АДАМ БРЕМЕНСКИЙ
ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ
GESTA HAMMABURGENSIS ECCLESIAE PONTIFICUM
СХОЛИИ
Схолия 1. Эйнхард, капеллан императора Карла, описал его жизнь и саксонские войны.
Схолия 2. Папой тогда был Павел I 1.
Схолия 3. Фризия – это приморский край, труднодоступный из-за непроходимых болот. Он включает в себя 17 округов, треть которых относится к Бременскому епископству. Вот их названия: Остергау, Рюстринген 2, Вангеланд 3, Дисмери 4, Харлингерланд 5, Норден и Морсети 6. Эти семь округов владеют примерно 50 церквями. Эту часть Фризии отделяют от Саксонии болотистое Вапельгау 7 и устье реки Везер. А от остальной Фризии её отделяют болота Эмсгау и океан.
Схолия 4 (5) 8. Записано в «Деяниях св. Анскария» 9 и грамотах римских понтификов.
Схолия 5 (6). Турхольц – крупнейший монастырь во Фландрии, знаменитый своими монахами, за возвращение которого епископы нашей церкви ведут давнюю тяжбу. Однако, архиепископ Адальберт довёл это дело до конца, а именно, уладил спор посредством достойной замены; цезарь и герцог Фландрии одобрили это решение 10.
Схолия 6 (7). Собор по поводу объединения состоялся в Вормсе в присутствии цезаря и епископов, как то свидетельствует грамота.
Схолия 7 (8). Дворец в Ахене в течение 80 лет, вплоть до времён Оттона лежал в запустении, разрушенный ярлом Орвигом.
Схолия 8 (9). Там были убиты короли Готфрид и Зигфрид 11.
Схолия 9 (10). Оба – и король, и папа – нашли постыдный конец своей жизни; ибо папа Формоз, ужё после смерти был низложен своим преемником 12, и кости его выброшены из могилы. А короля Арнульфа ещё при жизни заели черви 13; наконец, он умер от яда, получив от Бога суровую кару.
Схолия 10 (11). Папа Стефан 14, который занимал должность в течение 7 лет, велел Герману, архиепископу Кёльнскому, и Адальгару, архиепископу Гамбургскому, спорившим по поводу Бременской церкви, явиться на собор в Вормс, и поручил Фульку 15, архиепископу Реймскому, от своего имени расследовать их дело.
Схолия 11 (12). С востока штурмаров омывает река Билена, которая также, как и вышеназванная река 16, впадает в Эльбу.
Схолия 12 (13). Травена – это река, которая протекает через земли вагров и впадает в Варварское море; на этой реке расположены – единственная гора Альберк 17 и город Любек.
Схолия 13 (14). Река Цвентина вытекает из озера, на котором расположен город Плён. Затем она протекает через леса Изарнхо 18 и впадает в Скифское море.
Схолия 14 (15). По ту сторону Одера первыми обитают поморяне, а затем поляки, которые с одной стороны граничат с пруссами, с другой – с чехами, а на востоке – с Русью.
Схолия 15 (16). Ольденбург – это крупный город славян, которые зовутся ваграми; он расположен возле моря, которое называют Балтийским или Варварским, в одном дне пути от Гамбурга.
Схолия 16 (17). Хижане и черезпеняне живут по эту сторону реки Пены, а доленчане и ратари – по ту сторону этой реки. Эти четыре народа называют вильцами или лютичами за их храбрость.
Схолия 17 (18). Моравы – это славянские племена к востоку от чехов; с одной стороны они граничат с поморянами и поляками, а с другой – с венграми и печенегами 19, кровожадным народом, который питается человеческим мясом.
Схолия 18 (19). Сорбы – это славяне, которые населяют расположенные между Эльбой и Заале районы; их соседями являются тюринги и саксы. По ту сторону реки Оры 20 проживают другие сорбы.
Схолия 19 (20). Беда 21: «Британия – это остров в океане, который прежде назывался Альбионом; он расположен к северо-западу, на значительном расстоянии от Германии, Галлии и Испании – крупнейших частей Европы. К югу лежит Бельгийская Галлия, ближайший путь к которой для путников проходит через город, называемый Порт рутубиев 22. Гиберния 23 – это крупнейший после Британии остров, расположенный к западу от неё; он не так протяжён к северу, как Британия, но гораздо далее простирается на юг, к северным берегам Испании».
Схолия 20 (21). В 966 году Господнем даны были обращены к вере неким Поппо 24, который пронёс перед всем народом кусок раскалённого железа; видя это, король Харальд оставил идолопоклонство и вместе со всем народом обратился к почитанию истинного Бога, а Поппо возвёл в епископы.
Схолия 21 (22). В 973 году Господнем Венцеслав 25, князь Чехии, был замучен своим братом Болеславом, который лишил его княжеской власти. Ради него Бог почтил город Прагу, где тот покоится, многими чудесами.
Схолия 22 (23). Этот Отто, благороднейший муж, был викарием и каноником в Магдебурге.
Схолия 23 (24). Об этом Зигфриде рассказывают удивительную историю; так, когда он ограбил обитель в Рамельсло, в него тут же вселился злой дух, и Зигфрид смог избавиться от него только тогда, когда вернул церкви её владения и передал братьям богатое поместье из собственных земель.
Схолия 24 (25). Эрик, король шведов, заключил союз с могущественным королём Польши Болеславом 26. Болеслав отдал за Эрика свою дочь или сестру 27. Вследствие этого союза славяне и шведы вместе напали на данов. Христианнейший король Болеслав в союзе с Оттоном III подчинил себе всю землю славян, а также Русь и пруссов, от которых пострадал св. Адальберт 28; мощи последнего Болеслав тогда же перенёс в Польшу.
Схолия 25 (26). Этот Одинкар был направлен королём Кнутом в Англию и получил там образование. Затем он обошёл ради дальнейшего обучения Галлию и получил прозвище мудреца и философа. Поэтому он и был по праву назван «угодным Богу» 29.
Схолия 26 (27). После смерти Олафа, сына Трукко, «Воронья нога» правил двумя королевствами 30. Вскоре после этого он сокрушил идолопоклонство и своим указом ввёл в Норвегии христианство. Тогда же он поставил в Сконе наставником прибывшего из Англии епископа Готебальда. Последний, как говорят, временами проповедовал также в Швеции и Норвегии.
Схолия 27 (30). Рассказывают, что славянский князь просил за своего сына племянницу герцога Бернгарда и тот обещал ему это. Тогда князь винулов послал своего сына в Италию вместе с герцогом и 1000 всадников, которые почти все там и погибли 31. Когда же сын славянского князя потребовал обещанную ему девушку, то маркграф Дитрих 32, изменив слову, заявил, что не отдаст родственницу герцога за пса.
Схолия 28 (31). Дитрих был маркграфом славянской марки; его наглость побудила славян к восстанию.
Схолия 29 (29). Ольденбург – это крупный город славян, которые зовутся ваграми; он расположен возле моря, которое называют Балтийским или Варварским, в одном дне пути от Гамбурга 33.
Схолия 30 (28). Поскольку Мистуи не хотел порывать с христианством, его изгнали из отечества; он бежал в Барденгау и там состарился, сохранив свою веру 34.
Схолия 31 (32). Маркграф Дитрих был лишён должности и всех наследственных владений и окончил жизнь в Магдебурге в качестве пребендария, умерев дурной смертью, какую и заслужил 35.
Схолия 32 (33). В 1010 году Господнем народ Венгрии был обращён к вере благодаря Гизеле 36, сестре императора, которая была выдана замуж за венгерского короля и побудила последнего креститься самому и крестить свой народ; он был назван в крещении Стефаном и позднее признан святым.
Схолия 33 (34). Рамельсло находится в Верденском епископстве, неподалёку от Бардовика. Епископ Вердена притязал на право осуществления там духовной власти и управления, но отказался от этих притязаний по решению апостольского престола. Послом к папе был Отто 37, как говорится в грамоте.
Схолия 34 (35). Говорят, что он добился этой должности благодаря яду симонии 38, поскольку имел большое наследство. Одну его часть он поневоле уступил императору, вторую – передал своей церкви, которой весьма благочестиво управлял, а третью – оставил родственникам. Он был почтенным старцем, очень любившим бедных и, в особенности, детей. Пользуясь случаем, братья стали свободнее покидать монастырь и, – поначалу втайне, – искать общества женщин.
Схолия 35 (37). Одинкар был сыном Токи, ярла Вендилы 39, и имел престол в Рибе. Ибо третья часть Вендилы была, как говорят, его собственностью. Тем не менее, обладая столькими богатствами, этот муж отличался удивительной умеренностью. В качестве примера его добродетели я нашёл, что во время 40-дневного поста он в каждый второй день приказывал бить себя палками одному из священников.
Схолия 36 (36). Унван во время празднования Пасхи, как правило, имел при себе 7 епископов, а также аббатов, герцога и какое-то число графов этой провинции; причём каждый из них оказывал ему высокую честь.
Схолия 37 (38). Кнут, сын короля Свена, оставив языческое имя, принял в крещении имя Ламберт. Поэтому в «Книге нашего братства» записано: «Ламберт, король Дании, королева Эмма и их сын Кнут 40 смиренно вверили себя молитвам Бременской братии».
Схолия 38 (39). У Эдгара, могущественного короля англов, был от законной супруги сын Эдуард 41, святейший муж. Его мачехой была Афильтруда, которая убила своего пасынка, короля, и поставила королём своего сына – Анунда 42.
Схолия 39 (40). Кнут отдал свою сестру Эстрид 43 замуж за сына короля Руси.
Схолия 40 (41). Ибо Ричард, бросив сестру короля Кнута, из страха перед данами бежал из отечества, отправился в Иерусалим и там умер. Рассказывают, что 40 его спутников на обратном пути осели в Апулии; с того времени норманны овладели Апулией.
Схолия 41 (42). Олаф ревностно соблюдал все праздники. Когда он был изгнан из королевства из-за святой религии и пытался вновь отвоевать трон, то, как говорят, заснул во время похода в своей палатке и видел сон. Пока он спал, внезапно появились враги, и командир его войска, придя к королю, разбудил его. А тот возмущённо сказал: «Что ты наделал! Я видел, будто подымаюсь по лестнице, верхушка которой достигает звёзд. Увы! Я добрался уже до самого верха этой лестницы и вступил бы на небо, если бы ты мне не помешал, разбудив меня». После этого видения король увидел, что окружён своими людьми, и был убит, не оказав сопротивления и заслужив венец мученичества.
Схолия 42 (43). Этот пастырь распорядился относительно женщин, которые уже открыто грешили вместе с канониками, чтобы ни одна из них не осталась в городе. Они были размещены по соседним селениям и отданы под стражу. Так вплоть до пожара храма и разрушения монастыря 44 с этой напастью было покончено.
Схолия 43 (45). Говорят, что епископы Тургот и Одинкар задолго до этого предсказывали, что Гамбургская и Бременская церкви когда-нибудь будут разорены за их грехи. Нынче это пророчество, как видим, исполнилось 45.
Схолия 44 (44). Ибо в это время к Господу отошёл знаменитый датский епископ Поппо. Вскоре вместо него был поставлен Эзико; но, когда он добрался до реки Эйдер, то заболел и умер 46.
Схолия 45 (46). Сестрой епископа Одинкара была Аза, святейшая женщина, имевшая пребенду в Бремене. Она постоянно ходила босой и в течение 20 лет предавалась постам, молитвам и раздаче милостыни; она редко покидала церковь и, приняв добрый конец, оставила церкви свои книги, ибо больше у неё ничего не было.
Схолия 46 (47). Император Конрад ежегодно водил войско против славян; поэтому по ту сторону Эльбы и царил прочный мир.
Схолия 47 (48). Когда проповедовал архиепископ Лиавицо, славная княгиня Эмма подарила святой Бременской церкви два креста, доску для алтаря и чашу, – всё из золота и драгоценных камней, стоимостью 20 золотых марок, – а также священные одежды, множество тканей, золотые столы, дорсалии и книги.
Схолия 48 (49). Герман купил у жителей этой земли болото Этеринброх 47, а император Конрад утвердил его за церковью своей грамотой. Оригинал грамоты можно увидеть в архиве.
Схолия 49 (50). Этот Свитгер был взят на апостольский престол из Бамбергского епископства, после того как были низложены три папы-раскольника 48.
Схолия 50 (51). Говорят, что если бы он прожил подольше, то, конечно, восстановил бы всё это. Поэтому он принялся обводить город стеной, разрушил часовню и начал многое другое, что свидетельствует о его добрых намерениях.
Схолия 51 (52). Он поставил в Хедебю Эзико, который вскоре умер, так и не вступив в своё епископство.
Схолия 52 (53). Клирикам своей церкви, которые, как он видел, нуждались в помощи, он втайне жаловал по четыре, а то и по десять серебряных солидов, многим давал пребенды, а некоторым – свои одежды; сочувствуя тем, с кем миряне обходились без всякого уважения, он велел приводить к себе их обидчиков и бить их батогами в своём присутствии.
Схолия 53 (54). Видя, что эта напасть, – браки клириков, – растёт с каждым днём, он решил вернуться к решениям своего предшественника Лиавицо 49, но только в том случае, если вернёт церкви и монастырю их прежний статус.
Схолия 54 (55). Он решил обвести город стеной и укрепить тремя воротами и 12 башнями, так чтобы первую сторожил епископ, вторую – фогт, третью – приор, четвёртую – декан, пятую – начальник школы, шестую – братья и каноники, а остальные шесть – горожане.
Схолия 55 (56). Говорят, что архиепископ Кёльнский, благороднейший Герман 50, возобновил древнюю тяжбу по поводу Бремена. Но и он получил отпор как благодаря авторитету Бецелина, так и в результате трёхлетнего молчания, и дал удовлетворение нашему архиепископу; а затем целый месяц пировал с ним у себя в Кёльне.
Схолия 56 (57). Король Магнус с сильным флотом осадил богатейший славянский город Юмну. Обе стороны понесли равные потери. Магнус устрашил всех славян. Он был благочестивым юношей невинной жизни; поэтому Бог и даровал ему победу во всём.
Схолия 57 (58). Архиепископ передал это приорство Эдо. Но его племянник, Эдо Младший, недовольный этим решением, в гневе поджёг монастырь. Во искупление этого святотатства отец Эдо передал церкви всё своё имущество. А приор Эдо, отправившись в паломничество в Иерусалим, ушёл около праздника св. Иакова и вернулся на следующую Пасху.
Схолия 58 (59). Некоторые из завистников говорят, что у епископа был только один недостаток – гордыня. Поэтому между ним и Бруно 51, епископом Вердена, и возникла недостойная епископов вражда, главным образом из-за высокомерия фогта Вольфреда. Он, как и архиепископ, умер внезапной и жалкой смертью.
Схолия 59 (60). В том году, когда умер архиепископ, к Господу отошёл также Одинкар 52, епископ Рибе. На Пасху, почувствовав приближение конца, он, отслужив мессу, привёл в порядок свои дела.
Схолия 60 (61). Папа Климент возобновил все привилегии нашей Гамбургской церкви, ранее полученные ею от римского престола.
Схолия 61 (62). Свен, побеждённый Магнусом, покорился судьбе и, став вассалом победителя, принёс ему клятву верности. Когда же он вновь восстал по совету данов, то был вторично побеждён Магнусом. Вынужденный бежать, Свен пришёл к Якову, сильно жалея о том, что нарушил обещанную верность.
Схолия 62 (63). Харальд, вернувшись из Греции, взял в жёны дочь короля Руси Герзлефа 53; вторую 54 взял в жёны Андрей 55, король венгров, – от неё родился Соломон; а на третьей 56 женился король франков Генрих; она родила ему Филиппа 57.
Схолия 63 (64). Харальд вместе с Магнусом сражался против Свена; после его смерти он стал вассалом последнего 58.
Схолия 64 (65). Ибо, как мы уже говорили ранее, Кнут, король данов, отдал свою сестру – после того как с ней развёлся граф Ричард – в жёны своему ярлу Вольфу; от этого брака родились ярл Бьорн и король Свен. Ярл Вольф отдал свою сестру замуж за Годвина, герцога англов; от этого брака родились Свен, Тости и Гарольд, а также Гута, на которой был женат король Эдуард. Позднее Свен, сын Годвина, убил Бьорна, сына своего дяди. А Гарольд, будучи очень храбрым мужем, обезглавил Грифа 59, короля Гибернии, изгнал из Англии Свена, короля данов, а к Эдуарду, своему родственнику и господину, не испытывал ни капли уважения. За этим последовала Божья кара, вторжение норманнов и гибель Англии 60.
Схолия 65 (66). После его ухода устав, а также дисциплина и согласие братьев Бременского монастыря пришли в упадок, и дурные люди всё привело в расстройство.
Схолия 66 (67). Одной была Гунхильда, вдова Анунда, а второй – Гута, которую убила Тора 61.
Схолия 67 (68). Адальвард прибыл по приглашения короля Харальда в Норвегию. После данного им отпущения грехов тело того мужа, который умер 60 лет назад, но так и не разложился, наконец, рассыпалось в прах. Ибо этот человек был некогда отлучён за пиратство архиепископом Лиавицо, как это было открыто Адальварду в видении 62.
Схолия 68 (69). С этого дня король Харальд направлял своих епископов в Галлию; он принял также многих, прибывших к нему из Англии. Одним из таких был Асгот. Когда он возвращался из апостольского града, архиепископ велел его схватить, но, получив от него клятву верности, разрешил уйти и даже одарил подарками.
Схолия 69 (70). Епископ Александр, раб рабов Божьих, Харальду, королю норманнов, шлёт привет и апостольское благословение.
Поскольку вы до сих пор ещё неопытны в вере и не всегда тверды в церковной дисциплине, нам, кому доверено управление всею церковью, следовало бы как можно чаще навещать вас со спасительными увещеваниями. Но, поскольку из-за трудностей долгого пути мы не в состоянии делать это лично, знайте, что всё это мы поручили нашему викарию Адальберту, архиепископу Гамбургскому. Так вот, названный достопочтенный архиепископ, наш легат, пожаловался нам в своих письмах, что епископы вашей провинции либо вообще не приняли посвящения, либо вопреки римским привилегиям, которые были даны ему и его церкви, были весьма дурно за деньги рукоположены в сан в Англии или Галлии. Поэтому вы увещеваем вас властью апостолов Петра и Павла, чтобы вы и ваши епископы, будучи обязаны оказывать уважение и повиновение апостольскому престолу, оказывали его и названному достопочтенному архиепископу, нашему викарию и исполняющему наши обязанности. И прочее.
Схолия 70 (71). В устье реки Пены расположен крупный город, который называется Деммин. Там – граница Гамбургской епархии.
Схолия 71 (72). Говорят, что в это время в город Ретру пришли из чешских лесов два монаха. Когда они стали открыто проповедовать там слово Божье, то их по решению язычников сначала подвергли различным пыткам, а затем, как они того и хотели, обезглавили во имя Христа. Их имена неизвестны людям, но мы твёрдо верим, что они непременно записаны на небесах.
Схолия 72 (73). Светлейший король данов страдал одним недостатком – чрезмерной страстью к женщинам, но, как я думаю, не по своей вине, а из-за присущего всему его народу порока. Однако и его не миновала кара за этот грех; ибо одна из его наложниц – Тора – отравила его законную супругу – Гуту 63. Когда же король Свен отправил сына Торы – Магнуса – в Рим, чтобы его помазали там на престол, несчастный мальчик умер в пути, а его нечестивая мать более не имела детей.
Схолия 73 (74). Ибо Писание говорит Фараону: «Для того самого я и поставил тебя, чтобы показать на тебе силу мою, и чтобы возвещено было имя моё по всей земле». Итак, кого хочет милует, а кого хочет – ожесточает 64.
Схолия 74 (75). Он поместил там голову св. Секунда, который, как мы читали, был одним из командиров Фиванского легиона. Его мощи митрополит приобрёл в Италии благодаря щедрости епископа Турина 65.
Схолия 75 (76). «Человеку, который ведёт похвальный образ жизни, трудно устоять перед людской похвалой». Папа Лев 66.
Схолия 76 (77). Мы часто слышали, как наш благочестивый архиепископ Адальберт убеждал своих клириков соблюдать воздержание. «Я заклинаю вас, требую и приказываю, – говорил он, – отречься от пагубных связей с женщинами, или по крайней мере, – если вы не в состоянии обуздать свою плоть, – почтительно соблюдать брачные узы, согласно тому, что сказано: Пусть не целомудренно, зато осторожно».
Схолия 77 (78). Среди них был иноземец Павел 67, обращённый в христианскую веру еврей; посетив Грецию, – уж не знаю, то ли из жадности, то ли ради науки, – он, вернувшись назад, явился к нашему владыке, похваляясь, что якобы постиг множество искусств, так что из неучей за три года может сделать учёных, а из меди выплавить чистое золото. Он легко убедил архиепископа поверить всему, что он говорил, и прибавил ко всей этой лжи ещё обещание вскоре наладить в Гамбурге чеканку общественной золотой монеты и вместо денариев чеканить бизантии.
Схолия 78 (79). Со всех повинностей и епископских доходов капеллан по закону ежедневно получал десятую часть на содержание больных, убогих и странников. Однако, капеллан коварно удерживал многое для собственных нужд и ничего не давал бедным.
Схолия 79 (80). Говорят, что этот Ансвер, прежде чем принять мученичество, упросил язычников сначала побить камнями его спутников, ибо боялся, что они могут дрогнуть. Когда же они обрели венец мученичества, он, следуя примеру Стефана 68, радостно преклонил колени.
Схолия 80 (81). Этот Иоанн, покинув Шотландию из любви к странствиям, пришёл в Саксонию, где наш архиепископ принял его милостиво, как и всех прочих. Спустя малое время он отправил его в землю славян к князю Готшалку. Пребывая у него, Иоанн, как рассказывают, крестил в эти дни многие тысячи язычников.
Схолия 81 (82). В это самое время Шлезвиг, очень богатый и многолюдный город саксов-трансальбианов, расположенный на самой границе Датского королевства, был до основания разрушен в результате внезапного нападения язычников.
Схолия 82 (83). Это было третье отпадение славян, которых впервые крестил Карл 69, вторично Оттон, а в третий раз – ныне – князь Готшалк.
Схолия 83 (84). У этого Харальда, короля норманнов, было 300 больших судов, которые все там и остались. Сверх того, благодаря такому везению Бастарду досталось также большое количество золота, которое Харальд привёз из Греции. Вес этого золота был таков, что его едва могли перенести на своих плечах 12 крепких парней.
Схолия 84 (85). Когда оба Эрика погибли в бою, на трон взошёл Хальцштейн, сын короля Стенкиля. Впрочем, вскоре он был изгнан, а из Руси призвав Анунд. Когда же и он был изгнан, шведы избрали некоего Хакона, который взял в жёны мать юного Олафа 70.
Схолия 85 (86). Король норманнов взял в жёны дочь короля данов 71, и между ними был заключён мир.
Схолия 86 (87). Они были сыновьями Харальда.
Схолия 87 (88). Он неоднократно со слезами заявлял, что все его предшественники горели и жарились словно в огне в гонениях герцогов и злобе прихожан. «Поэтому, – говорил он, – я не сомневаюсь, что и мне уготован от них мученический венец за правду».
Схолия 88 (89). Нотебальд был чародеем, льстецом и отъявленным лжецом.
Схолия 89 (90). С этого времени он отказался от бань, которыми обычно пользовался почти каждый день, и от многих других вещей, которые счёл весьма обременительными для народа.
Схолия 90 (91). Адамат, некий врач, родом из Салерно, как говорят, за три дня до смерти предсказал архиепископу её скорый приход. Но тот, не поверив, обращал свой взор только на Нотебальда, который обещал, что скоро якобы наступит час его выздоровления.
Схолия 91 (92). Как мы читали в книге Эстер 72: «Они с хитрым коварством обманывают уши правителей, которые просты и обо всех судят по себе. О том, как все усилия царей сходят на нет из-за нашёптываний злых людей нам хорошо известно на основании как древних историй, так и тех событий, которые происходят каждый день».
Схолия 92 (93). Ибо в том году, когда он ушёл из жизни, перед тем как отправится в последний путь, из которого нет возврата, он вместе с братьями провёл в Бремене капитул и низложил на нём декана Лиутгера, которого обвиняли в убийстве. Пользуясь случаем, он произнёс речь о целомудрии и угрожал страшными карами ослушникам.
Схолия 93. Альберик наследовал Магнусу.
Схолия 94 (94). Адальвард Старший отправился в ту и другую Готию, Младший был направлен в Сигтуну и Упсалу, Симеон – к стритефиннам 73, а Иоанн – на острова Балтийского моря.
Схолия 95 (94). Двадцатым был Эццо, которого он посвятил в землю славян 74.
Схолия 96 (95). Чащи Изарнхо начинаются у озера данов, которое зовётся Шлия, и тянутся до славянского города под названием Любек и реки Травены.
Схолия 97 (98). Первым епископом в Шлезвиге был Харальд, вторым – Поппо, третьим – Рудольф 75.
Схолия 98 (102). Первым епископом в Рибе был Лиафдаг, вторым – Одинкар, третьим – Вал, четвёртым – Отто 76.
Схолия 99 (96) 77. Из Рибе во Фландрию, в Синкфал 78, можно доплыть за два дня и две ночи. Из Синкфала в Прол 79, в Англии, – за два дня и одну ночь. Это – самая южная точка Англии, а плыть туда из Рибе на юго-запад. От Прола в Британии до св. Матфея 80 – один день. Оттуда до Фара, возле святого Иакова 81, – три дня и три ночи. Оттуда – два дня и две ночи до Лиссабона, причём плыть нужно всё время на юго-запад. Из Лиссабона в Нарвес 82 – три дня и три ночи на юго-запад. От Нарвеса до Таррагоны – четыре дня и четыре ночи, а плыть на северо-восток. От Таррагоны до Барселоны – один день также на северо-восток. От Барселоны до Марселя – один день и одна ночь почти на восток, немного отклоняясь к югу. От Марселя до Мессины в Сицилии – четыре дня и четыре ночи на юго-восток. От Мессины до Акко – 14 дней и столько же ночей на юго-восток, больше отклоняясь к востоку.
Схолия 100 (97). Плывущим в Англию следует подставлять паруса юго-восточному ветру.
Схолия 101. Первым епископом в Орхусе был Регинбранд, вторым – Христиан 83.
Схолия 102 (99). Между Орхусом и Вендилой расположен город Виборг ...
Схолия 103 (100). Между океаном и морем у Вендилы находится обращённый в сторону северных островов мыс Скаген. (?)
Схолия 104 (101). Расположенный при переходе из океана в Балтийское море остров Вендила состоит из трёх частей. (?)
Схолия 105 (103). Первым епископом в Вендиле был монах Магнус, вторым – Альберик.
Схолия 106 (106). Первым епископом на Фюне был Регинберт, вторым – монах Эйльберт 84.
Схолия 107 (105). В «Жизни Лиутгера» рассказывается, что во времена Карла некий Ландрик был крещён … и в епископы 85.
Схолия 108 (107). Между Зеландией и Фюном лежит небольшой остров под названием Спрога 86. Это пристанище разбойников, которые представляют большую опасность для всех проезжающих.
Схолия 109 (108). Первым епископом в Зеландии был Гербранд, вторым – Авоко, третьим – Вильгельм 87.
Схолия 110 (109). На площади висит общественная секира, угрожая виновным смертным приговором; если же случится, что его выносят, то приговорённый идёт на казнь, ликуя, словно на пир.
Схолия 111 (111). Вначале с этого острова, – у римских историков он зовётся Скандия, Гангавия или Скандинавия 88, – вышли лангобарды или готы 89. Тамошней столицей является Лунд, который по воле победителя Англии Кнута стал соперником Британского Лондона.
Схолия 112 (110). Первым епископом в Сконе был Бернгард, вторым – Генрих, третьим – Эгино 90.
Схолия 113 (112). А именно, Лиафдаг, Поппо, Одинкар Старший, Готебальд, Бернгард и…
Схолия 114 (113). Лунд, первый город Сконе, [от моря] удалён на такое же расстояние, как и от Дальби.
Схолия 115 (114). Этого епископа Фюна архиепископ отстранил от должности за уголовное преступление. Он умер… когда … в Рим.
Схолия 116 (115). Восточное море, море Варварское, море Скифское или Балтийское – это одно и то же море, которое Марциан и другие древние римляне называют Скифскими или Меотийскими болотами, Гетской пустыней или Скифским берегом 91. Это море, вклиниваясь от Западного океана между Данией и Норвегией, простирается на восток на неизвестное расстояние.
Схолия 117 (104). В том океане, о котором только что упоминалось, есть небольшой остров, который ныне носит название Фаррия или Хейлигланд. Он отстоит от Англии на три дня гребного плавания. Впрочем, этот остров расположен так близко к земле фризов и нашему Везеру, что его можно увидеть оттуда. … С острова Хольма, который расположен в устье Эйдера, плаванье до острова Фаррии, о котором мы говорили выше, также продолжается три дня. (?)
Схолия 118 (3) 92. Фризия – это приморский край, труднодоступный из-за непроходимых болот. Он включает в себя 17 округов, треть которых относится к Бременскому епископству. Вот их названия: Остергау, Рюстринген, Дисмери, Вангеланд, Харлингерланд, Норден и Морсети. Эти семь округов владеют примерно 50 церквями. Эту часть Фризии отделяют от Саксонии болотистое Вапельгау и устье реки Везер. А от остальной Фризии её отделяют болота Эмсгау и океан.
Схолия 119 (4). Из этих 17 округов пять относятся к Мюнстерскому епископству. Св. Лиутгер, первый епископ этого места, получил их в дар от императора Карла. Вот их названия: Хугмерки 93, Хунесго, Фивельго, Эмсгау, Федеритгау 94, а также остров Бант 95…
Схолия 120 (116). Даны-варвары называют Русь Острогардом, потому что она расположена на востоке и, словно орошаемый сад, изобилует всеми благами. Её называют также Хунгардом, потому что там первоначально жили гунны.
Схолия 121 (117). Рюген – остров руянов по соседству с городом Юмной, так что у них общий король.
Схолия 122 (118). В похвале этим народам Гораций так говорит в своих стихах: «Лучше живут равнинные скифы и суровые геты, чьи повозки по обычаю тащат передвижные дома; и пашней они заняты не более года. [Их] достояние – великая доблесть отцов; грешить – нельзя, или в наказание – смерть» 96. И до сего дня так живут турки, что соседствуют с Русью, и прочие народы Скифии.
Схолия 123 (119). Когда король шведов Эдмунд отправил своего сына Анунда в Cкифию для расширения пределов своего государства, тот морем добрался до «Края женщин». Однако женщины сразу же подмешали яд в источники воды, погубив тем самым и самого короля, и его войско. Об этом мы уже писали выше, и сам епископ Адальвард лично повторил нам всё это, заявив, что и это, и прочее – чистая правда 97.
Схолия 124 (120). Они на своём языке зовутся вильцами; это чрезвычайно жестокие амброны, которых поэт называет гелонами 98.
Схолия 125. Амаксобии, аримаспы, агафирсы 99.
Схолия 126 (121). Тем, кто плывёт из датского Сконе в Бирку, потребуется пять дней пути; от Бирки до Руси путь по морю также составляет пять дней.
Схолия 127 (122). Там находятся гавань святого Анскария и могила святого архиепископа Унни, надёжное, говорю я, пристанище святых исповедников нашего престола.
Схолия 128 (124). Тацит называет свевов именем шведов 100.
Схолия 129 (123). Павел в «Деяниях лангобардов» [пишет] о многочисленности северных народов и о семи мужах, которые лежат на берегу океана в области скритефиннов 101.
Схолия 130 (125). Данов, шведов, норманнов и прочие народы Скифии римляне называют гипербореями. Марциан превозносит их многими похвалами 102.
Схолия 131 (126). Река Готэльба отделяет Готию от норманнов, а по размеру равна саксонской Эльбе, от которой и происходит её название.
Схолия 132 (127). Тем же недугом страдают славяне, парфяне и мавры; о парфянах свидетельствует Лукан 103, а о маврах – Саллюстий 104.
Схолия 133 (128). Среди варваров все спорные вопросы, относящиеся к частным делам, принято решать жребием, а в делах общественных они обычно вопрошают демонов, как то можно узнать из «Деяний святого Анскария» 105.
Схолия 134 (129). Римляне называют готов гетами. Это о них, по-видимому, писал Вергилий:
«…и быстрые также гелоны,
В бегстве к Родопе несясь, в пустыни ли гетские,
– Кислое пьют молоко, смешав его с конскою кровью» 106.
Говорят, что готы и самбы до сих пор поступают таким образом. Известно, что они используют для опьянения молоко вьючных животных 107.
Схолия 135 (130). Хотя ещё до них в Швеции проповедовали епископы данов и англов, Тургот был поставлен специально для Готии на кафедру в Скаре. Адальвард прибыл в Норвегию по приглашению короля Харальда, и его там с почётом приняли ввиду святости этого мужа и славы о его добродетелях. А когда он собирался уезжать, король подарил ему столько денег, что епископ сразу же после этого выкупил 300 пленников.
Схолия 136 (131). Адальвард Младший, прибыв в это время в Готию, застал своего тёзку при смерти; со скорбью позаботившись о его похоронах, Адальвард Младший поспешил оттуда в Сигтуну. Однако, после того как язычники изгнали его оттуда, он по приглашению прибыл в город Скару. Это пришлось не по нраву нашему архиепископу, почему он и вызвал его, как нарушителя канонов, в Бремен 108.
Схолия 137 (132). Хельсингланд – это область скритефиннов, расположенная высоко в горах, которые зовутся Рифейскими и на которых вечно лежит снег. Люди там стынут от стужи, ибо не заботятся о том, чтобы у их домов были крыши; они используют мясо диких зверей в качестве пищи, а их шкуры в качестве одежды. Пишут, что в горах гипербореев, кроме прочих чудовищ, которые там есть, рождаются также грифы…
Схолия 138 (134). Около этого храма растёт большое дерево с раскидистыми ветвями, вечно зелёное и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого дерева. Там также находится источник, где язычники совершают жертвоприношения, бросая туда живого человека; если тот не всплывает, то это значит, что желание народа осуществится.
Схолия 139 (135). Этот храм опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает всех входящих. Храм расположен на равнине, которая со всех сторон окружена горами наподобие театра.
Схолия 140 (136). Когда совсем недавно христианнейший король Швеции Анунд 109 отказался приносить демонам установленную народом жертву, его изгнали из королевства, и он, как говорят, ушёл оттуда, радуясь, ибо удостоился принять бесчестье за имя Иисуса 110.
Схолия 141 (137). Пиры и подобного рода жертвоприношения справляются в течение девяти дней. Каждый день вместе с животными в жертву приносят одного человека, так что всего за девять дней в жертву приносятся 72 живых существа. Это жертвоприношение происходит около дня весеннего равноденствия.
Схолия 142 (138). От людей из свиты епископа Адальварда нам стало известно, что когда он впервые прибыл в Сигтуну, чтобы отслужить мессу, ему преподнесли 70 марок серебра. Подобным благочестием отличаются все жители северных стран. Тогда же Адальвард попутно завернул в Бирку, которая ныне обращена в пустыню, так что едва различимы следы города. Поэтому он так и не смог разыскать могилу святого архиепископа Унни.
Схолия 143 (139). От тех норманнов, что обитают по ту сторону Дании, пришли те норманны, которые живут во Франции, а от последних – те третьи, что недавно пришли в Апулию 111.
Схолия 144 (140). Относительно погребения язычников, хоть они и не веруют в воскресение плоти, примечательно следующее: по обычаю древних римлян они с величайшим уважением почитают и могилы, и сами похороны. Вместе с умершим они хоронят его имущество, оружие и всё то, что он ценил при жизни. То же самое пишут и об индийцах. Передают, что это делается согласно древнему обычаю язычников, в чьих гробницах до сих пор находят подобные вещи, ибо они велели закапывать вместе с собой в амфорах или в других сосудах все свои богатства.
Схолия 145 (141). Павел в «Истории лангобардов» утверждает, что в крайних пределах севера, у скритефиннов в некоей пещере у океана лежат семеро спящих мужей 112, относительно которых существует разные мнения, в том числе предположение, что они будут проповедовать этим племенам около конца света. Говорят, что некоторые из 11 000 дев прибыли туда, и их свита, а также суда были уничтожены обрушившейся скалой; с тех пор там происходят чудеса. Именно там Олаф и основал церковь.
Схолия 146 (141). Справедливейший король Олаф первым привлёк норманнов к христианству. Его сын Магнус подчинил данов. Нечестивейший брат Олафа Харальд привёл под свою власть Оркады и расширил своё королевство вплоть до Рифейских гор и Исландии.
Схолия 147 (142). Хотя ещё до него 113 в этом племени проповедовали из наших Лиафдаг, Одинкар и Поппо. Наши, можно сказать, трудились, а англы вмешались в их труды.
Схолия 148 (142). Когда он, а также Мейнхард, Альберик и другие посвящённые в сан явились к архиепископу, он одарил их и передал им свои права как в Норвегии, так и на островах океана 114.
Схолия 149 (143). Плиний сообщает о гипербореях и Сумрачном океане… 115 (?).
Схолия 150 (144). О Британском океане, который омывает Данию и Норвегию, моряки рассказывают много чудесного. Говорят, что около Оркад море твердеет и становится таким густым от соли, что корабли с трудом могут двигаться дальше, разве что им помогает буря 116. Поэтому тамошнее море зовётся у нас в народе Либерзее.
Схолия 151 (145). Из этого следует, что автор этой книги происходил из Верхней Германии; поэтому он и исказил многие названия или имена собственные, стараясь приспособить их к своему языку.
Схолия 152 (146). Туле расположен в море-океане и является самым дальним из всех островов. Солин сообщает 117, что его жители в весеннее время живут за счёт мяса скота, летом питаются молоком, а на зиму заготавливают древесные плоды. (?)
Схолия 153. Марциан, Солин и …
Схолия 154 (147). Британия – самый большой из всех островов. Оттуда можно доплыть до Туле за девять дней. От Туле – один день плавания до Ледяного моря. Оно является ледяным потому, что его никогда не нагревает солнце 118.
Схолия 155 (148). Говорят, что тем, кто отправляется от датского мыса Ольборг, чтобы доплыть до Исландии, потребуется 30 дней, а при попутном ветре ещё меньше.
Схолия 156 (150). У них нет короля, а лишь такой закон: «И грешить там нельзя, ибо смерть за неверность ждёт» 119.
Схолия 157 (151). Там находится крупный город Скалахольт.
Схолия 158 (149). Возле Исландии океан ледовитый, бурный и туманный.
Схолия 159 (152). Некоторые говорят, что Халагланд – это крайняя часть Норвегии, которая граничит со страной скритефиннов и недоступна из-за суровых гор и морозов.
Текст переведен по изданию: Adam von Bremen. Bischofsgeschichte der Hamburger Kirche // Quellen des 9. und 11. Jahrhunderts zur Geschichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. Bd. 11. Berlin. 1961
© сетевая версия - Strori. 2012© пер. с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Ausgewaehlte Quellen zur deutschen Gechichte des Mittelalters. 1961