Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ САДР-АД-ДИНА ХУСАЙНИ О ГРУЗИИ

Одна из немногочисленных сельджукских хроник, «Зубдат ат-таварих ахбар умара ва-л-мулук ас-Салджукийа» («Сливки историй, сообщающих об эмирах и царях [из династии] сельджуков»), принадлежит чиновнику хорезмшаха Ала-ад-дина Текиша (1172-1200), Садр-ад-дину Абу-л-Хасану ибн Али ибн Насиру ал-Хусайни. Сочинение в большей части является компиляцией, однако современные ему события автор излагает весьма подробно. Ценность этого произведения удваивается ввиду того, что большая часть сообщаемых сведений по другим источника мне известна.

Источник этот частично использован В. Розеном, который опубликовал текст и русский перевод отрывка, касающегося войны султана Алп-Арслана с императором Византии Романом Диогеном 1. Сведения Садр-ад-дина широко использованы также В. Минорским 2.

События, излагаемые в сочинении ал-Хусайни, заканчиваются подробностями времени конца правления последнего сельджукского султана Тогрула III, т. е. 1194 годом. Однако последняя, 41-я глава сочинения содержит перечень сельджукских мамлюков-атабеков и доведена по времени до атабека Узбека (1210-1225) и последнего хорезмшаха Джалал-ад-дина Манкбурны (1220-1231) 3.

Сочинение ал-Хусайни было подробно проанализировано К. Зюссхеймом 4, однако оно было издано только в 1933 г. Мухаммадом Икбалом 5. В 1943 г. Неджати Люгал издал турецкий перевод текста, в котором, к сожалению, допущено большое число неточностей и неправильное чтение имен собственных и географических названий 6.

Материалы сочинения ал-Хусайни, касающиеся взаимоотношений сельджукских султанов с грузинскими царями в XI в. достаточно детально использованы Р. К. Кикнадзе 7 и Н. Н. Шенгелия 8. [87]

В настоящей статье мы рассмотрим сведения ал-Хусайни, которые отражают исторические события только времени правления царицы Тамар, периода, когда тесно переплетаются взаимоотношения между Грузией, Ширваном и представителями государства атабеков Эльдегизидов. Написание настоящей статьи вызвано недоразумением, возникшим в результате полемики между грузинскими историками, доказывающими, на основе грузинских средневековых источников, вассальную зависимость Ширвана XII — первой четверти XIII вв. от Грузии (период от царствования Давида IV до нашествия Джалал-ад-дина) и некоторыми исследователями истории Ширвана, отрицающими подобную зависимость.

Н. Ш. Асатиани, в вышедшей в 1968 г. обширной статье 9, специально рассмотрел грузино-ширванские отношения в первой половине XII в. и на основе обзора исследований Е. А. Пахомова, В. Ф. Минорского, В. В. Бартольда, Хади Хасана и др., а также сведений грузинских и некоторых восточных источников, опроверг возражения тех авторов, которые отрицают наличие в указанный период вассальной зависимости государства Ширваншахов от Грузии 10.

При ознакомлении с содержанием текста сочинения ал-Хусайни, где говорится о совместной грузино-ширванской военной экспедиции, снаряженной в помощь Эмиру Эмирану Умару — сыну азербайджанского атабека Джихан Пехлевана — против другого его сына, правителя Азербайджана и Аррана, Абу Бакра, выясняется удивительное, можно сказать, детальное совпадение его с текстом «Истории и восхваления венценосцев» т. н. первого историка царицы Тамар. До того эти тексты совпадают друг с другом, что может показаться, что грузинский историк и ал-Хусайни пользовались одним и тем же источником.

Как видно из материалов средневековых источников (арабских, грузинских, персидских и др.), политическое положение Ширвана после XI в. в корне отличается от положения соседних с ним Азербайджана и Аррана. Ширван и ширваншахи находились в вассальной зависимости поочередно от Грузии, сельджуков, атабеков Азербайджана, хорезмшаха Джалал-ад-дина, монголов и, наконец, от Сефевидов и Ширван перестал существовать как отдельная, хотя и зависимая, политическая единица когда распался на отдельные ханства. [88]

Ниже публикуются оба текста — «Истории и восхваления «венценосцев» и сочинения Садр ад-Дина ал-Хусайни и читатель сам сделает соответствующие выводы относительно затронутых проблем и полемики вокруг этого.

«История и восхваление венценосцев»

(перевод к. С. Кекелидзе, Тбилиси, 1954).

(Стр. 56) [После убийства атабека Кызыл-Арслана] обладателями всей Персии остались три сына (У атабека Джихана Пехлевана было 4 сына. Здесь пропущено имя четвертого сына, Узбека) Пахлаваниды, которым от отца и дяди поделена была страна таким образом: старшему Хутлу-Инанчу, от Ирака до Хорасана и Вавилона; следующему, Амир-Бубкару; Азербайджан до Армении; младшему же, Амир-Мирману, от моря Гурганского (Каспийского) до моря Гелакунского (оз. Севан).

(стр. 57) Как свойственно многоначалию, (между ними] начались зависть и борьба Амир-Бубкар, победив и обратив в бегство старшего брата, сделался первым и стал атабагом.

(стр. 57) Амир-Бубкар напал на него и Шарваншу (У атабека Джихана Пехлевана было 4 сына. Здесь пропущено имя четвертого сына, Узбека) у ворот Балукана (Байлакана) и прогнал их из Арана, сам же, возвысившись на время, сделался высокомерным.

«Зубдат ат-таварих» аль-Хусайни,

(Ms. Stowe, or. 7)

(л. 97 б) Атабек Пехлеван назначил править Азербайджаном и Арраком своего сына Абу Бакра. Рей, Исфахак и оставшуюся часть Ирака он определил свои детям Инанджу Махмуду и Эмир Эмира ну Умару. Хамадак он отдал сыну Узбеку.

 

(л. 104 б) Инандж Махмуд направился Азербайджан и остановился близ Табриза. С ним же находился его брат Эмир Эмиран Умар. Когда они собрали в нем столько [войск], сколько захотели, то двинулись на эмира Абу Бакра, который находили в Нахичеване. Он выступил против них они встретились в битве, в которой переламывались мечи и разбивались копья; Эмир Абу Бакр атаковал их и те бежала от него позорным бегством.

Эмир Эмиран Умар отправился (л.106а) в Ширван. Здесь его встретил Ширван-шах [Ахситан — 1156-1196], оказал ему почет, возвеличил его, выдал за него свою дочь, преподнес ему деньги и подарил ему около ста коней, вооружение и все, в чем он нуждался. Он снарядил его и тот отправился к грузинской царице [Тамар]. Она тогда приказала своим эмирам и войскам оказать ему почет там, где он будет пребывать и они выполнили это. Они прекрасно его встретили, поместили, куда было условлено, оказали ему почет и доставили ему все, в чем он нуждался из провизии, фуража, денег и одежд. Они возвеличили его и спросили о причине прибытия к ним.

Он ответил: «Мой брат — эмир Абу Бакр, когда мы, отступая, остановились в его землях и стали искать у него убежища, не позаботился о нас, как положено и достойно нашему положению, не оказал покровительства и близости нашему пребыванию. Он не пошел с нами на борьбу против нашего врага и на его отражение, [89] чтобы отобрать паше владение и чтобы мы остались в Ираке. Он заботился только о себе в Азербайджане и направил туда своих чиновников. Он изгнал нас, ищущих спасения, из страны и заставил нас уйти из нашей страны. И я направился к вам в страну, чтобы вы помогли мне людьми и отправили со мной войско, чтобы я выступил против него, бился с ним, сражался с ним и боролся. Если я одержу над ним победу и изгоню его из страны, то владейте ею, как хотите, берите из нее все, ибо она бесспорно ваша».

(стр. 57). Младший брат Амир-Мирман сделался зятем Шарванши.

Шарванша и Амир-Мирман очутились в беспомощном состоянии, ибо к тому времени владение Ширванское постиг гнев божий — ...от сотрясения [земли] поколебал и разрушил [он] стены и твердыни города Шемахии, исчезали все, бывшие в нем, погибли, между прочим, жена и дети Шарванши.

Узнав об этом, они с плачем посыпали голову пеплом, осмотрелись кругом, но не нашли никакого помощника и спасителя, кроме одного бога и им обожествленных Тамары и Давида. Они отправили к ним послов с неисчислимыми дарами, драгоценными камнями и бесценными жемчугами.

Тамара... подала им надежду на помощь и поддержку.

Тогда прибыли Амир-Мирман Пахлаванид и Шарванша Ахсартан со своими вельможами и улемами.

(стр. 58).Так как Шарванша принадлежал к числу родственников (Ширваншах Ахситан был внуком царя Давида IV Строителя) и придворных, он вошел первым и поклонился, его посадили по чину на свое место. Затем вошел Амир-Мирман, племянник султана и Пахлаванид... Его подвели с почетом и достоинством и, после приветствия, посадили с честью. Он был принят как сын и как витязь добрый, приятный на вид. Привели и вельмож, частью Элдигуза, частью сыновей его.

(стр. 59). Тогда пред царицей Тамарой собрались все ее министры и полководцы, явился и Шарванша. Они решили встретить врага, поэтому разослали [приказ] собрать по всем областям войска. Шарванша и Амир-Мирман по этому поводу первыми попросили слово у царицы.

Они приняли его предложения (105 б) и начали собирать войска и снаряжать их. Они написали Ширваншаху, который вступил в их подчинение и платил им харадж (ва катабу ила Ширваншах ва кана кад дахала фи таатихим ва адда илейхум ал-харадж), чтобы он подготовился выступить с ним. К нему присоединилась группа из войск Аррана. Собралась также группа туркмен и прибыла к нему. Они перемешались и направились против эмира Абу Бакра, сына атабека Мухаммада Пехлевана с войском, от которого стеснилась земля, а от пыли [поднятой им], сокрылись небеса.

(стр. 59). Атабагу, собравшему, начиная от Нахчевана, все силы Персии и явившемуся в Арап, дали знать, что халиф отправил к нему на помощь войска и свое знамя.

(стр. 60). [Войска Тамар и союзников] вступили в область Шамхорскую 1 июня, с четверга на пятницу [1190 г.]. Царь [Давид] и его полководцы, равно Шарванша и Амир-Мирман с войсками своими, радостные, благодарили бога за то, что обнаружили врага поблизости. Только они очень удивились, когда узнали что неприятели, покинув Ганджу и равнины Арана и лишив себя защиты со стороны гор, поспешно направились против них. Но враги сознательно и нарочно сделали это, надеясь, во-первых, на свою многочисленность, а затем — на защищенные ущелья и крепости.

(стр. 61). Начались бои и сражения, только не всего войска, а передовых лишь частей... Те, которые прибыли раньше царя, разгромили половину полков [Абу Бакра]. Пока царь подоспел, отряды атабага успели подкрепиться. Когда они увидели царя, на них обрушился гнев божий, равно как мечи и копья царя, которые истребляли их отряды. Неприятеля обратили в бегство, причем стрелы пьянели от крови, мечи же пожирали мясо врагов. Преследовавшие достигли, с одной стороны, до середины Ганджинских гор, с другой — до Гелакунских... Удалось спастись (стр. 62) только атабагу с одним рабом.

После продолжительного преследования царь вернулся назад.... Подошли другие вельможи, военачальники и полководцы, сам Шарванша и Амир-Мирман.

Утром явились шамхорцы и поднесли ключи от города. Взяв Шамхор и окрестные города и крепости, царь передал их Амир-Мирману, который «поклонился» ему.

Когда они приблизились к Байлакану, против них выступил эмир Абу Бакр, который собрал войска, призвал воинов, остановился против них и приготовился к сражению.

 

Когда оба войска встретились и голоса героев достигли небес, а войско смешалось с войском, пехота атаковала эмира Абу Бакра так стремительно, что он был [90] вынужден отойти со своей позиции. Часть его героев и знатных мужей при его отходе была перебита наступавшей пехотой. Эмиры потребовали выхода из сражения, но он не мог этого сделать из-за того, что был окружен грузинскими войсками а войска мусульман (Эмира Эмирана и Ширван-шаха) окружили его войска со всех сторон. Он стал держаться и вместе с ним держались все его гулямы, стоявшие вокруг него. Часть их была перебита и только малая часть сумела бежать. Эмир Абу Бакр упал между убитыми. На него прыгнул один из гулямов (106 а) его брата и хотел его убить. Он не узнал его, однако Абу Бакр узнал того и сказал: «Я — такой-то!». Гулям сошел с коня и посадил его вместо себя, а сам сел на другого коня. Все, кто видел его, считали, что он ведет пленного к своему господину. Когда он вышел из боя, то вез его до тех пор, пока не доставил в Байлакан. Они оставались там до тех пор, пока к нему не собрались те, кто бежал после поражения и он отправился разбитый в Нахичеван.

Сам Давид отправился в Ганджу. Когда он приблизился к городу, к нему навстречу вышли знатные горожане и главные купцы, кадии и законоучители. Преклонив колена, они поклонились Давиду и воздали ему хвалу со слезами на глазах они просили его и вверяли ему себя и детей своих.

Перед царем открыли городские ворота и до самых дверей султанского двора расстилали ему драгоценные ткани и осыпали его золотом и серебром... Войдя во дворец, он сел на трон султана.

Чей язык в состоянии описать тогдашние торжества и ликование, или (стр. 63). Какой разум может понять объединение в лице одного человека чести царя и султана, подчинение себе, в качестве вассала, сына атабага и Шарванши, пленение всего мусульманства, за исключением тех, которые сами явились и до земли кланялись?

Что касается его брата Эмира Эмирана Умара, то он возвратился вместе с грузинскими войсками и мусульманами и они добрались до Гянджи и остановились около нее. Они потребовали сдачи города ему... Они не сдали ему город. Во время отступления [Абу Бакра] в городе Гяндже нашла спасение группа разбитых эмиров и они (грузины) поняли, что не смогут взять его силой и не в состоянии захватить его в сражении. Эмир Эмиран отправил им письмо, [в котором] писал: «Сдайте город мне и я войду в него один и мы избавимся от этого врага». Они ответили: «Мы подчиняемся тебе и имеем к тебе приверженность!». Он сообщил грузинам о том, какой разговор был между ним и горожанами (106 а) и сказал им: «Если я войду в Гянджу, то тогда там будет установлена ваша власть, вам будет доставляться ее харадж и вы будете получать ее доходы. Если мы не сможем взять Гянджу силой меча и уйдем от города, тогда они призовут моего брата и сдадут город ему. Если я буду в нем, то это будет лучше для вас, нежели если в нем окажется мой брат!». [91] Грузины сказали ему: «Главным условием будет то, что с тобой в город войдет один из наших эмиров, который посадит тебя на престол государства».

Он послал жителям сообщение об их предложении. Они ответили ему: «Не беда, если [с тобой будет] один из тех, в чьем коварстве мы уверены и чьего вероломства и зла мы должны остерегаться!».

Когда наступил день назначенный для сдачи ему города, он сел на коня и с ним были его гулямы и эмиры его войск. Вместе с ним в город вступили трое грузинских эмиров с окружавшими их приближенными, [которые] прибыли вместе с ним во дворец султана и усадили его на престол государства.

Когда он воссел на престол, они заставили его поклясться в том, что он не замышляет против них обмана и будет с ними в согласии тайно и открыто и обо всем им будет докладывать, не изменит им, когда они прибудут к нему. Он заверил их в этом и они выехали из города. Грузинские войска отъехали от окрестностей Гянджи.

(стр. 64). И вот бывший атабаг Бубкар, удалившись в Нахчеван и обещав кому-то много золота, внушает ему умертвить брата своего Амир-Мирмана. Последнему подложили смертоносный яд и он занемог. Послали вестника [в его владения], оттуда, объятые великим страхом и ужасом, с отто- (стр. 65) ченными, как у аспида; зубами, с трудом добрались до Капских гор, в окрестностях Ганджи, и удостоверились, что он умер. В Гянджу явился и Бубкар; с ним сразились воины Амир-Мирмана, но они частью были истреблены, частью обращены в бегство. Бубкар; заставив ганджинцев присягнуть себе, укрепился в Гандже; впрочем, боясь долго оставаться там, он скоро покинул город. Давид еще не знал о смерти Амир-Мирмана, он не взирая на малочисленность своего войска, отправился и дошел до Шамхора. Тут его встретили вельможи Амир-Мирмана, которые, посыпав голову пеплом, с плачем доложили ему: «Его уже нет, крепости забраны, нет на земле возможности противостоять Бубкару». [92]

После их (грузин) отъезда Эмир Эмиран прожил 22 дня и умер. А жители Гянджи овладели городом и послали эмиру Абу Бакру весть: «Приезжай и мы сдадим тебе город! А твой брат умер!». Он выехал из (107 а) Нахичевана и летел в Гянджу на крыльях быстроты. Они сдали ему город. Он привел в порядок дела города и отдав его своему сыну эмиру... (Пропуск в рукописи).

Грузины, едва услышав о том, что Эмир Эмиран Умар ибн Мухаммад Пехлеван умер и городом овладел его брат Абу Бакр, снарядились и выступили.

(стр. 66). Царь с войсками имерскими и амерскими направился в страну Ганджинскую. Тамара же доехала до Двина; перед нею явился для службы Шарванша... Войска подступили к воротам Ганджи. Истребляя и уничтожая [врагов], как диких овец, они оставались у городских ворот 25 дней. Победители Арана, наложив подати на Ганджу и другие города, победоносно вернулись в свое царство и привели с собой Шарваншу. Его почтили обильными дарами, одели нарядно и с честью отправили домой.

Они достигли Гянджи и остановились в ее окрестностях. Эмир... (Пропуск в рукописи) выступил против них и нанес им удар в то время, когда они только располагались и не ожидали нападения. Он перебил из них 300 человек и возвратился в город.

(стр. 83) Они (грузины) прошли около Нахчевана, вышли в Джульфу и на Араке и, вступив в узкое ущелье Дарадузское, поднялись к Мараиду. Жители Маранда, узнав об этом, скрылись в скалах. Когда наши вошли в Мараид, не нашли там ни одного человека, они подумали, что азербайджанские войска находятся на Мар андской горе... (стр. 84) Бог даровал нашим... победу... Грузины повернули назад и направились на Тавриз. Когда жители Тавриза узнали о появлении грузинского войска, они были поражены, ужас напал на них. Евнухи и все знатные Тавриза, равно и единомышленники их, решили податью и подарками, покорностью и клятвой умиротворить главенствующих среди грузин и войска их/ Они прислали послов и просили мира и пощады для города, причем обещали подарки: золото, серебро, жемчуга и много других драгоценных камней... Разбогатели все, великие и малые. Грузины дали городу охрану и, покинув Азербайджан, направились в Миану. Мианский мелик, узнав о появлении грузин и о том, что они сделали с жителями Тавриза, тоже попросил у них мира и обещал им бесчисленные подарки, (стр. 85) Грузины дали городу охрану и ушли с миром, покинув Миану. Они подошли к маленькому городу Заигану... войска вошли в город, пленили его и забрали много всякого добра... Отсюда они продолжали путь в сторону Хорасана и приблизились к Казвину и Абхару. Так как они не могли оказать сопротивления,

Когда грузины увидели, что не добьются от Гянджи ничего, они ушли и напали на Нахичеван. Эмир Абу Бакр уехал оттуда в Табриз. Грузины напали на Табриз, но Захида-Хатун (жена атабека Пехлевана) заключила с ними перемирие, выдав им некоторый откуп. Они возвратились в свою страну после того, как разгромили волости (расатик) Табриза, наполнили свои руки трофеями и увели столько людей в плен, числа которых кроме Аллаха — хвала ему! — никто не знает. Они угнали весь скот страны и ушли, нападая по пути на округа, захватывая крепости и грабя города. Так они завладели большинством крепостей и обложили хараджем Нахичеван и Байлакан. Они овладели [областью] Двина и его крепостями, напали на Маранд и захватив его силой, перебили мужчин и угнали в плен женщин.

Они продолжали действовать в таком плане, а эмир Абу Бакр был занят пьянством и развратом заливая себя вином и деля общество с гулямами (См. об этом также Ибн ал-Асир, IX, стр. 260; Абу-л-Фида, III, стр. 104).

Грузины же, узнав что им (107 б) никто сопротивления оказывать не помышляет и не мешает захватывать города, еще больше осмелели и рассыпались по стране й осаждали крепости до тех пор, пока полностью не овладели страной Арран. Никто из мусульман не защищался от них, за исключением Гянджи и ее округов и крепостей. Как мы упомянули, они завладели Шамхором и Байлаканом, которые были городами Аррана, разграбили.


Комментарии

1. В Розен, Арабские сказания о поражении Романа Диогена Алл-Арсланом, ЗВОРАО, т. I, 1887, стр. 243-252.

2. V. Minorsky. Studies in Caucasian history, London, 1953.

3. Ms. Stowe, or. 7; Ch. Rieu, Supplement to the Catalogue of the arabic manuscripts in the British Museum, London, 1894, № 550, стр. 342-344; C. Brockelman, Geschichte der arabischen Literatur, I, Weimar-Berlin, 1898, стр. 321-322.

4. К. Sussheim, Prolegomena zu einer Ausgabe der im Britischen Muzeum zu London verwahrten “Chronik des Seldschukischen Reiches”; Leipzig, 1911.

5. Sadruddin Abul Hasan, Akhbar ud-dawlat is-Seldjuqiyya, ed. by M. Iqbal, Lahore, 1933.

6. Sadruddin Ebu l-Hasana l-Huseyni, Ahbar ud-Devlet is-Selgukiyye, tercume eden Negati Lugal, Ankara, 1943.

7. P. K. Кикнадзе, Из истории Тбилиси XI-XIII вв., Труды Института истории АН ГССР, т. V, вып. I, 1960, (на груз. яз.).

8. H. Н. Шенгелия, Сельджуки и Грузия в XI веке, Тбилиси, 1968 (на груз, яз., резюме на русском и английском языках).

9. Н. Ш. Асатиани, Грузино-ширванские отношения в XII веке (статья Первая половина XII в.), Сб. «Вопросы истории Грузии XII века», Тб., 1968, стр. 7-54.

10. Должен заметить, что цитируя мою статью «Грузия и Ширван в первой половине ХП века» (Сб. «Грузия в эпоху Руставели», Тб., 1966), Н. Ш. Асатиани выражает недовольство тем, что я не осветил в ней сюжеты, затронутые им в его работе. Давая одностороннюю, тенденциозную оценку моей статье, Н. Ш. Асатиани заключает: «Как видно, автор (т. е. З. Буниятов — З. Б.) также придерживается того мнения, что в XII веке Ширван был совершенно независим от Грузии: если между ними и существовали какие-либо связи, то они основывались лишь на родственных отношениях Багратидов с Кесранидами» (стр. 13). Отмечу, что целью статьи было только желание, ознакомить грузинского читателя с одой поэта Фелеки Ширвани на смерть грузинского царя Деметре I-го. К сожалению Н. Ш. Асатиани не знаком с другой моей статьей опубликованной еще в 1965 г., в которой прямо говориться о вассальной зависимости государства ширваншахов от Грузии (см. З. М. Буниятов, Некоторые дополнения к генеалогии ширваншахов Кесранидов, Известия АН АзССР, серия общественных наук, 1965, № 6, стр. 52).

(пер. З. М. Буниятова)
Текст воспроизведен по изданию: Некоторые сведения Садр-ад-Дина Хусайни о Грузии // Вестник Академии наук ГрузССР. Серия истории, археологии этнографии и истории искусства, № 1. 1971

© текст - Буниятов З. М. 1971
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН ГрузССР. 1971