Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ОТТОН ИЗ ФРАЙЗИНГА

ХРОНИКА ИЛИ ИСТОРИЯ О ДВУХ ЦАРСТВАХ

CHRONICA SIVE HISTORIA DE DUABUS CIVITATIBUS

ПРОЛОГ

Я часто и подолгу размышлял о переменчивости и превратности дел земных, об их разнообразном и беспорядочном развитии;

и так как я думаю, что мудрый человек никоим образом не должен быть к ним привязан, то прихожу к заключению, рассудив здраво, что следует от них удаляться и освобождаться. Ибо долг мудрого человека не крутиться наподобие вертящегося колеса, но укрепиться в постоянстве добродетели, наподобие четырехгранного тела. Итак, поскольку изменчивость земных дел не может прекратиться, кто из здравомыслящих станет отрицать, что мудрый человек должен, как я сказал, от них отвернуться и [обратиться] к постоянному и неизменному царству вечности? Это — Божье царство небесного Иерусалима, по которому тоскуют, находясь в странствии, дети Господни, подавленные запутанностью дел земных, словно вавилонским пленом. Потому что существует ведь два царства: одно временное, другое вечное, одно — земное, другое небесное, одно царство дьявола, другое — Христа, первое — Вавилон, второе — Иерусалим, как сообщают католические писатели 1.

Но так как многие из язычников писали больше об одном из них, с тем, чтобы поведать потомкам о деяниях своих предшественников, то оставили они нам множество свидетельств их доблестных дел, как считали они сами, по суждению же наших [писателей] нескончаемых несчастий. Сохранились превосходные сочинения об этом Помпея Трога, Юстина, Корнелия 2, Варрона, Евсевия, Иеронима, Орозия, Иордана и многих других, как наших, так и их 3 писателей, перечислять которых было бы долго, где проницательный читатель сможет найти не столько историю, сколько мрачную картину человеческих бедствий. Это происходит, как мы думаем, в соответствии с разумным и предусмотрительным распределением творца, чтобы суетные люди, желающие предаваться бренным земным делам, могли бы быть по крайней мере устрашены превратностями их судеб и через тяготы быстротекущей жизни направлены от творения к познанию творца. Но мы, помещенные как бы в конце времен, не столько читаем о несчастиях смертных в их книгах, сколько находим их в нас самих из опытов нашего времени. Ибо, чтобы мне не говорить о другом, Римская империя, которая у Даниила 4 сравнивается с железом за свое единовластие в целом, [407] покоренном войной, мире — у греков это называется монархией,— превратилась в результате многочисленных перемен, особенно в наши дни, из самой знаменитой в чуть ли не в наихудшую; так что, по словам поэта 5, едва остался «великого имени призрак». Ведь перенесенная из Рима к грекам 6, от греков к франкам, от франков к лангобардам, от лангобардов снова к немецким франкам, эта империя не только одряхлела и состарилась, но из-за своей переменчивости, подобно легким камешкам, перебрасываемым водой туда и сюда, собрала на себя множество грязи и получила различные повреждения. Таким образом, земные несчастия проявляются даже в самой главе мира и его 7 падение предвещает гибель всему телу.

Но удивительно ли, что изменчива человеческая власть, когда даже мудрость смертных слабеет? Ведь, читаем мы, в Египте была такая мудрость, что, по словам Платона 8, греческих философов назвали бы там детьми несмышлеными. Даже Моисей 9, законодатель, когда Бог с ним говорил «как бы кто говорил с другом своим» и наполнил его божественной мудростью, не постыдился быть наученным всей мудрости египетской 10. Не великий ли тот патриарх, Богом поставленный отец народов, Авраам, сведущий в халдейской науке и одаренный мудростью, по предписанию Бога 11 оставил свой образ жизни 12, но не отрекся от мудрости? И все же этот Вавилон, не только известный своей мудростью, но «краса царства, гордость халдеев», согласно пророчеству Исайи, сделался без надежды на возрождение убежищем сирен, домом драконов и страусов, логовищем змей 13. Да и Египет, как рассказывают, в большей своей части «необитаем и непроходим» 14. Добросовестный исследователь истории узнает, что наука была перенесена оттуда 15 к грекам, затем к римлянам, наконец к галлам и испанцам. И следует заметить, что вся земная власть и наука зародились на Востоке и идут к концу на Западе16, и в этом проявляется непостоянство и бренность всего земного. Более обстоятельно мы покажем это, с благоволенья Божия, в следующих главах 17.

Итак, поскольку этой и подобной очевидностью доказывается изменчивость мира, я счел необходимым, дорогой брат Изенгрим 18, в ответ на твою просьбу написать историю, чтобы с Божией помощью показать нищету граждан Вавилона, а также великолепие царства Христа, на которое уповают жители Иерусалима после этой жизни и которое должны они ждать и предвкушать уже в этой жизни. Я задумал описать потрясения и бедствия первого, если Бог даст, до нашего времени, и не умолчать о надеждах на будущее [царство], насколько я смогу собрать материал из Священного писания, вспомнив и о его гражданах, странствующих в этой жизни. Следую же я в этом сочинении чаще всего известным светилам церкви Августину и Орозию, и из этих источников намерен черпать то, что относится к делу и замыслу. Из них первый рассуждает весьма увлекательно и красноречиво о становлении, развитии и предопределенном конце славного царства Божьего, о [408] том, как оно постоянно распространялось среди граждан мира и какие его граждане и правители выдавались в различные эпохи над какими правителями и гражданами мира. Второй в ответ тем, кто 'попусту молол вздор, предпочитая прежние времена христианскому времени, составил ценнейшую историю о разных делах человеческих и печальнейших событиях, о войнах и опасностях, связанных с ними, о смене царской власти от основания мира до его собственного времени. Следуя по их стопам, я решил говорить о двух царствах, так чтобы не упустить нити истории и чтобы благочестивый читатель мог обратить внимание на то, чего следует страшиться в мирских делах, переменчивость которых причиняет неисчислимые беды, а пытливый и любознательный исследователь смог найти последовательный рассказ о минувших событиях.

И я не думаю, чтобы меня справедливо можно было упрекнуть в том, что я, несмотря на свою неопытность, отважился писать после людей столь высокой мудрости и красноречия, поскольку я лишь сократил то, что они сами описали обстоятельно и пространно, а то, что было совершено после их времени гражданами этого мира на благо или во вред Божьей церкви, изложил подробно, хотя и безыскусственным стилем. Мне также не хотелось бы думать, что ко мне может относиться этот вот стих сатирического поэта:

Все, кто учен, не учен, без разбора мы
пишем поэмы 19,

потому что я не из нескромности или легкомыслия, но из привязанности, которая всегда может оправдать неопытность, отважился взять на себя столь тяжелый труд, хоть я и неопытен. И никто не смог бы по справедливости уличить меня во лживом изложении событий, которые сравнительно с обычаями нашего времени возможно покажутся невероятными, так как я до самого недавнего времени ничего не поместил [здесь] другого, кроме того, что отыскал в сочинениях надежных авторов, и то лишь немногие из многих. Если некоторые из них в своих описаниях сохраняли апостольскую простоту, я не считал, что по этой причине следует пренебрегать ими. Ведь как чрезмерная искусность порою чревата ошибками, так святая простота всегда подруга истины.

Итак, намереваясь говорить о гибельной изменчивости этого мира и о счастливой неизменности того, взовем к Богу, который терпеливо перенес тревожную запутанность этого мира и явлением своим возвысил и прославил радостную безмятежность другого, чтобы с его помощью мы могли бы сказать то, что ему угодно.

Первая книга доходит до Арбата 20 и переноса Вавилонской империи в Мидию, и до начала Римской власти.

Вторая продолжается до гражданской войны римлян, борьбы между вождями Юлием 21 и Помпеем, до убийства Цезаря и до Рождества Христова. [409]

Третья до Константина 22 и времени христианской империи, и перехода империи к грекам.

Четвертая до Одоакра 23 и вторжения в империю ругиев 24.

Пятая до Карла 25 и перенесения империи к франкам, и до разделения империи и власти при его внуках.

Шестая до Генриха IV 26 и схизмы между империей и папством, до обнародования анафемы императора, изгнания папы Григория VII 27 из Рима и смерти его в Салерно.

Седьмая до восстания римского народа и до девятого года правления короля Конрада 28.

В восьмой речь идет об Антихристе, о воскрешении мертвых и о конце двух царств.

[1066 год]

(Книга V)

35. В год 1066 от воплощения Христа была видна звезда, которую называют кометой, и недостатка в ее воздействии не было. Ибо в тот же самый год Вильгельм 29, граф нормандский, завоевал Великобританию, которая теперь называется Англией и, убив короля ее Геральда, всю страну подчинил своей власти, поселил там норманнов, а сам правил как король. В следующем году король 30 взял в жены Берту, дочь итальянского маркграфа Оттона, и отпраздновал свадьбу в Трибуре. Но папа римский 31 предал короля анафеме 32 после того как неоднократно призывал его к покаянию, и по его, как говорят, совету и предписанию Радульф 33, герцог Швабский, был избран королем некоторыми князьями. Однако он спустя немного времени был убит в открытом бою, а Германн 34, граф Логарингский, занял его место, но и сам вскоре был убит приверженцами короля. Я читаю и перечитываю историю римских королей и императоров, но до Генриха никого не нашел среди них, кто был бы отлучен от церкви римским папой или лишен власти, разве что, кто сочтет за анафему то, что Филипп 35 на короткое время был помещен римским папой среди кающихся, а Феодосии 36 за кровопролитие был отвергнут святым Амвросием от врат церкви.


Комментарии

1. См.: Августин, О граде божьем, XVII, 16.

2. Т. е. Тацита.

3. Имеются в виду язычники.

4. Даниил, 11,40.

5. Лукан, Фарсалия, 1, 15.

6. Т. е. в Восточную римскую империю.

7. Т. е. Рима.

8. Халкидий, Комментарий к «Тимею», Изд. Wrobel, 1896, 3, 14.

9. Исход, гл. 3.

10. Деяния апостолов, 7, 22.

11. Бытие, 12, 1-3.

12. Т. е. пошел в Египет, оставив Харан.

13. Исайя, 13, 19-22.

14. Иеремия, 2, 6.

15. Т. е. из Египта.

16. Ср. Гуго Сен-Викторский, De vanitate mundi, 2.

17. См. пролог к кн. V; ср. VII, 35.

18. Клирик, к которому обращен пролог «Хроники».

19. Гораций, Послания, II, 1, 117.

20. Арбат — правитель Мидии.

21. Т. е. Цезарь.

22. Константин I Великий (306-337).

23. Одоакр, скир, предводитель заговора против последнего римского императора Ромула Августула в 476 г.

24. Ругии — восточно-германское племя.

25. Т. е. Карл Великий (768-814).

26-27. См. примечания к статье «Ламперт Герсфельдский». Григорий VII умер в 1085 г.

28. Имеется в виду Конрад III (время правления 1138-1152).

29. Т. е. Вильгельм-Завоеватель.

30. Т. е. Генрих IV.

31. Т. е. Григорий VII.

32. В 1076 г.

33. Т. е. Рудольф Рейнсфельдский (1057—1080). Был избран в 1077 г.

34. Герман Сальмский, убит в 1081 г.

35. Т. е. Марк Юлий Филипп (Араб) — римский император (244-249).

36. Феодосий I — римский полководец и император с 388 г.

(пер. Т. И. Кузнецовой)
Текст воспроизведен по изданию: Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М. Наука. 1972

© текст - Кузнецова Т. И. 1972
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1972