Комментарии

1. Е. A. Thompson. A History of Attila and the Huns. Oxford, 1948, p. 9-12, 49-50, 64, 71-73, 184-186; A. H. Бернштам. Очерк истории гуннов. Л., 1951; Ф. Баришич. Приск као извор за нajcтapиjy историjу Jужных Словена. — ЗРВИ, XXI, кн. 1, 1952, стр. 52-63; Gy. Moravcsik. Byzantinoturcica, I. Berlin, 1958. S. 479-488; Μ. И. Артамонов. История хазар. Л., 1962, стр. 13, 15, 53, 56, 126, 167.

2. Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 480.

3. Прозвище Приска приводится в византийском лексиконе X в. Суда: Suidae Lexicon, ed. I. Bekker. Berolini, 1854, p. 883.

4. Chronicon Paschale, rec. L. Dindorf. Bonnae, 1832, p. 587-588; Ioannis Malalae Chronographia, rec. L. Dindorf. Bonnae, 1831 (далее — Malal.), p. 359; Theophanis Chronographia, rec. C. de Boor, I. Lipsiae, 1883, p. 116.

5. «Сказания Приска Панийского» Г. С. Дестуниса. — «Ученые записки второго отделения имп. Академии наук», кн. 7, вып. 1, 1861, стр. 1.

6. Jordanis Romana et Getica, rec. Th. Mommsen (MGH, Auctores antiquissimi, t. V, pars 1). Berolini, 1882 (далее: Iordan.), § 121-129, 178-227, 254-258; The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia, ed. J. Bidez — L. Parmentier. London, 1898 (далее — Evagrius), I, 17; II, 5; V, 1, 24; Malal., p. 359; Chronicon Paschale, p. 588; Ioannes Antiocheus. Eragmenta. — In: «Excerpta de insidiis», ed. C. do Boor. Berolini, 1905; Theophanis Chronographia, I, p. 116.

7. Suidae Lexicon, p. 883; Evagrius, II, 5, 14; F. Bucheler. Zu Priscus und Suidas. — «Rheinisches Museum», 24 (1869), S. 137-138; A. F. Norman. An Identification in Suidas. — «The Classical Quarterly», N. S., 3 (1953), p. 171-172.

8. W. Ensslin. Maximinus und sein Begleiter, der Historiker Priskos. — BNgJb, 5, 1926, S. 1-9.

9. Priscus Panites. Fragmenta. — In.: FHG, t. IV. Paris, 1851 (далее — Priscus), p. 69-110; Excerpta de legationibus, ed. C. de Boor. Berolini, 1903, p. 121-155, 575-591; Historici Graeci Minores, ed L. Dindorf, t. I. Lipsiae, 1870 (далее — HGM), p. 275-352; русский перевод Г. С. Дестуниса: «Сказания Приска Панийского», стр. 1-112; В. В. Латышев. Scythica et Caucasica. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, I. СПб., 1890, стр. 810-847. Prisci Excerpta de legationibus. Ambasadele lui Priscus traducere de G. Popa-Lisseanu (Fontes historiae Daco-Romanorum, VIII). Bucureşti, 1946; J. Kuranz. De Prisco Panita rerum scriptore quaestiones selectae. Lublin, 1958.

10. Priscus, fr. 13; Th. Mommsen. Aetius. — «Hermes», 36, 1901, S. 516-547.

11. Priscus, fr. 13.

12. Ibid., fr. 16.

13. Ibid., fr. 17. О победе римлян при Маркиане над нумидийскими племенами сообщает, кроме Приска, аноним Валезия (Anonymus Valesii, ed. Th. Mommsen. — MGH, Auctores antiquissimi, t. IX, 1892, p. 302; J. Marquart. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Leipzig, 1903).

14. Evagrius. II. 5.

15. Priscus, fr. 20; Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 480.

16. Priscus, fr. 19-20. Утверждение Г. С. Дестуниса об участии Приска в переговорах с лазами, на наш взгляд, слишком категорично: «Сказания Приска Панийского», стр. 4.

17. Gy. Moravcsik. Ор. cit., S. 480.

18. Suidae Lexicon, p. 883.

19. Evagrius, I, 17; II 1, 14, 16; V, 24; Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 480.

20. L. Dindorf. Ein Fragmente des Priscos. — «Jahrbücher für classische Philologie», 99 (1869), S. 43-48; idem. Nachtrag zu dem Fragment des Priscos. — «Jahrbücher für classische Philologie», 99 (1869), S. 120-124; E. A. Thompson. Priscus of Panium, Fragment Ib. — «The Classical Quarterly», 39 (1945), p. 92-94; idem. Notes on Priscus Panites. — «The Classical Quarterly», 41 (1947), p. 61-65.

21. В рукописях отрывки из трудов Приска были помещены в двух различных разделах эксцерптов Константина Багрянородного: в разделе 1) «о посольствах народов к римлянам» под заглавием Πρίσκου ῥήτορος καὶ σοφιστοῦ ἱστορίας Βυζαντινῆς ἐκλογαί, и в разделе 2) «о посольствах римлян к народам» под заглавием Πρίσκου ῥήτορος καὶ σοφιστοῦ ἱστορίας Γοτθικῆς ἐκλογαί. К. Мюллер впервые объединил в своем издании фрагменты Приска и расположил их в хронологическом порядке (FНG, t. IV, р. 138-142). Последующие издания воспроизводят этот порядок расположения текста фрагментов Приска: Gy. Moravcsik. Ор. cit., S. 482-483; Μ. Крашенинников. Новая рукопись извлечений ΙΙερὶ πρέσβεων ‛Ρωμαίων πρὸς ἐθνικούς, — BВ, 21, 1919, стр. 45-170; «Византийское обозрение», 1, 1915, стр. 1-52.

22. H. Schone. Über den Mynas-codex der Griechischen Kriegsschriftsteller in der Parisier Nationalbibliothek. — «Rheinisches Museum», 53 (1898), S. 432-477; H. Omont. Minoide Mynas et ses missions en Orient. — «Mémoires de l’Academie des inscriptions et belles-lettres», 40, 1916, p. 337-419.

23. Evagrius, V, 24; Suidae Lexicon, p. 883.

24. Gy. Moravcsik. Op. cit., p. 483.

25. P. Maas. Eine Handschrift der Weltgeschichte des Eustathios von Epiphaneia. — BZ, 38, 1938, S. 350.

26. Гипотеза T. Моммзена о том, что Иордан пользовался сочинением Приска не непосредственно, а через «Историю готов» Кассиодора, на наш взгляд, недоказуема из-за отсутствия самого произведения Кассиодора (Iordan., p. XXX-XLIV).

27. Ibid., § 123, 178, 183, 222, 225.

28. Ibid., § 178-225.

29. Ibid., § 254-259.

30. Ibid., § 182-183; Priscus, fr. 8.

31. Iordan., §§ 178-179; Priscus, fr. 8.

32. D. Romano. Due storici di Attila: il greco Prisco e il goto lordanes. — «Antiquitas», 2, 1947, p. 65-71. Значительный интерес к творчеству Приска Панийского проявила советский историк Е. Ч. Скржинская; она провела скрупулезное сравнительное изучение фрагментов труда Приска и сочинения Иордана «Getica» — см. ее комментарий в кн.: Иордан. «О происхождении и деяниях гетов». Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. Μ., 1960, стр. 212, 216, 221, 223, 225, 268, 270, 273, 280, 304-306, 310, 314-315, 326, 327, 335, 340. Особое внимание Е. Ч. Скржинской привлекли географические, этнические и топонимические сведения, содержащиеся в сочинении Приска.

33. Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 480-481.

34. Procopii Caesariensis opera omnia, rec. J. Haury, vol. I. Lipsiae, 1905, VII-XIX; A. Koecher. De Ioannis Antiocheni aetate, fontibus, auctoritate. Diss. Bonnae, 1871, p. 34-37.

35. Suidae Lexicon, р. 883; Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 481.

36. Priscus, fr. 1-3.

37. Suidae Lexicon, р. 883; кроме Приска и Иордана, ценные сведения о гуннах содержатся в трудах таких авторов, как Аммиан Марцеллин (Ammianus Μarcellinus. Rerum gestarum, ed. J. C. Rolf, I-III. Cambridge-London, 1935-1939, XXXI sq.), Павел Орозий (Paulus Orosius. Historiae adversum paganos. Lipsiae, 1889, VII, 33.10) и др.

38. A. Thierry. Histoire d’Attila et de ses successeurs, I-II. Paris, 1865; K. Bierbach. Die letzten Jahre Attilas. Diss. Berlin, 1906; Gy. Moravcsik. Attilas Tod in Geschichte und Sage. — KCsA, 2 (1926), S. 83-116; I. Harmatta. The Dissolution of the Hun Empire. I. Hun Society in the Age of Attila. — «Acta archaeologica Academiae Scientiarum Нungaricae», 2, 1952, p. 277-305.

39. Так, например, сочинение Приска содержит интересные сведения о ранней истории и других варварских племен, заселявших Балканский полуостров; см.: G. Fenér. Bulgarisch-ungarische Beziehungen in den V-XI Jahrhunderten. Pécs, 1921; Ф. Баришич. Указ. соч., стр. 52-63.

40. Иордан. О происхождении и деяниях гетов, стр. 304-306; Iordan. Getica, § 182-184.

41. Priscus, fr. 8. По словам Приска, в посольство Валентиниана III входили довольно видные сановники: Ромул имел сан комита, Примут был правителем Норика, а Роман — командиром легиона. Конфликт возник из-за того, что Аттила предъявил права на золотую церковную утварь епископа города Сирмия, захваченного гуннами. Эта драгоценная утварь была увезена на Запад и отдана под залог ростовщику Сильвану. Теперь Аттила требовал возвращения золотых фиалов и выдачи Сильвана, в чем ему отказывал император Западной Римской державы.

42. Priscus, fr. 6.

43. Ibidem.

44. Ibidem.

45. Ibid., fr. 12.

46. Ibid., fr. 13.

47. Ibid., fr. 12-13; Iordan. Getica, § 224; Иордан. О происхождении и деяниях гетов, стр. 310.

48. Iordan. Getica, § 223-224; Priscus, fr. 12-13; loannes Antiocheus. Fragmenta, fr. 199; Theophanis Chronographia, p. 162.

49. Ioannes Antiocheus. Fragmenta, fr. 199.

50. Iordan. Getica, § 224.

51. Priscus, fr. 12-13.

52. О том, что притязания Аттилы на руку западной принцессы Гонории послужили предлогом для нападения гуннов на Италию, единодушно говорят все источники: Iordan. Getica, § 223-224; Priscus, fr. 12-13; Ioannes Antiocheus, fr. 199; Theophanis Chronographia, p. 162.

53. Priscus, fr. 7-8. См. I. Tiçěloĭu. Über die Nationalität und Zahl der vom Kaiser Theodosius dem Hunnenkhan Attila ausgelieferten Flüchtlinge. — BZ, 24, 1924, S. 84-87.

54. Priscus, fr. 7-8.

55. Priscus, fr. 8. Приску удалось подкупить богатыми подарками влиятельного приближенного Аттилы — Онигисия, который добился аудиенции Максимина у Аттилы. Роскошными подарками Приск завоевал расположение и жены Аттилы — Креки, и, конечно, немалую роль в милостивом решении Аттилы также сыграло византийское золото.

56. Priscus, fr. 8. Подробное описание ставки Аттилы и его двора вслед за Приском дает Иордан (Iordan. Getica, § 178-179; Иордан. О происхождении и деяниях гетов, стр. 305-306).

57. Priscus, fr. 8; F. Vámos. Attilas Hauptlager und Holzpaläste. — «Seminarium Kondakovianum», 5, 1932, S. 131-148; V. Grecu. La Curtile lui Attila. — «Junimea Literară», 18, 1929, p. 153-163.

58. Priscus, fr. 8.

59. Ibidem.

60. Ibidem.

61. Ibid., fr. 3, 4, 6, 15. Конечно, акцентирование внимания на дипломатической деятельности Аттилы объясняется характером эксцерптов Приска.

62. Iordan. Getica, § 182.

63. Priscus, fr. 8.

64. Ibidem. «...Для других варваров и для нас, — рассказывает Приск о пире во дворце Аттилы, — были приготовлены отличные яства, подаваемые на серебряных блюдах, а перед Аттилою ничего более не было, кроме мяса на деревянной тарелке. И во всем прочем он показывал умеренность. Пирующим подносили чаши золотые и серебряные, а его чаша была деревянная. Одежда на нем была также простая и ничем не отличалась, кроме опрятности. Ни висящий на нем меч, ни шнурки варварской обуви, ни узда его лошади не были украшены золотом, каменьями и драгоценностями, как принято у других скифов».

65. Priscus, fr. 8. О представлении современников об Аттиле см.: Н. de Boor. Attilas Bild in der Geschichte. Bern, 1932; H. Homeyr. Attila, der Hunnerkönig, von seinem Zeitgenossen darstellt. Berlin, 1951.

66. Priscus, fr. 8. Неясно, женился ли Аттила на своей дочери Эскаме или дочери Эскама. См. примечание Г. С. Дестуниса к переводу Приска, стр. 45.

67. Priscus, fr. 8.

68. Ibidem.

69. Ibidem.

70. Iordan. Getica, § 254.

71. Priscus, fr. 8.

72. Ibidem.

73. Iordan. Getica, § 182-183; Иордан. О происхождении и деяниях гетов, стр. 306. Враждебное отношение Иордана к Аттиле, пожалуй, находит объяснение в том, что гуннский король был опасен для варварских племен, в том числе и для готов, на стороне которых, естественно, были симпатии писателя. Все варвары, по словам Иордана, мечтали освободиться от власти Аттилы. «И не иначе смогло любое скифское племя вырваться из-под владычества гуннов, как только с приходом желанной для всех вообще племен, а также для римлян смерти Аттилы, которая оказалась настолько же ничтожна, насколько жизнь его была удивительна» (Iordan. Getica, § 253).

74. Priscus, fr. 8; Iordan. Getica, § 122, 127-128; Ammian. Marcell., XXXI, 2, § 2-11; Zos., IV, 20. Иордан так описывает отталкивающую наружность гуннов и их необычайную жестокость: «...они наводили ужас на противников своим страшным видом; они обращали их в бегство, потому что их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдает жестокость их духа...» (Iordan. Getica, § 127). Столь же отрицательными чертами наделяет гуннов и Аммиан Марцеллин.

75. Priscus, fr. 5.

76. Priscus, fr. 8.

77. Ibidem.

78. Ibid., fr. 5; ср. Zos., I, IV, cap. 16, 29, 32, 41.

79. Priscus, fr. 5.

80. Ibid., fr. 8.

81. Ibidem.

82. Ibidem.

83. Ibid., fr. 5, 8.

84. Priscus, fr. 5, 8.

85. Ibidem.

86. Ibid., fr. 8.

87. Ibid., fr. 33.

88. Ammian. Marcell., XXXI, 3; Iordan. Getica, § 123-128; Zos., IV, 20; Л. Н. Гумилев. Хунну. Срединная Азия в древние времена. Μ., 1960; его же. Древние тюрки. Μ., 1967; G. Wirth. Attila und Byzanz. — BZ, 60, 1967, S. 40-69; F. Altheim. Geschichte der Hunnen, IV. Berlin, 1962.

89. Iordan. Getica, § 123.

90. Priscus, fr. 2.

91. Ibidem.

92. Ibid., fr. 8.

93. Ibid., fr. 7.

94. Ibid., fr. 1.

95. Ibid., fr. 5. Римляне, пытаясь откупиться от Алариха во время осады его войсками Рима, преподнесли ему следующие дары: 5 тысяч либр золота, 30 тысяч либр серебра, 3 тысячи штук красных кож, 3 тысячи шелковых хитонов, 3 тысячи литр перца (Zos., V, 41); в 473 г. византийский император Лев I платил ежегодно дань готам в размере 2 тысяч либр золота (Gy. Moravcsik. Ор. cit., S. 480).

96. Priscus, fr. 8.

97. Ibidem.

98. Ibidem.

99. Ibid., fr. 1.

100. Ibid., fr. 5.

101. Ibid., fr. 8. При Онигисии были писцы, и между прочим Рустикий, родом из Верхней Мисии, взятый в плен в одном из сражений, но, поскольку он был отлично образован, его использовал Аттила для составления писем.

102. Ibidem. Пока Верих с византийскими послами ехал по скифской земле, он оставался их другом, но, переправившись через Истр, стал их врагом, поссорившись по пустяковой причине, — он отобрал коня, ранее подаренного Максимину.

103. Ibid., fr. 1, 8, 9, 18.

104. Ibid., fr. 7.

105. Ibidem.

106. Ibid., fr. 8.

107. Ibidem. На вопрос о его положении при дворе Скотта ответил: «Не сомневайтесь, — и я наравне с братом моим могу говорить и действовать при Аттиле».

108. Ibidem.

109. Ibidem.

110. Priscus, fr. 8; H. Geizer. Μέδος bei Friscos. — BZ, 24, 1924, S. 313-314; «Сказания Приска Панийского», стр. 46. См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов, стр. 270; J. Kuranz. Akcija dyplomatyczna Bizancjum i iego sa siadow w letach 433-468. — «Towarzystwo naukowe Katol. uniw. Lubelskjego. Roizniki humanistyczne», 12, 3, 1964.

111. Priscus, fr. 18.

112. Evagrius, II, 5.

113. Priscus, fr. 8.

114. Ibid., fr. 18.

115. Ibid., fr. 28.

116. Ibid., fr. 17; о культе Исиды в Египте VI в. см.: Procop., В. P. I, 33.

117. Priscus, fr. 25. По словам Приска, «...магов, искони обитавших в империи, ромеи хотели отвлечь от отеческих обычаев и законов и от их богопочитания, они преследуют их и не позволяют, чтобы у них горел, по закону их, так называемый неугасимый огонь».

118. Agath., Hist., II, 24-25.

119. Priscus, fr. 8.

120. Ibidem.

121. Ibid., fr. 9.

122. Ibid., fr. 8.

123. Ibidem; ср. Iordan. Getica, § 183.

124. Iordan. Getica, § 255; о гуннском золотом луке см.: J. Harmatta. The Golden Bow of the Huns. — «Acta archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae», 1, 1951, p. 107-151.

125. Iordan. Getica, § 222.

126. Priscus, fr. 8.

127. Ibidem.

128. Ibid., fr. 14.

129. Ibid., fr. 8.

130. Priscus, fr. 8.

131. Ibid., fr. 33.

132. Ibid., fr. 5.

133. Ibid., fr. 8.

134. Так, например, Приск сообщает, что Максимину поручено было передать Аттиле, «что он не мог требовать, чтобы к нему отправлялись послы высшего достоинства, ибо этого не бывало ни при его предках, ни при других правителях скифской земли; что миссию посла всегда выполнял какой-нибудь воин или вестник» (ibidem).

135. Ibid., fr. 4, 8, 11. Так, например, Аттила потребовал от посольства Максимина, чтобы к нему были присланы в качестве послов обязательно консуляры — либо Ном, либо Анатолий, либо Сенатор. На замечание Максимина о том, что «не следует назначать в посольство этих мужей и через то делать их царю подозрительными», Аттила ответил угрозой начать войну, если его требование не будет выполнено (ibid., fr. 8). Византийское правительство впоследствии было вынуждено выполнить ультиматум Аттилы (ibid., fr. 10).

136. Жители Сардики доставили посольству Максимина баранов и быков. Переправляли их через Истр варвары-перевозчики на лодках-однодеревках, приготовленных Аттилой для войны с Византией (ibid., fr. 8).

137. Ibid., fr. 1.

138. «Мы заметили, — пишет Приск, — что не так ведется в посольствах, чтобы посланники, не переговорив с тем, к кому они посланы, и даже не повидав их, сообщали им о цели своего посольства при посредничестве других лиц; что это небезызвестно и самим скифам, которые часто отправляют посольства к царю...» (ibid., fr. 8).

139. Ibidem.

140. Ibidem.

141. Priscus, fr. 8.

142. Ibid., fr. 10.

143. Ibid., fr. 14.

144. Ibid., fr. 11.

145. Ibid., fr. 8. Цель этого ограничения в данном случае состояла в том, чтобы изобличить Вигилу в хранении золота, привезенного для подкупа Эдикона и его сообщников.

146. Ibidem.

147. Ibidem.

148. Ibid., fr. 11.

149. E. Doblhofer. Byzantinische Diplomaten und östliche Barbaren. Graz, 1955; J. Kuranz. Akcja diplomatyczna Bizancjum i iego sa siadow w letach 433-468.

150. Priscus, fr. 8.

151. Ibidem; Gy. Moravcsik. Op. cit., S. 482.

152. Priscus, fr. 8.

153. Ibid., fr. 1.

154. Ibid., fr. 8.

155. Ibid., fr. 24; cp. Herodoti Historiae, IV, 13.

156. Priscus, fr. 1, 8.