Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ХАМДАЛЛАХ КАЗВИНИ

продолжение

ТАРИХ-И-ГУЗИДЕ

2. ИЗ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТАРИХ-И-ГУЗИДЕ СОСТАВЛЕННОГО ХАМДАЛЛАХОМ КАЗВИНИ

Дело обстояло так, что в конце лета 34 г. ханского 1, которое было в начале 736 г. хиджры (= 21 VIII 19359 VIII 1336), в Султанию пришло известие о том, что царь Узбек из потомства Туши-хана, сына Чингиз-хана, направляется из Дешт-и-Хазара в это царство (Иран). В силу того, что (правило) спешить с исправлением и устранением изъянов царства раньше чем враг укрепится и неприятель одолеет принадлежит к обязательным правилам управления миром и отпор этой смуте был необходим, султан Абу-Са'ид сказал себе *** "Так как в приятное время в заседаниях для наслаждении и удовольствии с возлюбленной юности мы испивали чашей удовлетворения (свои) желания и склонности, то теперь, когда настало время обнажения блестящего меча, нельзя проявлять медленности, а нужно проявить большое мужество и храбрость" ***. С эмирами и большим войском он направился в государство Арран. Из-за гнилости воздуха у большей части войска расстроилось здоровье, 2 и этот благочестивый царь и распространяющий щедрость государь, в период юности и весны жизни, в силу стихов: "Всякая душа изопьет смерти" и "смерть — чаша, и всякая душа выпьет ее" в четверг 13 реби II 736 г. (= 30 ХI 1335) чашей немощности испил глоток смерти и из Kаpa6aгa Арранского попал в жилище вечного пребывания... В таком положении царь Узбек с большим войском и несметным снаряженлем и оружием прошел через Дербенд Ширванский. В то же время склонность ума тянула некоторых с этой стороны к нему, и он, в надежде на это, дошел до реки Куры. Так как жители этого царства ни с какой стороны не видели безопасности, то отчаялись в (сохранении) имущества, жизни и крова и решились умереть и пропасть... (Арпакаун) с большим войском и несчетным оружием и снаряжением отправился к берегу Куры и занял берег реки всюду, где возможна переправа, и с (разных) сторон послал значительные войска с именитыми эмирами, чтобы они зашли в тыл узбекцам (узбекиян), мужественно напали бы на них из засады и ночью показали им день страшного суда. План удался. После того как эти известия дошли до них и они из-за этого обстоятельства потеряли свою надежду и стали сомневаться в своем положении, из Хорезма пришло известие о смерти покойного Кутлуг-Тимура, на котором держалось государство Узбека (мамлякат-и-узбеки). У них не осталось возможности оставаться (на месте). Группа из них, чтобы приобрести честь, появилась у моста. Храбрецы этой (иранской) стороны побили их. Когда они нашли у этих большое превосходство, то обратились в бегство. Прочитав вслух мысль о бегстве, оставив здесь большую часть обозов и грузов, они, с большой поспешностью, бросив славу и желанное, бежали и увидели воочию на своем положении смысл (слов) "когда не помогает..." 3 Так, как только смогли, они добрались до Дербенда и, довольствуясь своим царством, говорили: "Мы как были, а богатство излишне".


Комментарии

1. Т. е. по эре Газан-хана, которая началась 12 или 13 реджеба 701 г. (= 13 или 14 марта 1302). См.: В. В. Бартольд. Персидская надпись на стене анийской мечетя Мануче. СПб., 1911, 15, прим. 3.

2. Букв.: "Строй тела от мелодии вечной жизни стал негармоничным".

3. Последнее слово неразборчиво.

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941

© текст - Тизенгаузен В. Г., Ромаскевич А. А., Волин С. Л. 1941
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1941