал-Ала Джаззар не упоминается. Быть может, в данном случае переписчиком вновь допущена ошибка и эту личность следовало бы идентифицировать с одним из упомянутых в тексте Амром ибн ал-Ала.
111. Преемник халифа ал-Мансура Абу Абдулла Мухаммад ал-Махди вступил на престол в 158/775 г. Скончался внезапно в 169/785 г. Из специальной литературы (Дж. Ласснер) хорошо известна история наследования сыном своего отца халифа ал-Мансура, в то время как законным наследником трона был племянник халифа ал-Мансура Иса ибн Муса, которого халиф заставил окончательно отказаться от надежды на наследование, уйти от политической жизни и уединиться.
112. Муса ибн Хафс ибн Амр ибн ал-Ала и упомянутый ниже при перечислении правителей Табаристана Муса ибн Хафс, очевидно, одно и то же лицо.
113. Ал-Мутасим биллах, Абу Исхак Мухаммад, сын Харуна ар-Рашида, правил в 218/833—227/842 гг. Его правление примечательно двумя историческими фактами. Во-первых, как известно, при халифе ал-Мутасиме началось энергичное наступление с целью подавления вспыхнувшего в Азербайджане еще в 818 г. восстания под предводительством Бабака, известного под именем восстания хуррамитов. Это мероприятие халифа ал-Мутасима увенчалось успехом. Восстание было подавлено, Бабак был пленен, отвезен к халифу и казнен в 839 г. Вторым значительным фактом при халифе ал-Мутасиме было перенесение столицы Аббасидской империи из Багдада в Самарру, во вновь отстроенную резиденцию Аббасидской династии. Причина переезда халифа из Багдада в Самарру также хорошо известна. Ал-Мутасим желал избавиться от чрезвычайно усилившегося при халифском дворе политически и, надо думать, экономически тюркского этнического элемента. Однако эта попытка халифа не имела успеха. Как и следовало ожидать, тюрки последовали за халифским двором в Самарру.
Самарра просуществовала как столица империи всего несколько десятилетий и в 892 г. халифский двор вновь возвратился в Багдад.
114. Т.е. это имело место в 839 г.
115. Абдулла ибн Тахир, правитель Хорасана, один из представителей династии Тахиридов, государственный деятель, военачальник и поэт. Он упоминается также при перечислении правителей Табаристана.
Абдулла ибн Тахир родился в 182/798 г. Скончался в 230/844 г.
116. Текст “Когда объединились войска в его (Мазйара) стране, то они сразились с ним и был он захвачен в плен... и отвезен...”, исправлен согласно разночтению (***) краткого варианта труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани по изданию М. де Гуэ (BGA, V, с. 309).
117. Самарра, от “Сурра ман раа” (“обрадуется, кто увидит”), на восточном берегу Тигра, между Багдадом и Тикритом, бывшая при халифе ал-Мутасиме и последующих халифах до 892 г. столицей Аббасидской империи, быстро утратила свое былое величие (Йакут, III, с. 14—22).
118. 225 г. хидж. соответствует 839—40 г. европейского летосчисления.
119. По указанию специалистов, шурта была административным органом халифата, на который возлагалась обязанность следить за порядком в государстве и привлекать к ответственности лиц, совершавших государственные преступления, в частности уголовные.
120. Тахир ибн Абдулла, один из представителей династии Тахиридов, упоминается также в тексте ниже при перечислении правителей Табаристана (см. прим. 141).
121. Абу Муслим, руководитель народного движения в Хорасане, направленного против господства Омайадской династии. По существу, благодаря данному восстанию на смену Омайадам, как известно, в 749 г. к власти в халифате пришли Аббасиды. Однако в последующем те же Аббасиды отплатили Абу Муслиму черной неблагодарностью. В 755 г. Абу Муслим был умерщвлен Аббасидами, в частности халифом ал-Мансуром, который боялся чрезмерно возросшего авторитета руководителя восстания.
122. Здесь должен быть напечатан “Табаристан”, как это правильно дано в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (BGA, V, с. 309). В рукописи труда арабского автора, нет сомнения, допущена ошибка.
123. Ан-Навруз — день иранского Нового года. Ал-Махраджан — народное празднество в Иране.
124. У Йакута написано имя Ибн Авн (см. Йакут, III, с. 490). В краткой редакции же труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани это имя дано, как в Машхадской рукописи труда арабского автора (BGA, V, с. 310).
Если в данном случае имеется в виду Абу Авн Абд ал-Малик ибн Йазид ал-Хорасани, один из военачальников, находившийся на службе у Аббасидов, то написание имени, данное у Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, правильно и Йакут допускает несомненную ошибку.
125. Очевидно, имеется в виду тот вольноотпущенник халифа ал-Мансура, именем которого был назван один из важных каналов, расположенный южнее Басры.
126. Этот город, являвшийся резиденцией исбахбаза Табаристана, согласно сведению Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, упоминается также выше в тексте при перечислении главных городов Табаристана (см. прим. 53).
127. Йакут называет ат-Так крепостью (хисн), расположенной в Табаристане. Затем у арабского географа передан целиком тот рассказ, который ниже следует в тексте Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (Йакут, III, с. 490—491).
128. Трудно с достоверностью сказать, о кладе именно каких персидских царей идет речь в тексте. Имеет ли в данном случае автор в виду представителей Сасанидской династии или Ахеменидов. По всей вероятности, Ибн ал-Факих ал-Хамадани указывает на Сасанидских царей. В этом нас в какой-то степени убеждает текст арабского географа, следующий на 15-й странице. На этой странице говорится о тех драгоценных вещах, которые Сасанидскими царями были упрятаны в неприступных горах Табаристана.
Упомянутый ниже легендарный царь Мануджихр, согласно иранской традиции, является современником Афрасийаба, царя туранцев.
129. Ниже следуют имена лиц, правивших Табаристаном. Весь этот список правителей Табаристана показывает, что правление этой горной областью для каждого из них было довольно-таки кратковременным. Ибн ал-Факих ал-Хамадани указывает на сроки их пребывания у власти в Табаристане, за исключением почему-то представителей династии Тахиридов. Из этого достаточно длинного списка видно, что единственной личностью, сумевшей продержаться в должности правителя Табаристана пять лет, был Халид ибн Бармак, один из представителей известного персидского рода Бармакидов (см. также введение).
130. Очевидно, имеется в виду тот Равх ибн Хатим ал-Мухаллаби, который упоминается в тексте выше (см. прим. 109).
131. Как было сказано выше (см. прим. 129), в данном случае упоминается один из представителей рода Бармакидов Халид ибн Бармак, который скончался в 165/781—782 г. в возрасте 75 лет.
132. См. прим. 110.
133. Очевидно, этот Амр ибн ал-Ала. один из правителей Табаристана, и упоминаемый выше Амр ибн ал-Ала, владелец замка в Рее, одно и то же лицо (см. прим. 74).
134. Очевидно, имеется в виду тот Сайд ибн Салм ибн Кутайба ал-Бахили, который, будучи правителем Армении и Азербайджана при халифе Харуне ар-Рашиде, начал свое правление тем, что нанес оскорбление местным властям, а правителя города Дербенда ан-Наджма ибн Хашима умертвил за неповиновение. Этот акт арабского правителя вызвал волнения в Арране. Сын убитого ан-Наджма ибн Хашима Хаийун ибн ан-Наджм вступил в союз с хазарами, которые выступили более чем со 100-тысячным войском против халифата, вступили на территорию Аррана и опустошили его. Это был последний значительный успех хазар. После этого Харун ар-Рашид сумел наладить с хазарами свои взаимоотношения, установить мир и заключить с ними союз.
135. Очевидно, имеется в виду арабский военачальник Йахья ибн Муаз ибн Муслим, назначенный халифом ал-Мамуном во главе войск, выступивших против восстания хуррамитов в Азербайджане под предводительством Бабака. Однако эту борьбу Йахья ибн Муаз вел против восставших безуспешно и за это он вскоре в 820 г. был смещен с поста командующего.
136. Хорошо известна личность Абдуллы ибн Хазима ас-Сулами, наместника Хорасана, одного из сподвижников пророка Мухаммада, впоследствии ставшего на сторону Абдуллы ибн аз-Зубайра и признавшего его халифом.
Едва ли возможно отождествить упомянутого выше Абдуллу ибн Хазима ас-Сулами с именем Абдуллы ибн Хазима, правителя Табаристана, упомянутого в тексте Ибн ал-Факиха ал-Хамадани.
137. См. прим. 110, 112.
138. Возможно, что Мухаммад ибн Муса является сыном упомянутого выше Мусы ибн Хафса ибн Амра ибн ал-Ала ал-Джаззара (см. прим. 110, 112).
139. Основатель династии Тахиридов в Хорасане Тахир ибн ал-Хусайн родился в 159/775—776 г. и скончался в 207/822 г. (см. прим. 47).140. См. прим. 115.
141. Тахир ибн Абдулла, один из представителей упомянутой нише династии Тахиридов в Хорасане, правил им после своего отца Абдуллы ибн Тахира до 248/862 г.
142. Мухаммад ибн Тахир также один из представителей династии Тахиридов, сын упомянутого выше Тахира ибн Абдуллы. Мухаммаду ибн Тахиру, лишенному здравого рассудка, но обильно наделенному легкомыслием, пришлось вести безуспешную борьбу против Саффаридов. В той же незавидной роли оказался и его брат Хусайн ибн Тахир.
143. По всему видно, что Сулайман ибн Абдулла ибн Тахир также является одним из представителей Тахиридов, но найти какой-либо материал о деятельности этого отпрыска правителей Хорасана нам не удалось.
Это же имя упомянуто и в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (BGA, V, с. 311).
144. Ал-Хасан ибн Зайд ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн ал-Хасан ибн Зайд, по прозвищу “ад-дай ал-кабир”, т.е. “великий пропагандист”, был основателем династии Алидов в Табаристане. Скончался в 270/884 г. и подвластная ему территория перешла во владение его брата Мухаммада ибн Зайда (см. прим. 146). Династия ал-Хасана ибн Зайда продержалась у власти в Табаристане до 316/928 г. Ал-Хасан ибн Зайд был набожным человеком, весьма образованным и автором сочинений.
145. 249 г. хидж. соответствует 863—864 г. европейского летосчисления.
146. Мухаммад ибн Зайд, брат вышеназванного ал-Хасана ибн Зайда (см. прим. 144), наследник престола в Табаристане после смерти брата.
Мухаммада ибн Зайда в противовес своему брату называли “ад-дай ас-сагир”, т.е. “маленьким пропагандистом”.
147. 248 г. хидж. соответствует 862—863 г. европейского летосчисления.
148. О каком эмире правоверных, т.е. халифе, идет речь, из текста нельзя понять.
149. Нижеследующий стих неизвестного автора, посвященный ал-Хасану ибн Зайду ал-Алави, имеется также и в краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани, и у Йакута. Не имея возможности подробного сравнения данного у двух арабских авторов стиха в разных вариантах, отметим только то, что вариант стиха у Йакута и вариант стиха Машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани почти полностью совпадают. Можно сказать, несколько отличается от этих вариантов стих, опубликованный М. де Гуэ (BGA, V, с. 311—312). Стих краткой редакции труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани несколько шире. К нему добавлены две строки. Тем не менее, публикуемый текст стихотворения в некоторых случаях мы корректировали по тексту, изданному М. де Гуэ.
150. 250 г. хидж. соответствует 864—865 г. европейского летосчисления.
151. 84 год, т.е. имеется в виду 284 г. хидж., соответствующий 897 г. европейского летосчисления.
152. Имеется в виду аббасидский халиф Абу ал-Аббас Ахмад ибн Талха ал-Мутадид биллах (279/892—289/902 гг.) При нем халифский двор из Самарры вновь возвратился в Багдад.
153. Амр ибн ал-Лайс ас-Саффар (265/879-288/901 гг.) — второй представитель династии Саффаридов, получивших свое прозвище по названию профессии основателя династии Йакуба ибн ал-Лайса ас-Саффара, который был медником.
Саффариды образовали обширное государство с центром их родины провинции Систан. Это государство охватывало почти весь Иран, за исключением его северо-западной территории.
154. Мадинат ас-Салам было официальным названием города Багдада, основанного халифом Абу Джафаром ал-Мансуром в 145/762 г., ныне административного, политического, экономического и культурного центра Ирака. Хорошо известно, что в Машхадской рукописи труда Ибн ал-Факиха ал-Хамадани этому городу отведено значительное место (см. также Йакут, I, с. 677—693).
155. 285 г. хидж. соответствует 898 г. европейского летосчисления.
156. Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад, саманидский правитель, основатель династии Саманидов, родился в 234/849 г., скончался в 295/907 г.
В тексте речь идет о борьбе между Саффаридами и Саманидами, в результате которой Саффарид Амр ибн ал-Лайс был пленен Исмаилом ибн Ахмадом. За эту услугу самадину Исмаилу халифом было пожаловано наместничество в Хорасане, где до того правили Тахириды и Саффариды.
157. См. Йакут, IV, с. 776—778.
158. См. Йакут, I, с. 111.
159. 287 г. хидж. соответствует 900 г. европейского летосчисления.
160. См. Йакут, I, с. 713—714.
161. См. Йакут, III, с. 133—138.
162. Как видно из текста, Мухаммад ибн Харун был военачальником, находившемся на службе у Саманидов (204/819—395/1005 гг.), в частности у саманида Исмаила ибн Ахмада (см. прим. 156).
163. Зайд ибн Мухаммад, представитель династии Алидов в Табаристане (см. прим. 144, 146).
164. Махди ибн Зайд ибн Мухаммад, сын Зайда ибн Мухаммада из династии Алидов (см. прим. 144, 146, 163).
165. Черное знамя было знаменем Аббасидов. В отличие ох них Омайады имели белое знамя. Знамя известной секты хариджитов, было красного цвета. Зеленым же было знамя так называемых Алидов, т.е. шийтов, последователей одного из последних так называемых правоверных халифов Али ибн Абу Талиба (35/856—40/661 гг.), который приходился пророку Мухаммаду и двоюродным братом, и сводным братом, и зятем.
166. Хутба была произнесена на имя ал-Мутадида биллаха, т.е. халифа ал-Мутадида (см. прим. 152).
167. Зу ал-када одиннадцатый месяц мусульманского года. 287 г. хидж. соответствует 900 г. европейского летосчисления.
168. Ал-Мутаваккил, Абу ал-Фадл Джафар ибн Мухаммад, аббасидский халиф (232/847—247/861 гг.).
Специалисты считают халифа ал-Мутаваккила одним из ярких представителей династии Аббасидов. Но вместе с тем известно и то, что при Мутаваккиле начинается процесс заметного ослабления Багдадского халифата а сам халиф был убит тюркскими военачальниками.
169. Али ибн Разин — так это имя писаря ал-Мазйара дано у Йакута ал-Хамави (Йакут, III; с. 507). В дополнение к этому Йакут сообщает, что этот писарь был превосходно образованным человеком, автором сочинений по изящной словесности (ал-адаб), медицине и мудрым изречениям (см. там же).
170. Кункур — так дано название этой птицы у Йакута ал-Хамави (Йакут, III, с. 507).
171. Ал-Масмуган, зороастрийская династия, которую арабы помещают в области Дунбаванда, севернее Рея. Происхождение этой династии восходит к древним временам, хотя она не должна была быть очень известной (подробнее см. EI, III, с. 458—460).
172. Акасира, т.е. хосровидами, вероятно, назывался тот верхний слой вновь образованного в сасанидском Иране в результате проведенной Хосровом I Ануширваном (531—579 гг.) реформы общественного класса, который составил новую аристократию, преданную и послушную шахиншаху.
173. См. Йакут, IV, с. 507—512.
174. Йаздиджард III (632—651 гг.) был последним Сасанидским царем. После поражения при Нехавенде в 642 г. Ездгерд III начал скитаться по стране в поиске помощи. Он так и не нашел ее и в 651 г. последний представитель некогда могущественной Сасанидской династии был зарезан неким мельником, который польстился драгоценностями, бывшими при сасанидском царе. С этого времени Сасаниды прекратили свое существование.
175. Манджаник — древняя военная машина, наподобие катапульты (см. X. К. Баранов, Арабско-русский словарь, М., 1957, с. 980).
176. По всей вероятности, имеется в виду сын халифа ал-Мансура будущий халиф Абу Абдулла Мухаммад ал-Махди (158/775—169/785 гг.).
177. Ибрахим ибн ал-Махди был сыном упомянутого выше халифа Мухаммада ал-Махди. Матерью Ибрахима была негритянка по имени Шикла.
178. Мы несколько не уверены в правильности чтения данного слова. Если это название населенного пункта ал-Вайма, то согласно сведению Йакута он был расположен в горах между Реем и Табаристаном. Напротив ал-Вайма, в области Дунбаванда, находилась укрепленная крепость под именем Файрузкух. Я видел ее, пишет Йакут ал-Хамави, и она разрушена (Йакут, IV, с. 944—945).
179. Йакут указывает, что под названием ал-Мансура известно несколько поселений. Он перечисляет и дает их соответствующее описание и характеристику: ал-Мансура в Синде, ал-Мансура в ал-Батихе, ал-Мансура город Хорезма, ал-Мансура город вблизи Кайравана, ал-Мансура, расположенная между Дамиеттой и Каиром и, наконец, ал-Мансура в Йемене.
К сожалению, Йакутом ничего не говорится о той ал-Мансуре, которая по сведению Ибн ал-Факиха ал-Хамадани должна была быть основана Халидом ибн Бармаком при халифе ал-Мансуре в Табаристане и, очевидно, в честь его названной “ал-Мансурой”.
Warning: include_once(/home/u231192/vostlit.info/www/bin/foot_primframe2.inc): failed to open stream: No such file or directory in /home/u231192/vostlit.info/www/Texts/rus10/Hamadani2/primtext2.phtml on line 1223
Warning: include_once(): Failed opening '/home/u231192/vostlit.info/www/bin/foot_primframe2.inc' for inclusion (include_path='.:/nix/store/ifrflfjr4wrmh8h40lxrx464zzq5qrhh-php-5.4.45/lib/php') in /home/u231192/vostlit.info/www/Texts/rus10/Hamadani2/primtext2.phtml on line 1223