ЭВЛИЯ ЧЕЛЕБИ
КНИГА ПУТЕШЕСТВИЙ
СЕЙАХАТНАМЕ
ЗЕМЛИ ЗАКАВКАЗЬЯ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ МАЛОЙ АЗИИ И ИРАНА
I
[МОРСКОЙ ПУТЬ ИЗ СТАМБУЛА В ЛАЗИСТАН]
/66 — 71/ Эвлия Челеби предпринял эту поездку, получив назначение на должность кетхуды у вали Трабзона Кетенджи Омер-паши. Он отбыл из Стамбула 1 джумада-уль-эввеля 1050 г. (19 августа 1640 г.), следуя к месту назначения водным путем — под парусами и на веслах — вдоль побережья Черного моря. На второй день после отплытия турецкий путешественник вышел из Босфора и отправился на восток, делая по пути небольшие остановки. Он посетил Ривакёй, Шиле, Кефкен, островок Кирпе, миновав устье Сакарьи и, бегло осмотрев городки и крепости Акчашар, Эрегли, Бартын, прибыл в Амасру.
«Крепость Амасра — сооружение византийского императора. Сначала она принадлежала Данишмендидам 1, которые являлись владетелями [эйялета] Кастамону, затем перешла к Османам. Это воеводство в санджаке Болу, Крепость представляет собой прочное красивое сооружение в форме прямоугольника, расположенное на высоком холме на берегу моря. Хотя эта крепость несколько раз подвергалась нападениям со стороны проклятых русских [казаков], овладеть ею они не смогли и [каждый раз] возвращались униженные и с потерями. Рва у нее нет. Однако имеются комендант, гарнизон, кадий с жалованьем 150 акче [в день], янычарский сердар. Внутри крепости имеются также соборная и /72/ квартальная мечети. Других имаретов нет. Есть превосходный крытый рынок. Крепость Синоп — к востоку от Амасры. Расстояние между ними по суше 5 переходов, по морю — 100 миль. Амасра находится к востоку от черноморского Эрегли. Между ними по суше 4 стоянки, водой — 50 миль. Этот город на весь мир славится своими садами и виноградниками, разнообразными фруктами, красивыми людьми. С двух сторон — с запада и востока — город имеет два больших залива, которые защищены от всех восьми ветров л представляют собой надежное убежище [для судов]. В восточном заливе полезные для здоровья воздух и вода, там стоит приятная и полезная баня, а у пристани имеются складские помещения».
Следующий значительный город на пути Эвлии Челеби — Инеболу. Крепость Инеболу была построена генуэзцами, затем перешла к Данишмендидам, от них — к османам. «Это субашилык на земле [эйялета] Кастамону. Это почетное каза, кадий которого получает [в день] 150 акче. Имеются янычарский сердар, комендант крепости, гарнизон. Крепость представляет собой мощное пятиугольное сооружение на берегу моря. Здесь [главная] пристань [эйялета] Кастамону. Другого пункта на расстоянии двух переходов от Кастамону нет, [берег] открыт». Выйдя отсюда на веслах, Эвлия Челеби и его спутники [29] сделали остановку в окруженном лесами местечке Шатыркёй, все население которого плотничает и «занимается строительством больших судов», /73/ а затем прибыли в Синоп.
Эвлия Челеби рассказывает далее: «Когда в 92 году хиджры (711 г.) в правление Сулеймана ибн Абд ал-Хака из династии Омейядов
2 Омар ибн Абд ал-Азиз возвращался после неудачной осады Стамбула, он осадил и это место, [но] испытал горечь неудачи 3. Позднее его отвоевал у византийцев правитель Кастамону Улу-бей. В 796 (1394) году [город] был осажден Йылдырымом Баезид-ханом 4, но, так как [здесь] крепость неприступна и очень прочна, он смог овладеть ею только после третьей осады. Это зеамет в [эйялете] Кастамону, свободный [от уплаты налогов в казну], всеми доходами и расходами которого распоряжается его владелец; население мусульманское. Имеются комендант крепости, сердар, гарнизон, кадий с жалованьем 300 акче, [в день], накыбульэшраф, муфтий, аяны и [другая] знать. Население в большинстве своем торговцы, ковроделы, искатели удовольствий, моряки. Часть его — простонародье, часть — улемы и шейхи». Расстояние от Синопа до Стамбула — 500 миль, а до Самсуна — 4 перехода. Мощная крепость расположена тремя ярусами на высоком холме, она построена из камня, имеет по окружности 6100 бойниц, внутри — цитадель с несколькими башнями, все ворота железные, двустворчатые. /74/ «Жители города имеют хатт-и хумаюн на то, чтобы убить коменданта, если он удалится от крепости на расстояние пушечного выстрела. И потому комендант не смеет отойти от крепости ни на шаг. [А причина вот в чем]. Во времена султана Ахмед-хана [I] 5 казаки захватили эту крепость в результате внезапного налета ночью, использовав приставные лестницы 6. Великий везир Насыф-паша был казнен за то, что не сообщил падишаху о взятии крепости кяфирами 7. Позднее крепость была освобождена, в ее Нижнем укреплении было размещено 50 капу-кулу, [привезено] много кантаров пороха, [установлены] большие и малые пушки. Начиная с того времени каждую ночь вплоть до наступления утра по 200 воинов со своими бёлюкбаши и чавушами несут дозорную и караульную службу. И эта стража, оснащенная барабанами и рожками, постоянно выкрикивает [слова]: "Не дремлет стража внутри крепости" и от бойниц провозглашает: "Аллах един!" Таким образом еженощно стража [показывает, что крепость] готова к бою. И хотя кяфиры неоднократно устраивали осаду, но каждый раз были отбиты залпами пушек. Слава всевышнему, со времени [воцарения] Мурада IV 8 они не приходили» 9.Внутри и под стенами Синопской крепости 24 квартала. Христианские кварталы расположены по самому берегу Черного моря; в них живет до 1100 семей, платящих харадж, и около 100 семей освобождены от налогов ввиду использования их на восстановлении крепостных сооружений. Всего в городе 1060 домов, расположенных ярусами друг над другом на склонах горы. /75-76/ В Синопе Эвлия пробыл три дня, осмотрел и описал его мечети, медресе, имареты и места поклонений мусульманским святым. Он особо оговаривает, что в лесистых горах Бозтепе, расположенных к югу от Синопа, водится много лисиц, шакалов, куниц и медведей. Двинувшись далее по берегу Синопского залива, турецкий путешественник попал в деревню Фындыджак-агзы, население которой состояло сплошь из моряков и плотников, занятых строительством судов. Миновав устье реки Кызыл-Ирмак /77/ и деревянный городок Бафра, он прибыл в Самсун.
Описывая Самсун, Эвлия Челеби отмечает, что крепость его была воздвигнута греками, позднее ею овладел сельджукский султан Алаеддин 10, а к османскому государству ее присоединил Баезид I. В городе имелись кадий с жалованьем 150 акче [в день], янычарский сердар, кетхуда, комендант крепости и гарнизон, много аянов и другой знати. Население в большинстве моряки, ремесленники, занятые производством известной в Причерноморье пеньки, а также лица духовного сословия. Крепость Самсун мощная, из камня. Тем не менее и ее однажды захватили «русские» (т. е. запорожские и [30] донские) казаки 11, которые ее сильно разрушили в нескольких местах, но «позднее она была снова отстроена и починена и в ней было размещено необходимое войско с комендантом». Теперь по окружности крепость имела 70 башен и 2000 бойниц. /78/ Город Самсун выстроен из камня, утопает в виноградниках и садах. Медресе и имаретов нет, только 7 начальных школ. Залив открыт ветрам, «но якорь бросить можно». Из достопримечательностей очень заслуживают внимания пенька и местные маринованные груши, которые тысячами бочек вывозятся отсюда в Стамбул.
Отплыв из Самсуна вместе со своими спутниками, Эвлия Челеби благополучно миновал городок Унье (или Вона) и прибыл в более значительный в то время город Гиресун. /79/ В нем имелись правитель в ранге мюселлема, кадий с жалованьем 300 акче в день, янычарский сердар, комендант крепости с гарнизоном солдат, начальник таможни, муфтий и накыб. Правда, отмечает Эвлия Челеби, значение города по сравнению с временами генуэзского владычества упало. Город имеет несколько мечетей, караван-сарай, бани, крытый рынок, базары, удобную для стоянки судов гавань. Но крепость слабая и не может защитить город от нападений «мятежных казаков», которые обычно используют лежащий напротив камышовый островок как укрытие для своих чаек. «Поскольку этот город /80/ подчинен Трабзонскому эйялету, часть войска [Кетенджи] Омер-паши, испытывающая отвращение к морю, двинулась на Трабзон сушей». Эвлия Челеби продолжал держать путь по воде вдоль берега, на котором раскинулись лазские, греческие и мусульманские деревни, и прибыл в Трабзон, что произошло, по-видимому, в конце сентября того же, 1640 года.
Комментарии
1. Государство Данишмендидов было образовано пришедшими с востока тюркскими кочевыми племенами в юго-восточной части Малой Азии, на территории исторической Малой Армении. Оно просуществовало с 1071 по 1178 г. Столицей его был город Сивас. Своего наибольшего могущества государство Данишмендидов достигло при султанах Мелике Гази Данишменде (1071 — 1104) и Амире Гази Гюмюштегине (1104 — 1134). В беспрерывных войнах с Византией, опираясь на поддержку багдадских халифов, Данишмендиды одно время распространили свое влияние и на прибрежные северо-западные области Малой Азии. Однако в результате продолжавшихся почти целое столетие войн с другим малоазийским тюрко-сельджукским государством, Конийским султанатом, государство Данишмендидов прекратило свое существование.
2. Династия четырнадцати омейядских халифов правила в Дамаске с 661 по 750 г. Во владения Омейядского халифата входили Ближний и Средний Восток (от Евфрата до Инда), южная часть Средней Азии, Закавказье, Северная Африка и Испания (за исключением страны басков).
3. Ошибка: омейядский халиф Сулейман правил в 715 — 717 гг. Неудачная осада Константинополя была предпринята арабами в 717 г. и окончилась в 718 г.
4. Баезид I Йылдырым (Молниеносный) — турецкий султан (1389 — 1402).
5. Ахмед. I — турецкий султан (1603 — 1617).
6. Донские и запорожские казаки овладевали Синопом неоднократно: впервые в 1575, а затем в 1614, 1615, 1616 гг. Его крепость они разоряли также в 1630 и 1632 гг. В разные годы их нападениям подвергались и многие другие турецкие порты Черноморского побережья Малой Азии (в частности, Трабзон, Самсун, Инеболу), а также Крыма и полосы от Очакова до Стамбула включительно (см.: Ю. П. Тушин. Русское мореплавание, с. 162 — 165).
7. Речь идет о Насух-паше, который заступил на пост великого везира в августе 1611 г. и был казнен по приказу Ахмеда I 16 октября 1614 г. за то, что скрыл от султана тот факт, что казаки взяли Синоп в 1614 г., когда они разорили крепость, сожгли верфи и потопили стоявшие на рейде турецкие суда (см.: Ю. П. Тушин. Русское мореплавание, с. 163).
8. Мурад IV — турецкий султан (1623 — 1640).
9. Это утверждение Эвлии Челеби неверно — см. примеч. 6.
10. Имеется в виду Алаеддин Кей-Кубад I, в царствование которого (1219 — 1237) государство Сельджукидов в Малой Азии достигло наивысшего могущества (см.: В л. Гордлевский. Государство Сельджукидов Малой Азии, с. 22 — 34).
11. См. примеч. 6.
(пер.: под ред. А. Д. Желтякова)
Текст воспроизведен по изданиям: Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М. Наука. 1983
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Alex. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1983